что должна делать жена мусульманка
Не ходить дома ненакрашенной, не отказывать мужу в близости и еще несколько секретов счастливого брака от мусульманки
Как-то подруга-немусульманка мне говорит: «Вам хорошо, вы оба верующие, значит, к семье будут повышенные требования». Действительно, определенные правила поведения есть в исламе не только для женитьбы, но и для поддержания теплых отношений между супругами. Соблюдая их, ни мужчина, ни женщина не прогадают, причем, как мне кажется, эти правила актуальны не только для представителей этой религии.
Как и любая другая женщина, я хочу быть счастливой. Правда, для каждого счастье своё: семья, карьера, путешествия и т. д. Давайте разберем тему семейного счастья. Перед тем как выйти замуж, я по совету подруг прочитала пару книг о том, как добиться идеальных отношений в браке. Советы психологов, опытных жён и разведёнок — чего там только не было. Помню ли сейчас я эти советы? Мне кажется, ни одного. В своей семейной жизни я, как и все, ориентируюсь на внутреннее чутьё, на особенности своего характера и мужа. Однако есть те канонические правила, которые любая мусульманка, да и не только мусульманка, обязана соблюдать.
1. Женщина должна хорошо выглядеть не только на улице, но и дома.
На улицу мусульманка не может надевать откровенные короткие платья с декольте, зато дома для мужа – сколько угодно. У меня несколько платьишек разных фасонов и цветов, и я ничуть не огорчаюсь, что видеть меня в них может только он. Конечно, постоянно я такую одежду не ношу, для домашнего гардероба стараюсь покупать красивые туники, но ни в коем случае не эти серые и невзрачные халаты.
Не забываю я и про домашний макияж, прически и украшения. Краситься надо не только на улицу, но и для дома. Одно время смотрела «Великолепный век» и восхищалась, как там красиво выглядели женщины. Конечно, это сериальная постановка, но уверена, что в настоящем гареме султана так и было.
2. Мужу нельзя отказывать в половой близости
Думаю, это правило в исламе понравится любому мужчине. Жена не может постоянно ссылаться на «головную боль» и отказывать супругу, если только это не серьезная причина, например болезнь или менструация.
При этом мужчина-мусульманин тоже должен уважать права и желания своей жены. Если он отказывается вести с ней половую жизнь на протяжении долгого времени, то женщина может потребовать от него развода, и для имама, рассматривающего расторжение их брака, это будет обоснованная причина для расставания.
3. Жена – не глава семьи, а помощница мужа
«Я так устала, деньги нужны и на то и на то. Как их распределить, чтобы было верно?» Знакомая мысль? Если вы в семье ответственны за решения, то все финансовые вопросы висят на вас. Быть помощницей мужа, дать ему бразды правления и штурвал вашего корабля намного проще для женщины, чем взваливать для себя этот непосильный груз. Более того, обязанность мужчины-мусульманина работать и обеспечивать семью. Можно помогать ему в этом, воодушевлять, это будет лучше, чем тащить на себе всю семью.
Некоторые женщины по своей воле загоняют себя в такой угол и потом начинают жаловаться, что муж ничего не делает для семьи, например, не работает или не принимает активного участия в решении проблем детей. Вероятно, он чувствует свою второстепенность и, может, даже ненужность.
А еще лучше всего – принимать решения вместе, это показатель хороших отношений, как мне кажется. Но не каждый мужчина к этому готов, некоторым нужно самим решить и здесь лучше уступить. Во всяком случае, если что-то пойдет не так, не вы окажетесь крайней.
4. Выйти на работу или даже из дому женщина может только с разрешения мужа
Для независимых женщин это правило может показаться странным. Однако спорные моменты, например, не против ли муж работы жены, как он относится к ее частым выходам из дома, всегда можно обсудить перед свадьбой.
Если мужчина убежден, что замечательно зарабатывает, или на руках у женщины маленький ребенок, то стоит ли так рваться в офис? Конечно, мусульманки становятся успешными во многих отраслях, но все-таки главная их задача – материнство. Быть со своими детьми, дарить свою нежность, помогать им преодолевать какие-то трудности, ведь наши дети никому кроме нас не нужны. А если женщина воспитание своих детей рассматривает как рутину и рвется на работу подальше от дома, то о какой любви может идти речь? Если в нежном возрасте мать не наполнит сердце ребенка любовью, то оно на всю жизнь останется пустым, как сосуд без жидкости. С другой стороны, причина может быть не в женщине, а в ее спутнике, который не делает всё для того, чтобы она чувствовала себя спокойно. Муж-мусульманин должен обеспечивать в этот период ее финансово, морально поддерживать, быть опорой и другом, помогать — в общем, холить и лелеять.
Что же касается выходов из дома, то так уж повелось, что я всегда сообщаю своему мужу куда я и когда выхожу. Для меня это не тотальный контроль, а степень доверия и даже вопрос безопасности.
5. Жена во всём должна слушаться мужа
Послушание мужу – залог хороших отношений. Удивительно, но это так. Если, конечно, его просьбы не доходят до абсурда. А если супруг просит не погулять этим вечером с подругой, а побыть с ним или выполнить какие-то домашние обязанности, что в этом плохого? В любом случае, всегда можно договориться, если вы с чем-то не согласны, и в мусульманской семье тоже так.
Еще о пяти важных правилах я расскажу в следующей части своего блога. Речь пойдет не только об обязанностях жены, но и мужа.
Что должна делать жена мусульманка
Праведная женщина должна, во-первых, соблюдать предписания Аллаха, а, во-вторых,быть послушной и выполнять все обязанности перед мужем, важнейшими среди которых являются следующие:
2. Жена должна быть готовой влюбое время удовлетворить его физиологические потребности, заисключением дней менструального цикла и послеродового очищения илиже болезни. Жене не дозволяется отказывать мужу в исполнении своих обязанностей в постели. Наш Пророк (да благословит его Аллах иприветствует) сказал: « Если муж приглашает свою жену в постель, и она отказывает ему, то ангелы будут проклинать ее до утра, потому что он злится на нее» (аль-Бухари и Муслим).
Эта обязанность жены является самой важной, потому что в основном именно она предопределяетсчастье супругов. Несоблюдение женой супружеских обязанностей игнорирование прав мужа на сближение часто служит причиной развода иразлада в семье. Поэтому она должна стараться быть привлекательной ижеланной, отзывчивой и активной.
3. Супруге не дозволяется соблюдать пост сунну (пост в месяц Рамадан сюда не входит) без разрешения мужа, потому что он не сможет наслаждаться ею, когда она постится. По этому поводу пророк (да благословит его Аллах иприветствует) сказал: «Женщина не может соблюдать пост-сунну в присутствии мужа без его разрешения» (аль-Бухари).
В хадисе также сказано, что если жена будет соблюдать пост-сунну без согласия мужа, то ее пост не будет принят, он будет напрасен.
4. Жена ответственна за дом своего супруга, и поэтому ей запрещается давать что-либо значительное из дома мужа без его согласия, даже своим родственникам. Однако относительно еды Пророк (да благословитего Аллах и приветствует) сказал: «Если жена отдаст милостыню из пропитания мужа (добытого им), соблюдая при этом меру, она получит занее вознаграждение, а муж за то, что он добывал его, и хранителю такое же вознаграждение» (аль-Бухари).
В то же время жене разрешается давать что- либо несущественное из дома, если она заранее знает, что муж не будет против этого.
5.Без разрешения супруга жена не имеет права выходить из дома. Но муж недолжен запрещать ей выходить по своим нуждам или посещать
родственников,если нет опасности попадания в запретное или же если он не сомневаетсяв этом. На муже лежит ответственность за семью,
поэтому ему необходимо быть внимательным ко всему. Если жена уверена, что супруг разрешил бы ей идти туда, куда не запрещено шариатом, то она имеет право выходить. В этом есть большая польза для сохранения семьи. Но супруге нельзя встречаться и общаться с женщинами против воли мужа или работать за пределами дома без
его разрешения. В хадисе, переданномат- Табарани, сказано: «Один человек направился в дальний путь инаказал жене не выходить из дому.
Вскоре после этого заболел ее отец. Она направила послание Пророку (да благословит его Аллах иприветствует) с вопросом, можно ли ей навестить больного отца. Он.ответил, что она должна быть покорной мужу. Отец умер, и вновь ей было сказано выполнить волю мужа. Она выполнила наказ. И тогда Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) послал, к ней гонца с радостнойвестью: за то, что дочь была послушной мужу, Всевышний простил грехи ее отцу».
6. Жена должна быть неприхотливой и довольствоваться тем, что Аллах даровал супругу.
Она не должна проявлять отвращение к нему, гневаться на трудное положение,а, наоборот, должна выражать благосклонность дарованным ему Аллахом,быть экономной и помогать мужу в добыче средств к существованию,предостерегать его от запретных путей заработка. В прошлом жены,провожая своих мужей на поиски средств существования,просили их приносить домой только честно заработанное, говоря, что им будет легчетерпеть голод и нищету, нежели мучения Ада.
7. Она должна беречь себя от посторонних глаз, скрывать части своего тела от всех, кроме мужа, не носить одежду, несоответствующую шариату. Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) сказал: «Женщине нельзя сниматьсвою одежду, кроме как в доме мужа» (Ахмад, ат-Тирмизи).
• Ей запрещено самой самостоятельно знакомиться с друзьями своего мужа,представляться им, оставаться с чужим мужчиной наедине, а также принимать кого-либо в доме мужа в его отсутствие.
• Нельзя проявлять высокомерие перед другими из-за красоты супруга или хвастаться богатством мужа. Также запрещено насмехаться над ним из-за некрасивой внешности, спорить, причинять боль или мучение и т.п. Жена должна проявлять к нему высокое уважение и отдавать ему должное как главе семьи. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) Сказал:«Когда женщина причиняет мучения своему мужу в этой жизни,гурии, предназначенные ему в Раю, говорят: «О женщина. Не мучай его. Да уничтожит тебя Аллах* ведь он же твой гость. Может быть, он скоро простится с тобой и придет к нам» (ат-Тирмизи, Ибн Мэджа).
•После того, как жена совершит что-либо, что вызовет гнев мужа, она должна поторопиться сделать все, чтобы он простил ее. Ибн Хиббани, ИбнМаджа и другие передали хадис: «У жены, на которую гневается муж, непринимаются молитвы и ее хорошие деяния не поднимаются на небеса.Однако если жена не соглашается выполнить какие-то недозволенные шариатом желания мужа, то за это ей не будет греха».
• Жена должна заботиться о детях, занимаясь их воспитанием, быть нежной и сострадательной к ним. Шариатом категорически запрещается проклинатьдетей.
• Супруге необходимо быть покорной мужу, кроме тогослучая, когда он заставляет делать что- либо запрещенное шариатом. В хадисе, переданном Ибн Хиббани, сказано: «Если женщина совершает пятьнамазов в день, соблюдает пост в месяц Рамадан, сохраняет свое тело от постороннего мужчины, покорна своему мужу, она войдет в Рай своего Господа»
Таким образом, жене следует уделять большое внимание выполнению своих обязанностей перед мужем, ибо муж является для нее Раем и Адом.
Наш Пророк (да благословит его Аллах иприветствует) указал на то, что жена получает большое вознаграждение за это, и сказал: «Любая покойная женщина, муж которой доволен ею, войдет в рай» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа).
Если Коран и Сунна предписываютжене быть доброй, то мужу также предписано относиться к своей жене какможно лучше и мягче, быть с нею как можно добрее и справедливее, таккак он полностью несет ответственность за свою семью. Об этом сказано вхадисе: «Каждый из вас является пастухом и каждый из вас несет ответственность за свою паству» (аль-Бухари и Муслим).
Есть и еще, иншаАллах))
Что же должна делать женщина, чтобы стать идеальной, благочестивой женой. У каждой женщины есть обязанности перед мужем, возложенные на неё Аллахом, и женщина, выполняющая все свои обязанности по отношению к своему мужу, является идеальной женой в исламе.
Перечислим некоторые обязанности жены
1. Женщине необходимо почитать и уважать своего мужа и во всём повиноваться ему. Пророк, мир ему, сказал: «Если женщина будет соблюдать обязательную молитву, соблюдать пост в месяц Рамадан,хранить себя от прелюбодеяния и повиноваться мужу, то ей скажут:»Заходи в Рай с какой двери пожелаешь»». Сахих аль-джамиъ ас-сагир,приводится также у Ахмада и Аби Хиббсин. Но повиновение мужу должно ыть только в пределах дозволенного Аллахом и его посланником, мир ему,то есть, если муж, например, запрещает жене поститься в месяц Рамадан или запрещает носить исламскую одежду, она имеет право не повиноваться ему, так как она совершит грех если повинуется ему в этом, ибо нет повиновения творению в ослушании Творца. Примечание: обязанности женщины перед мужем важнее, чем её обязанности перед родителями, т. е.если её муж и родители в чём-то разногласят, она должна повиноваться мужу, даже если этим будут недовольны родители.
2. Ей надлежит также беречь его честь и имущество,выполнять домашнюю работу (стирать, убирать, готовить кушать и. т. п).Пророк, мир ему, сказал: «Женщина ответственна за дом своего мужа, иона будет спрошена об этом» Хадис приводится у Бухари Также идеальная жена не должна раскрывать секреты и недостатки мужа, особенно касающиеся интимной жизни, так как этоявляется большим грехом. Она не может растрачивать его имущество безего разрешения или ведома. От Аби Саида приводится, что Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Самыми низкими перед Аллахом в Судный день будут мужчина, уединяющийся со своей женой и женщина, уединяющаяся со своим мужем затем рассказывающие секреты друг друга». Приводится у Муслима
3. При выходе из дома ей предписано спрашивать разрешение у мужа, даже если она направляется в мечеть или к родителям.
4. Праведная жена не должна заводить к себе в дом никого без разрешения мужа, будь то в его присутствии или отсутствии, даже если это её близкие родственники. Далее следует хадис, указывающийна это, пророк, мир ему, сказал: «Женщине не разрешается соблюдать желательный пост в присутствии мужа без его разрешения, и запускать вдом кого-либо без его разрешения. Хадис приводится у Бухари и Муслима
5. Ей не следует соблюдать желательный пост в его присутствии без его разрешения, так как это может привести к ущемлениюего прав
6. Ей стоит учитывать материальные возможности мужаи не требовать излишеств и не приводить при этом в пример мужей своих сестер или подруг.
7. Благочестивая жена не покидает супружеское ложе,каковы бы ни были причины для этого, кроме как в случаях её болезни или по причине менструальных циклов.
8. Она терпеливо воспитывает детей и сдерживает свой гнев при их неповиновении. Если возникают какие-то проблемы с детьми, она обсуждает их наедине с мужем, чтобы вместе разрешить их.
9. Она уважает родителей и родственников мужа
10. Благочестивая жена всегда выглядит идеально перед мужем, она приукрашивается для него, встречает его с улыбкой ивсегда бывает рада мужу она за всё благодарна и признательна мужу. Это всего лишь некоторые обязанности женщины передмужем или качества идеальных благочестивых жён. Если ты хочешь стать одной из них то ты должна знать, что успех супружеских отношениине возможен, если женщина не играет в них положительную роль.
Обязанности супругов в Исламе
Семья – это маленькое общество, состоящее из мужа и жены, родителей и детей, это фундамент любой нации. Семья – это первая школа, где учат ценить обычаи и традиции своего народа, где дети получают первые уроки об обязанностях перед Аллахом, своим народом и Родиной.
Основа семьи – муж и жена. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) наставлял: «Помните, что у вас и ваших супругов есть обязанности друг перед другом» (Тирмизи, «Рада», 11; Ибн Маджа, «Никах», 3).
Обязанности мужа перед женой
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В этом мире я больше всего дорожу благочестивыми женщинами, благовониями и светом очей – намазом» (Насаи).
1) Муж должен хорошо относиться к своей жене и любить её. В Коране сказано:
«О, вы, которые уверовали! Не разрешено вам наследовать и получать в наследство жен [тех, имущество которых вы наследуете] против их воли. Не запрещайте им забирать часть махра, который вы им дали [при женитьбе], если только они не совершили явного прелюбодеяния. Обращайтесь с вашими женами достойно. Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое» (Сура «ан-Ниса», 4 / 19).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Совершенная вера у обладателей хорошего характера. Лучший из вас тот, кто хорошо обращается с женой» (Тирмизи, «Рада», 11; Абу Давуд, «Сунна», 15).
2) Муж должен зарабатывать средства халяльным путем, чтобы обеспечить свою семью пищей, одеждой и всем необходимым. Однажды у Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили о правах женщин, и он ответил: «Если ешь сам, то накорми и ее, если покупаешь себе одежду, то купи и ей. Не бей ее по лицу, не обзывай и после ссоры не оставляй жену одну в доме» (Навави).
3) Муж должен помогать членам семьи выполнять религиозные предписания. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если Аллах наделил вас праведной женой, то Он помог в половине религии. Так пусть же этот мусульманин боится Аллаха в оставшейся половине» (Хаким).
4) Муж не должен проявлять грубость и жестокость к жене, с ней следует обращаться мягко. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Мужчина не должен ненавидеть свою супругу, ибо если ему не нравится одна из черт ее характера, то он должен довольствоваться другой чертой» (Муслим, «Рада», 61).
5) Муж должен терпеливо относиться к недостаткам жены, быть снисходительным, проявлять кроткость и мягкость. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, они сотворены из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть — язык. Если ты попытаешься выпрямить ребро (т.е. изменить то, что присуще женщинам от рождения), то сломаешь его (т.е. испортишь с ней отношения), а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо» (Бухари, «Анбия», 1; «Никах», 80; Муслим, «Рада», 60).
6) Муж должен стараться поднять жене настроение, шутить с ней. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Когда муж смотрит на жену и она смотрит на него с любовью, тогда Всевышний Аллах обращает на них Свою милость. Когда муж возьмет жену за руки, их грехи падают сквозь пальцы» (Ар-Рафиги).
7) Не закрывать глаза на действия супруги, которые могут привести к плохим последствиям, но не подозревать её в чём-либо плохом без оснований. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Распутство одной женщины подобно греху тысячи развратников-мужчин. Благочестие одной женщины подобно благочестию семидесяти праведников» (Бухари).
8) Надо расходовать деньги на семью равномерно, чтобы не скупиться и в то же время не расточать чрезмерно.
9) Следует обучать супругу религиозным знаниям и напоминать ей о наказании Аллаха, если она ленится выполнять обязанности. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый из вас пастух и ответственен за свою паству. Правитель является пастухом и несет ответственность за народ. Муж является пастухом семьи, жена является пастухом для дома мужа и его детей и несет ответственность за них» (Бухари, «Джума», 11; «Никах», 81, 90; Муслим, «Имара», 20).
В хадисе сказано: «Уважительно относитесь к родителям, тогда увидите благодать от своих детей. Будьте чисты к женам (т.е. не совершайте прелюбодеяния), тогда и они будут к вам чисты» (Табарани).
Обязанности жены перед мужем
1) Жена должна любить и уважать мужа, быть привязанной к нему, помогать управлять хозяйством и воспитывать детей.
2) Жена должна быть экономной и не расходовать заработанные мужем средства попусту; ей следует быть хорошей хозяйкой.
3) Жена не должна просить у мужа то, чего он не может сделать, нужно довольствоваться тем, что дано Аллахом и не жаловаться.
4) Супруге не следует просить у мужа что-либо, заведомо зная, что это трудно выполнить или вообще не может быть выполнено. Посланник Всевышнего (мир ему и благословение) сказал: «Аллах любит тех женщин, которые приветливы к своим мужьям и неприступны, как крепость, к другим мужчинам» (Дайлами).
5) Не разговаривать с мужем на повышенных тонах и не кричать на него.
6) Жене следует пользоваться духами и косметикой для него.
7) Жена должна быть привязана к дому и беречь свою честь. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Женщине, которая выполняет пять обязательных намазов, держит пост в месяц Рамадан, бережет честь и послушна мужу, будет сказано: «Войди в Рай через те ворота, которые пожелаешь» («250 хадисов», стр.186).
Права жены в Исламе
Ислам наделяет супругов определенными правами по отношению друг к другу.
Так, основными правами жены являются:
1) Содержание ( نَفَقَةٌ ), что, в свою очередь, включает в себя 4 основы вещи:
Аллах говорит в Кур’ане:
Этот широкий по смыслу приказ побуждает мужей бояться Аллаха и относиться к своим супругам по-доброму и с уважением, давая им их материальные права, по мере своих сил, в полном объеме.
Ученые не перестают разъяснять, что неотъемлемым правом жены является, в частности, право на отдельное жильё.
Говоря «отдельное жильё», мы имеем в виду, по меньшей мере, комнату с отдельным входом, которая также оснащена кухней и санузлом. Очень важно, чтобы жена имела своё собственное пространство на кухне и отдельный санузел, на которое не будут претендовать другие женщины. Из опыта известно широко известно, что пренебрежение этими рекомендациями чаще всего влечет за собой внутрисемейные ссоры.
Особо нужно упомянуть, что уходя из дома, супруг не должен оставлять свою жену в состоянии фитны.
Так, недопустимой является ситуация, при которой жена, в отсутствие мужа, вынуждена находиться в одном жилище с мужчиной, который не является ей махрамом (брат мужа, дядя и так далее).
Кроме этого, зачастую случается так, что супруг селит свою жену и детей в одном жилье со своими родителями. Необходимо отметить, что в этом нет проблем, если жена не возражает против этого и если ей удается ладить с родственниками мужа.
Однако, к сожалению, нередки случаи, когда по причине тяжелого характера и придирчивости, родители супруга оказывают постоянное давление на его жену, как бы она не старалась со своей стороны избежать этого. Подобное положение дел также может приводить к фитне.
Важно знать, что в подобной ситуации, супруга не обязана проживать с родителями или другими родственниками мужа (особенно теми, кто не являются ей махрамами!).
Вместе с этим, если родители мужа находятся в преклонном возрасте и требуют постоянного ухода, то в случае, если жена не возражает, нет проблем проживать вместе с ними.
Однако, идеальной является ситуация, при которой супруги и их родители в преклонном возрасте, будут проживать в двух отдельных жилищах, которые располагаются по соседству, в непосредственной близости друг от друга.
Конечно, если супруг испытывает временные материальные трудности и временно не способен обеспечить жену отдельным жильем, то будет лучше, если жена проявит прекрасное терпение. Но это вовсе не означает, что её муж может удовлетвориться для неё таким положением и оставить усилия по обеспечению этого первостепенного права своей супруги.
Что касается материального обеспечения жены, то Аллах говорит в Кур’ане:
الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества» (4:34)
وَعَلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ لَا تُكَلَّفُ نَفْسٌ إِلَّا وُسْعَهَا
«А тот, у кого родился ребёнок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях. Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей» (2:233)
Сообщается, что Му’авия бин Хайда, да будет доволен им Аллах, сказал:
قُلْتُ : يَا رَسُول الله ، مَا حق زَوجَةِ أَحَدِنَا عَلَيهِ ؟ قَالَ : أنْ تُطْعِمَهَا إِذَا طعِمْتَ ، وَتَكْسُوهَا إِذَا اكْتَسَيْتَ
« (Однажды) я спросил: «О посланник Аллаха, какие права имеет на каждого из нас его жена?»
Он сказал: «Ты должен кормить её, если ешь сам, и одевать её, если одеваешься сам» ». (Абу Дауд 2142, Ибн Маджах 1850, Насаи 1971).
При этом материальное обеспечение муж должен обеспечивать жене в соответствии со своим достатком. Иными словами, питание и прочее обеспечение может быть скромным, если супруг не богат. Однако будет неправильным держать жену в излишне аскетичных условиях, при наличии возможности обеспечивать ей более комфортные бытовые условия.
Обязанностью мужа так же является обеспечить супруге и детям, в соответствии со своими возможностями, всё необходимое лечение, если они вдруг заболеют.
Аллах говорит в Кур’ане:
وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ
«Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму» (2:228)
Приказ Аллаха относиться к женам хорошо, является широким приказом, который охватывает все аспекты супружеских отношений. Так, жена имеет право на уважительное и доброе отношение, исключающее притеснение, придирки или унижение её достоинства со стороны мужа.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
اسْتَوْصُوا بالنِّساءِ خَيْراً ؛ فَإِنَّ المَرْأَةَ خُلِقَتْ مِنْ ضِلَعٍ ، وَإنَّ أعْوَجَ مَا في الضِّلَعِ أعْلاهُ ، فَإنْ ذَهَبتَ تُقيمُهُ كَسَرْتَهُ ، وَإنْ تَرَكْتَهُ ، لَمْ يَزَلْ أعْوجَ ، فَاسْتَوصُوا بالنِّساءِ
« Обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается верхняя его часть. И если ты попытаешься выпрямить ребро — то сломаешь его, а если оставишь его в покое — то оно так и останется кривым, а поэтому (всегда) обходитесь с женщинами хорошо » (Бухари 3331 и 5185, Муслим 1468).
Этот великий по смыслу хадис призывает мужей быть более терпимыми по отношению к своим женам. Аллах указывает на то, что женщины созданы другими, нежели мужчины: у них есть своё, особое от мужского, видение на вещи и специфические, присущие только им, черты характера. Как результат, мужчина должен учитывать это и реагировать на те аспекты её поведения, которые порой могут показаться ему неуместными, более чутко, взвешенно и терпимо.
Мужчине нужно научиться не акцентировать своё внимание и не зацикливаться на том, что иногда не нравится ему в своей супруге, а вместо этого ценить её достоинства.
Так, передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ يَفْرَكْ مُؤْمِنٌ مُؤْمِنَةً إنْ كَرِهَ مِنْهَا خُلُقاً رَضِيَ مِنْهَا آخَرَ
« Верующий не должен ненавидеть верующую, ибо если не понравится ему какая-либо из черт её характера, то он останется доволен другой » (Муслим 1469).
Сообщается, что Му’авийа бин Хайда, да будет доволен им Аллах, сказал:
قُلْتُ : يَا رَسُول الله ، مَا حق زَوجَةِ أَحَدِنَا عَلَيهِ ؟ قَالَ : أنْ تُطْعِمَهَا إِذَا طعِمْتَ ، وَتَكْسُوهَا إِذَا اكْتَسَيْتَ ، وَلاَ تَضْرِبِ الوَجْهَ ، وَلا تُقَبِّحْ ، وَلا تَهْجُرْ إلاَّ في البَيْتِ
« (Однажды) я спросил: «О посланник Аллаха, какие права имеет на каждого из нас его жена?»
Он сказал: «Ты должен кормить её, если ешь сам, и одевать её, если одеваешься сам, и не (должен) ни бить её по лицу, ни говорить ей мерзких слов, ни отворачиваться от неё, если только (это не происходит) дома» » (Абу Дауд 2142, Ибн Маджах 1850, Насаи 1971).
Мы видим, как посланник Аллаха ﷺ запрещает мужьям сквернословить в адрес своих жен и, тем более, не опускаться до того, чтобы наносить ей побои по лицу, что является тяжким грехом.
Под запретом отворачиваться, здесь имеется ввиду оставление жены без помощи и поддержки в тех вопросах, относительно которых она её просит. Даже если супруги находятся в ссоре и муж чем-то недоволен, он не должен полностью бойкотировать жену, вымещая на ней таким образом своё недовольство и ставя в трудное положение.
Передают со слов ‘Амра бин аль-Ахваса аль-Джушами, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как во время прощального паломничества пророк ﷺ сделал следующую проповедь:
ألا وَاسْتَوصُوا بالنِّساءِ خَيْراً ، فَإِنَّمَا هُنَّ عَوَانٍ عِنْدَكُمْ لَيْسَ تَمْلِكُونَ مِنْهُنَّ شَيْئاً غَيْرَ ذلِكَ إلاَّ أنْ يَأتِينَ بِفَاحِشَةٍ مُبَيِّنَةٍ ، فَإنْ فَعَلْنَ فَاهْجُرُوهُنَّ في المَضَاجِع ، وَاضْرِبُوهُنَّ ضَرباً غَيْرَ مُبَرِّحٍ ، فإنْ أطَعْنَكُمْ فَلا تَبْغُوا عَلَيهنَّ سَبيلاً ؛ ألاَ إنَّ لَكُمْ عَلَى نِسَائِكُمْ حَقّاً ، وَلِنِسَائِكُمْ عَلَيْكُمْ حَقّاً ؛ فَحَقُّكُمْ عَلَيهِنَّ أنْ لا يُوطِئْنَ فُرُشَكُمْ مَنْ تَكْرَهُونَ ، وَلا يَأْذَنَّ في بُيُوتِكُمْ لِمَنْ تَكْرَهُونَ ؛ ألاَ وَحَقُّهُنَّ عَلَيْكُمْ أنْ تُحْسِنُوا إِلَيْهِنَّ في كِسْوَتِهنَّ وَطَعَامِهنَّ
« Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо, поистине, они — ваши пленницы, и вы не имеете права ни на что иное, разве что сделают они что-нибудь явно непристойное.
Если же они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа и бейте их, но не жестоко, а если они станут повиноваться вам, то не предпринимайте ничего против них.
Поистине, есть у вас права на ваших жён и у ваших жён есть права на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть.
Что же касается ваших жён, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо одевали и кормили их » (Тирмизи 1163 и 3087, Ибн Маджах 1851, Насаи 9169).
Исходя из этого известного хадиса, в случае, если супруга допускает явные проступки и упорствует в этом, несмотря на разъяснения мужа, он имеет право, в воспитательных целях, предпринять последовательно следующие меры:
Это положение хорошо разъясняется в следующем хадисе.
Сообщается, что Иййас бин ‘Абдуллах бин Абу Зубаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
قَالَ رَسُول الله — صلى الله عليه وسلم
لاَ تَضْرِبُوا إمَاء الله. فجاء عُمَرُ — رضي الله عنه — إِلَى رسولِ الله — صلى الله عليه وسلم — ، فَقَالَ : ذَئِرْنَ النِّسَاءُ عَلَى أزْوَاجِهِنَّ ، فَرَخَّصَ في ضَرْبِهِنَّ ، فَأطَافَ بآلِ رَسُول الله — صلى الله عليه وسلم — نِسَاءٌ كَثيرٌ يَشْكُونَ أزْواجَهُنَّ ، فَقَالَ رَسُول الله — صلى الله عليه وسلم — لَقَدْ أطَافَ بِآلِ بَيتِ مُحَمَّدٍ نِسَاءٌ كثيرٌ يَشْكُونَ أزْوَاجَهُنَّ لَيْسَ أولَئكَ بخيَارِكُمْ
« Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не бейте рабынь Аллаха!», — а (через некоторое время) к посланнику Аллаха ﷺ пришёл ‘Умар, да будет доволен им Аллах, и сказал: «Женщины (слишком) осмелели», — и тогда он снова разрешил бить их.
После этого многие женщины стали окружать жён посланника Аллаха ﷺ жалуясь на своих мужей, и тогда он сказал: «К женщинам из дома Мухаммада явилось множество женщин с жалобами на своих мужей, которые к лучшим из вас не относятся!» » (Абу Дауд 2146, Ибн Маджах 1985, Насаи 9167, Дарими 2122, Ибн Хиббан 4189).
Обратите внимание, как пророк ﷺ указал сподвижникам на то, что излишне сильное побиванние женщины, которое приводит к её жалобам, является упущением для мужчины.
Уместно будет упомянуть, что сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не прибегал к такой крайней мере в отношении своих жен, что несомненно является лучшим путём и примером для каждого из братьев.
И это неудивительно, ведь передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
أكْمَلُ المُؤمِنِينَ إيمَاناً أحْسَنُهُمْ خُلُقاً ، وخِيَارُكُمْ خياركم لِنِسَائِهِمْ
« Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом. А лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам » (Тирмизи 1162, Ахмад 2/250 и 472, Абу Дауд 4682, Ибн Хиббан 479 и 4176 и другие).
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
طَلَبْ العِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ
« Приобретение знания является обязанностью каждого мусульманина! » (Альбани в «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» № 3914).
Этот приказ носит общий характер и касается как мужчин, так и женщин. При этом мужчина, беря женщину в жены, берет на себя ответственность относительно обучения её Исламу. Так, всевышний Аллах сказал в Кур’ане:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (66:6)
Также сказал посланник Аллаха ﷺ:
كُلُّكُمْ رَاعٍ ، وَكُلُّكُمْ مَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتهِ : الإمَامُ رَاعٍ وَمَسؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالرَّجُلُ رَاعٍ في أهلِهِ وَمَسؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ
« Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем, несущим ответственность за свою паству, и мужчина в своей семье является пастырем, несущим ответственность за свою паству » (Ахмад 2/5, 54, 111 и 121, Бухари 893, Муслим 1829, Абу Дауд 2928, Тирмизи 1705, Ибн Хиббан 4489-4491).
Таким образом мы видим, что обязанностью каждого мужчины является, по мере своих сил, оберегать свои семьи от гнева Аллаха. А сделать это можно не иначе как обучая свою супругу и детей Исламу, советуя как можно наилучшим образом соблюсти Его ограничения и подавая в первую очередь свой личный пример.
И действительно, финансовое обеспечение семьи и хороший нрав по отношению к ней — являются обязательными. Но будет ли этого достаточно, если по причине упущений в делах религии, кто-то из членов семьи попадет под гнев Аллаха и окажется в Огне? Конечно нет!
Поэтому, приоритетное отношение к изучению религии Аллаха, организация которого лежит на главе семьи и является его обязанностью, очевидна для каждого разумного мусульманина.
Аллах говорит в Кур’ане:
Этот аят с широким смыслом приказывает супругам жить друг с другом в гармонии, согласно обычаям, принятым среди людей.
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
والَّذِي نَفْسِي بيَدِهِ مَا مِنْ رَجُلٍ يَدْعُو امْرَأتَهُ إِلَى فِرَاشهِ فَتَأبَى عَلَيهِ إلاَّ كَانَ الَّذِي في السَّمَاء سَاخطاً عَلَيْهَا حَتَّى يَرْضَى عَنها
« Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, если кто-либо из мужчин позовёт свою жену в постель, а она откажет ему, то Тот, Кто пребывает на небесах, не перестанет гневаться на неё до тех пор, пока муж (снова) не будет ею доволен! » (Муслим 1436).
Это — один из хадисов, который устанавливает право мужчины на супружескую близость с женой. В отношении прав жены, нам этот хадис интересен в контексте ещё одного аята:
وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
«Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению. Аллах — Могущественный, Мудрый» (2:228)
Получается, что мужчина имеет право на супружескую близость с женой, что подтверждается целым рядом достоверных хадисов. Соответственно, жена обязана удовлетворять в этом отношении своего супруга, не уклоняясь без уважительных причин. А поскольку аят 2:228 гарантирует жене те же права, что и обязанности, то это означает, что правом на супружескую близость наделена и она.
Таким образом, в случае, если не возникает каких-то дополнительных препятствий (проблемы со здоровьем, необходимость отправиться в длительную поездку и надолго оставить дом и так далее), муж должен стараться выполнять свои супружеские обязанности по отношению к жене, дабы помочь ей сберечь целомудрие и обеспечить полноценную во всех отношениях жизнь.
Исключением из этого общего положения является ситуация, обусловленная аятом:
وَاللَّاتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلَا تَبْغُوا عَلَيْهِنَّ سَبِيلًا إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيًّا كَبِيرًا
«А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они будут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах — Возвышенный, Большой» (4:34)
Иными словами, муж имеет право покидать свою жену на супружеском ложе лишь в том случае, если она проявляет строптивость, а устные увещевания не оказывают на неё желаемого воздействия. Но и в этом случае, подобная крайняя мера не должна применяться под надуманными предлогами, а должна быть действительно обусловлена необходимостью.