Что такое этническая толерантность определение

Толерантность этническая

Полезное

Смотреть что такое «Толерантность этническая» в других словарях:

этническая толерантность — (от лат. tolerantia терпение) способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д. Внешне Э.т … Этнопсихологический словарь

Интолерантность этническая — (от лат. intolerantia непереносимость, нетерпимость) 1) свойство этнич. общности или отдельного его представителя, характеризующееся неприятием или отрицанием культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни др … Психология общения. Энциклопедический словарь

Этнические преступные группировки — Этнические преступные формирования это группы, сообщества (организации), представляющие собой специфические криминальные объединения, формирующиеся по национальному (этническому) признаку, то есть объединяющие в своем составе лиц одной или… … Википедия

Этнополитический конфликт — Этнополитический конфликт одна из форм этнических конфликтов, которая связана с политизацией этнической общности. А.Р. Аклаев в своей работе «Этнополитическая конфликтология»[1] дает более развернутое определение: Этнополитические конфликты … Википедия

Национальная политика России — Национальная политика в России комплекс политических и организационных мер, проводимых властями России в отношении народов разных национальностей (национальных меньшинств), проживающих на её территории. Содержание 1 Российская империя 2 РСФСР,… … Википедия

Этноцид — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

Этноконфессиональный конфликт — Этноконфессиональный конфликт одна из форм этнических конфликтов, в которых конфессиональное различие усугубляет этническое. Особо выраженные формы проявляет в регионах, населенных народами, сложившимися в разных цивилизациях (Кавказ,… … Википедия

Яблоновская, Наталья Всеволодовна — Яблоновская Наталья Всеволодовна укр. Яблоновська Наталя Всеволодівна … Википедия

Билингвизм — (двуязычие) способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках. Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами, более двух полилингвами, более шести полиглотами. Так как язык является функцией социальных… … Википедия

Коренные народы — Представительница одного из коренных народов Европы, саамов, Айли Кескитало, президент Саамского парламента Норвегии в 2005 2007 годах … Википедия

Источник

этническая толерантность

Смотреть что такое «этническая толерантность» в других словарях:

Толерантность этническая — 1) свойство этнич. общности или отдельного ее представителя, характеризующееся готовностью признать и принять легитимность культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни др. этносов; 2) направленность этнич.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Интолерантность этническая — (от лат. intolerantia непереносимость, нетерпимость) 1) свойство этнич. общности или отдельного его представителя, характеризующееся неприятием или отрицанием культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни др … Психология общения. Энциклопедический словарь

Толерантное сознание: институты формирования — Институты формирования толерантного сознания это образовательные учреждения, в первую очередь школа, через к рую проходят практически все дети соответствующего возраста, т. е. возраста активного формирования знаний и навыков познания,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Этнические преступные группировки — Этнические преступные формирования это группы, сообщества (организации), представляющие собой специфические криминальные объединения, формирующиеся по национальному (этническому) признаку, то есть объединяющие в своем составе лиц одной или… … Википедия

Этнополитический конфликт — Этнополитический конфликт одна из форм этнических конфликтов, которая связана с политизацией этнической общности. А.Р. Аклаев в своей работе «Этнополитическая конфликтология»[1] дает более развернутое определение: Этнополитические конфликты … Википедия

Национальная политика России — Национальная политика в России комплекс политических и организационных мер, проводимых властями России в отношении народов разных национальностей (национальных меньшинств), проживающих на её территории. Содержание 1 Российская империя 2 РСФСР,… … Википедия

Этноцид — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

Этноконфессиональный конфликт — Этноконфессиональный конфликт одна из форм этнических конфликтов, в которых конфессиональное различие усугубляет этническое. Особо выраженные формы проявляет в регионах, населенных народами, сложившимися в разных цивилизациях (Кавказ,… … Википедия

Яблоновская, Наталья Всеволодовна — Яблоновская Наталья Всеволодовна укр. Яблоновська Наталя Всеволодівна … Википедия

Билингвизм — (двуязычие) способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках. Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами, более двух полилингвами, более шести полиглотами. Так как язык является функцией социальных… … Википедия

Источник

Этническая толерантность в современном российском обществе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Этническая толерантность: сущность и особенности

Толерантность – это терпимость к чужим обычаям, чужому образу жизни, действиям и поведению.

Также толерантность выражается в терпимости к чувствам и идеям, мыслям и общему состоянию. Реализация толерантности осуществляется на микроуровне. Например, в частной жизни толерантными считаются индивиды, которые относятся друг к другу с пониманием. Это семейные отношения, приятельские и профессиональные отношения. Субъектами толерантности на макроуровне выступают сообщества, государства и обширные социальные группы.

Что касается этнической толерантности, то это также способность индивида проявлять терпимое отношение к незнакомому или малознакомому образу жизни представителей других этнических организаций и общностей. Это терпимое отношение к этническим группам и их поведению, национальным и этническим традициям, чувствам и верованиям, а также принятие их мнения.

Внешне этническая толерантность может выражаться в:

Одновременно с этим адаптивные способности индивида не снижаются, он старается самостоятельно минимизировать свой стресс и относиться с пониманием к происходящим процессам и явлениям. Этническая толерантность также проявляется и в критических ситуациях, когда человек оказывается перед внутриличностным или межличностным выбором. Это все сопровождается психологической напряженностью, но обычно касается немногих социальных групп. Обусловлено это тем, что сегодня мир очень подвижен, в нем взаимодействуют представители различных этносов и наций, которые находятся в процессе постоянного культурного обмена. Поэтому для человека этническая толерантность – это не вынужденный выбор, а скорее естественный процесс.

Этническая толерантность выражается в поступках и формируется в сфере сознания. Она тесно связана с другими психологическими феноменами, например, с этнической идентичностью, которая формируется в процессе социализации и выражается в том, к какому этносу и к каким традициям индивид относит себя сам. Анализ понятий «толерантность» и этническая толерантность» позволяет сделать вывод о том, что эти термины имеют ряд общих характеристик, хотя есть между ними и некоторые различия. Специфика термина «этническая толерантность» состоит в том, что она понимается как один из видов толерантности, в основе которого лежит принятие другого, кто принадлежит к иной этнической или этнонациональной группе. Во-вторых, толерантность может рассматриваться не только как процесс принятия, но и как личностная черта и психологическая характеристика индивида. Это комплекс установок к другим этническим группам, которые позволяют воспринимать их как абсолютно нормальные.

Готовые работы на аналогичную тему

Этническая толерантность в разных странах воспринимается по-разному. Это связано с тем, что в разных государствах свое этнонациональное распределение. Где-то проживают этносы, близкие друг к другу по национальным характеристикам, традициям и обычаям. В некоторых же государствах сосуществуют и взаимодействуют друг с другом представители абсолютно разных этнических категорий. Например, это характерно для России. Поэтому вопрос этнической толерантности в российском обществе стал особоактуальным и значимым.

Этническая толерантность в России

С учетом специфического национального и этнического состава России проблема этнической и межэтнической толерантности приобретает особое значение. Смысл приобретают не только исследования самого феномена этнической толерантности, но и исследование механизмов формирования установок этнической толерантности, которые обычно закладываются в процессе первичной социализации индивидов. Важно, чтобы и государство, и общество было готово осуществлять действия, которые сгладят «острые углы» и позволят сформировать крепкую и устойчивую толерантность в мультикультурном и мультиэтничном обществе.

Необходимость изучения и развития этнической толерантности обусловлена тем, что в России достаточно часто происходят конфликты на этнической почве. В основном они вспыхивают между двумя типами цивилизаций, которые формировались на протяжении многих веков, и которые характеризуют евроазиатскую сущность страны. С одной стороны – западный христианский мир, а с другой стороны – южный исламский мир. Для того, чтобы более точно обозначить роль этнической толерантности именно в России, следует сделать акцент на классификации так называемых «болевых точек», которая основывается на степени остроты этнических конфликтов. Она выглядит следующим образом:

В России тема этнической толерантности сегодня очень острая, и ее необходимо прорабатывать на нескольких уровнях. Прежде всего – на личностном. Толерантное отношение и терпимость к представителям других этносов и наций – это то, что должно воспитываться с раннего детства, что должно быть одной из характеристик личности. Если человек сможет самостоятельно это осознавать, то эту ценность в дальнейшем он будет транслировать уже в общество. В России, многонациональном государстве с культурным разнообразием, проблематика этнической толерантности набирает обороты. Государство и общество доказало, что некоторым негативным явлениям можно противостоять, но на индивидуальном уровне следует еще больше внимания обращать на терпимость и воспитание.

Источник

Виды толерантности. Межэтническая (этническая) толерантность.

1) Гендерная толерантность – непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим. Экстремистское проявление гендерной интолерантности представляет собой сексизм – формы политики, индивидуального или группового поведения, дискриминирующие женщин в их правах на полноценное участие в профессиональной деятельности и общественной жизни, основывается на предположении, что по личным характеристикам мужчины превосходят женщин.

2) Возрастная толерантность – непредвзятость к априорным «недостаткам» человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.). Возрастная толерантность вполне может сочетаться с принятым во многих культурах уважением к лицам преклонного возраста.

3) Образовательная толерантность – терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием у высокообразованных людей и к «яйцеголовым» у людей с низким образованием. Очевидно, что данный тип толерантности имеет отношение к бытовой сфере и не связан с обсуждением вопросов, где уровень образования действительно является решающим фактором.

4) Межнациональная толерантность – отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любому человеку с позиции «презумпции национальной невиновности». Крайние проявления межнациональной интолерантности:

• этноцентризм – дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы. Базируется на убеждении в «превосходстве» одних культур над другими;

• ксенофобия – страх и неприятие иностранцев и представителей других культур: убежденность в том, что «чужаки» принесут вред;

• агрессивный национализм – мнение, что одна нация превосходит в правах другую.

5) Расовая толерантность – отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм – дискриминацию людей по расовому принципу. Базируется на предположении, что некоторые группы имеют превосходство над другими.

6) Религиозная толерантность – отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп. В своей экстремистской форме межконфессиональная интолерантность представляет собой религиозный фанатизм – насаждение какой–либо веры, ее ценностей и традиций (иногда в масштабе целых сообществ) и предоставление социальных преимуществ апологетам этой веры. Религиозный фанатизм базируется на предположении, что данная вера является единственно правильным отображением религиозной или духовной истины, и что все люди должны следовать ее принципам (догматам).

7) Географическая толерантность – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.

8) Межклассовая толерантность – терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, бедных к богатым. Формирование данного вида толерантности крайне важно для стран с опытом социальных революций и особенно «диктатуры пролетариата».

9) Физиологическая толерантность – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д. Данный тип толерантности особенно важен при исследовании детей дошкольного и школьного возраста, низкообразовательных слоев и т.д.

10) Политическая толерантность – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д. Крайними формами проявления политической интолерантности являются: фашизм и свойственная тоталитарным режимам политика политических репрессий. Под фашистской идеологией понимается убеждение в том, что государство должно бороться с инакомыслием и за чистоту расы, контролировать жизнь своих граждан.

11) Сексуально–ориентационная толерантность – непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

12) Маргинальная толерантность (толерантность по отношению к маргиналам) – отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным.

В этнопсихологических исследованиях этническая толерантность, как явление социальной перцепции понимается как отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее – наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной.

В словарях этническая толерантность рассматривается, как способность индивида проявлять терпимость к образу жизни представителей других этнических общностей, групп и личностей, их поведению, этническим традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

По мнению Ю. П. Ивкова этническая толерантность – это социально-психологическая характеристика, проявляющаяся в степени принятия/неприятия представителей других этнических групп. Автор рассматривает этническую толерантность как комплекс установок и выделяет в ее структуре следующие компоненты:

− когнитивный(представления о других этнических группах, их культуре, межэтнических отношениях; знания о феномене толерантности, правах людей вне зависимости от этнической принадлежности);

− эмоциональный (отношение к другим этническим группам);

− поведенческий(конкретные акты толерантного/интолерантного реагирования, проявляющегося в стремлении общаться/дистанцироваться/ демонстрировать агрессию в отношении представителей других этнических групп).

Выделяют четыре основных подхода к определению понятия «этническая толерантность».

Первый подход – историко-эволюционный. Этническая толерантность здесь рассматривается как сложное установочное образование личности, которое выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. Проявляется в разнообразных ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, когда известные способы решения проблем не срабатывают, а новые находятся в стадии становления.

Второй подход – культурологический.Он показывает «отграниченность этнотолерантности от природы как системы особых институтов, символов, норм и отношений, иллюстрирует явление как способ жизни людей, имеющий многофакторную детерминацию».

Третий подход – социально-психологический. Сущность его заключается в понимании этнической толерантности как социально-психологической установки.

Четвертый подход – этнопсихологический.В рамках этого подхода межэтнические отношения рассматриваются как наиболее сложная сфера общественных отношений.

Е. И. Шлягина выделяет внешние детерминанты этнической толерантности личности (политическая ситуация в стране, особенности социально-исторического образа жизни, целенаправленная информированность об истории и культуре своей Родины, рост миграционных процессов, травматический шок, особенности среды обитания) и внутренние детерминанты (индивидуальные свойства, возраст, пол, темперамент; индивидуально-типологические характеристики личности: самооценка, психологический возраст, уровень самоактуализации, сформированность реального «Я» и идеального «Я», иерархия потребностей, тип межличностных отношений, тип поведения в конфликтной ситуации).

Этническая толерантность личности проявляется в критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования. Этническая толерантность личности обнаруживается и в известном смысле возникает в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп.

Контрольный блок

1. Какова сущность понятия «толерантность»?

2. Какие виды толерантности существуют?

3. Назовите области проявления толерантности.

4. Раскройте смысл межэтнической толерантности.

5. Сколько основных подходов к определению понятия «этническая толерантность» вы знаете?

6. Перечислите критерии и уровни толерантности.

7. Какие компоненты этнической толерантности вы знаете?

Диагностический блок

1. Установите соответствие между понятием и их содержанием

историко-эволюционныйзаключается в понимании этнической толерантности как социально-психологической установки
этнопсихологическийпоказывает «отграниченность этнотолерантности от природы как системы особых институтов, символов, норм и отношений, иллюстрирует явление как способ жизни людей, имеющий многофакторную детерминацию»
культурологическийэтническая толерантность здесь рассматривается как сложное установочное образование личности, которое выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям
социально-психологическиймежэтнические отношения рассматриваются как наиболее сложная сфера общественных отношений.

2. Назовите детерминанты этнической толерантности личности, которые выделяет Е. И. Шлягина.

3. Найдите общее и особенное в содержании таких понятий как «толерантность», «этническая толерантность», данных разными авторами в различных источниках.

4. Крайние проявления межнациональной интолерантности (кратко раскройте содержание):

Практический блок

1. Найдите самостоятельно информацию об истории толерантности как явления.

2. Напишите эссе на темы: «Толерантность в межличностных отношениях». «Факторы, влияющие на формирование толерантности в ходе социализации».

5. Определите в чем роль толерантности в самоорганизации современного общества и поддержании его разнообразия.

6. Составьте психолого-педагогические ситуации, связанные с интолерантностью.

Источник

Этническая толерантность и стереотипы

Если брат ваш – не вашей масти,

Разве в этом он виноват?

Вы же рвете его на части,

Словно он вам уже и не брат…

С исторической точки зрения понятию «толерантность» не более 400 лет. Еще Генрих IV заключил с гугенотами в 1655 году известный в истории «Нантский Договор», потом это назвали Конвенцией о терпимости. Вольтер писал о толерантности следующим образом: «Господи, пожалей и смилуйся над нами. Сделай так, чтобы мы не были нетерпимыми друг к другу».

В русском языке не различают понятий «толерантности» и «терпимости».

Толерантность – лат. tolerare – активная позиция, а терпимость pati – пассивная позиция.

Каждый автор по-своему растолковывает понятие «толерантности».

В словаре Ожегова дается следующее определение «терпимости»:

– терпимое отношение к кому-либо, чему-либо.[46]

Ударение на слово «терпеть» – т. е.:

1. безропотно и стойко переносить что-нибудь (скорее всего нежелательное);

2. мириться с наличием, существованием кого-чего-нибудь;

3. испытывать что-нибудь (неприятное, тяжелое);

4. не требовать срочного исполнения, немедленного решения.[47]

Н. Эшфорд приводит следующее определение: «Толерантность – это невмешательство своим поведением и своими действиями, если они другим человеком не одобряются. Толерантность, таким образом, обладает двумя существенными характеристиками: неодобряемое поведение и отказ от навязывания точки зрения одного человека другим людям».[48]

М. С. Мацковский: «Толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т. д.».[49]

Профессор М. Аренд из Бар-Иландского университета (Израиль) формулирует определение толерантности: «Это нескрываемая любовь к человеку, и в то же время эта любовь должна совершенно недвусмысленно отмежевываться от зла, вольно или невольно совершаемого человеком».[50]

М. Уолцер в своей работе «О терпимости» дал 2 определения толерантности:

– любое ненасильственное допущение существование другого (близко к определению «терпимости»

– не как пассивное принятие, а моральный идеал и самостоятельная ценность. Второе определение выражает не равнодушие человека, а его выбор, толерантность – активная позиция человека.

Толерантность – гармония в многообразии.

– способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнение.

– это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.

– это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.[53]

А. Г. Асмолов дает определение толерантности как искусства жить в мире непохожих людей и идей.[54]

Из вышеперечисленного видно, что, в целом, нет общепризнанного определения этому понятию.

Также выделяют классификации видов толерантности по разным основаниям:

По объекту направленности:

– межпоколенная (разные поколения, пример, пожилые люди и подростки);

– профессиональная (исследовано в меньшей степени, т. к. вопрос стоит не настолько остро);

– управленческая (разный статус в иерархии, также мало исследовано);

– социально-экономическая (бедные и богатые, качество жизни);

– политическая (между партиями).

По субъектам толерантности:

По степени проявления:

Из всех видов толерантности наибольшим изучением выделяется этническая, скорее всего, в связи с ростом межэтнических конфликтов и преступлений.

В связи с большим количеством теоретических работ, посвященных этнической толерантности, возросло и количество эмпирических работ, использующих различные этнопсихологические методы. Явное повышение научного интереса к этнической толерантности, вероятно, обусловлено активизацией миграционных потоков, возрастанием этнической напряженности в ряде регионов (экстремизм, ксенофобия, терроризм).

В США, Канаде и Австралии, во многих странах Европы, полиэтнических по составу населения, уже давно существуют специальные этнопсихологические консультационные службы, которые занимаются проблемами предупреждения различных этнических конфликтов, а также проблемами психологической адаптации иммигрантов к новой социокультурной среде.[55]

В основе исследования многих этнопсихологических конфликтов лежат стереотипы и предрассудки.

Наиболее наглядно их истоки иллюстрирует сказка Е. Шварца:

«Когда рыцарь Ланцеелот прибыл в город, порабощенный жестоким Драконом, он, к своему удивлению, услышал о доброте Дракона. Во-первых, во время холеры Дракон, дохнув на озеро, вскипятил в нем воду. Во-вторых, он избавил город от цыган. «Но цыгане – очень милые люди», – удивился Ланцелот. «Что вы! Какой ужас! – воскликнул архивариус Шарлемань. – Я, правда, в жизни своей не видал ни одного цыгана. Но я еще в школе проходил, что это люди страшные. Это бродяги по природе, по крови. Они – враги любой государственной системы, иначе они обосновались бы где-нибудь, а не бродили бы туда-сюда. Их песни лишены мужественности, а идеи разрушительны. Они воруют детей. Они проникают всюду». Стоит заметить, что Шарлемань сам не видел цыган, но их плохие качества не вызывают у него никаких сомнений. Даже реальный Дракон лучше мифических цыган.

Стереотипы – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Стереотип во многом помогает человеку определенным образом ориентироваться в жизни и направляет его поведение.

Каждая этническая группа обладает своим групповым самосознанием, которое фиксирует ее – действительные и воображаемые – специфические черты. Любая нация интуитивно ассоциируется с тем или иным образом.

Студенты Принстонского колледжа дважды (в 1933 и 1951 годах) должны были охарактеризовать различные этнические группы. Получилось, что американцы – предприимчивы, способны, материалистичны, честолюбивы, прогрессивны; англичане – спортивны, способны, соблюдают условности, любят традиции, консервативны; евреем – умны, корыстолюбивы, предприимчивы, скупы, способны; итальянцы – артистичны, импульсивны, страстны, вспыльчивы, музыкальны; ирландцы – драчливы, вспыльчивы, остроумны, честны, очень религиозны и т. д. В этом перечне явно сквозит эмоциональный тон, приступает отношение к оцениваемой группе. Эти черты не дают представления о достоверности, зато дают представление о стереотипе.

В научный обиход понятие «социальный стереотип» было введено Уолтером Липпманом, который полагал, что это упорядоченный, определенный культурой образ в голове человека.

Липпман считал, что есть причины, из-за которых люди обращаются к стереотипам, например, экономия сил.[56]

Н. Лебедева выделяет 4 характеристики стереотипов:

1. Стереотип – результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками (например, англичане – консервативны, немцы – педантичны).

3. Стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора (например, об ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а об аутгруппе – наиболее неблагоприятная).

4. Стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания.

5. Стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться (поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения других людей, согласные со стереотипами).[57]

В «Словаре по общественным наукам», выпущенном ЮНЕСКО «предубеждение» – это негативная, неблагоприятно окрашенная установка к группе или ее индивидуальным членам; она характеризуются стереотипными убеждениями; установка вытекает больше из внутренних процессов своего носителя, чем из фактической проверки свойств группы, о которой идет речь.

В свою очередь, предубеждение и предрассудок – это установки, сформированные от конкретной общественно-исторической ситуации». Предрассудок отличает большая концентрация негативных эмоций, «чрезмерное восхваление достижений и качеств своей нации в сочетании с высокомерным отношением и неприязнью к другим народам». Предрассудок в реальном поведении проявляется в некоторых поступках дискриминирующего характера.[58]

Если говорить об этнической толерантности, нельзя не поговорить о наиболее ярко стоящих в настоящий момент межэтнических вопросах.

Многие авторы размышляли о причине длительности межэтнических отношений. Такие вопросы нашли отражение в работах Г. Г. Абдулкаримова, Б. С. Гершунского, Э. Дж. Вафиной, В. С. Агеева.

По их мнению, во-первых, присутствуют экономические и социально-политические реалии, несомненно, влияющие на степень толерантности общества. Большую роль играют определенные институты, которые через производство и распределение ценностей, как правило, упорядочивают структурированное поведение индивидов и поддерживают общепринятые образцы поведения, создавая тем самым определенный потенциал толерантности в обществе.[59] Во-вторых, это воспроизводство негативных этнических стереотипов на групповом и индивидуальном уровне.[60] Стереотип – это устоявшееся в сознании индивида обобщение об одном человеке, о группе людей, о профессии, о географическом месте и т. д. Эти обобщения могут быть верные и неверные, положительные и негативные.[61] Следует подчеркнуть, что этнические стереотипы – наиболее частая разновидность социальных стереотипов, подвергающихся психологическим исследованиям на Западе. Это обусловлено их яркостью, рельефностью, отчетливостью, представленностью в общественном и индивидуальном сознании, а также их практической остротой и актуальность.[62]

И, в-третьих, – это менталитет социума, в который каждый человек попадает, который самым непосредственным образом влияет на его индивидуальность, мировоззренческие приоритеты, стереотипы его поведения.[63]

Вице-мэр Таллина Кайя Яппинен, которая занимается проблемами молодежи, огласила некоторые результаты социологического опроса: около 75 % молодых людей в возрасте от 15 до 19 и 67 % от 20 до 29 лет поведение русских оценивают как раздражающее. У русских же (проживающих в Эстонии) при подобном опросе лишь у 29 % поведение эстонцев не вызывает одобрения. При этом почти все эстонцы, как и русские, полагают, что у эстонцев более высокое положение в обществе. Кроме того, эстонская молодежь плохо говорит по-русски, и начинают проявляться ксенофобные настроения.

Председатель Нарвского горсобрания сообщил, что, к сожалению, недавний кризис в отношениях еще не позади. Поэтому особенно интересно изучение отношения русских (в России) к эстонцам в связи со сложившейся обстановкой.

В случае с еврейской диаспорой тут вопрос обстоит сложнее, т. к. на первый взгляд, складывается ощущение, что все гладко. Однако, к сожалению, среди некоторых лиц все-таки возникает негативное восприятие этой этнической группы. В Интернете то и дело появляются сообщения о различных нападениях на евреев, их общины, разгром захоронений. На протяжении столетий евреи были единственным национально-религиозным меньшинством в тех странах, где они оседали. Они жили замкнутыми общинами, отгородившись от местного населения целым сводом особых законов и ограничений. Возможно, это и явилось исторической предпосылкой некоторой настороженности к евреям. Но, несмотря на обособленность общин Диаспоры, они перенимали множество обычаев своего культурного окружения. И поэтому, в целом отношение между этническими группами неплохое.[64]

На Дальнем Востоке, в связи с проблемой китайской миграции, в целом, в некотором роде появляется рост неприязненного отношения к этой группе. Демографический кризис на Западе, да и демографический рост в Китае вызывают опасения у жителей России. Подобные размышления встречались у разных авторов (в частности, у Сафроновой М. А., аспирантки Дальневосточного высшего военного командного училища, г. Благовещенск, в работе «Социально-психологическая адаптация к иной этнокультурной среде»).

Шарипова Р. Х., кандидат философских наук, доцент кафедры экономики и социологии Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия, г. Биробиджан, в статье «Распространение ксенофобии среди студентов Дальневосточной Государственной социально-гуманитарной академии» считает: «События последнего времени в России (убийства иностранных студентов, выходцев из стран СНГ, чеченские погромы в г. Кондопоге, антигрузинская кампания) свидетельствуют о нарастании ксенофобских настроений среди россиян, особенно среди молодежи». Она указывает, что было проведено исследование, результаты которого показали, что почти половина опрошенных (77 человек) указали на наличие этносов, к представителям которых испытывают антипатию, причем 32 человека назвали две-три национальности (например, «китайцы, кавказцы», «китайцы, японцы, вьетнамцы»). 44 студента назвали китайцев, 35 человек – кавказцев («лиц кавказской национальности»), шестеро выделили грузин, у 12 респондентов антипатию вызывают цыгане, у четвертых – евреи, имеются по 1–2 ответа, в которых перечисляются японцы, вьетнамцы, мусульмане, монголы, молдаване, немцы. Некоторые студенты вместо национальности назвали презрительные клички: «чурки», «азеры».

Больше всего антипатию у студентов ДВГСГА вызывают китайцы. Среди черт, которые не нравятся респондентам, чаще всего называются их численность (в грубой форме – плодовитость), внешний вид (узкие глаза), экспансия в Россию, нечистоплотность, бескультурье (беспардонность, хамство), разговор (наверное, имеется в виду речь).

«Лица кавказской национальности», включая отдельно выделенных грузин, наделяются такими негативными чертами, как агрессивность, конфликтность, опасность, есть и оскорбительные оценки: «козлы», «беспредельщики». К качествам, которые вызывают неприятие к цыганам, относятся «отсутствие родины», «попрошайничество», «наглость». Антипатию к евреям респонденты объясняют наличием таких черт, как «жадность», «хитрость», социальная активность («лезут всегда и везде»).[65]

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *