Что такое эстетическая функция

эстетическая функция

Смотреть что такое «эстетическая функция» в других словарях:

эстетическая функция художественной литературы — пробуждение и развитие эстетического чувства, умения воспринимать действительность по законам красоты, мыслить художественными образами; формирование у личности и общества эстетического идеала. Рубрика: Литература и ее функции в обществе Синоним … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Эстетическая функция языка — См.: Поэтическая функция языка … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

эстетическая функция слова — назначение слова служить средством художественной выразительности … Толковый переводоведческий словарь

эстетическая роль художественной литературы — см. эстетическая функция художественной литературы … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

эстетическая (поэтическая) функция языка — Назначение языка выступать как средство выражения творческих потенций человека, соотносимое с эстетическими категориями прекрасное безобразное. См.: поэтическая функция языка … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

функция слова — цель и назначение воспроизведения в речи лексической единицы, ее актуализация (коммуникативная, номинативная, эстетическая) … Толковый переводоведческий словарь

Функция эстетическая — – см. Стилевые функции речевых разновидностей; Художественный стиль речи, или художественно изобразительный, художественно беллет … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Поэтическая функция языка — (Эстетическая функция языка) Производная от эмоциональной функции языка предназначение языка быть выразителем художественной творческой потенции, наиболее полно реализуемой в художественной литературе, особенно в поэзии. См. также:… … Словарь социолингвистических терминов

поэтическая функция языка — (ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА) Предназначение языка быть выразителем художественной творческой потенции, реализуемой в художественной литературе, особенно в поэзии … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Поэтическая функция языка — (эстетическая функция языка) Предназначение языка быть выразителем художественной творческой потенции, реализуемой в художественной литературе, особенно в поэзии … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Источник

Эстетическая функция языковых характеристик и примера

эстетическая функция языка это свойство, которое должно привлекать к себе внимание, которым оно приобретает самостоятельную ценность. В этом смысле слово является одновременно значением и выражением. То есть оно имеет объективное значение, которое является внешним по отношению к нему, и в то же время имеет субъективное значение, которое превышает объективное.

Поэтому слово может сказать одно и одновременно показать другое совершенно иначе. Эта эстетическая функция языка широко изучается разделом философии: эстетика.

Что такое эстетическая функция. Смотреть фото Что такое эстетическая функция. Смотреть картинку Что такое эстетическая функция. Картинка про Что такое эстетическая функция. Фото Что такое эстетическая функция

Термин получен из древнегреческого термина aistesis, что означает ощущение или восприятие, знание, приобретенное через сенсорный опыт..

С другой стороны, это конкретное использование языка гораздо более очевидно в области литературы. Например, в поэзии литературные словесные структуры интенсивно используются для передачи множества значений. Среди них можно выделить цвет, звук, эмоции и образы материального и конкретного мира..

Это не для исключительного использования литературы. Диапазон возможностей, в которых развивается эта эстетическая функция языка, включает фильмы, телевизионные программы и повседневный язык..

Характеристика эстетической функции языка

Акцент на выразительную ценность

Язык имеет несколько функций. Это может быть использовано для убеждения (функция апелляции), передачи информации о конкретном мире (функция ссылки), ссылки на аспекты языка (металингвистическая функция) и других..

В случае эстетической функции языка приоритет отдается выразительной ценности языка. То есть это относится к их способности выражать чувства или привязанности, которые пробуждают объект, идею или существо.

Это означает, что он не оставляет значимой ценности языка (его способность ссылаться на внешний мир).

Предпочтение формы над содержанием

Когда читается роман или стих, эстетическая функция языка переживается. Во всех этих типах выражений цель состоит в том, чтобы дать эстетическое удовольствие.

Это достигается с помощью самих слов и сознательного и обдуманного расположения, которое имеет приятный или обогащающий эффект.

По этой причине эта эстетическая цель дает преобладание форме, а не содержанию. Таким образом, часто, особенно в литературных контекстах, используется образный, поэтический или лудический язык.

Как уже упоминалось, среди ресурсов, используемых для этой цели, есть сравнения, метафоры, ирония, символика и аналогии..

