что такое физули еда
Физули
Физули Мехмед бин Сулейман
(Магомед Сулейман оглы Физули)
Содержание
Биография
Образование получил в Багдаде, где изучал медицину, астрономию, логику, математику, а также древнегреческую и восточные философские системы. Был знаком с трудами Аристотеля и Платона. Тексты его произведений указывают на то, что Физули был знаком с творчеством Хагани, Низами, Хабиби, Насими.
Поэт выбрал себе довольно необычный псевдоним (техаллус). Физули на фарси означает дерзкий, нахальный. В предисловии к своему персидскому дивану Физули объясняет выбор столь необычного псевдонима тем, что он хотел выбрать для себя уникальное имя, которое никому бы не захотелось повторить. [45]
Он преподавал, одно время был служителем в мавзолее имама в городе Наджаф, откуда затем был уволен из-за немилости к нему вымогателей-чиновников и духовенства. Из-за этого испытал материальные трудности. Султан Селим назначил ему пенсию в размере 9 ахча.
Анализ творчества
В своих художественных произведениях Физули резко бичевал религию. Все несчастья своей эпохи поэт усматривал в дрязгах и авантюрах лицемерного духовенства. Он квалифицировал муридбазов и кази как поработителей, угнетателей народа, как паразитов, грабивших народ. В произведении «Шикаятнаме» (Книга жалоб) поэт дал критику существующего строя, вскрывая и разоблачая его пороки, грабёж, взяточничество, подхалимство и разбазаривание народных средств, весь государственный механизм — от мелкого вилайетского чиновничества до высшей придворной аристократии включительно.
Я отдал им поклон, но они не приняли его говоря: Я предъявил им указ. — Пустое! — отвечали они, не обращая на него внимания. — О господа, что за недостойное поведение, почему вы так неблагожелательно встречаете меня? — Мы всех так встречаем! — отвечали они. «Собхатуль-асмар» («Спор плодов») и «Бенг ве баде» («Опиум и вино») являлись первыми ласточками эпического творчества поэта. В произведении «Бенг ве баде» Физули предостерегает здоровых, которые в поисках убежища от зла и неприятностей могли бы обратиться к опиуму. Подобный призыв созвучен с пафосом романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. Всем строем своей в целом жизнелюбивой поэзии Физули отстаивает право человека на земное счастье. В таком ключе следует воспринимать и аллегорию «Сагинаме», в которой о людских пороках ведут разговор музыкальные инструменты. Аллегорический ряд образов и сравнений, представленный в том числе и в таких его произведениях, как «Саххат ве мераз» («Здоровье и болезнь») и «Ринду Захид» («Гуляка и отшельник»), как бы вписываются в пути развития мировой литературы. Произведение «Ринду Захид» подвергает уничтожающей критике религию как таковую. Самое популярное, высокохудожественное произведение Физули — поэма «Лейли и Меджнун». Тема её заимствована из арабского фольклора; она насчитывает около 30 различных вариантов в разных литературах феодальной формации до XVI века (персидская, чагатайская, турецкая, азербайджанская и др.). Физули своеобразно и мастерски использовал этот фольклорный материал и создал подлинно оригинальную поэму, превзошедшую по своей художественной выразительности все предыдущие варианты, поэму, ставшую памятником страданий, бесправной судьбы женщины Востока. Физули устами героя поэмы Меджнун («Сумасшедший»), искателя правды и справедливости, повествует об угнетении людей своей эпохи, указывая, что в современном поэту обществе нет никакой свободы. Язык у Физули, по сути — народный, особенно в произведениях, написанных на родном языке, — красочен, глубоко эмоционален и по сей день вполне понятен. Творчество Физули оказало большое влияние на развитие литератур народов Ближнего Востока. ПамятьВ честь Физули названы: Марка Азербайджана, посвящённая 500-летию со дня рождения Физули История АзербайджанаНаучно-популярный портал по истории Азербайджана Великий Физули: певец священной любвиАбузар Багиров Древние мудрецы утверждали, что каждый из нас только в настоящей любви становится Человеком. Без любви мы – неполноценные существа, жизнь наша лишена высокого смысла. Искренне любящий человек способен на красивые, благородные поступки, понимать и воспринимать адекватно других людей и самого себя. Тема любви не случайно находилась в центре внимания всех без исключения классиков поэзии Востока. Ведь они-то знали толк в жизненных перипетиях, понимали потребность и жажду человечества в любви. Волшебник слова, певец любви и красоты, светило любовной лирики, гениальный поэт и мыслитель, один из корифеев мировой литературы Мухаммед Физули в созвездии любовно-поэтического небосклона находится на недосягаемой высоте, ибо воспевал как реально-земную, так и божественно-священную любовь. Мухаммед Сулейман оглы родился в 1494 в городе Кербела близ Багдада. Отец его происходил из древнего тюркского рода Баят и переселился из Азербайджана на территорию Ирака вместе с большой частью родственников. Мухаммед получил блестящее образование вначале в Кербеле, а затем в Багдаде, изучил древнегреческую и восточную философию, прекрасно знал астрономию, логику, математику и медицину. В совершенстве владел персидским и арабским языками, прекрасно разбирался в османской и чагатайской литературных традициях. Он был знаком с трудами Аристотеля и Платона, с творчеством Хагани, Низами и Насими. Ранний литературный вкус и опыт был привит Мухаммеду поэтом Хабиби (1470-1545). В предисловии к своему тюркскому «Дивану» Физули отмечал, что начал писать стихи ещё в раннем возрасте. Псевдоним он выбрал себе необычный: «Физули» на фарси означает «дерзкий», «нахальный», «болтун». В том же предисловии автор объясняет свой выбор тем, что такое имя не захочется никому повторить: «…во-первых, я хотел видеть себя единственным среди современников. во-вторых, я старался быть человеком, вобравшим в себя все науки и знания, и нашёл псевдоним, выражающий это.» «Физули» обозначает также совокупность «фазла», т.е. наук и знаний; в народе слово «физули» ещё обозначает и оппозицию, противостояние нормам поведения, принятым правилам и традициям». Мухаммед Физули жил при трёх режимах: государстве Аггоюнлу до 1503 года, государстве Сефевидов – до 1534 года, Османской империи – до конца своей жизни, т.е. 1556 года. Во время своего пребывания в Багдаде десятый османский султан Сулейман Великолепный (06.11.1494-06.09.1566) назначил поэту ежедневную пенсию в размере 9 акчей. Но получение султанской пенсии оказалось сопряжено с чрезмерными бюрократическими препонами, о которых поэт написал в известной прозаической социальной сатире «Шикаятнаме» («Книга жалоб»), бичующей произвол правителей и знати, их жестокость, алчность. Долгое время Физули преподавал, а также был служителем в мавзолее четвёртого халифа имама Али ибн Абу Талиба (599-661) в Наджафе, откуда в преклонном возрасте был отстранен из-за немилости к нему вымогателей-чиновников и ортодоксального духовенства. Гениальный поэт скончался в 1556 году во время эпидемии чумы и был с почестями похоронен в одном из священных мест начального пункта паломничества всех мусульман мира в Мекку – мавзолее третьего имама Гусейна ибн Али (626-680) в своём родном городе Кербела. Мухаммед Физули, непревзойдённый в азербайджанской литературе мастер лирической поэзии, прошёл большой творческий путь, насыщенный художественными свершениями. Его перу принадлежат «Диваны» на трёх языках – тюркском (азербайджанском), персидском и арабском. Большая лирико-эпическая поэма «Лейли и Меджнун» написана на родном тюркском языке. Аллегорические поэмы «Опиум и вино», «Спор плодов», «Семь чашек», «Тело и болезнь», «Друг сердечный», сатирическое послание «Книга жалоб», философско-дидактические трактаты «Восхождение убеждений», «Сад блаженных», «Сорок хадисов» («Сорок притч») представляют собой совершенные образцы указанных литературных жанров. Поэт создавал бессмертные творения во всех поэтических формах лирического жанра своего времени: газель, касыде, кыте, мустазад, теркиббенд, терджибенд, мураббе, мухаммас, мусаддас и рубаи. Газели Физули – жемчужины его лирики, а стихотворное сказание о любви «Лейли и Меджнун» – венец его поэзии. Эта поэма-роман – чудо литературного искусства. Если бы Физули не создал бы ничего, кроме «Лейли и Меджнун», он всё равно снискал бы бессмертие, навеки вписав свое имя в историю мировой литературы. Лирика Физули воспринимается как многоцветная художественная панорама, в которой явно выражены переживания художника, его поиски идеальной красоты человека, совершенной и божественной гармонии души. Он видит в красоте и любви проявление высшей предвечной воли, одушевляющей все сущее во Вселенной. Любовь и красота в их объёмном, сакральном, суфийском понимании возвышаются как первооснова жизни. Поэт верует в бессмертие души и как бы подготавливает человека к тайне мира вечности, таинству возвращения к Богу. Собрание произведений (куллият) Физули начало составляться ещё при его жизни и завершено через несколько лет после кончины – оно датировано 1572-м годом. По утверждению вид- ного российского востоковеда Е.Э.Бертельса (1890-1957), в Европе хранилась 41 рукопись произведений Физули, но большинство их было неполными, с дефектами, и только девять датированы и представляли научную ценность. Три из них относятся к XVI веку, три к XVII веку, одна к XVIII и две к XIX веку. Большую ценность представлял переданный в дар М.С.Верещагиным Азиатскому музею АН СССР в 1961 году экземпляр куллията Физули, содержащий ряд его произведений и датированный 1589 годом. В своей фундаментальной монографии «Избранные труды. Низами и Физули» Е.Э.Бертельс дал полное описание этой рукописи и детально проанализировал обнаруженные в ней новые материалы. Первым печатным изданием произведений Физули можно считать литографический выпуск его лирического «Дивана» в 1828 в Тебризе, который через три года был переиздан в Египте. На основе бакинской рукописи, датированной 1572 годом, а также на основе ленинградской, тебризской, стамбульской и ташкентской рукописей академиком Г.Араслы были подготовлены и осуществлены полные научно-критические издания сочинений Физули в 1944-м, 1958-м, 1961-м и 1985-м годах. Серьёзное изучение поэтического наследия и биографии М.Физули началось в конце XIX века. Австрийский историк-востоковед, исследователь и переводчик восточных литератур Йозеф фон Хаммер-Пургшталь (1774-1856; «История арабской литературы»,1856), британский ориенталист Элиас Гибб (1845-1916; «Ottomanpoems. Translate into English verse in the Original forms, with introduction, biographical notices, and notes», 1882), российский востоковед-тюрколог Василий Смирнов (1846-1922; «Очерк истории османской литературы», 1892), британский писатель-востоковед Эдвард Гранвиль Браун (1862-1926; «Literary History of Persia», 1909), российский историк- востоковед Агафангел Крымский (1871-1942; «История Турции и её литературы», 1910) и другие высоко оценивали творчество Физули, превозносили оригинальность и искренность поэта и выражали своё преклонение перед его гением. Турецкие учёные Мехмет Фуат Кёпрюлюзаде (1890-1966), Исмаил Хикмет (1889-1967), Абдулкадыр Гарахан (1913-2000) и другие более детально изучили творческое наследие и биографию Физули. У чешского филолога-востоковеда Яна Рипки (1886-1968) и польского востоковеда Станиславы Плясковицка-Рымкевич также имеются ценные исследования творчества Физули. Из азербайджанских учёных с огромной благодарностью за бесценные исследования творческого наследия и биографии Физули, можно назвать следующие имена: литературоведы Бекир Чобанзаде (1893- 1937), Абдулла Сур (1883-1912), легендарный историк азербайджанской литературы Фирудин бек Кочарли (1863-1920), государственный и политический деятель, литературовед Маме- дамин Расулзаде (1884-1955), академик Гамид Араслы (1909-1983), профессор Мир Джалал Пашаев (1908-1978), академик Азада Рустамова (1932-2006), профессор Алиаждар Сеидзаде (1899-1970), профессор Акрам Джафар (1905- 1991), академик Фуад Гасымзаде (1929-2010), и др. Гений Физули проявлялся и в виртуозном использовании неисчерпаемого кладезя родного языка, в чём он достиг высочайшего уровня совершенства. В произведениях поэта азербайджанский тюркский язык вызывает восхищение своей прозрачной чистотой, чеканностью и смысловой ёмкостью. Такой поэтический язык стал неизменным эталоном во всей тюркской поэзии Ближнего и Среднего Востока XVI века, предопределив направление её развития в позднейшие столетия. Изображения: 1) Бюст Физули. Скульптор Н.Мамедов 2) Физули в медресе. Художник А.Вердиев По материалам журнала IRS Наследие ФизулиПолезноеСмотреть что такое «Физули» в других словарях:Физули — Могамед Сулейман Оглы (1500 (1502?) 1563) великий поэт и ученый Азербайджана. Основоположник азербайджанского литературного языка и литературы. Ф. родился в Иракеарабе (Месопотамии), в г. Кербала. Образование получил в гор. Багдаде, где изучал… … Литературная энциклопедия ФИЗУЛИ — (до 1959 Карягино) город (с 1827) в Азербайджане, в 32 км от железнодорожной ст. Горадиз. 17,5 тыс. жителей (1991). Предприятия пищевой промышленности, ткацкая фабрика. Назван по имени М. Физули … Большой Энциклопедический словарь ФИЗУЛИ — (правильнее Φ у з у л и), Мухаммед Сулейман оглы (р. в конце 15 в. – ум. 1556 или 1562) – азерб. поэт, классик азерб. лит ры. Ф. создал три дивана (сборника) газелей, касыд, рубай и др. на азерб., перс. и араб. языках, а также ряд поэм. Политич.… … Философская энциклопедия физули — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов Физули — У этого термина существуют и другие значения, см. Физули (значения). Физули азерб. Məhəmməd Füzuli, араб. فضولی … Википедия Физули, Мухаммед Сулейман оглы — Физули азерб. Məhəmməd Füzuli, араб. فضولی Имя при рождении: Физули Мехмед бин Сулейман (Магомед Сулейман оглы Физули) Дата рождения: ок. 1494 Место рождения … Википедия Физули Мухаммед Сулейман оглы — Физули азерб. Məhəmməd Füzuli, араб. فضولی Имя при рождении: Физули Мехмед бин Сулейман (Магомед Сулейман оглы Физули) Дата рождения: ок. 1494 Место рождения … Википедия Физули Мухаммед Сулейман оглы — Физули, Фузули Мухаммед Сулейман оглы (1494, г. Кербела, Ирак, √ 1556, там же), азербайджанский поэт. Писал на азерб., перс., араб. языках. Получил всестороннее образование. Занимался преподаванием, служил хранителем святых мест. Большую часть… … Большая советская энциклопедия Физули Мухаммед Сулейман оглы — (1494 1556), азербайджанский поэт лирик. 3 сборника газелей, касыд, рубаи; политическая сатира «Книга жалоб», философский трактат «Восхождение убеждений». Вершина творчества лирико эпическая поэма «Лейли и Меджнун» (1536 37; одноименная опера… … Энциклопедический словарь Город-призрак: Физули превращен в руины и развалины – фотоГород Физули был основан на месте села Гарабулаг, в котором вместе с азербайджанцами бок о бок проживали переселенные из России молокане. Далее Гарабулаг был переименован в Карягин и стал административным центром уезда. Свое современное название город получил в апреле 1959 года в честь 400-летия со дня рождения великого азербайджанского поэта Мухаммеда Физули. До оккупации армянскими ВС Физулинский район был культурно-промышленном центром Азербайджана. До войны здесь функционировали маслосыродельный, винодельческий, асфальтовый заводы, а также ткацкая фабрика, производились железобетонные изделия. В Физули действовали библиотеки, дома культуры, клубы, кинотеатры, музеи, театры и парки отдыха. После оккупации в 1993 году противник, изгнав азербайджанское население, держал этот район в качестве так называемого «пояса безопасности». Жизнь в физулинских селениях вымерла, вся инфраструктура пришла в запущенное состояние. В октябре 2020 года, в ходе успешной контрнаступательной операции ВС Азербайджана, Физулинский район удалось освободить от длительной армянской оккупации. Группе азербайджанских и иностранных журналистов, посетивших Физули, открылась прискорбная картина: от зданий остались одни фасады и фундаменты, цветущие парки разрушены, не осталось и следа от театров, музеев, мечетей. Вандализму подверглось и кладбище. Тут и там виднеется подбитая военная техника, укрепления противника с брошенным в бегстве вооружением. Заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации Президента Азербайджана Хикмет Гаджиев недавно в своем твиттер-аккаунте написал, что когда люди увидят, какие разрушения совершила Армения в некогда процветавшем городе Физули, у вандализма может появиться новый синоним. Глядя на кадры, снятые там, с ним невозможно не согласиться. Физули, Мухаммед Сулейман оглыФизули Мехмед бин Сулейман СодержаниеБиографияОбразование получил в Багдаде, где изучал медицину, астрономию, логику, математику, а также древнегреческую и восточные философские системы. Был знаком с трудами Аристотеля и Платона. Тексты его произведений указывают на то, что Физули был знаком с творчеством Хагани, Низами, Хабиби, Насими. Поэт выбрал себе довольно необычный псевдоним (техаллус). Физули на фарси означает дерзкий, нахальный. В предисловии к своему персидскому дивану Физули объясняет выбор столь необычного псевдонима тем, что он хотел выбрать для себя уникальное имя, которое никому бы не захотелось повторить. [46] Он преподавал, одно время был служителем в мавзолее имама в городе Наджаф, откуда затем был уволен из-за немилости к нему вымогателей-чиновников и духовенства. Из-за этого испытал материальные трудности. Султан Селим назначил ему пенсию в размере 9 ахча. Анализ творчестваВсего написано великим поэтом 16 произведений на азербайджанском, персидском и арабском языках. Из этих произведений два переводные, остальные оригинальные. Физули — преимущественно поэт-лирик. Подавляющее большинство его поэтических произведений — газели, крупнейшее — поэма «Лейли и Меджнун». В своих газелях Физули отразил недовольство, переживания и чаяния широких народных масс, претерпевших разорение, гнёт, нищету в результате междоусобных войн и борьбы между турецкими и персидскими феодалами за гегемонию на Ближнем Востоке. Поэт страстно негодовал против непрерывных грабительских опустошающих войн, проклиная их виновников — шахов и султанов («Да прогорит пусть торжество господства»). В своих художественных произведениях Физули резко бичевал религию. Все несчастья своей эпохи поэт усматривал в дрязгах и авантюрах лицемерного духовенства. Он квалифицировал муридбазов и кази как поработителей, угнетателей народа, как паразитов, грабивших народ. В произведении «Шикаятнаме» (Книга жалоб) поэт дал критику существующего строя, вскрывая и разоблачая его пороки, грабёж, взяточничество, подхалимство и разбрасывание народных средств, весь государственный механизм — от мелкого вилайетского чиновничества до высшей придворной аристократии включительно.
«Собхатуль-асмар» («спор плодов») и «Бенг ве баде» («Опиум и вино») являлись первыми ласточками эпического творчества поэта. В произведении «Бенг ве баде» Физули предостерегает здоровых, которые в поисках убежища от зла и неприятностей могли бы обратиться к опиуму. Подобный призыв созвучен с пафосом романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. Всем строем своей в целом жизнелюбивой поэзии Физули отстаивает право человека на земное счастье. В таком ключе следует воспринимать и аллегорию «Сагинаме», в которой о людских пороках ведут разговор музыкальные инструменты. Аллегорический ряд образов и сравнений, представленный в том числе и в таких его произведениях, как «Саххат ве мераз» («Здоровье и болезнь») и «Ринду Захид» («Гуляка и отшельник»), как бы вписываются в пути развития мировой литературы. Произведение «Ринду Захид» подвергает уничтожающей критике религию как таковую. Самое популярное, высокохудожественное произведение Физули — поэма «Лейли и Меджнун». Тема её заимствована из арабского фольклора; она насчитывает около 30 различных вариантов в разных литературах феодальной формации до XVI века (персидская, чагатайская, турецкая, азербайджанская и др.). Физули своеобразно и мастерски использовал этот фольклорный материал и создал подлинно оригинальную поэму, превзошедшую по своей художественной выразительности все предыдущие варианты, поэму, ставшую памятником страданий, бесправной судьбы женщины Востока. Физули устами героя поэмы Меджнун («Сумасшедший»), искателя правды и справедливости, повествует об угнетении людей своей эпохи, указывая, что в современном поэту обществе нет никакой свободы. Язык у Физули, по сути — народный, особенно в произведениях, написанных на родном языке, — красочен, глубоко эмоционален и по сей день вполне понятен. Творчество Физули оказало большое влияние на развитие литератур народов Ближнего Востока. Серьезное изучение творчества Физули началось в конце XIX века. Британский исследователь Элиас Гибб первым указал в своей работе, опубликованной в 1882 году, что Физули писал на азербайджанском языке. [48] Памяти Физули
|