Ограниченно верное знание о чем либо это истина
Ограниченно верное знание о чем либо это истина
Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Только абсолютная истина — это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека.
2) Истина — это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
3) Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты.
4) Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний.
5) Относительная истина всегда субъективна.
1) Только абсолютная истина — это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека. Нет, неверно, в данном суждении отражена объективность истины, а не ее абсолютный характер. относительная истина тоже носит объективный характер.
2) Истина — это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Да, верно, это определение истины.
3) Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты. Да, верно, это два вида истины: абсолютная и относительная, а объективность это свой свойство любой истины.
4) Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Да, верно, в данном суждении содержится определение относительной истины.
5) Относительная истина всегда субъективна. Нет, неверно, истина объективна, а субъективно, прежде всего, мнение.
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Истинное знание адекватно отражает окружающую реальность.
2) Критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта.
3) Относительная истина — это знание, которое может измениться по мере развития возможностей познания.
4) Истина связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в процессе познания.
5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.
Главная цель познания — достижение научной истины. Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного.
1) Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
2) Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
3) Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
4) Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
5) В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.
6) Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.
1) Истинное знание адекватно отражает окружающую реальность — да, верно.
2) Критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта — нет, неверно.
3) Относительная истина — это знание, которое может измениться по мере развития возможностей познания — да, верно.
4) Истина связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в процессе познания — да, верно.
5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание — нет, неверно.
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 11. Человек. Человек в системе общественных отношений
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Познание — процесс обогащения человека новым знанием.
Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо, которое соответствует определенному уровню развития общества и которое может быть уточнено в будущем.
Абсолютная истина— это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте о мире, которое не может быть опровергнуто.
Объективная истина – знание, которое не зависит от субъекта (человека и общества) по содержанию.
Заблуждение— это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.
Социальное познание – это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающее
Конвенционализм – разновидность агностицизма, учение, согласно которому, существующие
научные теории являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio — соглашение). Эти теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов.
Гносеологизм (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение) — не отрицая сложности
познания, доказывают познаваемость мира.
Истина, абсолютная и относительная истина, познание, мышление.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5-35.
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63-70.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Человек всегда стремился к познанию истины.
Философов с древности интересовал вопрос о возможности познания мира?
Размышления об этом разделили философов на оптимистов, скептиков и пессимистов.
Познаваемость мира признают оптимисты в отличии от пессимистов, отрицающих данный взгляд. В свою очередь скептики занимают срединную позицию, говоря о возможности познания мира, но сомневаясь в достоверности знаний о нём.
Так зародились философские теории о познаваемости мира: агностицизм, конвенционализм (разновидность агностицизма) и гносеологизм.
Мир принципиально познаваем
Отрицание познаваемости мира
Познание мира возможно, но достоверно ли полученное знание
Те, кто признает познаваемость мира выделяют чувственное и рациональное познание.
Формами чувственного познания являются ощущения – отражение отдельных свойств,
признаков предметов и процессов; восприятие – отражение предметов в многообразии их свойств; представление – конкретный образ объекта через оживление с помощью памяти.
Формами рационального познания являются понятие – форма мышления, в которой фиксируются
общие существенные признаки вещей, суждение, форма мышления утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания, умозаключение – форма мышления, посредством которой из суждений выводится заключение или вывод.
Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, потому что рациональное невозможно без
чувственного – это первая ступень познания, при этом практика, метод рационального познания, исключает недостатки чувственного.
Наши знания могут быть как истинными, так и ложными. Истина – это соответствие
полученного знания действительности. Истина бывает абсолютной и относительной.
Отличить истину от заблуждения помогают критерии истины.
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
непротиворечивое, практика как производство, опыт,
логически стройное знание эксперимент
Наиболее истинным считается научное знание. Его особенность в том, что в нем присутствуют
Объект должен быть таким, каков он есть на самом деле
Знание должно быть доказанным
Знание должно быть проверено специальными средствами: наблюдением, практикой, логикой
Выделяют два уровня научного знания.
научные факты, события, процессы
научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки
Каждый из уровней научного знания имеют свои методы познания.
Наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент
Аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация
Кроме научного познания существуют и другие формы. Одной из них является миф – это ранняя
форма познания, родившаяся в результате поисков целостной картины мира.
Повседневный труд и опыт дают человеку обыденное знание, которое выражается и в
особенности языка – чуть-чуть, щепотка, на глазок. Пословицы и поговорки отражают этот тип знания – народную мудрость.
Образное представление окружающей действительности дает искусство.
Одним из видов знания признается и паранаука (от греч. para – возле, около). Эти знания
околонаучны ли лженаучны.
Все знания человек приобретает в процессе деятельности.
Одним из видов познавательной деятельности является коммуникативная деятельность, которая имеет свои формы и функции.
Передача методологических, нормативных и др. основ научных выводов
Она основывается на общение, взаимодействие равноправных партнеров, которые считаются с мнением друг друга.
Разбор типового тренировочного задания
1.Коммуникативная деятельность в познании выполняет функции оформления знаний в виде текстов, передачи системы методологических,-мировоззренческих и иных нормативов основ научных выводов.
2.Коммуникативная деятельность в познании не существует.
3.Коммуникативная деятельность в познании охватывает передачу информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию
4.Коммуникативной деятельностью не может быть профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных.
Правильный вариант/варианты: 1,3.
Ближе всего к истине стоит _______ знание, которое приобретается через научное познание.
Результаты человеческих ______ не ограничиваются наукой.
Научное, житейское, обыденное;
Исканий, знаний, стремлений.
Правильный вариант: научное, знаний.
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 11. Человек. Человек в системе общественных отношений
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Познание — процесс обогащения человека новым знанием.
Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо, которое соответствует определенному уровню развития общества и которое может быть уточнено в будущем.
Абсолютная истина— это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте о мире, которое не может быть опровергнуто.
Объективная истина – знание, которое не зависит от субъекта (человека и общества) по содержанию.
Заблуждение— это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.
Социальное познание – это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающее
Конвенционализм – разновидность агностицизма, учение, согласно которому, существующие
научные теории являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio — соглашение). Эти теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов.
Гносеологизм (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение) — не отрицая сложности
познания, доказывают познаваемость мира.
Истина, абсолютная и относительная истина, познание, мышление.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5-35.
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63-70.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Человек всегда стремился к познанию истины.
Философов с древности интересовал вопрос о возможности познания мира?
Размышления об этом разделили философов на оптимистов, скептиков и пессимистов.
Познаваемость мира признают оптимисты в отличии от пессимистов, отрицающих данный взгляд. В свою очередь скептики занимают срединную позицию, говоря о возможности познания мира, но сомневаясь в достоверности знаний о нём.
Так зародились философские теории о познаваемости мира: агностицизм, конвенционализм (разновидность агностицизма) и гносеологизм.
Мир принципиально познаваем
Отрицание познаваемости мира
Познание мира возможно, но достоверно ли полученное знание
Те, кто признает познаваемость мира выделяют чувственное и рациональное познание.
Формами чувственного познания являются ощущения – отражение отдельных свойств,
признаков предметов и процессов; восприятие – отражение предметов в многообразии их свойств; представление – конкретный образ объекта через оживление с помощью памяти.
Формами рационального познания являются понятие – форма мышления, в которой фиксируются
общие существенные признаки вещей, суждение, форма мышления утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания, умозаключение – форма мышления, посредством которой из суждений выводится заключение или вывод.
Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, потому что рациональное невозможно без
чувственного – это первая ступень познания, при этом практика, метод рационального познания, исключает недостатки чувственного.
Наши знания могут быть как истинными, так и ложными. Истина – это соответствие
полученного знания действительности. Истина бывает абсолютной и относительной.
Отличить истину от заблуждения помогают критерии истины.
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
непротиворечивое, практика как производство, опыт,
логически стройное знание эксперимент
Наиболее истинным считается научное знание. Его особенность в том, что в нем присутствуют
Объект должен быть таким, каков он есть на самом деле
Знание должно быть доказанным
Знание должно быть проверено специальными средствами: наблюдением, практикой, логикой
Выделяют два уровня научного знания.
научные факты, события, процессы
научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки
Каждый из уровней научного знания имеют свои методы познания.
Наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент
Аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация
Кроме научного познания существуют и другие формы. Одной из них является миф – это ранняя
форма познания, родившаяся в результате поисков целостной картины мира.
Повседневный труд и опыт дают человеку обыденное знание, которое выражается и в
особенности языка – чуть-чуть, щепотка, на глазок. Пословицы и поговорки отражают этот тип знания – народную мудрость.
Образное представление окружающей действительности дает искусство.
Одним из видов знания признается и паранаука (от греч. para – возле, около). Эти знания
околонаучны ли лженаучны.
Все знания человек приобретает в процессе деятельности.
Одним из видов познавательной деятельности является коммуникативная деятельность, которая имеет свои формы и функции.
Передача методологических, нормативных и др. основ научных выводов
Она основывается на общение, взаимодействие равноправных партнеров, которые считаются с мнением друг друга.
Разбор типового тренировочного задания
1.Коммуникативная деятельность в познании выполняет функции оформления знаний в виде текстов, передачи системы методологических,-мировоззренческих и иных нормативов основ научных выводов.
2.Коммуникативная деятельность в познании не существует.
3.Коммуникативная деятельность в познании охватывает передачу информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию
4.Коммуникативной деятельностью не может быть профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных.
Правильный вариант/варианты: 1,3.
Ближе всего к истине стоит _______ знание, которое приобретается через научное познание.
Результаты человеческих ______ не ограничиваются наукой.
Научное, житейское, обыденное;
Исканий, знаний, стремлений.
Правильный вариант: научное, знаний.
Обществознание. 10 класс
Тезаурус
Познание — процесс обогащения человека новым знанием.
Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо, которое соответствует определенному уровню развития общества и которое может быть уточнено в будущем.
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте.
Объективная истина – это знание, которое не зависит от субъекта (человека и общества) по содержанию.
Заблуждение — это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.
Социальное знание — это прежде всего знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально демографическими и профессиональными группами и т. д.
Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающее возможность познания.
Конвенционализм — разновидность агностицизма, учение, согласно которому, существующие научные теории являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio — соглашение). Эти теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов.
Гносеологизм (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение) — это направление в философии, не отрицая сложности познания, доказывающее познаваемость мира.
Список литературы
Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, А. В. Белявский и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2016. — С. 58—72.
Чернышёва О. А., Пазин Р. В. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. —Ростов-на-Дону, 2017.
Баранов П. А., Шевченко С. В. Обществознание. Большой сборник тематических заданий для подготовки к Единому государственному экзамену. — М,, 2017. С – 22, 30 – 35.
ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов /А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. — М,2018.
Абсолютная и относительная истина
Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, он связан огромным количеством взаимоотношений с другими предметами мира. Охватить сразу объект во всей полноте невозможно не только в силу только что сказанного, но и так же и потому, что наука ограничена и историческими условиями жизни общества, и уровнем практики, и даже способностями ученого. Поэтому знания всегда относительны, т.е. они отражают не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а лишь в известных границах. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, которые определяют степень ее точности, строгость и полноту, называют относительной истиной.
Но коль так, то возникает вопрос: а существует ли знание, истина, которая абсолютна или она как жар-птица никогда не дается в руки? Агностики отвечают на этот вопрос отрицательно, приводя в качестве доказательства тот факт, что человечество всегда имеет дело лишь с относительными истинами, каждая со временем оказывается не вполне точной и полной.
Относительная и абсолютная истины не две различные, противостоящие друг другу истины, а различные стороны, аспекты целого. Любая истина абсолютно-относительна.
Истина на протяжении всей истории культуры воспринималась в качестве величайшей социальной и личной ценности. Античные философы отстаивали идею единства истины, красоты, блага. К истине всегда подходили с нравственно-эстетической стороны, в этом выражалось отношение, оценка значимости истины в жизни человека и общества.
К истине ведет долгий, тяжкий путь, наполненный трудностями, ошибками, трагедиями. История науки знает немало примеров того, как на алтарь истины люди приносили не только свой талант, но и самую жизнь. На путь к истине исследователя подстерегали ошибки и заблуждения. История знает, как часто за истину принимали заблуждение, которое представляет нежелательный, но неизбежный зигзаг на пути к истине, необходимую плату за нее.
Особенно это трагично в области социального познания, где порою на передний план выходят политические, идеологические потребности и интересы. Но сквозь все тернии, человеческие слабости, через ошибки человечество движется к относительно-абсолютной истине, справедливо усматривая в ней одну из главнейших ценностей бытия.