что делают в детском отделении
Приложение N 10. Правила организации деятельности педиатрического отделения
Приложение N 10
к Порядку оказания
педиатрической помощи,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 16 апреля 2012 г. N 366н
Правила
организации деятельности педиатрического отделения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности педиатрического отделения в медицинских организациях.
3. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации, в составе которой создано Отделение.
На должность заведующего Отделением назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), по специальности «педиатрия», имеющий стаж работы по данной специальности не менее 5 лет в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).
4. На должность врача Отделения назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), по специальности «педиатрия» без предъявления требований к стажу работы в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).
5. Штатная численность медицинского персонала Отделения определяется исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и коечной мощности с учетом рекомендуемых штатных нормативов согласно приложению N 11 к Порядку оказания педиатрической помощи, утвержденному настоящим приказом, и утверждается руководителем медицинской организации, в составе которого оно создано.
Оснащение Отделения осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 12 к Порядку оказания педиатрической помощи, утвержденному настоящим приказом.
6. В структуре Отделения рекомендуется предусматривать:
палаты для детей, в том числе одноместные;
помещение для врачей;
кабинет старшей медицинской сестры;
комнату для среднего медицинского персонала;
буфетную и раздаточную;
помещение для хранения чистого белья;
помещение для сбора грязного белья;
душевую и туалет для детей;
душевую и туалет для медицинского персонала;
дневной стационар, включающий помещение для приема детей, палаты для размещения детей, помещение для медицинского персонала, санитарную комнату, туалет для медицинского персонала, туалет для детей и их родителей, комнату для отдыха родителей;
комнату для отдыха родителей;
учебный класс клинической базы.
7. Отделение осуществляет следующие функции:
оказание педиатрической помощи;
проведение диагностики и лечения детских болезней;
осуществление профилактических мероприятий, направленных на предупреждение рецидивов заболеваний у детей;
применение современных методов диагностики, лечения заболеваний и патологических состояний у детей;
участие в процессе повышения профессиональной квалификации медицинского персонала по вопросам диагностики и оказания педиатрической помощи;
проведение санитарно-просветительной работы с детьми и родителями (законными представителями) по вопросам профилактики детских болезней и формированию здорового образа жизни;
оказание консультативной помощи врачам отделений медицинской организации по вопросам профилактики, диагностики и лечения детских болезней;
участие в проведении анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности детей;
ведение учетной и отчетной документации, представление отчетов о деятельности Отделения в установленном порядке.
8. Отделение может использоваться в качестве клинической базы научных, высших и средних образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования.
9. Отделение для обеспечения своей деятельности использует возможности всех лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой оно организовано.
Функциональные обязанности медицинской сестры педиатрического отделения
Должностная инструкция медицинской сестры педиатрического отделения
На должность медицинской сестры педиатрического отделения назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело» или среднее медицинское образование, сертификат по специальности «Сестринское дело в педиатрии». Назначается и увольняется главным врачом больницы но представлению главной медицинской сестры в соответствии с действующим законодательством. В своей работе руководствуется настоящим Положением, законодательными и нормативными документами Российской Федерации по вопросам здоровья населения, а также распоряжениями и указаниями вышестоящих органов и должностных лиц. Постоянно совершенствует свои знания и умения.
1. Проводит санитарно-просветительную работу среди детей, их родственников и населения, консультирует по вопросам здорового образа жизни, питания, грудного вскармливания, соблюдает правила медицинской этики и деонтологии при общении с персоналом, родителями и детьми.
2. Обучает родителей уходу за здоровым и больным ребенком, выполнению санитарно-эпидемиологических требований ухода за детьми. Осуществляет патронажную работу в семье, собирает информацию об условиях воспитания ребенка, особенностях его характера, привычках для успешного осуществления ухода за ним.
3. Обеспечивает доврачебную медицинскую помощь детям при неотложных состояниях, организует правильную транспортировку пострадавших.
4. Обеспечивает доврачебный этап профилактических осмотров детей различного возраста на основе скринирующих программ.
5. Планирует вакцинопрофилактику и осуществляет контроль за ее проведением.
6. Осуществляет контроль за выполнением ребенком и родителями рекомендаций и назначений врача.
7. Выполняет программу лечебно-профилактической помощи ребенку, назначенную врачом. Планирует и осуществляет сестринский уход за пациентами в соответствии с приоритетами потребностей.
• прием пациентов в лечебно-профилактическом учреждении (отделении);
• осмотр на наличие педикулеза, обеспечение больного индивидуальными предметами ухода;
• сбор материала от больных для лабораторного обследования;
• выборку назначений врача из историй болезни;
• подготовку пациентов к инструментальным методам исследования;
• соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в отношении ребенка, родственников и себя лично;
• контроль за питанием ребенка в условиях лечебно-профилактического учреждения и дома, качеством и соответствием передач, принесенных родителями, разрешенным ассортиментом;
• составление порционных требований на диетостолы;
• контроль за состоянием больного с регистрацией любых изменений, принятие решений в соответствии с уровнем своей компетенции.
9. Представляет врачебному персоналу своевременную информацию об ухудшении состояния пациента, осложнениях, возникших в результате проведения медицинских манипуляций.
10. Регулярно повышает квалификацию.
1. На основе норм медицинской этики и деонтологии требовать от детей и их родителей соблюдения рекомендаций врача и режима лечебно-профилактического учреждения (отделения).
2. Получать необходимую информацию для четкого выполнения своих обязанностей.
3. Вносить предложения но совершенствованию работы младшего и среднего медицинского персонала отделения учреждения.
4. Проходить аттестацию (переаттестацию) с целью присвоения квалификационных категорий.
5. Участвовать в мероприятиях, проводимых для средних медицинских работников лечебно-профилактических учреждений, участвовать в работе профессиональных медицинских ассоциаций.
6. Повышать свою квалификацию.
Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
И днем, и ночью: медперсонал послеродового отделения, кто чем занят в роддоме
Обязанности медперсонала в роддоме. Вопросы, которые можно задать после родов акушеру-гинекологу, педиатру.
Медперсонал послеродового отделения
Роды, в течение которых вы находились под постоянным контролем медицинского персонала, позади. Но пока вы находитесь в роддоме, за вами и за малышом будут постоянно наблюдать. И если раньше, пока малыш был в животике, его состояние контролировал врач, у которого наблюдалась мама, то теперь у каждого из вас будет свой доктор.
С первых же суток пребывания в послеродовой палате вас будут посещать врачи и медсестры. И порой трудно разобраться, к кому из них с каким вопросом обратиться, кто поможет той или иной ситуации.
Весь медицинский персонал подразделяется на тех, кто отвечает за молодую маму (это акушер-гинеколог и акушерка), и тех, кто следит за ребенком (педиатр и детская медсестра). Также можно разделить их на врачей, которые делают назначения, и средний медперсонал, который эти назначения выполняет. У всех есть свои обязанности, поэтому постарайтесь сразу же запомнить, кто есть кто.
Акушер-гинеколог
Если вас перевели в послеродовую палату в дневное время, то акушер-гинеколог осмотрит вас в этот же день. Если же рабочий день уже закончен (обычно в роддомах он заканчивается в 16:00), то врач послеродового отделения придет с утра. После кесарева сечения, пока женщина находится в отделении интенсивной терапии, и в случае, если роды протекали с осложнениями, молодую маму обязательно осмотрит дежурный врач. В последующем каждый день акушер-гинеколог с утра делает обход, на котором смотрит, как сокращается матка, хорошо ли заживают швы, оценивает состояние молочных желез и количество послеродовых выделений. После того как женщина сдаст анализы (если все нормально, анализы сдаются на третьи сутки после родов), врач расскажет об их результатах и, если необходимо, может назначить какие-либо лекарства. Если потребуется, акушер-гинеколог осмотрит молодую маму на кресле. Влагалищное исследование проводится женщинам после кесарева сечения (на 6-е сутки) и тем роженицам, у которых слишком много выделений, плохо сокращается матка, беспокоят боли, у кого по результатам УЗИ в полости матки имеются сгустки и размеры матки больше нормы.
Перед выпиской доктор производит снятие швов с промежности (на 5-е сутки), с передней брюшной стенки, если была операция кесарева сечения (на 6-7-е сутки). В ряде роддомов накладываются рассасывающиеся швы, снимать которые не нужно.
Всем женщинам, у которых была проведена операция кесарева сечения, на 4-е сутки после нее проводят УЗИ матки. Остальным женщинам УЗИ проводится по показаниям (боли внизу живота, повышение температуры, плохое сокращение матки, задержка выделений из полости матки или слишком большое их количество).
Обход акушером-гинекологом совершается каждый день. Перед обходом необходимо опорожнить мочевой пузырь, подмыться, снять нижнее белье и подложить чистую пеленку.
К акушеру-гинекологу можно обращаться со всеми проблемами и жалобами, которые касаются вас и вашего состояния. Если вы чувствуете слабость, головокружение, боль внизу живота, у вас поднялась температура, вы не можете сходить в туалет или вас беспокоит что-то еще, об этом обязательно нужно сообщить врачу. Желательно это сделать на обходе, но если проблема возникла позже, не нужно ждать следующего утра, так как медицинский персонал работает круглосуточно. В вечернее и в ночное время можно обратиться к дежурному врачу. Это обязательно нужно сделать, если у вас ухудшилось состояние или началось кровотечение (количество выделений резко увеличилось, при этом вы можете почувствовать головокружение). К дежурному врачу чаще всего обращаются в экстренных ситуациях. Все остальное решает лечащий врач.
Акушерка
Акушерка — ваш главный помощник. После того как молодая мама оказалась в послеродовом отделении, акушерка поможет перелечь с каталки на кровать, а потом, через 2 часа, встать, помыться, расскажет о распорядке дня, объяснит, какие правила гигиены необходимо соблюдать, и покажет, где что находится в послеродовом отделении. В последующем в ее обязанности входит измерение температуры и давления утром и вечером, обработка швов после операции кесарева сечения или если были разрывы в родах. Обработка производится 2 раза в день (примерно в 6:00 и в 19:00). Акушерка сообщает, какие анализы и когда нужно сдать (обычно женщина сдает анализ крови, который берет лаборантка, и анализ мочи).
Акушерка покажет, как правильно прикладывать малыша к груди. Она оказывает помощь и в уходе за молочными железами. Когда на 3-4-е сутки приходит молоко и грудь нагрубает, именно акушерка поможет сцедить молоко, если это необходимо. В некоторых роддомах даже есть специальная медсестра, которая занимается тем, что помогает женщинам наладить правильное грудное вскармливание. Акушерка не может сама делать никаких назначений, так же как и отменять их. Она дает таблетки и делает уколы только по предписанию врача акушера-гинеколога. Если акушерка заметила какие-то проблемы у роженицы или женщина сама обратилась к ней с жалобами, она обязана сообщить об этом врачу. Акушерка постоянно находится в отделении, поэтому со своими вопросами, особенно в ночное время, женщина сначала обращается к ней, а она, в свою очередь, вызывает врача, если это необходимо. С какими-то «бытовыми» проблемами (перегорела лампочка в палате, не вымыли пол, дует от окна, протекает кран) тоже можно обратиться к акушерке, чтобы она вызвала сотрудника, который устранит неполадку, или сама помогла молодой маме.
Каждый день акушерка или сестра-хозяйка должна выдавать пациентке стерильную рубашку, на третьи сутки необходимо сменить постельное белье. Стерильные пеленки выдаются по мере надобности (если необходимо, несколько раз в день). Можно взять с собой в роддом одноразовые стерильные пеленки. Акушерка должна ухаживать за женщинами, которым какое-то время нельзя вставать. Их нужно вовремя помыть и дать возможность опорожнить мочевой пузырь. Для этого акушерка приносит женщине судно и, если женщина не может помочиться самостоятельно, выводит мочу катетером. Чтобы провести гигиеническую обработку кожи, акушерка протирает женщину влажным полотенцем. К этим женщинам акушерке нужно подходить гораздо чаще, чем к тем, кто может сам обратиться за помощью.
При выписке акушерка выдает женщине справку, в которой указана дата родов и пол ребенка. Также женщине отдается обменная карта и талон родового сертификата.
Педиатр в роддоме
Педиатр — это детский врач. Он следит за состоянием малыша. Первый осмотр ребенка проводится в родовом блоке, сразу после рождения, но затем педиатр должен обязательно осмотреть его в течение 2 часов после перевода в послеродовую палату. В последующие дни педиатр каждый день совершает обход, а вечером приходит дежурный врач, чтобы посмотреть, все ли у вас в порядке. Если ребенок находится с мамой, то врач осматривает его в палате или малыша забирают на осмотр в детскую, если же ребенок лежит отдельно — в палате интенсивного наблюдения или в реанимации, то врач осматривает его там.
Педиатр смотрит, правильно ли сформирован ребенок, проверяет врожденные рефлексы, наблюдает за самочувствием малыша. Он контролирует, как изменяется вес малыша (в первые 2-3 суток ребенок теряет до 10% от массы тела, затем начинает прибавлять в весе), достаточно ли ему молока или необходим докорм, не появилось ли каких-то аллергических реакций. На каждом обходе врач контролирует, как заживает пупочная ранка. Если малышу требуется терапия, педиатр делает свои назначения. Он также решает, вопрос о прививках — можно ли делать их по графику или имеются какие-то противопоказания (в роддоме малыша прививают против гепатита В и против туберкулеза, обязательно с согласия матери).
В любое время суток, если вам кажется, что с малышом что-то не в порядке, нужно обратиться к медперсоналу. Сперва нужно сообщить о своих опасениях детской медсестре, поэтому после первого же знакомства поинтересуйтесь, где находится ее пост и сестринская. В детской реанимации и в палате интенсивной терапии медсестра находится круглосуточно около малышей и следит за их состоянием. Если ребенку нужна помощь, она позовет врача. В ночное время в отделении всегда присутствует дежурный врач, так как малыш должен находиться под круглосуточным наблюдением, ведь он попал в новую для него среду и в его организме происходят процессы адаптации. Помощь дежурного врача-педиатра, так же, как и помощь дежурного акушера-гинеколога, обычно требуется в экстренных ситуациях, например если сильно закровила пупочная ранка, если малыш вдруг резко побледнел. Вопросы об анализах, назначениях и рекомендациях лучше задавать врачу, который совершает обход каждый день и ежедневно наблюдает за вашим ребенком.
Если по каким-то причинам мать не может ухаживать за ребенком или ему требуется особенно интенсивный уход, малыш переводится в палату интенсивной терапии и находится под круглосуточным наблюдением детского медицинского персонала до тех пор, пока ему нельзя будет находиться совместно с матерью.
Детская медсестра
Детская медсестра, так же, как и педиатр, посетит вас вскоре после перевода из родильного отделения. При раздельном пребывании ребенок сразу же после перевода находится под непрерывным наблюдением медсестры. В любом случае детская сестра сделает малышу первый туалет: удалит с кожи остатки крови и сыровидной смазки, помоет головку, почистит ушки, носик и глазки, продезинфицирует пупочную ранку, обработает антисептиком ноготки. Медсестра должна вас научить пеленать и подмывать ребенка. Вы можете проконсультироваться с ней о том, какие средства гигиены лучше использовать (детское мыло, подгузники, крем).
В дальнейшем гигиенические мероприятия для ребенка будут проводиться утром и вечером. Два раза в день у крохи измеряется температура. Каждый день детская медсестра взвешивает малыша. Лекарства и докорм для крохи вам также принесет детская медсестра, но только если их назначил врач.
Детская медсестра сопровождает женщину при выписке, она же поможет одеть и вынести ребенка.
В заключение хочется сказать, что и при совместном, и при раздельном пребывании с малышом в любое время дня и ночи в отделении находится медперсонал: если маме нужна помощь, ей никогда не откажут. Самое главное — это верить, что все у вас с малышом будет хорошо, и знать, что рядом всегда есть люди, которые не оставят вас одних.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Все, кто работает в детском отделении, умеют читать между строк
Давно я не рассказывала про свою медсестринскую учебу. А тем временем, я закончила практику в отделении детской хирургии. Больше всего на свете я боялась практики именно в детском отделении. Я думала, что тут уж не смогу удержать профессиональную дистанцию, потому что совершенно не умею смотреть на болеющих детей. Я же даже от любой заметки про ребенка в желтой прессе плачу, а тут целое отделение
Но оказалось, что когда надеваешь медицинскую форму, то принимаешь совершенно иную роль. Пациенты вообще на форму реагируют почти всегда одинаково. Даже, если это форма больничного уборщика, то они думают, что перед ними медик, а уж в медсестринской белой форме меня везде считают врачом. Им вообще все равно, что я просто студентка, для них человек в форме, это тот, «кто все знает». А поскольку по моим студенческим обязанностям я должна как можно больше общаться с пациентами и их семьями, то чаще всего они и обращаются с вопросами ко мне, потому что у других обычно нет достаточного количества времени на длинные разговоры.
Так что, надевая форму, я и сама становилась той, кем меня видят пациенты- спокойной, рассудительной, обладающей знаниями. Было бы очень странно, если бы я начинала каждый раз рыдать вместе с мамой какого-нибудь маленького мальчика с переломом ноги, которая только что узнала, что ее полуторагодовалый сын, обычно ни секунды не проводящий без движения, должен будет пролежать три недели в больнице на вытяжении, с зафиксированной неподвижно ногой, лежа на спине.
Если я буду, обнявшись с ней, рыдать, то так я успокоить ее точно не смогу.
Для всех своих пациентов в рамках учебного процесса мы должны составлять программу лечения, в которой пишем медсестринские диагнозы, желаемую цель, основание для вмешательства и его смысл, критерии оценки этой цели. Это делается для того, чтобы научиться различать различных пациентов по многим параметрам- детей, взрослых, пожилых, тех, кто в реанимации, в роддоме, в операционной, в поликлинике. Разные заболевания, разная история у каждого пациента, разные приоритеты.
Один из самых популярных сопутствующих диагнозов в детском отделении- это сильная тревога родителей и других членов семьи, вызванная изменением привычного распорядка жизни, новым состоянием здоровья их ребенка, неизвестными перспективами. Ожидаемая цель в таком диагнозе это спокойные осведомленные родители, которые понимают почему они тут, что их ждет, какие этапы лечения нужно пройти, как это будет выглядеть и что в итоге.
Так вот, в разделе «что надо делать для получения ожидаемого результата», один из центральных пунктов это разрешить семье быть вместе с ребенком столько, сколько им надо, поддерживать участие родителей в уходе за ребенком в больнице и как можно больше вовлекать их. Зачем? Для того, чтобы снизить негативный эффект от вынужденного разделения ребенка с семьей и привычной жизнью, дать им ощущение контроля над ситуацией и вовлеченности в процесс лечения. Вовлекать родителей нас учат как можно больше. Всем манипуляциям, которым можно научить, нужно их научить и пусть делают сами.
Ребенка совершенно не волнует, что я профессиональная медсестра с высшим академическим образованием, он просто хочет свою маму.
Кстати, без родителей или другого близкого человека детям запрещено лежать в больнице. У нас говорят, что, кроме того, что быть со своими родителями это базовая потребность любого ребенка, находиться одному может быть просто небезопасно. Бывали случаи, когда какого-нибудь подростка вдруг обнаруживали в торговом центре через дорогу от больницы. Поэтому, это всегда семейная госпитализация. Если родитель по каким-то причинам ну совсем не может быть вместе с ребенком, то в больнице есть множество волонтеров. Но сначала надо хорошо подумать, кто из близкого окружения мог бы подменить родителей, чтобы не напрягать ребенка еще одним незнакомым человеком.
В детском отделении принцип инструктирования- это основа. Во взрослых, самое главное- объяснить все самому пациенту, а тут и самому пациенту, и его родителям, и бабушкам- дедушкам все рассказать, показать и успокоить. Во время обхода, кроме вопросов о самочувствии ребенка, спрашивают как чувствуют себя родители, все ли понятно, а расскажите, что вы знаете о состоянии ребенка и как это понимаете. Перед началом врачебного обхода мы периодически раздаем им специальные бланки, в которых можно записать вопросы врачу. Потому что, часто бывает так, что в палату во время обхода заходят восемь человек, обсуждают что-то между собой непонятными терминами, задают вопросы, быстро дают краткую информацию и уходят, а родители от волнения забывают все, что хотели спросить. А тут ты просто достаешь заполненный бланк и читаешь по списку то, о чем успел подумать в спокойном состоянии.
В инструктировании и осведомлении нас учат действовать по тем же правилам как и со взрослыми пациентами. Правдивая и наиболее полная информация. Например, если какая-то манипуляция неприятная и болезненная, не надо врать ребенку, что это совсем не больно, одна секунда и все. Сейчас у него устанавливается доверие к системе на всю жизнь, и если все время говорить, что это совсем не больно, а потом делать болезненные манипуляции, то в итоге мы получим взрослого, который не будет доверять врачам, будет бояться больниц, до последнего не обращаться за профессиональной помощью, не будет следовать нашим рекомендациям.
Можно даже дать посмотреть и поиграть во все предметы, которые предполагается использовать. Нужно сказать как есть, но дать ребенку инструменты для понимания процесса.
Тем не менее, в отличие от взрослого отделения, в медсестринской программе лечения, первым пунктом всегда идет диагноз острая боль, или риск острого болевого синдрома. Диагнозы составляются в порядке приоритетности. Боль всегда на первом месте, даже если сейчас не болит или уже не болит. Например, девочке с остеомиелитом, которая не двигала рукой, потому что в плечевом суставе сидела инфекция, сначала было больно, а в процессе лечения боль совсем ушла и рука стала восстанавливаться. Тем не менее, первым пунктом по-прежнему в ее программе всегда шел диагноз «в риске острого болевого синдрома».
Но самое главное, что в компьютерной системе, где находится вся информация о пациенте, в блоке с жизненными показателями (давление, температура, пульс, сатурация, боль), нужно записать, что боль 10 баллов.
Я спрашиваю нашу клиническую руководительницу, а как же врач или медсестра, которые придут на следующую смену, поймут, что не было никакой боли в 10 баллов? Ведь так написано в системе, откуда они узнают, что ребенок, на самом деле, выглядел совершенно прекрасно?
— Все, кто работает в детском отделении умеют читать между строк,
— отвечает мне руководительница. И пишет, что пациент в течение дня гулял по отделению, завтракал, обедал, спал, смотрел мультики, ходил на занятия в образовательную комнату. Сейчас в кровати, рядом с ним мама. Пациент жалуется на сильную боль в десять баллов. Играет в телефон, болтает с друзьями. На языке медиков детского отделения все это означает, что болит, но максимум на 3 балла, отчего был выдан парацетамол и через полчаса, при повторном осмотре, пациент утверждал, что уже не болит.
Или девочка 13 лет, которая уже полгода мучается сильными болями в животе непонятного происхождения. У нее в анамнезе в описании истории болезни будет написано, что «родители сейчас в находятся в процессе развода».
Сильно болит? Сколько?
Критиковать детей нельзя, но еще важнее не критиковать родителей.
Даже, если кажется, что они все делают неправильно, ничего не понимают и сами виноваты. Иногда врачам и медсестрам это сложно дается.
У нас лежит недоношенная новорожденная девочка с тяжелым генетическим заболеванием- она родилась с раскрытым животом, из дырки в животе торчал весь ее кишечник. В первые минуты после рождения прошла тяжелую операцию, и на несколько месяцев ее положили в отделение хирургии, обмотанную миллионом трубок и датчиков. Весит один килограмм, питание получает через зонд в носу. Не плачет, потому что на это нужны силы, которых у нее нет, только изредка еле слышно попискивает.
Главная задача в том, чтобы она смогла получать еду через рот и научилась сосать. В начале моей практики в этом отделении у нее получалось проглотить четыре миллилитра молока через пипетку, и врачи считали это большим успехом.
Ее родители все время с ней и днем и ночью, то вместе, то по очереди.
Никто, конечно, их в лицо не осуждал, но это явно страшно бесило и врачей и медсестер. В итоге, мы с двумя моими однокурсницами решили по очереди дежурить в свободное от других пациентов время- брать Эфрат на руки и просто сидеть с ней на стуле.
Через пару недель этой странной коммуникации между отделением и родителями, на них уже окончательно забили, маленькая мама во время обхода воспринималась уже практически как деталь интерьера. Ничего не спрашивает, ничего не просит, ни на кого не смотрит, выполняет только самые необходимые инструкции, на руки девочку почти не берет.
Только спустя две недели стало понятно, что ей просто страшно часто брать на руки ребенка весом один килограмм, к которой подключены десятки трубок и проводов, а через весь живот идет огромный шрам, который еще не зажил.
В какой-то день девочке нужно было установить центральный венозный катетер. Это стерильная процедура, которая проводится хирургом и родителям присутствовать при ней не разрешается.Катетер установить было очень трудно, обычно это занимает минут сорок, а Эфрат уже третий час не могут его установить.
Все эти три часа под дверью комнаты на стуле сидит мама Эфрат. Сидит молча, никого ни о чем не спрашивает, ни на кого не смотрит, только слушает как все это время ее девочка надрывается от плача. Мама не может туда зайти, и понятия не имеет, сколько времени еще это продлится, и сколько времени она будет сидеть и слушать, как плачет ее дочка, и вообще, будет ли она жить. Она просто сидит, смотрит в пол и тихонько молится.
Еще через три дня, наконец-то, девочке вынули зонд из носа и освободили от некоторых трубок. В этот день с ней был только папа, а мама куда-то ушла и все никак не приходила.Под конец своего дежурства иду по коридору и вижу Сару, она подходит ко мне, счастливо улыбается, спрашивает как у меня дела и спешит к своей палате, на руках у нее полуторагодовалый кудрявый мальчик.
Она вместе с ним тихонько подходит к кроватке Эфрат и показывает ему: “Смотри, Ариэль, это твоя сестра”.