Олл маунтин что это
Стиль лыжного катания allround/all mountain — что это, техника, в чем разница, особенности лыжного снаряжения
Стиль катания allround и all mountain, что в переводе с английского значит буквально: «везде» и «по всем горам», это безусловно самые распространенные, массовые стили катания, и производители лыж делают основные деньги на продаже снаряжения именно этого типа.
Но, как ни странно, у такого распространенного стиля или типа катания нет четкого определения. Практически и allround и all mountain это катание по расчищенным трассам с возможностью немного удаляться от них. С allround/all mountain обязательно начинают обучение, так как именно в нем существуют базовые приемы горнолыжного катания. Затем, когда лыжник как следует усвоит эти базовые приемы, он может двигаться дальше, осваивая более сложные техники, такие как внетрассовое катание или фрирайд, не говоря уже о фристайле. Но многие, или даже большинство, ограничиваются освоением именно стиля allround/all mountain. Это относится к людям, которые катаются несколько раз за сезон, когда позволяет погода и обстоятельства, или тем, которые выезжают на зимние курорты всей семьей на пару недель в период новогодних и рождественских праздников.
Из такого пояснения логически вытекает, что эти два стиля, идущие практически параллельно, самые простые. Однако это не так. Не зря есть множество людей, среднего и даже экспертного уровня, катающиеся по трассам действительно виртуозно. И видно, что они имеют и многолетний опыт, и отточенное мастерство, и отличную физическую форму.
Что такое трассовое катание?
В зависимости и от капризов погоды, и от количества лыжников, и даже от времени суток, качество снега меняется. О типах снега можно подробно прочитать здесь, и все это в полной мере относится к трассовому катанию.
Лыжник на трассе может столкнуться и с особо крутыми участками, и с небольшими трамплинами, образовавшимися после прохода предыдущих лыжников, и с обледеневшими участками, и даже с камнями. Спортсмен должен обладать великолепной реакцией и уметь молниеносно противостоять опасностям, так что трассовое катание дает изрядную порцию адреналина.
Поэтому стоит сказать, что именно обучение стилю allround и all mountain лучше всего начинать с инструктором. Ведь часто бывает так, что человек рассчитывает обучиться самому по видео, которых полно в интернете, или по советам более бывалых друзей, или просто рассчитывает начать спуск, а там как пойдет. Но потом бывает так, что ошибки в стойке и в движениях на поворотах, которые сам человек не в состоянии понять, годами не позволяют развивать хорошую скорость, и подчас являются причиной боли в ногах после катания, а человек думает, что это так и должно быть. Эта статья не про выбор инструктора, но все же имейте ввиду, что не каждый, кто хорошо катается сам, может обучить другого. Поэтому настоятельный совет — выбирать инструктора, имеющего сертификат об обучении, и не стесняться спрашивать его об опыте.
На горнолыжных курортах можно выбрать как групповые, так и индивидуальные занятия. В зависимости от физической формы лыжник начинает первые самостоятельные спуски после 2-х — 6-ти занятий.
В чем разница между стилем allround и all mountain
Парадокс, но границы между этими двумя понятиями нечеткие. Наиболее правильный ответ, что лыжи allround предназначены для трассового катания, когда лыжник может сойти с трассы ненадолго и по случаю. Лыжи all mountain предназначены как для трассового, так и для внетрассового катания. В зависимости от того, где вы больше предполагаете кататься, на таких лыжах есть градация 70/30 (где 70% катание на трассах, 30% вне трасс) или 50/50 (половину по трассам и половину вне трасс). Поэтому условно считается, что лыжи allround имеют уровень ниже, чем лыжи all mountain, хотя ситуация на лыжном рынке меняется, и, как было сказано выше, практически эти стили сближаются между собой, как и сближаются лыжи по своим характеристикам.
Универсальные лыжи allround в своей центральной части имеют ширину 70 мм, во всяком случае самые продаваемые модели RC и SC. Лыжи all mountain для того, чтобы лучше скользить и не проваливаться в глубоком снегу при внетрассовом катании в центральной части имеют ширину 80 мм (также как и лыжи, предназначенные для фрирайда). Некоторые из них имеют закругленную хвостовую часть, некоторые нет. Обычно лыжи allround для обычных людей с «нормальной физической формой» должны быть на 10 см меньше своего роста, в то время как лыжи all mountain выбираются длиной, одинаковой с ростом лыжника. Это самое простейшее объяснение разницы между характеристиками лыж allround и all mountain. Каждый человек при выборе лыж будет учитывать и свое физическое состояние, и где он предполагает кататься, и соответственно, будет учитывать другие характеристики, например жесткость, понимание которых приходит только с опытом.
Тенденция, которая не подлежит сомнению, что самые универсальные лыжи, которые должны выбираться первыми, это лыжи SL, которые хорошо себя ведут и на хорошо расчищенных, и на разбитых трассах, и вне трасс на достаточно глубоком слое снега. Подробно о выборе лыж можно почитать здесь.
Олл маунтин что это
Существует множество видов экстремального катания на горных велосипедах, и под каждый из них выпускаются определенные модели байков, которые обладают своими конструктивными особенностями:
Cross Country
Кросс-кантри – наиболее популярная спортивная дисциплина MTB, подразумевающая динамичное катание по пересеченной местности со спусками, продолжительными подъемами, а также техническими и скоростными участками.
Сами соревнования проходят на различных трассах, на которых присутствуют как естественные, так и искусственные препятствия.
Велосипеды для кросс-кантри – наиболее универсальные, так как отлично подходят для каждодневной эксплуатации (в том числе – и в городских условиях).
Кросскантрийный «двухколесник» должен обладать легкой и прочной рамой (вес в данном случае играет особую роль), контактными педалями, фиксирующими ноги гонщика, а также ободные или дисковые тормоза. Такие велосипеды могут быть как с ригидной рамой, так и с одной или двумя подвесками.
All-mountain
Олл-маунтин – разновидность маунтинбайка, расположившегося между кросс-кантри и фрирайдом, но еще и с элементами эндуро. Такие велосипеды созданы для скоростного передвижения по несложной горной местности и способны без каких-либо проблем выдерживать серьезные нагрузки, однако также приспособлены для простого катания в городской среде.
«Железные кони» для данной дисциплины имеют ряд конструктивных требований: вес порядка 13-17 кг; подвески (может быть и передняя, и задняя) с ходом 130-170 мм; ободные или дисковые тормоза.
FreeRide
Фрирайд – стиль катания на горном велосипеде (и, по совместительству, одна из дисциплин велоспорта), который подразумевает езду по сложным трассам, изобилующим как естественными природными, так и искусственно возведенными препятствиями. Фрирайд требует не только хорошей физической подготовки райдера, но и использование специально приспособленных с технической точки зрения «двухколесников».
Для этой дисциплины применяются, как правило, мощные полноподвесные байки весом не более 18 кг, оснащенные передней вилкой с ходом 140-250 мм и задним амортизатором с ходом 100-200 мм. Тормоза допускаются только дисковые (желательно с гидроприводом), трансмиссия в основном имеет до 10 скоростей, а колеса должны обладать широким профилем и «цепким» протектором.
FatBike
Фэтбайк – горный велосипед на толстых покрышках, демонстрирующий повышенную проходимость: на нем можно без проблем ехать по различным рыхлым поверхностям, среди которых снег, высокая трава, песок и т.д.
Ключевой особенностью таких «железных коней» как раз таки и являются колеса с ободами шириной от 65 до 100 мм и толстенными шинами (давление в камерах обычно варьируется от 0.2 до 2 атмосфер – в зависимости от типа почвы основной части маршрута и стиля езды).
Enduro
Эндуро – дисциплина велоспорта, заключающаяся в агрессивном катании по бездорожью и на специализированных спортивных трассах, которые заполнены валунами, бревнами и различными другими препятствиями.
Велосипеды в данном случае должны обладать легкой, но прочной рамой (в идеале – из карбона, но допускается и из алюминиевого сплава), подвеской обоих колес (спереди – с ходом не менее 150 мм, сзади – 170 мм), трансмиссией с 10-ю и более скоростями (но в передней части устанавливается лишь одна звезда), широким рулем для улучшения маневренности и исключительно дисковыми тормозами с гидравлическим приводом.
Downhill
Даунхилл – экстремальная гоночная велодисциплина, подразумевающая прохождение трассы с крутыми спусками, резкими поворотами, трамплинами, обрывами и другими всевозможными препятствиями на время. Как правило, протяженность заезда составляет 1.5-2 км, и на столь небольшом участке средний перепад высот насчитывает порядка 500 метров.
Велосипеды для «скоростного спуска» комплектуются рамой с особой геометрией – у нее заваленные углы подседельного штыря и наклона вилки (для улучшения стабильности).
Кроме того, им полагаются: подвеска обоих колес (передняя – с ходом 203 мм, задняя – 180-200 мм); мощные тормоза с гидравлическим приводом и роторами диаметром 180-220 мм; специальные усиленные обода из алюминия или карбона; бескамерные колеса размерностью 27.5 или 29 дюймов; широкий руль с коротким выносом (для максимального контроля над «двухколесником»).
Dirt/Street
Дёрт/стрит – экстремальные дисциплины велоспорта: суть первой заключается в езде по специализированной трассе (изобилующей земляными насыпями-трамплинами), выполняя при этом прыжки и различные трюки, а второй – в катании по городским улицам, но также с прыжками и акробатическими элементами (только здесь в качестве препятствий используются трубы, бетонные плиты, бордюры, парапеты, заборы, лестницы и т.д.).
Как правило, велосипеды для дёрта и стрита имеют достаточно тяжелый вес, односкоростную трансмиссию, прочные колеса с «цепким» рисунком протектора и только задний тормоз.
Bike trial
Велотриал – одна из дисциплин MTB, которая заключается в преодолении препятствий (и естественных, и искусственных) на велосипеде, не опираясь при этом на посторонние предметы/поверхности ни ногами, ни руками и другими частями тела.
Байки для триала выделяются на фоне остальных компактной и легкой (из алюминия, карбона или магния), но прочной рамой, колесами величиной 26 дюймов с алюминиевыми или карбоновыми ободами и гидравлическими дисковыми тормозами (встречаются на подавляющем количестве моделей). Часто такие «двухколесники» лишены седла – из-за его ненадобности и прибавления лишнего веса.
Hybrid Mountain Bikes
МТБ-гибрид – велосипед, в котором сочетаются конструктивные особенности как горного, так и шоссейного «двухколесников»: у первого он заимствует прочные колеса (как правило – 28-дюймовые) с протектором, подходящим и для асфальта, и для бездорожья, переднюю амортизационную вилку и геометрию рамы, а у второго – узкие покрышки, направленные на скоростную езду по твердому покрытию, и большую звезду системы увеличенного размера.
Гибридные байки предназначены для не экстремального велотуризма и ежедневной эксплуатации. Но здесь стоит отметить, что такие «железные кони» уступают «шоссерам» в скоростных возможностях на асфальте и не позволяют чувствовать себя максимально уверенно на бездорожье (как в случае с полноценными горными моделями).
Ол-маунтин. Соревнования и правила. Особенности и велосипеды
Дисциплина велосипедного спорта ол-маунтин подразумевает езду по любой горной местности и по бездорожью. Дословно «All Mountain» переводится с английского языка как «любая гора», и это словосочетание лучше всего характеризует данную дисциплину — проехать можно, где угодно. Правда, для этого понадобится особый велосипед.
Что представляет собой ол-маунтин
Это относительно молодой вид спорта, возникший на стыке трейла, эндуро и даунхилла. Между всеми этими дисциплинами есть много общего — крутые спуски и подъемы, прыжки через препятствия и пр. Разница заключается в том, что трейл, эндуро и даунхилл — это исключительно состязания, испытания выносливости спортсменов. Ол-маунтин — это прежде всего стиль езды на велосипеде, включающий в себя не только соревнования, но и заезды без секундомера, так сказать, ради удовольствия.
В данной дисциплине выделяются 2 подвида:
Правила проведения состязаний
Соревновательные заезды в данном виде спорта проводятся в нескольких категориях:
Экипировка спортсменов включает в себя защитную каску, велосипедные туфли, майку и трусы либо велокомбинезон. Гонщики могут надевать дополнительные защитные элементы (перчатки, наколенники и пр.). На одежде участников состязаний не могут присутствовать никакие электронные устройства, не утвержденные как технические новшества, а также элементы, уменьшающие сопротивление встречных воздушных потоков.
Ношение защитной каски является обязательным как на соревнованиях, так и на тренировках. К этому элементу снаряжения предъявляются особые требования:
Трассы в дисциплине ол-маунтин являются закрытыми. Доступ на них разрешен для спортсменов только во время соревнований или тренировок. Третьи лица не могут присутствовать на маршруте. За безопасность трасс несут ответственность контролеры (маршалы). Они располагаются по всей протяженности маршрута так, чтобы видеть участников заезда. При приближении гонщика они подают друг другу короткий свисток. У тех контролеров, которые находятся на особо опасных участках дистанции, при себе имеется флаг желтого цвета. Им они подают сигнал другим участникам, если произошло падение кого-либо из велосипедистов.
На старт спортсменов вызывают в определенном порядке. Тот, кого объявили, выходит на стартовую линию и занимает позицию по своему усмотрению. Число велосипедистов в ряду определяется главным судьей.
О начале заезда сигнализируют одним из возможных способов (на усмотрение организаторов):
Цель соревнований — преодолеть трассу за наименьшее время, преодолев все препятствия и не допустив падения с велосипеда. Финиш засчитывается при соприкосновении переднего колеса с линией финиша. В обязательном порядке используются средства фотофиниша и электронного хронометража. Время регистрируется с точностью до 1 сек. При возникновении технических неполадок с электронным устройством, может использоваться ручной хронометраж.
Участникам, пришедшим на финиш одновременно, присваивается один результат. Чтобы получить место в гонке, спортсмену в любом случае нужно закончить дистанцию своими силами, не прибегая к помощи других лиц. Можно финишировать спешившись, но с велосипедом.
Безопасность
В связи с высокой травмоопасностью дисциплины большое внимание при организации соревнований уделяется вопросам безопасности и оказания первой помощи.
Велосипеды
В связи с тем, что видов экстремальной езды на велосипеде существует великое множество, не меньше на рынке и агрегатов, ведь почти для каждой дисциплины выпускаются определенные разновидности байков со своими особенностями конструкции.
Большинство существующих агрегатов для ол-маунтин полноподвесные, с ходом 140-160 мм и имеют полный диапазон скоростей. Тормоза тяжелые, высокой степени надежности, а большинство деталей выполнены из стали. Главные характеристики велосипеда — легкость (13-17 кг), маневренность и высокие скоростные характеристики. На нем можно взобраться даже туда, куда не в состоянии подняться велосипед для фрирайда. Такой велосипед по праву считается самым универсальным. Он позволяет без труда передвигаться в горах, по лесу, асфальту и грязи.
В настоящее время производителями представлено множество горных велосипедов для езды по бездорожью, где самые популярные торговые марки.
Specialized Enduro Comp 29
Компания Specialized впервые выпустила этот агрегат в 1999 г. и с тех пор постоянно совершенствовала его. Благодаря новейшим технологиям Enduro Comp 29 обладает высокой проходимостью и при этом управляется так же легко, как обычный велосипед. Его основные характеристики: плавность езды, высокое сцепление с поверхностью и накат. К отличительным особенностям также относятся передний переключатель скоростей, короткие нижние перья и отличная геометрия.
Giant Reign 2
Главная особенность конструкции — рама из алюминия, обладающая высокой прочностью. Благодаря ей агрегату под силу даже самые сложные трассы. Трансмиссия Giant Reign 2 позволяет развивать необходимую мощность, а дисковые тормоза отличаются эффективностью на любом покрытии. Благодаря своим техническим характеристикам велосипед способен преодолевать любые препятствия.
Cannondale Jekyll MX
Данный агрегат для ол-маунтин имеет следующие характеристики:
К главным достоинствам этого байка владельцы относят плавную езду и легкое переключение передач.
Trek Slash 7
Эти агрегаты предназначены для продолжительных путешествий по пересеченному ландшафту. Имеют надежную раму из алюминия и трансмиссию высокого качества. Идеально подходят для начинающих, постигающих азы ол-маунтин на простых маршрутах, а вот для участия в состязаниях на сложных трассах лучше приобретать велосипеды с более высоким рейтингом, в том числе этого же бренда.
Kona Tanuki
Считается самым экономичным вариантом, поскольку объединяет в себе универсальность и весьма демократичную цену. Линейка двухподвесных велосипедов Kona Tanuki включает в себя все размеры, а потому почти каждый может подобрать агрегат под себя. Благодаря баттированной алюминиевой раме высокой прочности подходит не только для ол-маунтин, но и для даунхилла, апхилла и синглтрека.
Стили катания на велосипеде.
Шоссейный велоспорт ( road racing ).
Шоссейный велоспорт — гонки на шоссейных велосипедах по дорогам с твёрдым покрытием.
Шоссейные велосипеды — это очень лёгкие, преимущественно карбоновые, ригиды. Спереди чаще всего две звезды, сзади 10-12. Узкие рули и очень узкие колёса на сликах с минимальным количеством спиц. Скорости могут доходить до 90 км/ч и выше.
Трековый велоспорт ( track cycling ).
Велосипедные гонки по закольцованному велодрому или велотреку. Скорость может достигать 70 км/ч. Существует два основных вида трековых гонок:
Каждая из этих категорий имеет несколько подвидов.
Трековый велосипед на первый взгляд похож шоссейный, но имеет одну фиксированную передачу (fixed gear или фикс), более короткую алюминиевую или карбоновую раму, вместо камер используются трубные покрышки («трубки»). Тормоза отсутствуют, поэтому остановиться можно только постепенно замедляя ход или блокируя заднее колесо (скид).
Кросс-кантри ( cross-country или XC ).
Кросс-кантри – гонки по лесам, полям и другой не очень пересечённой местности. Не слишком крутые, но продолжительные подъёмы, относительно пологие спуски. От спортсмена в первую очередь требуется выносливость. Последнее время всё чаще встречаются элементы из таких экстремальных дисциплин, как даунхилл, байкер-кросс и нортшор. Благодаря своему низкому травматизму, кросс-кантри является самой популярной дисциплиной маунтинбайка.
Классический велосипед для кросс-кантри – это чаще всего облегчённый хардтейл с алюминиевой или карбоновой рамой, трансмиссией с двумя или тремя звёздами спереди, восемью-десятью сзади, колёсами 26-29 дюймов, длинным выносом, высоким узким седлом, контактными педалями, вилкой с ходом около 100 мм, углом рулевой колонки 71-72 градуса и колёсами с диаметром осей 9-15 мм.
Дёрт-джампинг ( dirt-jumping, dirt ).
Дёрт-джампинг или просто дёрт – прыжки на земляных трамплинах с необязательным выполнением трюков. Трамплин представляет из себя вылет и приземление. Вылет, для плавного вхождения сделан радиусом, приземление обычно пологое. Начинающие дёртеры учатся на трамплинах, где между вылетом и приземлением расположен «стол» — горизонтальная поверхность, страхующая от недолётов.
Фрирайд ( freeride ).
Фрирайд – это свободный стиль катания на горных велосипедах. Он бывает разным:
Велосипед для фрирайда – как правило прочный двухподвес с алюминиевой или хромолевой рамой, средними ходами подвески (160-180 мм), широким рулём, коротким выносом, широкими зубастыми покрышками и мощными дисковыми гидравлическими тормозами. Для норт-шора требования к прочности не такие высокие, а вот в дроппинге прочность играет ключевую роль, что приводит к увеличению веса. Иногда на велосипедах для дроппинга можно увидеть колёса диаметром 24 дюйма. Для лёгкого фрирайда могут использоваться хардтейлы.
Урбан фрирайд ( urban freeride ).
Тот же самый фрирайд, только в городе. Преобладают большие дропы на двухпролётных и трёхпролётных лестницах, а так же дропы на плоскость. Хотя встречается и более техничное катание.
Велосипеды такие же, как во фрирайде, но иногда встречаются более длинноходные, крепкие и тяжёлые байки, рассчитанные на 2-3-метровые дропы на плоскость. Некоторые предпочитают 24-дюймовые колёса на сликах. В странах СНГ это получило название «стритец».
Даунхилл ( downhill ).
Даунхилл – соревнования по скоростному спуску, ландшафт может быть как естественный, так и искусственный. Корни деревьев, камни, дропы, средние и большие трамплины. Перепад высот на даунхильной трассе может достигать пятисот метров.
Урбан даунхилл ( urban downhill ).
Те же самые даунхильные гонки, только в городе.
Велосипеды абсолютно такие же, как в классическом даунхилле.
Эндуро ( enduro ), трейл ( trail ), олл-маунтин ( all-mountain ) и даун-кантри ( down-country ).
Эндуро, трейл и олл-маунтин — схожие стили катания, нечто среднее между кросс-кантри и даунхиллом. Крутые каменистые спуски, подъемы, небольшие и средние прыжки. Несмотря на большую схожесть, трейл, олл-маунтин и эндуро всё же различаются. Эндуро — это всегда соревнования, этот термин пришёл из мото спорта, он подразумевает под собой езду на выносливость по сильнопересечённой местности, но время замеряется только на спусках и эти спуски вполне себе даунхильные, а подъёмы могут занимать всего 10-15% от общей дистанции. Олл-маунтин — то же эндуро, только без секундомера. А трейл — то же олл-маунтин, но более лёгкое.
Велосипеды для Эндуро и Олл-маунтина очень похожи, почти всегда используются среднеходные облегчённые двухподвесы с ходами подвески 150-170 мм, не такие прочные, как даунхильные, но и не такие тяжёлые. Однокоронная вилка и задний амортизатор часто имеют функцию блокировки. Всё для того, что бы подвеска не раскачивалась и позволяла эффективно вкручивать на более-менее гладких подъёмах. Часто используют телескопические подседельные штыри, позволяющие во время движения поднять седло, что так же полезно на подъёмах. Иногда используются хардтейлы. В целом довольно универсальные байки. Разумеется, на эндуро соревнованиях уделяется больше внимания облегчению и шанс увидеть на них много карбона гораздо выше, нежели на любительских покатушках. Велосипеды для трейла чуть более лёгкие и короткоходные (130-150 мм).
В последнее время выделился ещё один подвид горного велосипеда — даун-кантри ( down-country ). Можно сказать, что это трейловый велосипед тяготеющий больше к кросс-кантри, чем к даунхиллу. Отлично подходят для активного любительского катания, но не для профессиональных соревнований.
Стрит ( street ).
Стрит – сугубо городской стиль катания. Преодоление препятствий в виде лавок, бордюров, труб, парапетов, заборов, лестниц, часто с исполнением трюков, в том числе со скольжением на передней звезде или рокринге.
Флэтленд ( flatland ).
Стиль катания на bmx с исполнение трюков исключительно на плоскости.
Флэтлендовые bmx отличаются от стритовых и дёртовых более короткой геометрией, обязательным наличием пег на осях колёс, более лёгкой и менее прочной рамой. На таких велосипедах не рекомендуется делать банихопы и другие трюки, связанные с прыжками.
Триал ( trial ).
Триал – преодоление различных препятствий, таких как парапеты, доски, камни, брёвна. Очень важно умение балансировать на двух и на одном колесах, в том числе переднем. В отличие от стрита, тут чаще используется не банихоп, а пробивка ( pedal kick ) – техника, позволяющая сделать прыжок с места, стоя на заднем колесе.
Велосипед для триала лишён седла, имеет жёсткую вилку, лёгкую раму с очень низкой ростовкой, колёса 20 (мод) или 26 (сток) дюймов с облегчёнными просверленными ободами, мощные и резкие тормоза «стоп краны», и всего одну скорость с низким передаточным числом. Благодаря специальной геометрии рамы и длинному выносу, вес райдера сильно смещён вперёд, что позволяет увереннее балансировать как на заднем, так и не переднем колесах. Некоторые умудряются успешно обходиться без тормозов.
Циклокросс или велокросс ( cyclo-cross ).
Циклокросс – это короткие кольцевые гонки по умеренному бездорожью с преодолением препятствий естественного и искусственного происхождения – брёвна, грязь, рвы, бордюры и т.п. Лучшее время года для соревнований по циклокроссу – осень и зима.
Велосипед для циклокросса очень похож на шоссейный, но имеет ряд отличий – чуть более широкие покрышки, дисковые или кантилеверные тормоза и изменённую геометрию, адаптированную под низкие скорости и перенос велосипеда вручную через препятствия.
Бмх рэйсинг ( bmx racing ).
Памп-трек ( pump track ).
Памп-трек – это, в первую очередь, трасса на плоской поверхности, имеющая череду плавных спусков и подъёмов, на которых велосипедисты развивают скорость путём «прокачки» всех неровностей, манипулируя своим весом. Педали на памп-треке не крутят. Покрытие может быть грунтовым, асфальтовым или бетонным.
Байкер-кросс ( four-cross или 4x ).
Байкер-кросс, он же фокросс – гонки, где четыре райдера борются за первенство на трассе, расширенной с таким учётом, что бы на каждом участке могли уместиться четыре гонщика, идущие бок о бок. Первые двое финишировавших переходят в следующий этап, проигравшие выбывают. Допускается некоторая контактная борьба.
Велосипед для байкер-кросса это чаще всего хардтейл с длинной рамой низкой ростовки, лёгкой и упругой вилкой с ходом около 100 мм, в меру широкими покрышками и лёгким, но достаточно прочным навесным оборудованием. Для особо злостных трасс используются короткоходные и среднеходные двухподвесы.
Параллельный слалом ( dual slalom ).
Параллельный слалом, он же дуал слалом. Корни этой дисциплины растут из лыжного спорта. Суть в том, что на двух, построенных на небольшом склоне, параллельных и максимально похожих трассах, два гонщика ведут борьбу за первое место, преодолевая контруклоны и трамплины.
Велосипеды в параллельном слаломе такие же, как в байкер-кроссе.
Верт ( vert ).
Исключительно bmx стиль катания в рампах или мини рампах с исполнением трюков в воздухе, на гранях и плоской части рампы.
Bmx для верта – это прочная и тяжёлая хромолевая рама, четыре пеги, один или два тормоза.