что делать если у ребенка завышена самооценка
Завышенная самооценка
Одним из основных проявлений личностного развития является умение человека оценивать самого себя. Совокупность представлений индивида о себе, анализ и оценка своих качеств, будь то: внешние данные, свойства характера, достоинства и недостатки, наличие или отсутствие каких-либо способностей, умений, талантов, — всё это формирует человеческую самооценку. От того, насколько адекватно человек воспринимает себя, зависит уровень гармонии его жизни, как в отношениях с самим собой, так и во взаимодействии с окружающими людьми.
Самооценка выполняет множество функций, основными из которых являются:
Помимо этого самооценка способствует адаптации человека в социуме, позволяет ему ощущать удовлетворённость от себя, отражает его отношение к самому себе, мотивирует к действию или, наоборот, побуждает вовремя остановить деятельность, если её результат может привести к разочарованию и самокритике. Формирование самооценки влияет на все аспекты жизни человека.
Выделяют три вида самооценки: адекватная, завышенная и заниженная. Само собой разумеется, что для выполнения всех перечисленных выше функций самооценка должна быть адекватной, то есть человек должен реально оценивать себя, видеть достоинства и признавать недостатки, понимать, что ему по силам, к чему нужно стремиться, а чего, увы, не освоить никогда. При таком подходе личность не страдает от неоправданных ожиданий и не ставит перед собой недостижимых целей.
Завышенная самооценка – это искажённое представление человека о себе, характеризующееся безосновательным переоцениваем своих достоинств и абсолютным нежеланием признавать за собой какие-либо недостатки.
Завышенная самооценка не всегда требует вмешательства специалистов. Как один из параметров личности, самооценка пластична, она имеет свойство меняться на протяжении всей жизни человека в зависимости от происходящих в ней событий. Например, она может сильно повыситься из-за каких-то крупных успехов (в учёбе, творчестве и.т.п.), или, наоборот, резко снизиться из-за череды неудач и провалов. В том и другом случае личность приспосабливается к новым условиям, что вызывает такие колебания самооценки. При таких обстоятельствах человеку просто нужно какое-то время на адаптацию, после чего всё приходит в норму.
Но иногда время идет, а самооценка остается завышенной, от чего человек начинает страдать, сам того иногда не замечая.
Признаки завышенной самооценки
Распознать человека с завышенной самооценкой довольно просто. Достаточно просто какое-то время пообщаться с ним. Таким людям свойственно:
Завышенная самооценка у ребенка
Завышенная самооценка у детей выражается достаточно ярко. Такой ребёнок всегда считает себя самым лучшим, все подарки, угощения, игрушки, да и просто всё внимание окружающих должно принадлежать ему. Другие дети ему нужны только для того, чтобы на их фоне выделяться и чтобы взрослые видели, насколько он лучше остальных. Не терпит конкурентов ни в чём. Если видит, что другой ребёнок в чём-то лучше, да ещё и вызывает восхищение у взрослых, устроит истерику, чтобы переключить всё внимание на себя. Ревнует родителей ко всем. Если мама при нём кого-то похвалит – сразу в слёзы: «А как же я?».
Такому ребёнку очень нелегко приходится в жизни. Со временем другие дети перестают с ним общаться (кому же приятно дружить с человеком, который считает себя самым лучшим?). Ему грозит одиночество, а в процессе взросления придётся столкнуться с суровыми жизненными реалиями. Во взрослом мире уже никто не будет терпеть капризы и потакать его самолюбию, что-то будет не получаться, и ему придётся признать, что он не самый-самый. Такое положение вещей может вылиться в неврозы, которые повлекут за собой глубочайшую депрессию. Взрослым людям с завышенной самооценкой тоже тяжело. Переоценивание своих возможностей приводит к конфликтам в семье и на работе. Неудачи, даже самые незначительные, больно ранят психику, вызывая разочарование, стресс и раздражение. Личная жизнь не складывается, потому что такие люди привыкли ставить свои интересы превыше всего, они не способны на компромиссы и уступки. Всё это может привести к психическим и невротическим расстройствам.
Откуда же берётся завышенная самооценка?
Как и большинство проблем, завышенная самооценка чаще всего «родом из детства». Нередко ей подвержен единственный ребёнок в семье, которому ни с кем не приходится делить ласку и внимание родителей. Он один, а значит, самый лучший, самый красивый, самый умный. У таких детей бывают изначально завышены представления о себе. Кроме того, на развитие самооценки влияет неправильное воспитание по типу «кумир семьи» – чрезмерное восхищение всеми, даже самыми незначительными действиями своего чада, отсутствие разумной критики со стороны взрослых, потворство любым желаниям и прихотям ребёнка. Всё это формирует у маленького человека уверенность в собственной исключительности. Как ни странно, причинами завышенной самооценки являются также: неуверенность в себе, комплекс неполноценности, детские психологические травмы и комплексы. Во взрослом возрасте причиной может стать какое-либо серьёзное душевное потрясение, условия работы (например, единственная девушка в мужском коллективе), нередко люди, обладающие привлекательными внешними данными, подвержены завышенной самооценке.
Что делать?
Когда человек на протяжении длительного времени страдает от своей самооценки, не может сам привести её в норму, и ситуация только усугубляется – это уже признаки расстройства. В таких случаях скорректировать самооценку самостоятельно довольно сложно. Во-первых, люди с завышенной самооценкой практически никогда не признают наличие проблемы. Во-вторых, для этого нужно обладать твёрдым самоконтролем и самодисциплиной, что, к сожалению, им тоже несвойственно. Кроме того, завышенная самооценка может быть симптомом психологических проблем, например, нарциссического расстройства личности, и некоторых видов психопатии. Для того, чтобы минимизировать эту проблему, лучше всего обратиться к психологу или к психотерапевту. И чем раньше, тем лучше. При помощи психодиагностики специалист выявит причины, поспособствовавшие развитию завышенной самооценки и, используя различные методики психотерапии, скорректирует её. При работе с самооценкой у детей психолог обязательно проводит беседы и со взрослым окружением ребёнка (родители, бабушки, дедушки) для того, чтобы помочь выстроить корректные детско-родительские отношения, сформировать правильный тип воспитания в семье.
Если вас или ваших близких беспокоит завышенная самооценка, требуется помощь специалиста, обратитесь к нас в Центр по тел.: (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
Рекомендации родителей и их детей с завышенной самооценкой.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рекомендации родителей и их детей с завышенной самооценкой.
Завышенная самооценка у детей часто встречается еще в дошкольном возрасте. Страшного в этом ничего нет, ведь ребенок познает себя в таком возрасте. Задача родителей – развить у ребенка чувство уверенности, положительную самооценку, ведь если она понизится, сделать её адекватной будет очень и очень сложно.
Некоторые признаки детей с завышенной самооценкой:
-дети с завышенной самооценкой очень подвижны неусидчивы;
-быстро переключаются с одной деятельности на другую,часто не доводя начатое до конца;
— не могут анализировать результаты своих действий и поступков;
— во многих случаях они пытается решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца;
— чаще всего такие дети не осознают своих неудач;
— склонны к демонстративному поведению и доминированию (всеми силами стараются обратить на себя внимание, стремятся к управлению другими детьми);
— ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав;
— часто перебивает, относится к другим свысока;
— при завышенной самооценке ребенок часто агрессивный, принижает достижения других детей;
— от ребенка с завышенной самооценкой можно услышать : «Я самый лучший!».
На успешность жизни человека влияют не только различные обстоятельства но и уровень самооценки, которая формируется в дошкольном возрасте, а в дальнейшем становится устойчивой и меняется с большим трудом.
Советы родителям, которые заинтересованы в том, чтобы самооценка ребенка формировалась адекватно.
1.Старайтесь не оберегать ребенка от повседневных дел, не решайте за него его же проблемы, но и не перегружайте его. Ребенок может помочь вам с уборкой в доме, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не ставьте перед ним трудные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
2. Перехваливать ребенка не стоит, но и не поощряйте, когда он этого заслуживает. Если ваш ребенок умеет сам есть ложкой, то не нужно каждый раз за это хвалить, а если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, непременно похвалите его за это.
3. Поощрите инициативы ребенка
4. Не забудьте о том, что ваш ребенок внимательно наблюдает за Вами. Покажите своим примером адекватную оценку к успехам и неудачам. Заметьте разницу: «У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки» / «Ужас! Пирог не получился! И я никогда больше не буду печь!»
5. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
6. Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!
Рекомендации для родителей для формирования адекватной самооценки ребенка:
1. Для начала постарайтесь определить свой уровень самооценки. (завышенная или заниженная) Люди которые не уверены в своей силе зачастую воспитывают неуверенных детей. Если у вас есть комплексы, то вы никогда не сможете доказать ребенку, что быть уверенным в себе и своих силахСамое полезное для детей-это позитивный пример. Попробуйте поставить перед собой вопросы: любите ли вы себя? Верите ли в свои силы? Не боитесь ли перемен? Если хотите сформировать адекватную самооценку ребенка, то стоит сначала заняться преодолением своих комплексов.
2. Вторым условием правильного формирования самооценки ребенка является проведение большего времени с ним.. Ощущение собственной силы отбирает у ребенка отсутствие родителей. Во избежание этого, обязательно проводите много времени с ребенком. Вы никогда не убедите его в том, что он важен для вас, если вы не находите для него времени.
3. В-третьих, отнеситесь с уважением к делам малыша. Играя с ребенком в какую-нибудь игру, не заглядывайте в телевизор. Старайтесь не путать имена его друзей, название мультиков и главных героев, что он смотрит и слушает. Интересуйтесь, что он любит и как у него дела. Ведь вы интересуетесь делами человека, который для вас важен – точно так же нужно поступить и по отношению к ребенку.
4. Чтобы адекватная самооценка формировалась правильно,наказание и похвала должны быть адекватными и правильными.
5.Поощряйте не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь, и т. п.
Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога
Что выбрать — поощрение или наказание? Тест на самооценку и игры для детей 3-7 лет
Людмила Бондаренко педагог по раннему развитию и подготовке к школе
На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.
Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.
Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.
Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».
При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.
Если хвалить, то правильно
Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми. «. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.
Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:
Похвала и поощрение: за что?
Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.
Наказания: правила для родителей
Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.
Не наказываем:
Для развития адекватной самооценки у ребенка
Игры и тесты
Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.
Тест «Лесенка» («Десять ступенек»)
Этот тест используют с 3 лет.
Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.
А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.
Если ребенок ставит себя на первую, ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
Если на то средняя (адекватная).
А если стоит на то самооценка завышена.
Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на ступеньку.
«Имя» (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)
Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.
Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.
«Проигрывание ситуаций» (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина)
Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:
Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!
Сеть детских развивающих центров «АЗ-БУ-КА»
11 эффективных техник психокоррекции завышенной самооценки
Специалисты указывают на то, что завышенная самооценка лучше, чем заниженная, поскольку человек не страдает от неуверенности в себе и не испытывает сопряженных с этим чувством проблем.
Но есть у такого психологического состояния и недостатки, например, переоценка своих возможностей и высокий уровень эгоизма.
Что такое завышенная самооценка?
Если человек не может объективно оценить себя, замечает в других людях только недостатки, думает о себе лучше, чем он есть в действительности, не умеет признавать ошибки, значит, у него высокая самооценка. Такой взгляд на себя сопровождается непоколебимой уверенностью в своих силах.
Специалисты сходятся в том, что, по сравнению с заниженной, больше преимуществ у высокой самооценки; это хорошо или плохо может быть для окружающих, сам же человек не испытывает внутренних конфликтов, которые часто сопровождаются тревожностью, сомнениями, страхами и другими отрицательными чувствами.
Причины
Формирование данного типа самооценки происходит в период первичной социализации: в процессе родительского воспитания или обучения в образовательных учреждениях. Причины, по которым люди начинают ставить себя выше других, могут быть разными:
Завышенная самооценка у ребенка
Высокий уровень самооценки у ребенка несет для него большую опасность, поскольку препятствует эффективному процессу социализации.
Человек чувствует, что он стоит выше окружающих его людей и не хочет этого скрывать, что отражается на процессе коммуникации.
Ребенку с неправильно сформированной оценкой присущи следующие характеристики:
Если ребенок с встречает сильное сопротивление со стороны окружающих, его не признают, открыто ему противостоят, он не может справиться с какими-то задачами или достигнуть поставленных целей, это может привести к эмоциональному истощению.
На его фоне возможно развитие невроза или расстройства личности. Страдают такие люди и от депрессии.
Как привести самооценку в норму?
Воспитывая детей, следует позаботиться об их адекватном восприятии самих себя. Для этого необходимо создать условия, в которых ребенок будет чувствовать себя защищенным. Его потребности в любви должны быть удовлетворены. Важно воспринимать ребенка со всем набором достоинств и недостатков. Проявление заботы со стороны родителей не должно зависеть от того, правильно ли он на их взгляд поступает или нет.
Нельзя хвалить ребенка за внешние данные, выделять его по этим признакам среди других детей. Если семья имеет высокий социальный статус и хорошо обеспечена, нельзя давать ребенку чувствовать свое превосходство, благодаря финансовому положению, по отношению к другим людям.
Чтобы обеспечить правильное развитие, нужно учить подростка ставить перед собой цели, разрабатывать способы их достижения. Ошибки должны восприниматься как нечто естественное. Ребенок должен уметь анализировать их, делая нужные выводы.
Преодоление трудностей сформирует ощущение собственной силы, основанной на действительном опыте. Дети должны учиться брать на себя ответственность, понимая, что любой поступок будет иметь последствия. Необходимо оказывать поощрение за достижения.
Человек с высокой самооценкой, может попробовать скорректировать ее во взрослом возрасте. Полезно выполнить следующее упражнение:
Написать на бумаге 10 лучших своих качеств, каждое оценить по шкале от 1 до 5. Поставить оценку просят близких людей, после чего результаты сравнивают. Если получилось большое расхождение, это повод задумать о том, насколько самооценка соответствует действительным возможностям.
Психокоррекцию самооценки лучше проводить со специалистом. Общие рекомендации носят следующий характер:
Помочь человеку с завышенной самооценкой снизить ее до нужного уровня невозможно. Это чревато конфликтами, проявлениями вспышек агрессии. Необходимо, чтобы сам индивид пришел к решению изменить свое мнение о себе и окружающих.
5 советов для поднятия детской самооценки
Формирование самооценки у ребенка
Низкая самооценка ребенка делает его очень ранимым и чувствительным. Такие дети часто попадают в неловкие ситуации. Именно эта черта характера становится причиной застенчивости и робости. Из-за низкой самооценки малыш не может постоять за себя и отстоять своё мнение. Некоторые родители так хотят вырастить послушного ребёнка, что воспитывают нерешительных и закомплексованных детей. Таким детям сложно достичь успеха в жизни, ставить перед собой цели и идти к ним. Они думают, что ничего не смогут и не верят в свои силы. Чтобы такого не произошло, нужно изменить отношение к процессу воспитания. Формирование самооценки ребенка – очень важная операция.
Виды самооценки у детей
Выделяют 3 вида самооценки: нормальная, завышенная и заниженная.
Диагностика самооценки ребёнка
Понять, какой вид самооценки у вашего ребенка, можно путём наблюдений или используя специальные упражнения. Одно из них – «Лесенка». Предложите малышу нарисовать лестницу и поставить себя на одну из ступенек. При это объясните, что у подножия лесенки находятся самые плохие дети, а наверху – самые лучшие. И судя по тому, куда ребенок разместит себя, и будет видно, какая у него самооценка.
Особенности самооценки детей
Особенности формирования самооценки у детей зависят от возраста. Поэтому маме с папой нужно следить за изменениями в поведении малыша.
У детей дошкольного возраста самооценка иногда бывает высокой. Это связано с тем, что малыши только учатся оценивать себя. А под восторженные возгласы родителей сложно сделать это адекватно. Если родители найдут золотую середину между комплиментами и руганью, самооценка их сына или дочери придёт в норму.
В младшем школьном возрасте большую роль в формировании самооценки имеет учебно-воспитательный процесс. Окружение малыша меняется, и самооценка меняется вместе с ним. Также большое значение имеет успеваемость. Ведь раньше его работу никак не оценивали, а теперь есть оценки, баллы или звездочки, которым нужно соответствовать.
В среднем школьном возрасте дети привыкли оценивать себя адекватно. Они взрослеют, учатся анализировать своё поведение. Но в то же время есть риск образования низкой самооценки. Потому что ребенок превращается в подростка, и у него могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками, семьёй.
В старшем школьном возрасте низкая самооценка – обычное дело. В это время происходит множество событий: подготовка к экзаменам, первая любовь, вхождение во взрослую жизнь, страх перед будущим.
Заниженная самооценка у ребенка. Как привести в норму?
Завышенная самооценка у ребенка. Как привести в норму?
Как сформировать адекватную самооценку
Некоторые родители спрашивают, как повысить самооценку ребенку. Для этого есть несколько советов. И помните, самооценка ребенка дошкольного возраста мало чем отличается от самооценки подростка. К ребенку любых лет нужно подходить с заботой и вниманием.