зуль хиджа это какой месяц
Самые благословенные дни для этого мира – месяц Зуль-хиджа
Месяц зуль-хиджа – один из высокочтимых месяцев у мусульман. Это один из четырёх священных запретных месяцев (раджаб, зуль-хиджжа, зуль-каада, мухаррам). Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца.
Месяц зуль-хиджа содержит главный праздник мусульман – ‘Ид аль-адха (Курбан-байрам), приходящийся на 10-е число. В месяце зуль-хиджа мусульмане совершают хадж – одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами Ислама. В нём также один из священных дней – день ‘Арафа (9-е число). В этот день паломники, совершающие хадж, пребывают в местности ‘Арафа.
В день ‘Арафа желательно тысячу раз читать суру «Аль-Ихляс», совершать другие благие деяния. В одном хадисе сказано, что тому, кто прочтёт тысячу раз суру «Аль-Ихляс», будут прощены все грехи. В день ‘Арафа (и в предыдущий день) желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих хадж).
В хадисе от ‘Аиши говорится, что один юноша соблюдал пост в первые десять дней месяца зуль-хиджжа. Об этом сказали Пророку (мир ему и благословение), и он спросил, почему тот соблюдает пост. «О, свет моих очей, это дни хаджа, и я надеюсь на благо от мольбы паломников», — ответил юноша. И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал, что за каждый день поста в эти дни он получит такое вознаграждение, как за освобождение ста рабов, раздачу в качестве садака ста животных и выдачу для распространения религии ста лошадей, а за пост в день ‘Арафа – вознаграждение, как за освобождение двух тысяч рабов, раздачу такого же количества животных на садака и выделение такого же количества лошадей для распространения Ислама.
В хадисах также сказано, что вознаграждение за пост в день ‘Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет; что тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи двух лет – предыдущего и последующего; что тот, кто соблюдает пост за два дня до ‘Арафа, получит вознаграждение как и пророк Аюб (мир ему), а тот, кто постился в день ‘Арафа, — как пророк Иса (мир ему).
Эти дни желательно провести в богослужении, раздать нуждающимся пожертвования.
ISLAMDAG.RU
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Месяц зуль-хиджа
Месяц зуль-хиджа является одним из высокочтимых месяцев у мусульман. Это один из четырёх запретных месяцев (раджаб, зуль-хиджа, зуль-каада, мухаррам), в течение которых по велению Всевышнего Аллаха запрещены войны, конфликты, кровная месть.
Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца.
В месяц зуль-хиджа наступает главный праздник мусульман – ‘Ид Аль-Адха (Курбан-байрам), приходящийся на десятое число. В месяце зуль-хиджа мусульмане совершают хадж – одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами Ислама.
В этот же месяц наступает один из священных дней – день Арафа (9 число). В этот день паломники, совершающие хадж, находятся в местности Арафа. В день Арафа желательно тысячу раз читать суру Аль-Ихляс. В хадисе сказано, что тому, кто прочтёт тысячу раз суру Аль-Ихляс в этот день, будут прощены все грехи.
В хадисе также сказано, что самые любимые и самые дорогие для Аллаха дни – это первые десять дней зуль-хиджа. В первые девять дней этого месяца, особенно в день Арафа (и в предыдущий день), желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих хадж).
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
مَا العَمَلُ فِي أَيَّامٍ أَفْضَلَ مِنْهَا فِي هَذِهِ؟ قَالُوا: وَلَا الجِهَادُ؟ قَالَ: وَلَا الجِهَادُ، إِلَّا رَجُلٌ خَرَجَ يُخَاطِرُ بِنَفْسِهِ وَمَالِهِ، فَلَمْ يَرْجِعْ بِشَيْءٍ
«Дела, совершаемые в эти дни (первые десять дней месяца зуль-хиджа), Аллах любит больше, чем дела, совершаемые в любые другие дни». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, это касается и борьбы на пути Аллаха?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Это касается и борьбы на пути Аллаха, если только речь не идёт о человеке, который вышел с жизнью и имуществом и лишился и того, и другого». (Бухари, 969; Абу Дапвуд, 2438; Тирмизи, 757; Ибн Маджах, 1727)
Воистину, наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) свидетельствовал, что эти дни – самые благословенные на этом свете. Только шахид превыше перед Аллахом, чем человек, который занят служением Аллаху в эти дни.
В хадисах также сказано, что вознаграждение за пост в день Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет; что тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи за два года – предыдущий и последующий.
Эти дни желательно провести в поклонении Создателю, раздать нуждающимся милостыню. Тому, кто собирается резать жертвенное животное (курбан), нежелательно (карахат) в течение первых десяти дней зуль-хиджа, то есть до жертвоприношения, стричь волосы и ногти.
Достоинства первых десяти дней месяца зуль-хиджа
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
وَالْفَجْرِ وَلَيَالٍ عَشْرٍ
(смысл): «Я (Аллах) клянусь зарёю и десятью ночами». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Фаджр: 1-2)
В этом аяте Всевышний Аллах подразумевает первые 10 дней месяца зуль-хиджа. Клятва Аллаха свидетельствует о величии этих дней. А в суре Аль-Хадж Всевышний также говорит:
وَيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَعْلُومَاتٍ
(смысл): «И пусть поминают имя Аллаха в дни известные (когда режут хадью и курбан в день жертвоприношения в благодарность Всевышнему за Его милость и пропитание)». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Хадж: 28)
Здесь тоже имеются в виду дни месяца зуль-хиджа. В их числе и день Арафа. День Арафа – день большого хаджа, прощения грехов, защиты от огня.
К этим дням также относится день жертвоприношения (Курбан-байрам). День жертвоприношения – лучший день года. Пророк (мир ему и благословение) в хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха ибн Курта (да будет доволен им Аллах), сказал:
إِنَّ أَعْظَمَ الْأَيَّامِ عِنْدَ اللَّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى يَوْمُ النَّحْرِ، ثُمَّ يَوْمُ الْقَرِّ
«Величайший из дней у Аллаха — день жертвоприношения». (Абу Давуд, 1765)
В эти дни включены все столпы поклонения. Хафиз Ибн Хаджар в своей книге «Фатх Аль-Бари» пишет об этом следующее: «Причиной возвеличивания первых десяти дней зуль-хиджа является наличие всех столпов поклонения: намаза, поста, жертвоприношения, паломничества; ведь в другие дни всё это не сочетается».
Первые 10 дней зуль-хиджа следует встретить искренним покаянием в своих грехах, это обязанность каждого мусульманина. В покаянии – благо для мусульманина как на этом свете, так и в Судный день. Берите как можно больше пользы от щедрот этих дней. Каждому мусульманину желательно совершить как можно больше добрых дел.
Как покорность Всевышнему и служение Ему в эти дни приближают нас к Нему, так и грехи отдаляют нас от Него, и мы теряем Его милость. Посему воздержитесь от всего греховного в эти дни, дорогие братья и сёстры.
Пост в день Арафа
День Арафа – это девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным (сунна) действием. От Абу Катады (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) спросили о соблюдении поста в день ‘Арафа, и он сказал:
يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ وَالْبَاقِيَةَ
«Пост в этот день служит искуплением грехов за прошлый и будущий годы». (Муслим, 1162).
От Масрука (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала ему:
أَوَ مَا سَمِعْتَ يَا مَسْرُوقُ أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يَعْدِلُهُ بِصَوْمِ أَلْفِ يَوْمٍ؟
«Не слышал ли ты, о Масрук, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сравнивал пост в День Арафа с постом в тысячу других дней?» (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 3487)
Авторитетный учёный шафиитского мазхаба имам Ар-Рамли поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи за два года. Но грехи перед людьми смоются лишь после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел.
В этот день могут не поститься больной и путник при трудностях. Если они не испытывают трудностей, им тоже можно поститься. Тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, чтобы иметь силы для мольбы и поклонения на горе Арафат.
Мухаммад Мухаммадов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Зуль-хиджа. День ‘Арафа
«Поистине, число месяцев у Аллаха (Бога, Господа) — двенадцать, в Его Книге (Законе) [в этом мироздании Он сделал их именно двенадцать]. И это с того дня, как сотворил Он небеса и землю. Из них — четыре запретных (священных)» (см. Св. Коран, 9:36).
В Исламе есть четыре священных месяца по лунному календарю — Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, Мухаррам и Раджаб. Двенадцатый месяц календаря — Зуль-хиджа. В этом месяце особо значимы для верующего первые десять дней (десять ночей) и среди них 9-й день — день ‘Арафа, за которым следует праздник жертвоприношения — ‘Идуль-адха, или Курбан-байрам. В первые десять дней Зуль-хиджа мусульмане со всего мира устремляются к Священной Каабе, чтобы совершить хадж (паломничество). В Коране сказано:
«Все эти [ритуалы хаджа] для того, чтобы (1) получили они [люди, совершающие паломничество] с этого пользу [как мирскую, ведя параллельно торговые дела, знакомясь с новыми людьми, так и вечную, совершая пред Господом соответствующие ритуалы на этой святой земле], (2) чтобы упоминали Аллаха (Бога, Господа) в известные дни [под этими днями подразумеваются либо десять дней месяца Зуль-хиджа, либо день ‘Арафа, либо четыре праздничных дня Курбан-байрама], (3) [поблагодарили Его и] за то, что дал им жертвенных животных (упоминали Его имя при заклании их), мясом которых они сами питаются и в обязательном порядке угощают нищих» (Св. Коран, 22:28).
Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: за ночь до праздника Курбан-байрам (то есть в ночь с 9-го на 10-е месяца Зуль-хиджа) и десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа). «Клянусь рассветом (зарею)! Клянусь [первыми] десятью ночами [месяца Зуль-хиджа] [1]!» (Св. Коран, 89:1, 2), — говорит Господь миров в Коране, подчеркивая особенность этих ночей.
Дополнительный пост в Зуль-хиджа
В мусульманской традиции практикуются дополнительные дни поста, например пост в день ‘Арафа (9-й день месяца Зуль-хиджа) [2]. Можно поститься и все первые девять [3] дней месяца Зуль-хиджа [4], но соблюдение поста в эти дни возможно в качестве дополнительной формы поклонения Творцу (как одно из дополнительных добрых дел), канонической необходимости в этом нет [5]. Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша сказала: «Я никогда не видела, чтобы пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) постился первые дни (первые десять дней) [6] месяца Зуль-хиджа [перед Курбан-байрамом]» [7].
«Самые любимые Богом благодеяния. »
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Самые любимые Богом благодеяния — это те, что совершаются людьми в первые десять дней месяца Зуль-хиджа». У Него спросили: «[Они более любимы Богом и вознаграждаемы, чем] даже когда человек самоотверженно усердствует на Божьем пути (рискует собственной жизнью во благо и процветание других) [например, защищая свою Родину от иноземных вероломных захватчиков]?!» Он (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Да, более любимо, чем это. За исключением случая, когда человек выходит на Божьем пути [например, защищать Родину или приобретать знания на чужбине либо помогать тем, кто нуждается в его профессиональной помощи где-то далеко от родных земель] и в итоге отдает всего себя, а также тратит все свое богатство на благо и процветание других, все без остатка» [8].
Пост в день ‘Арафа
«Пост в день ‘Арафа [в 9-й день месяца Зуль-хиджа] способствует прощению грехов за два года, прошедший и будущий» [9], — сказал пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует). То есть воздаяние от Бога за него столь значимо, что может искупить прегрешения двух лет, явится причиной искупления и Божьего прощения. Имам ан-Навави комментировал: «В первую очередь компенсируются малые прегрешения. Если таковых нет, тогда — большие грехи. Если и их нет, тогда человек будет поднят на более высокие уровни (праведности и благочестия пред Богом, а после Судного Дня — на более высокие уровни в Раю)» [10]. Но для совершающих хадж (паломничество) соблюдение поста в день ‘Арафа крайне нежелательно. В хадисе упомянут даже запрет для совершающих хадж: «Пророк запретил соблюдение поста в день ‘Арафа для стоящих на ‘Арафате» [11]. Все же, учитывая ряд аспектов, богословы говорят о нежелательности (макрух) [12]. «Нет дня, сравнимого с днем ‘Арафа по количеству людей, освобождаемых Богом от адского наказания» [13], — как гласит хадис Пророка. Если и есть для кого вероятность за слова, дела или поступки оказаться, пусть даже на некоторое время, в Аду, молитвы и благодеяния, совершаемые человеком в день ‘Арафа, во взаимосвязи со знанием Бога о том, что человек и дальше до конца жизни будет следовать пути веры и благочестия, могут явить Божьей милостью чудесный результат — человек окончательно и бесповоротно будет вычеркнут из списка тех, кто может оказаться в Аду! Милость Творца безгранична, но от нас требуется ежедневная самоотдача и самодисциплина в благом и праведном, на пользу себе, близким и людям вообще.
Во время праздника Курбан-байрам является желательным (сунна) возвеличивать и восхвалять Всевышнего на протяжении всех четырех праздничных дней после каждой обязательной молитвы, особенно если верующие совершают очередную обязательную молитву сообща. Первым намазом, после которого произносятся такбиры, является утренняя молитва (Фаджр) девятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть день ‘Арафа, и так до двадцать третьей молитвы, то есть послеполуденной (‘Аср) молитвы четвертого праздничного дня. Возвеличивание Господа перед праздничной молитвой (по дороге в мечеть или в ожидании молитвы уже в мечети) желательно как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам. Наиболее распространенной является следующая форма восхваления: Транслитерация: «Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».
Перевод: «Аллах (Бог, Господь) превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление»[14]. В Коране говорится:
«Упоминайте Аллаха (Бога, Господа) в определенные (установленные) дни [в дни праздника Курбан-байрам: 10, 11, 12 и 13 числа месяца Зуль-хиджа [15]. Уделите данному деянию (восхвалению Творца после обязательных молитв-намазов, да и не только) особое внимание]» (см. Св. Коран, 2:203) [16].
Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до ритуала заклания. Это связано с проведением некой параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и также не стригут ногти и волосы. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы» [17]. Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух). Но, если для человека это создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Канонически, нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости [18].
Наступил месяц Зуль-хиджа. Как его следует провести?
История праздника жертвоприношения
Итак, что же говорится об этом месяце в источниках нашей религии?
Во-первых, зуль-хиджа – это один из четырех запретных месяцев, во время которых еще до ислама было запрещено начинать войны и вершить кровную месть. В Коране говорится об этих месяцах:
«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца (Зуль-каада, зуль-хиджжа, мухаррам и раджаб) из них — запретные» (сура «ат-Тавба», аят 36).
Грех, совершенный в это время, считается более тяжелым, чем в другое время:
«Не причиняйте же в них [в эти запретные месяцы] зла самим себе (посягая на их запретность и совершая грехи) (так как это ещё более греховнее, чем в другие месяцы)» (Сура «ат-Тавба», аят 36).
В хадисе говорится, что особенно важны первые десять дней этого месяца – именно в эти дни верующим предписано совершить все основные обряды хаджа. Сура «аль-Фаджр» начинается с упоминания десяти ночей – большинство толкователей считают, что здесь имеются в виду именно десять дней месяца зуль-хиджа:
«Я (Аллах) клянусь зарёю, и десятью ночами (месяца зуль-хиджа)…» (сура «аль-Фаджр», аяты 1-2).
Передается, что Пророк (мир ему) говорил:
«Благие дела, совершенные в другие дни, не превосходят тех, которые были совершены в эти дни (первые десять дней месяца зуль-хиджа). Сподвижники Пророка (мир ему) спросили: «Даже больше сражения на пути Аллаха?». Он ответил: «Да, больше этого, за исключением человека, который делает это (выходит на войну), подвергая себя и свое имущество опасности (ради Аллаха) и не возвращается обратно (живым)» (Тирмизи).
В другом хадисе передаются подобные слова Посланника Всевышнего (мир ему):
«Самые благословенные дни этого мира – первые десять дней месяца зуль-хиджа». Его спросили: «А нет ли похожих на них (т. е. на людей, которые будут заняты поклонением в это время)?» Он ответил: «Нет похожих на них, кроме человека, которого убили на пути Аллаха (т. е. мученика за веру)».
Хафиз ибн Хаджар объясняет причину особенного возвеличивания этих десяти дней в своей книге «Аль-Фатх»:
«Причиной возвеличения первых десяти дней зуль-хиджа является наличие в них всех столпов поклонения: намаза, поста, жертвоприношения, паломничества, – и не сочетается всё это в другие дни».
На девятый день месяца зуль-хиджа приходится очень значительный день – который называется день Арафа (или день Арафата). В этот день паломники, прибывшие в Мекку для совершения хаджа, собираются в долине Арафа, где весь день обращаются ко Всевышнему со своими мольбами – поскольку известно, что в этот день принимаются дуа и особенно мольбы о прощении.
«Нет такого дня, в который Аллах освобождал бы от Огня больше Своих рабов, чем в день Арафа…» (Муслим).
«Лучшая мольба – это мольба в день Арафа…» (Тирмизи).
Согласно пророческим сообщениям, о дне Арафа упоминается в Коране:
«Клянусь днем обещанным! Клянусь свидетельствующим (днем) и засвидетельствованным!» ( Сура «аль-Бурудж», аяты 2–3).
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «День обещанный» – это день Воскресения, «засвидетельствованный день» – это день Арафа, а «свидетельствующий день» – это пятница» (Тирмизи, Табарани).
Одним из желательных действий в этот день считается пост:
Передается, что Посланник Всевышнего (мир ему) говорил о посте в этот день: «Он служит искуплением [прегрешений]прошедшего года и будущего года» (Муслим).
Одна из жен Пророка (мир ему) передавала: «Посланник Аллаха (мир ему) постился [первые] девять дней зуль-хиджа, в день Ашура и три дня каждого месяца» (Абу Дауд).
Держал ли Пророк (мир ему) пост в день Арафа?
Праздник жертвоприношения (Курбан-Байрам)
Десятый день месяца зуль-хиджа – это один из двух самых почитаемых праздников в исламе, праздник жертвоприношения или Курбан-Байрам. В этот день вспоминают жертву Авраама (Ибрагима), мир ему, который готов был пожертвовать собственным сыном ради исполнения воли Всевышнего. Однако в последний момент ему было сказано, что Господь доволен его послушанием, а в жертву следует принести барашка. В память об этом верующие также приносят в этот день в жертву животных – овец, коров, верблюдов или коз.
В хадисах так говорится о значимости этого дня:
«Величайшим днем перед Аллахом является день жертвоприношения, а затем день, следующий за ним» (Ахмад, Абу Дауд, аль-Хаким).
«День Арафа, день жертвоприношения и три дня ат-ташрика (три праздничных дня) – это наши дни праздников, о мусульмане!» (Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).
Принесение жертвы считается сунной для человека, у которого есть для этого средства. По традиции, мясо жертвенного животного делят на три части – одну раздают бедным, одну передают родственникам и одну оставляют для своей семьи.
«Я спросил Абу Айюба: «Как совершал жертвоприношение Посланник Аллаха?». Он ответил: «Человек может принести в жертву барашка от себя и своей семьи. Следует раздать часть мяса в качестве милостыни, а другую часть они можно оставить себе».
Что еще значительного случилось в этом месяце?
26 числа месяца зуль-хиджа в 23 году по хиджре (или 3 ноября 644 года н.э.) скончался второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах). Это был один из самых влиятельных правителей в мусульманской истории – и в то же время один из самых справедливых и богобоязненных. Во время его правления мусульманское государство увеличилось в несколько раз.
Несмотря на то, что грамотность была редкостью в доисламской Аравии, Умар научился читать и писать еще в юности. Не будучи поэтом, он хорошо разбирался в арабской поэзии и литературе. Согласно традиции курайшитов, еще в подростковом возрасте Умар изучал боевые искусства, верховую езду и борьбу. Он был высоким, физически сильным и известным борцом.
Когда Мухаммад (мир ему) выступил с призывом к единобожию, Умар (да будет доволен им Аллах) поначалу был очень агрессивным противником Ислама, но потом принял Ислам, став его ярым приверженцем и защитником. Это событие очень укрепило мусульман, поскольку он был очень сильным и храбрым человеком, который оказывал значительную поддержку своим единоверцам.
Когда Умар (да будет доволен им Аллах) стал халифом, он продолжал вести очень скромный и аскетичный образ жизни – жил в глинобитной хижине, ходил в одной и той же поношенной одежде, пешком, без сопровождения и охраны. Он имел обыкновение по ночам обходить улицы Медины, чтобы лично узнать все нужды ее жителей. Любой из жителей его государства имел свободный доступ к халифу.
Когда Умар (да будет доволен им Аллах) принес Ислам Палестину и вошел в Иерусалим, его жители и церковные власти были удивлены его скромностью – поскольку они привыкли в пышной и многочисленной свите, которой окружали себя византийские правители. Халиф пообещал христианам, что все их храмы останутся в неприкосновенности – он с уважением относился ко всем своим подданным, независимо от религии.
Также по этой теме читайте:
Почему десять ночей до Курбан-байрама имеют такое большое значение?
Не пропустите: 10 видов поклонения, совершаемые в месяц зуль-хиджа
5 простых благодеяний, которые увеличат вашу награду в месяц Зуль-хиджа