С другой стороны, при использовании слов в художественных целях, обычно выбирают определенные слова и открывают их заново, чтобы обеспечить достижение желаемого эффекта..

С учетом культурных норм

В целом язык находится во взаимосвязи с культурой общества. Он отражает убеждения, обычаи, ценности и деятельность определенной группы в данный момент времени. Неудивительно, что его эстетическая функция зависит от всего этого культурного фона..

Присутствие во всех языковых контекстах

Хотя эта оценка эстетической функции языка более очевидна в литературе, она также встречается в разговорной речи. В последнем оно воспринимается в виде метафор, каламбур и других выразительных средств повседневной речи.

примеров

Эстетическую функцию языка можно увидеть сильнее в поэзии. Фактически, поэтическая и эстетическая функция обычно используются как синонимы..

Таким образом, чтобы проиллюстрировать эту функцию, два стиха представлены ниже. Обратите внимание на то, как авторы с помощью определенного набора слов и способов их сочетания могут улучшить красоту самого языка, описывая собственные настроения..

Молодой мертвый спортсмен

(А. Э. Хаусман, перевод Хуана Бониллы)

«День, когда вы выиграли гонку в своем городе
Мы все гуляем по площади.
Мужчины и дети скандировали твое имя
и на плечах мы отведем вас к вам домой.

Сегодня все спортсмены идут по дорожке
и на плечах мы приводим вас к вашему дому.
В преддверии мы депонируем вас,
гражданин самого спокойного города.

Хитрый мальчик, ты скоро ушел
Где слава не имеет значения.
Знаете ли вы, что лавр быстро растет
задолго до того, как роза засохла.

Закрыты и твои глаза ночью
вы не сможете увидеть, кто ваш рекорд бьет «.

«Избавь нас от жестокой тирании

из людей, Jove всемогущий

вручая руно ножницам?

что в наших бедных людях

пастух наносит больше урона

в неделю, в месяц или год

коготь тигров заставил нас.

Приди, общий отец живых,

и дать нам укрытие в тенистом лесу,

позволяя нам жить независимо,

где мы никогда не слышим зампоньу

ненавидят, это дает нам мошенничество,

давайте не увидим вооруженных

разрушающий человек, который плохо с нами обращается,

и стрижет нас, и убивает от ста до ста.

о том, что он любит, и идет туда, куда ему нравится,

без загала, без ручки и без колокольчика;

и грустные овцы трудный случай!

если мы должны сделать шаг,

мы должны попросить лицензию у собаки.

Одень и приюти мужчине нашу шерсть;

и когда злишься, ты посылаешь на землю,

за их преступления, голод, чуму или войну,

Кто видел, как бежит человеческая кровь??

в твоих алтарах? Нет: только овцы

Источник

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы.

Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в труде, быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Теории происхождения искусства

Г.В. Плеханов (1856–1918) писал, что в первобытном обществе «искусство есть непосредственный образ процесса производства». Например, пляски представляют собой изображение производственных процессов. Поэтому «практически полезное предшествовало эстетически приятному».

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

Что такое эстетическая функция. Смотреть фото Что такое эстетическая функция. Смотреть картинку Что такое эстетическая функция. Картинка про Что такое эстетическая функция. Фото Что такое эстетическая функция

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Классификация видов искусства

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Источник

Искусство. Функции и виды искусства.

Понятие искусства.

Искусство представляет собой особый вид духовной сферы деятельности, основанный на творческом воспроизведении окружающего мира в художественных образах. Кроме того, в широком понимании, искусство может означать высший уровень мастерства в какой-либо сфере деятельности, даже не связанной напрямую с творчеством (например, в кулинарии, строительстве, единоборствах, спорте и т.д.).

Объектом (или предметом) искусства является мир вообще и человек в частности, а формой существования – художественное произведение как результат творческой деятельности. Произведение искусства – высшая форма результата творчества.

Цели искусства:

Функции искусства.

Виды искусства.

Виды искусства различны – все зависит от того, по какому критерию их классифицировать. Общепринятая классификация рассматривает три вида искусства.

По степени применения в повседневной жизни искусство может быть:

По времени создания:

По соотношению время-пространство:

По количеству используемых компонентов:

Классификаций много, а определение и роль искусства до сих пор является поводом для непрестанных споров и дискуссий. Главное в другом. Искусство может разрушать человеческую психику или лечить, растлевать или воспитывать, угнетать или давать толчок развитию. Задача человеческого общества – развивать и поощрять именно «светлые» виды искусства.

Источник

38. Эстетическая функция языка худож лит

Эстетич функция:
1
2 соверш форм самовыраж
3 образность

направлен на совершенство собст формы
«иное название драгоценнее самой вещи» Гоголь, те слово может быть само по себе прекрасно.

Об этой функции языка мы упоминали уже не один раз, по-скольку о ней постоянно говорят ученые в связи с понятия¬ми художественности, образности, особого характера со-циальной деятельности и работы сознания и мышления, с которыми соотносится язык художественной литературы. Действительно, понятия художественности, образности и эстетической функции языка тесно связаны. О художест-венности мы уже говорили, образность художественного текста будет предметом следующей главы, а к эстетической функции языка обратимся сейчас. Но преаде уточним по-нимание терминов «эстетика», «эстетический». Не погружа-ясь в философские глубины, ограничимся самыми просты-ми, «рабочими» определениями.
«Эстетическая функция языка, — пишет Д. Н. Шмелев, — в начальном своем виде проявляется, как только говорящий начинает обращать внимание на внешнюю форму своей ре-чи, как-то оценивать возможности словесного выраже¬ния»19. В частности, внимание говорящего или пишущего к форме высказывания может подчеркиваться замечаниями типа так сказать, если можно так выразиться, как гово¬рят поэты и т. п. Замечания такого рода могут быть очень разнообразны: от самых простых, например, Вы ушли, как говорится, в мир иной (В. Маяковский) до весьма замысловатых, например, Витя узнал, что такое любовь Риты, или, говоря языком грамматического разбора предложения, то, чем она может быть выражена (В. Крупин).
Проявление эстетической функции языка в художествен-ной словесности замечаниями такого типа, конечно, не ис-черпывается. Это только частный случай, отражающий важ-ную общую закономерность — особое внимание к языку, к тому, к а к, с помощью каких языковых средств выра¬жена мысль. Проявление эстетической функции языка можно усмат-ривать и в совершенстве языковой формы, в гармонии со-держания и формы, в ясности, четкости, лаконизме, изяще-стве, простоте, стройности и т. п. словесного выражения, о чем мы уже говорили в связи с понятием художественности.
Далее, эстетическую функцию языка можно видеть в образности художественного текста, в том, что язык в про-изведениях художественной словесности выступает как материал, из которого строится образ
Главное, что отличает (но не отрывает) эстетическую (поэтическую) функцию языка от его «практических» функций (общения, сообщения, воздействия) — это направ-ленность формы словесного выражения не только на передачу того или иного содержания, но и на самое себя, на собственное совершенст¬во, которое позволяет в самом языке ощу¬щать прекрасное. Если «практические» функции языка требуют работы над словом с целью как можно более точного, ясного и общедоступного выражения информа¬ции, то эстетическая функция языка требует, кроме того, ра¬боты над словом с целью открыть читателю и слушателю прекрасное в самом слове. В этом и заключается сущность эстетической функции языка.

Поэтич язык
Некоторые ученые, рассматривающие язык художествен¬ной литературы как явление более широкое, чем литератур¬ный язык, выделяют еще и «поэтический язык», по составу представляющийся им еще более широким, чем язык худо-жественной литературы. Так, например, трактует «объем¬ные отношения» между поэтическим языком, языком худо-жественной литературы и литературным языком В. П. Гри-горьев21. Однако главное не в «широте», не в «объеме» используемых языковых единиц, а в особенностях их орга-низации и той роли, которую они играют в тексте. Поэтому во многих специальных работах различие между поэтиче¬ским языком и языком художественной литературы не про-водится.
Собственно, термин «поэтический язык» отражает то давнее деление произведений словесности на прозу и по¬эзию, о котором мы говорили в начале этой главы. А по¬скольку под поэзией подразумевалась художественная сло¬весность, художественная литература, то не видно веских оснований, чтобы обязательно различать поэтический язык и язык художественной литературы.
Но о поэтическом языке всё же стоит поговорить особо в связи с тем, что в нашей филологии оставило заметный след развивавшееся в начале XX в. (главным образом уче¬ными, объединившимися в известное «Общество изучения поэтического языка» — ОПОЯЗ) учение о противопостав¬лении «поэтического» и «практического» языка. В. В. Вино¬градов писал об этом так: «В конце 10-х и в начале 20

х годов текущего столетия у русских лингвистов и филологов возникло стремление, отчасти подсказанное влиянием эстетики футуризма, пре-одолеть отвлеченную метафизичность и узость учения о поэтической речи как речи образной по преимуществу и использовать достижения сравнительно-исторического ин-доевропейского языкознания, применив основные его принципы к изучению языка художественной литературы (в статьях проф. Л. П. Якубинского, проф. Е. Д. Поливанова, отчасти О. Брика, Р. О. Якобсона, Б. М. Эйхенбаума и др.). Была сделана попытка развить учение о поэтической речи как об антитезе речи практической, как о «самоценной ре¬чи», направленной «на актуализацию», на «воскрешение слова», на выведение его из бытового автоматизма. Основ¬ные импульсы к теоретическим построениям в этой облас¬ти исходили из поэтической практики и ее осмысления в кругах писателей-модерн и сто в (символистов, футуристов, акмеистов)»22.
Само по себе своеобразие поэтического языка, или языка художественной литературы, конечно, не подлежит сомне-нию. Но ученые ОПОЯЗа толковали, собственно, не о свое-образии, а об обособлении «поэтического» языка от «прак-тического». «Потебня, — продолжал Виноградов, — учил о поэтичности языка и о поэтическом языке как особой форме мышления и выражения. Теперь встает вопрос о сис¬теме поэтического языка — в ее противопоставлении сис¬теме языка практического. Поэтическая речь призна¬ется специфической, независимой, свободною от законов практического языка»23.
Теория, отрывающая поэтический язык от общенарод¬ного, не могла, конечно, долго существовать в науке. Не мог¬ла она и плодотворно сказаться в художественном словес¬ном творчестве. Поэтому уже к середине 20-х годов XX в. ее несостоятельность, по свидетельству В. В. Виноградова, ста-ла очевидна24.
В литературоведении семиотического толка в 60—70-х годах XX в. декларировалось понимание искусства, в том числе и словесного искусства, как «вторичной моделирую¬щей системы» («вторичного языка»). Ю. М. Лотман писал, что «словесное искусство хотя и основывается на естест¬венном языке, но лишь с тем, чтобы преобразовать его в свой — вторичный — язык, язык искусства»25. С позиций се¬миотики как особой науки это сформулировано, конечно, должным образом. Но с позиций филологии ничего не при¬бавляет к осмыслению языка «как материала словесности», а с позиций практики словесного художественного творче¬ства слишком абстрактно, чтобы быть полезным.
Разумеется, русский (как и всякий другой) «естествен¬ный» язык и язык русского словесного искусства («поэти¬ческий язык») — один и тот же язык. Всё дело — в особен¬ностях употребления языка. Это — очевидная исти¬на. Г. О. Винокур со всей определенностью утверждал, что «можно говорить о поэтическом языке как об известной обособленной области языкового употребления, характе¬ризующейся возможным присутствием в ней таких форм, слов, оборотов речи, которые в других областях употребле¬ния не встречаются»26.
Решительно отрицал существование особой системы поэтического языка (поэтической речи) В. В. Виноградов. Он писал: «Особой общей системы поэтической речи, имеющей свои специфические структурно-языковые каче¬ства и реализующей их в разных видах своей актуализации (тем более в универсальном, внеисторическом плане), не существует. Любое языковое явление при специальных функционально-творческих условиях может стать поэтиче-ским»27.
В заключение о языке художественной литературы (поэ-тическом языке) скажем следующее. Язык художественной литературы (поэтический язык) не существует как некая аб-стракция, не существует «отдельно» от художественных (поэтических) произведений словесности. Есть художест-венное (поэтическое) произведение словесности — есть и язык художественного произведения (поэтический язык).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *