Огюст монферран что построил

Огюст Монферран

Биография

Афоризм «Нет пророка в своем отечестве» в полной мере относится к биографии архитектора Огюста Монферрана. На родине француз практически неизвестен, а в России и он, и его работы стали частью культуры и упоминаются в стихотворениях поэтов. «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа» писал Александр Сергеевич Пушкин в «Памятнике», имея в виду творение Огюста — Александровскую колонну.

«Хочу летать я белой чайкой по утрам и не дышать над вашим чудом, Монферран», — вторит классику Александр Розенбаум.

Детство и юность

Будущий классик русской архитектуры родился 23 января 1786 года в Шайо, предместье Парижа, в семье директора королевской академии в Лионе и дочери итальянского негоцианта. Настоящая фамилия зодчего — Рикар, а полное имя — Анри Луи Огюст.

Портрет Огюста Рикара де Монферрана работы Ж. Д. Кура

Возникновение в фамилии добавочного «де Монферран» в биографиях объясняется по-разному. По одной версии, отец Огюста, скончавшийся, когда сыну было два года, был из родом из городка Монферран, сейчас являющегося районом города Клермон-Ферран. По другой — мать будущего архитектора добавила «де Монферран» для солидности и создания легенды о дворянских корнях.

Воспитывал Огюста отчим — художник и гравер Антуан де Коммарьё, который и обучил в детстве Монферрана рисованию. В 20 лет юноша поступил в специальную школу архитектуры, где его учителями были Шарль Персье и Пьер Фонтен, считающиеся основоположниками стиля ампир. Диплом Огюст получил только в 1813 году, поскольку учебу чередовал с участием в Наполеоновских войнах. После Лейпцигской битвы Огюст окончательно вышел в отставку в звании квартирмейстера и с орденом Почетного Легиона.

Творчество

Вклад Монферрана во французскую культуру не очень велик. Молодой архитектор успел поучаствовать в возведении парижской церкви Святой Марии Магдалины. Однако в послевоенной Франции упали объемы строительства, и Огюст не мог рассчитывать на интересные и денежные заказы. Поэтому во время визита в Париж императора Александра I выпускник спецшколы архитектуры преподнес русскому монарху «Альбом проектов» с примерной сметой. Царь заинтересовался молодым архитектором и пригласил Огюста в Санкт-Петербург.

Но первой российской работой Монферрана стал объект не в столице Российской империи, а в Нижнем Новгороде. Августин Бетанкур привлек Огюста к проектированию зданий Нижегородской ярмарки, из которой до постсоветской России дожил только Спасский (Староярмарочный) собор, архитектурно напоминающий главное творение зодчего — Исаакиевский собор. Еще одно деяние Монферрана вне города на Неве — поднятие с земли и установка на фундамент Царь-колокола в Москве.

Первой петербургским произведением Монферрана стал дом Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте, а последним — проект памятника императору Николаю I, который воздвиг в итоге Дмитрий Ефимов. Творениям французского архитектора была уготована разная судьба. Если Александровская колонна и Исаакиевский собор стали символами Санкт-Петербурга, то здания, спроектированные и возведенные зодчим в парке Екатерингоф, в советское время обветшали и подверглись разграблению.

Личная жизнь

О личной жизни архитектора, в молодости воевавшего против союзников России, известно мало. Словесный портрет первой жены Огюста Юлии Морне, доставшейся Монферрану вдовой, оставил русский журналист Альберт Старчевский. По словам современника, Юлия была крупной, но симпатичной и хорошо воспитанной француженкой. Однако первый брак архитектора завершился разводом.

Со второй женой, Элизой Виргинией Вероникой Пик Дебоньер, Огюст прожил с 1835 года до своей кончины. Супруги жили в особняке на Мойке, сейчас являющемся объектом культурного наследия. Женщина, будучи актрисой, гастролировала в Санкт-Петербурге, где и познакомилась с зодчим. Детей в браке не появилось. Сына супругам заменил племянник Элизы Вергинии Анри, внебрачный сын ее сестры Ирмы и предпринимателя Анатолия Демидова.

Смерть

Как и относительно происхождения пышной фамилии, относительно причин смерти архитектора существует несколько версий. При жизни Монферрана циркулировали слухи, что зодчий тянет с окончанием строительства Исаакиевского собора, поскольку получил предсказание — он умрет, как только объект начнет эксплуатироваться. И действительно, 30 мая 1858 года, в день памяти Исаакия Далматского, собор освятили, а 28 июня (10 июля по новому стилю) земная биография его автора завершилась.

Источник

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Архитектор Огюст Монферран создатель Исаакиевского собора

Архитекторы

Огюст монферран что построил. Смотреть фото Огюст монферран что построил. Смотреть картинку Огюст монферран что построил. Картинка про Огюст монферран что построил. Фото Огюст монферран что построил

Огюст Монферран — один из самых известных зодчих Санкт-Петербурга эпохи классицизма. В девятнадцатом столетии обрел мировую славу, став автором проекта Александровской колонны и самого грандиозного храма в России.

Биография

Огюст монферран что построил. Смотреть фото Огюст монферран что построил. Смотреть картинку Огюст монферран что построил. Картинка про Огюст монферран что построил. Фото Огюст монферран что построилРодился Огюст в Шайо, недалеко от французской столицы, зимой 1786 года. Полное имя его звучит как Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Но в Петербурге архитектора именовали Август Августович. В юности Огюсту повезло — учился в Париже в Королевской школе архитектуры, его педагогами были известные во Франции архитекторы и декораторы Шарль Персье и Пьер Фонтен. Завершив образование 1813 году, Огюст связал жизнь со службой в наполеоновской гвардии. Был ранен в сражениях, за что его удостоили ордена Почетного легиона. Но через год оставил армейское поприще.

Судьба Огюста Монферрана резко изменилась, когда русские войска вошли во Францию в 1814 году.

В Париже будущий знаменитый зодчий показал альбом со своими проектами российскому императору. Спустя два года, он был приглашен в Россию, вошел в Кабинет Александра I в качестве архитектора.

С тех пор более четырех десятилетий своей жизни посвятил работе в Петербурге, это было время создания грандиозных архитектурных творений, подаривших ему славу непревзойденного русского гения в зодчестве. Летом 1858 года именно в Петербурге он скончался.

Работы

Огюст Монферран в 1836 году руководил подъемом на фундамент Царь-колокола рядом с колокольней Ивана Великого В Москве. Вес бронзового колокольчика составлял 202 тонны.

В тот период Монферран занимался перестройкой великолепного особняка на улице Большой Морской, 45 в Петербурге — владелец Павел Демидов, потом этот дом достался княгине В. Ф. Гагариной. Перестраивал и отделывал Огюст Монферран и другой особняк П. Демидова — Большая Морская, 43.

Соборы

Еще в Париже будущему зодчему Петербурга довелось принимать участие в сооружении церкви св. Марии Магдалины в стиле неоклассицизма.

Огюст Монферран по приглашению генерал-лейтенанта А. Бетанкура с 1817 года проектировал строения Нижегородской ярмарки. Самым значительным его сооружением в Нижнем Новгороде стал Спасский или Староярморочный собор, который построили к 1822 году.

Исаакиевский собор

Огюст Монферран одержал победу в конкурсе по перестройке собора преподобного Исаакия Долматского — самого большого кафедрального храма в Петербурге. Хотя ни в одном из двух конкурсов он не учувствовал — просто проекты других архитекторов не выполняли главного требования императора – сохранить значительную часть текущей версии сооружения. Он представил на суд Александра I свой альбом, где было 24 варианта будущего собора. Российский император сделал выбор в пользу проекта с одним большим и четырьмя меньшими куполами. Это был уже четвертый вариант Исаакиевского собора. Зодчий, по сути, создал его заново в стиле позднего классицизма.

При его возведении была проделана грандиозная работа с использованием новых по тем временам технологий:

Все эти новшества дали толчок развитию архитектуры в России. Строительство собора продолжалось с 1818 года в течение 40 лет. Чего стоило по тем временам произвести вырубку из гранита в каменоломнях под Выборгом монолитов для колонн собора, придать им округлую форму, организовать их транспортировку на плоскодонных судах в Петербург! На сооружении собора трудилось 400 тысяч человек. К 1842 году строительство здания собора было завершено, после этого еще более 15 лет продолжалась его внутренняя отделка.

В конце мая 1858 года новый Исаакиевский собор торжественно освятили. В 2014 году Банк России выпустил серебряную монету достоинством 25 рублей, посвященную Огюсту Монферрану, с изображением Исаакиевского собора.

Памятник Николаю I

Финальным аккордом непревзойденных творений архитектора в Петербурге был созданный по его проекту в 1859 году бронзовый памятник императору Николаю I, его установили перед Исаакиевским собором, на площади. Огюст Монферран спроектировал необычный пьедестал из малинового кварцита, выполненный в форме эллипса и украшенный барельефами. Конную статую императора изваял знаменитый скульптор Петр Клодт. Украсили постамент четыре женские фигуры-аллегории.

Александровская колонна

Другим шедевром архитектора Монферрана в Петербурге стала Александровская колонна. Она была установлена в 1834 году в центре Дворцовой площади и посвящена Александру I. Монолит для колонны высотой 47,5 метров также был доставлен по воде из каменоломни под Выборгом. Использовалась та же техника подъема колонны, что и при строительстве собора. Вершину Александровской колонны украсил ангел, обращенный лицом к Зимнему дворцу.

Источник

Мемория. Огюст Монферран

Огюст монферран что построил. Смотреть фото Огюст монферран что построил. Смотреть картинку Огюст монферран что построил. Картинка про Огюст монферран что построил. Фото Огюст монферран что построил

23 января 1786 года родился архитектор Огюст Монферран.

Личное дело

Огюст Монферран (1786–1858) родился в Шайо, под Парижем, в семье учителя верховой езды. В возрасте 20 лет поступил в Королевскую Академию архитектуры, которая в наполеоновские времена называлась Специальной школой архитектуры. Учебу ему неоднократно приходилось прерывать из-за службы в армии Наполеона. В 1814 году участвовал в строительстве парижской церкви Ла Мадлен. Завершение архитектурного образования Монферран получил в мастерской главных архитекторов Наполеона – Персье и Фонтена. В том же году принес папку со своими проектами бывшему тогда в Париже русскому императору Александру I, и тут же был приглашен работать в России.

В 1816 году Огюст Монферран прибыл в Петербург и получил должность архитектора при кабинете императора, а вскоре стал начальником чертежной в Комитете для строений и гидравлических работ, которым руководил Августин Бетанкур, взявший под свое покровительство молодого архитектора.

В 1818 году Огюст Монферран победил в конкурсе проектов Исаакиевского собора и возглавил его строительство, продолжавшееся сорок лет. Здание было заложено 26 июня 1818 года.

Параллельно со строительство Исаакиевского собора Монферран занимался и другими проектами. Он построил два дома для Демидова на Большой Морской улице (д. 43 и 45), пристроил флигель к дому Литты на Английской набережной, перестроил дом Лерха на Мойке, разработал проект дома Салтыкова на Малой Морской улице. В 1823 году выполнил ряд построек для Екатерингофского парка, которые не дошли до наших дней. В 1824 году после смерти Августина Бетанкура Монферран соорудил ему памятник на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга.

В 1829–1834 годах воздвиг Александровскую колонну на Дворцовой площади.

К началу сороковых годов, когда основные работы по возведению Исаакиевского собора приближались к окончанию. Монферран «отправлен был в Германию, Францию, Италию и Англию для обозрения примечательнейших зданий и собрания нужных сведений к изысканию выгоднейших средств для окончательного построения Исаакиевского собора». По возвращении он занимался отделкой интерьеров собора, а также проектировал памятник Николаю I.

Торжественное освящение собора состоялось 30 мая 1858 года в присутствии императора Александра II и при большом стечении народа. 28 июня того же года Огюст Монферран умер от последствий воспаления легких.

Чем знаменит

За строительство собора Монферрану были пожалованы украшенная бриллиантами золотая медаль на Андреевской ленте, чин действительного статского советника и 40 000 рублей.

О чем надо знать

Огюст монферран что построил. Смотреть фото Огюст монферран что построил. Смотреть картинку Огюст монферран что построил. Картинка про Огюст монферран что построил. Фото Огюст монферран что построил

Второй значительный проект Монферрана – Александровская колонна на Дворцовой площади, воздвигнутая в 1834 году по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

Первоначально Монферран предполагал построить обелиск высотой 35 метров, украшенный барельефами Федора Толстого на тему войны 1812 года и на лицевой стороне изобразить Александра I в образе триумфатора-победителя. В 1829 году он создал проект в виде увенчанной крестом триумфальной колонны, который и был утвержден, только уже в процессе возведения крест дополнили фигурой ангела. По словам архитектора, источником вдохновения для него послужила колонна Траяна в Риме.

Монферран руководил работами по вырубанию монолита в каменоломнях, обтесыванию его (что заняло полгода), контролировал доставку в Петербург и разработал схему подъема и установки монолитной колонны. Еще два года понадобилось на шлифовку и полировку колонны, оформление навершия и украшение пьедестала. Торжественное открытие памятника состоялось 30 августа 1834 года.

Прямая речь

«За исключением 48 колонн Исаакиевского собора и обелиска Луксор, воздвигнутого недавно в Париже на площади Людовика XVI, я не знаю ни одного монолита, ни по размерам, ни по весу столь значительного, как Александровская колонна. Приемы, которые применил я для поднятия этой глыбы, имеют некоторую аналогию с теми, которыми пользовались древние при переноске монолитов. Изображение этих операций мы встречаем на многих египетских памятниках и, между прочим, на нижней части обелиска, установленного в Константинополе на ипподроме императором Феодосием».

Огюст Монферран об Александровской колонне

«Несмотря на нашу страсть к античной архитектуре, наш художественный вкус неизбежно отражает религиозные взгляды. Поэтому проектирование православной церкви в духе Парфенона нам показалось бы извращением. Когда первые христиане превращали языческие храмы в церкви, им редко удавалось хорошо сочетать с ними необходимые колокольни и всегда получалась только новая пристройка к старому зданию. Позже те из строителей, которые хотели воспроизвести античные храмы для прославления нашей святой религии, должны были, чтобы выдержать стиль образца, всячески маскировать колокольни. Нужно признать, как общее правило, что каждая страна имеет церковное зодчество, свойственное только ее храмам или только ее религии. Стараться уйти от этих образцов под предлогом создать лучшее, подражая римским и греческим храмам, это значило бы потерять художественное чутье, изменить религиозному чувству и повернуть к язычеству. Среди колоколен различаются вытянутые в вышину постройки на самой церкви, это собственно колокольни, шпили и т. д. Другие, входящие только в фасад церкви, похожи на четырехугольные или круглые башни и назначены обычно для тяжелых колоколов. Наконец, третий тип колоколен часто встречается в Италии: мы говорим о кампаниллах, колокольнях, совершенно отделенных от здания самой церкви. Колокола Исаакиевского собора висят в четырех башенках двух главных фасадов. Башенки в плане представляют четырехугольники; две стороны имеют по 4 саж. 2 аршина и две других по 3 саж. 11 вершков. Высота башенок от земли до верхушки креста 25 саж. 1 арш. или 177 футов 3 дюйма. По общей форме башенки напоминают Кампаниллы и поэтому в дальнейшем изложении мы сохраняем за ними последнее название. Четыре Кампаниллы собора, вместе с куполом, образуют пирамидальный ансамбль. Как строительная комбинация весьма солидной постройки, кампаниллы помогают сводам боковых нефов противостоять давлению купола, передающемуся на них через арки и паруса. Кампаниллы так же, как купола, опираются на гранитную кладку, опущенную так же глубоко, как и остальные фундаменты. Поставленные на стенах, они составляют как бы одну композицию с портиками и, как нам кажется, удачную, т. к. очень подчеркивают гигантские пропорции последних. До высоты аттика кампаниллы сложены из гранита, кирпича и мрамора. Две из них имеют в цоколе сводчатые отапливаемые помещения для сторожей. Над этими комнатами возвышаются арки с железными связями, увеличивающими их прочность. Внутри двух других кампанилл устроены винтовые лестницы, марши которых составляют кольцевинтовой свод, опирающийся на центральный столб. Эти лестницы, сделанные из серого сердобольского гранита, имеют диаметр 5 аршин 12 вершков; они ведут в подземные коридоры, в верхние части здания и кончаются в круговых служебных коридорах. Сводчатые коридоры вымощены плитами и облицованы по стенам тесаным камнем. В коридорах установлены двадцать амосовских печей для отопления собора и чтобы создавать в коридорах движение воздуха».

Огюст Монферран об архитектуре Исаакиевского собора

«По поводу этой колонны можно припомнить предложение, сделанное императору Николаю искусным французским архитектором Монферраном, который присутствовал при её иссечении, перевозке и постановке, а именно: он предлагал императору высверлить внутри этой колонны винтообразную лестницу и требовал для этого только двух работников: мужчину и мальчика с молотом, резцом и корзиной, в которой мальчик выносил бы обломки гранита по мере его высверления; наконец, два фонаря для освещения рабочих в их трудной работе. Через 10 лет, утверждал он, работник и мальчик (последний, конечно, немного вырастет) окончили бы свою винтовую лестницу; но император, по справедливости гордясь сооружением этого единственного в своем роде памятника, опасался, и, может быть, основательно, чтобы это высверление не пробило внешние бока колонны, и потому отказался от этого предложения».

Барон П. де Бургоэн, французский посланник с 1828 по 1832 годы

«Архитектор выдвинул ряд градостроительных идей, связанных с преобразованием центра Петербурга. Он задумал площадь перед Адмиралтейством превратить в зеленую эспланаду. На пересечении ее главной оси, совпадающей с центром Александровской колонны, и трех основных магистралей Петербурга (невский трезубец) он предложил устроить фонтаны. На пересечении этой же оси с поперечной осью Исаакиевского собора предполагалось поместить памятник Петру I. С противоположной стороны Исаакиевского собора, в спроектированном перед ним сквере, на таком же расстоянии от собора, как и памятник Петру I, намечалась установка памятника Николаю I. При этом предусматривалось выравнивание и благоустройство площади вокруг собора. Фасад близлежащего здания с западной стороны Исаакиевского собора приводился в соответствие с фасадом дома Лобанова-Ростовского, отмечающего восточную границу площади. В случае осуществления грандиозного замысла Монферрана все центральные площади Петербурга оказались бы теснейшим образом объединены глубинно-пространственными связями, а также стилистически. Это был самый значительный градостроительный проект зодчего».

12 фактов об Огюсте Монферране

Материалы об Огюсте Монферране

Источник

Великий по призванию: 8 самых известных работ Огюста Монферрана в России

© РИА Новости / Лев Устинов / Перейти в фотобанк 23 января является знаменательной датой для мира российской архитектуры: именно в этот день в 1786 году родился один из величайших архитекторов России Анри Луи Огюст Рикар де Монферран или попросту Август Антонович Монферран. На первый взгляд может показаться, что список его работ в России довольно невелик, однако их масштабность и значимость для мира архитектуры с лихвой компенсирует эту «малочисленность».

На фото: Самой масштабной работой Монферрана и едва ли не делом всей его жизни было строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Знаменитый памятник архитектуры, ярчайший образчик позднего классицизма, расположенный в сердце Северной столицы России, возводился с 1819 по 1858 год. Будучи еще молодым начинающим зодчим, Монферран обратил на себя внимание императора Александра I на стадии разработки рисунков собора и вскоре уже был назначен «императорским архитектором».

Огюст монферран что построил. Смотреть фото Огюст монферран что построил. Смотреть картинку Огюст монферран что построил. Картинка про Огюст монферран что построил. Фото Огюст монферран что построил

23 января является знаменательной датой для мира российской архитектуры: именно в этот день в 1786 году родился один из величайших архитекторов России Анри Луи Огюст Рикар де Монферран или попросту Август Антонович Монферран. На первый взгляд может показаться, что список его работ в России довольно невелик, однако их масштабность и значимость для мира архитектуры с лихвой компенсирует эту «малочисленность».

На фото: Самой масштабной работой Монферрана и едва ли не делом всей его жизни было строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Знаменитый памятник архитектуры, ярчайший образчик позднего классицизма, расположенный в сердце Северной столицы России, возводился с 1819 по 1858 год. Будучи еще молодым начинающим зодчим, Монферран обратил на себя внимание императора Александра I на стадии разработки рисунков собора и вскоре уже был назначен «императорским архитектором».

Источник

Огюст Монферран

Огюст монферран что построил. Смотреть фото Огюст монферран что построил. Смотреть картинку Огюст монферран что построил. Картинка про Огюст монферран что построил. Фото Огюст монферран что построил

Анри Луи Огюст Рикар де Монферран родился 23 января 1786 года в предместье Парижа. Точных сведений о его детстве нет.

В двадцать лет Огюст Монферран поступил в Королевскую специальную школу архитектуры. Закончить её он не успел, так как был призван в армию. В Европе шли наполеоновские войны. Будущий зодчий служил в 9-м конногвардейском полку, расквартированном в Италии. В одном из сражений сержант Монферран получил ранение, а после выздоровления оставил военную службу.

После падения Наполеона строительные работы в Париже резко сократились. Для продолжения карьеры зодчий решил привлечь внимание русского императора Александра I, находившегося во французской столице. Для этого он преподнёс ему папку со своими проектами. Альбом Монферрана произвёл впечатление на Александра I, который в итоге пригласил его на службу в Россию.

Огюст монферран что построил. Смотреть фото Огюст монферран что построил. Смотреть картинку Огюст монферран что построил. Картинка про Огюст монферран что построил. Фото Огюст монферран что построил

В Петербург Монферран приехал в 1816 году, почти сразу же получил звание придворного архитектора.

Французский зодчий сразу же принял участие в конкурсе на строительство нового Исаакиевского собора. На конкурсе архитектор представил сразу двадцать четыре проекта собора в разных стилях, император остановил свой выбор на пятиглавом, в классическом стиле. Проект Монферрана был утверждён 20 февраля 1818 года. С этого времени строительство Исаакиевского собора стало делом всей оставшейся жизни архитектора. Из сорока одного года прожитого в России сорок лет он посвятил этому храму. За строительство собора Монферрану были пожалованы украшенная бриллиантами золотая медаль на Андреевской ленте, чин действительного статского советника и 40 000 рублей.

В периоды приостановок строительства Исаакиевского собора Огюст Монферран не прекращал свою архитектурную деятельность. Вторым его знаменитым творением стала Александровская колонна на Дворцовой площади. За создание этого памятника архитектора наградили орденом святого Владимира третьей степени и премией в 100 000 рублей. На эти деньги Монферран приобрёл дом, в котором жил до своей смерти (наб. р. Мойки, 86).

Монферран занимался строительством особняков и для частных заказчиков. По его проекту были возведены дом Лобанова-Ростовского (Адмиралтейский пр. 12), дом П. Н. Демидова (Большая Морская ул. 43), дом княгини Гагариной (Большая Морская ул. 45).

Огюст монферран что построил. Смотреть фото Огюст монферран что построил. Смотреть картинку Огюст монферран что построил. Картинка про Огюст монферран что построил. Фото Огюст монферран что построил

В 1823 году Огюст Монферран участвовал в благоустройстве парка Екатерингоф. В 1830 году ему поручалась переделка некоторых интерьеров Зимнего дворца (утрачены при пожаре 1837 года).

Опыт поднятия колонн Исаакиевского собора и каменного монолита Александровской колонны пригодились Монферрану в Москве, где он справился с поднятием Царь-колокола.

Последней работой Огюста Монферрана стало возведение памятника Николаю I на Исаакиевской площади.

К концу своей жизни Огюст Монферран считал себя уже русским архитектором. Его учениками стали архитекторы Ефимов и Штакеншнейдер.

Огюст Монферран умер 28 июня 1858 года от острого приступа ревматизма, случившегося после перенесённого воспаления лёгких. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но это не разрешил император Александр II. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг Исаакиевского собора, в этом же храме провели панихиду. Отпевание зодчего прошло в костёле святой Екатерины. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж, где он и был похоронен на Монмартрском кладбище.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *