Окаянство наше душевное что это

125. Познание беды или неблагополучия убеждает искать избавления

Человек из двух частей состоит: из души и тела. Имеет тело свою беду и неблагополучие, имеет и душа. Тело видимо, и беда его видима; душа невидима, и беда ее невидима. Тело тленно и смертно, и беда его кончится; душа нетленна и бессмертна, и беда ее конца не имеет, а вовеки с нею пребывает, если от нее не освободится. Душа, как разумная, бессмертная и по образу Божию сотворенная, намного дороже тела, потому и беда ее намного опаснее и злее беды телесной. Беда телесная с телом умирающим умирает и прекращается; но душевная беда с бессмертною душою никогда не умирает, если от той беды здесь не избавится.

Поэтому внимай, христианин, следующему:

1) Тяжко человеку быть в нищете телесной, но намного тяжелее быть в нищете душевной. Тяжко человеку иметь тело немощное и расслабленное. Тяжко человеку служить телом какому-то злому мучителю, но намного тяжелее служить душою греху и грехом дьяволу. Всякий, делающий грех, есть раб греха ( Ин. 8:34 ).

Тяжко человеку связанным быть узами железными, но намного тяжелее связанным быть узами греховными: узы железные – тело, а узы греховные душу мучают. Тяжко человеку терпеть гнев царский, но намного тяжелее терпеть гнев Божий. Тяжко человеку быть плененным телом неким врагом, но намного тяжелее быть душою плененным дьяволом. Тяжко человеку удаленным быть от Отечества и дома своего, от родственников и друзей своих, но намного тяжелее душе удаленной быть от небесного Отечества и дома Божиего, от Самого Бога и святых Его избранников. Тяжко человеку сидеть в темнице, и мало видеть света, и терпеть неволю, скорбь и обиды, но намного тяжелее душе быть в темнице адской, и бедствие это терпеть вовеки.

2) Самая беда приводит к познанию беды, и познание беды убеждает человека искать избавления. Видят люди телесную беду и чувствуют горесть ее, поэтому и избегают ее, и всячески ищут, как от нее избавиться. Не видят душевной беды, которая намного хуже телесной, и не чувствуют горести ее, и потому мало кто от нее освободиться усердно желает и ищет, разве только тот, кто познает ее, и чем более познает, тем усерднее ищет, как от нее избавиться. Слово Божие душевным нашим очам представляет душевную беду, и к познанию нее приводит нас, и образ избавления представляет нам – Христа. Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете ( Ин. 8:36 ).

Слава Богу Человеколюбивому! Идолопоклонники познали свою прелесть и заблуждение, и от того всепагубную свою беду; познали от слова Божиего и преславных Его чудес, и обратились ко Христу, и освободил Он их от всепагубной беды, и получили вечное душевное блаженство. Познали свою беду многие, в древности жившие, и сделали пещеры, пустыни и пропасти земные жилищами себе. Познали мученики, и изволили лучше умереть и тягчайшее мучение претерпеть, чем отречься от Христа, поскольку от Христа отречься – отречься от всего душевного блаженства и вечной жизни и подпасть душевной пагубе и вечной смерти. Познали душевное бедствие многие разбойники, убийцы, блудники и блудницы, и прочие тягчайшие грешники – и усердно поискали избавления, и нашли. Познают и ныне многие и, познав, ужасаются, и ищут избавления, так что и о телесных бедах не заботятся, только бы избавиться от душевной беды. Страх душевной беды превосходит и недействительным делает страх телесной беды, как великий шум малый и тихий голос уничтожает. Так познанная беда подвигает человека к поиску избавления.

Познай, христианин, и ты душевное твое бедствие и неблагополучие, и непременно ни о чем так заботиться не будешь, как о том, чтобы от этого бедствия избавиться. Точно страх и ужас обымет тебя, познающего бедствие души твоей, и более пожелаешь плакать и рыдать, чем веселиться. Блажен, воистину блажен, человек, который заблаговременно познает бедствие души своей. Познание беды – начало блаженства, как познание болезни – начало здоровья. Познавай так себя, христианин, и будешь блажен.

Телесные и временные беды не только не отнимают у душ наших блаженства, но и умножают. Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно ( 2Кор. 4:16–18 ). Написано и вот что: Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром ( 1Кор. 11:32 ). И еще: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает ( Евр. 12:6 ).

О том сколь многие бедами телесными и временными подвиглись к истинному покаянию, история не только церковная, но и священная свидетельствует. Видим это и ныне. Для того и посылает Человеколюбивый Бог беды на нас – да подвигнемся к истинному покаянию и в страхе Божием поживем. И беды, и напасти о благости и человеколюбии Божием к нам свидетельствуют. И в бедах, и в напастях должно Человеколюбивого Бога благодарить, ибо все от Него к доброму нашему концу происходит. Он печется о нас. Блудный сын, когда расточил имение отеческое и в такую пришел скудость и нищету, что начал с голода погибать, тогда уже в себя пришел и сказал: Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою» ( Лк. 15:17–18 ). Так и грешника беда подвигает возвратиться к Небесному Отцу и истинному покаянию.

Бедами и напастями стесненный грешник так рассуждает: «Не имею я телесных и временных благ. Нищета моя, скудость и убожество увещевает меня искать душевного богатства; поищу его у Христа, Который, будучи богат, меня ради обнищал ( 2Кор. 8:9 ). Телесная моя немощь научает меня искать здоровья душевного у Христа: Он Врач душ наших и телес. Терплю я бесславие и посмеяние от людей – поищу славы и похвалы у Бога. Говорит Господь: Только прославляющих Меня прославлю ( 1Цар. 2:30 ). Терплю я гнев царский или господина моего – поищу милости у Бога. Уповающего на Господа милость окружит ( Пс. 31:10 ).

Служу я телом такому-то человеку, не имею свободы и благородства телесного – поищу свободы и благородства душевного. Все люди меня презирают и оставляют – прибегну я к Богу и приближусь к Нему, и Он не оставит создание Свое и не презрит: никого Он не оставляет и не презирает. Не остави мене, Господи, Боже мой! Не отступи от Мене ; вонми в помощь мою, Господи спасения моего! Упование всех концов земли и находящихся в море далеко ( Пс. 37:22– 23; 64:6 ). Удален я от Отечества своего и от дома и отлучен от родственников и друзей моих – постараюсь усерднее искать небесного Отечества, и с Ангелами и святыми Божиими вечное дружество иметь. Темница эта, в которой я сижу, и узы эти, которыми я связан, убеждают меня покаянием избавиться от темницы адской и от уз греховных и адовых, и прочее.

Слава Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2:4 ). Он посылает мне скорбь, но ею меня обращает, и пресекает пути к погибели, и к Себе возвращает. Встав, иду к Отцу моему. Так беды телесные и временные не только не вредят душам, но и весьма им полезны. Беды эти ведут нас к покаянию и к Самому Богу, и как бы убеждают нас войти в царствие Божие. Слава Человеколюбивому Богу, слава дивному Его о нас Промыслу! Через беды и напасти наши Он ищет нашего истинного блаженства. Так все наше бедствие и окаянство обращает в наше блаженство.

Но телесное и временное благополучие часто и по большей части развращает человека и губит. Видим это на примере евангельского богача, который не умел богатством своим и благополучием временным владеть, и сошел в погибель (См. Лк. 16:23 ). Так и ныне многие не умеют владеть богатством, и не по воле Божией, а по своим прихотям расточают его, и развращаются. Многие не уметь владеть здоровьем тела своего, и развращаются, и на злое все дерзают. Благополучие телесное и временное, хотя и добро, однако для растленного человеческого сердца – как для безумного меч, которым он себя самого убивает.

Блудный сын, пока еще имение отеческое было в руках его, не думал к отцу своему возвращаться. Но когда уже потерял его и начал терпеть лишения и голод, тогда уже подумал вернуться к отцу, как выше сказано. Потому и написано нам в предосторожность: Если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца ( Пс. 61:11 ). Как телесная и временная беда бывает причиной покаяния и исправления душевного, так телесное и временное благополучие часто бывает причиной развращения, и беды, и пагубы душевной, а тем более, когда юный человек будет иметь благополучие. Такому весьма трудно не развратиться в благополучии. И это-то и есть одна из причин того, почему Бог попускает беды и напасти рабам Своим, то есть чтобы они с доброго пути не совращались и так не лишились бы вечного блаженства. В благополучии человек, будучи немощным, удобно совращается и развращается.

Итак, горькое лекарство – временная и телесная скорбь, но для души полезное.

Человеколюбче Иисусе! Ты – прибежище от скорби, объявшей меня. Радость моя! Избавь меня от окруживших меня ( Пс. 31:7 ). Грешная и бедная, но по образу Божию сотворенная душа моя стонет и вопиет к Тебе, Избавителю своему.

5) Всякая беда более всего от самого искуса познается. Болезнь более всего познают те, которые болеют. Как люто мучит человека зубная боль, тот только знает, кто ею мучается. То же разумей и о прочих бедах телесных и временных. Так и душевное бедствие, внутри сердца кроющееся, больше всего в искушении познается. И чем больше в искушении человек находится, тем лучше бедность и окаянство душевное свое познает. Искушение все открывает, что внутри сердца кроется, как лекарство рвотное показывает, что в желудке содержится. А чем более познает человек душевное свое бедствие и окаянство, тем более смиряется. Познание беды смиряет человека. Чем же более смиряется, тем более обретает благодать у Бога. Смиренным Бог дает благодать ( 1Петр. 5:5 ).

Многие о себе мечтают, что они не имеют высокоумия, гордости, зависти, гнева, злобы и прочее. Но нашедшее искушение показывает, что в сердцах их это зло кроется, и так они обманываются. Блудная похоть некоторое время кроется и не познается, но при случае, как змей ядовитый, из тайного места показывает свою голову и жалом своим хочет уязвить душу. Зависть, в сердце нашем кроющуюся, благополучие ближнего трогает и показывает; тогда она из сердца исходит и поднимается, когда ближнего увидит в счастье. Гнев и злоба в обиде, ближним наносимой, познается. Жестокосердие и немилосердие показывает беда и страдание ближнего, человеком презираемая. Сребролюбие прежде всего показывает себя при потере богатства и имения, славолюбие – в бесславии и бесчестии, любоначалие – в лишении чести и сана. Видим, сколько болеет и скорбит человек, сколько сетует, плачет и рыдает, лишившись или богатства, или сана и чести, или славы мира сего. Многие, не стерпев болезни и скорби, внутри сердца их кроющихся, сами себя умерщвляют. О, слепота! О, нечувствие! О бедность! Самого себя погубить ради того, что само по себе – почти ничто, как тень.

Кто что любит, о том и жалеет, когда теряет; и чем более что любит, тем более о том потерянном жалеет. Так и прочее бедствие душевное в искушении больше всего познается. Искушение открывает сердце наше, и тайное сердца нашего явным делает. Бог же всю глубину и бездну сердца нашего испытывает и, что в нем кроется, видит. Поэтому попускает нам Бог искушение, и тем показывает нам, что в сердце нашем кроется. Познаем, христиане, душевную нашу беду и зло – да так и избавления усердно поищем.

6) От этого бедствия душевного никто нас не может избавить, – никто, кроме Иисуса Христа. Он наш Избавитель. Он нашу бедность знает лучше, чем мы сами. Он ради того в мир пришел, и в мире пожил, и пострадал, и умер, чтобы души наши от этого бедствия и зла избавить, и первое наше блаженство, и благородство, и свободу, то есть прекрасную эту красоту – Божий образ – нам возвратить. В Нем все блаженство и слава наша состоит. Признаем бедность нашу и, смирившись, у Него поищем избавления. Бедная жена, страдающая кровотечением, нигде не найдя исцеления болезни своей, к Иисусу с верой пришла и, только коснувшись святых одежд Его, получила исцеление (См. Мк. 5:25–29 ). Жена эта увещевает и нас приходить к Иисусу и просить у Него помощи и избавления душам. Ибо Он и может, так как Всесилен, и хочет, так как Человеколюбив, нас избавить, и невидимо Он с нами находится. Да приступим и мы с верой и да коснемся духовно святых одежд Его, и день ото дня будем чувствовать, что умаляет бедствие наше и свобода души возвращается. Но всегда истинно, что познание беды убеждает искать избавление от беды. Познавай беду – и будешь искать избавления. В этом вся сила состоит, чтобы познать себя самого и свое бедствие душевное.

Источник: 2006 г. «Сокровище духовное от мира собираемое». Издательство Задонского Мужского Монастыря, 640 с.

Источник

Искушение

Христос, по исполнении сорокадневного поста, троекратно был искушаем диаволом ( Мф. 4, 1–2 ), являя то, что всякому, приступающему служить Господу, следует искушение.

Рассуждение об искушении. Первое. Насколько неприязненный враг нам сатана, Писание Святое свидетельствует: он то веру нашу, то любовь, то надежду искушает.

Искушает веру, влагая сомнение, неверие, всевая ереси, расколы, отступничество; искушает любовь, отвращая волю нашу от творения заповедей Божиих и всевая вражду между нами; искушает надежду, приводя нас к отчаянию в вечной жизни и обещанных благах.

Второе. Всякое искушение, хотя и от сатаны бывает, однако же, и не без попущения Божия. Христос говорит: Симон! Симон! вот, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу ( Лк. 22, 31 ). То же и история праведного Иова показывает.

Третье. Искушение никого из верных не оставляет: если Христос Сын Божий трижды искушаем был сатаной, как Евангелие свидетельствует, насколько же более искушаются верные Его.

Четвертое. Искушения нам бывают по попущению Божию для доброго конца.

1. В искушении показывает Бог нас нам самим, что мы есть и к чему склонность имеем, к добру или ко злу; что мудрствуем, плотское или духовное; что в сердце нашем кроется, любовь Божия или любовь мира сего.

2. В искушении человек познает свою немощь и окаянство и так смиряется. Дано мне жало в плоть, – говорит апостол Павел, – ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился ( 2Кор. 12, 7 ).

3. В искушении, если оно претерпится, искуситель посрамляется, как немощным человеком по Божией благодати побежденный, а человек венчается.

Пятое. Помощь против искушения в самом деле.

1. Ум тотчас обратить к чему-нибудь другому полезному и к святому размышлению.

2. Можно искусителю сказать то, что Архангел Михаил сказал диаволу: Да запретит тебе Господь ( Иуд. 1, 9 ).

3. Крестным знамением себя ограждать и силой распятого Христа себя вооружать.

4. Отвратиться от искусителя и плюнуть на него…

Шестое. Знак нехороший, если кто не чувствует искушения, ибо искуситель не касается того, кого видит покорным своей воле, и потому под своею властью. Ратник не воюет против того, кто ему покоряется, но кто против него стоит и вооружается; и разбойник на нищего не нападает, но на богатого. Внемли этому всякий и не радуйся о том, что не чувствуешь искушения, но осмотрись, в каком состоянии находишься.

Седьмое. Часто бывает, что искуситель на время и отступает, и оставляет нас в покое, но тогда большее нам надлежит искушение, ибо тогда он вдруг, нечаянно на нас нападает, а не с той стороны, с которой мы надеемся, поэтому всегда надо его ожидать. К чему и апостол Петр нас вооружает: трезвитесь, бодрствуйте ( 1Пет. 5, 8 ), и прочее, и апостол Павел: смотрите, по ступайте осторожно ( Еф. 5, 15 ).

Девятое. Если случится искуситься, отчаиваться не должно, но тотчас восстать, каяться, и исправиться, и еще горячее с призыванием помощи Божией подвизаться. Ибо жизнь наша – это брань, на которой то одна, то другая сторона ранит, гонит, побеждает.

Когда небо густыми и темными облаками покрывается и великая буря находит, кажется, что солнце оставляет нас. Однако и в такое время оно всегда тончайшие свои лучи испускает на нас. Так, когда темное облако и буря искушений находят на нас и накрывают нас, кажется, что Бог оставил нас. Однако Бог и в такой тьме верного Своего не оставляет, но сокровенною силой Своей его сохраняет. И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести ( 1Кор. 10, 13 ).

Не отчаивайся, возлюбленный христианин, когда какое искушение постигнет тебя, но молись и призывай Его. Тогда и жди помощи от Него, по неложному Его обещанию: и призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня ( Пс. 49, 15 ). Бог ожидает в искушении твоего терпения и подвига, а не уныния и негодования. Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа ( Пс. 26, 14 ), без совета и изволения Которого ничего не бывает.

В ключе на дне его лежащую нечистоту видно тогда, когда жезлом или иным каким-нибудь орудием по дну его ударяют; тогда от тины или грязи, на дне его лежащей, вся вода в ключе возмущается и становится мутной. Так и нечистота страстей и скотский злой нрав, в глубине сердца человеческого лежащий, во время искушения и соблазнов проявляется. Кто бы узнал, что на дне ключа находится тина или грязь, если бы она оттуда, если ударить, не поднималась и себя не показывала? Так откуда бы мы знали, что в глубине сердца человеческого такая кроется мерзость и нечистота, если бы она оттуда не выходила и себя внешними делами не показывала?

Проникни, человек, в глубину сердца твоего, рассматривай и познавай, какая смрадная тина страстей в нем лежит! Какое видишь зло в ближнем своем, такое и в сердце твоем имеется, за что судишь и осуждаешь ближнего своего, то и в тебе есть, хотя и не проявляется вовне. Божие же око не только внешнее дело, но и глубину сердца видит. Многие думают о себе, что они смиренные и кроткие, но при искушении другое показывается.

Всякого, кто родится водою и Духом, то есть всякого христианина, ожидает искушение от диавола и с ним постоянная борьба. Если Христа Сына Божия дерзнул искушать злохитрый дух, неужели оставит христиан? Христос Господь во всем образ нам Собою подал. Он искушаем был сатаною – надо и нам искушенными быть. Он победил искусителя силою Своею – надо и нам врага победить Его силой. Не на оперы и роскошные банкеты позваны христиане, но на брань и подвиг духовный, и подвиг не против плоти и крови, а против диавола и злых его духов. Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной ( Еф. 6, 12 ).

Эта битва начинается благополучно, если око наше не дремлет (см.: Мф. 6, 22–24 ). Тяжка битва с людьми, но намного тяжелее бороться с духами злобными. Они нас видят и, что делаем и говорим, примечают, а мы их не видим. Они стараются у нас отнять не города, не рубежи, не тленное сокровище, а вечное спасение, которое Христос Сын Божий честной Кровью и смертью Своей нам приобрел. Это неоцененное сокровище похитить у нас они стараются и усердствуют день и ночь. Искушают они нас бодрствующих, искушают и спящих; строят козни днем, строят козни ночью.

Душевное бедствие, внутри сердца кроющееся, больше всего в искушении познается. И чем больше в искушении человек находится, тем лучше бедность и окаянство душевное свое познает. Искушение все открывает, что внутри сердца кроется, как лекарство рвотное показывает, что в желудке содержится. А чем более познает человек душевное свое бедствие и окаянство, тем более смиряется. Познание беды смиряет человека. Чем же более смиряется, тем более обретает благодать у Бога. Смиренным Бог дает благодать ( 1Петр. 5, 5 ).

Многие о себе мечтают, что они не имеют высокоумия, гордости, зависти, гнева, злобы и прочее. Но нашедшее искушение показывает, что в сердцах их это зло кроется, и так они обманываются. Блудная похоть некоторое время кроется и не познается, но при случае, как змей ядовитый, из тайного места показывает свою голову и жалом своим хочет уязвить душу. Зависть, в сердце нашем кроющуюся, благополучие ближнего трогает и показывает; тогда она из сердца исходит и поднимается, когда ближнего увидит в счастье. Гнев и злоба в обиде, ближним наносимой, познается. Жестокосердие и немилосердие показывает беда и страдание ближнего, человеком презираемая. Сребролюбие прежде всего показывает себя при потере богатства и имения, славолюбие – в бесславии и бесчестии, любоначалие – в лишении чести и сана. Видим, сколько болеет и скорбит человек, сколько сетует, плачет и рыдает, лишившись или богатства, или сана и чести, или славы мира сего. Многие, не стерпев болезни и скорби, внутри сердца их кроющихся, сами себя умерщвляют. О слепота! О нечувствие! О бедность! Самого себя погубить ради того, что само по себе – почти ничто, как тень.

Кто что любит, о том и жалеет, когда теряет; и чем более что любит, тем более о том потерянном жалеет. Так и прочее бедствие душевное в искушении больше всего познается. Искушение открывает сердце наше, и тайное сердца нашего явным делает. Бог же всю глубину и бездну сердца нашего испытывает и, что в нем кроется, видит. Поэтому попускает нам Бог искушение, и тем показывает нам, что в сердце нашем кроется. Познаем, христиане, душевную нашу беду и зло – да так и избавления усердно поищем.

О, как нужно искушение для того, чтобы достичь блаженного состояния сердца! Ибо искушение:

1. Показывает нам бедное и плачевное состояние сердца нашего; показывает, что в нем, какая великая злость и жестокость кроется, и к чему оно склоняется; и так убеждает нас познавать свою бедность, окаянство и ничтожество духовное.

2. Убеждает искать способ, которым бы от этого избавиться. И не иной какой представляется способ, как Божия благодать, которая верою и усердной молитвою получается. Чем же от природы своей злой избавиться можем, как только Божией силою, которая как все может, так может и злое естество переменить и, как огонь железо, умягчить?

3. Убеждает мир оставить и одного Бога искать, у Которого одного есть истинное и непоколебимое блаженство. И поэтому-то на христиан столько бед и напастей в мире этом находит! Ибо этим они, как железо в огне, умягчаются, и, как золото и серебро в горниле, искушаются и благоприятными Богу делаются. Не избегай, возлюбленный христианин, искушения и креста, от Бога посылаемого. Если безропотно и великодушно потерпишь и понесешь его, принесет тебе великую Божию милость. Плоти нашей горестно терпеть, но так внутренний человек исцеляется и здоровье получает. Надо непременно совлекаться ветхого человека, то есть природного злонравия, если хотим облечься в нового человека, что необходимо для спасения.

Искушение бывает нам к добру или к злу. Искушение к добру – от Бога, им просят искуситься Давид и прочие святые. Искуси меня, Боже, и узнай сердце мое, испытай меня и узнай пути мои ( Пс. 138, 23 ). Так искушаем был Авраам (см.: Быт. 22 ).

Искушение ко злу, или прельщение, бывает или от диавола, который всячески пытается нас уловить, прельстить, ко греху привести и погубить, или от плоти, которая страстями и похотями борет нас, или от мира, который прелестью, суетой и соблазнами ко злу нас поощряет.

Когда молимся: не введи нас во искушение, – то не должны сами себя вдавать в искушение.

К успеху в христианском деле руководствует различный крест и искушение. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка ( Иак. 1, 2–4 ).

Крест и искушение различное есть училище духовное, в котором обучаются христиане. Как в училищах обучаются отроки и юноши правильной речи, красноречию и мирской мудрости, так в училище креста и искушений христиане, младенцы и отроки о Христе, обучаются правому, красному и богоугодному житию и духовной премудрости. И чем более в этой духовной школе обращаются, тем искуснейшими в деле христианском бывают. И как воины мира сего, чем более обращаются в брани и против врагов отечества своего подвизаются, тем искуснейшими и храбрейшими делаются, так христиане, воины Христовы, чем более подвизаются под крестом, знаменем христианским, против врагов своих: плоти, мира и диавола, – тем лучше успевают в деле христианского благочестия. И как в горниле серебро и золото искушается и чистейшим бывает, так в горниле искушений, бед, напастей и креста христиане очищаются от злонравия и чистейшими делаются. Крест и искушение есть изрядное и преславное училище христианской мудрости.

Искушение от диавола попущением Божиим бывает для доброй цели.

1. Чтобы так смирился человек искушающийся.

2. Чтобы познали веру нашу. Искушение подобно огню, который золото, серебро и медь показывает и от прочих металлов отличает. В искушении показывается, кто золото, кто серебро, и кто олово, кто сено и дрова. Золото и серебро цело остается в огне и чище делается. Железо ржавчину отлагает и цело остается. Олово скоро растапливается, а сено и дрова совсем сгорают. Так в искушении познается, кто истинно отстал от сатаны и злых дел его и прилепился Богу, кто истинно работает Богу и кто лицемерно. Искушением же познаются истинные и верные рабы Божии и лицемеры. Искушение все явным делает.

3. Чтобы познали любовь, кого мы более любим, – себя и мир или Бога, кому угождаем, – себе и миру или Богу, чью волю более почитаем, – свою или Божию, и прочее. Все это открывает искушение.

4. Чтобы познали врагов наших и научились против них подвизаться. Ибо битва готовит воина для подвига и крепчайшим делает, а без битвы воин ослабевает и портится.

5. Чтобы познали немощь нашу, опасность, и, познав к Богу с молитвой прибегали. Как малое дитя к матери бежит и у нее ищет защиты, видя свою беду, так верная душа к Богу простирает руки в бедствии своем.

6. Чтобы искуситель посрамился, а претерпевший искушение венец принял от Подвигоположника: блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его ( Иак. 1, 12 ). Не знает искуситель, что искушению его последует: он искушает на зло, но искушение его претерпевающему на добро, и так посрамляется и как бы своей стрелой уязвляется.

Когда сатана видит, что человек противится ему и человека низложить через грех не может, то наносит ему беды или сам, или через злых людей, чтобы хотя бы так человека, противящегося ему, привести в грех через нетерпение, негодование и хуление. И такое искушение от него бывает этому человеку на пользу великую, если он не изнемогает, но стоит твердо против такого искушения, то есть, когда он это искушение великодушно и безропотно терпит.

Истинной добродетели последует искушение. Сатана всегда восстает на Христовых рабов, и попущением Божиим то через себя самого, то через злых людей причиняет им зло. Здесь нужно каждому благочестивому терпение, и все, что ни приключится противное, безропотно и великодушно переносить, и терпением преодолевать, и это все приключающееся, как от Бога посланное, принимать, чтобы показать, что он нелицемерно Бога почитает. Так сатана посрамляется, и человек, истинно почитающий Бога, познается и венчается.

Так на Иова святого от диавола нашедшее искушение, которое он великодушно претерпел, показало, что он истинный был богопочитатель. И диавол не нашел более, чем его оклеветать, тот, который прежде клеветал и говорил: разве даром чтит Бога Иов ( Иов. 1, 9 )? И так, терпением его побежденный и посрамленный, умолк.

И сие-то есть взять свой крест, то есть быть готовым к терпению всего, что ни приключится противного, даже и до самой смерти, если это нужно будет ради Бога. Что значит нести крест свой? Ответ: терпеть безропотно и великодушно все, что ни приключится.

Обратившимся к Богу всегда бывает много искушений, о чем и в Писании написано так: чадо! если приступаешь служить Господу Богу, приготовь душу твою в искушение. Управь сердце твое, и потерпи, и не будь скор во время посещения, и прочее ( Сир. 2, 1–2 ). И во многих местах Священного Писания о том же свидетельствуется.

Итак, надо терпеть и молитвой против них вооружаться, и так преодолевать. Сатана не спит, но всегда бодрствует на погибель нашу, по учению апостольскому: трезвитесь, бодрствуйте, потому что против ник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, и прочее ( 1Петр. 5, 8–9 ). Апостол Иаков говорит: блажен человек, который пере носит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его ( Иак. 1, 12 ).

Итак, терпи и ожидай от Бога милости и в будущем веке конца.

Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *