что делают с замечаниями
Дисциплинарное взыскание в виде замечания
За невыполнение или недолжное исполнение сотрудником требований, указанных в трудовом договоре, работодатель может применить некоторые меры наказания по отношению к нарушителю. Согласно 192 статье ТК РФ законными дисциплинарными взысканиями являются замечание, выговор и увольнение.
Применение той или иной меры наказания при различных трудовых спорах регламентируется в том же законодательном акте. В данной статье рассмотрим такой вид дисциплинарного взыскания, как замечание.
Замечание, как один из видов дисциплинарных взысканий
Данное дисциплинарное взыскание обычно осуществляется в письменной форме.
Нарушитель в объяснительной записке может указать факты его невиновности или уважительные причины, вследствие которых был совершен проступок.
Если указанные в документе аргументы работодатель сочтёт весомыми, замечание не будет вынесено сотруднику. Уважительными причинами считаются болезнь, несоблюдение начальством условий труда, отсутствие материалов для работы.
Работодатель имеет право применять любое дисциплинарное взыскание (в частности замечание) только в тех случаях, когда сотрудник не соблюдает юридически закреплённые в трудовом договоре обязанности.
Нарушения, за которые целесообразно применить взыскание
В Трудовом кодексе Российской Федерации нет строгих указаний, за какие проступки стоит применять то или иное дисциплинарное взыскание. Но все нарушения установленных в договоре требований делятся на незначительные и более серьёзные. Зачастую работодатель сам устанавливает меру наказания.
Но всё же существуют некоторые рамки, которые определяют вид дисциплинарного взыскания за тот или иной проступок.
Работодатель может сделать замечание за:
Рассмотрим каждый случай в отдельности.
Самым распространённым примером негрубого нарушения трудовых обязанностей является опоздание на работу.
За однократный проступок данного типа грозит замечание, которое действует ровно 1 год после оформления приказа. Если сотрудник в течение данного периода опаздывает на рабочее место неоднократно, то работодатель в праве применить другое, более серьёзное дисциплинарное взыскание, чаще всего, отстранение от должности.
Зафиксировать опоздание можно:
За однократное неисполнение трудовых обязанностей так же грозит замечание.
Порядок оформления
Если доказана вина сотрудника и несоблюдение им требований, указанных в трудовом договоре, составляется акт о применении взыскания. Для его оформления требуется:
Последствия
Ни замечания, ни выговоры не заносятся в трудовую книжку сотрудника. Но данные дисциплинарные взыскания, как и увольнение, имеют серьёзные последствия.
Он действует в течение 1 года. Если в период данного срока сотрудник не совершал никаких проступков, то такое дисциплинарное взыскание не несёт за собой последствий.
Но неоднократные даже незначительные проступки, за которыми последовали замечание или выговор, могут привести к увольнению сотрудника. Данное дисциплинарное взыскание в обязательном порядке будет внесено в трудовую книжку. Это может привести к проблемам при последующем трудоустройстве.
На какой больничный можно рассчитывать если у вас удалили аппендицит? В нашем материале вы найдете нужную вам информацию.
Узнать все, что вам нужно о серой зарплате, вы можете в статье по этой ссылке.
Что делать в случае несогласия сотрудника с вынесением дисциплинарного взыскания?
Каждый сотрудник имеет право на обжалование той или иной меры наказания за проступок. В случае несогласия с вынесением дисциплинарного взыскания можно обратиться в Государственную Инспекцию труда, в суд или в органы, разрешающие трудовые споры. По факту обращения будет произведена тщательная проверка.
По результатам произведённой проверки он будет привлечён к административной ответственности. Также работодателя обязывают возместить невыплаченные ранее стимулирующие (т.е. премию) с процентами.
Вас критикуют? Как отвечать на »наезды»: 8 ситуаций
Как правильно реагировать на критику и сохранять уверенность в себе
Элис Мьюир психолог, сертифицированный Британским психологическим обществом, преподаватель, тренер, автор и коуч по персональному росту
Одна из вещей, с которыми сложнее всего справиться, сохраняя ассертивное поведение, — это критика. Она может ранить ваши чувства и задевать самоуважение. Иногда критика настолько расстраивает, что вы принимаете даже несправедливые замечания и переживаете по этому поводу. Учимся правильно реагировать на критические замечания начальника и коллег.
На самом деле критические замечания бывают как реалистичными и справедливыми, так и необоснованными. Критиковать можно тактично или грубо, наедине или перед аудиторией. И случается, что человек ведет себя неправильно. В некоторых случаях такое поведение становится стандартной моделью. Остановимся на нескольких способах реагирования на критику: справедливую и несправедливую.
Как реагировать на справедливую критику
Принять критику. Самое простое — согласиться с замечаниями без демонстрации чувства вины, оправданий или извинений. Мы все совершаем ошибки, и лучшее, что можно сделать, это признать ошибку, исправить ее, сделать нужные выводы и двигаться дальше. Говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Руководитель: «Вы не слишком хорошо справились с заданием».
Вы: «Да, согласен. Попробую переделать».
Попросить дополнительную информацию. Еще один вариант — принять негативный отзыв, но сразу же попросить дополнительную информацию у критикующего. Задавайте любые уточняющие вопросы — абсолютно любые — по поводу услышанного. На самом деле совершенно не важно, о чем вы спрашиваете, — с помощью этого приема вы «разбавляете» критику и демонстрируете, что уверены в себе и контролируете ситуацию.
Руководитель: «Вы не очень хорошо провели встречу».
Вы: «Да, получилось не слишком эффективно. На ваш взгляд, проблемы возникли в начале встречи или позже?»
Что делать, если критика несправедлива?
В силу различных причин незаслуженная критика ранит сильнее, чем справедливые замечания. Ознакомьтесь с тремя видами реакции на несправедливую кри-тику, не забывая, что жизнь бывает несправедлива ко всем. Тогда неприятная ситуация пройдет менее болезненно.
Не соглашаться с критикой. Главное — оставаться спокойным и дружелюбным. Сделайте небольшую паузу, а затем мягко не согласитесь с замечанием. Например:
Коллега: «Вы вечно опаздываете на встречи».
Вы: «Ну что вы, я не вечно опаздываю. Возможно, такое случилось один или два раза, но определенно я опаздываю не всегда».
Попросить дополнительную информацию. Вы можете дружелюбно и с энтузиазмом задавать уточняющие вопросы, чтобы получить дополнительную информацию, пока ваш критик не пожалеет, что он вообще поднял эту тему!
Избегать прямого ответа. Постарайтесь уклониться от прямого ответа, завуалируйте ситуацию, пусть она станет неясной; ничего не отрицайте и не подтверждайте, не давайте вашему критику информацию, за которую он мог бы зацепиться. Так его замечания не попадут в цель. Со стороны все выглядит, словно критика принята, но не оказала на вас практически никакого эффекта. Такое поведение отбивает охоту незаслуженно критиковать вас в будущем.
Немного практики, и вы сможете овладеть этим искусством. Такие слова, как «возможно», «вероятно», «может быть», сделают неопределенной любую тему. Или попробуйте отвечать, используя следующие фразы: «Возможно, вы правы, всякое случается. », «Сложно сказать наверняка. », «В ваших словах есть доля истины. »
Как быть со скрытой критикой?
Иногда коллеги или руководители высказывают замечания и претензии открыто, и с этим бывает довольно сложно справиться. Но время от времени все мы сталкиваемся со скрытой критикой — манипуляциями и непрямой агрессией. Порой люди даже не отдают себе отчета в том, что произносят оскорбительные и неприятные вещи. Вы знаете, как это бывает. Вот несколько примеров:
— Не беспокойтесь, оставьте все как есть. Я сам об этом позабочусь.
— Вы уверены, что ваш способ лучший?
— Разве вы еще не закончили отчет?
Комментарии подобного рода обычно произносят дружелюбно, иногда даже с улыбкой, но при этом возникает смутное ощущение, что вас раскритиковали, хотя вы в этом не вполне уверены. Такой вот «улыбающийся убийца». Вы теряетесь в поисках ответа, а тем временем момент упущен. Или, возможно, вы, инстинктивно чувствуя, что на вас нападают, демонстрируете раздражение и гнев. Однако собеседник тут же принимает изумленный вид и говорит что-то вроде:
— Что? Что я сказал? — Я вовсе не имел этого в виду. вы слишком остро реагируете.
— Вы все придумали. так обидчивы. у вас проблема с восприятием.
Такие замечания заставляют человека ощущать свою незначительность и подрывают его уверенность в себе. Помните, подобные критические комментарии в ваш адрес могут войти в привычку, если вы будете это позволять, поскольку доказать, что они являются оскорблением или агрессией, достаточно трудно. Так как же на них реагировать?
Лучший способ — спокойно, бесстрастно и не угрожая дать собеседнику понять, что вы отлично понимаете подоплеку его высказываний. Получив такой отпор один раз, большинство людей отступят и вряд ли захотят повторить этот фокус. Коллеги ведут себя с вами оскорбительно только тогда, когда вы спускаете им это. Прежде чем перенести подобную ситуацию в реальность, отрепетируйте свое поведение. Однако прибегайте к этому способу, только если ваша реакция не вызовет нежелательных последствий.
Можно согласиться с замечанием — открыто, но достаточно бесстрастно, и сопроводить спокойным комментарием, как в примере 1 из следующей таблицы.
На неясное утверждение вы можете ответить не менее неопределенной фразой. Так вы завуалированно признаете скрытую критику, как в примерах 2 и 3. Уклонение от прямого ответа «разоружит» вашего оппонента и даже разочарует, поскольку он не поймет, достигла ли его критика цели.
Вот примеры разных видов реакции на три случая скрытой критики, описанных ранее.
Замечание как дисциплинарное взыскание
Работодатель может сделать вам замечание за нарушение трудовой дисциплины, но все должно быть оформлено правильно. Устное замечание не имеет юридических последствий, чего нельзя сказать о письменном.
Я юрист по трудовому праву. В этой статье я расскажу, когда и за что работнику могут сделать замечание, когда его объявить нельзя, как все правильно оформить и каковы правовые последствия для сотрудника.
В статье расскажем:
Когда могут объявить замечание
Замечание – это один из видов дисциплинарного взыскания (ст. 192 ТК РФ). Оно самое легкое. Есть еще посерьезнее – выговор, самое серьезное – увольнение по ст. 81 ТК РФ.
Как правило, замечание делают за небольшие проступки. За что обычно применяется такое взыскание:
Некоторые работодатели относятся лояльно к сотрудникам, и могут ограничиться простым замечанием, когда есть основания для увольнения. Например, за прогул или распитие спиртного на рабочем месте.
Применение дисциплинарного взыскания (любого) – это право, а не обязанность работодателя. Он может вообще ничего не делать при нарушениях трудовой дисциплины.
Когда наказать нельзя
Работодатель не вправе сделать вам замечание, если вы не выполнили работу, которая не входит в ваши обязанности по должностной инструкции. Если вас не ознакомили с режимом работы под роспись и вы опоздали, привлечь к дисциплинарной ответственности тоже нельзя.
Также замечание можно считать необоснованным, если вы опоздали по уважительной причине: например, по дороге на работу попали в аварию, пришлось долго ждать ГИБДД, а потом еще и оформлять ДТП.
Особенности
Есть особенности применения взысканий, которые важно учитывать:
Замечание, сделанное в устной форме, с юридической точки зрения не считается взысканием. Все нужно оформлять только письменно.
Потом взыскание может быть снято
Теперь о том, когда снимается взыскание. Директор может сам отменить его, если видит, что вы стали лучше работать и перестали нарушать трудовую дисциплину. А если и не отменит, замечание само аннулируется через год, если за это время вас повторно не привлекут (ст. 194 ТК РФ).
Помните про последствия
Замечание – это первый шаг на пути к увольнению. Если вы не исправитесь, потом вам могут вынести еще несколько взысканий, в том числе и выговоры. Кроме того, все документы по взысканиям хранятся в личном деле, и в этом тоже ничего хорошего нет.
Еще одно негативное последствие для работника – лишение премии. ТК РФ этот вопрос не регламентирует. Однако в положении компании о премировании персонала может быть пункт, согласно которому сотрудников могут лишать стимулирующих выплат за хорошую работу, если они получают дисциплинарное взыскание. Аналогичного мнения придерживается и Минтруд.
Для сотрудников МВД
Если вы служите в МВД и замечание сделано в письменной форме, взыскание будет погашено только через год. Замечание, сделанное публично в устном виде, аннулируется по истечении одного месяца.
В МВД последствия гораздо печальнее, чем на гражданке. Если вы и далее продолжите нарушать служебную дисциплину, вас не только лишат премии, но еще и могут вынести обычный или строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии. Или переведут на нижестоящую должность (ст. 50 ФЗ от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе…»). Если исправитесь, ничего страшного с вашей работой не случится.
Для военнослужащих
Для военнослужащих дисциплинарное взыскание в виде замечания применяться не может – оно не предусмотрено ст. 28.4 ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе…». Зато там есть выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинской должности или звании, досрочное расторжение контракта.
Самое легкое взыскание – выговор. Одновременно с ним могут лишить премии или снизить ее. В п.76 Приказа Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 г. № 727 «Об определении…» сказано, что конкретный размер премии зависит от качества и эффективности выполнения обязанностей в месяце, в котором она выплачивается, но учитываются и имеющиеся дисциплинарные взыскания.
Для госслужащих
Замечание для госслужащего тоже влияет на поощрение. При определении размера премии учитываются следующие моменты (Приказ Минэкономразвития от 21.09.2017 №472 «Об утверждении положения о порядке…»):
Если замечание вам объявлено за несоблюдение дисциплины или должностной инструкции, либо по другим законным причинам, лишить премии или снизить ее размер могут.
Все нужно оформить правильно
Теперь о том, как оформить замечание. Сначала руководитель должен зафиксировать проступок в акте, затем затребовать у вас объяснительную записку.
Дальнейшие действия таковы:
Нет смысла отказываться давать объяснительную записку или расписываться в приказе. Это никак не помешает директору наложить взыскание, зато может еще больше усугубить ваше положение в коллективе в психологическом плане.
Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)
Содержание и образец приказа
Работодатель может использовать форму приказа, утвержденную локальными актами компании. В нем должны быть указаны следующие сведения:
Как оспорить замечание
Если вы не согласны с замечанием, можно попробовать его оспорить:
КТС рассматривает споры быстрее, зато в суде у вас больше шансов.
Через КТС
В состав комиссии входят представители работников и работодателей, причем в равных количествах. Вы можете обратиться туда с заявлением, и его рассмотрят в течение 10 дней.
В ходе рассмотрения вы должны присутствовать лично. КТС также изучит представленные документы, выслушает свидетельские показания. Решение принимается на тайном голосовании. Если голосов в вашу пользу будет больше – вы победили.
Решение КТС вступает в силу через 10 дней, еще три дня работодателю отводится на его исполнение. Он должен будет отменить приказ о взыскании, а если вас еще и лишили премии – восстановить ее в полном размере.
Через суд
У вас есть три месяца, чтобы обжаловать приказ о замечании в суде. А еще туда вы можете обратиться, если не согласны с решением КТС – достаточно подать исковое заявление об отмене решения комиссии по трудовым спорам. Но то же самое может сделать и руководитель, если он с ним не согласен.
Такие дела рассматривают районные суды. Вы можете подать иск онлайн через ГАС «Правосудие», загрузив туда файл заявления и сопутствующие документы: копию оспариваемого приказа, трудового договора, объяснительной записки, и пр.
Судебная практика
Люди в основном оспаривают только увольнение, но в судебной практике есть прецеденты и с оспариванием замечаний или выговоров:
№1. Мужчина исполнял обязанности директора в муниципальном учреждении. Там проводилась прокурорская проверка, по результатам которой обнаружены нарушения. Прокурор вынес представление об устранении нарушений и о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
Директору объявили замечание, с которым он не согласился и обратился в суд. В обоснование требований он указал, что выявленные прокуратурой нарушения уже были до его назначения на должность и появились по независящим от него причинам. В суде просил отменить распоряжение администрации о привлечении к ответственности.
Рассмотрев дело, суд отказал в удовлетворении иска. Было установлено, что с соответствующими предостережениями администрация и прокуратура уже обращались к истцу, но проблема так и не была им решена. Взыскание признали обоснованным (Решение № 2-1456/2018 2-1456/2018
№2. Работнику АО вынесли замечание за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей за то, что самостоятельно, без привлечения профильных служб, подготовил техническое задание и составил смету. Потом он отправил все контрагенту, занизив стоимость оборудования на 20%. С руководством это не согласовывалось.
Мужчина не согласился со взысканием и решил оспорить его через суд, посчитав, что наказание не соответствует тяжести проступка. В иске он просил отменить взыскание и приказ.
Суд удовлетворил иск и отменил приказ, потому как представитель ответчика не представил доказательства, подтверждающие совершение дисциплинарного проступка истцом (Решение № 2-2180/2019 2-2180/2019
Порядок применения дисциплинарного взыскания: пошаговая инструкция
Если работник опоздал, прогулял или не выполнил свои обязанности, его можно наказать. Но важно помнить, что его права защищает закон. Обиженный гражданин пожалуется в трудовую инспекцию, которая вас проверит. Как правильно наказывать, а что делать нельзя, рассмотрим в этой статье.
За что можно наказать работника
Проступки работников делят на два типа — невыполнение условий трудового договора и правил внутреннего распорядка на предприятии.
Согласно договору человека принимают, чтобы он качественно выполнял какие-то обязанности. При трудоустройстве стороны условились об этом, подписали соглашение. Кадровик познакомил новичка с его должностной инструкцией и правилами внутреннего распорядка (ПВТР) на предприятии, в которых четко описаны требования по соблюдению техники безопасности, необходимость своевременного выполнения заданий руководства, режим работы и отдыха, недопустимость грубых выражений, а также ответственность за нарушение всего этого.
Сюда же добавим положение о хранении коммерческой тайны, технические инструкции и иные внутренние акты, которых должен придерживаться персонал.
Прочитав документы, работник расписался в ознакомительном листе и с этого дня несет ответственность. Теперь если он, например, опоздает, то получит «дисциплинарку» и не сможет сказать, что правил не знал.
Как наказать работника
Виды дисциплинарных взысканий четко описаны в ст. 192 ТК РФ. Если сотрудник по своей вине не исполнил возложенные договором обязанности, то к нему можно применить:
Одно нарушение = одно наказание.
В общем случае выбирать можно только из этих трех вариантов. Остальные, выдуманные работодателем, незаконны. На практике урезают зарплату или объявляют строгий выговор. Таких форм нет в ТК РФ, а значит, их применять нельзя.
При этом специальными законодательными актами могут быть предусмотрены иные виды взысканий, например: строгий выговор для военнослужащих, перевод на нижестоящую должность или увольнение в связи со взяткой — в органах внутренних дел.
Чтобы выбрать подходящее наказание, оценивают тяжесть проступка и обстоятельства, в которых он совершен. Голословно обвинить человека нельзя, нужны доказательства. Дисциплинарное взыскание, даже в форме замечания, оформляется приказом и заверяется подписью директора. При этом нужно успеть в сроки:
Включать наказание в личное дело работника или нет, решает фирма. Но в трудовой книжке его не фиксируют (ст. 66 ТК РФ): награждения за успехи вносятся, а взыскания — нет.
Замечание или выговор
Такие меры применяют, когда негативные последствия минимальны, никто не пострадал, фирме или имуществу ущерб не нанесен, а конфликт полностью исчерпан.
Продавец Елена ушла с планерки. На требование заведующей задержаться ответила нецензурной бранью. Начальница решила проучить грубиянку и написала докладную директору магазина. В доказательство привела свидетелей. Елена нарушила должностную инструкцию, в которой прописана обязанность присутствовать на совещаниях, а также внутренний регламент, где установлен запрет на грубое поведение. Но поскольку серьезного ущерба нет, то ей оформили замечание.
Когда опоздания, хамство, забывчивость вошли в привычку, эффективнее будет выговор. А вообще ст. 192 ТК РФ не сообщает, когда и что применять, поэтому работодатель меру выбирает сам. Замечание или выговор действуют только в течение года, после чего наказание автоматически снимается, и составлять приказ об этом не нужно.
Увольнение
Уволить работника просто так нельзя. Основания для расторжения трудового договора по желанию работодателя четко перечислены в ст. 81 ТК РФ:
Помимо этого, при смене владельца новый собственник может назначить своего директора, заместителя и главного бухгалтера. А когда предприятие ликвидируется или сокращается штат, то сотрудникам сначала предлагается другое место работы. И, если они письменно отказались, можно уволить по ст. 74 ТК РФ.
Нельзя увольнять работника на больничном или в отпуске, кроме случаев ликвидации предприятия или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Наказываем работника: пошаговая инструкция
Порядок применения дисциплинарных взысканий закреплен ст. 193 ТК РФ. Рассмотрим процедуру на кокретном примере.
Людмила, гардеробщица медицинского центра, без предупреждения оставила рабочее место. В результате пациенты не могли сдать одежду и опаздывали на приемы. Проступок обнаружила старшая медсестра, получившая жалобу от граждан. Она написала докладную, и теперь нам предстоит оформить дисциплинарное наказание.
Шаг 1. Составляем акт
Подтвердить время отсутствие женщины могут охрана на выходе из здания, видеозапись с камеры наблюдения, показания свидетелей и т. д.
Убедившись, что гардеробщицы нет, завотделением (непосредственный начальник нарушителя) составит акт о проступке с указанием места, времени и обстоятельств отсутствия работника. Сам подпишет его и попросит поставить подписи свидетелей, подтверждающих содержание документа.
Шаг 2. Просим объяснительную от работника
Перед тем, как наказать, нужно узнать причины произошедшего. Возможно, у человека возникли серьезные обстоятельства. Например, стало плохо и он, выбежав на улицу, упал в обморок. Доводы виновника очень важны, на основании их будет определен тип наказания.
Когда Людмила появится, ей вручат акт (под подпись) и попросят в течение 2 дней назвать причины своих действий на бумаге в произвольной форме. Если она не принесет объяснительную в срок — возможно наказать и без этого. Но придется составить еще один акт в присутствии минимум двух свидетелей.
Шаг 3. Выпускаем приказ о наложении дисциплинарного взыскания
В нашем случае работник покинул место на 4 часа — это прогул. Пояснения дать отказался и уважительных причин не назвал. Можно уволить Людмилу — ст. 81 ТК РФ позволяет. Но главный врач пожалел ее и объявил выговор.
Тянуть с приказом нельзя, дисциплинарное взыскание применяется не позднее месяца со дня обнаружения проступка, а не его совершения. Но в нашем случае прогул обнаружили в тот же день (7 июля), значит, до 7 августа работника нужно наказать. Через месяц будет поздно, ведь ст. 193 ТК РФ четко ограничивает время.
С приказом нужно ознакомить нарушителя в течение 3 рабочих дней с даты издания, не считая времени отсутствия (болезнь, командировка, пересменка, отпуск и т. д.). Если виновник отказывается подписывать приказ, то нужно и об этом составить акт.
Снять замечание или выговор можно и досрочно. Обжаловать дисциплинарную ответственность вправе как сам сотрудник, так и непосредственный начальник или профсоюз. Составляется заявление или служебная записка, и если работодатель соглашается аннулировать приказ, то издается соответствующее распоряжение.
При увольнении составляют приказ и делают запись в трудовой книжке. Заработанные деньги выплачиваются в день, с которого уволен работник. Лишать зарплаты или ее части нельзя. Исключением могут быть случаи, когда материально ответственное лицо присвоило или испортило ценности фирмы.