что такое финансовый менеджмент определение
Финансовый менеджмент
Содержание
Что такое финансовый менеджмент?
Финансовый менеджмент — это деятельность предприятия, направленная на управление финансами, что подразумевает использование различных приемов, методов и средств для повышения доходности и минимизации рисков.
Цель финансового менеджмента — получить максимальную финансовую выгоду от функционирования предприятия в интересах его собственников.
Функции финансового менеджмента:
Задачи финансового менеджмента
Стратегические задачи в управлении финансами сводятся к:
1) Увеличение прибыли предприятия.
2) Увеличение рыночной стоимости акций компании и, как следствие, самой компании.
3) Обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия.
4) Обеспечение платежеспособности и ликвидности предприятия.
5) Обеспечение достаточного уровня рентабельности и продаж.
6) Формирование гибкой ценовой политики и снижение издержек.
7) Обеспечение финансовой устойчивости в долгосрочном периоде и избежание крупных финансовых неудач.
8) Закрепление позиций компании на занимаемом рынке или расширение существующего рыночного сегмента.
Система финансового менеджмента
Перечень неокончательный.
Перечисленные системы менеджмента предназначены для помощи в принятии решений управленцами. Они разработаны таким образом, чтобы задавать действия менеджеров при стандартном исполнении.
Роль финансового менеджмента
Финансовый менеджмент представляет собой гибкий механизм управления, ориентированный на быстрые изменения во внутренней и внешней экономической среде.
Роль финансового менеджмента состоит в том, что он помогает руководству компании получить ответы на следующие практические вопросы:
Ссылки
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Что такое финансовый менеджмент? Роль финансового менеджмента для современного предприятия
Финансовый менеджмент – это направление, которое занимается формированием капитала в компании, а также ведает вопросами его рационального использования с целью увеличения прибыли.
Понятие финансового менеджмента
Сегодня финансовый менеджмент – это совокупное понятие, которое состоит из несколько областей:
Как деятельность менеджмент принято рассматривать с трех сторон:
Ответ на вопрос что изучает финансовый менеджмент очень прост – управление бюджетом предприятия, его грамотное ведение, распределение средств, а кроме того анализ и оценка имеющейся схемы работы с капиталом.
История финансового менеджмента
Финансовый менеджмент начинает свою историю в США в начале двадцатого века. Изначально он занимался вопросами бюджетирования молодых компаний, позже в эту же сферу вошли инвестиции финансов в новые направления развития, а также проблемы способные привести к банкротству.
Считается, что первый существенный вклад в науку внес Марковиц. В пятидесятых годах прошлого века он разработал портфель инструментов на уровне теории. Через два года тройка ученых Шарп, Линтнер и Моссин на основе разработок Марковица создали метод оценки активов. С его помощью можно сопоставить риски и доходы конкретной организации. Дальнейшие работы в данной области позволили создать ее ряд инструментов, которые помогают проводить оценку ценообразования, рынка и других необходимых сфер бизнеса.
Следующим этапом развития стали разработки Модильяни и Миллера. Они вплотную занялись исследованием строения капитала, а также стоимостью возможных поступлений финансирования. В 1985 году выходит книга «Стоимость капитала», которая становится своего рода рубежом.
«Стоимость капитала» раскрывает теорию портфеля инструментов финансирования и структуру капитала. Упрощенно можно сказать, что книга позволяет получить ответы на вопрос – где взять деньги и куда их грамотно вложить.
Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента
Финансы любой компании – это система хозяйственных отношений внутри и за ее пределами. Иными словами, отношения, возникающие при использовании денежных ресурсов, относятся к финансовой деятельности.
Каждый бюджет имеет свою специфику, которая зависит от многих параметров – объем, его структура, длительность цикла производства продукции, затраты, экономические условия и даже климатические аспекты.
Какую роль играет финансовый менеджмент в организации
Финансовое управление – это система работы с бюджетом предприятия. Она, как и любая система имеет свои методы, формы и приемы управления. Любое решение принимается после сбора и обработки необходимой информации.
Вполне очевидно, что эффективно использовать финансы, а прежде их получить невозможно без проработанной системы управления ими.
Стоит отметить, что финансовый менеджмент на предприятии – самый важный вид управления, так как от его эффективности зависит конкурентоспособность и устойчивость компании на современном нестабильном рынке (см. Менеджмент как искусство управления).
Финансовый механизм
Управление финансами осуществляется с помощью механизма, который в свою очередь включает методы формирования, планирования и стимулирования работы с денежными ресурсами.
Финансовый механизм делится на четыре составляющих:
Объекты и субъекты финансового менеджмента
Финансовый менеджмент, как система делится на две подсистемы – субъект и объект.
Объект – это то на что направлена деятельность. Объектами финансового менеджмента являются деньги предприятия, их оборот, а также денежные отношения между разными структурами одного предприятия.
Субъекты финансового менеджмента – это то откуда исходит любая деятельность. А именно это группа лиц или один менеджер, которые обрабатывает поток информации и вырабатывает систему управления. Кроме того это лицо занимается контролем и оценкой эффективности выбранной стратегии. Также в его сферу деятельности входит работа с инвесторами, оценка рисков и все что касается доходов и расходов.
Цели и задачи финансового менеджмента
Цели и задачи – это два взаимосвязанных понятиях. Если говорить в общем, то задача всегда вытекает из цели. Цель – это более глобальное действие, достижение которой осуществляется путем решения конкретных задач. Таким образом, цель имеет большую протяженность во времени, а задача маленькую. Цели и задачи финансового менеджмента всегда идут бок о бок, и одно не может достижимо без другого.
Для каждой цели обычно прописывается несколько задач, которые помогают ее осуществить.
Цели финансового менеджмента:
Наиболее распространенные задачи финансового менеджмента:
Функции и методы финансового менеджмента
Функции финансового менеджмента:
Финансовый менеджмент также имеет стратегию и тактику. Стратегия – это общее направление, то есть к чему движется компания, тактика – краткосрочное направление, то есть то, как будет реализована стратегия. Процессы аналогично целям и задачам. Можно провести аналогию: стратегия – это формирование целей, тактика – формирование задач.
Методы финансового менеджмента
Исходя из вышесказанного, существуют следующие методы финансового менеджмента, которые позволяют выполнять функции:
Планирование:
Создание структуры капитала, расчет его стоимости:
Разработка политики инвестиционных вложений:
Управление оборотным капиталом:
Работа с рисками:
Информационное обеспечение финансового менеджмента
Финансовый менеджмент не может быть эффективным без работы с информацией. Вся информация, поступающая в отдел финансового менеджмента, приходит по двум каналам – внутренним и внешним. В целом информацию необходимую для эффективной работы подразделения можно разбить на несколько типов:
Проблемы финансового менеджмента
Финансовый менеджмент, как и любое другое направление управления на предприятии имеет ряд проблем. В России было проведено исследование, на основании которого удалось выявить основные проблемы. Были опрошены генеральные и финансовые директора более чем 250 предприятий самого разного размера. Некоторые из них включают не более 30 сотрудников, в других персонал достигает нескольких тысяч человек.
Проблемы, с которыми сталкивается финансовый менеджмент:
Оценка эффективности финансового менеджмента
Финансовый менеджмент – это работа с деньгами предприятия, соответственно эффективным считается такой вид менеджмента, при котором прибыль и рентабельность предприятия растут.
Оценить эффективность финансового менеджмента можно путем анализа нескольких групп:
Для получения рентабельности и прибыльности компании анализируют несколько показателей:
Деловая активность и капиталоотдача показывают эффективность использования привлеченных средств и вложенных собственных финансов в другие направления. Оценивается прибыль от этих действий.
Рыночная стоимость компании – это показатель для внешних компаний, например, партнеров. С его помощью сторонние организации могут делать выводы об эффективности деятельности предприятия, а также принимать решения относительно начала совместной деятельности и партнерства.
Базовые показатели финансового менеджмента
В настоящее время на российском рынке приняты стандарты западного ведения бизнеса. Базовыми показателями финансового менеджмента являются:
Добавленная стоимость – формируется путем вычета из стоимости всей произведенной продукции (не только проданной) за отчетный период стоимости услуг, материалов и сторонних организаций. Этот остаток и является чистой добавленной стоимостью. Чем он выше, тем успешнее предприятие.
Брутто-результат – из предыдущего показателя отнимаются зарплаты и все связанные с ними расходы (налоговые и пенсионные отчисления и прочее). Данный показатель показывает прибыль без амортизации, налога на прибыль и издержек по заемным финансам. Описывает насколько успешно компания ведет свою финансовую деятельность. Помогает прогнозировать дальнейшее развитие.
Нетто-результат – от предыдущего показателя отнимаются все затраты на восстановление собственного баланса (без учета оплаты процентов по кредитам, налога на прибыль, займы и прочее). Показывает балансовую прибыль организации.
Экономическая рентабельность – чистая прибыль со всеми вычетами расходов, как своих трат, так и заемных средств.
Основные понятия и сущность финансового менеджмента
В современной экономике финансовые потоки являются основным объектом управления на любом предприятии, поскольку каждое хозяйственное решение прямо или косвенно связано с движением денежных средств. Поэтому большинству управленцев так или иначе приходится взаимодействовать с финансовыми службами в процессе реализации своих функциональных задач.
В этой связи знание основ финансового менеджмента сегодня необходимо каждому руководителю среднего и высшего звена управления для более глубокого и комплексного понимания проблем, стоящих перед его предприятием, и эффективного выполнения своих функций.
Финансы — это специфическая сфера экономических отношений, связанных с формированием, распределением (перераспределением) и использованием фондов денежных средств.
Деньги, как материальная основа финансовых отношений, играют важнейшую роль в рыночной экономике, выражая и согласовывая интересы ее участников, а также выступая в качестве всеобщего стоимостного эквивалента.
Под фондом денежных средств понимается их обособленная часть, имеющая целевое назначение. Денежные средства, находящиеся в таких фондах, называются финансовыми ресурсами.
В настоящее время управление финансовыми ресурсами является одной из основных и приоритетных задач, стоящих перед любым предприятием. Приоритетность этого направления в системе целей управления предприятием обусловлена тем, что финансы представляют собой единственный вид ресурсов, способный трансформироваться непосредственно и с наименьшим интервалом времени в любой другой: средства и предметы труда, рабочую силу и т. п.
Рациональность, целесообразность и эффективность подобной трансформации во многом определяют экономическое благополучие предприятия, а также всех заинтересованных в его функционировании субъектов: собственников, работников, контрагентов, государства, общества в целом.
Ключевая роль финансовых ресурсов в рыночной экономике обусловливает необходимость выделения функций управления ими в самостоятельную сферу деятельности — финансовый менеджмент.
Финансовый менеджмент — это управление финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта, направленное на реализацию его стратегических и текущих целей.
Будучи широким и многогранным по своему содержанию, финансовый менеджмент может рассматриваться в различных контекстах:
Финансовый менеджмент как научная дисциплина представляет собой систему теоретических знаний, концепций, моделей и разработанных на их основе прикладных методов, приемов, инструментов, применяемых в процессе принятия управленческих решений.
Теория и практика финансового менеджмента находятся в непрерывном развитии, реагируя на различные изменения, происходящие в экономической среде.
Важнейшими теоретическими положениями современной науки управления финансами являются:
1. Концепция денежных потоков
Объем денежных средств, снимаемый с выхода аппарата, зависит от различных факторов, в том числе от свойств и характеристик составляющих его элементов, от эффективности реализации протекающих в нем процессов, от состояния окружающей среды и т. п.
Однако очевидно, что вкладывать средства в подобный аппарат имеет смысл только в том случае, если в итоге денежные потоки на выходе будут превышать входные, причем в объеме, достаточном для покрытия всех расходов, связанных с функционированием упомянутого аппарата и удовлетворением целей получателя.
Соответственно, разность между выходными и входными денежными потоками за соответствующий период времени будет представлять собой результат, полученный от работы этого аппарата (оборудования, предприятия, бизнеса).
Таким образом, ценность аппарата определяется теми денежными потоками (cash flows), которые он способен создавать для своих текущих или потенциальных владельцев. Известный афоризм гласит: «Денег никогда не бывает много!»
2. Концепция временной ценности денег
Более того, в бизнесе и в повседневной жизни время получения денег играет не меньшую роль, чем сами размеры денежных сумм. Например, рубль сегодня более ценен, чем рубль, который поступит спустя некоторое время, поскольку его уже можно потратить на удовлетворение текущих потребностей или вложить (инвестировать) с перспективой получения дополнительного дохода в будущем.
Вернемся к нашей метафоре с аппаратом для производства денег. Какова бы ни была величина выходного денежного потока, она будет получена только через определенный период времени. Однако деньги, необходимые для получения указанного потока, необходимо «заложить» в аппарат уже сейчас.
Принимая решение о целесообразности подобных вложений, нужно уметь оценивать будущие денежные потоки с позиции текущего момента времени, т. е. определять их современную стоимость (present value — PV). Для оценки современной, или текущей, стоимости будущих сумм финансисты используют специальную методику, известную как дисконтирование денежных потоков.
3. Концепция риска и доходности
Концепция риска и доходности акцентирует внимание менеджера на необходимости оценки не только возможных результатов хозяйственной операции, но и рисков, связанных с их получением. Согласно данной концепции принятие риска оправдано лишь в том случае, если предполагаемый доход является возможным и приемлемым и при этом наступление рискового события не приведет к негативным последствиям для бизнеса.
Таким образом, добиться значительных результатов, обеспечить процветание фирмы в будущем можно, лишь правильно оценивая риски, принимая своевременные и адекватные меры по их снижению.
4. Портфельная теория и модели ценообразования активов
Например, вложение денег одновременно в нефтяной бизнес и в розничную торговлю будет менее рисковым, чем вложение той же суммы в один из этих видов деятельности, поскольку снижение денежных поступлений от одного из них может быть компенсировано их ростом от другого.
В свою очередь, различные модели ценообразования активов (САРМ, APT и др.) позволяют выявить основные факторы риска инвестиционного портфеля и оценить их влияние на его стоимость и доходность.
5. Теория структуры капитала и дивидендной политики
Поиск научно обоснованных ответов на эти весьма непростые вопросы составляет предмет исследований теории структуры капитала. Изучение фундаментальных положений данной теории позволяет лучше понять факторы, которые необходимо учитывать в процессе принятия решений по финансированию деятельности фирмы.
Не менее важной и тесно взаимосвязанной с предыдущей является проблема распределения полученной прибыли, рассматриваемая в рамках дивидендной политики. Ключевая проблема дивидендной политики заключается в отыскании оптимального соотношения между выплатами в пользу предоставивших капитал владельцев фирмы и той частью прибыли, которая направляется на дальнейшее развитие бизнеса.
6. Теория агентских отношений
С позиции управления финансами наиболее важными агентскими отношениями являются отношения между собственниками и менеджерами, а также между кредиторами и акционерами. Например, в бизнесе часто возникают ситуации, когда владельцы капитала делегируют принятие управленческих решений наемным менеджерам (агентам). Однако менеджеры в целях сохранения своего рабочего места, развития карьеры, роста заработной платы и т. п. могут принимать решения, которые выгодны лично им, в ущерб интересам владельцев бизнеса.
Экономисты называют конфликты, возникающие из отношений «принципал-агент», агентскими проблемами, или агентскими конфликтами. Теория агентских отношений изучает сущность и причины возникновения подобных конфликтов, а также разрабатывает методы и инструменты, позволяющие преодолевать или снижать их негативные последствия.
С практической точки зрения финансовый менеджмент может рассматриваться как система управления денежными средствами предприятия и их источниками.
Как и любая система управления, она включает объект и субъект, т. е. управляемую и управляющую подсистемы:
Функционирование любой системы управления в экономике осуществляется в рамках действующего правового обеспечения, к которому относятся законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств, лицензии, а также уставные документы, положения и инструкции, регламентирующие работу конкретного предприятия:
Поскольку подобная информация возникает, циркулирует и потребляется внутри предприятия, она должна быть всегда доступна финансовому менеджеру в полном объеме и с любой степенью детализации. Объемы, формы, степень детализации и периодичность ее получения определяются соответствующими положениями и инструкциями, регламентирующими работу конкретного предприятия.
При безусловной важности внутренней информации для финансового управления хозяйственным объектом успешность и эффективность его функционирования в условиях рынка во многом определяются способностью адаптации к внешней среде. В этой связи значительная доля информационных потребностей финансового менеджера приходится на внешнюю по отношению к объекту управления информацию: данные о рыночной конъюнктуре, поставщиках, покупателях, конкурентах, процентные ставки, макроэкономические индикаторы, котировки ценных бумаг, изменения в законодательстве и т. п.
Доступность, объективность и своевременность получения такой информации будет зависеть от различных факторов, к важнейшим из которых следует отнести уровень развития информационного рынка и его инфраструктуры, а также используемое техническое обеспечение и профессиональную подготовку менеджера в области информационных технологий.
С развитием форм организации бизнеса финансовый менеджмент превратился в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Отделение собственности от управления способствовало появлению и развитию фирм, специализирующихся на профессиональном финансовом управлении предприятиями.
Почему необходимо изучать финансовый менеджмент?
На сегодняшний день одним из основных условий стабильного функционирования любого предприятия является грамотно и корректно выбранная стратегия предпринимательской деятельности. И ключевую роль в создании этой стратегии играет финансовый менеджмент.
Сущность финансового менеджмента
Финансовый менеджмент — это финансовая наука, которая изучает методы эффективного использования собственного и заемного капитала компании, способы получения наибольшей прибыли при наименьшем риске, быстрого увеличения капитала. Финансовый менеджмент отвечает на вопрос, как можно легко и быстро превратить предприятие из неинтересного в привлекательное для инвесторов.
Это определенная система принципов, форм и методов, которая применяется для корректного регулирования финансовой деятельности предприятия. Именно финансовый менеджмент отвечает за принятие инвестиционных решений и обнаружение для них финансовых источников. То есть по большому счету отвечает на вопросы, где взять деньги и что с ними дальше делать. Актуальность применения финансового менеджмента также обуславливается тем, что современные экономические реалии и требования мирового рынка предполагают постоянное развитие. Сегодня успешный бизнес не может стоять на месте, он должен расти, расширяться, находить новые пути самореализации.
Направления деятельности финансового менеджмента
Направления деятельности финансового менеджмента – это области деятельности (закрытые зоны ответственности) финансовых менеджеров в процессе осуществления их функций.
Цели и задачи финансового менеджмента
Основной целью финансового менеджмента является максимизация стоимости предприятия за счет наращивания капитала.
Базовые концепции финансового менеджмента
Доскональное владение концепциями финансового менеджмента и их взаимосвязью влечет принятие эффективных, взвешенных, выгодных и рациональных решений в процессе управления финансовыми потоками предприятия.
Функции финансового менеджмента
Любой процесс или деятельность предполагает наличие определенных функций. Функции финансового менеджмента разделены на 2 формата:
Актуальность и востребованность финансового менеджмента в современном бизнесе приводит к огромному спросу на квалифицированных специалистов, который на сегодняшний день значительно превышает предложение, существующее на рынке труда. Это говорит о том, что человек, обладающий знаниями в сфере финансового менеджмента может рассчитывать не только на гарантированное трудоустройство и стабильно высокий заработок, но и на стремительное развитие карьеры.
Итак, какими знаниями и умениями должен обладать специалист, претендующий на должность финансового менеджера?
Что такое финансовый менеджмент простыми словами
Финансовый менеджмент – довольно часто встречающееся словосочетание. Его сегодня весьма модно использовать, причем не только в отношении финансов компании и предприятия, так и в отношении личных финансов.
А говоря простыми словами, это явление недалеко ушло от управления финансами, по крайней мере, управление входит в менеджмент в качестве одной из важнейших его частей.
Но раз уж мы заговорили о финансовом менеджменте, почему бы не углубиться в эту тему, и не постараться понять, что это такое и для чего служит.
Понятие финансовый менеджмент
Грамотная стратегия поведения и управления на сегодняшний день – залог успешного продвижения и развития бизнеса. Сама же эта стратегия включает в себя финансовый менеджмент. Не обойдемся и без определения.
Цель финансового менеджмента — получить максимальную финансовую выгоду от функционирования предприятия в интересах его собственников.
Эта определенная система методов, приемов, принципов, которые корректно регулируют финансовую деятельность компании или предприятия, делая его в кратчайшие сроки привлекательным для инвестиций и вложений.
Он же направлен на верный выбор активов и направлений для инвестирования и поиск средств для финансовых вложений. То есть, менеджмент отвечает на вопросы «Где взять деньги?» и «Куда их вложить для получения прибыли?»
Так что финансовый менеджмент – это не просто модное слово, это актуальный инструмент для работы в условиях современного, постоянно изменяющегося рынка. Успешное предприятие просто не может стоять на месте, когда вокруг все меняется.
А чтобы эти изменения были поняты, приняты и адаптированы под работу бизнеса, и используются инструменты финансового менеджмента.
В каких направлениях действует финансовый менеджмент
Под направлениями стоит понимать области деятельности менеджеров, у каждого из которых свои функции и задачи. Исходя из этого, направлений можно выделить несколько:
Как вы могли заметить, подобные направления, опять же, актуальны даже в отношении отдельно взятого бюджета одного человека. Если же мы говорим о предприятии, то сюда добавляется также ценообразование и ценовая политика, распределение прибыли и установление дивидендов, оптимизация продаж и так далее. Этот перечень также можно назвать функционалом финансового менеджмента.
Главные цели
Само собой, главная цель работы менеджеров – это максимальное увеличение прибыли, и, как следствие, достижение процветания владельцев бизнеса и работников. В случае с частным бюджетом физического лица, главная цель та же – максимальная прибыль при минимуме рисков.
Эту одну глобальную цель можно «разбить» на ряд подцелей, таких как:
В зависимости от направления деятельности и рынка, цели могут быть и более специфичными, но суть остается той же – защита и увеличение капитала.
Компании важно сохранять конкурентоспособность на рынке при неизменном функционировании, исключая возможность разорения и потери капитала и, как следствие, закрытия. Глобальной можно считать также цель достижения лидирующих позиций на рынке, и максимальный рост цены организации в перспективе.
Устойчивый темп роста ведет, в свою очередь, к устойчивому же увеличению прибыли, что и помогает достичь первой и главной цели – процветания работников компании на всех уровнях. Именно в свете главной цели составляется инвестиционный портфель, определяется ценовая и управленческая политика и так далее.
Как разрабатывается система менеджмента
При таком обилии задач, стоит понимать, что сама система довольно крупная, а значит, четкому контролю поддается с трудом. Ее разбивают на несколько подсистем, чтобы ими было легче управлять.
При разработке системы управления, стоит принимать во внимание:
Относительно последнего: если компания на грани разорения, а руководство приняло решение нанять успешного финансового менеджера, это не значит, что специалист выведет из этого состояния бизнес за сутки. На работу таких специалистов стоит смотреть объективно, понимая ее необходимость, но не устанавливая невыполнимые задачи.
Роль финансового менеджмента
Современное ведение бизнеса требует современного же подхода. Стоит понимать, что менеджмент в этом случае – это гибкий механизм управления, который изначально ориентирован на скорые изменения во внутренней и внешней экономической среде.
Если говорить совсем просто, то приемы и методы финансового менеджмента помогают ответить на вопросы типа
Само собой, финансовый менеджмент – это и интересно, и сложно. Но он необходим в нынешних условиях, так что консервативный подход в этом вопросе недопустим.