что такое философская антропология

Философская антропология и её основные проблемы.

что такое философская антропология. Смотреть фото что такое философская антропология. Смотреть картинку что такое философская антропология. Картинка про что такое философская антропология. Фото что такое философская антропология что такое философская антропология. Смотреть фото что такое философская антропология. Смотреть картинку что такое философская антропология. Картинка про что такое философская антропология. Фото что такое философская антропология что такое философская антропология. Смотреть фото что такое философская антропология. Смотреть картинку что такое философская антропология. Картинка про что такое философская антропология. Фото что такое философская антропология что такое философская антропология. Смотреть фото что такое философская антропология. Смотреть картинку что такое философская антропология. Картинка про что такое философская антропология. Фото что такое философская антропология

что такое философская антропология. Смотреть фото что такое философская антропология. Смотреть картинку что такое философская антропология. Картинка про что такое философская антропология. Фото что такое философская антропология

что такое философская антропология. Смотреть фото что такое философская антропология. Смотреть картинку что такое философская антропология. Картинка про что такое философская антропология. Фото что такое философская антропология

Современная философская антропология исследует человека как одну из форм бытия, наряду с бытием природы и бытием общества. Это комплексное, многоаспектное учение, которое развивается многими философскими школами и направлениями.

Современная философская антропология решает следующие проблемы:

— выясняет связи данной концепции человека с социологической, социально-психологической, этической и другими конкретными теориями о человеке;

— исследует соотношение между материальной организацией космоса (природы) и человека, их взаимообусловленное существование и развитие;

— изучает место человека в мире, смысл его жизни, соотношение смерти и бессмертия человека;

— объясняет происхождение человека и общества на Земле в процессе эволюции неживой и живой природы, особенно – высших животных;

— анализирует деятельностную сущность человека, его свободу и ответственность, идеалы и ценности;

— обобщает данные частных наук о современной эволюции человека, его жизнедеятельности, роли во Вселенной, общественном прогрессе;

— аргументирует гуманистический характера человека и общественного развития и др.

Таким образом, философская антропология описывает природу и сущность человека, его другие характеристики в понятиях всеобщего и общесоциологического, в единстве существования человека как природного и социального существа, как уникальной формы бытия.

Источник

Философская антропология

что такое философская антропология. Смотреть фото что такое философская антропология. Смотреть картинку что такое философская антропология. Картинка про что такое философская антропология. Фото что такое философская антропология что такое философская антропология. Смотреть фото что такое философская антропология. Смотреть картинку что такое философская антропология. Картинка про что такое философская антропология. Фото что такое философская антропология что такое философская антропология. Смотреть фото что такое философская антропология. Смотреть картинку что такое философская антропология. Картинка про что такое философская антропология. Фото что такое философская антропология что такое философская антропология. Смотреть фото что такое философская антропология. Смотреть картинку что такое философская антропология. Картинка про что такое философская антропология. Фото что такое философская антропология

что такое философская антропология. Смотреть фото что такое философская антропология. Смотреть картинку что такое философская антропология. Картинка про что такое философская антропология. Фото что такое философская антропология

что такое философская антропология. Смотреть фото что такое философская антропология. Смотреть картинку что такое философская антропология. Картинка про что такое философская антропология. Фото что такое философская антропология

1. Философское учение о человеке в истории философии.

2. Понятие человека в современной философии.

У меня множество заветных мыслей, секретов и загадок. Но самая большая тайна – это я сам. Необыкновенное существо, способное познавать мир, любить, страдать, переживать страх. Я человек, и на земле нет другого создания, которое могло бы сравниться с потомком Адама.

Человек стал размышлять о том, кто он, едва научившись выражать свои мысли и чувства. Он издревле пытался понять самого себя. Эта глубинная потребность раскрыть собственную тайну составляет сущность человеческого.

Особую значимость проблема человека приобрела в наше время. В конце 20- начале 21 века человек попал в сложную ситуацию: современная цивилизация вступила в период обострения глобальных кризисов, которые угрожают жизни в целом. «В тисках» информационно-техногенного общества человеческая личность постепенно нивелируется. Как следствие, человек как бы потерял веру в свою исключительность, уникальность, разумность своих деяний, он потерял свое место в природе. И со всей остротой встал вопрос: Что есть человек? Какова его природа и предназначение?

Человека изучают многие науки, но каждая под своим углом зрения. И только философия дает целостный взгляд на человека: определяет фундаментальные проблемы его бытия, смысл существования и деятельности, резервы и возможности его организма, мышления, решает проблемы смерти и бессмертия.

Познать человека – это означает познать весь мир. Недаром античные философы, сравнивая человека с Космосом, определяли его как Микрокосм – малый образ Космоса.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы, как истории планет

У каждой всё особое, своё

И нет планет, похожих на неё.

У каждого есть тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший лист.

Есть в мире этом самый страшный час.

Но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Всё это забирает он с собой.

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры (Е.Евтушенко «Люди»)

?Все философские проблемы группируются вокруг центральной проблемы – проблемы человека, которая стягивает всю философскую проблематику в единое целое, поскольку вопросы, которые решает философия, имеют смысл не сами по себе, а только применительно к человеку. Таким образом, все разделы философии прямо или косвенно служат поискам ответов на вопрос: что есть человек?

Философская антропология –это философская наука, которая изучает человека как особый родсущего во всём его природном и социальном многообразии. ФА исследует происхождение и развитие человека как социокультурного существа, выявляет его место в общей картине бытия.

Изучение человека, как в научном, так и в философском смысле – сложнейшая задача: человек не вещь, которую можно изучать в лабораторных условиях. Кроме этого, человек – это существо, которое незавершенно в своем развитии: биологическом, социальном и культурном, а двойственность природы человека определяет многообразие его бытия. Поэтому сложно описать свойства и сущность человека. Главным методом познания в философской антропологии служит самопознание: человеческая мысль направлена на самого себя: т.е. объект исследования совпадает с субъектом.

Философское понимание сущности человека важно для медицинскойтеории и практики. Философия вооружает медицину знаниями о материальной, духовной и социальной составляющими человека. Она дает медикам ответы на мировоззренческие вопросы о человеческом бытии – о смысле его жизни и деятельности, о факторах социального воздействия на биологический потенциал человека, о возможностях мышления, о смерти и бессмертии человека. Философское знание как квинтэссенция человеческой мудрости, служит развитию духовной культуры личности медика и помогает преодолевать субъективные и обыденные суждении и представления о человеке.

Развитие взглядов о человеке в истории философии

Размышления о человеке и его места в мире появляются уже в древней философии. Феномен человека в философии осмысливался с двух позиций:

что такое философская антропология. Смотреть фото что такое философская антропология. Смотреть картинку что такое философская антропология. Картинка про что такое философская антропология. Фото что такое философская антропология

Исходя из этого, в истории философии сложилось несколько подходов в понимании места человека в мире: космоцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, социоцентризм.

Гольбах:«Человек – произведение природы, он существует в природе, подчинён её законам, не может освободиться от неё, не может выйти из неё».

Человек в христианстве получает абсолютную ценность. Отсюда осуждение насилия, убийства, самоубийства. Христианская философия впервые поставила проблему нравственного совершенствования человека и смысла его жизни. Но, возвысив дух человека, она принизило его тело, как источник всех человеческих несчастий. Это связано с учением о первородном грехе.

Антропоцентризм – человек есть неповторимый феномен Вселенной, вершина природной эволюции, центр и цель мироздания. Истоки антропоцентризма уходят в древность, когда человек бессознательно очеловечивал природу, наделяя ее своими чертами. В античной философии идею антропоцентризма сформулировал Сократ. Он считал, что человек – это не дробная часть природы, в человеке заключена вся природа, т.к. человек заключает в себе целый мир в зародыше, он является объединяющим началом всех живых и неживых существ и вещей. Кроме этого, человек есть нравственное существо, и цель его жизни – развитие в себе добродетелей. Поэтому человек должен постоянно познавать самого себя. Протагор, современник Сократа, сказал, что человек – это мера всех вещей. Поэтому человек есть центр и цель мироздания.

Социоцентризм– приоритет общества, культуры над человеком. Герцен: «Наличная культура, в которой родился и живёт человек, заставляет его поступать определённым образом. Следовательно, важно понять социум, а затем и человека, который не может не отражать в себе своего времени, своей среды».

Все эти концепции, несмотря на различия, тем не менее, оценивают человека как уникальное, неповторимое, высшее существо.

Мы источник веселья и – скорби рудник.

Мы вместилище скверны и – чистый родник.

Он ничтожен и – он же безмерно велик (Омар Хайям).

В истории философии первым, кто попытался определить сущность человека, был Аристотель. Он дал определение человека, которое в философии на многие века стало классическим: «Человек – это разумное животное». Согласно логике Аристотеля, каждую вещь можно определить через родовой (сущностный) признак, который выделяет вещь из других вещей. Для человека таким признаком является «разумность», т.е. способность рационально через абстрактные понятия осмысливать самое себя. Таким образом, по Аристотелю – человек есть часть природы, живое существо, обладающее разумом. В 18в. К.Линней определил человека как вершину эволюции позвоночных млекопитающих и дал название Homo s.

Аристотель вычленил общие черты, которые составляют «неизменную природу» человека, которая объединяет всех людей, не зависимо от эпохи, в класс «разумных существ». Эта «неизменная природа» человека есть триединство тела души и духа.

Телочеловекаотражает материально-вещественную сторону человека. Оно не просто организм субъекта, но и первое истинное человеческое пространство, первый объект познания и первый объект культуры. Кроме этого, тело есть обиталище нашего «Я». Здесь возникает загадочная связь между телом и «Я». В телесном существовании заложено начало будущего небытия «Я».

К.Ясперс, основоположник экзистенциализма, врач-психиатр: В соматическом плане (с точки зрения физиологии, анатомии, терапии, фармакологии) человек для врача ничем не отличается от животного. Проблема «человеческого» для врача всегда существует в психопатологии, т.к. животные не подвержены душевным заболеваниям.

Дух –это сфера высших ценностей и идеалов, это то, что выше человека в его природном, животном проявлении. Если высшим приматам присуща примитивная орудийная деятельность и интеллект, а также способность понимать устную речь человека (до 500 слов), то в области духа пути человека и животного расходятся навсегда. В области духовного человек ищет устойчивые основания своего бытия и поднимается до осознания своей значимости. Лейбниц: у животного нет самосознания, оно не осознаёт себя. Животное и видит и слышит, не зная, что оно видит и слышит. Только человек благодаря духу способен к рефлексии, к осмыслению мира и себя в мире, только он способен переживать своё бытие. Он способен в своём восприятии надстроить над миром идеальное царство мыслей и сублимировать(преобразовать) свою животную энергию (инстинкты, влечения) в духовную деятельность – искусство, науку, религию, философию, творчество. Благодаря духу человек формирует нравственные принципы и идеалы, которые являются смысловыми.

Таким образом, человек есть не только тело (животное) или только дух (ангельское), «человеческое» располагается между животной и духовной сторонами человека. Человек – это единство духовного и телесного. Он может пасть ниже животного состояния или возвысится до высоких образцов благородства и духовности. В каждый момент своего бытия человек стоит перед проблемой выбора. Следовательно, родиться человеком – это только возможность им стать, это каждодневное утверждение себя человеком, разумным, нравственным, высшим существом.

Источник

Антропология — о чем эта наука, что и зачем изучает философская антропология

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Изучением человека занимались еще античные мыслители, но в отдельную науку все это оформилось относительно недавно.

Причем у антропологии есть много пересечений с такими науками, как этнография и археология.

что такое философская антропология. Смотреть фото что такое философская антропология. Смотреть картинку что такое философская антропология. Картинка про что такое философская антропология. Фото что такое философская антропология

Кроме этого отдельно выделяют философскую антропологию, которая охватывает еще и духовную жизнь человека.

Обо всем этом мы и поговорим в этой статье. Будет интересно.

Антропология — это.

Под антропологией понимается совокупность научных дисциплин, изучающих происхождение и эволюцию человека в естественной (природной) и искусственной (культурной) среде.

Поэтому антропология разделяется на два научных направления: биологическое (физическое) и социальное (культурное). В таком понимании термин был впервые употреблён Аристотелем.

В настоящее время многие учёные (в первую очередь английские и американские) включают в антропологию археологию и этнографию.

Существует и ещё одно ответвление – философская антропология, дающая философское и теологическое (религиозное) толкование человеческой сущности.

На это есть ряд причин, о которых будет сказано ниже.

Изучением строения человеческого тела и его отдельных органов занимались врачи и анатомы античной эпохи (Гиппократ, Гален и их последователи), однако формирование антропологии как самостоятельной науки началось только в середине XVIII века, когда К.Линней определил место человека в биологической классификации.

Немного позже Ж.Ламарк выдвинул гипотезу о происхождении людей от человекообразных обезьян, а Ч.Дарвин на её основе создал свою знаменитую теорию, принесшую ему мировое признание.

Всплеск интереса к антропологии ознаменовался расцветом антропологических обществ в европейских странах (Англия, Франция, Германия, Россия), которые стали не только научными, но и пропагандистскими центрами в данной области науки.

Под их эгидой и патронажем открываются музеи и выставки, проводятся лекции и семинары.

Антропология, археология и этнография

Многие цели археологической науки совпадают с задачами, которые ставит перед собой социальная антропология. Разница лишь в том, что археологи исследуют культуру и быт древних сообществ.

То есть, археолога можно охарактеризовать как антрополога, занятого изучением прошлого на основе археологических данных.

Более того, археологи путём теоретических методов увязывают обнаруженные находки (материальные свидетельства) с поведением человека и культурным уровнем его развития в тот или иной период.

что такое философская антропология. Смотреть фото что такое философская антропология. Смотреть картинку что такое философская антропология. Картинка про что такое философская антропология. Фото что такое философская антропология

Этнография изучает этнические группы, их происхождение, расселение, состав, материальную и духовную культуру.

Собранная информация используется для выведения законов, по которым развивалось человечество на низовых уровнях культуры. То есть, и здесь прослеживается тесное переплетение научных течений.

В то же время степень взаимовлияния трёх вышеупомянутых дисциплин оценивается по-разному. Это наглядно видно по названию академических институтов и кафедр российских (и не только) учебных заведений.

Так, в 1990-е годы институт этнографии АН СССР был переименован в институт этнологии и антропологии, в алтайском государственном университете есть кафедра археологии, этнографии и источниковедения, в СПбУ – кафедра антропологии и этнографии.

Одним словом, намудрили товарищи учёные так, что … ну, сами понимаете.

Философская антропология

Начало данному направлению положила работа М. Шелера «Положение человека в космосе», увидевшая свет в 1928 году.

Она охватывает духовную жизнь человека, характеризует его отношение к окружающему миру и к самому себе, определяет смысл его существования, одним словом, касается широкого круга вопросов человеческого бытия.

что такое философская антропология. Смотреть фото что такое философская антропология. Смотреть картинку что такое философская антропология. Картинка про что такое философская антропология. Фото что такое философская антропология

М.Шелер обосновал создание философской антропологии необходимостью объединения различных областей человекознания в целостную структуру, откуда вытекают дела и свершения человека, характеризующие его сущность и существование.

Рассуждения о том, «что есть человек, какова его природа и предназначение» охватывают такой широкий круг проблем, что позволяет говорить о философской антропологии как об обособленном исследовательском направлении.

М.Шелер упрекает западноевропейское общество в том, что философские, моральные и религиозные ценности отодвинуты человеком на задний план.

По его мнению, именно это явилось главной причиной кризисной ситуации в общественной жизни, а чтобы её преодолеть, этим ценностям надо вернуть то значение, которые они имели изначально.

Чтобы охарактеризовать нынешнее состояние философской антропологии, выделим три её главных направления:

Биологическое направление в философской антропологии

Философы-натуралисты исходят из того, что человек в первую очередь – существо биологическое, с присущими ему слабостями и инстинктами. А тот факт, что человек к тому же существо разумное, отодвигается на второй план.

При таком подходе получается, что человек – это всего-навсего высокоразвитое животное с характерными особенностями, а человечество в целом – просто этап в глобальном эволюционном процессе.

Апологеты биологического направления (прежде всего А.Гелен и К.Лоренц) считали, что жизнь в человеческих сообществах регулируется тремя основными инстинктами (что это?):

Из первого рождается идеология гуманизма (что это?), из второго – этика потребительства, на базе третьего образуется государство, обеспечивающее «закон и порядок».

Именно инстинкты определяют положение человека в социуме. Заслуживает внимания образное мнение К.Лоренца, сравнивающего человека с кораблём, который находится под управлением нескольких равноправных капитанов.

Если им удается достичь компромисса (это как?), корабль следует правильным курсом, если же нет – судно плывёт, образно говоря, «без руля и без ветрил».

Особая роль отводится инстинкту агрессии (вызванное злостью применение силы), который рассматривается как генетически врождённое свойство, отвечающее за сохранение рода и его «места под солнцем».

По мнению К.Лоренца, агрессию вызывает отклонение от общепринятых форм общения, поэтому чтобы избежать взаимного уничтожения члены сообщества вынуждены придерживаться установленных социальных норм (это как?) и моральных принципов.

В отличие от агрессии животных человеческая агрессия имеет тенденцию к возрастанию, что подтверждается непрекращающимися войнами, которые становятся всё более масштабными и жестокими.

И хотя инстинкт агрессии контролируется и подавляется разумом, он то и дело требует выхода. При современных видах вооружений, находящихся в распоряжении людей, потеря такого контроля чревата фатальными последствиями (это как?).

Итак, биологическое направление в философской антропологии видит сущность человека в его природном естестве и рассматривает его как «заложника» врождённых инстинктов, а культуру и социум – лишь как производные биологической природы.

Такой подход справедливо считают однобоким и неполноценным, так как он не учитывает другие важнейшие аспекты человеческой сущности и может использоваться как оправдание безответственности человеческих поступков. Мол, матушка-природа во всём виновата!

Социальная и религиозная антропология

Социальная антропология рассматривает человека и как создателя, и как продукт культуры.

Видный представитель данного направления немец Э.Кассирер выдвинул теорию, согласно которой жизнь человека протекает не только в естественной среде, но и в символическом мире, иными словами во «вселенной культуре», частью которой являются язык, искусство, мифы, религия.

Социальная антропология призвана помогать людям находить общий язык, лучше понимать друг друга, мирно разрешать конфликтные ситуации, эффективно взаимодействовать во всех областях материальной и духовной жизни.

В центре религиозной антропологии стоит образ Бога в человеке.

Выдающийся русский философ Н.Бердяев говорил, что без Бога теряется стержень внутри всякого человека, а в душе образуется вакуум, пустота.

Упразднив Бога, человечество создаёт себе нового кумира в лице сверхчеловека. На этой почве появляются «отцы народов», «великие кормчие», «фюреры» и иные диктаторы (это кто?) и деспоты, ставящие себя чуть ли не выше Творца.

Русская религиозная антропология исходит из того, что определяющим свойством каждого человека является духовность, где законы нравственности становятся сильней давления внешних обстоятельств.

Если сравнить нравственные нормы различных религий, то можно убедиться, что они отражают одни и те же ценности, такие как не убивай, не кради, не лги, почитай родителей и т.д.

А это значит, что Бог един, только предстаёт в разных ипостасях. Очень жаль, что человечество в большинстве своём не следует мудрым заповедям – жизнь наверняка стала бы лучше.

На эту тему написано немало научных трудов, сломано бесчисленное количество копий. Так что пытливому уму есть над чем поработать.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Больше всего мне импонирует теория Н.Бердяева. Именно он смог выразить сущность того, что у каждого человека есть душа. А если современные учёные-антропологи не смогли найти её до сих пор, это не значит что её нет. Вот увидите, в будущем её обязательно найдут в человеческом организме. Скорее всего находится она в мозге человека и его нервных ответвлениях, тянущихся по всему организму.

Конечно, у человека эволюционирует не только тело, но и сознание, если раньше люди были умными дикарями, то в определенный момент человек начал задумываться о таких вещах как нравственность, культура, эмпатия.

Да, человек придумал себе Бога и установил нравственные ориентиры, но стал ли человек от этого менее воинственным?

Нет, не стал, да и никогда не станет, такова человеческая природа.

Источник

Философская антропология

Полезное

Смотреть что такое «Философская антропология» в других словарях:

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия … Философская энциклопедия

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — 1) специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней четверти 20 в. через абсорбирование собственной тематики из общего философского дискурса (в котором она … История Философии: Энциклопедия

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — см. АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Философская антропология — ☼ в широком смысле учение о природе (сущности) человека; в узком течение в западной философии XX в., преимущественно немецкой. Античная философия настаивает на тождестве человека со всемирно космической субстанцией. Человек есть «малый мир?»,… … Энциклопедия культурологии

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — (нем. Philosophische Anthropologie). В современ. философии термин «Ф. а.» употребляется в двух значениях. В широком значении он собирательно и индивидуально относится к философским учениям о человеке в целом (независимо от того, как называл свое… … Большая психологическая энциклопедия

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, в широком смысле учение о природе (сущности) человека; в узком течение в западноевропейской философии 20 в., преимущественно немецкой, основанное в 20 х гг. М. Шелером и Х. Плеснером. Исходила в значительной мере из идей … Современная энциклопедия

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — в широком смысле учение о природе (сущности) человека; в узком идеалистическое течение в западноевропейской философии 20 в., преимущественно немецкой, основанной в 1920 х гг. М. Шелером и Х. Плеснером. Исходило в значительной мере из идей… … Большой Энциклопедический словарь

Философская антропология — ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, в широком смысле учение о природе (сущности) человека; в узком течение в западноевропейской философии 20 в., преимущественно немецкой, основанное в 20 х гг. М. Шелером и Х. Плеснером. Исходила в значительной мере из идей … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Философская антропология — (от философия и антропология; философия человека) в широком смысле философское учение о природе и сущности человека; в узком направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее… … Википедия

Философская Антропология — (от философия и антропология; философия человека) в широком смысле философское учение о природе и сущности человека; в узком направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из… … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *