что такое фатализм определение
Фатализм
Фатали́зм или Фатáльность (от лат. fátalis — определённый судьбой) — вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе которого убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства.
Научный, философский (равно как и религиозный) взгляд на закономерность бытия, его физической и метафизической составляющих, тесно взаимосвязан с категориями «закономерность» и «случайность», «объективность» и «субъективность», «Творец» и «Человек», «творческое» и «тварное», и т. д.
Фатализм во всех его проявлениях есть одна из систем самоопределения человека в его отношении к целесообразности развития и смыслу бытия.
Содержание
Фатум и свобода воли
Основной причиной непризнания фатализма т. н. современным обществом, неприятия его всерьёз, является вера в спонтанность творческого процесса, безграничные возможности научного поиска, включающих в себя элемент безграничности, озарения. В то же время научный, инженерный подход, доверяющий лишь очевидному и непротиворечивому, настаивает на наличии таких закономерностей даже в творчестве.
Слово «фатализм» нередко употребляется также как синоним «бытового» пессимизма — от неверия в возможность благополучного исхода инициативы и до мрачной уверенности в отрицательном её результате.
Но всё же, кроме «обывательского пессимизма», более распространено античное, «философское» понимание фатума как соединения изначальных факторов неживой природы (всевозможные стихии) и последствия творения живых сущностей. Для античного человека все необоримые стихии, это — порождение «соответствующих» богов, «продукт их творческих усилий». Кроме свобод всемогущих богов, в той же системе, в противовес и, одновременно, в дополнение понятию «фатум» существует ещё такая вещь как «жребий» (лат. la:fors ). Это — словно бы «зазор», переменная в программе, благодаря которой реализация фундаментального высшего замысла приобретает живую индивидуальную вариабельность, а приносимые героями жертвы — действительное оправдание.
В связи с этим, фатум, фатальное — есть «коллективно» творимая и «уже-завершённая-в-будущем» машина, в которой пассивным участникам достаётся участь «винтика», «инструмента» («plebeium in circo positum est fatum», лат. — «толпа огорожена судьбиной»). Что касается активных героев, то у них — роль «сырья», «расходного материала». Таким вот образом фатум каждого живого существа и составляет единую «фатум-систему». В точности так, как из эпизодов и реплик складывается драматическое действие, происходящее в предлагаемых обстоятельствах и заканчивающееся предполагаемым образом. В этом свете бунт против рока — осмысленно совершаемый подвиг, уничтожающий героя, но влияющий на «машину» в целом; чреватая, но необходимая сущему «импровизация». («Fata volemtem ducunt, nolentem trahunt», лат. — «Желающих судьба ведёт, а не желающих — тащит»). Здесь стоит заметить, что эллинистические (и «дочерние» латинские) школы оперируют категорией рока-фатума в целом солидарно.
Если провести довольно условную параллель с «восточными доктринами», то в индийской традиции, по-видимому, фатуму как процессу наиболее близким будет такое понимание судьбы (дайва), в котором худая карма одного всё водит и водит по миру сансары («Колеса жизни»), а добрая другого — позволяет ему выйти из круга рождений. Причём, от Бога закон независим (просто Богу рамки уже не нужны). В циклически повторяемом бытии мира, с его изначальной данностью, есть универсальный закон бытия (Дха́рма санскр. धर्म, dharma). В широком смысле такое относится как к индуизму, так и к буддизму.
Китайская философия, которую от «западной» отличает цельное (холическое) восприятие, понятие фатума не рассматривает в принципе, а более заботится о методах управления жребием (или, по большему счёту, взаимодействия с ним).
В иудаизме тоже есть соответствие понятиям фатума и жребия, хотя довольно условное и своеобразное. В книге Мишна сказано: «Аколь цафуй, веарешут нетуна, убетов аолам нидон» — «Все предопределено, но свобода дана; а мир судится по благости». Условность такой параллели — вот в этом акценте на свободе воли, которая для еврея возведена в норму жизни.
В христианстве фатализм взаимно распределён самим фактом Завета между его сторонами — Отцом небесным и людьми. Спасение же христианина, возможность его обновления даны ему как дар: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2, 8 — 10) Вот так. Как у человека есть «право греха-как-ошибки», так и у Отца — ответное право Страшного суда…
В исламе термины «кадар» и «кадā’» означают Божеское предопределение, решение Аллаха, осуществления Его воли. Это не просто решение, а — справедливое решение, справедливое распределение. Это воля и мощь Аллаха, воплощённая соразмерно, правильно.
В Коране нет прямого указания на то, что людям заранее (до рождения) суждено после смерти попасть в Рай или Ад, но есть ясные указания на то, что люди могут встать на правильный/ложный путь лишь по воле Аллаха (то есть человек может встать на прямой путь признав Аллаха своим единственным господом богом, достойным поклонения).
В трёх главных Авраамических религиях, помимо «диалогового» (между Творцом и человечеством) характера истории, наличествует «неслепая», этически определённая — справедливая, созидательная и открытая — заинтересованная в сотрудничестве с человеком позиция Го́спода.
Форс и Фатум (О случайности и предопределённости)
В древние времена гадатели, для того, чтобы выявить предопределённое свыше, использовали различные предметы. Из дошедших до наших дней к таковым относятся игральные карты и кости.
Авраамические религии резко отрицательно относятся к предсказаниям и гаданиям.
ФАТАЛИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «ФАТАЛИЗМ» в других словарях:
фатализм — а, м. fatalisme m. Вера в предопределение, неотвратимую судьбу. БАС 1. Предопределение fatalisme, которое впрочем замечается в одной речи Спасителя, когда он говорит об Искариотском. 1808. В. А. Озеров А. Н. Оленину. // РА 1869 5 133. Проходя по… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ФАТАЛИЗМ — (ново лат. с греч. окончанием, от лат. fatum рок, судьба). Философское мнение, приписывающее все события человеческой жизни слепому предопределению; судьба, рок. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
Фатализм — (лат.fatum – тағдыр, fatalis – жазмыштық) ; 1)табиғатта, қоғамда және әрбір адамның өмірінде оқиғалардың жоғары ерікпен, жазмышпен (рок), тағдырмен алдын ала анықталатындығы туралы философиялық концепция; 2)осы концепцияға сәйкес жүріс – тұрыс… … Философиялық терминдердің сөздігі
ФАТАЛИЗМ — муж., лат. судьба, рок в смысле предопределенья, неизбежной, предназначенной провиденьем будущности. Основа исламизма фатализм. Фаталисты отрицают свободу воли человека и ответ его за дела. Фаталистическое верованье гибельно для нравственности.… … Толковый словарь Даля
фатализм — стоицизм Словарь русских синонимов. фатализм сущ., кол во синонимов: 3 • вера в неотвратимую судьбу (2) • … Словарь синонимов
Фатализм — Фатализм ♦ Fatalisme Вера в неизбежность всего происходящего. Фатализм отбивает охоту к действию, и всякий фаталист прежде всего ленив или должен быть ленивым … Философский словарь Спонвиля
ФАТАЛИЗМ — (от латинского fatalis роковой, fatum рок, судьба), представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т.п … Современная энциклопедия
ФАТАЛИЗМ — (от лат. fatalis роковой fatum рок, судьба), представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п … Большой Энциклопедический словарь
ФАТАЛИЗМ — (лат. fatalis роковой, предопределенный судьбой) 1) философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человека; 2) соответствующий поведенческий принцип. Уже в… … Новейший философский словарь
ФАТАЛИЗМ — ФАТАЛИЗМ, фатализма, мн. нет, муж. (от лат. fatalis роковой) (книжн.). Вера в фатум, в неотвратимую судьбу, основанная на представлении, будто всё в мире предопределено и человек ничего не в силах изменить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
Значение слова «фатализм»
[От лат. fatalis — роковой]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Научный, философский (равно как и религиозный) взгляд на закономерность бытия, его физической и метафизической составляющих, тесно взаимосвязан с категориями «закономерность» и «случайность», «объективность» и «субъективность», «Творец» и «Человек», «творческое» и «тварное», и т. д.
Фатализм во всех его проявлениях есть одна из систем самоопределения человека в его отношении к целесообразности развития и смыслу бытия.
ФАТАЛИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [от латин. fatalis — роковой] (книжн.). Вера в фатум, в неотвратимую судьбу, основанная на представлении, будто всё в мире предопределено и человек ничего не в силах изменить.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
фатали́зм
1. книжн. филос. мировоззрение, рассматривающее каждое событие как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность; вера в неотвратимость судьбы, предопределение ◆ Фатализм есть учение или взгляд, не допускающий возможности влияния личных усилий на ход событий. Н. К. Михайловский, «Десница и шуйца Льва Толстого», 1878 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Проблема фатализма переживала момент философской актуализации в период конфликты между романтическим волюнтаризмом и историческим детерминизмом в европейской и русской философии 1830-1840-х гг. Ю. М. Лотман, «Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова», 1985 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Верить фатализму ― значит не признавать ни греха, ни добродетели, значит сознаваться, что мы бездушные игрушки какой-то неведомой нам силы, что мы цветы на потоке жизни или перекати-поле, носимое по прихоти ветров! Бестужев-Марлинский, «Вадимов», 1834 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова предвечный (прилагательное):
Фаталист: Кто Это Такой? Определение Фатализма
Знаете ли вы, кто такой фаталист? Это определение обычно характеризует человека, который считает, что всё в мире предопределено, и от самого человека ничего не зависит.
В этой статье расскажу подробнее, кто такие фаталисты, и чем опасно абсолютное фаталистическое мышление для человека.
Всем приходилось слышать в разговоре фразы типа: «Что поделаешь, судьба такая» или «Будь что будет, на всё воля божья». Такие «фатальные» фразы обычно характеризуют человека, убеждённого, что все жизни предопределено свыше.
Кто такой фаталист?
Люди по-разному трактуют события своей жизни. У каждого человека формируется собственная система определения происходящего и отношения к нему.
Рассмотрим, кого называют фаталистом, и почему в их отношении к жизни иногда просматриваются оттенки обычного пессимизма. Пессимисты не верят в то, что можно изменить негативное стечение обстоятельств. Фаталисты тоже не верят, но в отличие от пессимистов, фаталисты убеждены, что существует неотвратимость и предопределённость всего происходящего. Большинство фаталистов верят, что у каждого человека есть свой определённый «начертанный» кем-то свыше жизненный «сценарий». С этой позиции они смотрят на мир и формируют реакции на разные события.
Попробуем определить, что значит фаталист исходя из словообразования.
Идея того, что человеку нужно стоически пройти все испытания в жизни, не нова. В какой-то мере фаталистическое представление о неотвратимости событий созвучно некоторым древним учениям, мифологиям и религиозным постулатам. Человек интуитивно убеждён, что бессилен перед лицом мира.
Существует мнение, что христианской религии присущ оптимистический фатализм. Согласно христианскому учению, «человек — образ и подобие Бога». В Священных Писаниях говорится, что у каждого есть таланты и способы развития своих индивидуальных возможностей для совершенствования.
Фаталисты склонны верить в безличную судьбу и неотвратимую предопределённость всех событий. Полагаясь на «волю Божью», человек фактически выражает готовность принять любые события своей жизни с покорностью и смирением.
Фаталист следует определённой системе мировоззрения и часто чувствует себя «винтиком» в сложном механизме. Фаталист верит, что не только случайности и внешние обстоятельства, но и сама воля человека подчиняются некоторой высшей силе.
Давайте выделим характеристики, которые помогут узнать фаталиста:
- Он не склонен верить в свои силы и возможности, доверяясь судьбе. Он не берёт на себя ответственность за происходящие события, во всём винит «злой рок». Он убеждён, в предрешённость и неслучайность всех событий.
Часто фаталисты суеверны, доверяют и придают большое значение гороскопам и всему, что может предсказывать будущее.
Что такое фатализм в философии?
Выделяют, по меньшей мере три вида фатализма:
1. Религиозный. Это мировоззрение тех, кто считает, что судьбы всех людей определяются Богом.
2. Логический. Это древнейшее философское учение, утверждающее, что в мире всё неслучайно, и все события имеют причинно-следственные связи.
3. Пессимистичный. Характерен для моментов, когда человек находится в сложном психологическом состоянии — стресс, отчаяние, агрессия и тому подобное. В таких случаях в своих проблемах люди часто винят кого угодно (погоду, обстоятельства, окружающих людей) и полагают, что всё происходящее — происки «судьбы-злодейки».
Некоторые философские течения называют фатализм ленивым (не убедительным) аргументом при определении отношения к происходящему.
Почему человек становится фаталистом?
Насколько взрослый человек будет ощущать фатальность судьбы, зависит от воспитания и событий в жизни на этапах взросления. Излишне опекая ребёнка, не давая возможности самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, родители лишают детей необходимого жизненного опыта для решения возникающих в жизни проблем. Вырастая, такие дети становятся взрослыми людьми, которые не руководствуются своим мнением, а опираются на мнение других людей или даже всё списывают на рок, судьбу, фатум.
На рубеже XIX-XX веков было модно рассматривать даже преступное поведение человека в фаталистическом контексте как предопределённое его биологической наследственной конституцией.
Фатальное отношение к происходящему, склонность к фатализму в жизни может сформироваться из-за низкой самооценки. Человек, который не уверен в себе, часто склонен «перекладывать» ответственность за свою жизнь на рок и судьбу.
Убеждённость в неизбежности и необходимости судьбы — это для фаталиста главные жизненные установки, которыми он реагирует на всё происходящее вокруг.
Примеры фаталистического мышления
Фаталистическое отношение определяется двумя факторами:
1. Человек убеждён, что события находятся вне его контроля.
2. Человек уверен, что изменить ход событий он не может.
Фаталисты были всегда. Люди просто верили в судьбу и доверялись ей в ответственные моменты. Вот несколько примеров известных поговорок, которые иллюстрируют фаталистическое отношение к жизни:
- Семи смертям не бывать; От судьбы не уйдёшь; Судьбу не обманешь; Видно, судьба такая; Против судьбы не пойдёшь.
Любой человек, каким бы фаталистом он ни был, не станет подвергать себя явной опасности и переходить дорогу на красный свет или прыгать с крыши. Фаталистическое мировоззрение чаще всего проявляется не в каких-то бытовых ситуациях, а в отношении к жизни в целом.
Приведу ещё примеры фаталистического мышления. Лев Толстой в романе «Война и мир» рассуждал на тему фатализма исторического. Писатель отрицал любую роль личности в историческом процессе, подчёркивая, что всё осуществляют некоторые «стихийные силы истории». Стоический фатализм объясняет беспомощное положение человека перед подавляющим могуществом сил социальных — войн, империй и тому подобное.
Фаталистическое мышление может помочь в сложных жизненных ситуациях, когда нет другого способа принять то, что произошло. Например, жилище человека сгорело или серьёзно пострадало от наводнения, человек лишился не по своей воле чего-то ценного и дорогого в жизни и так далее.
Известна ещё одна особенная «черта» фатализма. Иногда человек настраивается на возможность того, что в будущем с ним могут произойти плохие события. А когда вместо этого в жизни случаются хорошие события, то человек искренне радуется. Такой фатализм представляет собой определённый способ выживания и попытку избежать резких потрясений и разочарований.
При встрече с такой «фатальной» женщиной мужчина часто делает резкие поступки в жизни, женатые мужчины уходят из семьи, а неженатые перестают замечать других женщин. Таких «фаталисток» в народе называют ведьмами, разлучницами и подобными словами. Мужчина часто словно перестаёт управлять своей жизнью, событиями и поступками. Исход отношений с «фатальной» женщиной может быть разным, но изменения в именном сценарии практически неизбежны.
Пример сформировавшегося фаталистического мышления из русской истории. В Петербурге в прошлые века проживала «роковая красавица» Аврора Шернваль. Вслед за смертью её жениха за несколько дней до свадьбы, в судьбе женщины потянулась череда схожих событий.
Следующий воздыхатель (кстати, друг А.С. Пушкина) предложил руку прекрасной молодой женщине и накануне свадьбы скончался от сердечного удара. Казалось, на третий раз судьба улыбнулась красавице, и она вышла замуж за полковника кавалерии. Но злой рок преследовал женщину: счастье оказалось недолгим, её муж трагически погиб во время турецкой кампании.
Подобный пример не редкий. Случаев, подобных этому, можно привести множество — роковые женщины, нехорошие квартиры, гиблые места и тому подобное. Везде будут фигурировать «судьба, злой рок и неотвратимость происходящего». Везде в основе лежит фатализм — вера в то, что события определяются судьбой.
При этом хорошо известны случаи фатализма с положительны подтекстом.
Например, во время войн некоторые солдаты-фаталисты были убеждены в собственной «защищённости» от вражеской пули. Многие из них шли на опасные поступки, совершали подвиги. Про них говорили: «Пуля не берёт» или «В рубашке родился». Что это фатализм? Скорее всего, да. Уверенность этих солдат в том, что пуля не настигнет их на поле боя, действительно «помогала» пуле лететь мимо. Это ещё один из примеров, как фаталистическое отношение к жизни формирует убеждённость, в данном случае — помогает выжить.
Почему фатализм ошибочен?
Фаталистическое отношение к происходящему выражается в признании неизбежности событий и исключает поиск новых возможностей. Фаталист начинает верить в то, что не может сделать ничего и повлиять на сложившиеся обстоятельства. Фаталист верит в то, что всё в его жизни определено кем-то или чем-то, но только не им самим.
Фаталист будет придерживаться мнения, что, если всё вызвано какими-то внешними силами, то он не несёт ответственности за то, что происходит в его жизни. Также он не может свободно и конструктивно реагировать на происходящее. Это серьёзно ограничивает свободу и волю человека. Если мы способны самостоятельно выбирать свои действия и форму поведения, то будущее будет определять не только «судьба».
Фаталистическое мышление состоит в подчинении судьбе. Фактор фатализма имеет резко отрицательное значение, если становится определяющим фактором мировоззрения. В этом случае фатализм приводит к чувству безнадёжности и отчаянию.
Фатализм находится в противоречии с научной теорией, исходящей из принципа закономерности в обществе и природе. Согласно этой теории, человек не пассивен и не бессилен перед силами природы. Люди, изучая законы природы и общественного развития, применяют эти знания в своей деятельности. Данные научные принципы расходятся с принципами фатализма, пропагандирующими рабское подчинение людей судьбе.
Фатализму можно противопоставить волюнтаризм (с лат. «voluntarius» — волевой). Волюнтаризм представляет собой мировоззрение, что судьбы людей и всего человечества определяются именно волей человека.
Вместе с тем склонность к фатализму — это привычка не предпринимать никаких действий и не брать на себя ответственности за свои дела и поступки. Фаталистическое мышление может стать способом для оправдания неэтичного поведения.
Бывает, что при фаталистическом отношении к жизни у человека деградирует нравственность. Они становятся менее чуткими и внимательными к людям. «Зачем помогать, заботиться и проявлять сострадание, ведь всё равно «от меня ничего не зависит», — думает фаталист. Таким образом, он может проявить пассивность и не предотвратить несправедливость, не помочь человеку в опасности, не совершить действия по сохранению имущества и так далее.
Фатализм может стать формой нигилизма: когда ничего нельзя изменить, ничто не имеет значения и нет чего-то, ради чего стоит жить. Это фактически становится отказом от личных обязательств.
Получается, что бы ни происходило, человек с фатальным отношением к жизни остаётся в роли пассивного наблюдателя и живёт чувством, что все события безвозвратно предопределены. Фаталист смиренно переносит сложные периоды в жизни вместо того, чтобы предопределять и изменять «сценарий своей жизни: анализировать причины происходящего, что-то менять и по возможности не допускать появления проблем в будущем. Фаталист категорически против того, что судьба — это «предмет» веры, а само фаталистическое мышление — всего лишь сентиментальная жизненная позиция человека.
Опасность фатализма в том, что в обычной жизни фаталист часто безынициативен и лишён амбиций. Позиция фаталиста часто выдаёт его безволие и нежелание активно участвовать в том, что происходит. Это может создавать сложности в самореализации и социализации, страдает личность и волевая сфера человека.
Закончу статью известной цитатой классика:
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».