что делать если человек злится на тебя
Как справиться со злостью и раздражением
Жизнь ежедневно подкидывает сто и один повод для злости. В большинстве случаев нам удается держать себя в руках или вовсе не замечать потенциальных раздражающих факторов. Но бывают дни, когда бесит примерно все, когда мы истощены эмоционально или физически — и тогда в нас закипает злость. Последней каплей может стать водитель такси, который остановился за десять домов от вашего, вредный клиент или начальник, который не пускает в заслуженный отпуск. Мы злимся на друзей, если они отменяют встречи, на супруга, который в очередной раз оставил грязную сковородку, на кричащих в самолете детей, опаздывающих курьеров и просто случайных людей, которым не повезло столкнуться с нами на улице в особо трудный день.
Злости не нужно бояться, не стоит ее избегать и записывать в свои смертные грехи. Это выработанный эволюцией физиологический механизм, который тысячелетиями служит эффективной защитой от агрессивного мира. Злость помогает поменять ситуацию и защитить собственные границы — прогнать чужака со своей территории, отвоевать место вожака в стае, заставить водителя вернуться к вашему дому, начальника — признать ваше право на отдых, а супруга — помыть, наконец, посуду. Другое дело, что в современном городе большинство проблем можно решить, не прибегая к агрессии. Да и проблемы эти не угрожают вашей жизни, хотя могут лишить определенной доли комфорта. Поэтому со злостью стоит научиться справляться: чтобы адекватно реагировать на неприятные ситуации, без кровопролитий решать рабочие и личные конфликты, зря не растрачивать драгоценную энергию и не ложиться спать с ощущением, что весь день провел на войне.
Как работает злость
Когда в вас закипает злость, мышцы во всем теле напрягаются, мозг активно вырабатывает химические вещества катехоламины (предвестники адреналина) и вы чувствуете прилив энергии. Сердцебиение учащается, растет кровяное давление, дыхание становится коротким и прерывистым. Кровь приливает к конечностям и в мозг — чтобы вы могли быстро бегать, драться и думать. Внимание полностью фокусируется на объекте злости, вы уже не замечаете ничего другого. Через пару мгновений начинается выработка адреналина, который может держать вас в состоянии длительного возбуждения. Теперь вы готовы к битве.
Понимание физиологии злости дает простой и эффективный способ с ней справиться: нужно успокоиться. Звучит издевательски, но только в том случае, если к этому совету не приложить конкретный план действий. Наш организм довольно легко обмануть: если наглядно показать ему, что нет нужды в битве, он успокоится сам.
Иногда мы так сильно злимся, что расслабиться не получается. Тогда негативным эмоциям стоит поискать альтернативный выход. Главный элемент злости — это адреналин, курсирующий по нашему телу. Если прекратить его выработку не получается, нужно направить бурлящую энергию в позитивное русло. Пойти на вечеринку (но исключить алкоголь — он может лишь усилить негативные эмоции) или танцевать дома, отправиться на пробежку, устроить себе интенсивную тренировку или сходить на концерт и хорошенько там прокричаться. Проще говоря, сделайте все, чтобы ваш организм выдохся, тогда ни на какую злость буквально не останется сил.
Постоянное раздражение и вспышки гнева могут серьезно отравлять жизнь, спровоцировать повышение тревожности, бессонницу и депрессию — если вы замечаете у себя какие-то из симптомов этих состояний, возможно, стоит обратиться к терапевту. Если же злость пока не успела захватить ваши дни, но вы чувствуете, что стали раздражаться чаще, попробуйте зафиксировать свое состояние.
Лучше всего записать свои мысли и чувства по поводу конкретного эпизода: что спровоцировало злость, как именно вы реагировали и что чувствовали после. Если вы не поклонник эпистолярного жанра, можно просто поделиться ситуацией с близким человеком: найдите того, кто готов выслушать, и расскажите свою версию событий. Часто пары таких разборов хватает, чтобы лучше понять свое состояние и контролировать эмоции в будущем. Если вы понимаете, что источником негатива для вас является конкретный человек, стоит аккуратно поделиться своими чувствами и поставить границы. Или же самостоятельно оценить важность этого персонажа в вашей жизни — возможно, нужно просто отстраниться.
Еще один отличный метод профилактики злости — практика сострадания. Как учила Боба Дилана его бабушка, «будь добр ко всем, потому что никогда не знаешь, какую битву ведет другой человек» (на самом деле это цитата из книги шотландского писателя и священника Яна Макларена). Поэтому, когда вы в очередной раз начнете гневаться на водителя, официанта, начальника или собственного ребенка, попробуйте посмотреть на ситуацию с его стороны. Можно буквально нафантазировать обстоятельства, которые заставили другого человека доставить вам дискомфорт. Или фокусируйтесь не на оппоненте, а на самой ситуации — способны вы ее изменить или нет. Если да, попробуйте сделать это мягко (вдруг человек даже не подозревает, что доставляет вам дискомфорт или просто ничего не может поделать с этим). Если ситуацию не изменить — концентрируйтесь на своих чувствах. Глубоко дышите, думайте о чем-то приятном, попробуйте пошутить над происходящим или позвоните близкому человеку.
Как вести себя с человеком, который на вас злится: 10 советов
Общество
Считается, что злиться и вообще выражать негативные эмоции нельзя: общество ожидает от каждого из нас, что мы будем милы, сдержанны и великодушны, даже если ситуация явно становится напряженной. Но так не бывает — все мы периодически начинаем испытывать чувства, далекие от добрых и светлых, поэтому нужно научиться правильно управлять ими, чтобы не создать конфликта, о котором мы будем жалеть. Общаться с человеком, который злится и сердится на вас лично, тоже нужно уметь — ведь проще уйти от нагнетания обстановки, чем потом расхлебывать последствия.
10 советов, что делать и как разговаривать с человеком, который вовлекает вас в конфликт своими негативными эмоциями и злостью.
1. Постарайтесь искренне сочувствовать собеседнику при споре
Даже самые приятные из наших собеседников могут иногда напрягаться при невозможности решить проблему или по причине наших поступков. Всегда помните: человек злится не потому, что он плохой сам по себе, а ему плохо самому — эмоционально и морально. Поэтому он злится — и по этой же причине заслуживает вашего сочувствия. Не вступайте в спор, а постарайтесь принять его право на любые эмоции — безоценочно.
2. Сохраняйте спокойствие
Иногда бывает крайне сложно удержаться, чтобы не начать зеркалить негатив, но именно это нужно сделать. Не давайте ответной злости изменить вашего настроя, сохраняйте спокойствие и здравый смысл — выходить из конфликта все равно придется. Лучше делать это с ясной головой и без лишних деструктивных эмоций.
3. Попробуйте помочь сформулировать проблему
Разозлившийся человек не может внятно сформулировать, почему он так сердится и нервничает — он может громоздить странные словесные конструкции и сбиваться с одного на другое. Попробуйте дать ему выговориться и помочь сформулировать точную причину его негативных эмоций — задавайте наводящие вопросы, повторяйте четко и раздельно его ответы. Вы и не заметите, как в рассуждениях оппонента начнет появляться логика, а сам он постепенно будет успокаиваться.
4. Удержитесь от оправданий в чем бы то ни было
В момент ссоры они только мешают и подливают масла в огонь. Ваша задача — сделать так, чтобы человек как можно быстрее успокоился. До этого момента любые ваши попытки улучшить ситуацию в эмоциональном ключе только ухудшат положение: человек не слышит, что вы говорите, а вот заискивание и оправдания посчитает подтверждением вашей вины — явной или вымышленной.
5. Спокойно признайте ошибку или неправоту, если это именно тот случай
Может оказаться, что злость совершенно законна и ожидаема, потому что именно вы сделали ошибку или были неправы. Просто будьте готовы к этому и всегда допускайте вариант, что прав именно ваш собеседник, а не вы — так что и признавать это придется вам. И извиняться, конечно, тоже — хотя злился и кричал он.
6. Не старайтесь казаться каменным истуканом без эмоций
Спокойствие и бесчувственность — совершенно разные вещи. Ваша холодность может еще больше раззадорить собеседника — это так же неприемлемо в конфликте, как и попытки издеваться или передразнивать.
7. Спросите прямо, что вы можете сделать, чтобы перевести конфликт в более спокойную фазу
Не пытайтесь сделать “как лучше” — скорее всего, будет ровно наоборот. Спросите прямо, каких именно действий или слов ожидает ваш собеседник, — так вы покажете ему, что искренне стремитесь загасить конфликт и перейти к конструктивным действиям для выхода из него.
8. Мягко поставьте разговор на паузу, если любой из вас не готов продолжать общение
Если ваш собеседник действительно вышел из себя и совершенно не способен воспринимать никакую информацию, лучше всего вообще сделать паузу и перенести разговор на время, когда он успокоится. Если вы чувствуете, что тоже готовы взорваться и начнете злиться, — уйдите от выяснения отношений и дайте успокоиться уже себе. Коротко сообщите о том, что продолжение беседы непременно будет, — и прерывайте контакт, так будет лучше для всех.
9. Не переходите на личности и не вовлекайте в конфликт третью сторону
Если вы хотите получить именно диалог, а не театр с драмой, не нужно вовлекать в конфликт других людей или переходить на выяснение личных качеств. Обращение даже к самым лучшим из них ничего не даст — говорите только о сложившейся ситуации.
10. Не обобщайте и говорите “я-сообщениями”
Если человек допустил оплошность — говорите именно об этом конкретном случае, не перечисляйте все подобные промахи за последний год. Не говорите собеседнику, какие эмоции он испытывает, — возможно, вы ошибаетесь. Не обесценивайте его страданий и злости — спокойно говорите о своих чувствах и переживаниях. Так честнее и уж точно полезнее для выхода из конфликта.
Как справиться с раздражительностью: 5 советов профессионального психолога
Приблизительное время чтения: 6 мин.
В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос от читательницы:
У меня такая проблема: периодически одолевает чувство раздражения и нервозности. Настроение очень резко меняется, его может испортить буквально одно слово, потом раскаиваюсь, но могу в этот момент сделать неприятно любимому человеку (грубо ответить), понимая, что он не виноват. Никак не могу понять, почему это происходит и откуда? Не хочу злости внутри, хочу чистоты и любви.
Отвечает семейный психолог Екатерина Бурмистрова, автор книги «Раздражительность. Методика преодоления»:
Нельзя просто подавить раздражительность, надо разобраться, какие ситуации выводят вас из себя и что надо делать, чтобы эта раздражительность не была разрушительной для вас и вашей семьи.
Разберемся с первым: выделим пять причин, почему люди чаще всего раздражаются:
1. Если обобщить: раздражение — это реакция на неудачу. Вы представляли себе ситуацию одним образом, а получилось по-другому — ваши ожидания не оправдались. Вы планировали провести чудесное утро в парке, гуляя с семьей, но ребенок закапризничал, не захотел одеваться. Это же касается и и конфликтов между родителями и детьми: родители создали в голове образ идеального ребенка, расписали его жизнь по пунктам, а их сын или дочь выбрали другой путь.
2. От вас что-то хотят, требуют, нарушают ваши личные границы. Ваше терпение на исходе, вы начинаете говорить на повышенных тонах. Раздражительность здесь — это защита: так вы показываете свое недовольство. Однако раздражение может перейти в другую стадию — гнев, а если ситуация затянется — даже в ненависть.
3. Ситуация системной перегрузки: вам не хватает отдыха, вы работаете в некомфортном темпе, параллельно выполняя сразу несколько дел.
4. У вас сидячая работа, нет возможности выйти на воздух, вы не выспались, не поели вовремя. Все это вызывает раздражение — незрелую, первичную реакцию на нарушение баланса основных ресурсов организма.
5. Разочарование или обида, надлом, кризис в одной области жизни, перетекающий в другую, — это характеристика смещенного гнева. Например, у человека стрессовая ситуация на работе, там он сдерживается, а дома выливает все накопившееся раздражение на жену и детей. Или жена, поссорившись с мужем, вымещает свой гнев на первом встречном.
Раздражительность может быть вызвана одной причиной или сразу несколькими, выражаться по-разному.
Эта реакция неприятия чаще всего направлена на ближних. Мы срываемся на тех, кто нам дорог. Самые спонтанные, искренние и неконтролируемые чувства мы изливаем семье или друзьям. Это связано с амбивалентностью — двойной природой близких отношений, где чувства могут колебаться между двух полюсов — от сильной любви до такой же сильной ненависти.
Что же делать? Если вы раздражаетесь на ближнего, но не рады тому, что испытываете подобные чувства, — прервите контакт, выйдите в соседнюю комнату, прекратите на время общение. Такое чувство не связано с вашим базовым отношением к человеку — вы его любите, но в данный момент злитесь на него. Если ребенок завис над домашним заданием, муж не слышит ваши просьбы починить полку, не срывайтесь — остановите эмоцию и переждите момент.
Постарайтесь понять, почему сейчас вы раздражаетесь чаще, чем обычно, и что может за этим стоять? Иногда повышенная раздражительность связана с серьезными проблемами со здоровьем. Есть заболевания, при которых раздражительность — это побочный эффект, например, гипертония или диабет. Беременная женщина с серьезным токсикозом тоже страшно раздражительна, и для нее это нормальное состояние в данный момент.
Но если вы чувствуете, что раздражительность становится системой, не исключением, а правилом, повышенный тон разговора входит в привычку — это сигнал, что надо серьезно подойти к решению проблемы и восстановить гармонию вашего внутреннего мира, иначе это пойдет вам во вред. Например, мама знает, что нельзя повышать голос на ребенка или что раздражение — грех, но не может сдержаться. Это приносит ей страдание, потому что она не такая, какой хочет быть.
Когда мы решаем поститься и пытаемся меньше раздражаться, происходит то же самое. Мы, как будто нарочно, раздражаемся больше обычного. Это связано с физиологией: кому-то очень тяжело обойтись без скоромной пищи, а на кого-то подспудно влияет сама идея ограничения, с которой они не согласны. Сильно давит и то, что у нас не получается соответствовать собственным ожиданиям, и это дает нам лишь новый повод для раздражения.
Итак, разобравшись с возможными причинами раздражительности, обратимся ко второму вопросу: как все же управлять своей реакцией и не раздражаться? Прилагаю инструкцию, как справиться с раздражением, правда, упрощенную схему, так как эта тема требует долгих часов беседы с психологом или самостоятельной работы над собой.
Как справиться с собой?
1. Изучите свои триггеры — те ситуации, которые вызывают у вас раздражение. Составьте список: 5-10 основных источников раздражения. На самом деле их больше, если расписать подробнее по разным сферам жизни. Например, в транспорте меня раздражает одно, на работе другое, в отношениях с мужем — третье. Далее, проследите историю каждого триггера: почему вас это раздражает. Это очень действенный способ. Допустим, вас раздражают крошки на полу. Почему это вызывает у вас такое чувство? Потому что вы не хотите разнести их по дому? Потому что у вас ощущение, что вы плохая хозяйка? Или крошки на полу раздражали вашу маму?
2. Узнайте больше про механизм раздражения, прочитайте об этом. Знание о том, как устроены наши эмоции, очень помогает — мы начинаем понимать их биологические и психологические мотивы.
3. Придумайте метафору-образ для того состояния, в которое вы приходите, когда раздражаетесь. Это может быть чайник, вулкан, дракон, бетономешалка — тот, в кого вы превращаетесь, когда это раздражение вас захватывает. Вы же не хотите им быть?
4. Старайтесь уловить момент, когда раздражение только начинает зарождаться в вас, — тогда будет проще прервать контакт с объектом, переадресовать эмоцию или применить другую тактику — например, глубоко дышать.
5. Избегайте ситуаций, где срабатывают ваши триггеры. Я понимаю, что легко сказать и трудно сделать. Но попробуйте составить маршрут в объезд пробок или просто поменяйте подход к тому, что вызывает раздражение.
В борьбе с раздражительностью легко наделать ошибок. Поэтому предостерегаю вас: подавлять эмоции бесполезно — их накопление приведет к срыву, истерике или бессоннице. Если вы сначала раздражались на человека и гневались, а потом скрутили себя в бараний рог и решили терпеть — ваши отношения с ним не станут лучше. Наоборот, раздражение пойдет дальше, в самую глубь, и разрушит, разнесет вашу семью или дружбу.
Чтобы эмоции не накапливались, не держите боль и обиды в себе: спокойно, без крика поделитесь тем, что переживаете, объясните, постарайтесь разобраться с чувствами вместе. Если эмоции остаются, не направляйте их на человека, а найдите форму, в которой вы можете их выразить. Например, с раздражением и стрессом помогают занятия спортом — все силы уходят на активные физические действия, а не на ссоры.
Подготовила Анастасия Бавинова
Злость
Злость относится к сильной разрушительной эмоции, причиной возникновения которой считается сильнейшее расстройство или боль. Злость – это человеческая нормальная реакция, которая способна выражаться от легкого раздражения до настоящего бешенства. Данная эмоция разрушает человека изнутри. Это чувство выступает результатом выражения какого-либо неудовлетворения: своих ожиданий, желаний или действий. Основная проблема кроется в том, что неудовлетворение имеет свойство накапливаться. А когда неудовлетворения достигают больших объемов, то они превращаются в агрессивность и с разрушительной силой вырываются наружу.
Злость причины
Причиной могут выступать различные заболевания. Хроническую злость связывают с повышенным артериальным давлением, заболеваниями кожи, головными болями, а также с проблемами пищеварения. Вместе с тем эта эмоция связана с некоторыми проблемами личностного плана: преступления, девиантное поведение, физические или эмоциональные нападения, выражение агрессии.
Скрытая злость
Стресс или депрессия может быть причиной скрытой злости. Злость, вторгаясь в мысли способна разрушить отношения, а также поведение человека, создавая проблемы физического характера. Одной из причин суицида считают скрытую злость, которую человек не умеет выражать. Негативные ситуации повторяются и, накапливаясь, злость направляется на самого себя. Поэтому одной из форм направления злости является суицидальное поведение. Скука, грусть, тоска, выступают симптомами скрытой злости, например, вместо того чтобы остановить надоедливого оппонента люди выбирают молчаливое слушание.
Не надо путать злость и ненависть. Это не одно и тоже, хотя они имеют одинаковые истоки происхождения. Ненависть, являясь острым чувством сильного отвращения, а также неприязни выражает агрессивное и негативное отношение к чему или кому-либо.
Злость и обида
Человеческие отношения всегда наполнены разными чувствами, и злость также не исключение. Каждый человек для себя выбирает сам, как ему поступать со своей отрицательной эмоцией: подавить агрессию, злиться на себя или предъявить претензии.
Очень часто, когда человек не может позволить выплеснуть злость, у него возникает обида, под которой понимается сильная отрицательная эмоция, вызываемая переживаниями.
Причиной возникновения обиды бывает тщетность ожидания, отсутствие похвалы за труд и старание, конфликтная ситуация, несоответствие мнений, необоснованные наговоры или отзывы. Другой причиной обиды может послужить желание людей манипулировать человеком. Например, если я обижаюсь, значит, ты виноват, а я прав. Такое поведение объясняется желанием превосходить над другими людьми.
Злость женщины
Очень часто женщина подвержена на работе стрессам и переутомлению, на улице хамству, а дома семейным неурядицам, и в результате совсем незначительный раздражитель способен легко довести до приступа злости, и женщина легко сорвется на близких, в частности на ребенке. А если у женщины еще не все в порядке с гормональным фоном, то здесь недалеко и до приступов агрессии.
Как отпустить злость? Прежде всего, необходимо нормализовать гормональный фон. Гормоны играют важную роль в жизни любого человека, а особенно женщины. Нарушение уровня гормонов в женском организме приводит к плохому настроению, проявлению неудовлетворенности, слабости, повышению веса, быстрой утомляемости и, в конечном счете, проявлению злости.
Отмечаются и внешние признаки из-за нарушения уровня гормонов у женщины. Это тусклость, ломкость волос; сухость и шелушение кожи, ломкость ногтей, нарушения менструального цикла, нарушение работы ЖКТ, снижение интеллекта и памяти. Женщина в такой период отмечается раздражительностью и пребыванием в депрессии.
Если вы заметили у себя все перечисленные признаки, то для того, чтобы отпустить злость, вам следует нормализовать гормональный фон. Нарушения уровня гормонов определяют после проведения определенных анализов. При необходимости врач-эндокринолог назначает препараты, нормализующие гормональный фон женщины. Этот процесс ускоряется следующими действиями: правильное питание, соблюдение режима дня, пребывание на свежем воздухе, обязательная физическая активность, исключение вредных привычек. В питание обязательно включите морепродукты, фрукты (хурму, бананы), чеснок, баклажаны, шпинат. Употребляйте достаточное количество животного белка, не забудьте про масло (оливковое, льняное, кунжутное).
Для выработки серотонина необходимо есть сыр, черный шоколад, фасоль, яйца, чечевицу, помидоры. Возьмите за правило, что сырые овощи и фрукты всегда должны быть в вашем рационе. Обязателен полноценный отдых ночью, а днем необходима умеренная физическая нагрузка (йога, бег, плавание, фитнес, танцы). Снизьте употребление кофе, а от алкоголя вообще откажитесь. Подберите с терапевтом необходимые для вас поливитамины и микроэлементы.
Постоянная злость и раздражение снимается прослушиванием медитаций. По утверждению адептов, регулярные занятия уравновешивают психику, снимают напряжение, агрессию и приступы гнева. Если раздражение возникает не по причине заболевания, то справиться с этим состоянием возможно путем избегания контактов с раздражающим объектом, а также устранением раздражителей. Комплексный подход обязательно поможет контролировать эмоциональность женщины.
Как избавиться от злости
Перестаньте срываться на близких. Этому сложно научиться, но каждый раз, когда вами будут одолевать приступы злости, представляйте то состояние, которое наступает после – досада и стыд за то, что обидели необоснованно родных. Говорите окружающим вас людям, что вам не нравится в них и что именно раздражает. При этом важно говорить не в демонстративной форме, а в мягкой.
Проанализировав ситуации, которые вас раздражают, примите все возможные меры по устранению этих проблем. Научитесь расслабляться. Медитативные техники укрепят здоровье, уравновесят шаткую психику, человек станет стессоустойчивым. Если ваше состояние спровоцировано коллегами по работе, то бегите после работы на фитнес, в тренажерный зал и там выпускайте зло, избавляйтесь от негативных эмоций. Очень хорошо накопившуюся агрессивность за день снимает йога, тренируя терпение, понижая тревожность и успокаивая.
Как контролировать злость? При первых проявлениях постарайтесь глубоко дышать, тем самым успокаивая себя, говорите с собой и останавливайте все злые мысли. При этом дышите медленно, глубоко, несколько раз повторяя слова «успокойся», «расслабься», «все будет хорошо». Обязательно поговорите с другими людьми, которые вас поддержат. Посмотрите на все происходящее с другой стороны, будьте в роли того человека, на которого вы злитесь.
Относитесь ко всему с юмором, подшучивая над собой. Учитесь слушать. Умение слушать улучшит общение, а также установит доверие, которое поможет справиться с враждебными эмоциями и мыслями. Всегда выражайте свои мысли конструктивно, в спокойной манере. Самое главное, помните, что мы не хорошие и не плохие, мы со своими достоинствами и недостатками. Принимайте себя такими, какие вы есть, всем понравиться невозможно. И хотя выпускать злость для здоровья лучше, чем держать в себе, но это тоже необходимо уметь делать. Частые вспышки ярости только разрушат и испортят отношения с другими людьми.
Приступы злости и гнева наносят вред сердечно-сосудистой системе, создают стрессовую ситуацию, усугубляют проблему. Чтобы этого не происходило, выражайте себя через упорство и настойчивость, это лучший способ решить любую проблему.
Как избавиться от злости? Можно явно выражать ее: бить посуду, рвать бумагу, скандалить, драться. Такое поведение иногда не всегда уместно, но эффективно. В некотором роде вы нападаете на агрессора.
Как бороться со злостью? Если у вас не получается контролировать это чувство, и это мешает вашей жизни, то вам необходимо обратиться к психологу, который выработает методы и техники, помогающие бороться с безудержными приступами ярости и гнева.
Лекарство от злости существует, поскольку за этим чувством всегда прячется какая-нибудь потребность. Если у вас возникает это состояние, то сразу задавайте себе вопрос: «чего именно я хочу в этот момент?». Если злятся на вас, спросите у человека «чего конкретно хочешь, когда злишься?». Выявление потребностей на фоне злости сразу же нейтрализует проявление этого чувства.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»