Оказание консалтинговых услуг что это
Аудит и консалтинг: разбираемся с границей понятий
Часто на практике в условиях развивающегося рынка собственникам или руководству компаний требуются услуги аудита и консалтинга. Ведь для уверенности в бизнесе очень важно отсутствие недочетов и ошибок в учете, документообороте и отчетности. Своевременное выявление слабых мест и резервов компании улучшает ее конкурентоспособность, дает дополнительные возможности для получения прибыли. Остановимся подробнее на понятиях аудита и консалтинга: в чем их сходства и различия.
Множество компаний предлагают услуги аудита и консалтинга. Однако для организаций-заказчиков данных услуг важно понимать, что между этими понятиями есть различия: от законодательного регулирования до ответственности за их результаты. Аудиторская и консалтинговая фирма — в чем именно разница? В каких ситуациях обратиться за услугой можно, а в каких должно?
Определение, понятие и виды аудита
Аудит — проверка независимым специалистом бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и выражение его мнения о достоверности показателей. Компании, подпадающие под установленные ст. 5 Федерального закона РФ от 30.12.2008 № «Об аудиторской деятельности» критерии и обязанные представлять в составе своей годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение, ежегодно проводят аудит.
В частности, требуют периодического обязательного аудита:
«Аудит (аудиторские услуги) регламентируется федеральным законом от 30.12.2008 № „Об аудиторской деятельности“, международными стандартами аудита».
Результатом аудита становится официальный документ — аудиторское заключение, в котором аудитор кратко излагает выводы, отражает значимые вопросы и выявленные ошибки, тем самым оценивая достоверность представленной отчетности организации.
Аудит могут проводить либо аудиторские организации, являющиеся членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов, либо индивидуальные аудиторы, получившие квалификационный аттестат и являющиеся членами одной из СРО аудиторов.
Аудиторская организация обязана соблюдать правила внутреннего контроля качества своих услуг, а также проводить внешний контроль качества работы.
«Аудиторская организация при оказании услуг аудита вправе страховать риск ответственности за нарушение условий договора на аудит (пп. 4.1 п. 1 ст. 13 Закона №
Можно выделить следующие виды аудита, которыми занимаются специалисты нашей компании:
«Область применения высоких профессиональных знаний аудитора в таких сферах, как бухучет, налогообложение, финансовый анализ, трудовое и гражданское право не ограничено лишь аудитом».
Можно сказать, аудиторская деятельность — это и аудит, и «аудиторский консалтинг». Как видите, аудит — понятие более емкое, чем просто «проверка», оно может включать в себя и консалтинг.
Кроме того, представленных в ходе аудита рекомендаций специалистов-аудиторов по снижению или устранению рисков и недочетов, может быть недостаточно, и руководству компании могут потребоваться специальные знания экспертов в различных областях законодательства или даже производства. В этом случае будет уже не аудит, а консалтинг по направлениям финансово-хозяйственной деятельности.
Определение, понятие и виды консалтинга
Так, что же такое консалтинг?
Консалтинг — услуга по консультированию компании-заказчика, оказываемая организациями, которые специализируются на разных вопросах, например юридическими и аудиторскими фирмами, оценочными и консалтинговыми компаниями. То есть, в ходе оказания услуг, специалист-консультант предоставляет запрашиваемую информацию, рекомендации или оказывает практическое содействие для достижения необходимого результата.
В процессе деятельности практически каждая организация может столкнуться с различными управленческими, юридическими или даже судебными задачами, которые будет невозможно или нецелесообразно решать своими силами.
Руководству или собственникам компании, которые стремятся оптимизировать свой бизнес, можно рекомендовать для консалтинга привлечение со стороны специализированных организаций, например аудиторских или консалтинговых фирм, которые обладают необходимым кадровым потенциалом экспертов с квалифицированными знаниями и опытом по разным направлениям.
Компании-заказчики обращаются за услугой консалтинга по разным причинам, в частности:
«Консалтинг (оказание консультационных услуг) регулируется лишь положениями главы 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса РФ, в отличие от аудита, которому посвящен закон «Об аудиторской деятельности».
Виды консалтинга законодательно не закреплены. На практике можно выделить его основные виды в зависимости от того, что лежит в основе, какая область деятельности компании привела к обращению за консультационными услугами:
Наши специалисты и эксперты предлагают клиентам нашей фирмы следующие виды консалтинга:
Сходства и различия очевидны
Оба эти понятия — виды услуг, оказываемые специализированными компаниями.
Аудиту, в отличие от практически не зарегламентированного законодательно консалтинга, посвящен отдельный специальный закон «Об аудиторской деятельности» и другие нормативные правовые акты и стандарты.
При этом, аудиторские организации при определенных условиях вправе заниматься бухгалтерским и налоговым консультированием. Ведь закономерно, что у аудиторов, осуществляющих свою деятельность в сфере разных отраслей законодательства, больше возможностей провести углубленный, комплексный анализ проблем компании-заказчика и дать необходимые рекомендации: от разработки учетной политики или хозяйственного договора до оптимизации налогообложения.
Аудиторская организация, в отличие от консалтинговой фирмы, для осуществления своей деятельности должна быть в составе саморегулируемой организации аудиторов.
У аудиторской фирмы, в соответствии с законодательством, предусмотрено страхование ее ответственности за нарушение договора.
Услуги аудита организациям, которые в соответствии с законодательством попадают под обязательный аудит, вправе осуществлять только аудиторская организация.
Консалтинговая же фирма может оказывать услуги по проверке бухгалтерского и налогового учета, их отдельных участков только организациям, которые по критериям не должны проводить аудит. Кроме того, она не может выражать мнение о достоверности проверяемой отчетности и выдавать аудиторское заключение.
Оценивая предложенные нами нюансы, можно определить, в какой ситуации Вам следует обращаться за теми или иными услугами.
Оказание консалтинговых услуг что это
Когда ничего не умеешь делать, начни обучать других. Знакомая фраза.
Консалтинг – что это такое простыми словами: вся правда
Когда ничего не умеешь делать, начни обучать других. Знакомая фраза? Сегодня мы разберем такую животрепещущую тему, как консалтинг – что это такое простыми словами. Статья для тех, кто ничего в этом не понимает, но очень хочет попробовать себя как в роли заказчика, так и в роли того, кто подобные услуги предоставляет.
Эту статью можно условно разделить на 2 части. В первой мы разберем на молекулы все то, что связано с консалтингом, чтобы у вас больше не было никаких вопросов по теме. Во второй же части мы плавно перейдем к конкретным действиям для того, чтобы вы стали действительно успешным в этой сфере.
Если вы студент и зашли почитать статью для того, чтобы написать очередной никому не нужный реферат, курсовую или, того и гляди, целую дипломную работу, то спешу вас огорчить: данный разбор заточен исключительно с практической стороны. Теории здесь мало, следовательно можете смело закрыть вкладку).
Ну а для тех, кто продолжил чтение, мы рассмотрим следующие темы:
Но прежде чем раскрыть все свои секреты мы, как обычно познакомимся с базовыми терминами в этой сфере.
Что такое консалтинг и почему это популярно?
Если вы спросите лично у меня, что же такое консалтинг, то я отвечу вот этими строками:
А если еще проще, то это ничто иное как консультирование. Именно так и переводится это слово на русский язык. При этом важно понимать, что такое консультирование не обязательно связано с бизнесом.
К примеру, если мальчик Петя приходит в гости к девочке Тане, чтобы та помогла ему в решении домашнего задания по алгебре, то это также считается консалтингом. Другое дело, что ввиду общего информационного шума обычный интернет пользователь подразумевает под консалтингом нечто, связанное именно с предоставлением бизнес услуг.
Но это далеко не так. Такой вид деятельности, как консалтинг, подразумевает применение в различных нишах. Дальше мы разберемся почему большинство из тех, кто занимается консалтингом, не достигают успеха на этом поприще.
Кстати, тех, кто предоставляет такого рода консультации, называют не иначе как консалтерами. То есть наша девочка Таня из примера – типичный консалтер, которых на рынке труда очень много.
К слову, если вы только собираетесь зарабатывать в этой нише, то не слушайте россказни всяких гуру и экспертов, что дескать эта ниша свободна и конкуренты отсутствуют как таковые. Сейчас консультантов очень много: достаточно сходить на двухнедельные курсы по консалтингу – и, вуаля, ты уже специалист.
Естественно, что о качестве такой подготовки говорить не приходится, и вывод из этого один: консультантов много, но качественных консультантов – мало. Ваша задача либо стать качественным востребованным специалистом, либо, если у вас есть бизнес задачи, обратиться именно к такому консультанту.
Почему же ниша консалтинга сейчас на пике популярности?
Бытует мнение, что это очень легкий вид заработка. Ведь действительно: просто сидишь, говоришь что нужно делать и получаешь за это деньги. Но это огромное заблуждение и немного ниже мы разберем почему.
Не в последнюю очередь такой популяризации консалтинг обязан всяческим он-лайн курсам. Так что привет, инфобизнес ).
Теперь давайте разбираться когда, где и с какой целью нужны консультации? Постараемся смоделировать такие ситуации на основе того практического опыта, который есть у меня лично и у моей команды.
Когда нужны консалтинговые услуги?
Странно, но многие люди ставят подобный вопрос, не понимая какие именно задачи может решить качественный консалтинговый сервис. Попробуем разъяснить для каких целей нужен консалтинг простыми словами.
Представим себе, что вы нейрохирург высокого уровня и делаете операции на спинном мозге. Но тут произошла такая ситуация, что в подобной операции нуждаетесь лично вы. С одной стороны – вы специалист своего дела и можете все сделать самостоятельно, но с другой – делать операцию самому себе, мягко говоря, неудобно). Вот тут и требуется свежий взгляд со стороны.
Другой пример. Очень часто практикующие психологи приходят на консультацию к другим психологам, потому что иногда совет со стороны решает намного больше, чем внутренняя работа человека над своим поведением.
Давайте рассмотрим ситуацию с точки зрения ведения бизнеса. Если вы находитесь внутри процессов длительное время, то взгляд на текущую ситуацию может немного “замылиться” и вы не увидите отдельные ошибки.
Вот и получается, что каким бы специалистом вы не были, периодически, раз в 3 месяца, рекомендуется прибегать к помощи сторонних профессионалов для решения тактических и стратегических задач. Моя личная рекомендация – не нужно ждать, когда у вас образуется критическая ситуация. Нужно на год вперед запланировать консультационные услуги.
В общем, консалтинговые услуги помогут в решении следующих задач:
Основные этапы консалтинга в любой нише:
Мы уже договорились, что консалтинг – это не обязательно то, что связано с бизнесом. И сейчас разберемся почему это так.
Виды консалтинга
Для начала следует понять, что консультация может быть по поводу любой проблемы, которая возникает у человека в любом виде его деятельности. Например у вас проблема: вы не можете сбросить вес до той отметки, которая вам нужна. Вы идете к специалисту по похудению и проводите с ним консультацию.
Да, это тоже консалтинг. И он никак не связан с бизнесом. Ведь консультации мы можем получить у кого угодно: у стоматолога, косметолога, тренера по фитнесу, юриста, слесаря на СТО.
Поэтому мы поделим весь консалтинг на два типа: тот который связан с ведением бизнеса, и тот, который относится к любому другому виду деятельности.
Договариваемся, что дальше будем уделять внимание только первому типу.
И здесь я бы действительно мог подсобить студентам, которые пишут дипломные работы или рефераты и перечислить все то, что можно найти на других сайтах. Но поскольку я обещал этого не делать, дам только общую структуру видов консультационных услуг на сегодняшний день.
Как продается консалтинг
Чем полезна градация консалтинга приведенная выше? Во-первых, она очень проста: вы никогда не запутаетесь в том, какой именно вид консультационных услуг вам нужен в конкретной нише.
Во-вторых, такая структура дает понимание того, за что вы будете платить, если заказываете услугу, либо получать деньги, в случае предоставления консультационных услуг. Очевидно, что в первом варианте цена будет самой низкой, а в третьем – самой высокой.
В-третьих, она дает понимание того, какой вид консалтинга нужен именно вам в данный момент. И тут все зависит от того, какой ресурс будет платиться за решение проблемы: время или деньги. Например, вы только выходите на рынок и ограничены своим бюджетом, что вполне нормально для начинающих бизнесменов. Тогда вашим вариантом будет номер один.
И самое главное – вы всегда будете знать кто за что несет ответственность…
В чем отличие консалтинга от других бизнес услуг?
Вернее ее полное осознание клиентом. В случае коучинга, ответственность всегда лежит на клиенте и коуч не может ничего советовать или рекомендовать, так как клиент должен все сделать сам. В консалтинге все намного сложнее. Вернее проще).
Обычно принято считать, что раз консалтер говорит клиенту что делать, то и ответственность на нем. В большинстве случаев это действительно так.
Но давайте разберемся кто за что несет ответственность относительно той структуры, которую мы рассмотрели чуть выше.
В первом случае, если консультант предоставляет лучшую рабочую методику для клиента и клиент внедряет ее самостоятельно, то на ком тогда будет основная ответственность? Правильно, исключительно на клиенте.
Во втором случае, когда консалтер говорит клиенту что делать, а тот, в свою очередь, самостоятельно все внедряет, под чутким контролем консультанта, то на ком будет ответственность в таком случае? Правильно, исключительно на клиенте. Вне зависимости от того, идет ли проверка составленного плана или нет, в любом случае делать или не делать решает именно клиент.
Ну и в третьем случае, когда клиент готов заплатить деньги за результат, а консалтер внедряет все самостоятельно, либо со своей командой, кто несет ответственность за конечный результат? Все верно – тот, кто внедряет пошаговый план.
И здесь у меня 2 совета. Первый – если вы заказываете консалтинг, то будьте готовы заплатить деньгами или своим личным вовлечением в процесс внедрения.
И второй совет: если вы хотите стать действительно успешным консультантом, то должны понимать, что чем больше вы берете на себя ответственности, тем выше будет ваш заработок.
Когда в Yourselfbranding мы придумали именно такую градацию ответственности, то многим нашим клиентам стало понятно за что они действительно платят деньги и на какой гарантированный результат они могут рассчитывать. Я уверен, что эта схема вам обязательно пригодится, в тех случаях, если вы захотите заказать услуги консалтинга, или стать топовым консультантом.
Главная проблема в бизнес консалтинге
Если вы внимательно прочитали всю предыдущую информацию, то понять что такое бизнес консалтинг вам не составит особого труда. Поэтому в этом разделе хочется поговорить о некоторых тонкостях консультирования в бизнесе и о том, почему одни консультанты зарабатывают много, а другие годами топчутся на месте без особых успехов.
Принято считать, что консалтинг могут себе позволить лишь крупные корпорации с огромными бюджетами. Это далеко не так. Все чаще и чаще к подобной услуге прибегают представители среднего и малого бизнеса. Это приводит к постоянному росту спроса на данную услугу.
В большинстве случаев владельцы малого и среднего бизнеса приходят на консультацию со следующими запросами:
Вот и получается, что на рынке консалтинга появляются фирмы, которые помогают оптимизировать бизнес-процессы, сделать более эффективным персонал, повысить продажи и так далее. Вроде бы эти проблемы достаточно типичны и легко решаемы, но проблема здесь в следующем: в них нет измеримых целей.
Другими словами, если вы вдруг захотите стать успешным консультантом, то вы не сможете им стать просто оптимизируя бизнес-процессы. Все “топовые” консалтинговые компании работают на результат.
К примеру вы хотите работать в сегменте поиска клиентов. Ниша хорошая, хотя и немного перенасыщенная. Если вы напишите на визитке, что являетесь экспертом по привлечению клиентов, то это гарантировано не будет работать. Но если вы напишите, что помогаете создавать дополнительные каналы притока клиентов в любой бизнес с гарантией результата под ключ, то к вам выстроится очередь из тех владельцев бизнеса, у которых есть такая проблема.
Если вы хотите быть классным консультантом, то продавайте содержание и измеримый результат для своих клиентов. И будет вам счастье). Все тоже самое верно и в том случае, если вы хотите купить услугу консалтинга. Обязательно покупайте результат, а не обобщенные обещания.
Теперь пройдемся по самим бизнес консультантам.
Распространенные мифы о консультантах
Что первое приходит на ум? То, что это люди, которые одеты в модный костюм, желательно иметь при себе очки, дорогие аксессуары в виде часов и запонок. Обязательно должны ездить на дорогой машине. В общем они должны иметь все атрибуты “успешного успеха при себе”.
Но, с другой стороны, наличие таких социальных доказательств никак не говорит о качестве самого консультанта как специалиста. Более того, в современном мире появился термин “новые богатые”. Это те люди, которые ценность своего личного времени ставят намного выше, чем дорогие “игрушки”.
Еще лет 10 назад бизнес-тренер, руки которого по локоть “забиты” татуировками, казался инородным телом в бизнес тусовке. Сейчас это не то, чтобы норма, но общество гораздо более лояльно относится к проявлению таких индивидуальных черт.
Так что же важнее – внешний вид или навыки консалтера? Помните пословицу о том, что встречают по одёжке, а провожают по уму? Мое личное мнение таково: если на вас будет плохая одёжка, то вас могут попросту не встретить. Но не более того.
Обычно консультанты стараются показать как можно больше различных графиков, презентаций, употребить как можно больше всяческих терминов и атрибутов на английском языке. Как правило делается это для того, чтобы еще больше подчеркнуть свою важность перед клиентом.
Но мне кажется, что главный залог успеха – это простота в общении. Чем меньше непонятных для клиента терминов, тем лучше. Тем более если вы будете продавать исключительно результат, которого можете добиться. Люди бизнеса любят конкретику и они ее постоянно измеряют: в людях, часах, килограммах, деньгах.
В том случае, если вы заказываете консалтинг, то насторожиться нужно в тех случаях, если консультант:
Призываем вас прислушаться к этим сигналам при заключении сделки. Добавьте свои “тревожные сигналы” в комментариях под статьей и мы обязательно обсудим их вместе.
Дальше идут обещанные советы для будущих успешных “советников”, но прочитать этот раздел будет полезно и собственникам бизнеса.
В чем могут быть трудности, если вы решили стать консалтером?
Самая главная трудность – просто стартовать. А после того, как вы начали продвигаться к своей цели, понять, что уровень доверия к вам, как к эксперту, на первых порах будет достаточно низким и с этим ничего не поделаешь.
Со временем у вас появятся свои кейсы и определенный опыт проделанной работы. К этому моменту вам станет значительно легче. По своему опыту могу сказать, что первые два года такой работы – самые сложные.
Еще одна трудность – вам будет казаться, что у вас недостаточно знаний. Как ни странно – знаний нужно немного. Их должно быть ровным столько, сколько требуется для того, чтобы можно было выполнить свою работу. Естественно вы должны постоянно развиваться – читать нужную тематическую литературу, особенно ту, которая выходит на английском языке, знать все тренды и уметь прогнозировать их развитие.
Например я очень спокойно отнесся к появлению чат-ботов в мессенджерах, так как понимал, что это только дополнительный способ донесения своего предложения на рынке и не более.
Ну а теперь я раскрою действительно великий секрет, который помог мне совершить значительный скачок в развитии своих качеств консалтера. Помните мы уже говорили с вами о том, что если вы хотите стать успешным консультантом, то должны гарантировать результат своим гонораром? Так вот: это нужно не для того, чтобы лучше продавать свои услуги в качестве “советника”. Такое обещание нужно в первую очередь именно для вас! Не забывайте об этом!
Ну а второй секрет, как быстро стартовать в качестве консультанта, я раскрою только тогда, когда эта статья наберет 100 лайков и репостов. Поэтому комментируйте данный материал и делитесь им со своими друзьями в социальных сетях.
Консалтинг: определение и виды, правила выбора консалтинговой компании
Если компания переживает кризис, стагнацию или планирует расширяться, руководство должно оценить ее возможности и разработать подходящую стратегию. Собственные сотрудники могут обладать недостаточной квалификацией, быть необъективными. Иногда в штате нет сотрудников, способных помочь руководителю в решении управленческих, финансовых или технических вопросов. Помочь призван консалтинг.
Что такое консалтинг
Консалтинг — это услуга консультирования бизнеса по разным вопросам. Консалтинговой деятельностью занимаются специалисты с большим опытом и безупречной репутацией. Руководители могут обратиться к ним за помощью в управлении, распределении финансов, поиске подходящих кадров. Консультанты оценивают состояние компании, выявляют причины неудач и предлагают решения.
Преимущества консалтинга
Квалификация. Консультантов привлекают для сотрудничества в области бухгалтерии, маркетинга, кадров и других. В штате компании таких специалистов может не быть.
Опыт. Штатный сотрудник ограничен корпоративными рамками, внешний специалист наблюдает за десятками компаний. У него больше данных для анализа положения дел и есть готовые идеи, успешно реализованные в других компаниях.
Свежий взгляд. Консалтинговая деятельность подразумевает взгляд со стороны. У штатных сотрудников сложившееся восприятие компании, внешнему консультанту проще увидеть недостатки.
Консалтинг и коучинг: отличия методик
Консалтинг и коучинг — это совершенно разные методы.
Критерий | Консалтинг | Коучинг |
С кем работает | С компанией. Консультирует руководителя, но рассматривает компанию как единое целое | Со специалистом. Помогает раскрыть лидерский потенциал руководителю, развить необходимые навыки подчиненному |
Как выполняет работу | Анализирует положение компании, дает готовые рекомендации для решения проблемы | Задает максимум вопросов, слушает клиента, постепенно изменяя его мышление |
Результат работы | Разрабатывает стратегию и пошаговый план действий или берет решение задачи на себя | Ведет клиента до достижения поставленной цели |
Суть консалтинга — работа с компанией как со структурой, разработка стратегии ее дальнейшего развития.
Принципы работы консалтинговых компаний
У консультантов сложились основные принципы работы:
Доверьте трудоемкие рутинные процессы технологиям. Например, для автоматизации контекстной рекламы подойдет Оптимизатор Calltouch. Вы выбираете нужные рекламные кампании, указываете цель оптимизации и приемлемую стоимость. Оптимизатор будет управлять ставками автоматически, чтобы получить больше конверсий при заданных условиях.
Оптимизатор
Цели и задачи консалтинговых компаний
Основная цель консалтинга — решение проблемы клиента. Они будут разными для каждой компании: все зависит от особенностей ее деятельности.
Задачи приглашенных специалистов:
Роль консультанта в бизнесе
Консультант — это дополнительная пара глаз (иногда рук) для любого бизнеса. Его функционал зависит от вида услуг. Если специалиста привлекают для аудита, его роль сводится к анализу ситуации, выводам и составлению плана действий. Консультанты, которым отдают на аутсорсинг те или иные функции (например, бухгалтерию или юридическое сопровождение), будут более активы в бизнес-процессах. Для достижения результата обычно необходимо длительное сотрудничество.
Когда нужно применять консалтинговые услуги
Вот самые распространенные ситуации, когда полезны услуги консультанта:
Виды консалтинга
Потребности бизнеса расширяются и определяют виды консалтинга. Их перечень постоянно пополняется. Рассмотрим основные виды консультационных услуг.
Управленческий
Консалтинг возник как помощь руководителям в создании системы эффективного менеджмента. Управленческий консультант — это врач-терапевт для бизнеса. Консультант выявляет проблемы и их причины, например, недостаточно продуманные финансовые потоки, необходимость обучения персонала. Его задача — обнаружить проблемные места в деятельности компании и найти пути их устранения.
Стратегический
Эта разновидность консалтинговой деятельности похожа на первый тип, но в фокусе консультанта — стратегия развития компании. Для ее создания потребуется анализ ключевых показателей и всего, что происходит в компании. Этот вид услуг востребован и в случае наличия в компании проблем, и для обеспечения ее эффективного роста.
Маркетинговый
Чтобы оценить эффективность рекламы, воспользуйтесь сквозной аналитикой Calltouch. Система предоставит информацию по эффективности рекламных источников в удобных и понятных отчетах. Так специалистам будет гораздо проще улучшать маркетинговую стратегию.
Сквозная аналитика
IT-консалтинг
В задачи IT-консультантов входят подбор программ, которые автоматизируют некоторые рабочие процессы, их внедрение (настройка под потребности заказчика) и обучение персонала работе с новыми сервисами.
Иногда готовым ПО не обойтись — требуется разработка индивидуального. Выявив потребности бизнеса, консультант обозначит задачи для программистов. Специалиста можно привлечь и для тестирования эффективности уже имеющейся программы.
Финансовый
Консультантов привлекают для оценки финансовой эффективности организации и поиска возможных путей ее повышения. Нередко к консультантам обращаются по вопросам выбора подходящей схемы налогообложения, страхования имущества компании. В новых проектах специалисты оценивают риски, а в существующих — планируют текущие финансовые потоки.
Кадровый
Иногда внешнего специалиста по кадрам привлекают, если в компании наблюдают конфликты. Консультант ищет способ улучшить взаимоотношения в коллективе.
Юридический
Приглашенный юрист окажет компании правовую поддержку, например, проанализирует документацию, проверит законность сделок и «чистоту» приобретаемого имущества. В его компетенции также могут входить вопросы оформления трудовых отношений с сотрудниками компании или прав на интеллектуальную собственность.
Бухгалтерский
Круг вопросов, который решает приглашенный специалист, широк: от оформления бухгалтерской отчетности до оптимизации и автоматизации учета. Консультанта приглашают, чтобы решить вопрос об уменьшении налогообложения, проанализировать и оптимизировать кредиторскую задолженность.
Транспортный
Логистический консалтинг помогает компании наладить транспортные потоки. Анализ позволяет повысить скорость транспортного функционирования, сократить затраты на логистику.
Образовательный
В задачу консультанта входит анализ имеющихся курсов и того, насколько качественно сотрудники усваивают материал. Внешний специалист может заниматься разработкой обучающих курсов «с нуля» и внедрением их в работу. Консультант также корректирует курс, подбирает методы по потребностям компании.
Формы консалтинга
Виды консалтинга разнообразны, но формы реализации схожи. Консультанты решают задачи в форматах, описанных ниже.
Аналитика
Это вводный этап решения задачи. Консультант анализирует все имеющиеся показатели, проводит сбор статистики различными методами. Часто этих данных достаточно для того, чтобы не только увидеть проблему, но и предложить для нее оптимальное решение. Например, по результатам анализа может потребоваться автоматизация, оптимизация расходов или перераспределение обязанностей сотрудников.
Прогнозирование
Этот вид востребован для новых проектов. Консультант оценивает риски. В действующей компании грамотно составленный финансовый прогноз принесет неоценимую пользу.
В работе консультант использует как общепринятые методики с мировым именем, так и собственные разработки. В последнем случае доказательная база не должна вызывать сомнений.
Ревизия деятельности
Эта форма консалтинга описывает положение дел в организации. Предметом ревизии могут стать бизнес-процессы компании в целом или одного подразделения, например, бухгалтерии, отдела продаж, технической поддержки. Консультанты дают рекомендации, что и как улучшить.
Экспертные консультации
Консультант описывает сложившуюся проблему и предлагает пути ее решения. Привлечь эксперта для консультации можно однократно или в рамках долгосрочного сотрудничества. Многие компании выбирают второй вариант, потому что проблемы в организации часто невозможно решить за одну встречу.
Непосредственное участие в проекте
Этот формат выбирают, когда в штате нет специалиста нужного профиля. Консультант становится равноценным участником проекта, например, ведет рекламные кампании клиента или формирует бухгалтерскую отчетность.
Типы консалтинговых компаний и их принципы работы
Обилие консалтинговых компаний затрудняет их классификацию. Каждую отличает своя сфера деятельности, опыт и специфика услуг.
Вот одна из типологий консалтинговых организаций:
Этапы консалтинговой деятельности
В работе консультанта можно выделить несколько основных этапов взаимодействия с заказчиком:
Как правильно выбрать консультанта или консалтинговую фирму
Привлечение консультанта — это расходы для компании, и всегда хочется, чтобы они были не напрасны. Так как специалисту доверят важную информацию, а от предложенных им решений будет зависеть судьба компании, выбирать консультанта нужно грамотно.
Чем отличается консультант-профи от дилетанта
Самое важное, что отличает профессионала, — его подход. Фокус в общении смещен с его личных достижений на потребности заказчика.
Что отличает успешного консультанта:
Время существования и опыт консалтинговой компании
Эти факторы — маркеры надежности. Ознакомьтесь с примерами успешных работ компании, особенно если среди них есть организации, для которых решались похожие задачи.
Помимо успешных кейсов компании, стоит изучить ее репутацию на рынке. Найти отзывы об организации, которая проработала как минимум год, обычно не сложно.
Стоимость услуг
Качественные услуги стоят дорого, но у большинства компаний они находятся примерно на одном ценовом уровне. Если вам предлагают дешевый вариант или решение по существенно более высокой стоимости, подумайте дважды.
Сроки проведения работ
В этом пункте невозможно дать общих рекомендаций. Разовая консультация и системный анализ всех процессов — разные по длительности выполнения задачи. Излишняя спешка консультанта, который обещает «сделать все завтра» может быть даже более вредна, чем сознательное затягивание сроков.
Штат специалистов
В крупных компаниях это сотрудники различного профиля, каждый из которых специализируется на определенной области. Если специалисты фирмы — универсалы, это может говорить о недостаточной квалификации для ваших задач. Обычно этим грешат небольшие организации, которые не ограничиваются одним направлением консалтинга, а работают со всеми.
Мифы, связанные с консалтингом
Основное заблуждение — в том, что консультант «не скажет ничего нового» и еще больше запутает клиента. Руководители опасаются, что специалист будет только предлагать графики и отчеты, не предприняв ничего по существу. Правильно подобранный консультант разговаривает на понятном для клиента языке и акцентирует внимание на проблемах, которые могут показаться несущественными.
Распространен миф, что консультантам нельзя доверять, так как они не сотрудники компании. Опасения напрасны: консалтинговые специалисты дорожат своей репутацией, поэтому безупречно соблюдают профессиональную этику.
Еще один миф — к консультантам обращаются только при серьезных проблемах. Однако чем позже привлечь специалиста, тем меньше у него будет вариантов для решения трудностей компании. Всегда лучше заранее оценить риски, чем бороться с запущенной проблемой.
Перспективы российского рынка консалтинга
Среди важных тенденций рынка — ужесточение требований к консалтинговой деятельности. Недобросовестные компании сталкиваются с проверками Росфиннадзора. Это повышает качество услуг консалтинговых компаний, что отражается на эффективности бизнеса.
Что в итоге
Консалтинг — это эффективный инструмент, который помогает бизнесу расти и развиваться, успешно преодолевая кризисы. Главное — найти подходящего профессионала, доверять ему и следовать рекомендациям. Расходы на консалтинг немалые, но своевременное привлечение специалиста поможет решить даже самые серьезные проблемы и вывести бизнес на новый уровень.