Что такое эмоциональный отклик
20.6. Эмоциональные свойства человека
Важную роль играют эмоциональные свойства человека. По данным Н.Э. Висотської, эмоциональная возбудимость способствует успешному обучению профессии артиста балета, положительно влияя на выразительность, артистичность, танцевальность, успешность в классическом и обычном танцах, а также актерское мастерство.
Эмоциональные свойства человека:
Характеристики эмоционального реагирования, которые постоянно и ярко проявляются в данной человека, является ее эмоциональными свойствами.
С точки зрения физиологии, эмоциональная возбудимость есть не что иное, как эмоциональная готовность, то есть готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. Существенную роль в формировании этой готовности играет адреналин. Его введение подопытным предопределяло то, что они начинали проявлять эмоциональные вспышки на те раздражители, которые раньше оставляли их совершенно спокойными.
Эмоциональная возбудимость способствует эффективности некоторых видов профессиональной деятельности.
Эмоциональный отклик (восприимчивость, чувствительность). Близким по смыслу к эмоциональной возбудимости есть свойство, которое обозначается как эмоциональный отклик.
Уязвимость. К.К. Платонов определяет уязвимость как свойство личности, которая выражается в доминировании впечатлений над познавательной функцией восприятия мира. При этом впечатление он понимает как психическое явление, в структуру которого входит нечеткое восприятия, усиленное его эмоциональной окраской, через что переживания доминирует в нем над познанием.
Эмоциональная глубина. А.Ф. Лазурський писал: «Наблюдая в течение длительного времени нескольких индивидов, мы убеждаемся, что в некоторых из них чувства могут достигать при известных условиях такой интенсивности, к которой другие оказываются совершенно неспособными. Вот именно эту способность испытывать при некоторых благоприятных обстоятельствах такие интенсивные чувства, которые доступны сравнительно лишь некоторым, мы и будем называть силой чувствований». Это свойство равнозначна интенсивности, глубине эмоции, которая переживается.
Объективными показателями интенсивности пережитых человеком эмоций могут служить изменения физиологических функций. Однако Лазурський отмечает, что они не всегда достаточны, потому что вегетативная возбудимость у разных людей неодинакова.
Эмоционально ригидные люди отличаются «вязкостью» эмоций, их стабильностью. Эмоциональная вязкость связана с фиксацией внимания и аффекта на неких значимых событиях, объектах, психотравмирующих обстоятельствах, на неудачах и образах (злопамятность), темам, которые волнуют. По этому поводу в народе говорят: «Говорит три дня, а все о бедности».
Неустойчивость эмоции, за Лазурським, проявляется в том, что сначала она может быть интенсивной, но потом быстро ослабевает и, в конце концов, прекращается, переходя в состояние спокойного безразличия. Если же эмоции у человека легко возбудимы, то прошлая эмоция очень быстро заменяется в нее другой.
Итак, лабильность эмоций (подвижность, переключение) характерна тем, что человек быстро реагирует на изменение ситуаций, обстоятельств и партнеров, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие.
Слишком выраженная лабильность эмоций может осложнять отношения с окружающими, потому что личность становится реактивной, импульсивной, плохо управляет собой.
Эмоциональная лабильность свойственна лицам с высоким нейротизмом (тревожностью). Наоборот, низком нейротизма отвечает эмоциональная ригидность.
Эмоциональная устойчивость. В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены. Некоторые авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к емоціогенних условий. При этом под «устойчивостью эмоций» понимают и эмоциональную стабильность и устойчивость эмоциональных состояний, и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Итак, в одном понятии объединены различные явления, которые не совпадают по смыслу с понятием «эмоциональная устойчивость».
Так же понимают эмоциональную устойчивость и зарубежные авторы. Дж. Гилфорд рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебания настроений. П. Фресс как главную характеристику эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичність), для которой характерна чувствительность человека к емоціогенних ситуаций.
Итак, эмоциональной устойчивости, с точки зрения названных выше авторов, свойственна эмоциональная невозмутимость, неуязвимость, то есть нереагирования человека на емоціогенні раздражители, ситуации.
В других случаях под эмоциональной устойчивостью понимают такой степень эмоционального возбуждения, который не превышает предельной величины и не нарушает поведение человека (Я. Рейковський) и даже положительно влияет на эффективность деятельности.
Л.М. Аболін считает правомерным под эмоциональной устойчивостью понимать устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженных условиях.
Отсюда главным критерием эмоциональной устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в емоціогенній ситуации. А.А. Сиротин включает в определение эмоциональной устойчивости способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной емоціогенній обстановке.
Не случайно К.К. Платонов разделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую (степень волевого владение человеком своими эмоциями), эмоционально-моторную (устойчивость) и психомоторики эмоционально-сенсорную (устойчивость сенсорных действий).
Еще один подход в понимании эмоциональной устойчивости является в П.Б. Зильбермана, который под этим понятием понимает «интегративную свойство личности, которую характеризует такое взаимодействие эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивида, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмоциональной обстановке». Такая же позиция Б.Х. Варданяна, который определяет эмоциональную устойчивость как «свойство личности, которая обеспечивает гармоничное отношение между всеми компонентами деятельности в емоціогенній ситуации, а значит способствует успешному выполнению деятельности».
М.И. Дяченко и В.А. Пономаренко понимают эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, которое обеспечивает целесообразную поведение в экстремальных ситуациях.
По мнению Є.П. Ильина, о настоящую эмоциональную устойчивость следует говорить в том случае, когда определяются:
Кроме того, не существует «общей» эмоциональной устойчивости. При различных емоціогенних факторах эта устойчивость будет разной.
Экспрессивность. Проявление эмоций у людей индивидуальный, в связи с чем говорят про такую личностную характеристику, как экспрессивность. Чем больше человек выражает свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше в ней выражена экспрессивность. Экспрессивность является интегральной функцией двух приложений: степени выражения (силы) эмоций и контроля за их проявлением.
По степени проявления экспрессии (в частности, на лице) выделяют гипомимию и гіпермімію.
Гіпомімія (амимия) означает отсутствие или ослабление мимики, жестикуляции, обеднение выразительных средств языка, монотонность интонации, взгляд, который погас и ничего не выражает.
Гіпермімія связанная с чрезмерным оживлением средств выражения эмоций, с обилием ярких и экспрессивных актов, которые быстро меняются. Она случается в разных формах и обусловлена многими причинами.
Другим проявлением гіпермімії является манерность поз и вычурность движений, особенно у детей с аутизмом.
Эмоциональность как интегральная свойство человека. Эмоциональность как свойство (качество) личности упоминал еще Гиппократ, когда говорил о холерический тип темперамента. В конце XIX ст. П. Малапер выделял особый тип эмоциональных людей рядом с апатичными и страстными. Г. Хейманс и Е. Вирсма выделили три главных фактора личности: эмоциональность, активность і реактивность. О эмоциональность люди часто судят, исходя из того, как близко к сердцу он принимает мелочи, увлекается или плачет по незначительному поводу.
В.Д. Небиліцин тоже рассматривал эмоциональность как одно из свойств темперамента. Уровень эмоциональности человека он определял как способность к эмоционального переживания (с учетом модальности этого переживания). Как основные характеристики эмоциональности он выделяет уязвимость, импульсивность и эмоциональную лабильность.
Уязвимость выражает аффективную восприимчивость человека, чувствительность ее к емоціогенних воздействий, способность ее найти почву для эмоциональных реакций там, где для других такого грунта не существует. Следовательно, речь идет о эмоциональную возбудимость.
Импульсивность Небиліцин рассматривает как скорость, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их (Є.П. Ильин не согласен с пониманием импульсивности как рефлекторной реакции на эмоциональную смену, которая возникла).
Под эмоциональной лабильностью он понимает скорость, с которой прекращается настоящее эмоциональное состояние и происходит смена одного переживания другим.
Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления в ситуации, которые имеют особую значимость для человека. Качественные свойства эмоциональности характеризуют становления индивида к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамических свойств эмоциональности А.Є. Ольшаннікова причисляет особенности возникновения, течения и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения (экспрессию). Вслед за В.Д. Небиліциним, она считает эмоциональность одной из основных составляющих темперамента.
Рассмотрение эмоциональности как свойства темперамента заставляет говорить о ее генетическое происхождение.
Литература
Эмоциональный отклик как залог конверсии
Понимание целевой аудитории является залогом создания работающих текстов. Мы рассмотрим затронуть вопрос эмоционального отклика.
Интерес к созданию работающих текстов растёт по мере того как поисковые системы вынуждают создателей сайтов обращать внимание на качество текстов и больше думать о конверсиях.
Популярный копирайтерский блог Copyblogger опубликовал статью Георгины Лейдло (Georgina Laidlaw), в которой она рассмотрела один из важнейших аспектов, которым руководствовалась при работе над недавним проектом по созданию электронной книги «Blog Wise. How to do more with less» («Разумный блоггинг. Как добиваться большего при меньших усилиях»).
Оригинальная статья получилась достаточно интересной, но с некоторым избытком рекламы книги. Тем не менее, в ней изложена ценная ключевая идея, которую хотелось бы вывести на первый план.
Техника, о которой идёт речь, даёт чёткое представление о том, каким должен быть текст, на каких «струнах» он должен играть, поскольку именно это во многом определяет успешность текста, будь то рассылка или текст для посадочной страницы.
Какой именно текст вы бы ни писали, ваша задача — сделать так, чтобы каждое слово в нём поддерживало ваше долгосрочное видение. Как этого добиться?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Такие инструменты как контентная стратегия, маркетинговая стратегия, позиционирование и таргетинг могут привести нас ближе к поставленной цели, а могут отдалить от неё. Зато есть ответ на вопрос, как привлекательно и убедительно раскрыть тему, на которую вы пишете.
Внутренний диалог
Суть техники в следующем. Перед тем как начать писать текст, спросите себя, что читатель должен почувствовать после его прочтения. Попробуйте записать это в виде внутреннего диалога.
«Ух ты, вот это отменный учебный курс! Сейчас зарегистрируюсь на него и напишу в Твиттер.»
«Шеф только вчера искал информацию по этой теме. Сейчас скину ему ссылку в почту. Хм, да и себе, пожалуй, закладку поставлю.»
«Ооо! Вот это и правда полезный совет! И работы всего минут на пять. Прямо сейчас и сделаю.»
Если вы не знаете или не можете представить себе внутренний диалог аудитории, на которую работаете, это значит, что нужно сделать шаг назад. Проработайте основы заново и постарайтесь понять, для кого вы пишете.
Как работает этот стратегический подход к контенту
Когда вы знаете, что должна почувствовать ваша аудитория и какими словами она описала бы это ощущение, вы можете нащупать нити к целостному видению картины.
Начните процесс написания с размышления о том, как вы хотите чтобы читатели себя почувствовали. Если вы как следует это продумаете, писать текст будет намного проще, а конечный результат не будет звучать как заезженная пластинка.
Эта простая техника — действенный инструмент для создания текстов, которые совершенно естественным образом находят отклик у читателей, что положительно сказывается на лояльности и приводит к принятию действия. Таким образом здесь уже можно говорить об измеряемой эффективности вашей работы.
Но и это ещё не всё. То, насколько хорошо вы чувствуете настрой аудитории и можете на него повлиять, может оказывать колоссальное влияние на ваш уровень креативности и качество ваших текстов.
Практическое применение запланированного настроя аудитории
Основываясь на тезисах, изложенных выше, автор оригинальной статьи предлагает планировать конечную реакцию аудитории при создании каждого текста. Здесь она приводит следующий пример.
В ходе одного из недавних проектов автор статьи должна была написать FAQ для интернет-магазина, рассчитывающего на массового покупателя. Она решила, что целевая аудитория должна мысленно сказать что-то вроде этого:
«Слава богу, вот облегчение! Я-то думала, что с получением справки придётся помучиться, а вместо этого всё оказалось легко и просто!»
Коммуникационной целью этого текста была, разумеется, практическая поддержка пользователей, а бизнес-целью — снижение потенциального неудовлетворения при отсутствии дополнительной нагрузки на службу поддержки.
В этом контексте автором было принято несколько решений, которые привели к достижению делаемого результата. В частности, была выбрана позитивная, жизнерадостная, понимающая интонация, с которой текст как бы признавал неудовлетворение, возникающее, когда с заказом что-то не так. При этом текст плавно обходил острые углы. Например: «Мы позаботимся о том, чтобы вы получили исправный заказ вместо испорченного при доставке».
Эту технику также можно использовать для выбора правильного тона для публикаций в блоге. Например, ожидаемая реакция на эту статью: «О, а ведь интересно. Надо бы попробовать это в деле!».
Как создать продукт, вызывающий живой отклик
Одним из проектов автора статьи была уже упомянутая в начале статьи книга «Blog Wise», для которой она проинтервьюировала девятерых успешных блоггеров. В книге раскрываются их стратегии и техники для достижения высокой продуктивности при работе.
Как превратить девять сорокаминутных интервью в действительно читаемую электронную книгу? Нужно подумать о реакции читателей. Обязанностью участников проекта было сделать так, чтобы каждый прочитавший мог сказать:
«Ух ты, вот это и правда было полезно.»
Но, как показали результаты проведения интервью, у каждого свой подход к обеспечению продуктивности. Ничего удивительного в этом нет, поскольку ни одна из существующих техник не работает идеально для каждого.
Авторы проекта поняли, что при попытке просто объединить полученные ответы они получили бы невнятный, расплывчатый ответ на интересующий читателей вопрос. Поэтому они вернулись к самому началу: проанализировали целевую аудиторию и сформулировали желаемую эмоциональную реакцию.
В итоге, предпринятые действия позволили им:
Этот пример автор привела именно как иллюстрацию того, как возврат к основной идее и формулированию желаемого эмоционального отклика вдохновил их на эксперименты с форматом подачи материала и глубокий анализ собранного материала.
Химия настроения: как в организме возникают эмоции и что с этим делать
Эмоция — психофизиологический процесс: это не только переживания, которые мы испытываем в ответ на какое-то событие, но и вся физиологическая «подложка» — то, что происходит в организме в это время.
У эмоционального процесса есть три компонента: переживание (осознание на уровне психики), физиологические процессы в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организма, а также «ответ» — комплекс выражения эмоции, например в виде мимики, смеха или плача.
То есть, когда организм реагирует на некоторый раздражитель, запускаются реакции, которые в конечном счете приводят к проявлению эмоций. Но те же самые реакции могут быть запущены и иными способами, например химическими веществами или другими процессами организма, которые затрагивают похожие пути обмена веществ.
Это значит, что мы можем испытать грусть или радость без видимой причины. Отсутствие «настоящего повода» для печали не делает ненастоящим само переживание. Но понимание того, как и почему оно возникает, поможет контролировать нежелательные эмоции и не стыдиться их, если сдержать не получилось.
Разбираем, что стоит за нашими эмоциями и какие внутренние и внешние факторы могут на них повлиять.
Внутренние процессы: гормоны и нейромедиаторы
Все органы в нашем теле работают не сами по себе. Они подвержены нейрогуморальной регуляции: все процессы контролируют нервная и сопряженная с ней система гормонов. Эмоции не исключение. Гормоны не только управляют ростом и работой клеток, тканей и органов, но и служат нейромедиаторами — «посредниками» между нервной системой и телом.
Совет. Следите за тем, чтобы ваш сон был комфортным. Снижайте искусственное освещение в вечерние часы перед сном и минимизируйте световой шум в ночное время. Если вас беспокоит внешний свет ночью, позаботьтесь о плотных шторах или перестановке в спальне.
Внешняя химия: питание и обоняние
На наши чувства влияют не только гормоны, производимые нашим собственным организмом, но и некоторые вещества, которые мы получаем извне.
Что такое эмоции и почему они так важны для человека?
В детстве все мы очень эмоциональны. Через эмоции мы постигаем мир. Но, в процессе воспитания, мы постепенно разучиваемся этому ценному навыку. «Не ной! И ничего это не больно, подумаешь упал. Хватит мне тут истерить»- много таких фраз, обесценивающих наши чувства мы слышим от наших родителей. И именно тогда мы понимаем, что испытывать эмоции-это плохо, испытывать эмоции-это показывать свою слабость. Мальчики не плачут, а девочки всегда должны быть воспитанными и прилежными.
И мы начинаем прятать свои эмоции так далеко, что даже сами перестаём что-то чувствовать. Но важно понимать, что жизнь без эмоций это «маленькая смерть». Без эмоций жизнь становится серой и пресной. Депрессия тем и страшна, что человек ничего не чувствует.
Размещаю для вас лекцию Альфреда Лэнгле—австрийским профессором, психотерапевтом, одним из создателей Экзистенциально-аналитической теории. Он очень хорошо и просто объясняет теорию эмоций.
Что же такое эмоции и почему они так важны для человека?
Альфрид Лэнгле: Эмоции – это чувства, внутренние движения, в которых мы переживаем поток нашей жизни. Чувства дают нам понять, каковы на самом деле наши отношения с жизнью, они связывают нас с бытием. Переживая красивый закат или вкусный обед, мы чувствуем приятные эмоции, показывающие, что мы находимся в хороших отношениях с жизнью. Напротив, страдая от утраты или от болезни, у нас возникают негативные эмоции или аффекты, свидетельствующие, что мы в плохих отношениях со своим бытием.
А в чем заключается разница между эмоциями и аффектами?
Альфрид Лэнгле: Терминология не является общепринятой в психологии. В экзистенциальном анализе мы разводим их следующим образом, аффект вызван конкретным опытом, конкретным переживанием, а эмоции приходят изнутри. Например, гнев или агрессия, возникают из-за какого-то внешнего стимула, так захватывающий фильм вызывает аффекты, а мое внутреннее спокойствие – это эмоция, которая приходит из моей собственной души, как радость или любовь. В то же время, эротические чувства являются аффектами, и хорошо, когда аффекты и эмоции встречаются, когда мы любим кого-то и одновременно испытываем эротические чувства к этому человеку.
Являются ли аффекты и эмоции врожденными?
Альфрид Лэнгле: Сама способность испытывать аффекты или эмоции является врожденной, это как способность говорить. Но мы учимся говорить только в рамках определенной культуры, точно также мы учимся эмоциям в той среде, в которой живем, и наши приобретенные навыки накладываются на эту врожденную способность.
Возможно ли контролировать свои эмоции?
Альфрид Лэнгле: Да, конечно. Но нам нужно дифференцированно к этому подходить, так как под контролем находится далеко не все.
Мы не можем контролировать саму эмоцию, когда она уже возникла и заранее предугадать ее характер. Но мы можем контролировать то, как мы с ней обходимся, по крайне мере, этому можно научиться.
Ребенок не владеет этой способностью, но в процессе развития он приобретает необходимые навыки обхождения с эмоциями. Но, все же, мы не можем контролировать какое именно чувство, возникнет в той или иной ситуации. И в некоторых случаях эмоции могут быть очень беспокоящими. Например, я иду на вечеринку и ожидаю каких-то приятных эмоций, но вместо этого, сижу там и чувствую себя одиноким, неполноценным, непривлекательным. Я не могу по собственному желанию изменить вектор своих эмоций, они свободны и возникают сами по себе. Но в моих силах контролировать, как я с ними обхожусь, я могу либо не обращать на них внимание, либо позволять им происходить.
Эмоции – это наши друзья или враги?
Альфрид Лэнгле: Эмоции, как наши глаза. Глаза – это наши друзья или враги? Иногда глазам приходится видеть вещи, которые нам не нравятся. И в таких случаях мы можем сказать, что они – наши враги.
В другой раз наши глаза видят приятные вещи и тогда они являются нашими друзьями. Но в действительности глаза и не друзья и не враги, они нейтральны. Так и наши эмоции имеют нейтральный характер. Эмоции – это форма восприятия. А способность воспринимать необходима нам также, как способность видеть. И нам хуже живется без глаз или без эмоций.
Что происходит с человеком, когда он блокирует свои эмоции?
Альфрид Лэнгле: Этот человек чувствует себя отделенным от жизни. Такая жизнь утрачивает глубину и перестает быть наполненной.
Хотя в утрате эмоций есть и свое преимущество, без них человек меньше страдает. То, что причиняет боль перестает беспокоить, человек уже этого не чувствует. И это является главной причиной, по которой люди утрачивают свои эмоции. Они защищаются от переживаний, которые ранят их настолько сильно, что это становится невыносимым. И поэтому, они автоматически исцеляют себя, блокируя собственные эмоции.
Получается, что человек перестает «быть». Блокирование эмоций связано с психологической смертью человека?
Альфрид Лэнгле: Иногда это выглядит именно так, но во многих случаях, люди, отказавшись от своих эмоций, могут быть вполне социально успешными. Но с их внутренней жизнью все обстоит иначе, они больше не могут полноценно быть в отношениях с собой и с другими. Они становятся холодными, а для партнера это выглядит так, как будто человек эмоционально умер.
Это типичная ситуация, при которой возникают психосоматические расстройства, потому что человек утрачивает чувствительность к собственному психологическому и соматическому состоянию. В некоторых случаях это приводит к перегрузке, слишком большому стрессу, который и вызывает подобные симптомы.
В чем заключается разница между эмоциями и чувствами?
Альфрид Лэнгле: Мы используем слово чувства, как более общий термин, который включает в себя эмоции и аффекты.
Некоторые люди очень жизнерадостные, некоторые сдержанные. Существует ли понятие эмоциональной нормы?
Альфрид Лэнгле: С позиции экзистенциальной психологии, нормальная эмоциональная жизнь – это такая жизнь, которая соответствует мне. При этом у человека есть ощущение собственной свободы, по отношению к своим эмоциям и он чувствует, что они адекватны его реальному состоянию.
В противоположном случае, мы говорим о болезненности эмоциональных проявлений. Например, когда человек находится в кругу друзей и все вокруг смеются, но ему грустно, так как происходящее напоминает ему какой-то неприятный эпизод из детства. В этой ситуации человек не открыт реальности и не может пережить то, что в действительности происходит вокруг, он фиксируется на своих эмоциях. При здоровой же эмоциональной жизни человек позволяет эмоциям свободно течь в соответствии с реальностью.
Как, на ваш взгляд, эмоции связаны с интуицией?
Альфрид Лэнгле: Интуиция – это тоже своего рода эмоция, благодаря которой в сознании возникают некоторые содержания. В настоящее время интуицию часто называют эмоциональным интеллектом.
Можно ли полагаться на эмоции при принятии своих решений? И какую роль в этом занимает интуиция?
Альфрид Лэнгле: Все зависит от того, как человек хочет жить.
Если он хочет проживать полноценную жизнь, то очень важно доверять своим эмоциям при принятии решений. Если человек предпочитает жить как робот, для того, чтобы функционировать, то эмоции будут ему только мешать.
С экзистенциальной точки зрения, правильнее полагаться на эмоции, принимая решения, потому что мы рассматриваем их, как одну из способностей восприятия.
У нас есть не только пять чувств и интеллект для восприятия каких-то содержаний, мы также располагаем эмоциями для переживания действительности. Точно так же, как через глаза мы чувствуем электромагнитные волны, через эмоции мы обнаруживаем качество реальности.
Например, взаимоотношения могут быть теплыми или холодными, и эти качества отражаются в эмоциях. Включение эмоций расширяет наши возможности, мы больше узнаем о реальности благодаря нашим чувствам, в отличие от ситуации, в которой мы опираемся только на мышление.
Поэтому ориентироваться на эмоции при принятии решений просто жизненно необходимо. Более того, деятельность, которая является результатом таких решений приносит больше удовлетворения.
Что касается интуиции, то это особого рода чувство, которое дает информацию о чем-то, чего еще нет. Это восприятие чего-то не существующего, но возможного, это предвосхищение реальности и эмоциональный взгляд на развитие ситуации, которая наиболее вероятна. Поэтому, если мы учитываем нашу интуицию при принятии решений, они становятся более адекватными реальности.
Обычно эмоции сопровождаются мимикой и жестами. Почему же нам бывает трудно понять другого человека?
Альфрид Лэнгле: Иногда может быть трудно понять других людей, но во многих случаях это совсем не сложно. Мы понимаем когда человек жестами говорит нам «да» или «нет». Если человек машет рукой, то другой понимает, что его зовут подойти ближе. Эти простые жесты являются общими практически для всех. Но в некоторых странах они очень специфичны и могут вызывать непонимание у людей из других культур. Например, в Персии, когда хозяин жестом предлагает гостям съесть еще что-нибудь и европейский гость это легко принимает, то тем самым он обижает хозяина. Гость должен отказаться три раза, иначе у хозяина возникает чувство, что гость использует его. Он начинает думать, что к нему пришли не столько для того, чтобы пообщаться, а сколько для того, чтобы поесть. Точно также, когда я протягиваю русской женщине руку для рукопожатия, этот жест ей кажется странным. В тоже время, если я не протягиваю руку, то как австриец чувствую, что веду себя невежливо.
Почему важно понимать состояние другого человека?
Альфрид Лэнгле: Когда я понимаю состояние другого, его грусть или радость, то это позволяет мне быть ближе к нему. И если другой человек чувствует тепло от того, что его понимают, то это очень ему помогает, поддерживает его, дает ему силы и углубляет взаимоотношения. Без понимания эмоционального состояния другого взаимоотношения становятся затрудненными, слабыми и запутанными.
Могут ли эмоции быть опасными для здоровья?
Альфрид Лэнгле: Я бы не согласился с тем, что эмоции могут быть опасными для здоровья. Но способы, которыми мы обходимся с нашими эмоциями, могут быть опасными, как например, непринятие человеком своих эмоций.
Я уже говорил, сама по себе эмоция – это всего лишь форма восприятия, а восприятие в свою очередь, является связью с реальностью. Как может восприятие быть опасным, если оно соответствует реальности?
Напротив, если мы не способны воспринимать реальность, это гораздо хуже, потому что мир воздействует на нас вне зависимости от того воспринимаем мы его или нет.
Поэтому, я бы сказал, что эмоции никогда не угрожают нашему здоровью и только неправильное обхождение с ними может быть опасным, что, к сожалению, происходит довольно часто. В результате у нас может возникнуть депрессия или тревога, которая является свидетельством того, что мы находимся в плохих отношениях с реальностью. Так называемые, патологические чувства в действительности являются сигналами о том, что что-то в нашей жизни находится под угрозой, что нам не следует продолжать жить также, как мы жили до этого.
Всегда ли мы можем удержать эмоции под контролем? Почему иногда говорят о слишком эмоциональном человеке, что он вышел из себя?
Альфрид Лэнгле: Да, мы действительно можем оказаться в ситуации, когда утрачиваем контроль над нашими эмоциями или аффектами.
В эволюционном смысле это имеет позитивное значение, потому что часто эмоции оказываются более спасительными для нашей жизни, чем мышление и контролируемое поведение.
Во всех ситуациях, когда мы сталкиваемся со слишком мощным стрессом, мы очень медленно приходим к результату, если опираемся только на рациональные выводы.
Необходимо провести слишком большую работу по обработке информации, чтобы прийти к представлению о том, какое поведение будет в данной ситуации адекватным. Во всех подобных случаях срабатывает защитная система нашей психики и у нас возникают защитные реакции.
Тогда, источником нашего поведения в этих ситуациях являются эмоции или аффекты, которые мы не контролируем.
Или другой пример, я встречаю давнего знакомого на улице и в этой ситуации мне не хочется контролировать свои чувства, я хочу испытывать радость и воодушевление. Если бы все свое поведение мы могли бы контролировать, то наша жизнь была бы стерильной и бесплодной.
Но конечно, умение жить, состоит и в том, чтобы грамотно обходиться с эмоциями. Необходимо научиться тому, чтобы у человека всегда было маленькое пространство согласиться или не согласиться с теми чувствами, которые он испытывает, так чтобы жить в соответствии с ними.
Например, когда я вижу своего друга на улице, я ощущаю чувство радости и даю свое внутренне согласие на то, что происходит. Я говорю: «О, это очень сильное чувство, я удивлен, но готов с удовольствием пережить его, я даю этому чувству право быть».
А как, на ваш взгляд, переживание ценностей связано с эмоциональной жизнью человека?
Альфрид Лэнгле: Мы принимаем ценности как раз посредством своих эмоций. В экзистенциальном подходе ценности рассматриваются, как то, что вызывает у человека положительные эмоции. То, что вызывает негативные чувства не является ценностью.
Но почему переживание ценностей связано с эмоциями? Потому что ценности – это то, чем питается жизнь, а эмоция представляет собой восприятие качества той или иной вещи, идеи, реальности. Таким образом, эмоция говорит мне обладает ли необходимым качеством тот или иной объект, чтобы служить питанием для моей жизни.
Завершая наше интервью, мне бы хотелось дать короткое определение эмоций. С экзистенциальной точки зрения, эмоции – это органы восприятия того, что является важным для человеческого бытия.
Психология | Psychology
8.1K поста 43.9K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
*как же меня все надоело*
Сценарий родителей, как его не повторить?
Большинство людей, выросших в токсичных семьях, повторяют сценарий родителей. То есть уже в своей семье они прибегают к пассивной и активной агрессии, унижениям и прочему. Те, кто осознают аморальность и болезненность такого поведения, обращаются за помощью к психотерапевту или самостоятельно отказываются от этой модели.
Но тогда возникает вполне логичный вопрос: «А чем заменить-то?».
На самом деле, в построении здоровых отношений нет ничего сложного.
Опирайтесь на главные принципы:
1. Проговариваем свои эмоции, чувства, желания, состояния, потребности. Люди не умеют читать чужие мысли (с пониманием своих-то иногда проблемы возникают). Так что забудьте о всяких «Мог бы догадаться!» и «Ты что, не видишь!». Нормально и правильно говорить о том, что вам грустно, или что вы устали, хотите побыть наедине с собой и т.д. Но! Именно говорить, спокойно проговаривать, просить другого человека. А не кричать, приказывать, оскорблять и упрекать. Этот принцип распространяется как на отношения со взрослыми, так и на отношения с детьми. Помните, что детям и подросткам в силу малого жизненного опыта еще сложнее угадывать чье-то состояние, а любые срывы мамы/папы они принимают на личный счет («Я что-то сделал не так, я плохой»).
2. Не отыгрываемся на тех, кто не виноват, то есть забываем о замещении и проекциях. Примеры: начальник накричал на маму, мама накричала на детей; мама с папой поссорились и разошлись, мама видит в сыне супруга и вечно срывается на нем. Такого быть не должно. Если не можете ребенку прямо объяснить свое состояние и его причины, то говорите общими фразами:
Мне сейчас грустно, но это к тебе никак не относится. Ты ни в чем не виноват. Это касается только нас с папой.
3. Разрешаем себе и другим ошибаться, спотыкаться, уставать, проигрывать. Мы не роботы, каждый человек ошибается и не раз. Забудьте о понятии идеала и совершенства. Их нет. Есть только вы и ваша семья, а также ваше здоровье, счастье, равновесие и аналогичные элементы в жизни ваших близких. Признать временную слабость могут только сильные люди, как и попросить о помощи. Научитесь делать это. В противном случае окружающие будут вешать на вас все больше обязанностей, и им даже в голову не придет, что вам тяжело. Ведь вы сами убедили их в обратном.
4. Забываем об идеальных картинках в Инстаграме, журналах или из рассказов подруг. Ни у кого не бывает всегда идеальных и хороших отношений. Трудности, разногласия, кризисы (как минимум нормативные, а ведь возникают еще и ненормативные) случаются в любой семье. Примите это как факт, норму и будьте готовы работать над отношениями. Но!
5. Принимайте участие только в парной игре. Если вы понимаете, что другой партнер не заинтересован в преодолении трудностей, то, возможно, это признак краха – нужно разбирать ситуацию подробнее. Но стучаться в закрытую дверь, постоянно уступать и жертвовать точно нельзя.
6. Развивайте психологическую гибкость. Как мы уже говорили, в построении отношений не все зависит от вас. Когда вы что-то говорите, предлагаете, делаете, спрашиваете, то нужно заранее видеть несколько вариантов развития событий.
В общем, вы должны обезопасить себя от ситуаций «К такому жизнь меня не готовила». Но в то же время всегда оставляйте место для неожиданности.
Не пытайтесь продумать и угадать все, это невозможно. Если будете пытаться, то, скорее всего, придете к неврозу.
Повышайте общую стрессоустойчивость, развивайте позитивное мышление (не путайте со слепым оптимизмом), осваивайте навыки саморегуляции и ни в коем случае не ищите причины всех неприятностей, бед, неудач, конфликтов в себе.
Да, к здоровому самоанализу нужно обращаться, но нельзя уходить в самокопание и самобичевание.
Главное в построении семейных отношений – как можно больше говорить друг с другом обо всем и всегда.
Ну что, несложно ведь? Несложно. А на практике с каждым днем, месяцем, годом все будет еще проще. Однако важно, чтобы все члены семьи понимали эти принципы и придерживались их.
Много бесплатной информации по этой теме вы можете найти в моем Инстаграм https://instagram.com/psych_bogdanova_tp
Зачем нужны эмоции
Порой говорят: «эмоции нужны, чтобы жизнь была ярче». Люди, чья жизнь оказалась слишком «яркой», мечтают, чтобы эмоций не было вовсе: «лучше быть роботом, который ничего не чувствует». На самом деле эмоции — это не бонус и не спецэффект. Как и любой психический процесс, они выполняют важную функцию и помогают нам адаптироваться к внешней среде.
Что такое эмоция? Говоря простым языком, это то, как мы оцениваем происходящее. Видим бешеную собаку — испытываем страх; обнаруживаем, что другой человек не оправдал наших ожиданий — чувствуем разочарование или обиду. Эмоции помогают сохранять связь с реальностью и адаптироваться к ней. Это сигнал психики, внутренний индикатор. Информация, которая помогает нам выжить.
Долго ли проживет человек, который ничего не боится? Насколько адекватно будет вести себя тот, кто не испытывает стыда? Как уберечься от отравления, если не чувствуешь отвращения? Эмоции — средство приспособления к среде. Эволюционно выработанный механизм, помогающий нам стать сильнее, эффективнее, жизнеспособнее. Так почему же мы с ними боремся?
Эмоции бывают тяжелыми и болезненными. Именно в такие минуты хочется их выключить, убавить яркость, приглушить громкость. Страдание от душевной боли порой ощущается так же остро, как страдание от физического недуга.
Но что такое боль? Это и есть сигнал о дезадаптации. Больно биться головой об стену, больно держать руку в огне, больно, когда нас режут ножом. Эмоциональная боль, как и физическая, сообщает о том, что мы делаем что-то не так, что мы в опасности, что наше «я» или наш организм находятся под угрозой. И подталкивает к тому, чтобы опасность устранить. Разумно ли бороться с этим сигналом?
Нет хороших и плохих эмоций. Страх, печаль, обида, гнев, зависть — не плохие эмоции! Это сигналы психики о том, что мы в чем-то не адаптированы. Где-то слабы. Вместо того, чтобы бороться с этим сигналом, нужно к нему прислушаться. Увидеть эмоции, признать их, изучить — и помочь выполнить свою функцию.
Всякая эмоция может быть функциональной и дисфункциональной. Функциональная эмоция угасает сама собой. Встретил в лесу медведя — испугался — обошел стороной — страх исчез. Если же мы «застреваем» в эмоции, прокручиваем ситуацию снова и снова, не можем простить обидчика, не можем унять тревогу, не в состоянии избавиться от чувства вины — значит, эмоция не выполнила функцию. Поэтому приходит опять и опять! Это мигающая лампочка, ревущая сирена, сообщающая о том, что топливо утекает из бензобака, а самолет камнем мчится к земле. Чем дольше мы игнорируем этот сигнал, тем громче он звучит. Чтобы мы его наконец услышали и отреагировали! Превратили дисфункциональную эмоцию в функциональную. Бесполезную — в полезную.
Основные функции эмоций. Первая — оценочная: эмоции помогают нам оценить и переоценить реальность. Скорректировать картину мира. Например, если я обижаюсь на друга за то, что он чего-то не сделал, обида угаснет, когда я перестану строить ошибочные ожидания относительно его поведения. Ведь это мой прогноз не оправдался, мои представления расходятся с фактами. Обида — сигнал о рассогласовании между ожидаемым и действительным. Функция обиды будет выполнена, когда мои представления о другом начнут соответствовать реальности.
Еще одна функция — регулятивная. Эмоция подталкивает нас к изменению собственного поведения. В случае страха — избежать опасности, гнева — устранить препятствие, обиды — самостоятельно достичь желаемого. Эмоция сообщает: у нас неприятности, сделай с этим что-нибудь. И если мы должным образом откликаемся на этот сигнал, эмоция угасает.
Третья функция — коммуникативная. Порой нужно сообщить другому, что мы чувствуем: мимикой, действиями, словами. Дать понять партнеру, что его поступки нас пугают; рассказать об обиде; показать смущение; признать вину. Эмоции помогают нам быть в контакте с другими и способствуют тому, чтобы собеседник изменил поведение.
Когда одна или несколько функций выполнены, интенсивность эмоции постепенно снижается. Обида сменяется легким разочарованием, стыд — сожалением, зависть — уважением. Без всякой борьбы, естественным образом. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.
Это и есть то, что называют эмоциональным интеллектом или эмоциональной компетентностью: способность распознавать свои чувства, прислушиваться к ним и адекватно реагировать.
Подружитесь со своими эмоциями, чтобы стать сильнее и счастливее.
Эмоциональное одиночество
Некоторые люди не умеют серьёзно говорить о своих чувствах. В ответ они начинают игнорировать тебя, переводить тему или отшучиваться:
– Что тебя так расстроило?
– Твоя причёска, тебе давно пора покрасить кончики.
Причина такого поведения в том, что человек не воспринимает свои эмоции всерьёз, потому что окружающие никогда не относились к его эмоциям серьёзно. В детстве, когда ребёнок плохо себя чувствовал, его обижали сверстники или он грустил из-за расставания, родители говорили:
– Ты чего нюни развёл из-за ерунды?
При многократном повторении у ребёнка закрепляется простая мантра: «Чувства – это ерунда. Они не заслуживают того, чтобы их показывать или тем более обсуждать. Они никому не интересны».
«Человек без чувств» живёт с ощущением одиночества, даже когда окружён людьми. Ведь он не может быть собой, ему нужно постоянно прятать свои эмоции. Справиться с этим можно только показав то, что спрятано внутри, несмотря на страх быть осмеянным. И единственный шанс на успех – встретить того, кто не обесценит твои чувства, а скажет, что они тоже важны.
Может, шанс невелик, но каждый в силах его проверить.
Как справляться с негативными эмоциями
Психолог Джоан Розенберг вывела формулу, которая в этом поможет (P.S. привет любителям формул в психологии): 1 выбор, 8 эмоций, 90 секунд.
⠀
1. Сделайте выбор находиться здесь и сейчас, чтобы прочувствовать и запомнить актуальное переживание.
⠀
Обратите внимание на то, как вы ведёте себя во время неприятного разговора. Понаблюдайте за собой, вы задерживаете дыхание, напрягаете мышцы, пытаясь побороть испытывпемые эмоции? Не пытайтесь «сжаться» во время следующей неприятной ситуации. Напротив, расправьте плечи, дышите ровно, не стискивайте зубы, чувствуйте и запоминайте все испытываемые эмоции.
⠀
2. 8 эмоций. Грусть, страх, стыд, беспомощность, уязвимость, смущение, разочарование, огорчение. Это не плохие, не негативные чувства, они просто неприятные, которые из-за химических веществ, высвобождаемых мозгом и далее распространяемых по телу, сопровождаются физически неприятными ощущениями, дискомфортом в теле, которые мы стремимся избежать. То есть сначала мы ощущаем телесный дискомфорт, и нам не нравятся эти ощущения.
⠀
3. Биохимичечкая реакция длится 60-90 секунд. Неприятные эмоции можно сравнить с волной, которая накрывает нас и тут же отходит назад. Помните, вам под силу покорить эту волну и сохранить равновесие.
Эмоции
Эмоции не бывают плохими или хорошими
Это самая первая вещь, которую мне заложили. С детства я слушал песню про «мальчик не должен бояться», поэтому всячески прятал переживания, считая их чем-то недопустимым, что и стало корнем невроза. На самом же деле нет градации хорошести или пригодности эмоций, у них просто разные функции. О них чуток позже
И положительные:
• Интерес
Объект такой загадочный, что-то в нем такое притягательное есть, никак не справиться с тягой разведать что же это такое
• Радость
Что-то нам сильно нравится, это дает нам силы и энергию, становится смешно и весело. Прут всякие прикольные гормоны и нейромедиаторы и от этого даже физически хорошо
• Любовь
Очень сложное многокомпонентное чувство, которое для каждого свое. Просто держу в голове, что оно есть в базовых эмоциях
Что с ними делать
Первым делом я учился понимать, что чувствую. Что-то происходит, я ощущаю эмоциональный отклик и спрашиваю себя что значит для меня это событие. Ответ сопоставляю с базой и понимаю что за эмоция. Но на этом все не заканчивается, одного понимания увы недостаточно.
Как мы помним, это часть системы, механизма, в котором есть какое-то движение. И чтобы эмоция не застаивалась, не ушла в тело и не стала какой-то болячкой, ее необходимо отреагировать, вывести, как-то «прожить». Это тоже целая наука, достойная отдельных постов. Пока что просто немножко сумбура из моей головы для понимания что нас учат запрещать :))
БМ ругался на картинку