что такое публицистика определение

Публицистика

ПУБЛИЦИСТИКА (от слова публичный, общественный) — область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно-политические вопросы, разрешающая их с точки зрения определенного класса в целях непосредственного воздействия на общество и поэтому содержащая в себе ярко выраженные оценку, призыв и т. д. В то время как художник свое идейное утверждение дает через систему образов, у публициста образ привлекается лишь как одно из средств выражения мысли, к-рое может и отсутствовать, не нарушая основного принципа построения публицистической работы. От научно-теоретических работ П. отличается тем, что она не имеет специфических черт научного исследования и пользуется теми или другими научными исследованиями, стремясь к разработке вопросов общественного порядка и освещению их уже на основе добытого научного знания. Самым ярким жанром П. является памфлет (см.). В памфлете всегда звучат ирония, сарказм, насмешка, издевательство над врагом и яркий горячий призыв к читателю. Публицистическими жанрами являются также фельетон, заметка, обращение, воззвание, прокламация, политическое письмо, лозунг, публицистическая статья. Особое место в П. занимают такие жанры, как воспоминания, письма, дневники. Дневники Герцена, Добролюбова, многочисленные воспоминания о Ленине, Сталине и т. д. могут быть приведены как образцы публицистических произведений.

Охватывая большое содержание в столь разнообразных жанрах, П. включает в себя массовую агитационную и пропагандистскую литературу. Здесь с предельной отчетливостью выступает подлинная природа П., ее смысл и значение как особого вида литературного творчества. Но П. существует не только как самостоятельный вид литературы, она нередко врывается в смежные области, выступая там в качестве «публицистической тенденции». Так возникла уже в 60-х гг. публицистическая критика, так художественная литература 70-х гг. несла в себе яркую публицистическую окраску. Пролетарская П. органически перерастает в научную работу. Глубина научного анализа, объективность содержания, выступая в неотрывном единстве с партийной заостренностью научных выводов, сопряжены в силу этого с ярко выраженной публицистической тенденцией. Примерами такого типа научных работ с яркой публицистической окраской могут быть «Капитал» Маркса, «Анти-Дюринг» Энгельса, «Развитие капитализма в России» и «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина, «Вопросы ленинизма» Сталина и мн. др. Публицистичность не только не уменьшает их научного характера, но, наоборот, придает ему яркость, остроту. О публицистической тенденции так. обр. мы говорим тогда, когда писатель (беллетрист, ученый) не ограничивается выражением своего понимания действительности через показ ее в образах или понятиях, но и непосредственно заявляет о своем к ней отношении. В момент обострения классовой борьбы большое значение получает публицистическая критика, когда не столько само литературное произведение служит материалом для критика, сколько действительность, нашедшая в литературе свое отражение. Это обусловливается прежде всего остротой самих вопросов действительности, увлекающей критику, а также в условиях отсутствия свободы слова (революционно-демократическая критика 60-х гг.) стремлением использовать художественную литературу и критику как единственное средство выражения политических взглядов.

Выясняя вопрос о взаимоотношении публицистики и литературы художественной, надо отличать те литературные произведения, в которых выступает тенденция, не вытекающая из положения и действия (по выражению Энгельса), от тех произведений, где публицистичность является органической частью идейно-образной системы. Публицистичность первого рода может проистекать и из неумения художника образно отразить мир, неумения, обусловленного в частности художественной беспомощностью автора.

Развитие публицистики тесно связано с развитием общественной жизни. П. феодальной формации, П. капиталистической эпохи в зависимости от политических условий, места и времени либо существует самостоятельно либо пользуется художественной литературой и критикой как средствами, создавая особый тип художественной литературы и публицистическую критику. В эпоху диктатуры пролетариата П. развивается наряду с художественной литературой и критикой, становясь в руках пролетариата мощным орудием коммунистического перевоспитания масс и пропаганды идей коммунизма и пролетарской революции во всем мире. В то же время советская художественная литература и критика, сохраняя свою специфичность, приобретают четкую идейную направленность и заостренность, выражая этим свойственную пролетарскому мировоззрению действенность, партийность.

В России яркие примеры П. мы находим уже в XVI в. М. Н. Покровский писал: «В XVI в. у нас появляется вдруг, что и не снилось Москве XIV в., политическая литература, публицистика». Не касаясь всей массы публицистических произведений, отметим литературную полемику Ивана IV с кн. Андреем Курбским, писания Ив. Пересветова, а еще раньше (XV в.) послание старца Псковского монастыря Филофея к великому князю Василию Ивановичу. Политическая задача Филофея заключалась в проведении идеи Москва — III Рим: «два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Писания Ивана Пересветова имели своей политической задачей защиту самодержавно-бюрократического государства Ивана IV и проповедь той же идеи Москва — III Рим. Публицистические произведения Ивана Грозного — письма к Курбскому и писания к игумену Кирилло-белозерского монастыря — вызваны были политическими задачами защиты дворянства и купечества против претензий старого боярства. Боярство выдвинуло своего идеолога — кн. Андрея Курбского, давшего «историю вел. кн. Московского» и письма к Грозному. Раньше феодал, при помощи насилия или хитрости отняв землю у своего соседа, иногда старался замолить свой грех, построив один или два монастыря. Дальше этого сознание совершенного им преступления не шло. Теперь отдельные классы оспаривают друг у друга земли и власть над трудящимися, стараясь доказать свою правоту примерами из истории, священного писания и т. д., стараясь убедить, что то, что нужно им, хорошо для всех. Поэтому иногда они даже заступаются за угнетенных и выступают под видом представителей народных масс и их интересов. В числе публицистических произведений XV—XVI вв. мы имеем произведения, направленные против церкви. «Беседа преподобного Сергия и Германа валаамских чудотворцев» — яркий памфлет, направленный против церкви и монастырей.

В XVIII в. П. в России выступила уже довольно широко. К П. должны быть отнесены сатиры Кантемира, «Были и небылицы» Екатерины II и в особенности «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, журналистика Новикова, раннего Крылова и др. Новиков, Крылов и в особенности Радищев резко критиковали всю систему общественных отношений, крепостное право, царскую бюрократию, суд, воспитание, а Радищев и Новиков — и самовластие царя. В XVIII в. появляются произведения и низовых крестьянских, казацких и солдатских масс: «Плач-памфлет о крепостной доле (копия с просьбы в небесную канцелярию)», «Плач холопов» и др.

На Западе начало развития П. также относится к эпохе феодализма. Острая классовая борьба конца средних веков и начала нового времени вызывает к жизни П. Борьба капитализма на Западе против феодализма приняла форму отрицания церкви и монастырей, попов и монахов как ярких выразителей реакции. «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, «Письма темных людей» обнажают характер этой борьбы средствами публицистики. Сама художественная литература принимает ярко выраженный публицистический характер.

В период Реформации, когда крестьянское движение шло под знаменем религиозной борьбы, возникла нужда в обращении к широким народным массам. Этой потребности отвечала П., видное место среди произведений к-рой занимает полемика между Фомой Мюнцером — вождем крестьянского восстания 1525 — и вождем Реформации Лютером.

Английская революция XVII века вызвала исключительный рост П. Борьба против Карла I требовала своей аргументации в защиту казнивших. Появился памфлет, отвечавший этой задаче, — «Kieling no morder» (Умерщвление — не убийство). Промышленный переворот в Англии и развитие буржуазных отношений создали мощное развитие П. как формы политической борьбы. Такие явления, как борьба за освобождение Ирландии, чартистское движение и т. д., вызывали к жизни периодические органы, как «Спектатор» и знаменитые памфлеты Свифта и Дефо.

Появление на исторической сцене новой общественной силы — пролетариата — дало новый толчок развитию публицистики и придало ей новое содержание. В Германии публицистика выявилась особенно ярко в произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса. Памфлеты К. Маркса показывают огромный литературный талант, остроумие, язвительный, уничтожающий противника сарказм; его П. являлась одновременно и агитацией и глубокой обобщающей научной работой, подкреплявшей и развивавшей определенную политически-партийную линию. Это — характерный признак пролетарской П. В России содержанием пролетарской П. на первых порах явилась борьба с народниками. Основными вопросами были вопросы о характере развития России, о крестьянстве, о революции, о социализме и т. д. Народнический лагерь выдвинул Н. К. Михайловского. С позиций марксизма (хотя и непоследовательного) боролся с народничеством Плеханов. Подлинным и наивысшим образцом последовательно-марксистской П. была гениальная публицистика Ленина, творчески развивавшая принципы Маркса в обстановке новейшего этапа капитализма. Преследования царской жандармерии обусловили появление подпольной агитационной П. Еще в 60-х гг. возникла форма подпольной прокламации. В 90-х и 900-х: гг. в России «подпольные листки» были обычным явлением. Многие марксисты-публицисты пользовались образами художественной литературы (Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Гл. Успенского и др.). Борьба с экономизмом и меньшевизмом, отзовизмом, богоискательством, богостроительством, ликвидаторством и т. д. вызвала к жизни яркие произведения большевистской публицистики (В. Воровский, М. Ольминский, М. Покровский, В. Фриче и др.). Особенность ее заключалась прежде всего в открытом проведении в ней принципа партийности. Ленин в 1905 писал: «Литература должна быть партийной. В противовес буржуазным нравам, в противовес буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, барскому анархизму и погоне за наживой, — социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме. В чем же состоит этот принцип партийной литературы? Не только в том, что для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, независимым от общего пролетарского дела. Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, колесиком и винтиком одного единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса. Литературное дело должно стать составной частью организованной планомерной, объединенной социал-демократической партийной работы.

Мы, социалисты, разоблачаем это лицемерие (т. е. свободу печати — М. Д.), срываем фальшивые вывески, — не для того, чтобы получить неклассовую литературу и искусство (это будет возможно лишь в социалистическом внеклассовом обществе), а для того, чтобы лицемерно-свободной, а на деле связанной с буржуазией, литературе противопоставить действительно свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу» (Ленин, Партийная организация и партийная литература, Сочин., т. VIII, стр. 387 и 389).

Примерами партийно-заостренной пролетарской публицистики кроме названного могут служить статьи «Искры» до раскола или в революцию 1905 публицистика лит-ой группы при МК РСДРП в сборниках «Текущий момент», «Вопросы дня» и др. Не замолкала пролетарская П. и в годы реакции после революции 1905. Литераторы выступали тогда не только с публицистически-художественными произведениями, но и прямо с публицистическими статьями, как напр. М. Горький.

Источник

О публицистике вообще и о некоторых публицистах.

О публицистике вообще и о некоторых публицистах в частности

Прежде, чем понять о чём пойдёт речь в статье, уважаемые читатели, давайте разберёмся в следующем-а что же такое публицистика и какая её роль на литературном сайте интернета? В Википедии приведено следующее определение публицистики, с которым лично я пожалуй соглашусь. Итак, публицистика-это род произведений, посвящённых проблемам и явлениям текущей жизни общества. Публицистика играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни.

В чём же состоит сущность публицистики? Можно сказать, что публицистика относится к науке об обществе и государстве. Она черпает из науки обобщения и превращает их в некие наставления для воздействия на ту политическую силу, которая называется общественным мнением. Поэтому в область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в текущей жизни. Поэтому публицистика зачастую опережает выводы более осторожной науки и решает вопросы, а вернее ставит эти вопросы достаточно субъективно, исходя из всё более усложняющейся формы борьбы за то или иное направление общественно-политического развития. По мнению нашего литературного критика Игоря Дедкова, «Публицистика-это высший род журналистики. Она выделяется тем, что всегда исполнена полемики, спора, борьбы за новые идеи. С творчеством публициста несовместимы робость и трафаретность мысли, иллюстративность и несамостоятельность взгляда». И с этим высказыванием я полностью соглашусь, в особенности в части требований к самостоятельности взгляда на ту или иную проблему внутреннего или внешнего характера.

С этой точки зрения представляется любопытной роль публицистики и публицистов на литературных и социальных сайтах интернета. В силу отсутствия оплаты своего труда и жёсткой цензуры, присущей государственным и частным СМИ ( газеты, журналы, радио и телевидение) публицисты, работающие в интернете, имеют более свободный выбор в выражении своих взглядов. Но это и требует от публициста чрезвычайно бережного отношения к слову, к факту, к собственному темпераменту, требует особой осторожности в отношении всего того, что может повредить интересам собственной страны, подчёркиваю собственной страны, но не власти. Хотя я и не исключаю, что сегодня в период обострения политико-экономической ситуации в мире, наши власти предпринимают или уже предприняли определённые меры в отношении публицистов, работающих на сайтах.

© Copyright: Григорий Варшавский, 2015
Свидетельство о публикации №215072800302 Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить

Источник

Значение слова «публицистика»

что такое публицистика определение. Смотреть фото что такое публицистика определение. Смотреть картинку что такое публицистика определение. Картинка про что такое публицистика определение. Фото что такое публицистика определение

1. Литературный жанр — общественно-политическая литература на современные актуальные темы. || Черты, элементы общественно-политической литературы, встречающиеся, используемые в произведениях других жанров.

2. собир. Произведения этого жанра. [Вербов] взялся за публицистику, начал читать статьи Чернышевского по крестьянскому вопросу. В. Глинка, Старосольская повесть.

[От. лат. publicus — общественный]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПУБЛИЦИ’СТИКА, и, мн. нет, ж. [от латин. publicus — общественный] (книжн.). 1. Литература по общественно-политическим вопросам. Русская п. 60-х гг. 2. Жанр, стиль, характерные особенности такой литературы. Роман, насыщенный публицистикой. 3. Писательская деятельность по общественно-политическим вопросам. У него за плечами 20 лет публицистики.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

публици́стика

1. вид литературы, посвященной актуальным общественно-политическим вопросам и текущей жизни общества

2. совокупность произведений такого вида

3. наличие в чьем-либо творчестве, в каком-либо произведении отражения злободневных проблем современности

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое публицистика определение. Смотреть фото что такое публицистика определение. Смотреть картинку что такое публицистика определение. Картинка про что такое публицистика определение. Фото что такое публицистика определениеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: одногорбый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *