Что такое чин прощения

Прощеное воскресенье: как проходит Чин Прощения

Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом.

В этот день все православные просят друг у друга прощения — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни и с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Христова.

В этот день последний раз употребляется скоромная пища.

Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером — это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжествено и радостно: начинается весна постная, весна духовная!

Вечерня начинается по-обычному. На «Господи воззвах» поются стихиры:

Творение господина Иосифа. Стихиры, глас 2.
Подобен: Егда от Древа:

Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста и молитвами и слезами Господа спасающаго нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне.

Что такое чин прощения. Смотреть фото Что такое чин прощения. Смотреть картинку Что такое чин прощения. Картинка про Что такое чин прощения. Фото Что такое чин прощения

Себе отчаяваю, помышляя дела моя Господи, всякаго мучения достойная: се бо презрев честныя Твоя Спасе заповеди, блудно мое житие иждих. Темже молюся, тучами покаяния мя очистив, постом и молением яко един милостивый просвети, и не гнушайся мене Благодетелю всех, и Преблагий.

Ин господина Феодора, глас тойже.
Подобен: Паче ума даров:

Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующеся.

Таже в Минеи святому, подобны 3.

Вход с кадильницею: Свете тихий:

Прокимен глас 8:

Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю.

Стих: Спасение Твое Боже да приимет мя.

Стих: Да узрят нищии, и возвеселятся.

Стих: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

И паки высочайшим гласом: Не отврати лица Твоего:

На стиховне самогласен глас 4:

Стих: К Тебе возведох очи мои:

Таже стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас:

И мученичен: Прославляемый в памятех святых Твоих Христе Боже, от них умоляемь, низпосли нам велию милость.

Что такое чин прощения. Смотреть фото Что такое чин прощения. Смотреть картинку Что такое чин прощения. Картинка про Что такое чин прощения. Фото Что такое чин прощения

Слава, самогласен в Минеи, аще имать: И ныне, Богородичен по гласу Минеи. Аще ли не имать, Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже.
Подобен: Яко добля:

Что такое чин прощения. Смотреть фото Что такое чин прощения. Смотреть картинку Что такое чин прощения. Картинка про Что такое чин прощения. Фото Что такое чин прощенияАнгельстии чини Тя Богомати прославляют: Бога бо Всечистая родила еси, Отцу, и Духу соприсносущна, и ангельская воинства от не сущаго хотением поставивша. Егоже моли от тли спасти и просветити души православных, Тя воспевающих Всечистая.

Ныне отпущаеши: Трисвятое: поклоны три. Пресвятая Троице: Отче наш: И настоящия тропари, глас 4: Богородице Дево радуйся: И творим поклон един. Слава: Крестителю Христов: поклон един. И ныне: Молите о нас святии апостоли: поклон един. Таже, Под Твое благоутробие: без поклона. Господи помилуй, 40 кротким и тихим гласом. Слава, и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови отче. Священник: Сый благословен Христос Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Мы же: Аминь. И молитву: Небесный Царю:

И творим три поклоны великия, и глаголем молитву преподобнаго Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

После этого настоятель храма произносит проповедь, затем священники просят прощения у прихожан и друг друга. После этого все клирики выходят к амвону, а прихожане подходят, целую крест или икону, испрашивают прощения у клириков.

Источник

Прощёное воскресенье. Чин прощения

Мы вплот­ную при­бли­зи­лись к Ве­ли­ко­му по­сту. Хри­сто­ва Цер­ковь ста­вит нас пе­ред осмыс­ле­ни­ем Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы. От­не­стись к это­му мы долж­ны се­рьёз­но, вдум­чи­во, от­вет­ствен­но. Пост пред­ва­ря­ет­ся Про­щё­ным вос­кре­се­ньем, чтобы мы про­сти­ли ближ­ним все со­гре­ше­ния про­тив нас. Это усло­вие аб­со­лют­но необ­хо­ди­мо для стя­жа­ния чи­сто­ты серд­ца — за­да­чи, ко­то­рую мы бу­дем ре­шать в пе­ри­од про­хож­де­ния пост­ни­че­ско­го по­при­ща. Мож­но, ко­неч­но, упро­стить чин про­ще­ния и све­сти его к чи­стой тра­ди­ции, пе­ре­няв при этом, по­ло­жим, обы­чай от­цов-пу­стын­ни­ков, ко­то­рые на вре­мя Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы ухо­ди­ли из мо­на­сты­рей в Си­най­скую, Еги­пет­скую и дру­гие пу­сты­ни. Рас­ста­ва­ясь с оби­те­лью, они про­ща­лись друг с дру­гом и тут-то вза­им­но ис­пра­ши­ва­ли про­ще­ние. Это, ко­неч­но, убе­ди­тель­ный при­мер для под­ра­жа­ния, но ес­ли мы вос­при­мем его толь­ко как обы­чай, то прой­дём ми­мо ве­ро­учи­тель­ной зна­чи­мо­сти упо­мя­ну­то­го де­я­ния от­шель­ни­ков. Суть Бо­жи­его за­мыс­ла в во­про­се остав­ле­ния гре­хов вы­ра­же­на в сло­вах Спа­си­те­ля Хри­ста, по­ста­вив­ше­го Своё про­ще­ние в при­чин­ную за­ви­си­мость от на­ше­го про­ще­ния друг дру­га: Ибо ес­ли вы бу­де­те про­щать лю­дям со­гре­ше­ния их, то про­стит и вам Отец ваш Небес­ный, а ес­ли не бу­де­те про­щать лю­дям со­гре­ше­ния их, то и Отец ваш не про­стит вам со­гре­ше­ний ва­ших (Мф 6:14). Это вы­ра­же­но Спа­си­те­лем столь ка­те­го­рич­но, что апо­стол люб­ви Иоанн Бо­го­слов до­но­сит нам смысл этих Хри­сто­вых слов в та­ких вы­ра­же­ни­ях: Кто го­во­рит: “я люб­лю Бо­га”, а бра­та сво­е­го нена­ви­дит, тот лжец: ибо не лю­бя­щий бра­та сво­е­го, ко­то­ро­го ви­дит, как мо­жет любить Бога, Ко­то­ро­го не ви­дит? (1 Ин 4:20). Этот-то ра­ди­ка­лизм и по­став­лен Хри­стом Спа­си­те­лем как усло­вие про­ще­ния на­ших гре­хов, а зна­чит — на­ше­го при­бли­же­ния к Бо­гу. Обу­слов­ле­но это вот чем.

Сво­им во­пло­ще­ни­ем Хри­стос Спа­си­тель по­ста­вил Своё Бо­же­ство в осо­бую бли­зость с вос­при­ня­той Им че­ло­ве­че­ской при­ро­дой. А через че­ло­ве­че­ство Своё Он со­еди­нил Се­бя со всем че­ло­ве­че­ством. Он со­че­тал лю­дей в та­кое един­ство, что мог ска­зать: И кто при­мет од­но та­кое ди­тя во имя Мое, тот Ме­ня при­ни­ма­ет (Мф 18:5). В пол­ном со­от­вет­ствии с этим и к че­ло­ве­ку предъ­яв­ля­ют­ся Бо­жии тре­бо­ва­ния. Не про­сто­го по­ви­но­ве­ния от че­ло­ве­ка ожи­да­ет Бог; Бо­жии по­ве­ле­ния и ре­ак­цию на них тре­пе­щу­ще­го тво­ре­ния зна­ло и вет­хо­за­вет­ное че­ло­ве­че­ство. Нам же Хри­стос про­сти­ра­ет со Кре­ста Свои объ­я­тия и взы­ва­ет: Че­ло­ве­че, даж­дь­ми серд­це. И Бог ожи­да­ет от нас не про­сто воз­дер­жа­ния от гре­хов; Он ждёт от че­ло­ве­ка аб­со­лют­ной свя­то­сти: Будь­те свя­ты, по­то­му что Я свят (1 Пет 1:16). По­то­му мы ныне долж­ны бу­дем в чине про­ще­ния при­ми­рить­ся с ближ­ни­ми не тра­ди­ции ра­ди, — мы от все­го серд­ца про­стим все их со­гре­ше­ния, спол­на рас­кро­ем всем и каж­до­му своё серд­це. Этим мы рас­кро­ем его и Бо­гу сво­е­му.

Пе­ред та­кой ду­хо­нос­ной за­да­чей мы ныне по­став­ле­ны. По­се­му при­дём се­го­дня ве­че­ром во свя­той храм с пол­ной рас­кры­то­стью серд­ца, с го­тов­но­стью об­нять ближ­не­го. При­мем его, как Са­мо­го Гос­по­да, от­пу­стим спол­на и каж­до­му со­гре­ше­ния про­тив нас. То­гда и Хри­стос от­пу­стит нам со­гре­ше­ния на­ши и со­де­ла­ет нас жи­вы­ми чле­на­ми Церк­ви — Сво­е­го Цар­ства.

Чин про­ще­ния

До­ро­гие бра­тья и сёст­ры о Хри­сте. Мы со­бра­лись ныне в хра­ме для то­го, чтобы встать пе­ред Ли­цом Бо­га Жи­ва­го. Да осе­нит Он нас Сво­им бла­го­сло­ве­ни­ем, дабы рас­кры­лись серд­ца на­ши и ста­ли так про­стран­ны, чтобы вме­стил­ся в них небе­са­ми Невме­сти­мый Бог. Это Он да­ру­ет нам воз­мож­ность рас­крыть объ­я­тия и вы­ра­зить своё бла­го­во­ле­ние на­шим ближ­ним, ис­пра­ши­вая про­ще­ние у каж­до­го. Это, как мы зна­ем, непре­мен­ное усло­вие для очи­ще­ния на­ше­го серд­ца и для из­ме­не­ния ума. Цель на­шей жиз­ни — лю­бо­вью со­че­тать­ся со Хри­стом. Но нель­зя лю­бить Бо­га и при этом нена­ви­деть бра­та сво­е­го. Для то­го-то и да­ру­ет нам Хри­сто­ва Цер­ковь чин про­ще­ния, дабы мы со все­ми бы­ли при­ми­ре­ны.

При­па­дём же к сто­пам Спа­си­те­ля на­ше­го, по­про­сим Его, чтобы Он да­ро­вал нам бла­го­го­вей­ное и тре­пет­ное от­но­ше­ние к ближ­не­му, чтобы вся­кий встреч­ный, как это пе­ре­жи­ва­ет­ся хри­сти­ан­ски­ми по­движ­ни­ка­ми, пред­стал нам бо­гом по­сле Бо­га. И ис­пра­ши­ва­ем это­го да­ра у Бо­га мы не по сво­им за­слу­гам, а ис­клю­чи­тель­но по Его бла­го­сти.

Дерз­ки, гру­бы, же­сто­ки бы­ва­ли мы к ближ­ним, а са­ми в то же вре­мя хо­те­ли бы, чтобы ближ­ние от­но­си­лись к нам с пре­ду­пре­ди­тель­но­стью, с чи­сто­сер­де­чи­ем, с неж­но­стью. По­ло­жим же и мы эти на­ча­ла в ос­но­ву на­ших от­но­ше­ний к ближ­ним. Чи­сто­сер­деч­но, ис­крен­но, от все­го лю­бя­ще­го серд­ца ис­про­сим у каж­до­го про­ще­ния, чтобы и на нас из­лил Гос­подь Своё бла­го­во­ле­ние и про­стил нам со­гре­ше­ния на­ши.

Про­шу и я вас, чест­ные от­цы, и вас, до­ро­гие бра­тья и сёст­ры о Хри­сте, про­стить ме­ня. Знаю, как по­ви­нен я пе­ред ва­ми. Бы­вал и ре­зок, об­ру­ши­вал­ся гнев­ным сло­вом — и это то­гда, ко­гда нуж­но бы­ло всё по­крыть лю­бо­вью. За все это, Хри­ста ра­ди, про­сти­те ме­ня. Про­сти­те и за то, что спол­на не вы­пол­нил сво­е­го при­зва­ния: дол­жен был днём и но­чью в мо­лит­вен­ном бде­нии пред­ста­тель­ство­вать за каж­до­го из вас, но по немо­щи, по ле­ни я это­го не ис­пол­нил. Дол­жен был бы не толь­ко внеш­ним бла­го­ле­пи­ем обла­го­ро­дить Бо­жий храм: над­ле­жа­ло мне ещё до­пол­нить это та­ким го­ре­ни­ем серд­ца, от ко­то­ро­го смог­ли бы воз­жечь­ся и ва­ши серд­ца, дабы и каж­дый из вас со­де­ло­вал бы своё спа­се­ние пла­ме­не­ю­щей лю­бо­вью друг ко дру­гу и во­шёл бы жи­вым чле­ном в Бо­жию Цер­ковь — ми­сти­че­ское Хри­сто­во Те­ло. Но здесь я ма­ло в чём успел. По­се­му вы, чест­ные от­цы, и Вы, до­ро­гие пев­чие, и вы, воз­люб­лен­ные бра­тья и сёст­ры о Хри­сте, про­яви­те ко мне своё бла­го­во­ле­ние, про­сти­те всё, чем я со­гре­шил пе­ред ва­ми — де­лом, сло­вом, по­мыш­ле­ни­ем.

Ис­пра­ши­ваю и для вас Бо­жи­ей ми­ло­сти, дабы Бог Сво­ею бла­го­да­тью и че­ло­ве­ко­лю­би­ем, Сво­им ми­ло­сер­ди­ем и бла­го­стию, бла­го­во­ле­ни­ем и лю­бо­вью бла­го­сло­вил каж­до­го из вас. Да про­явит Он ми­лость Свою к каж­до­му из вас, да все­лит в серд­ца ва­ши небес­ный свет и ра­дость! Да нис­по­шлёт Он и Свою бла­го­дат­ную по­мощь, дабы всем нам во Свя­тую Че­ты­ре­де­сят­ни­цу так со­вер­шить очи­ще­ние душ и те­лес, чтобы гря­ду­щая Пас­ха Хри­сто­ва встре­че­на бы­ла на­ми не как ка­лен­дар­ный празд­ник, а пе­ре­жи­ва­лась бы в ли­ко­ва­нии, ра­до­сти, как но­вая жизнь во Хри­сте.

Источник

ЧАСТЬ 1
СВЯТАЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА

«Поприще отверзеся богоданнаго воздержания, светло усрящем (с радостью встретим) требующий милости: жаждет бо Благоутробный (Господь) нашего спасения, и еже дати прощение простирается, ищущим Его усердно и любовию работающим». 385

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВЕЛИКОПОСТНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ

Приготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их и в самые подвиги. Богослужение Великого Поста так же, как и богослужение подготовительных Недель, представляет нам постоянные побуждения к посту и покаянию, изображает самое состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому общему содержанию великопостного богослужения вполне отвечает внешний образ его совершения. В своем богослужении Церковь отлагает всякую торжественность. И, прежде всего, она не совершает самого торжественного христианского богослужения – полной Литургии – в седмичные дни Великого Поста, исключая субботы и воскресенья. Однако по средам и пятницам полагается совершать Литургию Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб Церковь изменяет сообразно со временем. Так, она почти прекращает в седмичные дни пение, как выражение радостного состояния духа. Выбор чтения она также применяет ко времени. Вместо радостного благовествования Евангелия Христова верующим предлагаются чтения из Ветхого Завета. В большем, чем обычно, объеме читается Псалтирь, которая преимущественно способствует пробуждению молитвенного и покаянного состояния духа. Во всех церковных службах присутствует молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами. Наконец, дневные церковные службы – третий, шестой и девятый часы – Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Великий Пост охватывает собою дни Святой Четыредесятницы и дни следующей за ней Страстной седмицы.

ВЕЧЕРНЯ СЫРОПУСТНОЙ НЕДЕЛИ

Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни сыропустной Недели. Сыропустное воскресенье называется также Прощеным воскресеньем.

Сообразно с читающимся в последний день перед Великим Постом (в воскресенье сыропустное) Евангелием, призывающим нас простить согрешения ближним и примириться со всеми, в древние времена египетские пустынники собирались в последний день сырной Недели для общей молитвы. Они испрашивали друг у друга прощения и благословения и при пении пасхальных стихир – как бы в воспоминание ожидаемой Пасхи Христовой – расходились по дебрям и пустыням для уединенных подвигов на все время Четыредесятницы. Возвращались они только к Неделе Ваий.

В соответствии с этим древним благочестивым обычаем в Православной Церкви до настоящего времени в сыропустную Неделю за вечерним богослужением совершается обряд общего прощения в храме.

Вечером в сыропустное (Прощеное) воскресенье, а также в следующие пять воскресений Святой Четыредесятницы (до Недели Ваий) совершается вседневная вечерня со следующими особенностями:

Вечерня предваряется чтением 9 часа (завеса закрыта).

По окончании 9 часа священник, открыв завесу, в епитрахили выходит на солею и перед царскими вратами творит начало вечерни: «Благословен Бог наш».

Ввиду пения великого прокимна совершается вход с кадилом.

После входа и пения «Свете тихий» поется великий прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю» (с тремя стихами). Этот великий прокимен поется также во 2 и 4 Недели Великого Поста. В Недели 1, 3 и 5 на вечерне поется другой великий прокимен: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» (с тремя стихами).

После прокимна сразу читается молитва «Сподоби, Господи», как принято на вседневной вечерне (но не как на великой вечерне – ектения «Рцем вси»). Царские врата закрываются, священнослужители в это время переоблачаются в темные постовые облачения. Священник в епитрахили на солее произносит ектению: «Исполним вечернюю молитву» (начинается великопостное, минорное пение).

После стихир на стиховне, чтения «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче наш» поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря: «Богородице Дево, радуйся»; «Слава»: «Крестителю Христов»; «И ныне»: «Молите за ны, святии апостоли». Затем чтец читает: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую Херувим». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш». Чтец: «Небесный Царю». И священник читает молитву святого Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

После великих поклонов священник: «Слава Тебе, Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Затем священник произносит «совершенный» (полный) отпуст.

ЧИН ПРОЩЕНИЯ

В сыропустное воскресенье после отпуста вечерни совершается чин, или обряд прощения. На солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны перед иконами и лобызает их. Затем, обратившись к присутствующим, настоятель обычно произносит слово, испрашивает прощения у причта и народа. В конце он говорит: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови».

Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, целуют честный Крест и лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются ко Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Во время чина прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог», заканчивая стихиру «Воскресения день» словами «Простим вся воскресением» («Христос воскресе» не поется). Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием о том, что подвигом поста мы должны приуготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.

Четверг сыропустный, утреня, 1 трипеснец, песнь 8, 3.

Епископ Пахомий. Устав праздничных служб на 1917 г.

Источник

Прощение и примирение: в чем разница?

«…все ли отчетливо представляют себе, какую ответственность мы берем на себя?
Ибо, к сожалению, нередко этот трогательный чин у некоторых из нас
носит оттенок формального исполнения взаимного прощения»

архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Традиция просить прощения в последнее воскресенье перед Великим Постом восходит к древним египетским монахам. Жизнь их была непроста, и уходя на все 40 дней поста в пустыню, никто из них не был уверен, что вернется из уединения. Как перед смертью они просили друг у друга прощения накануне.

А знаем ли мы, что такое истинное, глубокое прощение? Чем оно отличается от примирения? Как подготовиться к Прощеному воскресенью и к Церковному чину прощения так, чтобы не превратить это событие в формальность? На эти вопросы отвечает ректор Института христианской психологии, священник Андрей Лоргус.

Что такое чин прощения. Смотреть фото Что такое чин прощения. Смотреть картинку Что такое чин прощения. Картинка про Что такое чин прощения. Фото Что такое чин прощенияПримирение и прощение – это разные вещи.

Примирение может быть достигнуто разными путями, в том числе и материальными. Я могу причинить ущерб другому человеку и могу впоследствии с ним примириться через какие-то свои действия жертвенного характера: денег ему подарить, услугу ему какую-то оказать, чтобы достичь примирения. Но прощения здесь не будет, и покаяния не будет.

Всё-таки Церковь имеет в виду прежде всего не примирение, а именно прощение, причём не получение прощения, а просьбу о нем. И в Прощёное воскресенье прежде всего важно принести другому покаяние, сказать «Прости!», нежели получить прощение.

Я думаю, что эта древняя традиция перед Великим постом просить друг у друга прощения подразумевала прежде всего эту половину, эту часть – не примирение, не получение прощения, а именно просьбу о прощении. Конечно же, эта просьба совмещала и личное покаяние, и какую-то просьбу человеку, причём важно-то было не просто попросить у него прощения, а примириться с ним в душе. Даже если этот человек очень неприятный, даже если это человек, который желает мне зла, даже если это человек, который готов мной манипулировать, готов надо мной посмеяться… Но это нужно мне!

Попросить у него прощения и внутри примириться – это нужно мне, это моё духовное упражнение, это начало великопостного действия покаяния.

Но очень часто люди думают, что если я попросил у кого-то прощения, то я буду должен ему что-то ещё, что после этого я должен быть с ним другом, я должен быть ему близким, должен ему быть роднёй. А это опасно. А вдруг он опять начнёт шутить надо мной, издеваться, унижать. Но нужно иметь в виду, что просить прощения, чтобы в душе своей примириться с человеком, вовсе не означает с ним потом общаться, потому что решение о внутреннем примирении не совпадает с решением потом с ним вести какие-то близкие отношения.

Я могу попросить прощения, но при этом решить для себя, что с этим человеком больше не буду иметь никаких дел, потому что он опасен, потому что он хочет надо мной издеваться. Или просто потому, что я больше не вижу никакой перспективы общения. Это – моё решение, это – моя ответственность. Поэтому прощение ни в коем случае не обозначает непременное сближение с этим человеком в отношениях.

Но если это близкий человек, а, как правило, мы больше всего согрешаем в отношениях с близкими людьми, с родственниками, то не может быть никакой речи о разрыве, об отдалении. Тут деваться некуда. Всё равно – родня есть родня.

— А если такой человек подумает: «Ну вот, в душе я вроде как простил», — и решит не говорить вслух о том, что он хочет помириться. Насколько это правильно? Будет ли это уходом от реального подвига?

— Ну, конечно, это уход от реального подвига и уход от реальной жизни. Всё равно как я посмотрел на очень вкусное блюдо, стоящее на столе, и в душе я его съел. В реальности я остался голоден. Вот точно так же и здесь.

— А что делать, если мы не чувствуем себя виноватыми, но ближний вынуждает нас просить прощения, манипулирует нами, ставя под вопрос наши дальнейшие отношения?

— Вынуждает? Нет, это невозможно. Решение о прощении, о примирении с этим человеком у меня рождается в душе, меня нельзя принудить к этому.

Другое дело, может быть, есть особые обстоятельства, когда по суду мне нужно принести покаяние перед человеком или через газету принести извинения. Но это другая история. Понимаете, это не прощение.

При манипуляции не может быть искреннего прощения, а перед постом речь идёт об искреннем прощении, об искреннем внутреннем примирении, потому что ради этого, собственно говоря, весь Великий пост.

Великий пост не про формальные вещи, а про внутренние, это только для себя.

Что такое чин прощения. Смотреть фото Что такое чин прощения. Смотреть картинку Что такое чин прощения. Картинка про Что такое чин прощения. Фото Что такое чин прощенияИ, кстати говоря, традиция общенародного чина прощения в этом смысле очень трудна, потому что одно дело, когда мы просим прощения у своих близких, а другое – когда мы просим прощения у всех в церкви. А как минимум 80% из тех, кто в церкви находятся, ни в какие отношения со мной никогда не вступали. И тогда я прошу у них прощения формально, и это получается лишь формальный чин. И для многих людей он именно потому является искушением, что он, как кажется, формальный.

Кстати, и для священника это тоже искушение, потому что на чин прощения вдруг приходят люди из других приходов, из других районов Москвы и даже из других городов, и они тоже просят прощения, хотя мы единственный раз в жизни, может быть, и видимся. Символическое значение это, конечно, имеет, но буквального, содержательного – конечно, нет. Чин прощения проводится совершенно для других целей. Это разные вещи.

Общецерковный чин прощения, конечно, имеет в себе формальные черты. Церковь открыта для всех, у нас нет четко очерченных границ общин, прихожане не принадлежат одному только приходу, поэтому на чине прощения могут оказаться совершенно разные люди. И, наоборот, может не быть тех, кто действительно был бы очень важен для меня.

И тогда получается, что мы совершаем чин прощения, оставляя возможность любому человеку открыто в нем участвовать. Каждый может самостоятельно определить для себя внутренний смысл этого события. И дальше он несёт чин в сердце домой, звонит близким или дома просит у них прощения.

Но это не избавляет никого от необходимости сделать этот чин прощения для себя не формальным, а содержательным, сущностным, принципиальным. А значит, к нему надо готовиться. Значит, надо заранее продумать, с кем надо примириться, у кого попросить прощения. И конечно, готовясь, в первую голову надо ставить самое тяжёлое прегрешение перед кем-то, самые тяжелые отношения, а потом — по мере убывания. На это больше всего сил уходит.

Вообще, главная часть прощения – это приготовление, принятие решения о том, что, «да, я хочу примириться с этим человеком, покаяться перед ним, попросить прощения». Во-вторых, это чувства, которые в этой решимости рождаются, — чувства покаяния, желания примириться, желания попросить прощения.

Вот именно это внутреннее желание — если оно рождается — дает надежду, что чин прощения будет осмысленным и содержательным.

Источник

Прощеное воскресенье: церковное богослужение и традиции

Что такое чин прощения. Смотреть фото Что такое чин прощения. Смотреть картинку Что такое чин прощения. Картинка про Что такое чин прощения. Фото Что такое чин прощения

Христианская сущность праздника Прощеное Воскресенье, история возникновения и значение. Как правильно вести себя в этот день. Традиции церковного богослужения в честь праздника. Народные традиции и праздничный стол.

Прощеное Воскресенье – это праздник христианского высочайшего смирения. В этот день православный человек скорбит о своей гордыне и просит прощения у окружающих, которых задел намеренно по злобе или по простоте ума, или мог обидеть нечаянно словом или делом, даже не осознавая этого факта, поддавшись невоздержанию или в душевном ослеплении. Однако важно при этом искренне прощать самому, то есть провести такую работу над собственной душой, чтобы суметь отпустить обиды, даже незаслуженные и лично попросить прощения у обиженного.

Почему воскресенье называется прощеным?

Прощеное Воскресенье Церковь почитает в преддверие Великого поста, на масленичной неделе. Этот день заключает последнюю неделю, в которую разрешается употреблять в пищу молоко, творожные блюда и яйца в ходе подготовки к грядущему сорокодневному посту. Примирение с обиженными является первым шагом к последующей работе над собой, к очищению души и подготовке к глубокому покаянию перед Пасхой. С облегченной, примиренной душой верующий входит в пост и стремится к самосовершенствованию, к Богу, чтобы исповедаться и заслуженно причаститься Святых Таинств, обрести в духовном подвиге евангельские добродетели.

Как правильно просить прощения?

С давних пор существует традиция искренне и чистосердечно просить прощения у сослуживцев, соседей, родственников со словами: «Прости за то, что согрешил перед тобой!», на что следует ответ: «Бог простит, и я тебя прощаю, прости меня и ты!» После чего совершается христианское лобызание трижды в щеку. В случае, если человек не может сам простить и попросить прощения, ему закрыта дорога к покаянию и Благодати Божией, поскольку гордыня парализовала его душу. Поэтому так важно искренне молиться об обиженном некогда человеке, видеть, прежде всего, собственные грехи и личное несовершенство. Если даже он не может простить давний грех, нужно найти в себе силы не ответить озлоблением, предать забвению все дурное, избежать осуждения.

Совет. Начните молиться за своих врагов и обязательно сходите на исповедь в Церковь!

История Прощеного Воскресенья

Истоки этого праздника берут начало из жизни первых праведников Египта, которые уединялись с молитвами в пустыне на 40 дней для подготовки к Пасхе (уподобляясь Господу), для преодоления искушений и укрепления души.

В безводной пустоши подвижников ожидали большие опасности: дикие животные и ядовитые насекомые, слабость телесная из-за недостатка воды. Поэтому они просили друг у друга прощения, как будто готовились к смерти, прощали все грехи. Постепенно эта традиция утвердилась в обрядах Церкви.

В русском народе Прощеное Воскресенье всегда почиталось: в семьях старшие просили прощения у младших, богатые и знатные – у своих слуг и крестьян. На селе крестьяне ходили в гости к соседям и к родне, посещали болящих и вспоминали об одиноких родственниках с желанием посильно им помочь.

Царь первый подавал пример христианского смирения: просил прощения у монастырской братии и архиереев, в войсках – у солдат, проводил амнистию осужденных и раздавал повсеместно милостыню. В этот день даже приостанавливались военные действия.

Что такое чин прощения. Смотреть фото Что такое чин прощения. Смотреть картинку Что такое чин прощения. Картинка про Что такое чин прощения. Фото Что такое чин прощения

Богослужение в храме

Служба в Прощеное Воскресенье начинается с воспоминания о событиях изгнания Адама из Эдема (Рая) из-за грехопадения. Литургию священники служат в золотом облачении, читают Евангелие от Матфея и выдержку из Нагорной проповеди, в которой идет речь о прощении окружающим обид как о важном условии прощения Господом собственных грехов, об условии стяжания небесных сокровищ. Проводится аналогия между греховностью человечества и состоянием души падшего Адама. Пронзительно звучат строки сокрушения Адама о собственных грехах.

В минорном тоне творятся вечерние молитвы. Настоятель громко читает молитву св. Ефрема Сирина с троекратным поклоном. Затем он произносит « Владыко Многомилостиве », присутствующие преклоняют колена.

Далее проводится Чин Прощения.

После этого настоятель произносит текст проповеди, по окончании которой со смирением просит прощения у прихожан. Присутствующие священнослужители вслед за ним прикладываются к образам и к кресту. Просят друг у друга прощения. Миряне также целуют крест.

Народные традиции

Прощеное Воскресенье совпадает с периодом массовых гуляний в честь Масленицы, однако этот праздник наполнен глубоким духовным смыслом, является преддверием поста как периода духовных испытаний и борьбы со страстями.

В честь праздника принято было накрывать стол и созывать ближних и дальних родственников.

Готовили скоромные блюда, исключая мясо и птицу.

– рыбные закуски, икру;

– блины простые и дрожжевые на пшеничной, гречневой, овсяной муке со сметаной и с начинкой;

– вареники и сырники;

– пироги и расстегаи.

Это застолье собирало всех родных, молодых и старшее поколение: здесь сглаживались разногласия и прощались давние обиды. Традиции праздника живы и поныне. Принято дарить подарки и делать пожертвования бедным, проявлять милосердие и любовь к ближним. При дворах богатых людей ставили угощение для нищих, всякий желающий мог принять в нем участие.

Следует помнить, что Великий Пост – это добровольное ограничение земных потребностей тела для совершенствования роста духовного. Он будет полезен всем! События Прощеного Воскресенья направлены на очищение от страстей, на возрастание в сердце верующего любви, что важно для последующей готовности к спасению во Христе, к изменению жизни к лучшему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *