что такое фактура в дизайне
Фактура и текстура в чём разница
Фактура и текстура — слова часто встречающиеся в интерьерных описаниях. Оба определения следуют друг за другом или перемешиваются, из-за чего возникает непонимание в чём разница.
Может это слова синонимы?
Разница между этими определениями есть, хотя она не велика, но, чтобы вы понимали и не путались, мы расскажем в этой статье о различии.
Тактильные и визуальные ощущения и как они связаны с текстурой и фактурой
Текстура и фактура связаны с нашим визуальным, и тактильным восприятием, и ощущениями. Визуальное восприятие — это то что мы видим. Тактильное восприятие — то что ощущаем при прикосновении. Есть еще смешанное визуально-тактильное восприятие — это то, что мы видим, не можем потрогать, но помним ощущения от прикосновения.
Что такое фактура
Фактура – визуальное и тактильное описание поверхности, и характер её обработки. То есть ощущения, которые можем описать когда смотрим, или касаемся поверхности предмета.
Визуально — видим поверхность и как мы её описываем: гладкая, ребристая, рельефная.
Тактильно — ощущения при прикосновении: шершавая, гладкая, ребристая, колючая.
Фактура естественная — это характер поверхности предмета из-за особенностей материала: гладкая поверхность металла, шершавая поверхность камня.
Фактура по характеру обработки — поверхность созданная в результате механического воздействия человека или инструмента, и воздействие природных сил или стихий: зазубрены от инструмента, поверхность камня шлифованного водой.
Фактура тактильно и визуально может отличаться. Например, мы видим поверхность предмета гладкой, а при прикосновении чувствуем рельефность.
Что такое текстура
Текстура — визуальное и тактильное свойство поверхности предмета, которое передает информацию о внутренней структуре предмета, его материале. То есть по взгляду или прикосновению мы определяем, какой перед нами материал: дерево, металл, стекло, кирпич, бетон, пластик.
Визуальная текстура — мы видим поверхность предмета и понимаем его материал.
Тактильная текстура — понимание к какому материалу принадлежит предмет при прикосновении.
Текстура и материал, из которого изготовлен предмет может не совпадать. Например, текстура ткани на бумаге, текстура дерева на плитке, текстура стекла в пластике.
При совпадении текстуры и материала мы скажем — естественная текстура.
Предметы, которые изготовлены из одного материала, для того чтобы вызвать визуальное или тактильное восприятие другого материала, называются — имитации. Пример, обои имитация кирпича (задняя стена) и обои имитация крашеной доски (боковые стены):
Обои с текстурой кирпичей. Интернет-магазин: www.oboivdom.by
Исключения
Есть отдельное цветовое восприятие, которое относиться одновременно к цвету, точнее к оттенку и к фактуре — это матовые, и глянцевые оттенки, или фактуры. Мы говорим: имеет матовый оттенок или имеет глянцевый оттенок потому что, свойство оттенку придаёт именно фактура поверхности. Окрашенная поверхность с лёгкой шершавостью, придаст матовый оттенок, сглаженная глянцевый. Например, лак для дерева — матовый лак создает едва ощутимое шершавое покрытие, глянцевые лаки сглаживают поверхность образуя глянцевый оттенок. Чаще употребляется выражение «оттенок» — матовый оттенок, глянцевый оттенок, чем фактура.
Особенности
Температурное восприятие текстур – может быть холодным или тёплым. Стекло, металлы – холодные текстуры. Дерево – тёплая текстура. Камень может отнестись как к теплому, так и холодному в зависимости от цвета. Температурные восприятия текстур могут усиливаться или ослабляться цветом.
Описание текстур может быть обще-техническим, уточнённо-техническим, характеризующим или творческим: дерево — древесина бука; кожа — кожа крокодила; бумага — старая газета. Нет чётких правил текстурного описания. Названия присваивают для понимания вида текстуры и возможных ассоциаций, которые разовьют идеи применения, и сочетания в дизайне интерьера.
Обои с текстурой состаренных досок. Интернет-магазин: www.oboivdom.by
Ошибки формулировок
Когда говорят фактура дерева — подразумевая внешний вид похожий на дерево – это ошибка. При употреблении фразы «фактура дерева» как тактильное ощущение — это верно.
Закрепим
Проведем мини эксперимент и превратим фактуру в текстуру. Возьмём обычный лист офисной бумаги формата А4. Опишем фактуру:
Визуально — не выраженная, имеющая матовый оттенок;
Тактильно — слегка шершавая, бархатистая.
Визуально — не выраженная;
Напечатаем на бумаге изображение кирпича, аккуратно обрежем и приклеим на стену. Что получится?Опишем фактуру:
Визуально — не выраженная, имеющая матовый оттенок;
Тактильно — слегка шершавая, бархатистая.
Отметим, что на успех эксперимента сильно повлияет качество и реалистичность изображения.
Вывод
Разница между фактурой и текстурой в интерьерном дизайне нужна для понимания эффектов производимых элементами дизайна.
Текстура и фактура добавляю интерьеру те свойства, которые не передаёт фотография. Они могут как обогатить интерьер, так и усложнить его.
При уделённых покупках через интернет, тактильные ощущения передать невозможно, можем оценивать только визуально. Но тактильные ощущения порой, производят больший эффект чем визуальные.
Продолжение темы фактуры и текстуры
В статьях сочетание фактур и сочетание текстур рассказывается как применить разные фактуры и текстуры в интерьерном дизайне:
Отличия текстуры от фактуры материалов
Содержание
Слова «текстура» и «фактура» знакомы многим. Но не все знают их значения, а тем более – не умеют правильно их использовать при оформлении интерьера. Хотя данный вопрос имеет огромное значение, так как от выбора текстурных и фактурных материалов во многом зависят привлекательность и завершенность интерьера.
Сперва следует разобраться в значениях этих слов. Текстура – это рисунок, который человек видит на материале. Лучше всего она прослеживается на дереве, мраморе и других декоративных камнях. Упоминая об искусственных материалах, можно сказать, что все обои и керамическая плитка с рисунками также обладают своей текстурой.
Фактура выражает тип поверхности, который человек может увидеть или почувствовать на ощупь. К примеру, сравнивая матовую кожу и блестящий хром, можно заметить, что они обладают разными фактурными особенностями. Также к различным группам будут отнесены глянцевые натяжные потолки и рельефные флизелиновые обои.
Правильное сочетание текстур и фактур имеет ряд сложностей. Поэтому вначале нужно выяснить, насколько эти характеристики выражены в материалах.
Материалы с ярко выраженной текстурой
Рассматривая все материалы, которые используются в дизайне квартиры или дома, можно выделить такие варианты, обладающие заметной текстурой:
Также не стоит забывать о растениях, которые часто используются в интерьерах в стиле лофт, классика, минимализм. Если в какой-либо зоне помещения их сконцентрировано большое количество, этот элемент также можно считать отдельной текстурой.
Фактурные материалы
Важно понимать, что каждый материал обладает фактурой. Однако в некоторых случаях она оказывается сильно выраженной, тогда как в других – нейтральной. К первой группе можно отнести кожу, обработанный или необработанный камень, стекло, декоративную штукатурку, различные варианты лепнины, жидкие и фактурные обои.
Также сюда относится металл, который может быть кованым – декоративная мебель, бра в стиле лофт и т. д., и хромированным, с блестящей поверхностью. Относительно нейтральной можно считать фактуру дерева, кирпича, керамической плитки, обычной штукатурки, покрытия краской и т. д.
Вариантов самих фактур существует много, однако к основным, использующимся в интерьере, можно отнести такие:
Все эти характеристики должны учитываться владельцем при выборе отделочных материалов для различных помещений. Например, на кухне лучше использовать гладкие фактуры, что снизит риск сильного загрязнения и потребует меньше времени для уборки. В спальне и гостиной можно применить рельефные варианты – они придадут уюта.
Рекомендации по сочетанию текстур и фактур
Подбирая сочетания материалов, стоит использовать такие принципы:
Также стоит ориентироваться на цену и эксклюзивность материалов. Не рекомендуется дорогие элементы, например, дизайнерские комоды из натурального дерева, помещать в бюджетный интерьер и наоборот.
Правила сочетания разных фактур в интерьере
Дизайн интерьеров в современном понимании появился во второй половине 19 века. Это время, когда дизайн своего дома могли позволить себе не только самые богатые люди, но и обыкновенные жители городов. И уже тогда было очевидно, что цвет и планировка – далеко не единственные важные понятия в создании уникальной дизайнерской композиции. Большое значение имеют фактура и текстура.
Оба понятия характеризуют материал и тесно переплетены между собой. Это вызывает большое количество противоречий и расхождений во мнениях, что же все-таки представляют собой фактура и текстура.
Фактура и текстура: в чем разница?
Текстура – это признаки поверхности, которые помогают определить его принадлежность к определенному виду материалов. Если речь идет о столешнице из дерева, ее текстурой можно назвать шероховатость, наличие характерного узора на поверхности, определенный цвет, присущий древесине. Если нужно описать текстуру ткани, здесь определяющими характеристиками будет тип переплетения нитей, их структура (тонкая, толстая, гладкая или шероховатая, атласная или матовая). Текстура помогает понять, что за материал перед вами.
Фактура – это внешние свойства материала, которые отражают его плотность, особенности отделки и обработки, микроискажения поверхности. Это совокупность таких свойств как: структура, рельеф и лицевой рисунок поверхности, которые ничего нам не говорят о принадлежности данной поверхности к какой-либо категории материалов. Но зато способны оказывать значительное влияние на интерьер.
По выразительности фактуры поверхности могут быть:
Структура и рельеф взаимодействуют со всеми остальными внешними признаками интерьера. Именно они позволяют создать из монохромной комнаты интересное пространство с расставленными акцентами и приятным впечатлением.
Сегодня технологии позволяют играть с разнообразием фактур. И, учитывая тенденцию к минимализму и монохрому в интерьере, понимание того, как правильно их сочетать, может быть полезно каждому, кто хочет сделать свой дом стильным и современным.
Правила сочетания фактур
В любом виде деятельности, которым человек занимается более-менее продолжительное время, становятся очевидны некоторые приемы, которые всегда «работают» и наоборот, те, которые не работают никогда. Дизайн не стал исключением, поэтому в вопросе сочетания фактур тоже можно выделить такие приемы или правила.
Кроме правил, есть и табу:
Разные материалы с похожей поверхностью смотрятся плохо. То есть, когда вы берете настоящее дерево с его природной текстурой и располагаете рядом с имитацией (пленкой, ламинатом и т.д.) под дерево, будет создаваться эффект оригинала и дешевой подделки.
Живые растения хорошо смотрятся в сочетании с любыми поверхностями, они являются универсальной фактурой. Разумеется, цветы должны уместно выглядеть в общем контексте, но это тот случай, когда из-за фактуры переживать не нужно.
Как создать интересные текстуры: 16 необычных способов
Сначала нам с вами необходимо разобраться, что такое текстура и чем она отличается от фактуры.
Фактура — это то, что характеризует предмет, а точнее его поверхность. Например, гладкий, шершавый, рельефный, колючий, мягкий и так далее.
Текстура — это особый рисунок на гладкой поверхности. Примером могут послужить: мрамор, дерево, мыльные разводы, царапины и так далее.
Текстуры создавать очень интересно. Процесс создания текстур — неиссякаемый по своим ресурсам тренажер развития человеческой фантазии.
Для этих целей подходят не только специальные составы, порошки и иные средства, но и средства вполне доступные — те, что всегда под рукой.
Начнем, пожалуй, с самого простого:
1. Акварель + соль
У меня питерская акварель, хотя подойдёт и самая обычная, детская. Необходимо взять плотную бумагу (ватман или акварельную), намочить под краном и по мокрому нанести на поверхность нужные цвета. Незамедлительно после этого сыпем соль! Соль вбирает в себя воду вместе с красящим пигментом краски, образуются очень интересные и непредсказуемые разводы и абстрактные звёздочки.
Если сыпать соль уже по высохшей краске, то этого эффекта не получится, поскольку цвет проникнет в слои бумаги.
2. Акварельная текстура с раздутием
Делаем заранее акварельный фон на плотной бумаге (ватмане или акварельной) или берем готовый цветной матовый картон. Жидко разводим чёрную акварельную краску, капаем на уже хорошо просохший фон и раздуваем в разные стороны. Самое главное — дуть поперёк «ручейка», тогда дорожки разойдутся «веером».
Также в этих целях можно использовать чёрную тушь.
3. Для третьей текстуры понадобится масляная пастель (или восковые мелки) и акварель
На ватмане рисуем абстракцию масляной пастелью: волны, завитки, зигзаги, пятна и точки. Затем покрываем фон жидкой акварельной краской. Вода (вместе с пигментом краски) скатывается со слоя масляной пастели. Если краска будет слишком густая, то текстура не получится, потому что густая краска ровным слоем покроет ваш абстрактный рисунок.
4. Листья — природный материал, который так здорово помогает всем художникам в их нелегком, но интересном творческом пути.
Мы тоже будем их использовать в создании двух текстур.
Листья+ масляная пастель
Для работы выбираем бумагу потоньше, чтобы через нее хорошо прощупывались прожилки листочка. Подойдет обычная, для принтера. Кладем листик «изнанкой» вверх, сверху накрываем бумагой. Левой рукой плотно прижимаем бумагу к листу (как показано на фото) и проводим широкой стороной мелка по поверхности бумаги. Получается очень красивый, ажурный оттиск.
Дальше продолжим работу с листьями, но уже с гуашью. Будем делать красочные отпечатки на плотной гладкой бумаге (ватмане). Красим листики густой краской и смело отпечатываем их.
5. Далее мы будем работать с гуашевыми красками, отпечатывать различные предметы и даже некоторые продукты. Накладываем густой слой краски на плотную бумагу и сверху сразу же кладем пуговицы с интересным рельефом, старые ненужные ключики, цепочки, нитки, насыпаем рис, гречку и ждем до полного высыхания (это очень важно — дождаться полного высыхания). Затем снимаем все предметы и смотрим, что у нас получилось.
У меня почему-то ассоциация с космосом 🙂
6. Делаем отпечатки поролоном
Главное условие, чтобы губка была сухая, а гуашевая краска достаточно густая. Получается довольно тонкая, можно сказать, мелкозернистая текстура.
7. Отпечатки скомканной бумаги
Нам понадобятся всё те же гуашевые краски и два вида бумаги: жесткая (тонкая для принтера) и мягкая (салфетки или бумажное полотенце). Сминаем небольшой кусочек бумаги, выступающие части красим нужной нам гуашевой краской и ставим отпечаток на плотном гладком листе.
Теперь попробуем отпечатать салфетку. Эффект будет совершенно другой, с более мягкими очертаниями. Единственный минус в том, что салфетка быстро размокает и ее приходится часто менять.
Кажется, получилось какое-то улыбающееся лицо 🙂
Совсем неожиданный материал для работы с красками — это вилка. Обычная пластиковая, для наших любимых пикников. Просто поводите ей по непросохшему густому слою гуашевой краски. Можно сделать полосы или клетку.
9. Гуашь + детская машинка
Забрала я у сына сломанную машинку и единственной уцелевшей шиной провела несколько раз по влажному слою гуаши. Получилась текстура в мелкую точечку. Вот такая:
10. Целлофан
Далее я экспериментировала с целлофановым пакетом. Скрутила его, намазала гуашью и отпечатала на плотной бумаге.
11. Сухая щетинистая кисть дает очень интересный эффект. Если ее слегка смочить в гуашевой краске, затем постучать о крышку или баночку и поводить по бумаге, то получатся лёгкие волокнистые разводы. Иногда этот способ используют в живописи, когда передают кору дерева или прописывают волны.
12. Упаковочный целлофан с пупырышками 🙂
Да-да, тот самый, что мы так любим хлопать. Главное — перед созданием текстуры этого не делать, а то ничего не получится. Итак, намазываем густо гуашью и смело отпечатываем на бумаге.
13. Зубная щётка
Предмет универсальный! Подойдёт и для тонировки мишек-тедди и для создания текстур! Разбрызгивать мы будем гуашевую краску при помощи наших умелых пальцев. Причем есть два варианта: разбрызгивание на сухую поверхность и на мокрую —смотрите сами, что вам больше по душе:
Зубная щетка — эффект по-сухому.
Эффект по-мокрому фону (в этом случае плотная бумага смачивается под краном):
14. Карточка рекламная
Иногда раздают в пешеходных переходах или просто на улице. Её легко применить для создания интереснейшей текстуры. Смотрите как:
Для работы используем все те же гуашевые краски
15. Штампик, связанный крючком
Мой сын недавно нашел на улице шахматную фигурку. Сама в шахматы не играю, но, думаю, пригодится….И точно. Как раз для штампика. Связала крючком небольшой фрагмент из обычного шпагата и приклеила ее к пешке. Затем красим штамп гуашью и прижимаем к поверхности бумаги! Получается замысловатый узор.
Если присмотреться, то тут еще просматривается рисунок моего сына, который всё же добрался до маминых акварельных карандашей!
16. Самой последней будет текстура масляными красками
Делайте ее только в хорошо проветриваемом помещении. У меня цветов масляной краски всего два и совсем не интересные: марс и ван дик (все коричневые). Но это же не главное. Самое главное показать вам принцип создания этой текстуры. Нам понадобится пластиковая ёмкость высотой хотя бы 5 см, крышки, палочка и уайт-спирит. Всё вышеперечисленное необходимо будет потом выбросить. Так что берите то, что не жалко.
Итак, наливаем в ёмкость воды. Разбавляем в крышечках масляную краску уайт-спиритом, размешиваем палочкой. Далее выливаем содержимое крышечек на поверхность воды и с помощью палочки распределяем по всей поверхности воды.
Затем опускаем лист и сразу достаем его, переворачиваем и смотрим что получилось. Повторяем процедуру несколько раз и каждый раз будут получаться разные узоры, похожие на мрамор.
Получается вот такая красота, правда пахнет плохо и сохнет долго! Но оно того стоит 🙂