Что такое экологическое нормирование
Экологическое нормирование
Экологическое нормирование – это правовой инструмент, который устанавливает пределы возможного воздействия на окружающую среду, чтобы было не нарушено состояние экологических систем. Это разработка нормативов на основе стандартов.
Экологическое нормирование – что это такое?
За соблюдением показателей качества окружающей среды следят Росприроднадзор и Комитет по природопользованию, основным законодательным документом является ФЗ «Об охране окружающей среды».
Под экологическим нормированием понимается комплекс разработанных нормативов, где устанавливаются допустимые пределы воздействия на биосферу при условиях непрерывной деятельности.
Каковы цели экологического нормирования?
Основной целью нормирования является сохранение баланса биосферы и экономических интересов человека. Среди конкретных задач можно выделить:
Какие нормы и лимиты применяются?
Каковы основные виды экологического нормирования?
Существует разделение на следующие виды нормативов:
Система экологического нормирования состоит из видов:
Какие задачи решает экологическое нормирование?
Предельно допустимые концентрации (ПДК) – это максимальные показатели содержания загрязнителей в воде, воздухе и земле, в основе которых лежат закон Либиха и закон Шелфорда. Основными критериями для определения ПДК являются отсутствие снижения стабильности и продуктивности работы экосистем. Экологическое нормирование решает такие задачи, как:
Экологическое нормирование
Человек – часть природы, и его деятельность неизменно оказывает на нее влияние. Чтобы не вызвать техногенную катастрофу, необходимо четко понимать, к чему может привести то или иное действие. Экологическое нормирование окружающей среды – это процесс, который помогает оптимизировать влияние производственной и хозяйственной деятельности. Нормативы, определяющие объем, содержание и вид негативного влияния, дают возможность сохранить природу и здоровье самого человека. На сегодняшний день это интенсивно развивающийся инструмент природоохранной сферы.
Экспертная лаборатория «Экостар» создает проекты «под ключ», которые во всем устраивают надзорные органы – с гарантией их согласования. Чтобы получить консультацию по вопросам экологического нормирования, обращайтесь на горячую линию или заказывайте звонок!
Понятие экологического нормирования
ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет понятие следующим образом:
Экологическое нормирование – это разработка нормативов, говорящих о качестве окружающей среды, а также норм допустимого воздействия на нее во время производственной или хозяйственной деятельности.
Механизмы данного процесса таковы:
Нормированию подлежит природопользовательская деятельность юридических лиц и рядовых граждан.
Цель экологического нормирования
Основной целью экологического нормирования является установка допустимых границ влияния на биосферу. Указанный предел должен служить гарантией экобезопасности, адекватного восполнения природных ресурсов, сохранности генофонда в условиях производственной и хозяйственной деятельности человека.
Объекты экологического нормирования – антропогенные факторы, которые влияют на биосферу и экосистемы, а также на отдельные их компоненты, и природные факторы, воздействующие на человека. Все эти факторы необходимо регулировать.
В рамках систематизации нормативов экостандарты применяются для:
Существуют как российские, так и мировые стандарты, которые применяются, в том числе, и к реализуемой продукции. Одним из известных международных стандартов является ISO. В РФ действует собственная система ГОСТ Р.
Нормы и лимиты
Человечество вынуждено искать компромиссные решения между экономической деятельностью и вопросами экологии. Экологическое нормирование охраны окружающей среды представляет собой особенную систему, элементами которой являются нормативы и акты, касающиеся:
Экологическое нормирование и стандартизация согласуются с физическими и химическими индексами, показывающими состояние биосистем. Они обязаны учитывать ПДК радиоактивных или химических соединений, уровни тепла и другие показатели. Кроме того, они согласуются с биологическими индексами и учитывают концентрацию микроорганизмы.
Экологическое нормирование включает:
Экспертная лаборатория «Экостар» готова разработать природоохранную документацию для любых предприятий, ведущих хозяйственную деятельность на территории РФ. В нашей компании трудятся специалисты и эксперты, обладающие многолетним опытом, благодаря чему они могут реализовать даже сложные проекты.
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Что обеспечивает экологическое нормирование?
Экологическое нормирование обеспечивает создание санитарно-гигиенических правил, контроль над производственной деятельностью и ресурсной базой. Оно помогает процессам охраны и рационального использования ресурсов природы, позволяющим восстанавливаться биосфере, создает благоприятные условия для безвредной производственной и хозяйственной деятельности. Также на его основе разрабатываются штрафные санкции, которые применяются к организациям, влияние которых негативно сказывается на состоянии природы и экологии.
Какие задачи решает экологическое нормирование?
Цель экологического нормирования предполагает решение следующих задач:
Какова роль и значение экологического нормирования?
Экологическое нормирование устанавливает основные нормы, помогает создавать инструкции, правила и требования, которые выдвигаются к производственной деятельности человека, изготавливаемой продукции и контрольным методам. Благодаря ему создаются запреты и разрабатываются ограничения, которые направлены на снижение негативного воздействия человека на окружающую среду.
Экологическое нормирование регламентирует правоотношения, которые возникают в сфере управления природоохраной.
Экологическое нормирование
Правовые основы экологического нормирования устанавливаются Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Согласно статье 19, экологического нормирования заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Основные механизмы экологического нормирования включают:
Субъектами, деятельность которых подлежит нормированию, являются природопользователи – физические и юридические лица.
Экологическое нормирование представляет собой ряд законодательных предписаний, призванных организовать рациональное и уважительное отношение человека к природе. В основе каждого документа лежат:
Регламентирование экологических правил в процессе взаимодействия с окружающей средой включает в себя:
Направления экологического нормирования
Среди направлений экологического нормирования главные:
Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование включает в себя систему проверки качества окружающей среды, к которым относятся:
С помощью экологического нормирования антропогенной нагрузки удаётся ограничить негативное влияние человеческого фактора на окружающее пространство и рационально размещать опасные для природы объекты на территории регионов.
Механизмы экологического нормирования
При формировании основных механизмов экологического нормирования учитываются следующие факторы:
Этапы реализации экологического нормирования:
Правовые основы экологического нормирования
Основой экологического нормирования в Российской Федерации является «Закон об охране окружающей среды» №7-ФЗ, с помощью которого регулируются отношения между предпринимателями и органами экологического контроля. Аналогичное значение имеют:
В нашей компании можно заказать оформление любых экологических документов «под ключ» согласно законодательству РФ. Мы гарантируем быстрое прохождение и согласование документации в контролирующих органах. Как результат, Вы экономите время для подготовки документов и проведения необходимых анализов. При этом снижаются платежи на оплате труда дополнительных специалистов для проведения экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза начинается с выезда на объект — наши сотрудники проводят необходимые исследования и изучают особенности работы конкретного предприятия. После разрабатывается план экологических мероприятий и проводится квалифицированное консультирование. Мы анализируем, прогнозируем, обосновываем и планируем. Все это направлено для достижения гарантий полной безопасности Вашего бизнеса — контролирующие органы больше не будут мешать производственному процессу и беспокоить дополнительными проверками.
Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ) статья 19 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2019 г.
Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона
1. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.
2. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.
3. Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:
проведение научно-исследовательских работ для обоснования нормативов в области охраны окружающей среды;
установление оснований для разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;
утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;
оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.
ГАРАНТ:
См. Методику разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Минприроды России от 29 декабря 2020 г. N 1118
См. Методику разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденную приказом Минприроды России от 11 августа 2020 г. N 581
См. Методику разработки нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Ростехнадзора от 22 декабря 2016 г. N 551
См. Методику разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух, утвержденную приказом Ростехнадзора от 7 ноября 2012 г. N 639
О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты см. постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 881
См. Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 208
См. Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183
Экологический аудит и нормирование
Экологическое нормирование и аудит представляет собой упреждающий метод, применение которого дает возможность организациям не только соблюдать законодательство, но также определить проблемы, принять меры, оценить насколько соблюдаются экологические обязательства, стать более квалифицированным в вопросах экологии, создать базу данных для будущих (корректирующих) действий и повысить конкурентоспособность.
Задачами экологического аудита является:
Виды экологического нормирования:
В зависимости от целей экологический аудит бывает:
Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов»
Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды от 16.07.98 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического нормирования в Российской Федерации»
Приказ Минприроды России от 11.10.1995 г. № 412 «Об экологическом аудировании»
Приказ Минприроды России от 29.12.1995 г. № 540 «Об организации экологического аудита»
Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды от 30.03.1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России»
Порядок проведения экологического аудита
1 этап. Эколог на предприятии, встреча с руководством субъекта аудита и специалистами структурных подразделений. Сбор документарной экологической информации о предприятии. Определение целей и задач экологического аудита. Выбор критериев экологического аудита. Разработка плана-графика проведения экологического аудита/
2 этап. Проведение экологического аудита в соответствии с утверждённым руководством предприятия планом-графиком/
3 этап. Камеральная обработка собранной информации. Оформление результатов аудиторской проверки. Контроль качества материалов аудиторской проверки.
4 этап. Сдача предварительного аудиторского отчета (заключения) руководству субъекта для ознакомления. Снятие замечаний. Предоставление оригинала аудиторского отчета (заключения) руководству субъекта аудита.
Результат экологического аудита – предоставление достоверной и объективной информации, основанной на тщательном анализе многочисленных факторов, определяющих меру соотношения между экономической эффективностью и качеством окружающей среды.
экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;
аудиторский отчет — документ, содержащий выявленные нарушения, а также рекомендации по их легитимному устранению;
аудиторское заключение — документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о соответствии (несоответствии) деятельности субъекта аудита требованиям законодательства.
охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также — природоохранная деятельность);
негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;
загрязнение окружающей среды — поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
загрязняющее вещество — вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
оценка воздействия на окружающую среду — вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;
требования в области охраны окружающей среды (далее также — природоохранные требования) — предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;
наилучшая существующая технология — технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов;
вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
экологический риск — вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
С руководством Заказчика экологического аудита.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ:
Статья 3. Проведение экологического аудита и оформление его результатов
1. Экологический аудит проводится в обязательном и добровольном порядке. 2. Обязательный экологический аудит проводится в случаях: