что делать телеканал культура
Телеканал «Культура» закрыл выходившую 20 лет программу
Программа «Тем временем. Смыслы», выходившая на телеканале «Культура» с 2000 года (до 2018 года под названием «Тем временем»), больше не будет выходить в эфир. Об этом сообщил на своей странице в Facebook Александр Архангельский, остававшийся ведущим программы с 2002 года.
«Начался новый сезон на канале «Культура». Но завтра некоторые из вас в привычное время включат телевизор — и не увидят нас», — написал Архангельский.
Причин закрытия программы ведущий не знает, в разговоре с корреспондентом РБК он сказал, что с «Культуры» на связь с ним никто не вышел.
«Гипотетически могу предположить, что ушел весь таймслот, связанный с общественными программами. Я не вижу в сетке ни программы [Михаила] Швыдкого, ни программы [Виктора] Третьякова. Наверное, это все-таки закрытие некой тематической ниши и переход на другую тематическую нишу», — предположил Архангельский.
В своей записи в Facebook он отметил, что «Смыслы» никуда не делись и когда-нибудь и где-нибудь они проявятся, а сам он намерен начать сбор средств «на большой, сложный и дорогой в производстве документальный проект».
РБК Архангельский пояснил, что проект будет посвящен истории голода 1932–1933 годов в Поволжье. «А дальше буду смотреть. Ничего драматического не произошло», — резюмировал телеведущий.
РБК направил запрос в пресс-службу ВГТРК, которой принадлежит телеканал «Культура».
Впервые программа «Тем временем» вышла в эфир в декабре 2000 года. В 2004, 2005, 2006 и 2007 годах выдвигалась на соискание премии ТЭФИ в номинации «Информационно-аналитическая программа». В мае 2012 года Архангельский был удостоен премии ТЭФИ за предыдущий год в номинации «Ведущий информационно-аналитической программы» за ведение «Тем временем», поделив награду с Марианной Максимовской (РЕН ТВ, «Неделя с Марианной Максимовской»).
Весной 2020 года программа перестала выходить в эфир, однако в июле на странице «Тем временем. Смыслы» в Facebook появилось сообщение, что программа возвращается. Тогда анонсировался показ снятых еще в предыдущем сезоне выпусков, которые планировалось выдать в эфир весной 2020 года, но их показ отложили из пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. При этом число показов было сокращено с трех до одного в сутки.
Обошлось без политики? Телеведущий Александр Архангельский уходит с канала «Культура»
Вчера известный российский литератор и телеведущий Александр Архангельский попрощался в своем блоге с коллегами по авторской программе «Тем временем», которая выходила на канале «Культура» долгие годы:
Поблагодарив всех персонально, Архангельский сообщил:
«Мы начнем собирать средства на большой, сложный и дорогой в производстве документальный проект. Тем временем, смыслы никуда не делись. Когда-нибудь и где-нибудь они проявятся. До встречи!»
Эта новость не осталась незамеченной ни в СМИ, ни в социальных сетях. Ей сразу же была придана политическая окраска. Вот что написал популярный российский блогер, литературовед Николай Подосокорский:
В ноябре 2018 года Александр Архангельский был исключен из Совета по культуре при президенте РФ. В марте 2020 года подписал обращение ученых, писателей и журналистов к гражданам России против принятия поправок к Конституции РФ, легитимизирующих пожизненное правление Владимира Путина. В нем, в частности, было заявлено следующее: «Вступление в силу поправок, принятых с грубым нарушением определенной Конституцией процедуры, мы вынуждены квалифицировать как разрушение установленного действующей Конституцией правового порядка – как антиконституционный переворот. Такое развитие событий подрывает возможность эволюционного развития нашей страны на принципах народовластия и свободы и грозит обернуться новой трагедией национального раздора». »
Однако, судя по всему никакого отношения к политике эта новость не имеет. Об этом сообщает в своем свежем посте сам Архангельский:
Москвич
Почему вы должны нас знать: авторы программы «Правила жизни» Катя Ливергант и Алексей Бегак
Катя Ливергант: Этот формат и саму программу придумал главный редактор телеканала «Культура» Сергей Леонидович Шумаков. Он автор идеи и общей концепции «Правил жизни», которая заключается в том, что культура, широко говоря, это правила.
Правила в буквальном смысле, то есть правила этикета, дорожного движения и русского языка, а также правила негласные, но не менее важные — представление о том, кто мы и откуда, какой у нас, людей, населяющих эту часть суши, характер, традиции, привычки, как устроен мир внутри нас и вовне. Сергей Леонидович придумал, что говорить о культуре вот так — открыто, с любопытством, не боясь задавать самые простые вопросы, — станет идеальным телевизионным форматом. Так оно и вышло.
У истории нашей первой встречи есть предыстория. До того как мы с Лешей начали совместную работу над программой, команда нашего продакшна «М-продакшн Медиа» уже разрабатывала этот совершенно новый синтетический формат, который потом стал программой «Правила жизни». Это был длительный процесс, ведь подобной передачи, где рубрики настолько не связаны между собой, совершенно обо всем, но при этом собраны воедино, на телевидении еще не было. Запускались в цейтноте — я вообще влезла в работу в процессе, довольно неожиданно, с наскока. Я быстро писала то, что мне приходило в голову по поводу возможного формата передачи; один из вариантов и был отправлен Леше. Надо сказать, что я получила от него жесткую критику, поэтому первое, что я ему сказала при встрече у кабинета продюсера: «А! Так это вы тот самый Алексей, которому не понравились мои верстки?!» Это и было наше дружелюбное знакомство.
Алексей Бегак: Разве так? Я думал, что мы с тобой уже не раз встречались к тому моменту. Как всегда: «А сейчас рассказ жены!» Но я расскажу версию «мужа». Эту встречу я помню. Мы приехали в офис — нас собрали, оповестив, что есть какой-то новый проект. В кабинете было несколько человек, точную тему разговора не помню, но мне к тому моменту уже прислали пилотный вариант сценария. Я только что завершил свой первый телевизионный опыт, которым стала передача «1000 мелочей» — ежедневное ток-шоу, которое делалось на огромной скорости с потерями качества, что, в общем-то, не соответствовало моим представлениям о хорошем. Да и вообще телевизор оказался для меня очень суетным и часто некачественным делом. Я привык работать хорошо — там же мерила были другими: дикий поток работы на дикой скорости. Поэтому и тот сценарий, как и все, которые я видел прежде, показался мне очень быстро написанным, содержал много опечаток и ошибок, на что я и указал автору, Кате, сказав, что было бы хорошо, если впредь тексты будут внятными, а не как в «пилоте». В общем, наехал на нее конкретно, потому что был очень раздражен своей предыдущей работой с редакторами. И вдруг увидел, как у нее из глаз посыпались искры.
Катя: Это абсолютная правда! Одно точно — между нами сразу возникло некоторое напряжение, а когда Леша при всех начал говорить, что я в сценарии перепутала какое-то название и пропустила запятую (хотя я там и правда кое-что пропустила и перепутала), то у меня, конечно, шерсть встала на загривке. Что это вообще такое?!
Алексей: Вот так мило мы и познакомились.
Катя: То, что мы все-таки воплотили идеи в нужную форму, — моя профессиональная победа, которой увенчались поиски, в какой-то момент казавшиеся мне безысходными. Кстати, Леш, ты помнишь, как первые полгода мы снимали в стол, потому что никак не могли нащупать нужный формат? То есть мы начали осенью 2013-го, а первый раз вышли в эфир аж в январе 2014-го.
Первое, что я ему сказала при встрече у кабинета продюсера: «А! Так это вы тот самый Алексей, которому не понравились мои верстки?!»
Алексей: Я даже не знал, что мы полгода не выходили в эфир, у меня это стерлось из памяти. Я помню первую запись, которая пошла на экраны, она был в студии, мы общались с Даниилом Дондуреем. А было ли что-то до этого.
Катя: Были съемки, которые срывались и не склеивались, — все было не подготовлено, сыро, сложившейся команды не было. Мучительные полгода поиска всего, от нужного света в кадре до самого формата. И то, что помнит Леша, — все еще тот неуверенный этап, который, правда, оказался в эфире. Лишь в мае (считайте, уже полгода с первого эфира прошло) стало понятно, что — эврика! — мы наконец-то нашли нужный подход. Это произошло и благодаря нашей команде, мы все очень поддерживали друг друга: наш бессменный ответственный редактор Ольга Кржижевская, режиссер Наталья Попова, оператор-постановщик Станислав Светланов, гример Екатерина Шувалова, группа сильных гостевых редакторов, команда операторов, которые до сих пор стараются подгадать так, чтобы их смены выпадали на наши съемки: «Блин, у вас так интересно!»
И вот с телевизионного сезона 2014/15 мы начали бурное разностороннее развитие: программа стала разрастаться — становиться шире просто правил жизни. Думаю, сейчас не только я, но и все мои коллеги чувствуют, что наши темы — это весь мир, и это потрясающе — передача прямо сама себя продуцирует; темы появляются абсолютно естественно, ведь жизнь предлагает их нам каждый день, а мы просто внимательно и с интересом эту жизнь наблюдаем. «Правила» по-прежнему остаются живой структурой, что удивительно для телевидения, ведь пять лет эфира — это много, но нам все еще интересно идти вперед.
Нашей работе довольно сложно научить, нужно просто сочинять историю, снимать, писать текст и монтировать. Кроме того, на телевидении нужно быстро рассказывать, поэтому главный навык — так придумать и построить материал, чтобы там не было ни одного лишнего слова, а история при этом получилась.
Алексей: Зная, что такое каждый день делать программу, я понимаю, что это дико трудно — быть всегда на высоте и делать 90% ежедневных эфиров «в десятку». У меня же вообще нет школы: я пришел и стал телеведущим сразу и до сих пор удивляюсь, как это могло получиться — у меня?! А сейчас вроде бы считается, что у нас неплохая передача. Единственное, меня до сих пор смущает скорость работы, от которой страдает качество: у меня несколько разговоров в день с разными людьми, все на разные темы, в каких-то я совсем не разбираюсь, поэтому просто сижу и хлопаю ушами, а вся энергия уходит на то, чтобы сделать умное лицо, в других же — активно включаюсь. Был бы я только телеведущим, мог бы готовиться лучше, но я не могу и не хочу тратить на телевизор больше пяти-шести дней в месяц: остальное время — это живопись, архитектура, дизайн, строительство, да и просто сама жизнь.
Катя: Зато Леша очень открыт, это качество невероятно важно в его работе, ведь к нему приходят самые разные люди. Почему у нас белая «коробка», а Леша весь в черном? Это же своего рода табула раса, на ней мы грифелем рисуем мир человека, который пришел в нашу передачу и сказал: «А у меня вот так, такие правила жизни». И главная Лешина задача — предъявить этот персональный мир героя миру большому. Мы стараемся соблюсти баланс между тем, что он как ведущий — функция и личность одновременно, поэтому я всегда прошу, чтобы он говорил в эфире о том, что его волнует.
Я бы очень хотела, чтобы к нам пришел Юрий Дудь — мне было бы интересно с ним поговорить; из актеров — Бенедикт Камбербэтч, Энтони Хопкинс — он совершенно потрясный, — Тильда Суинтон, Колин Фаррелл. Я бы хотела сделать большое интервью с Михаилом Пиотровским; из писателей — если бы это было возможно, то с Михаилом Шишкиным, с Джонатаном Литтеллом и Жозе Сарамаго, если бы он был жив. Интересно было бы поговорить с Владимиром Набоковым, а особенно — с его женой Верой: мне интересно, как себя чувствует женщина рядом с человеком такого масштаба — как она себя ведет, скорее даже, как считает нужным себя вести.
Если говорить о темах, то в социальной сфере мне важно больше рассказывать о тех людях, которые нуждаются в помощи и поддержке; о тех, кто пытается добиться справедливости, но это не удается. В сфере культуры же мне важно ловить новые яркие идеи; звать людей, которые занимаются современным искусством и придумывают клевые стартапы, используя опыт классического искусства и культуры, создают новый актуальный продукт.
Алексей: Пушкин — вот герой, который никогда не придет в «Правила жизни», но так хочется! Мне было бы интересно поговорить с Путиным — интересно именно по-человечески. Катя сказала о Пиотровском, мы однажды делали с ним интервью, и первое, что я у него спросил: «Нравится ли вам ходить на работу?» Он очень воодушевился, начал рассказывать. Мне было бы интересно задать этот вопрос нашему президенту. К тому же я вижу, как человек работает над собой: я помню его в начале президентства и сейчас — как он изменился и пообтесался, научился разговаривать, быстро реагировать.
Катя: Да-да! Одна та сцена на саммите «двадцатки» в Австралии, где он сидел один за огромным, накрытым на много персон столом, чего стоит! Он так довольно сдержанно это вынес.
Алексей: А о чем хотелось бы говорить? Про меньшинства — да, согласен. Не то что меня это очень заботит, но мне не нравится, что нельзя этого делать. Мне не хватает разговоров об алкоголе. Канал про культуру, а о вине говорить запрещено. Но ведь это гораздо больше культура, чем очередной разговор о балете.
Я верю, что телевизор не умрет — много хорошего появляется даже сейчас. Наша аудитория — 55+. Она нам очень предана, телевизор ей очень нужен, и мы стараемся делать для нее качественный продукт. Вообще портрет нашей аудитории довольно сложно описать, но если коротко, это те самые «люди с хорошими лицами». Мой приятель и друг нашей программы Филипп Дзядко смешно рассказывал, как он щелкал по каналам и, говорит, везде все какое-то неживое, а тут раз, смотрю — живые люди смеются, говорят, сомневаются, молчат, думают… Глянул, а это «Правила жизни».
Вообще с теликом парадоксальная штука: у всех, у кого он есть дома, он обязательно включен. В телевизионном мире ходит шутка, что телевизор смотрят жопой: он работает, а ты что-то делаешь. Кстати, у меня такой привычки нет — у нас дома телевизор никогда не работал, кроме тех моментов, когда папа смотрел футбол или программу «Время». Я не телевизионный диссидент, просто в моей жизни этого как не было, так и нет. Парадоксально, но факт — вот такой я работник ТВ.
Алексей: В моей семье телевизор смотрелся: помню, как мы ждали выходные и Новый год, так и ждали «17 мгновений весны» или «Голубой огонек». Тогда ведь вообще ничего не было — лишь черно-белые газеты и плакаты с Леонидом Ильичем о единстве партии и всесилии учения Маркса. И так получилось, что привычка осталась — я до сих пор за ужином включаю телевизор, но это все же новостная передача или Discovery, а не другие продукты.
Двадцать лет с правом передачи
Казалось бы, кому это надо? Очень даже надо, как выяснилось.
Александр Ширвиндт, художественный руководитель Московского академического театра сатиры:
Елена Якович, режиссер документального кино:
Валерий Тишков, академик РАН:
Юрий Бузиашвили, академик, заместитель директора НИИ центра сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева:
Павел Карманов, композитор:
Наталия Дементьева, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, заслуженный работник культуры РФ:
Петр Налич, певец, участник «Евровидения» (2010):
— Конечно очень здорово, что есть канал, посвященный культуре. Хотя в этом есть и некое противоречие, поскольку почти все каналы, на мой взгляд, должны быть посвящены культуре, науке, медицине, истории. Ну и спорту, конечно, тоже. А не скандалам, ток-шоу на самые низкопотребные темы и сериалам про бандитов и полицейских… Что, может быть, не хватает телеканалу? Я бы добросил к ним в сетку вещания программы с живым исполнением музыки. От академической, причем как современной, так и классической, до постпанка и электроники.
Что делать телеканал культура
Сразу: я очень люблю Жванецкого. И уважаю за его старое творчество. И он мною упомянут просто как шильдик. Какая Культура теперь правильная в моей стране.
Но раз уж пошла шумиха вокруг культуры и мне не верят, что Мединский может только с культурой в провинции вести дела, ибо вот военку Путину удалось из-под оккупантов спасти, а Культура второй по важности объект, где русские должны сгинуть с планеты. Путину не хватает времени. Мединскому хватает, но сил мало.
Но он мало что может! Сам сказал, что повлиять на телеканал «Культура» государственного ВГРТК он не может. Не подчиняется государственный канал Культура государственному Министру культуры государства россиянии. Так уж получилось у ельциноидов. И Министру осталась глубокая провинция. И библиотеки в деревне. Но не Центральное телевидении. Ибо власть-то чья в россиянии?
Что такое канал «Культура» сегодня? Это «Культурная революция», это пошлейшая болтовня в «Апокрифе» Ерофеева, человека, который написал, что русская литература — это отстой, что о ней говорить невозможно. Или же абсолютно откровенно русофобская передача г-на Архангельского, в которой на вопрос газеты, почему он приглашает людей одной национальности, он ответил: я не виноват, что они умные… Один из его умников, выдаваемый за великого знатока древнерусского искусства, г-н Лифшиц, договорился до того, что сказал о своей благодарности революции за то, что она позволила ему увидеть подлинный лик Владимирской Богоматери и «Троицы» Рублёва. Я бы ещё две тысячи лет ждал, чтобы увидеть подлинный лик Владимирской Богоматери и «Троицы» Рублёва, но только бы не было революции, которая уничтожила сколько церквей! А сколько икон было сожжено, скольких священников казнили! Если речь заходит об опере или балете, то «Культура» показывает только спектакли западных театров. А разве дождешься, чтобы канал «Культура» приехал осветить какую-нибудь серьёзную выставку?
Знайте, они будут уничтожать нашу культуру! Они радуются, что Псков уничтожают. Они радуются, что идут скандалы вокруг Пушкинского заповедника, вокруг Архангельского. Что канала «Культура» как действительного проводника культуры нет…
**
Лошак жена Лошака. Лошак муж Лошака.
Есть в нашей оккупированной культуре замечательная пара хмырей, кто слегка сильнее Мединского в культуре моей страны.
А почему такой взлёт? Есть ещё один Лошак там на вершине культурки россиянии. Выше уже помянул эту фамилию. Её муж, тоже одесский еврей Лошак Виктор Григорьевич.
Вот почему я и говорю – мы настолько оккупированы, что пройдёт лет десять, пока реально будем вставать с колен. А пока придавлены бетонной плитой всяких лошаков, познеров, сванидзе. А десять лет я не проживу ((((
В одном интервью её спросили: отчего фильм «Прощай, любимая» уже много лет лежит на полке первого канала, только в Израиле и Украине его показали на всю страну?
— Но это же, в общем, простая история. Почему такие проблемы с производством и выпуском?
— Да! Я тоже считаю, что «Прощай, любимая» — это картина не для богемы или интеллектуалов, это нормальное, обычное жанровое кино, которое может существовать на любом телевидении, кроме российского.
Это приговор. Вот такое оккупанты нам оставляют телевидение. Очень ограниченное.