Что такое эмпатия в медицине

Медицинские интернет-конференции

Языки

Роль эмпатии в профессиональной деятельности будущего врача

Хаджибрагимов М.С.
Научный руководитель: асс. Чебан А.Г.

Резюме

В данной работе рассматривается эмпатия как важное качество врача в его профессиональной деятельности. Обсуждается проблема эмпатии как стабильной личностной характеристики, её зависимости от опыта и специализации врача. На основе авторского исследования изучена степень проявления эмпатии среди студентов медицинского университета.

Ключевые слова

Статья

Целью данной работы является определить значение эмпатии в формировании межличностных отношений врача и пациента, влияющих как на процесс лечения, так и на его результат.

1. Провести теоретический анализ проблемы соотношения эмпатии и эффективности деятельности в медицинской практике.

2. Выявить влияние, оказываемое эмпатией на эффективность деятельности врача

3. Определить уровень эмпатии среди студентов СГМУ Им. В.И. Разумовского.

В медицине эмпатией является осознание эмоционального состояния другого человека и демонстрация этого осознания. К примеру, при беседе доктора с больным проявление эмпатии означает осознание слов, эмоций и жестов больного, а еще убеждение больного в том, что доктор понимает его волнения. Таким образом, доктор должен расположить к себе пациента, чтобы тот смог более свободно выразить свою проблему для дальнейшей правильной постановки диагноза и составления плана лечения специалистом. Работа врача характеризуется постоянным эмоциональным взаимодействием с большим количеством людей (пациенты и их родственники, средний и младший медицинский персонал) и ответственностью за самочувствие больных. Способность к сочувствию, общению, уравновешенность считаются важными аспектами профессионализма врача. Так как врач часто подвергается стрессовым ситуациям, то уже в университете необходимо обучаться особенному методу общения, уметь сдерживать собственные эмоции.

Понимание доктором конкретного психического состояния больного, его личного склада считается немало важным фактором, способным сделать лучше качество оказываемой врачебной помощи и добиться комплаентности больных.

Данные статистики демонстрируют, что неадекватная коммуникация доктора с больным является приводит к росту числа исков на медработников, к смене лечащего врача и отрицательным рекомендациям на него. При сравнительном исследовании эмпатических способностей терапевтов и хирургов, выявлено то, что у медицинских работников терапевтического профиля уровень эмпатии несколько выше, чем у врачей – хирургов. У медицинских сестер химиотерапевтического и реанимационного отделения, работа которых имеет повышенный уровень стрессогенности, замечен заниженный и довольно невысокий уровень эмпатии в сочетании с высоким уровнем рефлексии, что указывает на понимание специалистами необходимости сознательного контроля.
Следует заметить, что для доктора контакт с больным считается рабочим моментом, а для пациента этот контакт представляет собой неординарное событие. При первой встрече с пациентом задача доктора выстроить мост доверия, фундамент, на основе которого имеет возможность развиваться плодотворное сотрудничество. Это достигается обходительным, благожелательным отношением к больному.

Больной всякий раз находится в подчинённом положении по отношению к доктору по причине угнетённого состояния, вызванного заболеванием. Важное значение имеет атмосфера, в которой собирается анамнез. Эмоциональный барьер снимается, когда больной чувствует, что внимание врача сконцентрировано на нем, и для него в этот момент нет ничего важнее, чем заботливо выслушивать больного. Вследствие этого во время разговора должны исключаться все помехи: беседы с коллегами, телефонные разговоры и т.д. Нельзя говорить больному, что у вас нет времени, даже если это так. Нельзя говорить на ходу, стоя, двигаясь к двери, неспокойно переминаясь с ноги на ногу.
Во время сбора анамнеза доктор может трудиться за столом (на расстоянии не больше 1 метра) напротив больного, или больной находится вблизи за столом (стол может восприниматься как барьер), при этом доктор обязан глядеть собеседнику в глаза (визуальный контакт), наблюдать за его мимикой.
Некорректно пожилых больных называть «бабушка» / «дедушка», больные в этом случае чувствуют неловкость, и это обращение ухудшает их эмоциональное состояние. Следует заранее приготовить план опроса, до того как собирать анамнез у пожилых людей, страдающих забывчивостью, и которых просто сбить с толку. Во время коммуникации с больным доктор обязан постараться изъяснять все элементарно и доступно, применить конкретные формулировки, помня о том, что любые слова врача оцениваются и интерпретируются больным.

Доктор должен сделать все, чтобы общение не было скучным, напряженным, не осуждать пациента, не заниматься морализацией и лишней монологизацией. Он не должен быть очень сухим и отстранённым или, напротив, излишне доверительным. Ни в коем случае нельзя идти на поводу у пациента, что может помешать беспристрастно расценить ситуацию. Врачу нельзя всецело погружаться в эмоциональное состояние больного, идентифицироваться с ним в страдании и несчастье. Надо сохранять дистанцию, тренируя способность к эмпатии и самоконтролю. Метод общения доктора с больным выбирается в зависимости от впечатлений, которое больной произвел на доктора. Уже в первые минуты общения доктор может сделать вывод о том, насколько информирован больной и что он знает о своём заболевании, доверяет ли он доктору, относится ли он скептически к научной медицине и является приверженцем других способов лечения. Больные, полностью полагающиеся на доктора, не очень информированные и они считают, что могут всецело доверять доктору. Эти больные не требуют подробных объяснений плана лечения. Но данный тип встречается все реже.

С целью определения уровня эмпатии студентов было проведено исследование методом психологического тестирования. В нем приняли участие студенты СГМУ им. В.И. Разумовского. Общее количество респондентов – 140.

Результаты тестирования показывают, что основная масса будущих врачей (80 человек) имеют высокую степень проявления эмпатии, 44 человека имеют среднюю степень и 16 низкую. Респондентов, не имеющих эмпатийных качеств, не найдено.
Основная масса опрошенных имеют высокий уровень эмпатийных качеств, однако это недостаточный результат для людей одной из самых гуманных профессий. Нередко мы сталкиваемся с некорректным поведением со стороны медицинских работников, неумением правильно общаться с больным. Известно, что неосмотрительные слова врача в связи с невниманием к психологическому состоянию больного могут навредить соматическому состоянию и спровоцировать ятрогенные заболевания.

Литература

1.Агавелян Р.О. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: дисс. канд. психол. наук. Ереван, 1995. 158 с.

2.Бережковская Е.Л., Радинская Н.Г. Культурно-историческая и гуманистическая психология: возможные точки схода. Эмпатия как высшая психическая функция // Вестник РГГУ. 2006. № 1. С.126—145.

3.Богачева О.Ю. Эмпатия как профессионально важное качество врача (на примере врачей терапевтов и врачей хирургов): дисс. … канд. психол. наук. Ярославль. 2014. 168 С. Бурно М.Е. О самом главном в клинической классической психотерапии (ККП) // Психотерапия. 2011. № 1. С.17—23.

4. Сестринская практика в контексте этического регулирования / Андриянова Е. А., Засыпкина Е.В., Чебан А. Г. // Биоэтика. – 2011. – № 1. С. 30 – 33.

5.Василькова А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов медиков: дисс. … канд. псих. наук. СПб. 1998. 166 с.

Источник

Медицинские интернет-конференции

Языки

О роли эмпатии в отношениях врач-пациент

Базаркина М.Н., Ступникова Е.Д.

Резюме

В статье рассматривается история термина «эмпатия», роль эмпатии во взаимоотношениях врача и пациента, а также передовые исследования в данной области.

Ключевые слова

Статья

Базаркина М.Н., Ступникова Е.Д.

Министерство здравоохранения Российской Федерации

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра Философии, гуманитарных наук и психологии

О роли эмпатии в отношениях врач-пациент

В настоящее время все большее внимание уделяется модернизации здравоохранения. Ставятся задачи по улучшению качества и доступности медицинской помощи для оптимизации состояния здоровья населения [1]. Кадровая политика направлена в сторону подготовки молодых специалистов, а также непрерывного повышения квалификации медицинских кадров. Однако многие ли медицинские работники имеют актуальный взгляд на организацию своей работы? Или же сосредоточены исключительно на профессионализме, не уделяя должного внимания этике общения с пациентом? Речь идёт об эмпатии, способности врача к состраданию, сочувствию и сопереживанию. Является ли наличие этих качеств основополагающим свойством компетентного практикующего врача или значение эмпатии переоценено? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории термина.

В переводе с греческого «Empatheia» означает сопереживание; постижение эмоционального состояния, проникновение.

Автором термина «Эмпатия» считается Эдвард Титченер, который перевел немецкое слово «Einfuhlung» как «вчувствоваться в. », применительно к эстетике это понятие описывает процесс понимания произведений искусства.

Термин эмпатии стал распространяться в психологической литературе в начале 50-х годов ХХ века. До этого ученые использовали термин «симпатия», но он употреблялся в более широком смысле. Несмотря на то, что понятие симпатии прочно закрепилось в психологии, эмпатия же стала именно «рабочим» термином, хотя до сих пор ученые дискутируют относительно понимания дефиниции данного термина.

Философ-идеалист Теодор Липпс еще в начале ХХ века говорил об эмпатии как о способности почувствовать эмоции и переживания другого человека путем подражания. В том числе, при помощи эмпатии Липпса, можно было воспринять то, что хотел передать автор при создании произведений искусства или архитектурных объектов.

Фундаментальное значение эмпатия приобретает в теории американского психолога К. Роджерса. В терапии Карла Роджерса эмпатии принадлежит ключевая роль. Роджерс считал эмпатию основополагающей установкой врача в терапевтических отношениях и первостепенным условием изменения личности клиента. Эмпатия была признана большинством терапевтических школ в качестве одного из основных навыков терапевта, необходимого для создания благоприятного терапевтического климата.

«Очень редко мы позволяем себе понять, что значат слова, чувства, убеждения другого человека для него самого» (К. Роджерс, «PSIHOLOGIES», 2006 г.).

В 1975 году в своей статье «Empatic: an unappreciated way of being» Роджерс писал: «Эмпатический способ общения подразумевает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого человека: к страху или гневу, к растроганности или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает клиент. Это означает временную жизнь жизнью другого, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Быть эмпатичным психологом весьма трудно. Это значит быть ответственным, активным, сильным и в то же время предельно понимающим и чутким» [2].

Об эмпатии, как о взаимодействии врача и пациента, впервые заговорил основатель психоанализа Зигмунд Фрейд.

В начале 20 века он сформулировал наиболее близкое к современному понятие эмпатии: «Мы используем эмпатию, чтобы поставить себя в состояние психически схожее с состоянием пациента. В собственных эмоциях мы стараемся повторить его переживания, чтобы понять его предельно четко и полно» [6].

Рибо отмечает сложность протекания эмпатического процесса, поскольку зачастую люди, близко чувствующие эмоции других, стараются как можно скорее от этого избавиться просто исключив себя из ситуации и отказавшись от помощи [4].

Штерн же в основном занимался эмпатией детей и указывал на то, что через «чувства с другими» (сострадание, сорадость) можно развить у них «чувства к другим» (любовь, нежность и т.д.).

Говоря об умении правильно владеть навыками эмпатии среди будущих и практикующих врачей можно обратиться к исследованиям Васильковой А.П. В своих работах она говорит о том, что эмпатия- одно из ведущих профессионально значимых качеств медицинского работника, оказывающее решающее влияние на отношения врач-пациент. Уровень эмпатии является стабильной личностной характеристикой и не изменяется сильно в процессе профессионального становления. Эмпатийность врача выводит его общение с пациентом на совершенно другой уровень. А.П. Василькова по итогу своего исследования выявила несколько практических рекомендаций. Ведь далеко не каждый специалист слышал об эмпатии и тем более умеет грамотно строить общение с пациентом [5].

В рамках современной модернизации медицинской сферы особое внимание должно быть уделено формированию эмпатии среди абитуриентов-медиков, студентов и практикующих врачей. Достигнуть этой цели можно разными способами.

На ранних этапах довузовской подготовки возможно выявление абитуриентов-медиков, обладающих достаточным уровнем эмпатии в процессе профориентации и профотбора.

При обучении студентов-медиков возможно увеличение практической составляющей психологических дисциплин и расширения их междисциплинарного взаимодействия с клиническими. Правильная психологическая подготовка студентов развивает не только эмпатийные качества, но и способность решения остропроблемных ситуаций, с которыми будущим медикам придётся сталкиваться очень часто. А среди практикующих врачей развитие эмпатии возможно посредством специальных курсов и тренингов по повышению квалификации.

Способность врача понять персональные особенности пациента, играет огромную роль при установлении доверительных отношений в коммуникации врач-пациент [7]. Врач, который действительно заинтересован в помощи больному в проблеме, с которой тот обратился, несомненно, вызывает большее доверие, и как следствие формирует комплаентное поведение со стороны пациента [8].

Человек, впервые обратившийся за помощью, начинает говорить о своей проблеме довольно поверхностно и осторожно, указывает только на самые очевидные причины своего беспокойства и хочет скорейшей помощи. Если пациент видит понимание, соучастие и заинтересованность со стороны врача, то он стремится подробнее описать изменения в состоянии своего здоровья, тем самым помогая доктору собрать расширенный анамнез образа жизни и заболевания, и соответственно поставить точный диагноз. Когда устанавливается контакт между лечащим врачом и пациентом возникает психологический комфорт в отношениях, пациент детальнее описывает эффект от назначенного лечения или побочные эффекты, а доктору проще назначить другие препараты, внести изменения в план обследования и дальнейшего лечения больного. Если пациент видит небезразличное, участливое отношение к своей проблеме со стороны врача, то он будет уверен в своем выздоровлении и обратится к этому специалисту вновь. Доверительное отношение пациента к своему лечащему врачу является одним из главных компонентов успешного лечения. Как правило, создание таких отношений не представляет для врача особой сложности, поскольку сами пациенты стремятся к эффективному сотрудничеству. При установлении гармоничных взаимоотношений с пациентом врач должен оказывать содействие выражению чувств, идей и ожиданий больного, четко преподносить информацию, взаимно согласовывать с ним цели лечения. Пациент должен принимать активное участие в терапевтическом процессе. Огромное значение имеют также положительные эмоции, сочувствие, поддержка со стороны среднего медицинского персонала.

Следует обратиться к современным исследованиям о роли эмпатии в коммуникации врач-пациент. Ученые из Американской академии хирургов-ортопедов пришли к выводу о том, что пациенты выше оценивают своего лечащего врача, если он понимает их переживания. В качестве респондентов выступили 112 пациентов. По результатам проведенного опроса: удовлетворенность пациентов на 65% зависит от эмпатии врача и только на 35% от таких факторов, как профессиональная грамотность врача, длительность приема, время ожидание в очереди и прочее.

Также в качестве примера можно привести исследования Гриффина. Он установил, что на приверженность пациента к лечению влияют такие факторы, как: поощрение пациентов задавать вопросы; запись вместе с пациентами важной ключевой информации (лекарства, их прием, название процедур и т.д.); информирование пациентов; внимание к эмоциональному состоянию пациента; внимание к ожиданиям пациента.

Таким образом, недостаточно быть хорошим специалистом, если достижение взаимопонимания с пациентом вызывает трудности. Внимание пациентов к личностным качествам врача весьма велико. Необходимо не только развивать новые медицинские технологии, но и добиваться того, чтобы пациенты следовали рекомендациям врача, то есть демонстрировали комплаентное поведение, высокую персональную ответственность и заинтересованность в излечении [8]. Поэтому значение эмпатии в практике врача чрезвычайно велико. Зачастую этот фактор является ключевым при расположении к себе пациента и создании необходимого доверительного общения, что в большинстве случаев позитивно сказывается на качестве лечения. Модернизация медицинской сферы должна получить новое направление для подготовки не только высококвалифицированных врачей, но и специалистов, умеющих сострадать, сопереживать и желающих «делать благо» пациенту.

Литература

Список литературы:

Источник

Развитие эмпатии у будущих медицинских работников

Что такое эмпатия в медицине. Смотреть фото Что такое эмпатия в медицине. Смотреть картинку Что такое эмпатия в медицине. Картинка про Что такое эмпатия в медицине. Фото Что такое эмпатия в медицине

Что такое эмпатия в медицине. Смотреть фото Что такое эмпатия в медицине. Смотреть картинку Что такое эмпатия в медицине. Картинка про Что такое эмпатия в медицине. Фото Что такое эмпатия в медицине

Что такое эмпатия в медицине. Смотреть фото Что такое эмпатия в медицине. Смотреть картинку Что такое эмпатия в медицине. Картинка про Что такое эмпатия в медицине. Фото Что такое эмпатия в медицине

1. Теоретические основы изучения проблемы эмпатии в психологии

1.1. Понятие эмпатии и ее виды.

С точки зрения психологии способность к эмпатии считается нормой. Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнёра по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее. Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции с теми, что возникли в ответ на эмоции партнёра [1].

Выделяют следующие виды эмпатии:

В свою очередь В.В.Бойко различает следующие виды эмпатии:

В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие:

1.2. Функции эмпатии.

Существует достаточное количество исследований, в которых описываются различные функции эмпатии. Простое перечисление разнообразных мнений и точек зрения относительно роли эмпатии в общении не сможет обеспечить глубокий анализ всех функций. Поэтому был выбран путь анализа функций эмпатии на основе обозначения оснований для их классификации и подходов к рассмотрению взаимосвязи между эмпатией и отношениями.

Первым основанием для классификации функций эмпатии в общении может выступать многокомпонентность структуры самой эмпатии. Исходя из того, что эмпатия состоит из эмоциональной, когнитивной и поведенческой сторон, выделяется соответственно три группы функций. Так, в ряд эмоциональных функций эмпатии входят:

1) развитие социальных эмоций;

2) облегчение эмоционального отождествления;

3) актуализация собственного эмоционального опыта;

4) сопровождение эмоциональной социальной децентрации;

5) удовлетворение эмоциональных потребностей;

6) регуляция познавательных процессов на определенных этапах.

Группа когнитивных функций эмпатии состоит из:

1) отражения установок и ориентации объекта эмпатии к окружающим;

2) обеспечения опознания эмоциональных состояний других, их отношений, личностных характеристик по их выразительному поведению;

3) развития способности принять точку зрения другого;

4) снижения избыточной само концентрации;

5) порождения суждений в отношении другого, его сиюминутных мыслей, чувств;

6) ориентации в потенциальных и реальных эмоциональных состояниях другого;

7) построении предположений о направлении изменений в поведении другого;

8) оценки перспективы дальнейших взаимоотношений.

В набор поведенческих функций эмпатии можно включить следующие:

1) регуляция использования средств обращения субъекта посредством оценки их выбора через обратную связь с возможностью последующей корректировки;

2) сопровождение помогающего поведения;

3) выбор адекватных поведенческих актов, способных вызвать партнера по общению на взаимнуюэмпатию;

4) выражение суждений по поводу мыслей и чувств другого в формах взаимодействия, актуальных для его личного опыта;

5) использование форм обращения, которые бы меньше всего причиняли бы вред другому человеку.

Эмпатия также несет функцию корректировки выбранных способов взаимодействия на основе эмпатийной обратной связи. Корректировка осуществляется в сторону наиболее комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения. Особое внимание влиянию эмпатии на результаты совместной деятельности членов реальной группы уделено в работах А.В. Петровского и его школы, в которых исследуется феномен действенной групповой эмоциональной идентификации [5, с. 346].

1.3. Эмпатия как одно из требований к профессионально важным качествам медицинского работника

Медицина является той сферой деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии (Василькова, 1997). Полагают, что высокая эмпатийность врача помогает лучше прочувствовать состояние пациента (Keef, 1973). Наряду с этим, как отмечала М. А. Юровская (1925), врача характеризует способность легко преодолевать неприятные впечатления.

Нельзя не учитывать и того, что медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от больного, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят эмоциональное перегорание и даже невротические срывы (Харди, 1988). Кстати, показано, что у двух третей врачей и медицинских сестер реанимационного отделения наблюдается эмоциональное истощение как один из симптомов эмоционального выгорания. В другой работе выявлено, что эмоциональное выгорание сильнее выражено у врачей-кардиологов, чем у врачей-онкологов и стоматологов (Малышева, 2000). Это объясняется тем, что кардиологи чаще находятся в экстремальных ситуациях.

Отсюда требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивые. Наряду с эмпатичностью медики должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и эмоциональная заторможенность могут быть препятствием для осуществления четких и быстрых действий (Ореховский и др., 1989) [2].

2 Изучение эмпатии как психологического качества личности студента в процессе профессионального образования

Эмпатия как личностная особенность является профессионально необходимым качеством будущего медицинского работника. Успешная деятельность специалиста не возможна при низком уровне развития эмпатии. Важно умение приблизиться к внутреннему миру другого человека в соответствии с его эмоциональным состоянием. Исследования показывают, что одним из наиболее важных факторов развития и изменения характеристик эмпатии является система отношений личности к другому. С этим связана актуальность данной работы, в основе которой лежит изучение эмпатии у студентов – медиков.

2.1 Организация и методика проведения исследования

Практическая часть нашей работы заключалась в следующем:

— определение канала эмпатии;

— на основе количественной и качественной обработки данных подтвердить или опровергнуть гипотезу;

— разработка комплекса рекомендаций, способствующих повышению уровня эмпатии.

В своей работе мы исходим из предположения о том, уровень развития эмпатии у студентов, получающих медицинское образование необходимо повышать в процессе обучения.

Цель исследования: изучить уровень развития эмпатии у студентов, получающих медицинское образование.

В исследовании приняли участие 53 человека.

На первом этапе исследования нами был определён набор методик, с помощью которых мы предполагали выявить уровень эмпатии. Этот набор составили следующие методики:

— Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну.

— Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.

В ходе исследования использовался набор основных и вспомогательных методов психологического исследования: наблюдение, беседа и тестирование.

Математический анализ результатов исследования проводился на персональном компьютере с использованием программы Microsoft Excel.

Впервые опросник для оценки свойства эмпатии был предложен А. Меграбяном и Н. Эпштейном. В опроснике 25 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить степень своего согласия с ним.

Испытуемому выдается ответный лист. Зачитывается инструкция: «Прочитайте приведенные ниже утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите степень своего согласия или несогласия с каждым из них. Для этого в соответствующей графе ответного листа поставьте галочку».

Обработка проводится в соответствии с ключом. За каждый ответ присваивается 1,2,3 или 4 балла, затем, путем суммирования, подсчитывается общий балл по свойству эмпатии. Степень выраженности эмпатии определяется по таблице пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки шкалы стенов.

Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко проводилась для того, чтобы определить, в какой мере развит один из параметров эмпатии. Данная методика состоит из 36 вопросов, по поводу которых следует выразить свое согласие или несогласие, то есть ответить «да» или «нет». Отвечать нужно быстро, не тратя времени на размышление. Ответы заносятся в специальный бланк.

После проведения тестирования подсчитывается число правильных ответов, соответствующих «ключу», по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка. Оценки по каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. В. В. Бойко выделяет 6 таких параметров: рациональный канал эмпатии; эмоциональный канал; интуитивный канал; установки, способствующие или препятствующие эмпатии; проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии.

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение.

Эмоциональный канал эмпатии фиксирует способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, соучаствовать. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать можно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание играет роль связующего звена между людьми.

Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условии дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности, препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация в эмпатии – важно условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации – легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

2.2 Анализ полученных результатов

Анализ результатов методики диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко позволил нам определить преобладающий параметр эмпатии.

Что такое эмпатия в медицине. Смотреть фото Что такое эмпатия в медицине. Смотреть картинку Что такое эмпатия в медицине. Картинка про Что такое эмпатия в медицине. Фото Что такое эмпатия в медицине

Рисунок 1 –Ведущий канал эмпатии по результатам теста В.Бойко

Очень высокий уровень эмпатии у 4% опрошенных. 35% студентов имеют средний уровень развития эмпатии. У 61% студентов уровень эмпатии занижен. Очень низкого уровня эмпатии не выявлено (Рисунок 2).

В 64 % случаев у студентов развитинтуитивный канал эмпатии, что свидетельствует о способности респондентов видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

Что такое эмпатия в медицине. Смотреть фото Что такое эмпатия в медицине. Смотреть картинку Что такое эмпатия в медицине. Картинка про Что такое эмпатия в медицине. Фото Что такое эмпатия в медицине

Рисунок 2 – Уровень развития эмпатии по результатам теста В.В. Бойко

Для определения уровня эмпатии было использовано две методики с целью верификации полученных результатов.

Что такое эмпатия в медицине. Смотреть фото Что такое эмпатия в медицине. Смотреть картинку Что такое эмпатия в медицине. Картинка про Что такое эмпатия в медицине. Фото Что такое эмпатия в медицине

Таким образом, результаты, полученные при помощи методики В.В. Бойко,подтвердились.

3.3 Практические рекомендации

Современные исследования подтверждают возможность формирования эмпатии. К основным методам развития эмпатических качеств можно отнести обучение пониманию знаков, которыми выражаются чувствования (звуки, мимика, пантомимика); развитие воображения, внимания, памяти, живой фантазии, общей впечатлительности; формирование непроизвольно действующих нравственных мотивов, направленности в пользу другого. Необходимо ввести в процесс обучения и воспитания полную и значимую информацию об эмоциональных переживаниях, потенциальных эмпатическому переживанию, о роли эмпатии в межличностных отношениях. Важным является также использование конкретно-жизненного материала и эмоциональных методов воздействия.

Формированию эмпатии будет способствовать прием, называемый «подстановка мотива». Суть данного приема заключается в следующем: осознанная подмена реального мотива поступка другим, реализация которого не удалась по каким-либо причинам. Студенты учатся осознанно применять прием подстановки мотива. Целью его является повышение самооценки студента и развитие у него эмпатии по отношению к людям вообще. Подстановка мотива кардинально меняет вектор поведения, и содержание поступка преображается из негативного в позитивное. Как правило, данный прием позволяет скорректировать поведение студента, но учащийся делает это сам, по собственному выбору, который ему как бы предлагают сделать.

Отметим и то, что положительные подкрепления всегда эмоционально окрашены. В них должно звучать признание достоинств студента как личности, а не как человека, совершающего те или иные поступки. Подкрепление может быть мимическим (улыбка, добрый взгляд, любовное выражение лица), пластическим (дружеский жест, восторженный взмах рук, поглаживание), вербальным (доброе слово, комплимент), предметным (вручение сувениров, цветов и т.п.), действенным (протягивание руки, предложение чего-либо, уступка).

Формированию эмпатии способствует социально-психологический тренинг, позволяющий повысить компетентность в области общения и приобрести навыки межличностного общения. Социально-психологический тренинг, безусловно, представляется нам как метод формирования эмпатической культуры студентов, внутри которого можно автономно использовать и другие методы, в частности, деловые и ролевые игры, дискуссию и т.п. Эффективность тренинга определяется тем, что его участнику предоставляется возможность непосредственно в самом процессе общения оценить свою индивидуальность, навыки общения, скорректировать их. Социально-психологический тренинг позволяет:

— приобрести психолого-педагогические знания в сфере общения;

— приобрести эффективные навыки общения, например, умение войти в контакт, слушать, убеждать и т.п.;

— сформировать установки, необходимые для успешного общения, например, готовность, рассмотреть проблему под «другим углом»;

— развивать способности к самоанализу, к пониманию других людей;

— скорректировать систему отношений к окружающему миру.

Основными элементами тренинга традиционно считаются деловые, ролевые игры и дискуссия.

Библиографический список

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *