что такое хард зельтцер
Как крафтовые пивовары делают хард-зельтер лучше
Продажи слабоалкогольной газированной воды (хард-зельтера) в 2019 году достигли отметки в миллиард долларов и даже перешагнули через неё. По оценкам экспертов, к 2021 году этот показатель и вовсе может превысить 2,5 миллиарда долларов. Об успехе хард-зельтеров пишет журнал October. Pivo.by публикует перевод материала.
Вначале многие скептически относились к напитку со вкусом газировки LaCroix с добавлением водки, но в июле, когда по объёму продаж White Claw обогнал все ведущие сорта от крупных пивоварен, стало ясно, что все серьёзно. Ни с того ни с сего стали проводиться фестивали алкогольного зельтера, затем начался его дефицит, здорово напугавший публику, а потом появились более крепкие варианты этого напитка с содержанием алкоголя 14%, такие как Four Loko.
Теперь, когда ажиотаж вокруг хард-зельтера слегка поутих, остаётся вопрос: каково будущее этого напитка, до которого ещё пару лет назад никому не было дела? На сегодняшний день 85% рынка занимают бренды White Claw, принадлежащий той же корпорации, что и Mike’s Hard Lemonade, и Truly, принадлежащий Boston Beer Company. Пока что конкуренцию им в основном составляют AB InBev, MillerCoors и другие крупные пивоваренные корпорации.
«Текущая ситуация с алкогольным зельтером напоминает ситуацию с пивом лет 15–20 назад. Есть несколько крупных производителей, контролирующих рынок, и много мелких, которые считают, что могут делать более качественный продукт, — говорит Джон Барли, основатель пивоварни Solemn Oath Brewery, создавшей первый в Чикаго крафтовый зельтер. — Мы уверены в том, что наши клиенты заслуживают того, чтобы ради них создать местную версию этого напитка — точно так же, как и в случае с пивом. Мы считаем, что наш продукт отличается от остальных, и мы можем изменить правила игры».
Одного взгляда достаточно, чтобы понять, что создатели хард-зельтера City Water, предлагаемого в четырёх вкусах, включая «лайм-кокос» и «валенсийский апельсин-клюква», прилагают все усилия для того, чтобы выделяться на фоне конкурирующих брендов крупных пивоварен. Банки объёмом 12 унций отличаются необычным, даже психоделическим дизайном: их украшают строительные блоки, белки, опоссумы и другие представители городской фауны. Список ингредиентов довольно короткий, и в нём не найти искусственных ароматизаторов и красителей, а 3% от продаж перечисляются местным благотворительным организациям.
«Не думаю, что это кратковременная мода. Я вижу в этом большой потенциал для творчества, — говорит Барли. — Прошло то время, когда люди просто пили одно и то же пиво. В зависимости от ситуации, люди хотят иметь выбор и открывать для себя новое. Думаю, что алкогольный зельтер в данном случае — отличное решение».
И он не одинок в своем мнении. Крафтовые пивоварни по всей стране или уже выпустили, или готовятся выпустить свою собственную алкогольную содовую, и с точки зрения бизнеса это очень легко понять. Продажи пива в США за последние несколько лет остаются на одном и том же уровне, а количество крафтовых пивоварен продолжает увеличиваться огромными темпами и уже превысило 7000. Поэтому многие пивовары ищут способы получить дополнительный доход.
«Пивное производство требует больших затрат, как денежных, так и трудовых. Отрасль крафтового пива много лет росла сумасшедшими темпами, а теперь этот рост начал замедляться, — говорит Такер Геррик, директор по маркетингу в пивоварне Fulton Beer, Миннеаполис. — Если вы строили свой бизнес в последние пять или десять лет активного роста индустрии, вы начинаете спрашивать себя, что придёт на замену крафтовому пиву».
Хард-зельтер — это не просто новое веяние моды, которому стоит следовать, это еще и практично. К зельтеру на основе сахара или солода Бюро по налогообложению и торговле алкогольными напитками и табачными изделиями предъявляет такие же требования, что и к пиву, а это означает, что у большинства крафтовых пивоварен уже есть и лицензия, и оборудование, необходимое для его производства. В отличие от стаута, выдерживаемого в бочках для бурбона, большинство хард-зельтеров можно приготовить менее чем за неделю, а в отличие от мутного IPA, не нужно волноваться о том, что они могут испортиться прежде, чем будут доставлены в место продажи.
Геррик вспоминает, что заметил изменения во вкусах любителей пива во время одного из корпоративных мероприятий Fulton Beer весной 2017 года. Даже самые заядлые фанаты IPA из числа сотрудников предпочли своим любимым напиткам менее калорийные альтернативы с более низким содержанием алкоголя.
«В те выходные мы выпили, наверное, пару сотен банок White Claw. Учитывая то, что мы опытные любители пива, мы поняли, что в этом что-то есть, — говорит Геррик. — Мы начали думать об этом и решили, что можем сделать что-то свое, еще лучшее. Наш зельтер должен был отличаться от остальных».
В данном случае отличие заключалось в использовании фруктовых пюре, меньшего количества сахара, а также специального метода осветления, позволяющего, по их словам, убрать лекарственный привкус, характерный для зельтеров крупных пивоварен. Fulton Beer не составило никакого труда внедрить в свой ассортимент алкогольный зельтер, ведь у них уже была клиентская база, состоящая преимущественно из тех, кто ищет напитки, которые не содержат глютена или которые можно взять с собой на прогулку к близлежащему озеру. Пивоварня также участвует в различных мероприятиях, на которых пользуются большим спросом напитки, которые легко пьются и которые можно взять с собой куда угодно.
«Будь то уличная вечеринка или фестиваль искусств, если вы предложите гостям напиток с содержанием алкоголя 4 или 5 процентов, они останутся на мероприятии подольше. Неужели и правда кому-то придет в голову в таком случае предлагать мутный IPA с 8% ABV? — говорит Геррик. — Мы делаем наш хард-зельтер в соответствии со всеми принципами крафта: зарабатывают на нём люди, живущие практически по соседству и всегда открытые для общения со своими клиентами».
Проблема со сбытом более качественной версии хард-зельтера заключается в том, что его ценят вовсе не за вкус. Любители этого напитка выбирают его потому, что, как и старая добрая содовая с водкой, хард-зельтер не содержит много калорий и углеводов, но при этом производит такой же опьяняющий эффект, что и пиво. Вряд ли ребята в футболках с надписью «Ain’t No Laws When You’re Drinking Claws» («Когда пьешь Claw, для тебя закон не писан») будут платить больше за крафтовую версию этого напитка.
Из-за этого, вместо того, чтобы конкурировать с White Claw напрямую, крафтовые пивовары делают всё возможное для того, чтобы создать продукт, который понравится тем, кто все же готов выложить чуть больше денег за крафтовый зельтер: любителям коктейлей, людям с непереносимостью глютена, а также любителям крафтового пива, которые следят за своим здоровьем, ценят вкус напитка и поддерживают малый местный бизнес. На разработку подобной продукции во многих случаях уходят месяцы.
«У многих пивоварен возникло искушение воспользоваться моментом и просто смешать воду с сахаром, сбродить и выпустить в продажу, — говорит Зак Таггарт, руководитель лаборатории в пивоварне 42 North Brewing Co. (Ист-Аврора, штат Нью-Йорк). — Мы подумали, что можем придать этому напитку местный колорит, использовав локальные ингредиенты».
У 42 North Brewing Co. есть много причин заниматься этим. В прошлом году на проходившем неподалеку фестивале Borderland на хард-зельтер пришлось 10% из 28 000 проданных порций напитков. Джон Цимперман, основатель пивоварни, ожидает, что в этом году данный показатель существенно повысится. Несмотря на желание выпустить в продажу хард-зельтер, он и его команда решили не спешить со столь трудоёмким процессом.
«Мы пробовали пивные дрожжи, дрожжи для шампанского, дрожжи для вина — мы даже пробовали дрожжи для фермерского сэзона. Все они дают разный результат, и процесс брожения проходит по-разному, — говорит Таггарт. — Мне этот процесс доставляет удовольствие. Мы проводим дегустации и делаем пометки о том, какие оттенки вкуса мы получаем от них».
В течение шести месяцев Таггарт экспериментировал с четырьмя различными базовыми сахарами, с местными фруктами, с различными технологиями, включая сухое охмеление, а также с восемью различными штаммами дрожжей. Продегустировав десятки различных партий вместе с персоналом и посетителями бара при пивоварне, он наконец нашёл нужный профиль вкуса и консистенцию напитка. Он надеется, что в начале следующего года новинка уже поступит в продажу.
«Быстрый заработок — это не наш стиль. Пока что мы не готовы на равных конкурировать с крупными игроками на рынке, мы просто хотим создать что-то интересное, — говорит Таггарт. — Мы все это время шутили, что у нас получается даже чересчур крафтовый зельтер».
Хард-зельцеры вытеснят крафтовое пиво? Чем алкогольные лимонады отличаются от прочих напитков
И почему все вокруг стали говорить о них.
Фото Cyrus Crossan, unsplash
Последние два-три года в США разворачивается настоящий бум так называемых хард-зельцеров: их продажи растут на десятки и сотни процентов в год. Пытаемся разобраться, что это такое и когда мода на новый напиток доберется до нашей страны.
1. Что такое хард-зельцер?
Название «хард-зельцер» (часто его называют «зельцер») дала обычная сельтерская вода, то есть газировка. По сути, таинственный хард-зельцер — это просто слабоалкогольный (чаще всего 4-5%) коктейль, только с хорошим маркетингом.
Обычные, массовые коктейли в банках и бутылках чаще называют «алкопопами», это, как правило, продукция крупных корпораций, изначально направленная на небогатые слои населения (вспомните бесконечные отечественные «полторашки»).
2. Из чего их делают?
Так как моду на хард-зельцеры активно поддержали крафтовые пивоварни, логично, что иногда их делают из пива: берут максимально нейтральный лагер и добавляют натуральных фруктовых (или еще каких-нибудь) ароматизаторов. Иногда их готовят вообще по образу и подобию крафтового пива: например, используют в качестве ароматических и вкусовых добавок разные сорта хмеля или фруктовое пюре (как в смузи-сортах).
Впрочем, ничего не мешает делать зельцеры и по старинке: на основе ароматизаторов, воды и спирта (или другого крепкого алкоголя, а порой и вина). Чаще всего так и делают.
3 Почему они вошли в моду?
Потому что они низкокалорийны и часто не содержат глютена — привет, ЗОЖ! Потому что у них хорошая реклама, говорящая о «натуральности». Потому что они гендерно нейтральны и не привязаны к маскулинным стереотипам о пиве. Потому что они легко пьются и вкусненькие. Потому что у них красивые баночки, которые хорошо смотрятся в Instagram. Потому что пить зельцеры — одновременно респектабельно и демократично.
4 Ну и что тут нового? Мы что, мало алкогольных лимонадов видели?
Да, совершенно ничего нового! Хард-зельцеры уже давно делаются большими компаниями. Просто появление на американском рынке нескольких новых и агрессивных марок (например, White Claw), а также движение в сторону зельцеров со стороны «крафта» изменили имидж напитка и подняли его популярность на невиданную доселе высоту.
5 А в России-то где все это попробовать?
Алкогольные зельцеры уже есть в нашей стране. Даже если на время забыть про продукцию больших пивоваренных заводов, то такие коктейли уже производились компаниями Saldens, AF Brew, Brew Fiction и другие.
Кто и как в России производит хард-зельцеры
Выберите лучшие дрожжи для вашего напитка
В 2019 году на алкогольный рынок зашли хард-зельцеры (зельтеры, сельтеры) — слабоалкогольные газированные напитки с нейтральным вкусом. В США они успели стать настоящим хитом, но в России их аудитория пока меньше, чем у крафтового пива. Существует два взгляда на зельцер. Первый, предвзятый и настороженный, — как на попытку зумеров переизобрести «Виноградный день». Второй — как на относительно здоровый продукт с небольшой калорийностью, низким содержанием углеводов и маленьким градусом. Корреспондент Profibeer Яна Таранова решила разобраться, как российские пивовары делают свои зельцеры и как изменилось их восприятие с 2019 года.
«Давно хотим сделать зельцер на тростниковом сахаре, но законодательство не позволяет»
Изначально зельтерской (сельтерской) называли минеральную воду. XXI век подарил нам алкогольные хард-зельцеры. Это ферментированные напитки, выброженные насухо и начисто лишенные остаточной сладости.
Классический способ производства зельцера, прижившийся в США, — сбродить сусло на основе тростникового сахара — российским пивоварам недоступен. Продукт, произведенный по такой технологии, не удастся зарегистрировать, ведь в нашем законодательстве не существует такой категории, как «зельцер».
— В России, по большому счету, есть два варианта производства зельцера, — рассказывает сооснователь Bowl Cut Brewery Юрий Хильченко. — Первый вариант — это своего рода алкогольный коктейль, в который добавили спирт. Его мы не рассматриваем. Во-первых, он требует лицензии на производство крепкого алкоголя. Во-вторых, существование таких напитков — именно та причина, по которой к зельцерам относятся настороженно. Мы пошли по второму пути и зарегистрировали наши зельцеры как пивные напитки. По закону в пивном напитке должно быть от 40% соложеного сырья, и мы это требование соблюдаем. Тростниковый сахар мы тоже используем, чтобы максимально приблизить вкус к классическому. Сусло сбраживаем шампанскими дрожжами. В идеале хотелось бы сварить зельцер только из тростникового сахара, как это делают в США, чтобы полностью избавить вкус от солодовой составляющей. Но, к сожалению, законодательство тормозит развитие рынка.
Зельцер из медовухи
Итак, два основных способа как-то классифицировать свою продукцию в соответствии с российским законодательством — зарегистрировать ее как пивной напиток или алкогольный коктейль. Но в законе существует еще одна возможность выпускать зельцер:
— Мы тоже начинали делать зельцеры как пивные напитки, — делится Андрей Матвеев из Brew Fiction. — По закону, в пивном напитке должно быть 40% солода. Мы выполняли это требование и пропускали получившийся напиток через угольный фильтр, чтобы сделать вкус максимально чистым, нейтральным. Он, правда, все равно не устраивал нас полностью. Тогда мы решили выпускать зельцер как медовуху. В медовухе должно быть не менее 8% меда — столько у нас и есть. Еще добавляем в сусло фруктозу и декстрозу, а дальше насухо сбраживаем его. Дрожжи используем винные. Было важно, чтобы они практически не влияли на вкусо-ароматический профиль. Такой штамм мы долго искали и никак не могли найти, теперь это наше ноу-хау.
«Выпустили зельцер, потому что месяц не могли варить пиво»
Возможность зарегистрировать зельцер как медовуху или даже сидр рассматривала пивоварня Alaska Brewery. Однако оба эти варианта не устроили коллектив «Аляски»: и то, и другое обладает слишком ярким вкусом.
— Мы зарегистрировали наш зельцер «Черничные ночи» как пивной напиток. Сбраживали пивными дрожжами — штаммом, который дает наиболее нейтральный вкус и аромат, — делится Юрий Катуков из Alaska Вrewery. — К суслу добавляли декстрозу и концентрированный черничный сок. На самом деле, соки и пюре можно добавлять как до, так и после ферментации. Мы делаем выбор в пользу «до», чтобы зельцер не получился слишком сладким и кондитерским, иначе в чем смысл? Классический напиток должен сбраживаться насухо и не иметь никакой остаточной сладости. Для того, чтобы избавиться от солодовых вкусов, в идеале нужно иметь угольный фильтр. Мы его не приобретали, пользуемся фильтр-чаном и мелким сетчатым механическим фильтром.
По мнению Юрия Катукова, дополнительные инвестиции в производство не имели смысла, потому что рынок зельцеров в России очень маленький.
— К слову, появление зельцера в списке наших сортов — скорее случайность. Как-то из-за поломки мы целый месяц не могли варить пиво. Чтобы этот простой нас не разорил, мы воспользовались моментом и выпустили свой первый зельцер «Черничные ночи». У него получился неожиданный цвет — изумрудно-зеленый. Мы опасались, что потребители нам не поверят — скажут, что это какая-то химоза. На самом деле, такой оттенок дали дрожжи в ходе брожения.
«Фруктовый зельцер — своего рода “Агуша” для папы»
В Америке у зельцера, внезапно, репутация напитка для тех, кто ответственно относится к своему здоровью.
— В США 50% рынка зельцеров занимает один производитель, который проводит мощную маркетинговую кампанию. Ее цель — убедить, что зельцер совместим со здоровым образом жизни. Я не разделяю идею о том, что это «здоровый» напиток, ведь там есть алкоголь. Но то, что зельцер содержит мало калорий, — правда. Его калорийность порядка 25 ккал, это в два раза меньше чем в среднем содержится в ста миллилитрах пива, — рассуждает Юрий Катуков.
Один из последних трендов — фруктовые «витаминные» смузи на основе зельцеров. И если польза «алкогольных смузи» под огромным вопросом, то коммерческий успех у целевой аудитории — факт.
— Зельцер идеально походит как основа для смузи, потому что не искажает вкус фруктов, — делится мнением Андрей Матвеев. — Получается такая, как мы это называем, «агуша для папы». В этом напитке действительно мало углеводов, поскольку сахар полностью сброжен, а пюре абсолютно натуральное, без добавок. Я считаю, что это и правда хороший вариант для тех, кто хочет оставаться в форме, следит за весом.
В изготовлении смузи на основе зельцеров преуспела пивоварня AF Brew. Как признается сооснователь AF Brew Никита Филиппов, сам по себе зельцер без фруктовой составляющей ему не интересен:
— Сам по себе зельцер пить не интересно. Он словно чистый лист бумаги, на который можно яркими мазками наносить те или иные вкусы. В целом, это продукт довольно несложный в исполнении, особенно в сравнении с пивом. Однако говорить, что это своего рода «Ягуар» для зумеров, было бы неверно: у зельцера есть ряд неоспоримых достоинств, которыми он превосходит другие слабоалкогольные напитки. Во-первых, в нем минимальное или нулевое содержание остаточных сахаров — тех самых, которых так боятся люди в процессе «сушки». Кроме того, в составе никакой «химии», только высококачественные и дорогостоящие ингредиенты. В наших зельцерах участвует французское пюре шоковой заморозки, поэтому даже в соке, тем более магазинном, вы не найдете такое количество витаминов. Тем не менее, я бы не стал называть зельцеры продуктами для здорового питания. Нужно понимать, что в этом присутствует большая доля маркетинга. Алкоголь и тренировочный процесс или алкоголь и медикаментозное лечение плохо совместимы.
Тренд на фруктовые смузи не всем пришелся по душе. По мнению некоторых пивоваров, он «убивает» самую идею зельцера как нейтрального по вкусу освежающего напитка.
— Мы добавляем к суслу пюре ананаса и лайма перед ферментацией. Как таковой сладости к окончанию брожения не остается, — рассказывают в Bowl Cut Brewery. — Хочется все же, чтобы зельцер оставался зельцером, — легко пьющимся, без излишней сладости. Поэтому нам не нравится такой продукт, как популярные в последнее время смузи. Эта тенденция уводит все дальше от пива и пивного напитка в сторону десертов. Поэтому мы в ближайшее время не планируем экспериментов в этом направлении.
«Хороший тростниковый сахар стоит не дешевле, чем солод»
Пивовары поделились соображениями, какой продукт сложнее и дороже производить, несмотря на некоторую схожесть технологии:
— Бродит зельцер дольше, чем пиво — порядка 35 дней. Да и в целом зельцер сложнее и дороже производить, — признается Андрей Матвеев. — Мы контрактники, а значит, должны оплачивать каждый день использования ЦКТ. Дорого стоит качественное сырье — сахара и мед. Мед вообще сильно и неуклонно дорожает. С начала года подорожал больше чем на 30%.
— Все же пиво — это более сложный продукт, — считает Юрий Хильченко. — Сусло зельтера готовить гораздо проще, потому что к его вкусовым качествам предъявляются минимальные требования. Все равно в итоге должно получиться что-то почти лишенное вкуса. По финансовым затратам пиво и зельцер обходятся примерно одинаково: качественный тростниковый сахар стоит не дешевле, чем солод.
Что такое хард зельтцер
Бум хард-зельцеров в Америке и Европе не стихает. За прошедший год список производителей пополнился такими культовыми для крафтового пивоварения именами как Evil Twin и Omnipollo. Интерес проявляют также и крупнейшие мировые бренды — Coca-Cola в партнерстве с Molson Coors объявили о скором релизе собственной версии напитка.
В феврале 2020 года мы писали о первом опыте производства хард-зельцера в России. Спустя почти год мы выяснили, что изменилось за это время и какие перспективы видят производители на нашем рынке.
Напомним, что первым коммерческим хард-зельцером в России был From Zero To Hero от пивоварни Bowl Cut Brewery из Санкт-Петербурга [4,2% ABV] — сорт c добавлением цедры и сока мексиканских лаймов и ананасов из Коста-Рики, сброженный насухо шампанскими дрожжами и охмеленный сортом Vic Secret.
Подводя итоги, представители Bowl Cut Brewery отметили, что потребители встретили сорт в целом неплохо и оценки в Untappd были довольно высокими. Но возникли и некоторые сложности — продавать хард-зельцер оказалось сложнее, чем пиво, и этот процесс занял больше времени, чем обычно. По мнению создателей, здесь сыграла роль часто возникающая ассоциация хард-зельцера со слабоалкогольными коктейлями из супермаркета, заработавшими в России негативную репутацию.
Также авторы первого российского хард-зельцера отметили, что напиток пользовался наибольшим спросом не в привычных крафтовых барах, а в кафе, кофейнях и других непрофильных заведениях.
Собственную линейку хард-зельцеров в 2020 году представила и знаменитая своим широким ассортиментом тульская пивоварня Salden’S. Основатель и владелец компании Денис Сальников в конце 2019 года обратил внимание на стремительно растущую популярность напитка в США и пришел к выводу, что это тренд, который нельзя игнорировать.
В Туле есть несколько фирменных заведений Salden’S, где продается вся линейка Hard Seltzer из четырех сортов: грейпфрут, лайм и мята, манго и ананас, пина колада. Владелец отметил, что широкая публика на сегодняшний день еще недостаточно осведомлена о хард-зельцере и доля продаж напитка, соответственно, невысокая.
Основатель и главный пивовар питерской пивоварни Brew Fiction Андрей Матвеев также учел американские тренды и решил выпустить хард-зельцер, соответствующий последним веяниям моды на рынке США, подробнее о которых вы узнаете далее. По оценке пивовара, такое решение было удачным.
Рассказывая о своем продукте, любой производитель хард-зельцера в США непременно укажет низкую калорийность, отсутствие вредных компонентов в составе и логичным образом следующую из этого прекрасную совместимость напитка со здоровым образом жизни. Легкий, прозрачный, обладающий ненавязчивым фруктовым привкусом и небольшим содержанием алкоголя (4-5%) — так можно описать, к примеру, положивший начало моде White Claw Hard Seltzer.
Хард-зельцер Salden’S по внешним и вкусовым параметрам как раз тяготеет к классическому варианту. Отличия касаются самого процесса производства.
«Мы варим обычный лагер, пропускаем его через фильтр, убирая все, что в нем есть — вкус, цвет, оставляя тело напитка, а после этого уже добавляем натуральные ароматизаторы» — объяснил свою методику Денис Сальников. При этом владелец Salden’S подчеркнул, что на выходе получается совсем иной напиток, поэтому приравнивать его к пиву нет смысла.
Линейка Troobadoo насчитывает 11 сортов, каждый из которых содержит огромную порцию натурального фруктового пюре, а также отвечает всем ЗОЖ-стандартам стиля — в составе нет ни глютена, ни лактозы. Рейтинги продукции в Untappd настолько высокие, что, как ни парадоксально, в мировом рейтинге пивоварен Troobadoo занимает второе место.
Сегодня смузи-зельцеры представлены и на российском рынке — осенью Brew Fiction презентовали два сорта Yes! This is Seltzer: с добавлением пюре банана и сока голубики, а также с кокосовой стружкой и соком ананаса.
«Мы решили сразу сконцентрироваться на том, что популярно и в Штатах, и у нас — смузи-теме. Оригинальные хард-зельцеры, наверное, не были бы так хорошо восприняты в России, в отличии от смузи-зельцеров» — прокомментировал свое решение Андрей Матвеев.
Направление смузи-зельцеров только набирает обороты, и в России американские образцы не представлены, поэтому ориентиров, с которыми можно было бы сверяться при создании своих сортов, у Brew Fiction не было. Но, несмотря на это, главный пивовар отметил, что особых сложностей в процессе производства не возникло.
Таким образом, на небольшом российском рынке хард-зельцеров уже сейчас можно наблюдать заметное разнообразие сортов, и представители Bowl Cut Brewery видят в этом потенциал для дальнейшего развития.
«На наш взгляд у всех получились достаточно разные по исполнению напитки, зачастую радикально отличающиеся друг от друга и нашего понимания стиля. Это вносит некоторую путаницу, но, тем не менее, продвигает стиль».
Список российских производителей медленно, но верно пополняется — помимо Bowl Cut Brewery, Brew Fiction и Salden’S собственную линейку выпустила питерская пивоварня AF Brew. Также в московском баре Share House по особым случаям можно встретить на кранах зельцер пивоварни Cosmic City из Королева. Уже стоит говорить о том, что отдельная полка с хард-зельцерами в холодильнике в вашем любимом крафтовом баре или боттлшопе — вопрос скорее всего не столь уж отдаленного будущего.
«В России потребителям все еще приходится объяснять, что такое хард-зельцер, что это не просто, условно, привычный с девяностых формат “коктейль с составом спирт+вода+химические ароматизаторы”. Кроме того, в США бум хард-зельцеров произошел в том числе и из-за медийного внимания в соцсетях: популярный ролик американского блогера сделал такую рекламу продукту, которая не снилась ни одной новой условной газировке или крафту, без этого органический рост был бы гораздо медленнее. До России этот тренд только дошел, и он пока в стадии зарождения, продвигают его только энтузиасты» — cчитает Денис Сальников.
По мнению владельца Saldens’S, популярность хард-зельцера в России может быть обеспечена как «сарафанным радио», если напиток найдет отклик у большого количества потребителей, так и появлением на рынке продукции крупных производителей, которая будет массово представлена на прилавках.
Несмотря на наличие очевидных проблем, производители отмечают и позитивные стороны. Андрей Матвеев считает, что благоприятный фактор для роста популярности зельцеров в России — набирающая обороты мода на здоровый образ жизни.
«Я думаю что стиль будет очень активно развиваться. Особенно в теплые периоды года. Это очень легкий и вкусный продукт, при этом низкокалорийный и без содержания глютена».
Представители Bowl Cut Brewery считают, что для развития стиля в России потребуется много времени и ресурсов, но направление безусловно является перспективным и сами пивовары уже разрабатывают новые рецепты своих сортов.
«Безусловно, это не тот стиль, который будет возглавлять топы рейтингов в России в ближайшее время. Это отдельный сегмент. И профиль потребителя этого продукта отличается, от того, который мы привыкли видеть в крафтовом пиве».