что такое фарс в литературе определение кратко

Значение слова фарс

Словарь Ушакова

фарс, фарса, муж., и (устар.) фарса, фарсы, жен. (франц. farce).

1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит., театр.). Театр комедии и фарса.

2. перен., только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (публиц.). В большинстве капиталистических государств т.н. «свободные» выборы превратились в жалкий фарс.

Словарь Ожегова

ФАРС, а, м.

1. Театральная пьеса лёгкого, игривого содержания с внешними комическими эффектами.

2. перен. Нечто лицемерное, циничное. Грубый ф.

| прил. фарсовый, ая, ое (к 1 знач.).

Словарь Ефремовой

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

м. фарсы мн. франц. шутка, забавная шалость, смешная выходка шутника. Фарсить, ломаться, дурачиться, передразнивать, смешить, выкидывать шутки или штуки. Фарсун, фарсунья, кто фарсит, выкидывает фарсы.

Энциклопедический словарь

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, а, м.; ФАРСА, ы, ж.

1. Театральная пьеса легкого, игривого содержания с внешними комическими эффектами.

2. Нечто лицемерное, циничное и лживое; шутка, насмешка.

* [Репетилов:] Вот фарсы мне как часто были петы, Что пустомеля я, что глуп, что суевер. // Грибоедов. Горе от ума //; Милый мой, я ненавижу людей, чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвращенным фарсом. // Лермонтов. Герой нашего времени //; Бывало, в деле, под картечью Всех рассмешит надутой речью, Гримасой, фарсой площадной иль неподдельной остротой. // Лермонтов. Тамбовская казначейша // *

Словарь антонимов русского языка

Культурология. Словарь-справочник

1) вид средневекового западно-европейского театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера (XIV – XVI вв.);

2) в театре XIX – XX вв. – комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

(от лат. farcio — начинаю) — самый популярный жанр средневековой драмы. Это небольшие комические пьесы бытового содержания, близкие по тематике и идейной направленности фаблио. Ф. возник, видимо, в XIII в. и расцвел накануне Возрождения. Это жанр типично гор. литературы; именно гор. жизнь с ее своеобразной спецификой наполнила его сюжетами, темами, образами и создала благоприятные условия для расцвета ф. Писался для широких кругов горожан, отражал их интересы и вкусы (представители др. сословий, в первую очередь дворяне и крестьяне, изображаются в ф. не очень часто). Ф. оперирует не индивидуальными характерами, а готовыми типами — масками. Таковы плут-монах, шарлатан-врач, глупый муж, сварливая и неверная жена и т.д. В ф. обличается корыстолюбие богатых горожан, высмеиваются индульгенции, разоблачается разврат монахов, клеймятся феод, войны и т.д. Наибольшую известность получили фр. фарсы XV в.: «Лохань», «Адвокат Пателен» и др. Жанр ф. оказал большое влияние на развитие за-падноевроп. театра, особенно на комедии Мольера и ит. комедии дель арте и др.

Лит.: Михальчи Д. Фарсы об адвокате Пателене // Три фарса об адвокате Пателене. М., 1951; Средневековые французские фарсы. М., 1981.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

1) (франц. farce) — одна из форм комического, проявляющаяся в шутовских выходках, грубых шутках.

Рб: Эстетические категории в литературе

Жанр: пародия, фарс 2

Асс: буффонада, гипербола, гротеск

* «Приемами фарса широко пользовались Ж.Б. Мольер, особенно в комедиях-балетах, В. Шекспир (фарсовые влияния сказались даже в его трагедиях, например, в знаменитой сцене могильщиков в «Гамлете»), русские драматурги В.В. Капнист («Ябеда»), Н.В. Гоголь, А.В. Сухово-Кобылин (комедия-шутка «Смерть Тарелкина»), В.В. Маяковский и др.» (Краткий словарь по эстетике). *

2) — комедия легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.

Рб: Роды и жанры литературы

Асс: Буффонада, Гротеск

* «Прогрессивная роль комедии в развитии человеческого сознания неизмерима. Даже площадной фарс, где пройдошливый плебей поочередно лупил палкой полицейского, купца и щеголя, снимал у людей с глаз шоры, мешавшие им увидеть ни-чтожество сильных, богатых и знатных» (С.С. Наровчатов).

«Полные неподдельного остроумия, забавных положений, содержащие много метких народных оборотов, фарсы всегда привлекали демократического зрителя» (А.Ф. Головенченко). *

Топонимический словарь Кавказа

река в республике Адыгея левый приток Лабы; берет начало из пещеры Гаврышева (северные склоны ск. Галкина (1121 м)), впадает в Лабу в районе а. Пшизов. В более раннее время Фарс был известен под именем Сосурукай (имя нартского героя), также называлась Махошеевская деревня – центр всего махошеевского племени. В адыгском языке встречаются слова ифэрзагъ, къифэрзагъ – «вкатился», «влетел». Согласно другой версии, гидроним имеет иранскую основу, где фарс переводится, как «сторона»; река с таким же названием есть и в Иране. В арабском языке Фарз, означает обязательное религиозное предписание, обязанность.

Источник

Значение слова «фарс»

что такое фарс в литературе определение кратко. Смотреть фото что такое фарс в литературе определение кратко. Смотреть картинку что такое фарс в литературе определение кратко. Картинка про что такое фарс в литературе определение кратко. Фото что такое фарс в литературе определение кратко

1. Вид средневекового (14—16 вв.) западноевропейского народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера.

2. В театре 19—20 вв. комедия-водевиль легкого, игривого содержания с чисто внешними комическими приемами. «Ябеда» ни больше ни меньше как фарс, написанный языком варварским. Белинский, Литературные мечтания. Намечается план легкой комедии, нечто вроде любовного тонкого фарса. Куприн, Интервью. || Манера актерской игры или сценического представление, основанная на грубом шутовстве. Вы никогда не прибегали к фарсу, чтобы вызвать у зрителя пустой и бесплодный смех. А. Островский, Речь на обеде в честь артиста А. Е. Мартынова.

3. Грубая шутка, шутовская выходка. Вы смеетесь, читатели? моя выходка вам кажется фарсом, плоскою шуткою? Белинский, Педант.

4. перен. Нечто лицемерное, циничное и лживое. — Словом, страшная трагедия суда превращена в жалкий фарс, — с горечью промолвил Сергей Владимирович. Степанов, Семья Звонаревых.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы, распространённый в XIV—XVI веках в западноевропейских странах. Созрев внутри мистерии, фарс в XV веке обретает свою независимость, а в следующем столетии становится господствующим жанром в театре и литературе. Приёмы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде.

Основной стихией фарса являлась не сознательная политическая сатира, а непринуждённое и беззаботное изображение городского быта со всеми его скандальными происшествиями, непристойностью, грубостью и весельем. Во французском фарсе часто варьировалась тема скандала между супругами.

В современном русском языке фарсом обычно называют профанацию, имитацию какого-либо процесса, например судебного.

ФАРС, а, м., и (устар.) ФА’РСА, ы, ж. [фр. farce]. 1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит., театр.). Театр комедии и фарса. 2. перен., только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (публиц.). В большинстве капиталистических государств т. наз. «свободные» выборы превратились в жалкий фарс. 3. Грубая шутка, шутовская выходка (разг. устар.). Всех рассмешит надутой речью, гримасой, фарсой площадной. Лермонтов.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. искусств. вид средневекового западноевропейского народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера

2. искусств. в театре XIX–XX вв. — комедия лёгкого, игривого содержания с чисто внешними комическими приёмами ◆ Я не мог дождаться конца всех фарс, хотя они мне и не наскучили. Во многих узнавал я черты народные, и Гогарт полюбовался сим балетом А. И. Тургенев, «Дневник 1825-26/14», 1825 г. (цитата из Викитеки)

3. перен. грубая шутка, шутовская выходка

1. река в России, левый приток Лаба ◆ Фарс — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое фарс в литературе определение кратко. Смотреть фото что такое фарс в литературе определение кратко. Смотреть картинку что такое фарс в литературе определение кратко. Картинка про что такое фарс в литературе определение кратко. Фото что такое фарс в литературе определение краткоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: факс — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое фарс в литературе определение кратко

Фарс (фр. Farce ) — комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.

В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы, распространённый в XIV—XVI веках в западноевропейских странах. Созрев внутри мистерии, фарс в 15 веке обретает свою независимость, а в следующем столетии становится господствующим жанром в театре и литературе. Приёмы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде. В современном русском языке фарсом обычно называют профанацию, имитацию какого-либо процесса, например судебного.

Основной стихией фарса являлась не сознательная политическая сатира, а непринужденное и беззаботное изображение городского быта со всеми его скандальными происшествиями, непристойностью, грубостью и весельем. Во французском фарсе часто варьировалась тема скандала между супругами.

Начиная с 1960х годов фарс очень часто используется в кино. В 90е годы появился на Российском телевидении, примерами могут являться такие передачи как Каламбур или Маски-шоу.

Популярные фарсовые кинофильмы

Ссылки

театральные училища • театральная терминология • театральные амплуа • театральные критики

Полезное

Смотреть что такое «Фарс» в других словарях:

фарс — фарс, а … Русское словесное ударение

фарсёр — фарсёр … Русское словесное ударение

фарс — фарс, а … Русский орфографический словарь

фарсёр — фарсёр, а … Русский орфографический словарь

фарсёр — фарсёр … Словарь употребления буквы Ё

фарс — фарс/ … Морфемно-орфографический словарь

Фарс — (франц. farce, латин. farsa) один из комических жанров средневекового театра. В VII веке в церковной латыни farsa (farsia) обозначало вставку в церковном тексте (Epistola cum farsa, Epistola farsita и пр.), позже эти вставки стали обычны в… … Литературная энциклопедия

фарсёр — фарсёр, фарсёры, фарсёра, фарсёров, фарсёру, фарсёрам, фарсёра, фарсёров, фарсёром, фарсёрами, фарсёре, фарсёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

фарс — а, м. farce f. 1. Связанная с народной традицией комедия XIV XVI вв. сатирического, бытового или иного содержания с широким использованием внешнего комизма; представление такой комедии на сцене. БАС 1. Давались смешные сценки фарсы, в которых… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Фарс — ФАРС. Герой каждого драматического произведения, охваченный единым, цельным стремлением, страстью, наталкиваясь на противоборство окружающей среды, неизбежно нарушает нормы, обычаи и привычки этой среды. Герои комедии нарушают социально… … Словарь литературных терминов

ФАРС — (фр. farce). Небольшое драматическое произведете в комическом, большею частью, банальном духе, комическая пьеса. 2) смешная выходка, забавная шалость. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАРС в широком… … Словарь иностранных слов русского языка

Источник

Что такое фарс в литературе определение кратко

(франц. farce, от латинск. farsus — начинка, фарш) — один из видов легкой комедии, особенно процветавшей в средневековой французской словесности, по пр. смотреть

фарс м. 1) а) Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания с широким использованием внешних комических эффектов. б) Игра актера, при которой комический эффект достигается лишь внешними приемами, а также внешние приемы, с помощью которых достигается комизм. 2) перен. Непристойное, постыдное, циничное зрелище. 3) разг. Грубая шутка, шутовская выходка.

фарс м. (прям. и перен.)farce

ФАРС (франц. farce, латин. farsa) — один из комических жанров средневекового театра. В VII веке в церковной латыни farsa (farsia) обозначало вст. смотреть

[франц. farce, латин. farsa]— один из комических жанров средневекового театра. В VII веке в церковной латыни farsa (farsia) обозначало вставку в церковном тексте (Epistola cum farsa, Epistola farsita и пр.), позже эти вставки стали обычны в молитвах и гимнах. Закрепление термина Ф. за драматической интермедией можно отнести к XII в. Несомненным источником Ф. являются французские игры (jeux), известные уже в XII веке под различными именами: dits, debats и пр. «Игра под листвой» (Jeu de la feuillee, ок., 1262) Адама де ла Галь [1238—1286]имеет ряд чисто фарсовых черт как в смысле сюжета и остроумия положений, так и трактовки отдельных персонажей (предшественник итальянского Арлекина — дьявол Herlequin Croquesots, «физик», монах). Содержание фарсов, как и чрезвычайно близких к ним фабльо (см.), заимствовалось из повседневной действительности; темы Ф. разнообразны — семейные отношения и отношения хозяина и челяди, обман жены, плутни в торговле и на суде, похождения хвастливого солдата, неудачи зазнавшегося студента; образы пестры — монахи и попы, торговцы и ремесленники, солдаты и студенты, крестьяне и батраки, судьи, чиновники; комическая ситуация достигается за счет привнесения внешнего эффекта — потасовки, перебранки и пр.; часто много осложнений вносит в действие использование нескольких диалектов, профессиональной лексики, макаронической латыни; индивидуализация речи персонажей Ф. проведена в большинстве случаев достаточно последовательно. Развитых характеров в фарсе нет; как и в фабльо, герои Ф. больше действуют, обмениваются каламбурами и остроумными репликами; нарастание сюжета происходит за счет быстрого переноса действия с одного места в другое, неожиданных разъяснений. В отличие от больших форм средневекового городского театра Ф. не знал длительной подготовки спектакля, не имел оборудованной сценической площадки, обходился самыми примитивными постановочными средствами. Французский фарс, и близкие к Ф. соти были уделом небольших братств и ставились с XIV в. преимущественно парламентскими клерками (clercs de Basoche) и актерами (enfants sans souci). К числу ранних Ф. принадлежат «Вольный стрелок из Баньоле» (Franc Archer de Bagnolet, 1468) и «Trois galants et Philipot», где прекрасно разработан старый мотив хвастливого солдата. Сильно возрастает число Ф. с конца XV в.; к этому времени относится своеобразный цикл Ф. о Пателене. Три фарса — «Господин Пьер Пателен» [1470, «Новый Пателен» [ок. 1480, «Завещание Пателена» [ок. 1490]— рисуют бессмертный образ пройдохи-стряпчего — avocat sous l’orme. Очевидная популярность этих фарсов, особенно первого, явствует из многочисленных изданий (16 изданий с 1489 по 1532) и тех ссылок на основной Ф., которые встречаются в «Новом Пателене» и в «Завещании». Иллюстрация: Сцена из фарса об адвокате Пателене. С гравюры 1489 Вопрос об авторстве не решен до сих пор, и имена Франсуа Вийона, Адама де ла Саль, Пьера Бланше как авторов «Пателена» в одинаковой мере маловероятны. К XVI в. относятся фарсы Маргариты Наваррской, из к-рых один, озаглавленный «Комедия», представляет собой образец назидательного Ф. (старуха поучает двух девушек и двух замужних женщин, как поступать в семейных затруднениях), а другой — «Trop, prou, peu, moins» (Слишком, много, мало, меньше) — образец политического фарса. Под именем Trop и Prou выведены папа римский и император Карл V, в лице же peu и moins выведены мелкие, заурядные люди; в Ф. высмеяны жадность, заносчивость «этих двух половин бога» — папы и императора. Свыше 130 французских Ф. относится к XV—XVI вв. Несомненно, известную эволюцию претерпевает Ф. под влиянием итальянской «комедии масок» в творчестве авторов-актеров Gros Guillaume’а, Gualtier Garguille’я, Turbepin’а и позже Мольера; у Мольера комедии даже позднего периода во многом сохраняют отголоски Ф. («Проделки Скапена», «Мнимый больной» и пр.), но внешний комизм случайных ситуаций сочетается у него с глубоким показом действительности, яркостью образов. Во Франции XVII в. является критическим для развития Ф.; последний вытесняется лит-ой комедией. Аналогичные Ф. жанры представлены в лит-рах других стран. В Германии близки к Ф. масленичные игры — «фастнахтшпили» (см.). Распространение Ф. в Италии приходится на XV—XVI вв.; для арагонского двора Ф. аллегорического характера писал Саннадзаро одиннадцатисложными стихами; этот фарс проник в Мантую и Венецию. Полудиалектальные Ф. забавного содержания писал Пьетро Караччоло («Il magico»). Не подлежит сомнению связь традиции Ф. с комедией масок, известная близость к Ф. есть и в творчестве Рудзанте (см.) первого периода [1520—1530. В Испании жанровые особенности Ф. можно наблюдать в творчестве Лопе де Руэды, Жиля Висенте и в знаменитых интермедиях Сервантеса («Театр чудес», «Два болтуна» и др.). Библиография: I. Тексты Ф. изданы в собраниях: Recueil de farces, moralites et sermons joyeux, publ. p. Leroux de Lincy et Fr. Michel, 4 vls, P., 1831—1838; Ancien theatre francais, publ. p. E. Viollet le Duc, 10 vls, P., 1854—1857; Recueil de farces, soties et moralites, publ. p. P.-L. Jacob, P., 1859; Le theatre francais avant la Renaissance (1450—1550), publ. p. E. Fournier, Paris, 1872; Picot E. et Nyrop Chr., Nouveau recueil de farces francaises des XV-e et XVI-e siecles, Paris, 1880. II. Petit de Julleville L., Les comediens en France au moyen age, P., 1885; Teatro italiano dei secoli XIII, XIV, XV a cura di F. Torraca, Firenze, 1885; Schamburg K., Die Farce Pathelin und ihre Nachahmungen, Diss., Lpz., 1887; Brotanek R., Die englischen Maskenspiele, Wien, 1902; Beneke A., Das Repertoir und die Quellen der franzosischen Farcen, Diss., Jena, 1910; Croce B., Teatri di Napoli dal rinascimento alla fine del Secolo XVIII, Bari, 1916; Holbrock R. T., Etude sur Pathelin (Essai de bibliographie et d’interpretation), Baltimore, P., 1917; Steele M. S., Plays and Masques at Court during the reigns of Elizabeth, James and Charles, New Haven, 1926; см. также «Французская литература». Д. М. смотреть

ФАРС(фр. farce). Небольшое драматическое произведете в комическом, большею частью, банальном духе, комическая пьеса. 2) смешная выходка, забавная шалос. смотреть

Источник

Фарс – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово фарс? Пытаешься разобраться, что такое фарс? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «фарс» в словарях русского языка

Фарс это:

фарс — комедия лёгкого содержания с внешними комическими приёмами.

В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы, распространённый в XIV—XVI веках в западноевропейских странах.

( фр. farce)
1) легкая комедия, один из видов драматического представления, широко развившийся в торговых городах средневековой Франции;
2) в позднейшем понимании — комедия или водевиль грубоватого содержания;
3) шутовская выходка, грубая шутка;
4) перен. нечто лицемерное, циничное и лживое.

м.
1) а) Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания с широким использованием внешних комических эффектов. б) Игра актера, при которой комический эффект достигается лишь внешними приемами, а также внешние приемы, с помощью которых достигается комизм.
2) перен. Непристойное, постыдное, циничное зрелище.
3) разг. Грубая шутка, шутовская выходка.

1. легкая комедия, один из видов драматического представления, широко развившийся в торговых городах средневековой франции;

2. в позднейшем понимании — комедия или водевиль грубоватого содержания;

3. шутовская выходка, грубая шутка;

4. * нечто лицемерное, циничное и лживое.

нечто лицемерное, циничное Грубый ф. фарс театральная пьеса легкого, игривого содержания с внешними комическими эффектами

(франц. farce, от лат. farcio — начиняю: средневековые мистерии «начинялись» комедийными вставками).
1) вид средневекового западноевропейского (преимущественно французского) народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера (14-16 вв.). Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель арте и др…
2) В театре 19-20 вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами. — историческая область на юге Ирана. До арабского завоевания (7 в.) называлась Парса, Персида. В средние века — ядро государств Буидов, Мозафферидов, Зендов и др.

м.
1) а) Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания с широким использованием внешних комических эффектов. б) Игра актера, при которой комический эффект достигается лишь внешними приемами, а также внешние приемы, с помощью которых достигается комизм.
2) перен. Непристойное, постыдное, циничное зрелище.
3) разг. Грубая шутка, шутовская выходка.

фарса, м., и (устар.) ФАРСА, фарсы, ж. (фр. farce).

1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит., Театр.). Театр комедии и фарса.

2. перен., только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (публиц.). В большинстве капиталистических государств т. наз. «свободные» выборы превратились в жалкий фарс.

3. Грубая шутка, шутовская выходка (разг. устар.). Всех рассмешит надутой речью, гримасой, фарсой площадной. Лермонтов.

— (от лат. farsum — начинка, фарш)
1) Жанр средневекового народного театра: небольшая комическая сценка или пьеса, как правило, бытовой или сатирической направленности, разыгрываемая между действиями во время исполнения религиозных драм (мистерий) с целью развлечь зрителей. Героями Ф., лишенного поучительности, обычно становились незадачливые мастеровые, ловкие адвокаты, монахи-шарлатаны, смекалистые солдаты, разного рода плуты и мошенники и др. Традиции Ф. ощутимы, например, в пьесах Ж.-Б. Мольера «Плутни Скапена», «Мещанин во дворянстве» и др.
2) В театре XIX и XX вв. комедия- водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами, использующая элементы шутовской игры, утрирования черт характера, поведения, речи персонажа и т. п.

река в России, левый приток Лаба

Где и как употребляется слово «фарс»?

Кроме значения слова «фарс» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «фарс».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «фарс» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «фарс»

Потом вся история повторялась, только, вопреки известному афоризму, далеко не в виде фарса …

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *