что делать с невостребованным грузом

Что делать с невостребованным грузом

XXI. Порядок реализации и уничтожения

218. Реализации или уничтожению подлежит груз в случае, если он признан невостребованным, а также в случае, указанном в пункте 194 настоящих Правил.

219. Решение о реализации либо уничтожении груза принимается комиссией, образованной перевозчиком.

В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в состав комиссии могут включаться представители государственных органов.

220. Комиссия должна проверить наличие документов и материалов, подтверждающих своевременность и полноту принятых мер по выявлению принадлежности груза, и установить, что имеющихся материалов достаточно для принятия решения о реализации либо уничтожении груза.

221. При решении вопроса о реализации либо уничтожении груза комиссия в обязательном порядке рассматривает следующие документы:

акт, предусмотренный пунктом 181 настоящих Правил;

грузовая накладная (при ее наличии);

розыскное дело (за исключением случая, указанного в пункте 194 настоящих Правил);

акты экспертной организации по экспертизе груза;

распоряжения грузоотправителя, документы об отказе грузополучателя от получения груза (при их наличии);

другие документы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

222. Решение комиссии о реализации либо уничтожении груза оформляется актом о реализации или актом на уничтожение.

223. Грузы реализуются по оценке, устанавливаемой комиссией. Реализация производится через торговые организации.

224. Для уничтожения груз передается в специализированные организации.

225. При реализации груза перевозчик имеет право удержать из полученных сумм все причитающиеся ему и другим лицам суммы на возмещение расходов, связанных с неполучением груза, а оставшуюся сумму перевести грузоотправителю.

(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)

(см. текст в предыдущей редакции)

Реализация груза не освобождает грузоотправителя от возмещения перевозчику и другим лицам расходов, не покрытых за счет средств, полученных от реализации груза.

Источник

Что делать с невостребованным грузом

ГК РФ Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 796 ГК РФ

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Источник

Ваш груз исчез: кто виноват и что делать?

Кто несет ответственность за утерянный или поврежденный груз, отправленный из пункта А в пункт Б транспортной компанией? Как указал Верховный Суд, всегда виноват экспедитор, ему и отвечать. Но клиенту все же надо держать ухо востро, чтобы не попасть впросак

что делать с невостребованным грузом. Смотреть фото что делать с невостребованным грузом. Смотреть картинку что делать с невостребованным грузом. Картинка про что делать с невостребованным грузом. Фото что делать с невостребованным грузом

Кто из нас хотя бы раз в жизни не пользовался услугами транспортной компании? Это удобно. Можно отправить подарок родственникам в другой регион, выслать к месту работы или к новому месту жительства габаритный багаж, передать покупателю проданный через Интернет товар и т.д.

Заполнил документы, отдал груз, получил груз – что может быть проще? Так и есть. Но ровно до того момента, пока с нашим грузом не случается какая-нибудь оказия: он может потеряться в пути, разбиться, его могут выдать непонятно кому. Тут мы задумываемся о своих правах и об обязанностях транспортной компании, ищем «скрытые» пункты в договоре оказания услуг. И если потерю или «гибель» груза мы с вами не можем предотвратить (не от нас это зависит), то варианты компенсации канувшего в Лету багажа предусмотреть должны именно мы – в наших же это интересах. А для этого необходимо разобраться в своих правах и обязанностях экспедитора, обратить внимание на то, что прописывается в договорах. Попробуем?

Обязанности экспедиторов и перевозчиков

У экспедиторов и перевозчиков, которых те нанимают, чтобы доставить груз в точку назначения, обязанностей огромное количество. Не будем утруждать себя изучением всех этих «пунктов». Нам достаточно уяснить три ключевые позиции. Итак, они обязаны:

Кажется, все предельно просто. В теории. А вот на практике возникает немало проблем. То вместо целой вазы клиент получает осколки и сам же оказывается виноват – не заказал дополнительную упаковку или не оплатил метку «хрупкий груз». То экспедитор выдает груз непонятно кому – снова виноват клиент, ведь он не внес в стандартные бланки экспедитора дополнительные сведения для идентификации грузополучателя.

Клиент всегда прав?

Везде выходит, что ты сам виноват. Получается, правило «клиент всегда прав» здесь не работает? Отнюдь. Еще как работает. Вот только права свои знать надо.

Итак, клиент транспортной компании имеет право:

Именно с последним пунктом могут возникнуть сложности. Возмещать утерянный или разбитый груз транспортные компании обычно не спешат. Зачастую добиваться соблюдения этого права приходится в судебном порядке. А чтобы в суде выглядеть убедительно и добиться своего, необходимо иметь неоспоримые доказательства. И все они должны быть прописаны в договоре. Поэтому, прежде чем ставить свой автограф в документе, внимательно его читаем.

4 правила, которые помогут избежать проблем

Главное правило: отправляйте через экспедиторов только тот груз, который не жалко потерять. Особо ценные вещи вроде бриллиантового колье и раритетных предметов лучше перевозить самостоятельно. Понятно, что не всегда это возможно. Но тут уж вопрос приоритетов: груз, время или еще что для вас на первом месте.

Если вам все же пришлось обратиться в транспортную компанию, помните: чем дороже груз, тем выше риск его выдачи не грузополучателю, а неизвестно кому. И наша задача – минимизировать свои потери.

Правило № 1: озвучиваем стоимость груза.

И «озвучиваем» не значит, что достаточно похвастаться его дороговизной. Здесь фишка в другом: обязательно отправляем груз с объявленной ценностью. То есть в экспедиторской расписке указываем, груз какой стоимости перевозится. Зачем это надо? А затем, что при утрате груза вам будет возмещена именно стоимость его объявленной ценности.

Правило № 2: уточняем детали.

Важно детализировать вид груза. Обязательно укажите, какой именно товар вы отправляете: модель, артикул, цвет, размер, марку, производителя, дату выпуска и т.п.

Зачем такие заморочки? Если вы не оценили стоимость груза, то при его утрате будете иметь право на возмещение его реальной стоимости, а чтобы ее, эту самую стоимость, определить, нужно иметь данные о характеристиках груза. Нельзя просто указать в документах «компьютер», ведь они бывают разные.

Правило № 3: документы – наше всё.

Необходимо иметь документы на груз, который вы решили отправить. Они будут служить подтверждением вашего права собственности на груз и, соответственно, его стоимости и характеристик.

Правило № 4: он – и никто другой.

Вы следуете этим простым правилам? Молодцы! Но у нас для вас новость: даже соблюдение всех вышеуказанных рекомендаций не гарантирует сохранность груза. Зачем тогда их выполнять? А затем, что это все поможет вам в суде отстоять свои права и возместить стоимость утраченного груза.

Хитрые пункты в договорах с экспедиторами

Имейте в виду: экспедиторы не лыком шиты и пытаются заранее снять с себя ответственность за утраченный груз, прописывая в договорах весьма интересные формулировочки.

Все экспедиторы включают в правила договора транспортной экспедиции такой пункт:

«Клиент уведомлен и согласен, что экспедитор не производит юридическую экспертизу подлинности подписей и печатей, содержащихся в доверенностях представителей грузополучателя. Экспедитор не несет ответственности за выдачу груза по подложному документу в случае, если из документа явственно без специальных средств и/или познаний не следует, что он поддельный»

«Экспедитор не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза, произошедшие вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Под такими обстоятельствами в том числе понимается выдача груза по подложным документам в результате мошеннических действий третьих лиц».

Что эти пункты в договорах дают экспедитору? А то, что он может даже сам себе выдавать грузы на основании поддельных документов и не нести при этом какой бы то ни было ответственности.

Но! Как бы ни старалась транспортная компания снять с себя имущественную ответственность за утрату груза, закон говорит о презумпции вины экспедитора. Это означает, что он виноват во всем, что произошло с грузом – от момента вручения ему товара до момента выдачи груза клиенту. Экспедитор может быть освобожден от ответственности только при наличии обстоятельств непреодолимой силы, т.е. исключительных и необычных для данной ситуации обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предусмотреть (COVID-19, наводнение, ураган и т.п.).

А вот выдача груза не тому человеку целиком и полностью зависит от действий экспедитора (а не от цунами или землетрясения), поскольку именно он обязан передать груз уполномоченному лицу, предварительно удостоверившись в его личности. Поэтому вышеуказанные пункты, якобы освобождающие экспедитора от имущественной ответственности в случае выдачи груза третьим лицам, ничтожны, так как противоречат закону и их включение в договор с потребителем запрещено в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей.

Кстати, за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, экспедитору грозит административная ответственность. При этом к ответственности могут быть привлечены одновременно должностное лицо, включившее эти условия в договор, и само юридическое лицо.

Получили груз? Рано радоваться

Представим, что все описанное выше оказалось «страшилкой» – груз вы получили. Но это не повод отключать бдительность. Надо убедиться, что груз прибыл в целости и сохранности. Сразу же, не отходя от кассы, включаем видео на телефоне и при экспедиторе вскрываем упаковку – проверяем все, начиная от количества груза и заканчивая его состоянием (вмятины, царапины, трещины и т.п.).

Если случилось так, что вы на радостях подписали документ о получении груза (а внизу обязательно мелкими буквами будет написано, что груз вам передан в целости и сохранности, претензий никаких вы не имеете), а дома вскрыли упаковку и увидели, что ваза разбита, получить возмещение уже не удастся (даже после обращения в Верховный Суд РФ). А все потому, что теперь никакой эксперт не ответит на вопрос, кто разбил вазу – вы или экспедитор.

Потому при экспедиторе проверяем состояние груза и сразу же отражаем в акте все недостатки. Только тогда вы сможете компенсировать свои убытки при повреждении груза.

И споры эти так похожи.

Казалось бы, все во взаимоотношениях клиентов и экспедиторов должно быть уже очевидно. Ан нет! Число споров со временем не уменьшается. Так о чем же спорят транспортные компании с клиентами и какие решения принимают суды?

Такие споры до боли похожи: это или утрата, или повреждение груза. Есть такие истории и в практике юристов компании «Гаврюшкин и Партнеры».

Дело № 1. Клиент отправил транспортной компанией ПЭК из Челябинска в Ярославль, где планировал открыть магазин, запчасти для автомобилей на сумму 900 тыс. руб. Отслеживая состояние груза на сайте компании, он неожиданно обнаружил, что его товар уже выдан. Позже выяснилось, что груз передан на основании поддельной доверенности.

Как повели себя суды? Арбитражный суд г. Москвы в иске отказал, полагая, что клиент сам виноват в произошедшем. Но в Девятом арбитражном апелляционном суде вынесенное решение было отменено: удалось доказать, что виноват все-таки экспедитор. Кассация поддержала апелляционную инстанцию.

Дело № 2. Клиент компании «Кашалот» отправил из Новороссийска в Самару комплектующие для компьютеров на сумму 500 тыс. руб. Но до адресата груз не дошел, а был выдан кому-то на основании временного удостоверения личности.

Как повели себя суды? Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга и вышестоящие суды в иске отказали, сославшись на то, что груз выдан лицу с такими же ФИО, как у клиента, а значит, экспедитор свою обязанность исполнил. Якобы клиент сам виноват в том, что больше данных о получателе груза не предоставил. Только в Верховном Суде РФ удалось добиться отмены судебных решений, доказав, что на территории Российской Федерации все же действует презумпция вины экспедитора (Определение ВС РФ от 15 декабря 2020 г. по делу № 45-КГ20-18-К7).

Да здравствует наш суд!

Подобные дела рассматриваются в арбитражных судах (споры в сфере предпринимательской деятельности) и в судах общей юрисдикции (споры с участием потребителей – простых граждан). Несмотря на единое в стране законодательство, судебная практика поразительно неоднородна: в арбитражных судах стоимость груза взыскивали с экспедиторов, а в судах общей юрисдикции практически в 90% случаев клиентам отказывали в исках, ссылаясь на отсутствие вины экспедитора в произошедшем.

Так было раньше. Надеемся, что больше не будет. А все потому, что определение Верховного Суда РФ по делу клиента «Кашалота» (дело № 2 – читаем выше, если пропустили) расставило все точки над «i». Верховный Суд доступно разъяснил то, что юристы нашей компании из инстанции в инстанцию пытались донести до судей: в Российской Федерации действует презумпция вины экспедитора. Даже при отсутствии его вины экспедитор несет ответственность за все, что произошло с грузом (кроме цунами, наводнений и землетрясений, конечно).

Источник

Статья 82 КВВТ РФ. Невостребованный груз

1. В случае, если в течение сроков, предусмотренных правилами перевозок грузов или соглашением сторон, груз не принят и не вывезен грузополучателем, груз считается невостребованным. Перевозчик обязан уведомить грузоотправителя о том, что груз не востребован.

2. Невостребованный груз перевозчик вправе реализовать в порядке, предусмотренном статьей 85 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 82 КВВТ РФ

1. Согласно п. 1 ст. 82 груз считается невостребованным, если он не принят и не вывезен грузополучателем в течение сроков, предусмотренных правилами перевозок грузов или соглашением сторон. Перевозчик обязан уведомить грузоотправителя о том, что груз не востребован.

Невостребованный груз перевозчик вправе реализовать в порядке, предусмотренном ст. 85 Кодекса, в соответствии с которой реализация грузов осуществляется в соответствии с договором купли-продажи исходя из цены грузов. Цена может подтверждаться документами об оплате стоимости грузов, соответствующим договором либо цена груза определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Исключением из этого правила являются:

— грузы, изъятые из оборота и ограниченные в обороте в соответствии с федеральными законами,

— специальные грузы, в том числе грузы, предназначенные для удовлетворения государственных и оборонных нужд.

2. Некоторые виды грузов по соображениям государственной и общественной безопасности, охраны экономических интересов государства, обеспечения здоровья населения в обороте ограничены. К ним, в частности, относятся следующие:

Изъятыми из гражданского оборота считаются те грузы, которые согласно действующему законодательству не могут быть предметом гражданско-правовых сделок. Не участвуют в гражданском обороте также грузы, которые в принципе могут передаваться другим лицам, но не по гражданско-правовым основаниям, в частности архивные материалы. Не могут быть предметом гражданско-правовых сделок грузы, запрещенные действующим законодательством:

— приспособления для некоторых азартных игр;

— поддельные денежные знаки;

Классификация специальных видов грузов:

1) тяжелый груз представляет собой груз массой более 80 кг;

— продукты растительного происхождения: овощи, фрукты и ягоды, плоды цитрусовых;

— продукты животного происхождения: мясо животных и птиц, рыба и морепродукты, охлажденные и копченые, яйца, в том числе инкубаторные, икра;

— продукты переработки: масло, жиры, замороженные фрукты и овощи, колбасные изделия, консервы, мясопродукты, сыры, молочные продукты;

— живые растения, цветы, саженцы, клубни, семена;

— живой рыбопосадочный материал: мальки, живая икра;

— кровь консервированная, вакцины, сыворотки медицинские и биологические;

— живые человеческие останки, замороженные эмбрионы;

— жидкости в водонепроницаемых контейнерах;

— морепродукты, овощи, живые животные, продукты питания, упакованные в мокрый лед;

— свежие шкуры, эфирные масла, свежие и соленые внутренности;

— живые животные: животные, птицы, млекопитающие, рептилии, рыбы, амфибии;

6) предметы искусства и музейные экспонаты как специальные грузы классифицируются следующим образом:

— пергаменты или предметы искусства из материалов животных и растительного происхождения;

— стекло, эмаль, керамика, ржавеющие металлы;

— скульптуры из камня или отдельные фрески;

— частично ржавеющие материалы;

— картины на полотнах;

3. К перевозке водным транспортом допускаются только доброкачественные скоропортящиеся грузы, которые при транспортировке в сроки, предусмотренные расписанием движения водного транспорта или обусловленные договором, не потеряют своих качеств. Скоропортящиеся грузы принимаются к перевозке по предъявлении отправителем качественных удостоверений или сертификатов установленной формы. Скоропортящиеся грузы животного происхождения принимаются при наличии ветеринарных свидетельств (удостоверений) или сертификатов. Из местностей, объявленных под карантином, грузы принимаются к перевозке по предъявлении отправителем карантинных документов. Качественные удостоверения выписываются в день сдачи груза к перевозке и предъявляются отправителем отдельно на каждую грузовую отправку. В качественных удостоверениях и сертификатах обязательно указываются сроки перевозки грузов. Перевозчик отказывает в приеме к перевозке скоропортящихся грузов, если он не может обеспечить доставку их в сроки, указанные отправителем. Если по каким-либо причинам, не зависящим от перевозчика, скоропортящиеся грузы не отправлены своевременно, перевозчик немедленно извещает об этом отправителя и возвращает ему груз и плату за перевозку. Перевозка скоропортящихся грузов должна осуществляться на основании договоров, заключенных между предприятием отправителями. При перевозке без договоров скоропортящихся грузов последние принимаются к отправлению с сопровождающими или с обязательным опломбированием каждого отдельного места. Скоропортящиеся грузы упаковываются в стандартную тару, которая должна отвечать требованиям технических условий, что подтверждается качественным удостоверением.

Перевозка скоропортящихся грузов производится прямыми рейсами. В исключительных случаях с предварительного согласия порта разрешается принимать к перевозке скоропортящиеся грузы с одной перегрузкой в пути следования. Перевозчик реализовывает грузы в установленном порядке, не ожидая решения отправителя, если задержка с реализацией грузов может привести к их порче или полной невозможности использования их по назначению. О реализации этих грузов перевозчик извещает отправителя и получателя. Перевозка среза живых цветов осуществляется только прямыми рейсами.

4. Перевозка предназначенных для разведения или акклиматизации раков, ценных промысловых рыб, рыбопосадочного материала осуществляется рейсовым и специальным водным транспортом с сопровождающими. Скоропортящиеся грузы, перевозимые в пассажирском водном транспорте в количестве 2 т и выше, принимаются только с сопровождающим. Ранние овощи и фрукты при перевозке на пассажирском водном транспорте до загрузки принимаются в сетчатых мешках без опломбирования при следующих условиях:

— плодоовощи должны быть только твердыми;

— размер ячеек мешка не должен превышать 10 x 10 мм;

— мешки не должны иметь прорывов и должны быть надежно завязаны.

Прием грузов производится непосредственно на складе с весов, разгрузка в порту прибытия и сдачи грузов на склад производится не позднее 1,5 ч после прибытия водного транспорта.

5. Живность принимается к перевозке только при обязательном представлении отправителем ветеринарных разрешений, а в необходимых случаях и разрешений органов карантинной службы. При перевозке живности в пределах одной области предъявление таких разрешений не требуется. Перевозка живности производится с сопровождающими, выделенными отправителем или получателем. Сопровождающие несут ответственность за сохранность животных, а также рыб и птиц, осуществляют уход за ними и кормление в пути, обеспечивают безопасность окружающих. В «Накладной отправителя» записывается «Невыход животных из клетки гарантируется». Отправитель представляет для перевозки живности необходимые корма, питьевую воду, инвентарь для кормления и поения зверей в пути следования, подстилочные и крепежные материалы, ветеринарную аптечку и спецодежду для сопровождающих. Отправитель предусматривает запас кормов на случай непредвиденной задержки ВТ в пути следования. При кратковременных стоянках все двери, люки грузовой кабины открываются, а при стоянке более 1 ч обеспечивается принудительная вентиляция с помощью аэродромных вентиляционных установок. В портах строго соблюдаются особые указания отправителя, записанные в грузовой накладной. К живности полностью исключается доступ посторонних лиц. Животные и птицы находятся в более благоприятных условиях и под постоянным наблюдением представителя отправителя. Отправитель производит погрузку живности, кормов и инвентаря за 1 ч до назначенного срока отхода водного транспорта. По окончании погрузки живности отправитель немедленно сообщает получателю дату и номер рейса. Получатель прибывает в порт до прибытия водного транспорта. Груз принимается у судна. Предельные нормы загрузки животных и корма для них, типы транспортных клеток и условия транспортирования определяются «Ветеринарно-санитарными правилами». Крупные домашние животные перевозятся в специальных стойлах или в контейнерах. Погрузка и выгрузка крупных домашних животных и зверей производятся средствами аэропорта и отправителя при участии отправителя и получателя, которые несут ответственность как за сохранность животных, так и за обеспечение безопасности окружающих. Пушные звери, разводимые в условиях клеточного содержания на фермах, перевозятся специальными рейсами в транспортных клетках. Перевозку мелких животных и птиц разрешается производить без сопровождающих при строгом соблюдении следующих условий:

— перевозка мелких животных и птиц производится только прямыми рейсами;

— отправители доставляют животных и птиц в порт в сроки, согласованные с руководителем порта;

— представители отправителя обеспечивают надзор за грузом в период нахождения его в аэропорту и загрузки ВТ;

— при отправке крупных партий животных, а также в случае неустойчивой метеообстановки эти грузы принимаются к перевозке только с сопровождающими.

Лабораторные животные (белые крысы, мыши, морские свинки) перевозятся в специальных транспортных клетках утвержденного образца, одноразового применения. Отправитель прибивает крышку гвоздями, пломбирует клетку. Перевозить мелких животных на литерных и подконтрольных рейсах, при следовании больших групп иностранных пассажиров, на водном транспорте, не имеющих изолированных от пассажиров багажных помещений, запрещается; перевозка предназначенных для разведения и акклиматизации раков, живой рыбы, рыбопосадочного материала, оплодотворенной икры производится только с сопровождающим; пакеты с пчелами принимаются к перевозке без сопровождающих в прочных фанерных ящиках, вентиляция которых осуществляется через специальную металлическую сетку или через узкие щели. Пакеты с пчелами хранятся на складах и устанавливаются в водном транспорте согласно предупредительным надписям на упаковках. Пчелы доставляются в аэропорт в согласованный срок, с тем чтобы общее время нахождения их в аэропорту не превышало 12 ч. Перевозка пчел осуществляется в багажно-грузовых отсеках пассажирского судна. Пакеты с пчелами загружаются в последнюю очередь и устанавливаются так, чтобы вентиляционные отверстия были полностью открыты.

6. Порядок учета реализуемых грузов и расчетов за них определяется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Сумма, полученная за реализацию грузов, за вычетом причитающихся перевозчику платежей и расходов на их реализацию, подлежит перечислению грузополучателю в случае оплаты им стоимости грузов или грузоотправителю в остальных случаях.

В случае если суммы, полученной за реализацию грузов, недостаточно для покрытия причитающихся перевозчику платежей и расходов на хранение и реализацию грузов, перевозчик вправе взыскать недополученную сумму с грузоотправителя.

Перевозчик вправе реализовать грузы ранее сроков, указанных в Кодексе, в случае если грузы являются скоропортящимися или расходы на хранение грузов в указанные сроки превысят стоимость грузов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *