Что такое чтп в лагере
Чередования творческих поручений
Чередования творческих поручений
Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
ЧТП (Чередования творческих поручений)
Поручения должны быть постоянными, в течение смены, но если кто-то из них не срабатывает, его стоит заменить. Меняются поручения по кругу через день или каждый день, на ваше усмотрение.
Группы через 2-3 дня меняют в результате свое назначение, т. е. завтра вы УЮт, послезавтра ЧП. Для того, чтобы все работало можно, например, соорудить барабан ЧТП, повернув который, группы меняют название. Так каждое дитё может посмотреть, кем ему сегодня быть 🙂 Это дает возможность ребенку попробовать себя в разные роли, проделать разную работу и определиться, где ему уютнее всего, где он может проявить себя.
Предлагаем вам следующие поручения для ЧТП:
Группа «Хозяева». Эта группа в течение дня следят за чистотой в корпусе и вокруг него, приносит питьевую воду, разливает суп на обеде, принимает гостей если таковые есть.
Группа «Уют». За период своей работы группа «Уют» должна внести какой-либо свой вклад в оформление отрядного места, сделать ее чуть-чуть уютнее, домашнее, красивее.
Группа «Мастер». Это ребята должны пополнить отрядный запас сувениров, которыми вы награждаете ребят входе отрядных дел. Пусть это будут 3-4 поделки, но они должны быть хорошо сделаны.
Группа «Летопись». Чтобы о смене осталось долгаяпамять, можно вести летопись отряда. Группа, которая сегодня выполняет это поручение, должна описать вчерашний день, красочно оформить страничку летописи.
ЧТП и оформление отрядного места
1. Организовать отряд.
2. Быстрее сдружить ребят.
3. Разнообразить ежедневную отрядную жизнь.
Выявление лидеров. Лучше, если процесс выявления лидеров будет проходить в игровой форме. Например: в процессе игр на выявление лидеров; проведение в отряде мини-выборов с выдвижением кандидатов, самопрезентацией кандидатов, агитацией, выборами и пр.; с помощью социометрии.
Деление отряда на постоянные группы.
1. Будет удобнее, если в группе будет 5-8 человек.
2. Вы называете пятерых капитанов (лидеров).
3. Капитаны встают в ряд и по очереди набирают себе команду. Лучше, если не один капитан будет набирать команду, а первый, избранный капитаном, – второго, второй, выбранный первым из группы, – третьего и т.д. В этом случае вы учтете желание детей быть вместе, и группы, скорей всего, получатся равноценными.
4. Процесс деления на группы можно облечь в игровую форму, например: выбранных лидеров вы объявляете управдомами, капитанами и т.п., и тогда управдом набирает жильцов, капитан – корабельную команду.
Проведение КТД для групп. Лучше, если КТД будет связано с созданием (оформлением на листе ватмана) дома, корабля, самолета и пр., с названием, а также фотографиями (портретами-рисунками) жильцов, команды, экипажа соответственно.
Объявление цели создания групп: совместная работа в течение смены.
Объявление условия работы группы: что в этом составе группа будет работать всю смену.
Объявление хода работы: смена видов деятельности, то есть через два дня – новое творческое поручение для группы.
Объявление правил работы группы: в группе действуют «4 сами»: сами придумываем; сами готовим; сами проводим; сами анализируем.
Объявление обязанностей командира: он отвечает за выполнение поручения. Иногда, по прошествии некоторого времени и по определённым причинам командира переизбирают, но, если в группе установились нормальные рабочие взаимоотношения, командира лучше не переизбирать. Смену командира лучше проводить следующим образом – или он сам передает права и обязанности своему приемнику, или группа совещается и сама выбирает нового.
Объявление о подведении итогов работы группы: на сборе отряда для анализа итогов работы группы. Вожатому нужно:
1. Отметить каждую группу: самая веселая, самая творческая и т.д.
2. Поощрить каждого командира.
3. Дать групповую оценку работы командиров.
4. С командирами проработать следующие вопросы: что хотели (цели); что получилось (итоги «+»); что не получилось (итоги «-»); что изменить; что сделано (результаты деятельности); что надо сделать; эмоциональное состояние группы; проблемы (если есть).
5. С группой проработать вопросы: что значили эти дни для группы; что (не-) получилось и почему; предложения; оценка состояния группы.
Что может сделать
Оформительская
Оформить отрядное место; помочь в оформлении отрядных игр, грамот; оформить меню и «аппетитники» в столовой и т.п.
Подготовить сюрпризки для ребят из отряда (если у кого-то в отряде день рождения или за победу в спорте и т.п.); сюрпризки для других отрядов.
Подготовить и провести в отряде игру; тест-минутку; разучить с отрядом песню и т.п.
Провести соц. опрос в отряде; вести (собрать материал и оформить) страничку летописи отряда; осветить дела, проходящие в дружине и в отряде и т.п.
Дежурная
Проверить чистоту в палатах; навести порядок на отрядном месте; помочь в сервировке столов в столовой; провести зарядку и т.п.
Для успешной работы по системе ЧТП надо:
• планировать время для работы групп по ЧТП;
• регулярно подводить итоги работы;
• поощрять успехи командиров и групп;
• не пускать систему работы по ЧТП на самотек;
• помогать советом, примером, но не выполнять работу за группу;
• не навязывать свои идеи, но следить за соблюдением правил – «только светлое, доброе, вечное».
• попробовать свои силы в разных видах деятельности;
• попробовать себя в роли лидера;
• получить навыки общения в группе;
• получить навыки совместной работы;
• принять активное участие в отрядной и межотрядной жизни.
• в результате взаимодействием ребят друг с другом в ходе выполнения заданий выявить как лидеров, так и аутсайдеров.
• организовать самостоятельную работу детей по различным видам деятельности.
ОФОРМЛЕНИЕ ОТРЯДНОГО МЕСТА
• Отрядное место должно быть «говорящим», то есть содержание должно меняться.
• Отрядное место должно отражать различные стороны жизни отряда: самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы.
• В оформлении должны принимать участие дети, даже если они первый раз в жизни берут в руки кисть.
Оформление отрядного места можно разделить на три периода: оргпериод, основной и заключительный.
Оргпериод: это наш лагерь (краткие сведения); поздравление с приездом; законы и традиции, легенды, адрес лагеря; как вариант: «сюрпризки» ребят прошлой смены; песни; план на день.
Основной период: отражается ежедневная деятельность отряда; соревнования; жизнь отряда; подготовка к отрядным, дружинным делам, праздникам; участие в творческих конкурсах, смотрах; подготовка к дежурству и дежурство; поощрение детей.
Заключительный период: «заборинки» (с зачитыванием легенды); лист с рубрикой «А напоследок я скажу…» или «Прощальный автограф», где дети пишут на прощание пожелания лагерю.
Что должно быть на отрядном месте красочно оформлено:
• название, девиз, эмблема вашего отряда;
• основная идея, тематика смены (так или иначе должны отражаться во всем);
• итоги санообхода и его условные обозначения (или экран чистоты);
• песни, которые мы поем;
• стена гласности, столб гласности, стена плача или т.п.;
• план на смену (в творческой форме);
• день, число, месяц, кто дежком;
• ЧТП (если ваш отряд поделен на эти группы);
• метод незаконченных предложений;
• стенгазета, летопись смены или отряда и т.п.;
• фотографии детей и вожатых («семейный уголок»);
• награждения (дипломы, грамоты отряда, детей, вожатых).
Пример. Многие дети с удовольствием включаются в творческую игру, несущую в себе идею всей смены. Например, на смене «Петербургская регата», мы разделили свой отряд по экипажам (экипажи сформировали по тем комнатам, в которых жили дети, просто объединив 2-3 комнаты в один экипаж). Этими же экипажами рассадили детей в столовой. А затем, раздав каждому ребенку белый кораблик (как дети делают из бумаги, только плоский), предложили каждому написать на нем свое имя и разрисовать так, как ему хочется. На стенде мы выложили аппликацией названия экипажей, вокруг которых расположили детские кораблики. От них к центру стенда натянули ниточки. В центре красовались название «Флагман» и эмблема всего отряда. Это стало своеобразным экраном соревнований в течение всей смены.
Вожатые вместе с командирами групп разработали систему соревнования, награждения в конце каждого дня и условные обозначения. Например, в течение данной смены экипажи зарабатывали «флажки», которые вывешивали вокруг своих эскадр. Естественно разного цвета. Как можно было заработать эти флажки экипажу? За творчество (номера, выступления, оформление и т.п.), за труд, за интеллект, за чистоту комнат, за спорт, за соблюдение законов, за дежурство, за чистый зеркалятский стол, «лидер», «на тебе держался отряд» (или вожатый), «сердце отряда» и т.п.
Экран настроения выглядел так. Дети взяли три листа А-4 и на каждом нарисовали парусник. Только погодные условия вокруг каждого были разные. Вокруг одного светило яркое улыбающееся солнышко; вокруг другого начинали набегать тучки, волны становились чуть больше; вокруг третьего царил настоящая буря с ливнем, молнией, грозой. Каждый ребенок в конце вечернего огонька брал из коробочки заранее вырезанную «чайку» и приклеивал в «небо» того парусника, какое у него было в течение дня настроение.
Темы, которые могут стать ключевыми на отрядном месте: «Разрешите представиться», «Знакомьтесь, это мы», «Поздравьте меня», «Бестолковый словарь», «Хочу сказать» или «Мои идеи», «Сегодня утром, вечером, ночью. », «Ответы на незаданные вопросы», «Почтовый ящик», «Наши любимые песни», «Экран настроения».
Возможные названия рубрик для отрядного уголка:
• план на смену (план-сетка, «Дрова для костра» – наши дела, «Еще не вечер», «Ни дня без прикола», «Веселыми тропинками лета», «Наша стратегия», «Завтречко» и т.д. );
• « Сегодня» («Сегодня у нашего костра», «Скучен день до вечера», «Коли делать нечего», «А у нас сегодня. », « New Da », «Сегоднячко»);
• «Поздравляем» («Гип-гип ура. », «Маэстро, музыка!», «Целуем в щечку»);
• «Спорт» («От старта до финиша», «Точно в кольцо», «Наша стометровка», «Назло рекордам», «Физподготовка»);
• список отряда («Знакомьтесь, это мы», «Ба, знакомые все лица»);
• «За бугром» («В других отрядах», «А в это время у соседей»);
• «Наша песня» («А мы поем. », «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер», «Песни птицами летят», «Песня не прощается с тобой»);
• «Наш адрес» («Где нас найти», «Приезжайте в гости к нам», «Приезжайте к нам еще, мы вас очень-очень ждем»);
• «Наши достижения» («Страна должна знать своих героев», «Наши взлеты», «Лестница в небо»);
• «Всякая всячина» («А вы знаете, что…», «Всяко – разно. »);
• «Очень Важная Информация» («Новости», «Скоро в отряде»);
• «А вы слышали, что. » («О том что. »);
• Книга жалоб и предложений («Озеро доверия», «Отрядная почта»);
• «Киношка» («Сегодня на экране вы увидите, что никогда не видели…»);
• «Законы отряда». («Это должен каждый знать обязательно на «пять»»).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Чередование традиционных творческих поручений
Технология развития личности.
«Чередование творческих поручений” (ЧТП) в системе формирования социально-активной, творческой личности.
Выступление на МО учителей начальных классов
Учитель МАОУ лицея № 5
Технология развития личности. Воспитательный проект «Чередование творческих поручений” (ЧТП) в системе формирования социально-активной, творческой личности.
«Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой, коммуникативной, мобильной, социально-активной личности. Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, одним из которых является развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Следовательно, строить педагогический процесс, важно так, чтобы педагог выступал, как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у детей складывается впечатление, что инициаторами деятельности являются они сами. Как указывал Л. С. Выготский, «учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником”.
Известно, что для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди – мать, отец, учитель и… сверстник. Поэтому детский коллектив организуется взрослым как инструмент воспитания уже в младшем школьном возрасте. Важную роль играет характер взаимоотношений между детьми, которые складываются в изменяющейся системе постоянных и временных объединений. Это проводит всех детей через роль руководителей и исполнителей, учит организовывать товарищей и подчиняться товарищу, учит взаимопомощи и взаимоответственности, развивает у обучающихся регулятивные, коммуникативные и личностные умения.
Метод создания малых групп в рамках классного коллектива, которым поручается выполнение кратковременных дел, позволяет наилучшим образом реализовать поставленные задачи. Ребенок в этой малочисленной группе постоянно находится под воздействием мнения товарищей, ему сложнее уклониться от принятых норм поведения. Кроме того, детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим количеством сверстников. Лишь в этом случае каждый ребенок может определить для себя такое положение, при котором реализуются все его дарования, и он сможет достичь определенных личностных результатов.
Для реализации данных задач можно использовать методику ЧТП ( чередование творческих поручений ).
Конечно, не у каждого ребенка все получается, и не все получается хорошо, но поддержка товарищей, одобрение или неодобрение их и учителя стимулирует его деятельность. Необходимо использовать поощрения и небольшие призы детям той группы, которые успешно трудились всю неделю. Внутри группы задания для себя придумывают дети. Они составляют для себя список дел на неделю: позаниматься с ребенком, которому плохо дается учеба, проверить выполнение домашнего задания до урока у тех детей, которые часто забывают его приготовить, проконтролировать выучена ли таблица умножения и др.
В пятницу на классном часе отводится время для критериального самоанализа деятельности ребят. Они обсуждают, что из запланированного получилось, что не удалось, каковы причины неудачи, намечают новый план работы на неделю, дают советы по выполнению дел другим экипажам.
Такая форма работы, хоть и требует от педагога больших затрат сил, времени и фантазии, дает положительную динамику в формировании личностных умений обучающихся, Дети в таком классе доброжелательные, активные, творческие и дружные. Они легче объединяются в группы, на переменах меньше шалят и нарушают дисциплину. Они сами начинают придумывать сценарии для постановок, сами их разыгрывают на уроках чтения, внеклассных мероприятиях, классных часах и даже на переменах, готовят мини концерты. Среди них находятся режиссеры, ведущие и актеры. Такие дети быстрее решают проблемные ситуации без привлечения взрослых, они самостоятельны, мобильны, коммуникативны. Формируется коллектив единомышленников, где каждый ребенок находит свою социальную нишу.
ЧЕРЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПОРУЧЕНИЙ (ЧТП)
Один из приемов коллективной организации жизни. Представляет собой соединение (серию) нескольких постоянных дел, которые выполняются по очереди каждым первичным (микро) коллективом для общего коллектива и для окружающих людей.
Такие творческие (постоянные) поручения могут выполняться в классном коллективе октябрятскими звездочками, пионерскими звеньями, бригадами старшеклассников, в школьном коллективе классами, в лагере отрядами, в походе командами и т. д.
Общий сбор коллектива (а в большой школе — слет делегатов классных коллективов) решает, какие дела-поручения станут постоянными и на какой срок — например, на полгода или на год (при этом количество таких дел должно совпадать с количеством первичных или микроколлективов, которые будут выполнять эти дела), когда будет происходить чередование, обмен постоянными делами-поручениями между первичными (микро) коллективами — например, каждую неделю или раз в две недели (а в лагере или в походе, может быть, каждые два или три дня), в каком порядке будут обмениваться первичные (микро) коллективы этими делами-поручениями — например, по заранее составленному графику-календарю или каждый раз по жребию.
Примеры дел-поручений, выполняемых по очереди первичными (микро) коллективами:
дежурные («вахтенные», «хозяева класса» и т. п.) — повседневная забота о чести коллектива, о соблюдении его обычаев, о выполнении общих дел, записанных в плане, и постоянных поручений остальными первичными (микро) коллективами, а также, возможно, подготовка сюрпризов для своего коллектива (подарки именинникам — рисунки, стихи, самоделки, наглядные пособия, новые материалы в классный уголок и т. п.); дежурные могут выпускать газету-«молнию»;
санитары, или «айболиты»,— забота о выполнении правил гигиены, выпуск своего бюллетеня, санитарной странички в устном журнале или «живой газете»;
библиотекари, или «друзья книги», — работа с классной библиотечкой, помощь школьной библиотеке и т. п.;
цветоводы, или «друзья природы», — забота о цветах, растениях в классе, в школе; охрана зеленых насаждений и т. д.;
физорги — проведение физкультминуток на уроках, зарядки (например, в лагере, в походе), коротких спортивных игр-состязаний и т. д.;
«затейники» — обучение товарищей по классу новым играм-«молниям», проведение таких игр на переменах, после уроков;
«смекалистые», или «мудрейшие», — проведение в своем классе (и в младших классах) короткой викторины (письменной или устной) с загадками, занимательными задачками и т. п.;
«артисты» — подготовка небольшого концерта и выступление с ним (например, в конце недели или двух недель) перед товарищами по классу, перед младшими ребятами и т. д.;
«журналисты» — выпуск очередного номера устного журнала;
«газетчики» — выпуск очередного номера «живой», световой или стенной газеты;
«тимуры» — забота о малышах в подшефном детском саду или на детской площадке и т. п.
Чередование творческих поручений дает возможность:
строить жизнь коллектива как постоянную одновременную заботу о нем и друг о друге всех первичных или микроколлективов (не конкуренция, не соперничество, а взаимная забота взаимное обогащение опытом);
сплачивать коллектив в практический делах, в совместном решении жизненно важных задач (успешное выполнение традиционных дел-поручений невозможно без участия каждого, без взаимной поддержки, без укрепления дружбы);
сделать каждого члена коллектива (вместе со своими товарищами!) участником разнообразных дел на пользу и радость своим друзьям и окружающим людям, участником коллективной организации жизни (чередующиеся дела-поручения не становятся в тягость, не надоедают, но, периодически повторяясь, обогащают всех и каждого необходимым практическим, организаторским, нравственным опытом);
научить каждого (вместе с товарищами по микроколлективу) вникать в опыт других, использовать все хорошее (превращать в традиции!), избегать их ошибок, вносить свое, новое, лучшее и в содержание, и в организацию дел;
сдружить младших и старших, детей и родителей (педагоги, родители, вожатые, помогая своим микроколлективам — открыто и по секрету! — как можно лучше выполнять очередные поручения, вместе с ребятами заботятся о большом коллективе, об окружающих людях, решают жизненно важные задачи и тем самым используют богатейшие воспитательные возможности ЧТП).
Советы организаторам.
Ни в коем случае не разжигайте соперничества между микроколлективами! Старайтесь подмечать, поддерживать ростки настоящей дружбы, взаимопомощи, настойчивости в осуществлении задуманного. Оценивайте выполнение поручений как бескорыстную заботу о товарищах, как радостные сюрпризы для всего коллектива, для окружающих людей.
Всячески поощряйте общение, сотрудничество ребят вне школы, особенно во время сборов в гостях у старших друзей, родителей.
Высоко оценивайте и развивайте взаимопомощь первичных (микро) коллективов при выполнении дел-поручений, например участие ребят из других микроколлективов в концерте, подготовленном и организованном звездочкой (звеном) «артистов».
Периодически устраивайте обсуждение всем коллективом опыта выполнения постоянных дел-поручений (например, на общем сборе-«огоньке» раз в месяц). Сравнение, анализ, оценка собственного опыта — отличный учитель!
ЭСТАФЕТА ДРУЖБЫ
Игра на местности, проводимая с целью сплочения коллектива в увлекательном творческом деле.
Участники игры делятся на 3–4 команды (в качестве команд могут выступать первичные коллективы или их объединения, например пионерское звено со своей подшефной звездочкой).
Каждая команда получает от ведущего задание: пройти по такому-то азимуту (или по дорожным знакам) такое-то расстояние, найти в конце маршрута своего старшего друга и вместе с ним подготовить сюрприз для своего коллектива.
В задании указывается, каким должен быть характер сюрприза. Каждая команда готовит часть общего творческого дела: страницу «живой газеты» или устного журнала, экспонаты на выставку «Природа и фантазия» (с объяснениями экскурсовода), куплет для коллективной песни (на определенный мотив) и т. п.
Одна за другой собираются в условленном месте все команды. Под руководством ведущего они по очереди выступают перед товарищами, передавая друг другу эстафету дружбы.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Предлагаем вам следующие поручения по ЧТП
Группа “Хозяева”. Эта группа в течение дня следит за чистотой в корпусе и вокруг него, приносит питьевую воду, разливает суп на обеде, принимает гостей, если таковые есть.
Группа “Уют”. За период своей работы группа “Уют” должна внести какой-либо вклад в оформление отрядного места, сделать его чуть-чуть уютнее, домашнее, красивее.
Группа “Мастер”. Эта группа должна пополнить отрядный запас сувениров, которыми вы награждаете ребят в ходе отрядных дел. Пусть это будут 3-4 поделки, но они должны быть хорошо сделаны.
Группа “Летопись”. Чтобы о смене осталась долгая память, можно вести летопись отряда. Группа, которая сегодня выполняет это поручение, должна описать вчерашний день, красочно оформить страничку летописи.
Дети в лагере. Возрастные особенности.
Лагерь, как мы уже говорили – это совершенно иной мир – мир, где средний возраст жителей гораздо меньше 18 и самая большая разница в возрасте едва ли достигает 10 лет, но у каждого возраста есть свои особенности, которые надо знать и учитывать в своей работе. Существуют также игры, которые ориентированы на тот или иной возраст. Это совершенно оправдано с одной стороны, но с другой стороны стоит иметь в виду, что любую даже самую взрослую игру можно адаптировать для маленьких. А детские игры для самых маленьких проходят на взрослых на ура без всяких изменений.
Маленькие дети (4-8 лет)
Дети такие же, как мы, только немного другие.
Очень важно в работе и общении с детьми – это быть искренним. Ребенок моментально чувствует фальшь и наигранность. Ну и конечно, детей необходимо любить, иначе зачем вообще работать в лагере. Сами замучаетесь, и детей замучаете.
А теперь наши конкретные советы и пожелания.
То, что маленькие дети гиперактивны, вы, наверное, знаете и без нас, кроме этого они еще и чрезвычайно изменчивы. Ребенок 6-8 лет не может долго заниматься каким-то одним делом, ему нужно переключаться. Старайтесь поэтому чередовать спокойные и подвижные игры. Если у вас запланировано большое действо часа на три, важно, чтобы оно было наполнено как можно более разнообразными игрушками.
Маленькие дети очень восприимчивы и им трудно, в отличие, скажем, от подростков противостоять мнению взрослого. Именно поэтому, худший вариант – это заставлять ребенка делать что-либо (а вам нравиться, когда вас заставляют. то-то!). Нам ближе другой метод, который называют недирективным. Его можно представить в три этапа:
Не нужно пугаться терминов, потому что на самом деле все просто. Принятие означает то, что для вожатого важно понять внутреннее состояние ребенка. Узнать: как он себя чувствует? какое у него настроение? хочет ли он играть, и если да, то во что? и т.д. Подстройка значит лишь то, что мероприятие должно проводится, учитывая потребности ребенка в настоящий момент. А термин ведениепоясним на примере. Предположим, вам кровь из носу нужно подготовить отрядный вечер, а из детей фонтаном бьет энергия. В таком случае разумно для начала провести какую-нибудь игру, дающую возможность излишек этой энергии сбросить, например Ипподром. А затем плавно перейти к основному мероприятию. Т.е. пытайтесь проводить что-то не НАД детьми, а ВМЕСТЕ с ними.
Дети обожают всевозможные тайны, и один из способов привлечь их внимание, это сказать что-то вроде: «Ребята, я вам открою одну тайну, но никто кроме нас ее знать не должен».
Детям доставляют удовольствие игры, где чередуются тишина и шум. Игры, где можно кричать и визжать, обычно проходят на ура.
Из всего набора игр, который может знать вожатый, особую ценность представляют развивающие игры. Для маленьких детей это различные игры и конкурсы, где они могут задействовать все органы чувств, например игра «Похрустим», когда ребенку завязывают глаза и дают по звуку угадать, что именно сейчас едят другие участники: яблоко, чипсы или капусту.
Игра пройдет веселее, если она связана с мелодией и повторяющимся текстом. Вообще почаще проводите любые игры, в которых сочетается движение, мелодия и ритм.
Очень хорошо, если в отряде есть некий талисман, им может быть любое выдуманное существо, или какая-нибудь игрушка, лучше мягкая. С ее помощью вожатый может решить множество проблем: начиная от того, как уложить ребенка спать, и кончая тем, как отвлечь его от тоски по родителям.
Игры, в которые можно играть с маленькими детьми очень много. Мы привели лишь несколько самых, на наш взгляд, характерных. Эти игры хороши тем, что в них можно играть с участниками разного возраста. Вообще почти любую игру можно приспособить для проведения с детьми любого возраста, нужно лишь иметь немного желания и каплю воображения. В некоторых играх необходимым фактором являются материалы, а бывает и наоборот, имея под рукой какой-нибудь предмет, вы можете придумать много новых игр. Если у вас под рукой будут, например, воздушные шарики, то чем занять маленьких детей, вы найдете всегда.
Игры для маленьких
Ипподром
Цель: разгрузка, выход энергии, «покричать».
Количество участников: от 10 и более.
Место проведения: любое.
Участники либо стоят, либо сидят в кругу.
Ведущий: “Покажите мне ваши руки и ваши коленки. У всех есть две коленки? Тогда вперед! Будем сейчас участвовать в скачках на ипподроме. Повторяйте за мной».
Финишная прямая (очень быстро). Ура!»
Колобок
Цель: разгрузка, выход энергии, «покричать».
Количество участников: от 10 и более.
Место проведения: любое.
(Можно рассказать для разнообразия сказку “Репка”, “Теремок”)
Все на колбасу!
Цель: разгрузка, выход энергии, «покричать» (хорошо проводить ее в ожидании входа в столовую).
Количество участников: от 8 до 20.
Место проведения: любое (лучше на улице, на траве).
Играющие разбиваются на две команды и встают друг напротив друга. Все получают номера. (Например, в каждой команде 5 человек, значит, есть два первых номера, два вторых и т.д.). Команды расходятся на пять шагов. Посередине вожатый кладет какой-нибудь предмет (это «колбаса»).
Как только члены команд слышат свой номер, они должны броситься вперед и схватить колбасу.
«На колбасу. вторые!» Та команда, которая оказалась быстрее, получает очко.
Блохи
Цель: развитие внимания и быстроты реакции.
Количество участников: от 10 и более.
Место проведения: любое.
Все встают (или садятся) в круг. Ведущий показывает два одинаковых предмета. Их нужно быстро передавать по кругу. Тот, у кого их окажется сразу два, вылетает.
Если участников больше 20 можно пустить трех блох.
Ролевая игра: “Театр”
Цель: развитие внимания и быстроты реакции, разгрузка.
Количество участников: от 6 до 20.
Место проведения: любое.
В начале игры происходит распределение ролей. Называем и распределяем роли (занавес, король, королева, фрейлина, собачка фрейлины и т.п.) Ведущий говорит: “Сейчас мы с вами ставим спектакль. Для того чтобы спектакль получился хорошим его нужно обязательно отрепетировать. Занавес пошел (вжик-вжик “занавес” пробегает по сцене в обе стороны). Нет, не так! Еще раз!”
“Ну, теперь нормально. Король пошел”.
“Да нет, не так. Все снова”. И т.п. Таким образом, ведущий изображает из себя очень придирчивого режиссера, который все заставляет делать заново. Можно повторять, меняя жанр.
Ролевая игра: “Дом”
Цель: развитие внимания и быстроты реакции, разгрузка.
Количество участников: от 6 до 20.
Место проведения: любое.
Ведущий: «Давайте построим дом! У дома есть крыша, так? Кто хочет быть крышей? Кто хочет быть стенами (2 человека)?
В доме есть окошко, не так ли? Кто хочет быть окошком? А у окошка все время сидит пушистая кошка. Кто будет кошкой?
На окне одиноко стоит большой кактус. Кто будет кактусом?
Сидит кошка и видит, что вдруг начался дождик. Кто у нас дождик?
Ролей должно хватить на всех или почти на всех.
Игра создает веселое, но не очень взвинченное настроение, а также является индикатором ситуации в группе – люди чаще всего выбирают роль созвучную их внутреннему состоянию (следовательно, роли должны быть разнотипными, чтобы каждый нашел себе подходящую).
Для этого возраста характерны внутренняя уравновешенность, жизнерадостность, стремление к активной деятельности. В этом возрасте дети легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми.
Они очень восприимчивы ко всяческим ритуалам, их увлекает совместная деятельность. Но им обязательно нужен успех, поощрение, при неудачах они теряют интерес к деятельности.
Для этого возраста самыми подходящими будут ролевые игры, соревнования.
Где-то в возрасте 12-13 лет ребенок становится подростком, и это очень много значит для него самого и для окружающих его людей. В результате всех физиологических и эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он становится более чувствительным и застенчивым. Он расстраивается из-за малейшего дефекта, преувеличивая его значение (девочка с веснушками может думать, что они ее уродуют). Небольшая особенность строения его тела или функционирования организма сразу же убеждает мальчика, что он не такой, как все, что он хуже других. Подросток так быстро меняется, что ему трудно разобраться, что он собой представляет. Его движения становятся угловатыми, потому что он еще не может управлять своим новым телом так легко, как раньше; аналогично вначале ему трудно управлять и своими новыми чувствами. Подросток легко обижается на замечания. В какие-то моменты он чувствует себя взрослым, умудренным жизненным опытом и хочет, чтобы окружающие относились к нему соответственно. Но в следующую минуту он чувствует себя ребенком и ощущает необходимость в защите и материнской ласке.
На доброе слово и предложение помочь, подросток частенько ответит показной грубостью и холодностью, но долго будут вспоминать, как именно его похвалили как самого ответственного в отряде и именно ему сказали, что он может стать хорошим спортсменом в будущем.
Мальчики и особенно девочки влюбляются в разных людей, чаще всего литературных и киногероев, причем совсем не обязательно противоположного пола. Например, мальчик может восхищаться своим учителем, девочка может без ума влюбиться в свою учительницу или литературную героиню. Это происходит потому, что в течение многих лет девочки и мальчики придерживались общества представителей своего пола, а представителей противоположного пола считали своими естественными врагами. Этот барьер преодолевается медленно. Когда подросток впервые осмеливается допустить нежные мысли о существе противоположного пола, то им обычно оказывается кинозвезда. Спустя некоторое время мальчики и девочки, общающиеся вместе, начинают мечтать друг о друге, но даже тогда пройдет еще много времени, прежде чем самые застенчивые найдут в себе смелость выразить свою приязнь в лицо.
Вы можете помочь ребятам открыто выразить свою приязнь с помощью игры. Прекрасный способ – провести в конце смены грандиозное шоу «Любовь с первого взгляда».
Другой особенностью этого возраста является формирование собственной точки зрения. У человека в таком возрасте обо всем есть свое мнение. Он стремится определить свое место в коллективе, и очень переживает о том, что о нем думают другие.
Для подростков характерно объединение в неформальные группы.
Игры на знакомство
Снежный ком
Цель: развитие внимания, знакомство.
Количество участников: от 10 до 40.
Место проведения: любое, но участники должны сидеть все вместе в кругу.
Вожатый объясняет правила: «Друзья, сейчас мы попробуем познакомиться со всеми вместе. Для этого нужно быть очень внимательными. Правила нашей игры такие: первый человек называет свое имя. Его сосед называет имя первого и свое. Сосед соседа называет имя первого, второго и свое. И так далее».
3 чел. Петя, Вася, Лена;
Желательно чтобы вожатый оказался последним и правильно без ошибок назвал все имена ребят (завоевание расположения группы).
Варианты этой игры:
1. назвать свое имя и сделать какое-нибудь движение;
2. имя + слово, с которым ты ассоциируешься;
3. имя + слово, предмет, который тебе нравится на ту же букву.
Часы
Цель: развитие коммуникативных навыков, знакомство.
Количество участников: от 24 до 30.
Место проведения: в просторном помещении.
Материалы: листы бумаги с изображением больших часов на каждого члена группы, ручки, 14 тем разговора, заготовленных заранее.
Ведущий раздает каждому участнику часы. Дается несколько минут, чтобы все назначили друг другу встречи на определенное время и записали имя своего товарища напротив определенного времени. Нельзя встречаться с одним человеком 2 раза.
Все показывают часы с заполненными делениями.
Вожатый объявляет: «Сейчас час дня и в час дня мы говорим о том, какую музыку мы любим. У вас есть 3 минуты». Ребята находят человека, с которым у них назначена встреча на час и болтают с ним о музыке.
«А теперь 2 часа. И мы говорим о том, как вчера мы собирались в лагерь и что нам сказали родные на прощанье», и т.д.
Расскажи про своего соседа
Время: 60 мин (зависит от числа участников).
Количество участников: от 10 до 30.
Место проведения: в просторном помещении.
Ребята сидят в кругу. Вожатый предлагает им внимательно посмотреть на своего соседа справа и попробовать догадаться, какой он в жизни (или каким был в 5 лет, каким станет, когда ему будет 30 лет). Потом каждый рассказывает.