что такое стойка с катанами в японии
Японский меч: все глубже и глубже… (часть 3)
Всегда нужно давать подписи под фотографиями, иллюстрирующими любую статью. Надеяться, что и так все понятно, не следует. Вот, например, на этом фото мы совершенно отчетливо видим сразу три типа японских мечей: меч тати – в руке у стоящего самурая (на ножнах видны кольца для подвески), «полевой меч» нодати длиной около 1,5 м и более, который, однако, всадниками не использовался, а применялся пехотинцами асигару. Вот именно эти-то мечи за спиной и носили, поскольку по-другому было просто неудобно. Наконец, третий меч за поясом у сидящего обладателя нодати и есть катана.
Но тут следует вернуться к мечу тати и указать, что обычай носить два клинка – пару дайсё, идет из древности. Меч-спутник коси-гатана – спутник тати, располагали на теле слева вертикально. Причем если тати подвешивали к поясу, то ко-гатану – засовывали за него так, чтобы ножны его прошли через цурумаки – кольцо для запасной тетивы для лука. А она в свою очередь должна была располагаться между кольцами аси, на ножнах тати. Казалось бы, что особенного в таком расположении? Но японцы не были бы японцами, если бы не придумали для этого положения специальное название: цурумаки-готамэ-но-сита-хо. Говорить же о том, что катану и вакидзаси просто засовывали за пояс, конечно, тоже можно. Так было. Но и это не совсем точно. Для их крепления тоже существовали различные приспособления в виде куска кожи на шнурах, который привязывался к талии и уже в его петли либо в кожаную трубку, а вовсе не за пояс, вставлялся катану.
Один из вариантов косиатэ.
Если это крепление было для одного меча, то оно называлось ката-косиатэ, а если и для вакидзаси, то рё-косиате, причем это простейший вариант, а были и более сложные. Естественно, что под поясом их видно не было, но на самом деле самураи были очень умны и не желали потерять свои драгоценные мечи, держа их просто за матерчатым поясом.
Ну а сейчас давайте воспользуемся редкой возможностью и заглянем в фотофайлы Токийского национального музея, отснятые на пленке фирмы Кодак и демонстрирующие мечи и доспехи разных эпох. Начнем, разумеется, с тати, поскольку начиная с эпохи Хейан мечом самурая был именно он – меч всадника. Перед нами меч сёдзоку-тати («придворный мундирный меч») – богато украшенный меч, носимый императорами, сёгуном и знатными даймё.
А это его рукоятка!
Еще один меч тати эпохи Камакура. Этот меч держали одной рукой. В другой были поводья. Рукоять отделана акульей кожей и украшена мелкими фигурками птиц. Подвески выполнены из медной проволоки и называются хёго-кусари. (Токийский национальный музей)
Это детали гарды цуба этого меча, украшенная все теми же фигурками птиц. В центре, собственно, цуба. По краям в лицевом и перевернутом положении показаны шайбы сеппа, при помощи которых цуба закреплялась на клинке. Их, как видите, две – две сэппы малых и две о-сеппы – большие. Наличие о-сэппы была характерно именно для мечей тати.
Еще один придворный меч, украшенный бирюзой. (Токийский национальный музей)
В Японии только что отполированный меч было принято подвергать испытанию и отмечать результат его на хвостовике. Для этого приглашали специальных мастеров меча, которые тем и жили, что их испытывали. И дело это было совсем не простое, потому что, поломав меч, испытатель должен был его оплатить. Обычно рубили сырые скрученные соломенные циновки. Но иногда рубили и трупы казненных, подвешенных за руки к перекладине или положенные друг на друга и на толстый соломенный мат. Самым простым было отсечение кисти. Рубка поперек бедер, с рассечением прочных тазобедренных костей считалась вершиной мастерства. При этом удары бывали такой силы, что ими мог быть разрублен и деревянный блок додан, подкладывавшийся под тело. Известно, что однажды вот так разрубили сразу семь тел, положенных друг на друге! Понятно, что такие мастера наряду с кузнецами и оценщиками клинков были в обществе самураев людьми весьма уважаемыми. Есть письменные свидетельства, относящиеся к XVII веку, что некоторые известные мастера разрубали своими мечами ружейные стволы. Вопрос, однако, не в том, что они есть, а в том, насколько им можно доверять.
Пара мечей дайсё сонаэ – катана и вакидзаси, предположительно принадлежавшие Тоётоми Хидэёси. (Токийский национальный музей)
Ути-гатана, с ножнами, расписанными розами аои – эмблемой клана Токугава. (Токийский национальный музей)
Что же касается сугубо журналистских утверждений о том, что «самурайские мечи могут разрубить европейские на кусочки!» или что «их клинки сделаны из 1000 слоев металла!», то оставим это на их совести.
Чехол для меча хикихада. А знаете, что под ним? Шкура тигра! Особенностью японцев было все зачехлять. Вот уж поистине «люди с футляром»! (Токийский национальный музей)
Головка рукояти касира (справа) и муфта (фути).
На этой рукоятке хорошо видны цуба, две детали сеппа, на рукояти украшение – мэнуки и на конце рукояти – головка касира. (Токийский национальный музей)
Пожалуй, едва ли не самая лаконичная и красивая цуба – «Краб». (Токийский национальный музей)
Когай с ложечкой для чистки ушей. (Токийский национальный музей)
Есть и еще одно важное обстоятельство. В Европе мечи, да и доспехи, часто перековывались, поскольку металл был дорог. В Японии тоже, но кому в голову придет перековывать обиталище ками?
Короткий и простой танто. (Токийский национальный музей)
Против любого меча должна быть защита. Перед нами «новые доспехи» – «торс Будды» (нё-до), предположительно принадлежавшие Като Киёмаса, одному из военачальников Хидэёси периода войны в Корее в 1592 г.
Эти же доспехи – вид сзади.
Именно поэтому-то японских мечей и существует так много. Известно, что в XIII веке на один меч тати у кузнеца уходило 18 дней, а у мастеров на его оправу – девять. Шесть дней требовалось на то, чтобы покрыть ножны лаком, два – кожевникам и еще 18 дней на все остальное. В любом случае на ковку самой полосы меча могло уйти и больше 20 дней, то есть в целом грубо можно считать так – один месяц – один меч.
Есть подсчет, что до революции Мейдзи в Японии жило и работало 13000 оружейников-мечников. Понятно, что кроме них были и те, кто не был известен, а для кого-то это было просто хобби. То есть позволительно эту цифру округлить до 20000. И вот если каждый из них за всю свою жизнь сделал хотя бы по 100 мечей, то получится, что к 1868 году в Японии их было сделано около… двух миллионов! Неудивительно, что их до сих пор сохранилось так много.
Доспехи намбан-гусоку европейского образца, предположительно принадлежащие Сакакибара Ясумаса. Шлем и кираса изготовлены в Европе, а все остальные части доспеха – в Японии. (Токийский национальный музей)
Деталь ножен из слоновой кости эпохи Эдо. (Музей искусств Джорджа Уолтера Винцента Смита. Спрингфилд, Массачусетс, США)
Красивое орудие катана и его история от прошлого до наших дней
Катана – это похожий на саблю самурайский меч с выгнутым клинком, заточенным с одной стороны, и прямой деревянной рукоятью. Его носили и хранили в ножнах из магнолии.
Стоимость старинного орудия сейчас доходит до нескольких тысяч долларов, реплики из Японии можно купить за 2,5-60 тыс. р.
Основные характеристики катана
Катана имеет признаки, указанные в таблице.
Что такое катана
Длина оружия
А здесь подробнее о преимуществах непальского ножа кукри.
Размеры
Помимо длины клинка и общей, значение имеют такие размеры катаны:
Таковы размеры катана в сантиметрах, но в Японии длину меча определяли в собственных единицах измерения, и она должна была составлять от 2 сяку.
Вес катаны
Как выглядит
Катана выглядит как мощный меч со слегка изогнутым длинным клинком и прямой рукоятью. От рубящей части последняя отделена защитой для руки – гардой.
Строение
Строение катаны по регламенту выглядит так:
Второстепенные составные части катаны – это:
Лезвие
Лезвие катаны имеет одностороннюю заточку, его линия отличается плавным изгибом. Оно должно быть обработанным до состояния бритвы, сужаться к острию или быть равномерным по всей длине.
В первом случае мастера добивались следующих показателей:
А максимальная толщина обуха клинка – 5 мм. Такое сочетание размеров тупой и заточенной кромок дает мечу особые боевые качества.
Нужная толщина лезвия катаны достигалась в том числе полировкой на заключительном этапе изготовления. Сначала его точили грубыми камнями разной абразивности, затем обрабатывали более нежным материалом. Острый край лезвия должен быть гладким, без зазубрин.
Сталь для меча
Сталь для катаны должна иметь высокую степень содержания углерода, то есть быть твердостью не менее 60-62 HRC. Но клинок всегда делают многослойным, то есть используют несколько ее сортов и разные способы их сочетания.
Мягкая сталь или она же, соединенная со средней, придают оружию эластичности, значит, не дают сломаться при серьезной нагрузке. Твердая обеспечивает клинку высокую остроту на долгое время.
Способы сочетания разных типов стали отличаются. Иногда мягкая и средняя являются центральными слоями клинка, а снаружи – обкладки из твердой. В других случаях высокоуглеродистая сталь находится внутри, а внешние слои состоят из материала с более низким содержанием углерода.
Конструкции клинка по типам использованной стали бывают следующих видов:
Катана – это сабля
Но японцы уверены, что катана относится к разряду мечей по следующим признакам:
Смотрите на видео мнение эксперта о японском мече Катана:
Является ли холодным оружием
Из разряда ХО изделие может исключить, например, один из признаков:
Если же их нет, катана может быть историческим ХО, коллекционным, антикварным, и во всех случаях на нее требуется иметь разрешение.
Самая длинная катана
История самурайского меча
Смотрите на видео историю и обзор самурайского меча Катана:
Сфера применения
Как держать и носить катана меч
Держать катану можно как одной рукой, так и двуручным хватом, но последнее удобнее. Лезвие меча при этом идет к цели не под прямым углом, а наискось, для нанесения режущего удара. Эта техника использовалась прежде и в бою, а теперь она применяется в фехтовании.
Виды катан и их разновидности
Существуют следующие виды катан:
Есть еще старинные и современные разновидности катан. Но последние могут быть не хуже качеством, чем существующие несколько веков, поскольку секреты их изготовления сохранены и используются японскими мастерами.
Деревянная катана
Короткая катана
Короткая катана – это меч вакидзаси. Оба носили парой на левой стороне пояса, и назывался комплект «дайсе».
Вакидзаси имеет:
Маленькая катана всегда находилась при своем обладателе, если он оказывался в чужом доме. А большую в этом случае нужно было снять с пояса и положить рядом.
Прямая катана
И, в отличие от вакидзаси, кокатану могли носить только аристократы.
Тактическая катана
Параметры Tactical Katana Machete:
Металлическая часть сделана из углеродистой стали. Рукоять изготовлена из полипропилена, и на ней имеется рисунок отделки настоящей катаны. В комплекте есть также тканевый чехол с пластиковой отделкой.
Парные катаны
Катана с красным лезвием
Катана с красным лезвием
Скрещенные катаны
Скрещенные катаны – ничто иное, как символ готовности к бою. Но в реальности увидеть оба орудия в руках обладателя именно в таком положении невозможно. Использовать дайсе одновременно нельзя. Перекрещенные мечи отмечаются лишь на графических изображениях, фамильных гербах, символизируют воинскую доблесть рода самураев.
Причины популярности
Почему сохранилось так много древнего оружия
Японцы трепетно относились к оружию, передавая его в каждом роду потомкам. Самурайские мечи отличались высоким качеством, богатой отделкой, поэтому были достоянием семьи наравне с землями и денежным имуществом. Соответственно, и хранились они бережно, много орудий дошло до наших дней.
Есть и другие причины обилия экземпляров мечей:
Сколько стоит катана
Где купить настоящую из Японии
Купить катану из Японии можно в оружейных магазинах. Там бывают изделия, изготовленные в этой стране в настоящее время, но в соответствии с прежними традициями. Их также заказывают через интернет на международных площадках.
Изготовление японского меча катана
Традиционное изготовление катаны – трудоемкий и долгий процесс, включающий в себя:
Дешевые современные самурайские мечи делают из простой нержавеющей стали твердостью 56 HRC. И в этом случае процесс их создания не так сложен, он состоит из вырезания клинка, закалки, отпуска, затачивания, изготовления рукояти и ножен, сборки изделия.
Как делают катану в Японии
Катану в Японии делают следующим образом:
Смотрите на видео о том, как делают самурайские мечи Катана:
Встречающиеся дефекты самурайской катаны
Самурайская катана получается в результате сложного технологического процесса, ошибки в котором могут привести к появлению дефектов, имеющих определенные названия:
Ножны катаны
Ножны катаны, или сая, делают из магнолии по размеру клинка. В поперечном сечении они могут быть овальными, в виде эллипса или восьмиугольника с острыми либо скругленными краями. Сая покрывают лаком, иногда делают орнамент, как на рукояти и гарде, или обтягивают рыбьей кожей.
Вход в ножны украшают декором из рога и кости. Но если оставить их без всяких украшений, это не будет ошибкой. Именно такими сая стали в период запрета ношения катаны императором страны. В настоящее время ножны делают и металлическими, но внутренний слой должен состоять из дерева.
Какой меч длиннее катаны
Меч длиннее катаны – это:
А здесь подробнее о боевом ноже наваха.
Катана: мечи, выкованные из духа Японии.
Катана — это общий термин для мечей, выкованных по способу разработанным в Японии. Они классифицируются как катана (утигатана, тачи), танто и вакидзаси в зависимости от размера. Ремесленников, которые делают самурайские мечи, называют «Катана кадзи (кузнец мечей) «Токо (мастер мечей)» или «Тошо (мастер меча)».
Катана — душа самурая.
В отличие от мечей других стран, самой большой особенностью катаны является то, что тело клинка само по себе имеет художественную ценность, помимо фурнитуры (Koshirae). Катана встречается в стихотворении «Поэма о катане» Оу-ян Сюй в Байсуне. В этом стихотворении описывается купец из Юэ (Южный Китай), который едет в Японию, чтобы купить катану, уже названный мечом-сокровищем из-за его художественных качеств, найденных в арматуре и внешнем виде. Хотя основной смысл «Поэмы о катане» состоит в том, чтобы сетовать на то, что книги, уже утерянные в Китае, все еще существуют в Японии, а не о катане, это показывает, что красота катаны уже была признана зарубежными мастерами с конца периода Хэйан до наших дней. В ранний период Камакура была одним из экспортных товаров Японии.
Способность и качества катаны
«Не ломалась и не сгибалась». Считается, что процесс создания катаны был разработан для достижения трех противоречивых сущностей: «Не ломать, не сгибать и резко резать» одновременно. В современной металлургии принцип «не ломаться и не гнуться» называется «совместимостью прочности и стойкости», а исследования по улучшению конструкционных материалов все еще проводятся днем и ночью. Потому что даже небольшой недочет приводит к потере баланса совместимости.
«Не ломать и резко резать»
Кроме того, качества «резко разрезать» и «не сломать» трудно совместить. Это было реализовано благодаря так называемой функционально-градиентной структуре, в которой режущая кромка является твердой, а твердость постепенно снижается до сердцевины, что вызывает образование остаточного напряжения сжатия на режущей кромке. Приведенное выше объяснение представляет собой случай, показывающий, что идеальное состояние реализуется во всем клинке, поэтому на самом деле невидимые дефекты могут привести к тому, что меч легко сломается. Однако Катана в идеальном состоянии не зря называют «самым мощным режущим инструментом в мире». Резкость катаны заявлена везде. Правильно выкованная катана с одинаковым успехом раскалывает шлем и режет на две части лист, если отпустить его над мечем под тяжестью собственного собственного веса.
Катана специализируется на «отрезании»
Ценности и роль катаны
Когда люди сражаются с риском для жизни, и им нужна особая решимость. В такое время неудивительно, что «меч душа самурая», духовная и религиозная ценность как священные сокровища и художественная ценность в некотором смысле необходимы как реальная сила.
Существует множество мечей, изготовленных в раздираемый войной период, на которых выгравированы имена синтоистских и буддийских божеств, в которые верили владельцы, или мантры, которые интересно отражают неприкрытые чувства воинов. С инженерной точки зрения, в периоды, когда теория металлического кристалла или фазового перехода не была решена, мастера меча продолжали прилагать усилия и создавали режущие инструменты, которые также были превосходными с научной точки зрения, что вызывает большой интерес даже сейчас. Это связано с тем, что инженерный контроль в стиле черного ящика реализуется путем накопления и передачи большого количества метаинформации, включая видимые изменения, текстуру и запах, которые не теоретизируются или не вербализируются. На самом деле мы не интерпретируем выражения людей с помощью точных и строгих определений, но обладаем развитой способностью «читать мысли», и особенно с учетом того, что японцы превосходны в этой способности, попытки использовать японское производство в качестве инженерной системы начались в последние годы.
Катана: техника ковки
Сложные методы создания катаны.
Высокоразвитая техника ковки катаны того времени, была направлена на достижение трех востребованных качеств: «не ломаться, не гнуться и острая как бритва режущая кромка».
Татара-буки (японский стиль изготовления высококачественной стали)
Метод Татара-буки. Тип стали, используемой для изготовления катаны, называется японской сталью или тамахаганэ. Тамахаганэ изготавливается «методом Татара-буки» — оригинального японского процесса производства стали. Независимо от железной руды, импортируемой из других стран, использование черного железного песка, найденного на пляжах в Японии, обеспечивает быстрое восстановление при низкой температуре и создает высококачественную сталь с небольшим количеством примесей по сравнению с современными процессами производства стали.
Мидзухэси (удаление нагара водой)
Нагретый тамахаган забивают цучи (молотком), чтобы получить тонкую плоскую пластину. При быстром охлаждении в воде излишки углерода отслаиваются. Это называется «мидзухеши» (удаление углерода с помощью воды).
Цуми вакаси (сложенные и подогретые)
Этот закаленный кусок называется хешиганэ (удаленный металл), который разбивают на мелкие металлические части с помощью цучи (молотка). Эти металлические детали складывают на кончике кузнечного инструмента под названием «Теко» и заворачивают в традиционную японскую бумагу. Наносят соломенную золу, затем покрывают глиняной суспензией, затем она отправляют в печь (Ходо) для нагрева до тех пор, пока поверхность глины не расплавится. Зола и глина из соломы предотвращают потерю раскаленной стали при нагревании и окислении. Затем его забивают Кодзути (легкий молоток), чтобы сформировать блок размером 6×9 см. Если кусков железа не хватает, их складывают, нагревают, забивают с помощью Кодзути и формуют в слиток весом от 1,8 кг до 2,0 кг. Это процесс, известный как «цуми вакаси» (складывание и нагревание).
Сита-гитаэ (основание ковки)
Раскаленный блок куют и удлиняют с помощью цучи (молотка) затем складывают пополам, затем снова удлиняют. Повторяют этот процесс многократно, он называется «методом складной ковки». На этом этапе складывание выполняется примерно пять-шесть раз.
Цуми вакаси (сложенный и нагретый) снова
На этом этапе изготавливают четыре вида стали с разным содержанием углерода: Синганэ (центральный металл), Мунеганэ (задний металл), Ханокане (металл лезвия) и Гавагане (боковой металл).
Ковка (Age-gitae, заключительная ковка)
Синганэ складываются 7 раз, Мунеганэ 9 раз, Ханокане 15 раз и Гавагане 12 раз. Путем многократной ковки после сгиба сталь удлиняется, удаляются такие примеси, как сера, избыток углерода и неметаллические примеси, и создается прочная и однородная сталь.
Тансэцу (кузнечная сварка) и Вакашинобе (нагрев и удлинение)
Сунобэ (придание формы клинку)
« Сунобэ» выполняется путем ударов и удлинения, чтобы сформировать форму катаны, а киссаки (кончик клинка) — путем отрезания конца. Поскольку эта грубая форма определяет окончательную законченную форму катаны, ее аккуратно формируют путем нанесения ударов Кодзути.
Хидзукури (формирование при высокой температуреа)
Удар по муне (тыльной стороне) лезвия образует основание треугольной формы, а сторона лезвия (хирачи) удлиняется и удлиняется для уменьшения толщины. Затем наносят удары по муне накаго, огибая задний край, и, наконец, наносят удары и формируют «синогичи (линия гребня)». Все тело лезвия нагревается при более низкой температуре, пока оно не станет красновато-коричневым.
Карадзимэ (холодная ковка)
После остывания черный налет удаляется путем шлифовки грубым полировальным камнем, а Хирачи (лезвие) и Шиногичи (линия гребня) забиваются с помощью Кодзути (легкий молоток) по методу холодной ковки. Прямые линии Mune и лезвия корректируются, а неровности сбриваются с помощью специального напильника, называемого Сен Sen. На этом этапе определяется «хаватари» (длина лезвия) и «мачи (зарубка)».
Наматоги (необработанное шлифование)
Наматоги ‘делается, чтобы стереть следы шлифовки, оставленные с помощью напильника, это делается с помощью полировального камня. Затем с помощью соломы и золы с водой удаляют масло и жир. Далее следует сушка меча.
Цутиоки (Грунтовка)
В качестве подготовки к «Яки-ире (закалке)», то есть для быстрого охлаждения нагретого лезвия водой или другой жидкостью, производят грунтовку основания.
«Цутиоки (грунтовка основания)», состоит из трех типов грунтовки Якиба-цучи (грунт, используемый для закалки) наносят на хирачи ( лезвие), Hamon (рисунок лезвия) и Shinogichi (линия гребня). Грунт Якиба-цучи (грунт, используемый для закалки) наносится тонким и равномерным слоем на хирачи (сторона лезвия), затем Хамон (рисунок лезвия) создается с помощью пишущей кисти с использованием грунта Якиба-цучи для закалки Хамона. Наконец, более толстый слой почвы Якиба-цучи (для закалки) наносится на Синогичи (линия гребня) от Хамона (рисунок лезвия) до Муне (спина). Используется более плотная концентрация грунта Якиба-цучи для закалки на Синогичи (линия гребня).
При быстром охлаждении Яки-ире, сторона лезвия быстро охлаждается и полностью закаливается, а сторона Mune охлаждается относительно медленно и не охлаждается полностью. Закалка делает меч более твердым, металл расширяется и создает отчетливую кривую катаны. Муне меньше расширяется и приобретает свойство прочности, а не твердости, и это поддерживает твердую сталь со стороны лезвия.
Яки-ирэ (Тушение)
Обычно во время Яки-ире Тошо приглушает свет в мастерской и оценивает температуру стали по ее свечению. Лезвие, покрытое цутиоки, глубоко вставляется в ходо, и все лезвие от одного конца до другого равномерно нагревается примерно до 800 градусов. Температура является наиболее важной, и оптимальный температурный режим проверяется с особой тщательностью, затем корпус лезвия быстро опускается в резервуар для воды и быстро охлаждается. Как упоминалось выше, лезвие деформируется в воде, и после полного охлаждения оно вынимается, а затем шлифуется грубым полировальным камнем и проверяется якиба (焼 刃, режущая кромка). После этого лезвие повторно нагревается на углях для «Яки-модоси (закалка)». Эта работа называется «Айтори» (нейтрализация). Так как он также немного деформируется в сторону, по деревянной наковальне бьют Кодзути (легкий молоток), чтобы выровнять лезвие. После яки-ире (закалки) поверхность лезвия становится очень твердой, и это называется мартенситом. На сегодняшний день закалка происходит в масле, так как это снижает вероятность разрушения,
Кадзиоши (окончательная шлифовка)
Мастер меча изменяет кривизну катаны после завершения Яки-ире (закалка) и выполняет грубую шлифовку. На этом этапе выполняется окончательная регулировка путем проверки наличия мелких царапин, толщины лезвия и Jiba (поверхности лезвия).
Накаго дзитате (формирование стержня)
Накаго (стержень ) обрабатывается с помощью сен (шлифовального инструмента) или напильника, а для отверстия Mekugi (крепежный штифт), используемого для фиксации Tsuka (рукоятка), обычно просверливается одно отверстие и два для меча используемого в иайдо (японское боевое искусство). Затем добавляется Ясуриме (чтобы руки не соскальзывали на рукоятке), который является уникальным для мастерства владения мечом.
Мейкири (Резная надпись)
Катана: история самурайского меча
От эпохи Джоко (древние времена) до появления изогнутых мечей
От эпохи Джоко (древние времена) до появления изогнутых мечей. В период Кофун стальные мечи уже изготавливались. Например, железные мечи и тачи были обнаружены в кургане Инарияма, префектура Сайтама, и кургане Цукурияма, префектура Симанэ, который представляет собой большой квадратный курган в Идзумо, датируемый ранним периодо Кофуна. Железный меч с золотой надписью, раскопанный в кургане Инарияма, был изготовлен в 471 году в ознаменование достижений Вакатакеру (императора Юряку) с использованием 115 китайских иероглифов.
Хотя большинство мечей этого периода повреждены, Канто Тачи с золотой и бронзовой фурнитурой, раскопанной в долине Кавараке в городе Ясуги, префектура Симанэ, чудесным образом хорошо сохранился и известен как редкий случай. Большинство мечей после седьмого-восьмого веков хорошо сохраняют свою первоначальную форму.
Эпоха Тачи (длинный меч)
В конце периода Хэйан, особенно во время Ранней Девятилетней Войны и Поздней Трехлетней Войны, Тачи развивались вместе с возрастающей силой самураев. Школы владения мечом появились на границе между Идзумо и Хоки, провинцией Бидзэн, где был хороший железный песок, а также провинциями Ямасиро и Ямато, которые были центрами политики и культуры. В наши дни основным направлением катаны является тачи. Представителями катаны этого периода являются; Меч «Доджи гири» (убийство людоеда), которым Минамото-но Ёримицу разрезал Сютэн-додзи (Пьяный людоед).
Хотя в древнем документе упоминается, что Ясуцуна из пограничной области между Идзумо и Хоки, который сделал меч «Доджи-гири», жил в начале 9 века. Но из существующих работ можно сделать вывод что скорее он жил в середине периода Хэйан в конце 10 века. Мастер Ясуцуны, SANJO Kokaji Munechika в Ямасиро (столица) и Tomonari KOBIZEN считаются старейшими мастерами меча, чьи имена есть на существующих работах.
Тачи период Камакура
Хотя катана ранней эры Камакура выглядела так же, как и катана позднего периода Хэйан, сёгунат Камакура установил военную систему управления, и мир мечей расцвел. Император в отставке Готоба основал кузницу Готоба-ин, где он каждый месяц призывал мастеров меча и заставлял их выковывать мечи. В этот период были открыты школа Аватагути в провинции Ямасиро и школа Ишимондзи в провинции Бидзэн. В результате подчеркивания полезности, ширина клинка стала шире с последующим за ужением к концу. Появились известные мастера меча Куниёси и Ёсимицу из школы Аватагути в Ямасиро, Куниюки, Рай Кунитоши и Ниджи Кунитоши (только «Кунитоси» было написано вместо «Рай Кунитоши» в качестве подписи) школы Рай также в Ямаширо, Шинтогоширо. Кунимицу в провинции Сагами, школа Фукуока Ишимондзи в Бидзен, Мицутада из школы Бидзен Осафуне и школа Аоэ в провинции Бикчу.
Мечи, сделанные особенно в Ямасиро, Ямато, Бидзэн, Мино и Сагами, называются «Гокадэн (мечи из пяти провинций)». Создание мечей в этих пяти провинциях, соответственно, имеет уникальную особенность в Джитэцу (сталь), Китаэ (ковка) или Хамон (узор клинка), которые соответственно называются «Ямасиро ден (Мечи из провинции Ямасиро)» или «Сошу ден (Мечи из провинции Сагами) ». В конце периода Камакура создание мечей расширилось из-за таких беспорядков, как два генко (монгольские вторжения) и крах политической системы.
Катаны этого периода менялись, становясь более динамичными, чем катаны середины эры Камакура. Танто (короткие мечи) и другие катаны стали иметь более длинный конец, как у тачи. Можно сказать, что Окадзаки Горо-нюдо Масамунэ, как знаток Сошу дэн, был самым блестящим мастером меча того времени. Его стиль виден в художественных работах на поверхности лезвия, то есть Кинсудзи (золотая полоса), Инадзума (молния) или Тикей (пейзаж). Стиль Масамунэ оказал огромное влияние на мастерство владения мечом в различных регионах. Есть кузнецы мечей, с названием «Масамунэ Дзиттецу (Десять лучших учеников Масамунэ)».
После периода Муромати
В начале периода Муромати появились знаменитые мастера меча, в том числе Бидзен Осафуне Моримицу и Бизен Осафуне Ясумицу, а также Моромицу, Иесуке, Цунейе также из Бидзэн. Поскольку большинство их мечей было изготовлено в период Оэй, их обычно называют «Оэй Бидзэн» и они высоко ценятся. Внутренний спрос на мечи снизился с начала эры мира, но также началось производство важных экспортных товаров для династии Мин в Китае.
Когда из-за беспорядков Войны Онин началась разрушенная войной эпоха, количество низкокачественных мечей, производимых массовым производством под названием «Кадзу-учи моно», начало появляться в ответ на массовый спрос, который усилил ухудшение качества мечей. Период Сэнгоку (период враждующих государств) привел к массовому производству низкокачественных моно Кадзу-учи (массовая продукция), но, с другой стороны, сталелитейная промышленность, производившая этот материал, быстро продвинулась вперед в технологии Tatara (сильфоны).
Осуществлялись стабильные поставки высококачественной стали. Изготавливались «Чумон-учи (изделия на заказ)» и более тщательно продуманные Катаны, которым воины легко могли доверить свою судьбу. В период Сэнгоку появились Магороку Канемото и Изуминоками Канесада в качестве двух главных кузнецов мечей Сью Кото (поздний старый меч) и Мурамаса в Исэ. (Что касается мечей после середины эры Муромати, то Тачи, которое носили на поясе с лезвием вниз, было заменено Утигатаной, которая надевалась на талию лезвием вверх.
В истории создание мечей после периода Кэйчо называется «Синто (Новые мечи)» и отличается от «Кото (Старые мечи)», созданных до этого. Известные мастера меча собирались в Эдо, Киото и Осаке, чтобы соревноваться друг с другом.
В период Эдо
Фехтование на мечах процветало. В Эдо, Осаке и других регионах, и появились знаменитые мастера меча, в том числе Котэцу Нагасонэ, Кунихиро ХОРИКАВА, Синкай ИНОУЭ и Сукэхиро ЦУДА. Хотя у Катаны раньше был атрибут мастеров оружейного производства, у некоторых из них начали развиваться художественные наклонности. Новый спрос на катану возник также после того, как состоятельные торговцы заказали роскошные вакидзаси (мечи средней длины). Особенно в Осаке появились Синкай и Сукэхиро, которые разработали великолепный стиль под названием Осака Синто (Осака Новые Мечи). Однако консервативные самураи избегали некоторых из них, потому что они думали, что эти мечи выглядели декадентскими и живописным с богато украшенным Хамоном (узор клинка).
В эпоху мира после периода Гэнроку не было спроса на новые мечи, и лишь немногие мастера делали мечи. С другой стороны, однако, в этот период разработали оснастки для меча, такие как Цуба (цевье), Кодзука (вспомогательный нож), Менуки (украшения рукояти). Среди ювелиров появилось множество известных мастеров меча, в том числе Маташичи ХАЯСИ, Ясучика ЦУЧИЯ, Тошинага НАРА, Сомин ЁКОТАНИ, Сёдзуи ХАМАНО и Ичидзё ГОТО.
В конце эпохи Эдо, когда Япония стала неспокойной, Суйсинси Масахидэ и некоторые другие попытались восстановить метод ковки Кото (Старые мечи) из философии возрождения, и практическая Катана начала создаваться снова. Создание мечей после этого периода называется «син синто (новые-новые мечи)». Появились ученики Масахидэ, включая Сёдзи Тайкей Наотанэ, МИНАМОТО но Киёмаро, Са но Юкихидэ, Мунэцугу КОЯМА. Однако, когда создание меча снова начало процветать, началась Реставрация Мэйдзи, затем кровная месть была запрещена в 1873 году, и 28 марта был издан указ о запрете ношения мечей, запрещающий людям, кроме полиции и военных, носить мечи. С 1876 года Катана быстро пришла в упадок.
От эпохи Мэйдзи до Второй мировой войны
После Маньчжурского инцидента Оружейная палата и некоторые исследователи в институтах использовали эту возможность в качестве солдатского снаряжения. Например, были изучены различные военные мечи, в том числе «Синбуто», который крепок в суровые холода Маньчжурии, и изгатовлена катана из нержавеющей стали, которую использовал военно-морской флот («Тайсэйто»). Различные формы клинков, были изготовлены в качестве прототипов или в большом качестве. Эти особые клинки назывались «мечи Сева», «Новый меч Мурата» и «Новая катана», и говорят, что многие из них превосходили обычную катану (даже знаменитые мечи) по качеству.
После Второй мировой войны
После капитуляции во время Второй мировой войны в Генеральном штабе Верховного главнокомандующего союзными державами была проведена охота за мечами, поэтому многочисленные мечи, включая Хотарумару, были уничтожены (в префектуре Кумамото, например, мечи были сожжены бензином и брошены в море). Также ходил слух, что «если у вас есть меч, штаб-квартира придет на поиски с помощью металлоискателя», поэтому некоторые мечи были спрятаны в земле, что привело к их коррозии, и они были разрушены, некоторые были сломаны, а некоторые люди сами выбрасывали мечи и так далее, и тому подобное.
Катана: классификация катаны по форме
Утигатана
Это катана средней формы с искривленным лезвием и несколькими частями, включая цука, цуба и сеппа. Простое упоминание «катаны» в основном указывает на учигатану. В современной классификации он обозначает клинок с длиной лезвия (прямое расстояние между Киссаки (кончик) и Мунэ-мати — выемка на спине) составляет 60 см и больше, а тот, у которого длина лезвия меньше 60 см, называется Вакидзаси.
Тачи (длинные мечи)
Структура почти такая же, как у Утигатаны, но способ ношения совершенно другой (Утигатана переносится лезвием вверх, надевая пояс, в то время как Тачи подвешивают лезвием вниз для переноски) и Кошираэ ( фурнитура) тоже разные. Также многие из них богато украшали на Цука (ручка) и Сая (ножны). Как уже упоминалось выше, при сравнении только лезвия большой разницы нет, обычно оно имеет глубокий изгиб.
Вакидзаси (Мечи средней длины)
Это Утигатана (или Тачи) с коротким клинком. По современной классификации это те, у которых длина клинка от 30 см до 60 см. Вакидзаси с лезвием длиной почти 60 см называют Кодачи (более короткое тати) или Нага-вакидзаси (более длинное вакидзаси).
Одачи (Очень длинные мечи)
Мечи Когарасумару
В нем есть Синоги-дзукури (ребристый стиль) от Хамачи (краевая выемка) до Монучи (ударная точка), но Киссаки (острие) имеет стиль, более близкий к Мороха-дзукури (двухсторонний стиль). Он также имеет некоторую кривую. Он существовал в период перехода от прямых мечей к изогнутым.
Танто (короткие мечи)
В современной классификации — меч с длиной клинка менее 30 см. Однако в стиле Хира-дзукури с небольшой кривой длина более 30 см называется «Сунноби (увеличенная длина)» и может быть включена в Танто.
Нагамаки (буквально «длинный рулон »)
Одачи (очень длинный меч) с цукой (рукоятью) почти такой же длины, как и лезвие. Он произошел от «Накамаки» (буквально «средний рулон»), с которым стало легче работать из-за смешения центра тяжести.
Нагината (полюсные мечи)
Оружие с длинной рукоятью и изогнутым клинком, как Утигатана и Тачи. Внешне он похож на Нагамаки.