что такое рекреационные цели использования водных объектов

Статья 50. Использование водных объектов для рекреационных целей

Статья 50. Использование водных объектов для рекреационных целей

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 50 ВК РФ

1. Использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

1.1. Использование акватории водных объектов, необходимой для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в часть 2 статьи 50 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Источник

Комментарий к СТ 50 ВК РФ

Комментарий к статье 50 ВК РФ:

1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух частей. Первая часть расшифровывает понятие «рекреационные цели», которое охватывает отдых, туризм и спорт. В ней также предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по установлению правил пользования водных объектов в порядке, установленном статьей 6 ВК РФ. Вторая часть содержит правило, согласно которому развитие и эксплуатация инфраструктуры, предназначенной для использования водных объектов для рекреационных целей, осуществляются в соответствии с водным и градостроительным законодательством.

2. Цели, сфера действия и адресаты предписаний.

Целями комментируемой статьи являются уточнение полномочий органов местного самоуправления в сфере водных отношений, а также определение особенностей регулирования в сфере развития и эксплуатации инфраструктуры, используемой для рекреационных целей.

Сфера действия статьи ограничена целями, заявленными в части 1, и распространяется на отношения, возникающие в сфере использования водных объектов в рекреационных целях, в том числе отдыха, туризма и спорта. С учетом положений статей 6, 49 и 51 положения комментируемой статьи применимы исключительно к использованию в рекреационных целях водных объектов общего пользования в случаях, если это не связано с рыбалкой, охотой и использованием водных объектов в лечебно-оздоровительных целях.

Адресатами предписаний являются, в первую очередь, органы местного самоуправления, органы государственной власти в сфере регулирования водных отношений, водопользователи, которые организуют или намереваются организовывать использование водных объектов в рекреационных целях (в том числе связанных с развитием и эксплуатацией объектов инфраструктуры).

———————————
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1984. С. 414.

Следует также учитывать, что спорт может быть как любительским (осуществляемым для рекреационных целей, то есть как средство отдыха от основной деятельности), так и профессиональным.

Организация спортивных мероприятий и занятий физической культурой может сопровождаться созданием спортивных сооружений на водных объектах (например, водные стадионы, места хранения плавательных средств, используемых для проведения спортивных соревнований) и поддержанием их функционирования, либо осуществляться без таковых (например, заплывы на открытой воде). При этом граждане могут самостоятельно заниматься физической культурой и спортом на водных объектах с учетом действующих ограничений.

———————————
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1984. С. 464.

Необходимые мероприятия по безопасности и охране жизни людей на лечебных пляжах осуществляются организациями, в ведении которых находятся пляжи.

———————————
Приказ Ростуризма от 05.09.2006 N 119 «Об утверждении Системы классификации пляжей» // БНА РФ. 2006. N 44.

Для обеспечения организованного массового отдыха и развития спорта водные объекты полностью или частично могли предоставляться «в обособленное пользование государственных и общественных организаций». Статья 143 Водного кодекса РФ 1995 г. «Использование водных объектов для рекреации» предусматривала аналогичный (согласовательный) порядок использования водных объектов в рекреационных целях.

Принятие действующего ВК РФ ознаменовало разграничение пользования водными объектами общего пользования для личных нужд (в рекреационных целях) и организованное использование водных объектов при посредничестве субъектов, наделенных соответствующими правами и обязанностями.

СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.

В соответствии с частью 11 ст. 35 указанного Кодекса в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

5. Связь с другими статьями. По общему правилу (часть 1 ст. 11 ВК РФ) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей на основании договоров водопользования.

Особым образом регулируется использование для рекреационных целей водохранилищ. В соответствии со ст. 45 ВК РФ такое регулирование может осуществляться типовыми правилами использования водохранилищ (ч. 1 ст. 45 ВК РФ) или индивидуально для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование (ч. 3 ст. 45 ВК РФ). Правительством РФ утверждается перечень водохранилищ, для которых устанавливаются индивидуальные правила использования. Такие планы утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ (см. комментарий к ст. 45).

В соответствии с Типовыми правилами использования водохранилищ их использование для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии с ВК РФ. Использование водохранилищ рекреационного назначения в иных целях, предусмотренных ВК РФ, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

———————————
Приказ Минприроды РФ от 24.08.2010 N 330 «Об утверждении типовых правил использования водохранилищ» // РГ. 2010. N 219.

6. Субъекты водопользования для рекреационных целей. Водопользователей, использующих водные объекты для рекреационных целей, следует разделить на 2 группы:

а) субъекты, осуществляющие организацию использования водных объектов для рекреационных целей (массовый отдых, спортивные мероприятия, туризм);

б) субъекты, использующие водные объекты для личных нужд.

Действительно, в соответствии с частью 1 ст. 11 ВК РФ акватория водных объектов предоставляется для рекреационных целей на основании договора водопользования. Решения о предоставлении водного объекта в пользование принимаются в случаях, если водопользование осуществляется для организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов (ч. 2 ст. 11 ВК РФ).

В соответствии с частью 3 ст. 11 ВК РФ не требуется разрешительных документов на водопользование для осуществления в том числе плавания маломерных судов, разового взлета и посадки воздушных судов, рыболовства, охоты, купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан. При этом только рыбалка, охота, купание и иные виды отдыха не связаны с необходимостью оборудования причалов и стоянок. На последние распространяются правила части 2 ст. 11 ВК РФ.

Соответственно, положения части 1 комментируемой статьи распространяются в основном на такие виды отдыха, как купание и отдых на пляже (см. комментарий к ст. 6).

В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта.

7. Нормирование воздействия. В соответствии с пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 14. Ст. 1650.

В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» до утверждения в соответствии со статьей 35 ВК РФ нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 1 января 2015 года нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 23. Ст. 2380.

Нормируемые виды воздействий по видам пользования

———————————
Приказ МПР РФ от 12.12.2007 N 328 «Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты» // Российская газета. 2007. N 62.

Вид пользования Нормируемое воздействие

ных веществ Привнос

ных веществ Привнос

В соответствии с пунктом 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению использования водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

———————————
См. комментарий к ним: Комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2010.

См., например: СНиП II-71-79 «Нормы проектирования. Оздоровительные учреждения и учреждения отдыха». М., 1979; ВСН 23-75 «Инструкция по планировке и застройке курортов и зон отдыха». М., Госгражданстрой, 1977; Руководство по проектированию санаториев для подростков. ЦНИИЭП КТК. М., Стройиздат. 1980; Указания по проектированию санаториев для родителей с детьми. Союзкурортпроект. М., 1973; Рекомендации по проектированию детских санаториев. ЦНИИЭП КТК. М., Стройиздат, 1976.

9. Проблемные ситуации и трудности применения. Ряд проблем связан с тем, что понятия отдых, туризм и спорт являются настолько емкими, что могут предполагать использование самых разных аппаратов, приспособлений и устройств, обращение с которыми регулируется отраслевым законодательством (например, транспортным). Так, использование акваторий для плавания маломерных судов, взлета и посадки летательных аппаратов и других механизмов (независимо от целей пользования) является предметом регулирования отраслевых нормативных правовых актов.

———————————
Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 882 «Об утверждении Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов» // СЗ РФ. 2007. N 5. Ст. 650.

а) осуществляют взлет, посадку воздушных судов таким образом, чтобы не создавать препятствий водопользователям, осуществляющим пользование водным объектом на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации, и ограничений их прав, а также помех и опасности для судоходства и людей;

б) обязаны знать и соблюдать требования правил охраны жизни людей на водных объектах и установленные органами местного самоуправления правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд, а также выполнять предписания должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, действующих в пределах предоставленных им полномочий;

г) принимают меры по охране используемых для взлета, посадки воздушных судов водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения, в том числе вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций, а также охране водных биологических ресурсов, других объектов животного и растительного мира, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

д) соблюдают иные требования, установленные водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

При использовании водных объектов для взлета, посадки воздушных судов запрещаются:

а) сброс в водные объекты, захоронение в них и на территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации воздушных судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

б) размещение на водных объектах и на территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос объектов хранения авиационного топлива и горюче-смазочных материалов, ремонта и заправки воздушных судов без их оборудования средствами предотвращения загрязнения и засорения водных объектов, локализации и ликвидации последствий аварий и иных чрезвычайных ситуаций, а также контрольно-измерительной аппаратуры для обнаружения и ликвидации утечек нефтепродуктов и иных загрязняющих веществ;

в) снятие и самовольная установка оборудования и средств обозначения участков водных объектов (акватории), установленных на законных основаниях.

Однако наибольшее количество проблем возникает с применением положений статьи 6 комментируемого Кодекса относительно свободного использования объектов общего пользования для личных нужд (в том числе для купания).

Суды установили, что в соответствии со статьей 49 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

———————————
Определение ВАС РФ от 05.08.2010 N ВАС-7095/10 по делу N А32-38708/2009-15/550.

С учетом изложенного, следует полагать, что установленное статьей 6 право беспрепятственного пользования гражданами береговой линией водных объектов общего пользования для личных нужд (в том числе отдыха) не является безусловным.

Источник

Статья 50 Водного кодекса. Использование водных объектов для рекреационных целей

1. Использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса.

1.1. Использование акватории водных объектов, необходимой для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.

2. Проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Комментарии к ст. 50 ВК РФ

См.: Реймерс Н.Ф. Природопользование. С. 449.

Водные объекты используются для массового отдыха, туризма и спорта в местах, устанавливаемых органами местного самоуправления по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, с федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора с соблюдением требований охраны жизни людей на воде.

Водные объекты, примыкающие к ним иные природные объекты образуют порой единое рекреационное целое и создают благоприятные условия для отдыха, спорта и туризма. Активный отдых на воде осуществляется на живописных и безопасных для здоровья и жизни людей водоемах. Открытые водоемы с чистой водой должны в теплое время года быть доступны для купания населения. Места, выделенные для купания, должны быть удобными, безопасными для населения, отвечать санитарно-гигиеническим требованиям для купания и пляжей, располагаться выше по течению реки и вдали от мест ближайшего загрязнения водоема: спуска сточных вод, стирки белья, водопоя скота, пристаней.

При определении прохождения туристских маршрутов, мест проведения массовых мероприятий обращается внимание на соблюдение требований природоохранного и природоресурсного (составляющего в целом экологическое) законодательства. Так, действующее законодательство об особо охраняемых природных территориях запрещает использование для рекреации водных объектов, признанных заповедными. Не все формы активного отдыха на водных объектах допускаются в национальных и природных парках: здесь не рекомендуется проводить массовые спортивные соревнования и зрелищные мероприятия.

См.: Комментарий к Федеральному закону «О животном мире» / Руководитель авт. колл. С.А. Боголюбов. М.: Юстицинформ, 2003.

В соответствии с законодательством об использовании и охране рыбных ресурсов любительский и спортивный лов рыбы неистребительными орудиями лова в определенных размерах разрешается во всех водоемах на условиях общего водопользования с соблюдением правил рыболовства и водопользования (см. комментарий к ст. 6). Спортивный и любительский лов рыбы не допускается в водоемах и участках водоемов, признанных государственными заповедниками, специальными биологическими заказниками для охраны редких и ценных видов рыб и водных животных, рыбопитомниках, прудовых и культурных рыбных хозяйствах.

Особые условия устанавливаются для водоемов, где спортивный и любительский лов рыбы организуется обществами рыболовов и охотников и другими добровольными спортивными обществами, некоммерческими и коммерческими организациями, имеющими спортивные секции. На общественные объединения в этих случаях возлагаются дополнительные обязанности по поддержанию устойчивости водоемов, выращиванию в них молоди рыб, обеспечению соответствующего правопорядка (ст. 51 ВК РФ).

См.: Боголюбов С.А., Краюшкина Е.Г. Комментарий к Федеральному закону «О континентальном шельфе Российской Федерации». М.: Юстицинформ, 2003.

См.: Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007.

Источник

Статья 50. Водного кодекса РФ. Использование водных объектов для рекреационных целей

1. Использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса.

2. Проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Комментарии к ст. 50 ВК РФ

Комментируемая статья развивает положения части первой ст. 7, части пятой ст. 37 и части второй ст. 41 Конституции РФ. Рекреация означает восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища (на лоне природы) или во время туристической поездки, связанной с посещением интересных для обозрения мест, в том числе национальных парков, памятников природы.

Водные объекты используются для массового отдыха, туризма и спорта в местах, устанавливаемых органами местного самоуправления по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, с федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора с соблюдением требований охраны жизни людей на воде.

Водные объекты, примыкающие к ним иные природные объекты образуют порой единое рекреационное целое и создают благоприятные условия для отдыха, спорта и туризма. Активный отдых на воде осуществляется на живописных и безопасных для здоровья и жизни людей водоемах. Открытые водоемы с чистой водой должны в теплое время года быть доступны для купания населения. Места, выделенные для купания, должны быть удобными, безопасными для населения, отвечать санитарно-гигиеническим требованиям для купания и пляжей, располагаться выше по течению реки и вдали от мест ближайшего загрязнения водоема: спуска сточных вод, стирки белья, водопоя скота, пристаней.

При определении прохождения туристских маршрутов, мест проведения массовых мероприятий обращается внимание на соблюдение требований природоохранного и природоресурсного (составляющего в целом экологическое) законодательства. Так, действующее законодательство об особо охраняемых природных территориях запрещает использование для рекреации водных объектов, признанных заповедными. Не все формы активного отдыха на водных объектах допускаются в национальных и природных парках: здесь не рекомендуется проводить массовые спортивные соревнования и зрелищные мероприятия.

При разработке туристских маршрутов и определении мест массового отдыха должны обеспечиваться мероприятия по сохранению среды обитания животного мира, условий их размножения, нагула, отдыха, путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных для животных участков территорий и акваторий.

В соответствии с законодательством об использовании и охране рыбных ресурсов любительский и спортивный лов рыбы неистребительными орудиями лова в определенных размерах разрешается во всех водоемах на условиях общего водопользования с соблюдением правил рыболовства и водопользования (см. комментарий к ст. 6). Спортивный и любительский лов рыбы не допускается в водоемах и участках водоемов, признанных государственными заповедниками, специальными биологическими заказниками для охраны редких и ценных видов рыб и водных животных, рыбопитомниках, прудовых и культурных рыбных хозяйствах.

Особые условия устанавливаются для водоемов, где спортивный и любительский лов рыбы организуется обществами рыболовов и охотников и другими добровольными спортивными обществами, некоммерческими и коммерческими организациями, имеющими спортивные секции. На общественные объединения в этих случаях возлагаются дополнительные обязанности по поддержанию устойчивости водоемов, выращиванию в них молоди рыб, обеспечению соответствующего правопорядка (ст. 51 ВК РФ).

В последнее десятилетие исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации используются не только для разведки и добычи минеральных и биологических ресурсов, что должно регулироваться международными актами и принимаемыми в соответствии с ними федеральными законами, но и для рекреации российских граждан и граждан других государств.

Применение к названным в комментируемой статье отношениям требований водного и градостроительного законодательства Российской Федерации предполагает также учет норм земельного, гражданского, горного, лесного и иного законодательства, регулирующего подобные и смежные отношения, если они не урегулированы Водным кодексом РФ согласно части второй ст. 2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *