что такое территориальный орган федерального органа исполнительной власти
Территориальные органы исполнительной власти: структура, полномочия, цели и задачи
В основном законе Российской Федерации представлены общие контуры системы государственной власти и управления. Каждая из трех ветвей власти обладает своими особыми характеристиками. Не является исключением и сфера власти исполнительной, включающая в себя несколько структурных категорий. При этом комплекс территориальных органов исполнительной власти довольно разнообразен как по видам подразделений, так и по функциональным связям между ними.
Признаки исполнительной власти
Под исполнительной властью понимается совокупность полномочий ряда органов по управлению государственными делами. В ее задачи входит организация исполнения конституционных положений и законов на практике. Управленческая деятельность должна быть направлена на удовлетворение нужд, интересов и запросов граждан. Понятие трактуется с двух позиций, юридической и политологической. В первом случае под исполнительной властью понимается возможность и право ряда руководителей управлять кем-либо, издавать властные акты, во втором – комплекс правовых и политических явлений, система публичных административных органов и их деятельность, компетенции служащих. В отличие от законодательной и судебной исполнительная власть организационно едина, подразделяется на иерархические уровни. В ст. 72 Конституции РФ определяется, какие сферы общественно-экономического и государственного устройства относятся к сфере внимания исполнительных властных органов.
Данная категория власти характеризуется следующими признаками:
Особенности системы
Концептуально категория исполнительной власти включает комплекс органов субъектов РФ, формат их соподчиненности, принципы взаимодействия с другими властными структурами и местным самоуправлением.
Состав исполнительных органов формируется на выборных началах с возможностью последующего назначения. Их структуру составляют государственные служащие, чьи компетенции определяются соответствующими нормативными положениями.
В систему исполнительных властных органов включены федеральные службы и агентства, министерства. В состав региональных входят министерства, комитеты (в составе правительств Москвы и Санкт-Петербурга), департаменты и управления.
В результате в единую систему областных (краевых, окружных) органов исполнительной власти объединены:
При этом на уровне субъекта могут действовать территориальные исполнительные органы федеральной власти. Фактически они представляют собой филиалы республиканских органов, подчиняются им напрямую и, соответственно, не являются непосредственной составной частью системы исполнительной власти региона, но активно с ней взаимодействуют.
Основные функции
Говоря о управленческой системе исполнительной власти, можно выделить следующие ключевые функции:
Если брать за основу отраслевой (предметный) принцип, то ключевыми задачами территориальных структур и органов исполнительной власти могут выступать: руководство промышленностью, сельским хозяйством, транспортной сферой; содействие развитию предпринимательской деятельности; обеспечение общественного порядка, обороны и территориальной целостности; организация сферы здравоохранения и соцзащиты и многое другое.
Основные функции территориальных органов исполнительной власти в первую очередь зависят от ведомственной принадлежности и особенностей конкретного региона. Территориальные органы: участвуют в выработке способов государственного регулирования общественно-экономического развития субъекта, анализе межрегиональных программ и кооперации; регулярно информируют федеральные ведомства и местные органы власти о проводимой в регионе работе.
Нормативное обеспечение
Нормативной основой для работы территориальных органов исполнительной власти служит целый комплекс федеральных законов и актов.
В Конституции отражаются полномочия федеральных органов власти, имеющих право создавать собственные подразделения на территории регионов, назначать должностных лиц, определены предметы совместного ведения субъектов и федеральных органов.
Необходимость создания того или иного территориального органа федерального органа исполнительной власти формулируется в рамках федеральных законов. Например, закон 2000 года «О земельном кадастре» определил, что государственный орган управления земельными ресурсами осуществляет полномочия через собственные территориальные органы.
Указы Правительства и Президента регламентируют вопросы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов и территориальных представительств федеральной власти, устанавливают целесообразность их деятельности, определяют полномочия, задачи, численность, уровень заработной платы.
В 2005 году Правительством утвержден типовой регламент исполнительных органов на уровне РФ. На его основе разработаны типовые положения о территориальных органах. Регламент устанавливает общие принципы организации работы территориальных ведомств федеральных органов власти.
Структура федеральных органов исполнительной власти
Контуры данной структуры формируются на основе постановления правительства «О типовом регламенте». Здесь сформулированы особенности основных компонентов исполнительной власти республиканского уровня.
Министерства. Осуществляют правовое регулирование и проводят госполитику в соответствующей сфере деятельности, координируют работу внебюджетных фондов. За пределами их компетенции остаются надзорные и контрольные функции, управление госимуществом. Руководство осуществляет входящий в состав правительства федеральный министр. Ряд министерств подведомственны президенту (внутренних и иностранных дел, обороны).
Федеральные службы. Исполнительный орган по надзору и контролю в определенной сфере. Находится в ведении правительства или президента. Имеет право осуществлять лицензионные полномочия и издавать правовые акты. В структуру федеральных органов исполнительной власти включаются службы по надзору в сфере образования, безопасности, транспорта и т. д.
Федеральные агентства. Оказывают государственные услуги, имеют право управлять государственным имуществом и финансами. Действуют, к примеру, агентство по атомной энергетике, космическое агентство.
На уровне регионов полномочия данных структур реализуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Необходимость их создания определяется федеральными органами самостоятельно.
Территориальные органы исполнительной власти субъекта РФ
Важнейший элемент системы федерального управления. Ключевые принципы их работы сформулированы в постановлении Совмина 1993 года, однако, остается ряд неурегулированных вопросов, в частности, касающихся распределения полномочий, взаимоотношений с местными органами власти, порядка реорганизации, назначения руководителей.
Структура, численность аппарата определяются с учетом особенностей конкретного субъекта на основе соглашения местных и республиканских органов власти.
Финансирование, как правило, также осуществляется из двух фондов (республиканского и регионального уровня). При этом исполнительные органы субъекта оказывают территориальным организационную и техническую поддержку в работе.
В ряде случаев объем ответственности и финансирования может перераспределяться между субъектом и центром. Особенно часто это наблюдается в городах федерального значения. К примеру, когда речь идет о полномочиях Департамента территориальных органов исполнительной власти Москвы. Его основной функционал утверждается непосредственно московским правительством.
Основные задачи территориальных органов определяются на основании функционала конкретных федеральных ведомств.
Порядок формирования и взаимодействия
Цель формирования территориальных органов исполнительной власти – реализация полномочий федерального властного органа. Основные принципы создания территориальных органов установлены Правительством. Финансирование осуществляется за счет федеральных бюджетных средств.
Выделяют районные, городские, региональные, межрегиональные, окружные территориальные подразделения федеральных органов.
Создание таких органов, их реорганизация или упразднение находятся в компетенции федеральных структур и осуществляются решением их руководства. Для этого разрабатывается «схема размещения», включающая перечень территориальных органов, численность сотрудников, фонд заработной платы. Схема утверждается министерством или Правительством на основании предложений федеральных агентств и служб.
Порядок взаимодействия органов исполнительной власти и территориальных представительств федеральных структур определяется президентским указом от 2005 года.
Кандидатура претендента на позицию главы территориального органа согласовывается с руководством органов исполнительной власти края, области, округа.
В большинстве субъекте при полномочных представителях президента также действуют региональные комиссии, в задачу которых входит внутренняя координация территориальных подразделений федеральных органов.
Конституционное обоснование и совместное ведение
При определении основных сфер деятельности исполнительных органов уровня Федерации и уровня региона бывает непросто разобраться, кто является официально ответственным за ту или область работы. В основном законе ряд статей посвящен распределению полномочий между субъектами и Федерацией. В ст. 72 Конституции РФ сформулированы общие сферы деятельности, в рамках которых проводится совместная работа:
Права и властные полномочия
Учитывая довольно обширный функционал, полномочия территориальных органов исполнительной власти позволяют обеспечивать его выполнение на должном уровне. Представители федеральных ведомств имеют право:
Полномочия руководителей территориальных органов исполнительной власти также определяют на основании разработанного типового положения о деятельности. В нем сформулированы стандартизированные правила реализации разрешительных, надзорных, распорядительных функций, формат участия в осуществление федеральных планов и программ, принципы взаимодействия с органами местной власти.
В рамках направлений деятельности федеральных ведомств и утвержденных полномочий территориальные органы выполняют также надзорные и контролирующие функции, участвуют в управлении государственным имуществом, предоставляют государственные услуги.
Территориальные органы могут осуществлять надзор и контроль за процессом выполнения местными управленческими структурами возложенных на них обязательств, а также соблюдением требований к доступности и качеству госуслуг.
А как у них: европейская система
Федеративный формат государственного устройства предполагает довольно сложную схему взаимоотношений между субъектами публичной власти. Властные полномочия распределяются между госорганами на горизонтальном (3 ветви власти) и вертикальном (органы Федерации и субъекта) уровнях. Этот принцип довольно четко просматривается в системах территориальных органов исполнительной власти большинства европейских государств.
К примеру, в Германии у Федерации отсутствуют общие органы управления, отвечающие за решение широкого круга задач. Некоторые координирующие функции есть только у федеральной канцелярии. Федеральные исполнительные ведомства обладают собственными подчиненными подразделениями только в нескольких областях, где ступенчатая структура определена основным законом. Исключением является также управление финансами.
Общим принципом в ходе распределения функционала и возможностей между Федерацией и субъектами становится передача властных полномочий на тот уровень, где они будут реализованы с максимальной эффективностью. Большую часть из них, как правило, получают субъекты. Так, в Конституции Швейцарии прописано, что кантоны осуществляют все полномочия, не переданные Конфедерации. Конфедерация же – только полномочия, закрепленные за ней Конституцией.
Насколько часто вам приходится напрямую сталкиваться с работой территориальных органов власти?
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти – образуются для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с единой схемой их размещения, на основании приказа федерального органа исполнительной власти.
Также это те структурные подразделения ряда федеральных органов исполнительной власти, которые вертикально подчинены им, находятся в субъектах и отдельных регионах РФ, но не входят в систему органов исполнительной власти субъектов, на территории которых они действуют.
· Территориальные органы ФОИВ
· • Действуют на части территории РФ (в федеральных округах и субъектах РФ)
· • Подчинены соответствующим ФОИВ
· • Положения утверждаются ФОИВ
· • Руководители назначаются ФОИВ по согласованию с высшим должностным лицом субъекта РФ
· • Не входят в систему ОИВ субъектов РФ; отношения: А) делегирование полномочий (контроль и надзор) Б) взаимодействие в форме координации В) методическое руководство
Финансирование территориальных органов осуществляется, как правило, за счет федерального бюджета. Администрация субъектов выделяет для них помещения и создает необходимые условия для работы.
Называются по-разному: управления, комитеты, представительства, инспекции и др.
В зависимости от взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов подразделяются:
1) На территориальные федеральные органы, курируемые органами исполнительной власти субъектов;
2) На территориальные федеральные органы, взаимодействующие с органами исполнительной власти субъектов.
Общие права территориальных органов :
1)Представлять соответствующие министерства и ведомства РФ в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов РФ;
2)Осуществлять управленческую деятельность в рамках установленной компетенции;
3)Запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления собственной управленческой деятельности;
4)Участвовать в работе соответствующих центральных органов исполнительной власти РФ и субъектов;
5)Принимать участие в выработке управленческих отношений в рамках собственной компетенции;
6)Вносить предложения, направленные на повышение эффективности деятельности центральных федеральных органов исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти создают соответствующие органы исполнительной власти на территории одного или нескольких субъектов РФ, которые получили наименование территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (или территориальные органы федерального органа, территориальные органы исполнительной власти).
В настоящее время нормативная основа организации и деятельности территориальных органов исполнительной власти включает в себя:
Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452, устанавливает общие правила организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления его полномочий на определенной территории РФ в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Таким образом, основными элементами института территориальных органов федеральных органов исполнительной власти являются:
Руководитель федерального органа исполнительной власти вносит в Правительство РФ или в соответствующее федеральное министерство подготовленную в федеральном органе исполнительной власти схему размещения территориального органа федерального органа исполнительной власти. В пояснительной записке федерального органа исполнительной власти должны содержаться следующие сведения:
а) цели создания и основные задачи территориальных органов;
б) виды (вид) образуемых территориальных органов;
в) сведения о территориях деятельности территориальных органов;
г) финансово-экономическое обоснование, в том числе сведения о необходимой численности и квалификации персонала территориальных органов.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, положением о федеральном органе исполнительной власти и положением об этом территориальном органе.
В типовом положении о территориальном органе соответствующего федерального органа исполнительной власти определяются типовые правила:
а) осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, а также мер государственного принуждения (в случаях, предусмотренных федеральными законами);
б) реализации федеральных программ, планов и иных мероприятий, предусмотренных актами Президента РФ, Правительства РФ и федерального министерства (в отношении федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства);
в) взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах;
г) осуществления полномочий руководителя территориального органа (например, приказ Федеральной службы судебных приставов от 8 декабря 2005 г. № 1707-к «О полномочиях руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов»).
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти создается для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ задач и функций соответствующего федерального органа исполнительной власти. Территориальный орган является государственным органом, находящимся в подчинении соответствующего федерального органа исполнительной власти. Типовое положение о территориальном органе федерального органа исполнительной власти устанавливает: основные задачи территориального органа; принципы деятельности; порядок утверждения положения о территориальном органе, его структуре, штатном расписании, численности и фонде оплаты труда; полномочия; организацию деятельности и финансовое обеспечение территориального органа.
Некоторые территориальные органы федеральных органов исполнительной власти могут осуществлять свою деятельность на территории как одного, так и нескольких субъектов РФ. Таким образом, границы территорий, в рамках которых действуют территориальные органы, могут не совпадать с границами субъектов РФ.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти входят в единую систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих федеральных органов федеральной исполнительной власти. Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. При решении совместных задач территориальный орган обеспечивает необходимое взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Таким образом, территориальные органы федеральной исполнительной власти не входят в систему органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, так как они являются подразделениями федеральных органов государственной власти и непосредственно подчиняются последним. Территориальные органы исполнительной власти взаимодействуют с администрациями соответствующих субъектов РФ.
Основные задачи и функции территориальных органов определяются исходя из задач и функций соответствующих федеральных органов исполнительной власти с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою деятельность.
Указом Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» высшее должностное лицо субъекта РФ наделено полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и территориальных органов МВД России, МЧС России, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам.
Федеральные министры до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти согласовывают кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта РФ. В случае отказа в согласовании кандидатуры федеральный министр вновь предлагает кандидатуру на указанную должность. В случае повторного отказа в согласовании кандидатуры федеральный министр в срок, не превышающий двух месяцев со дня обращения к высшему должностному лицу субъекта РФ по вопросу о согласовании кандидатуры, принимает решение о назначении руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти либо о представлении его к назначению в установленном порядке. О несогласовании кандидатуры федеральный министр одновременно с принятием вышеуказанного решения информирует соответственно Президента РФ или Правительство РФ.
Дата добавления: 2019-09-02 ; просмотров: 10452 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Территориальные органы федеральной исполнительной власти
(ТО ФОИВ)
Территориальные исполнительные органы федеральной государственной власти (территориальные органы федеральной исполнительной власти) являются составной частью системы исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации.
Они образуются центральными органами федеральной исполнительной власти для реализации функций соответствующих федеральных органов исполнительной власти в сфере ведения РФ на региональном и местном уровнях, обеспечения взаимодействия между центральными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ – республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Функции территориальных органов могут проявляться в осуществлении федерального контроля, надзора и управления определенными отраслями или сферами жизнедеятельности общества и государства.
Образование и деятельность территориальных государственных органов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента России постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и иных центральных органов федеральной исполнительной власти, а в части территориальных органов субъектов РФ – также нормативными правовыми актами законодательных и исполнительных органов исполнительной власти субъектов РФ, принятых в пределах их компетенции.
Принципиальные положения правового статуса территориальных органов (конституционные основы) закреплены в Конституции Российской Федерации 1993 года.
Установленные в Конституции форма правления и форма государственного устройства России предопределяют своеобразие всей системы исполнительных органов государственной власти.
В частности, в силу провозглашенного ст. 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей органы исполнительной власти, равно как и органы законодательной и судебной власти, организационно и функционально обособлены.
Федеративное устройство России предполагает наличие двух уровней исполнительных органов государственной власти:
— федеральных органов исполнительной власти;
— органов исполнительной власти субъектов РФ.
При этом федеральные органы исполнительной власти могут быть либо только центральными, либо центральными и территориальными (межрегиональными, региональными и местными).
Согласно ч. 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации «федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц».
Ч. 3 ст. 5 Конституции установлено, что «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.
При этом ч. 2 ст. 77 Конституции РФ провозглашает: «В пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ».
Таким образом, Федеральная Конституция открывает простор для формирования обладающих определенной самостоятельностью территориальных государственных органов, реализующих исполнительно-распорядительные полномочия Федерации.
Вместе с тем Конституция не устанавливает правовой статус данных органов, условия их образования, характер взаимоотношений с соответствующими центральными федеральными государственными органами и органами государственной власти субъектов Федерации, а также не регулирует иные важные вопросы.
Возникающие в этой сфере общественные отношения регулируются законами и подзаконными актами.
В частности, в федеральном конституционном законе от 17.12.1997г. № 3-ФЗ «О Правительстве Российской Федерации» закреплен правовой статус территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
В ст. 12 этого Закона установлено: Правительство РФ устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных га эти цели в федеральном бюджете».
В условиях, когда существует дефицит законодательного регулирования порядка образования, структуры и полномочий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, важное значение приобретают указы Президента России.
Именно в указах находят отражение все сложности реорганизации системы органов исполнительной власти в современной России.
Так 9 марта 2004г. был издан Указ Президента РФ № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Действующая в настоящее время структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Россйской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636.
В качестве федерального источника правового регулирования деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти выступают также постановления Правительства РФ. К ним относятся постановления об утверждении Положений о соответствующем министерстве или ином федеральном органе, об утверждении типовых положений о территориальных органах федерального органа исполнительной власти и пр.
Важное значение в современных условиях имеют региональные источники правового регулирования деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти.
Прежде всего речь идет о Конституциях и уставах субъектов РФ.
Как правило, конституции республик и уставы иных субъектов РФ согласовывают в этой части свои положения с соответствующими положениями Федеральной Конституции. Например:
— Ст. 8 Конституции Республики Тыва;
— Ч. 2 ст. 65 Конституции Республики Мордовия;
— Ч. 2 ст. 27 Устава Свердловской области.
Наиболее удачна формулировка, закрепленная в ст. 65 Устава Алтайского края: «Федеральные органы исполнительной власти могут создавать на территории края в целях осуществления своих полномочий собственные территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц по согласованию с органами государственной власти края в случаях, установленных федеральным законом. Органы государственной власти края содействуют федеральным органам государственной власти в осуществлении или своих полномочий на территории края».
Вообще Конституция Российской Федерации не предусматривает обязанности федеральных органов согласовывать с кем-либо назначаемых ими сотрудников территориальных органов.
Вместе с тем – жесткая, противоречащая федеральной Конституции норма по отношению к федеральным органам исполнительной власти была определена ст. 48 Конституции Республики Саха (Якутия): «на территории республики не допускаются действия властных структур, не относящихся к ее юрисдикции как несовместимые с суверенитетом Республики Саха (Якутия)».
Исключение было сделано лишь для прокуратуры и службы контрразведки.
В настоящее время не все федеральные органы исполнительной власти имеют территориальные органы.
В то же время многие федеральные органы образуют собственные территориальные органы исполнительной власти либо во всех субъектах РФ.