Одиночный пикет рб что такое

МВД разъяснило: как законно провести пикет, почему дают административку за декор на окнах, а задержать могут “люди в штатском»

Времена сейчас в Беларуси непростые. Приходится тщательно обдумывать каждое действие, чтобы не пришлось отвечать за административное правонарушение. Смартпресс собрал наиболее животрепещущие вопросы читателей и направил их в министерство внутренних дел. Публикуем ответ ведомства за подписью временно исполняющего обязанности по должности начальника главного управления охраны правопорядка Владимира Станилевича.

О законном проведении пикетов и массовых мероприятий

Одиночный пикет рб что такое. Смотреть фото Одиночный пикет рб что такое. Смотреть картинку Одиночный пикет рб что такое. Картинка про Одиночный пикет рб что такое. Фото Одиночный пикет рб что такое

Мы спросили, как все-таки провести пикет, чтобы не нарушить законодательство. Что для этого необходимо сделать предварительно, какие действия разрешены в процессе акции.

Там также пояснили, что «во время проведения массовых мероприятий, республиканских и местных собраний ЗАПРЕЩАЕТСЯ пользоваться флагами, вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке (за исключением театральных и иных творческих коллективов во время проведения ими представлений), а также эмблемами, символами, плакатами и транспарантами, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан».

Кстати, мы также поинтересовались, как быть с собраниями соседей, их встречами во дворах. На это Станилевич ответил, что «согласно статье 8 Жилищного кодекса, контроль за деятельностью организаций застройщиков, товариществ собственников в области жилищных отношений осуществляют областные, Минский городской исполнительные комитеты в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством».

Однако, в данной статье не регулируется времяпровождение жильцов. Из чего мы делаем вывод, что получать разрешения на проведение дворовых посиделок или даже уведомлять об этом местные власти не требуется.

Одиночный пикет рб что такое. Смотреть фото Одиночный пикет рб что такое. Смотреть картинку Одиночный пикет рб что такое. Картинка про Одиночный пикет рб что такое. Фото Одиночный пикет рб что такое

Генеральная прокуратура Беларуси сейчас плотно занимается вопросом бело-красного-белого флага. Напомним, в ведомство направлено письмо более ста граждан республики, которые просят признать его экстремистским. Параллельно более 100 тыс. белорусов подписали петицию против этого. В связи с этим, спросили у МВД, где вообще можно узнать, какие флаги, эмблемы, знаки, символы и т.п. запрещены в Беларуси.

Кроме того, по информации Станилевича, «на правовое регулирование вопросов государственных символов, установленных Конституцией, направлен Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-3 «О государственных символах Республики Беларусь», который определяет описание и порядок их использования».

А вот список экстремистских материалов можно посмотреть здесь, если вам ближе другие способы получения информации, то сообщаем, что эти же сведения есть в газетах «Рэспублiка», «Народная газета» и «Звязда».

Если кратко, сейчас в данном списке три Telegram-канала, сами знаете каких (если нет, то вот история вопроса), информационные материалы нацистской и фашистской направленности. Есть также довольно любопытные вещи, например «чайный сервиз из керамики» или «брошь серого цвета». Однако, пока никаких пунктов про бело-красно-белое сочетание цветов нет.

МВД также дает отсылку к постановлению от 27 декабря 2019 г. № 340 «Об установлении перечней организаций и иных структур, их символики и атрибутики», которое разработано во взаимодействии с Комитетом государственной безопасности и Национальной академией наук Беларуси. Документом установлены перечни организаций и символики, признанных экстремистскими на закона от 4 января 2007 г. № 203-3 «О противодействии экстремизму».

О декорировании окон и «неблагоприятных» цветах в одежде

Одиночный пикет рб что такое. Смотреть фото Одиночный пикет рб что такое. Смотреть картинку Одиночный пикет рб что такое. Картинка про Одиночный пикет рб что такое. Фото Одиночный пикет рб что такое

Читатели спрашивают, правда ли люди получают административные штрафы и «сутки» в связи с вывешиваем на балконах и в квартирах одежды белого и красного цветов и использование в гардеробе таких сочетаний. Мы спросили у МВД, можно ли вообще декорировать окна собственного жилища. Ну и как одеваться, чтобы случайно не стать участником пикета.

Ответом на данный вопрос, вероятно, является уточнение что «органы внутренних дел осуществляют борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивают общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них Законом Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. №263-3 «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» и иными законодательными актами (какими еще, не указано – Смартпресс). При этом профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, производство дознания по уголовным делам, ведение административного процесса в соответствии с компетенцией отнесены к их основным задачам. Меры обеспечения административного процесса и уголовно процессуального принуждения строго регламентированы законодательством».

О сотрудниках милиции в штатском

Возможно, вы слышали или сами сталкивались с ситуацией, когда задержание проводит человек в штатском, без опознавательных знаков сотрудника милиции. В МВД пояснили, что в целом «сотрудники милиции осуществляют охрану общественного порядка в установленной форме одежды».

При этом он подчеркнул, что «при несении службы сотрудники руководствуются требованиями законодательства и не имеют своей целью принятие каких-либо мер, направленных на незаконное ограничение конституционных прав и свобод граждан».

Источник

«Символика на окнах расценивается как одиночный пикет». Запись разговора с силовиком о ситуации и войне с флагами

Если судить по вспышкам новостей, то у части силовиков нет сейчас задачи важнее, чем удалить со всех окон и балконов бело-красно-белые флаги. Что ж, охрану порядка каждый понимает по-своему. На прошлой неделе мы рассказали о ситуации, в которой оказался житель Воложина Сергей Тур — за флаг на коньке гаража и фасаде собственного дома на мужчину составили протокол по статье 23.34, в пятницу его ждет суд. Когда знакомишься с текстом вышеназванной статьи, неминуемо возникает вопрос: где нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий, а где флаг на окне? Но у людей в форме есть свое объяснение, заслушаем версию из Воложина.

Одиночный пикет рб что такое. Смотреть фото Одиночный пикет рб что такое. Смотреть картинку Одиночный пикет рб что такое. Картинка про Одиночный пикет рб что такое. Фото Одиночный пикет рб что такое

В минувшие выходные начальник милиции Дмитрий Веревчик проводил прямую линию, на которой каждый желающий мог задать волнующие вопросы. Одним из таких желающих оказался еще один активный житель города Сергей Сивый. Мужчина утверждает, что с первого раза дозвонился по указанному номеру и затронул в разговоре с силовиком две темы — составление протокола лично на него и случай Сергея Тура.

Всю беседу вы можете прослушать по ссылке ниже, она занимает одиннадцать минут. (К слову, личный прием у начальника милиции никак не помог Сергею, штраф при нем.) Мы же приведем расшифровку диалога о флагах.

— Я хацеў бы пачуць, на падставе якога дакумента альбо закона сцяг бела-чырвона-белы, вывешаны на даху цi на сцяне прыватнага будынку, трактуецца вамi як публiчнае выказванне сваей грамадзянскай пазiцыi. I бачыцца вамi як парушэнне Адмiнiстрацыйнага кодэксу. Я маю на ўвазе працэс у адносiнах да грамадзянiна Тура.

— Что касается процесса в отношении Тура, с этим должен разбираться господин Тур либо его законный представитель в лице адвоката. И по господину Туру я вам пояснений никаких давать не буду. Но на сегодняшний день вот эта символика, которая вывешивается на частных домах, расценена как одиночный пикет.

— У мяне перад вачыма закон «Аб масавых мерапрыемствах», дзе напiсана: «Пикетирование — публичное выражение гражданином…» Значыць, павiнен быць «гражданин». А калi сцяг вiсiць на балконе, як у мяне, то што, мне зноў чакаць штраф?

— Скорее всего, да. Ну, не штраф — штрафы мы не накладываем, но мы будем начинать административный процесс. А это уже ваше право — снимать флаг или не снимать. Вы же его повесили, вы же хозяин.

— Ну дык я ж не стаю каля яго. Не заклiкаю нi да чаго.

— Какая разница. Вы обозначаете такую свою позицию таким образом. Соответственно, призываете людей других. Вот так это расценивается на сегодняшний день. Это вам не со мной надо обсуждать, понимаете. Не со мной и даже не с начальником УВД. Позиция на сегодняшний день государства такая. Мы работаем на государство, на то, чтобы в стране был порядок.

Одиночный пикет рб что такое. Смотреть фото Одиночный пикет рб что такое. Смотреть картинку Одиночный пикет рб что такое. Картинка про Одиночный пикет рб что такое. Фото Одиночный пикет рб что такое

Ваши действия, которые вы считаете безобидными и пассивными, за собой влекут последствия от других лиц, которые считают, что надо действовать более радикально. Все это создает негативное настроение в части обеспечения общественного порядка. Все читают, что все так просто и здорово: вот я высказал свою позицию, я повесил. На самом деле немножко не так. Все сложнее.

Если бы вы читали, помимо оппозиционной прессы, по крайней мере сводки МВД и анализировали бы это, вы бы поняли, что на сегодняшний день вот это уже изжило себя ваше поведение. Никто вам не запрещает, все услышали вашу позицию, все знают, что Тур, Сивый и М. И прочие господа — у них такая позиция. Хорошо. Выразили? Выразили. Мы всех вас знаем, всех вас услышали. Вам дали право показать себя.

Сейчас ситуация поменялась. Сейчас это ваше спокойное выражение своих мнений у других (я не говорю про вас — вы действительно мирно выходили), но есть другие лица, которые воспринимают это как призыв к действиям радикального характера. Поэтому на сегодняшний день такие меры предприняты.

— Я скажу вам, што такiмi дзеяннямi вы падстаўляеце сваiх супрацоўнiкаў — тых, якiя жывуць у горадзе Валожыне. Я не ведаю, вы, можа, не мясцовы, папрацуеце i з’едзеце. А яны застануцца жыць. Як яны будуць глядзець у вочы людзям, суседзям пасля гэтай вайны са сцягамi? Я не ведаю.

— Мы с вами не воюем. Мы делаем так, чтобы в Воложине и Воложинском районе было спокойно. Без всяких истерик, переживаний. Но когда — не вами, а глядя на вас — это все начинает интерпретироваться как призыв к каким-то более радикальным вещам, которые граничат с составом уголовных преступлений. Ну, я думаю, что ни вы, ни другая сторона, ни люди, которым все равно, — им не будет здорово, когда рядом с ними будет что-то гореть, что-то разбиваться и когда они будут чувствовать себя в опасности. Вот поэтому такие меры предпринимаются — непопулярные, может быть.

— Скажыце, хто, гледзячы на нас, прадпрымае такiя меры.

Все, что произошло в Воложине и Воложинском районе радикального характера, на сегодняшний день разбирается в рамках административного и уголовного процесса. Я вам не буду давать информацию о лицах, которые проходят подозреваемыми, обвиняемыми. Но я думаю, если вы пообщаетесь с людьми, люди вам что-то где-то и расскажут. Я вам распространяться об этой ситуации не буду и не буду сравнивать с другими районами. Мы не допустили гвалта такого, который происходит в Минском районе, например. У нас все спокойно, милиция со своей задачей справляется как надо. Милиция с вами общается, пыталась договориться. А вы — отдельные граждане — почему-то усиленно не хотите понимать, что надо делать для того, чтобы спокойно дальше строить будущее этой страны.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Источник

Комментарий к решениям Конституционного Суда о конституционности изменений в Закон «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»

Согласно статье 35 Конституции Республики Беларусь свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.

Принятый 30 декабря 1997 года Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (далее – Закон о массовых мероприятиях) устанавливает порядок организации и проведения в Республике Беларусь собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирований и иных массовых мероприятий и направлен на создание условий для реализации конституционных прав и свобод граждан, обеспечения общественной безопасности и порядка при проведении этих мероприятий на улицах, площадях и в иных общественных местах.

В Закон о массовых мероприятиях неоднократно вносились изменения, направленные на уточнение правовой регламентации порядка организации и проведения массовых мероприятий, обеспечение безопасности во время их проведения с тем, чтобы не нарушались правопорядок и права других граждан Республики Беларусь.

1. Законом о массовых мероприятиях установлен ряд ограничений для недопущения нарушения прав и свобод личности. Так, согласно частям пятой и шестой статьи 11 Закона в целях обеспечения общественной безопасности, порядка проведения массовых мероприятий, соблюдения общественного порядка при проведении массовых мероприятий организаторы массовых мероприятий, сотрудники органов внутренних дел и представители общественности, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, наделяются правом ограждать территории мест проведения массовых мероприятий инженерными и техническими средствами, производить фотосъемку, аудио- и видеозапись участников массовых мероприятий, осуществлять пропускной режим; сотрудники органов внутренних дел, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, вправе проводить личный досмотр граждан и досмотр находящихся при них вещей, в том числе с помощью технических и специальных средств.

По мнению Конституционного Суда, указанные меры ограничительного характера согласуются с частью первой статьи 23 Конституции, в соответствии с которой ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Эти меры не искажают сущности конституционных прав и свобод, не ведут к утрате их реального содержания, применяются только в установленных законом случаях, соразмерны защищаемым общественным и государственным интересам, правам и свободам личности.

Конституционный Суд отметил, что установление ограничений прав и свобод личности не исключается и нормами международных актов. Так, согласно пункту 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах признает право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Конституционный Суд полагает, что предусматриваемые ограничения прав и свобод личности выступают средством правовой защиты общественного порядка и общественной безопасности, нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Конституционный Суд обратил также внимание на дополнение статьи 2 Закона о массовых мероприятиях положением о том, что к пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) в установленное время для совершения заранее определенного деяния, организованное (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста.

Конституционный Суд указал, что при применении указанной нормы следует исходить из ее конституционно-правового смысла и понимания во взаимосвязи с другими нормами данного Закона, регламентирующими вопросы участия граждан в массовых мероприятиях, в которых речь идет не о любом присутствии граждан на месте проведения пикетирования, а об их участии в совместном массовом мероприятии, проводимом для совершения заранее определенного деяния с целью публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста.

2. Законом о массовых мероприятиях предусмотрен ряд мер, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий.

Согласно излагаемой в новой редакции части шестой статьи 4 Закона лица, допустившие нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия, в течение одного года после наложения административного взыскания за такое нарушение, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений против мира и безопасности человечества, преступлений против общественной безопасности, преступлений против общественного порядка и общественной нравственности или преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления, не могут выступать организаторами массового мероприятия.

Конституционный Суд отметил, что данные изменения, вносимые в Закон о массовых мероприятиях, которыми совершенствуется правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, основаны на положениях статьи 59 Конституции. Государство обязано принимать разумные и необходимые меры, позволяющие проводить массовые мероприятия без опасений, что их участники могут быть подвергнуты физическому насилию, а роль правоохранительных органов заключается в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, прав и свобод участников мероприятия и иных лиц, поскольку согласно части первой статьи 21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.

3. Предусматривается уведомительный порядок проведения массовых мероприятий, которые в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности могут проводиться только в местах, определенных для этих целей местными исполнительными и распорядительными органами (часть вторая статьи 9 Закона о массовых мероприятиях).

Согласно новой редакции части второй статьи 8 Закона о массовых мероприятиях до получения разрешения на проведение массового мероприятия (подачи уведомления о проведении массового мероприятия) его организатор (организаторы), а также иные лица не вправе публично призывать к организации и проведению массового мероприятия, в том числе объявлять в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет или иных информационных сетях о дате, месте и времени его проведения, изготавливать и распространять в этих целях листовки, плакаты и иные материалы.

Кроме того, в соответствии со статьей 12 Закона о массовых мероприятиях организация и проведение любого массового мероприятия как в разрешительном, так и в уведомительном порядке подлежат прекращению по требованию руководителя (его заместителя) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, органа внутренних дел в случаях: если не было подано заявление (уведомление), заявление (уведомление) отозвано организатором (организаторами) массового мероприятия или принято решение о запрещении (недопустимости) проведения массового мероприятия; если нарушены положения статей 9–11 Закона о массовых мероприятиях; возникновения опасности для жизни и здоровья граждан.

Оценивая конституционность приведенных положений Закона, Конституционный Суд отметил, что установление Законом уведомительного порядка проведения массовых мероприятий отвечает международным стандартам, закрепленным в Руководящих принципах по свободе мирных собраний (CDL-AD(2010)020), принятых совместно Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и Европейской комиссией за демократию через право (Венецианской комиссией) на 83-м пленарном заседании (Венеция, 4 июня 2010 года), в соответствии с которыми важнейшей обязанностью государства является создание необходимых механизмов и процедур, позволяющих обеспечить реальное осуществление свободы собраний без чрезмерного бюрократического регулирования (подпункт 2.2 пункта 2).

Гарантируемая Конституцией свобода собраний, которые не нарушают правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Республике Беларусь как демократическом правовом государстве и предполагает в том числе отсутствие чрезмерного государственного контроля за действиями организаторов и участников массовых мероприятий. По мнению Конституционного Суда, положения Закона, предусматривающие наряду с разрешительным уведомительный порядок проведения массовых мероприятий в постоянных местах для их проведения, направлены на устранение излишнего вмешательства государственных органов в процесс организации и проведения массового мероприятия, ликвидацию барьеров, связанных с согласованием места его проведения, и создание тем самым дополнительных гарантий для реализации гражданами закрепленной Конституцией свободы собраний.

При этом Конституционный Суд обратил внимание местных исполнительных и распорядительных органов на то, что организатору (организаторам) должны указываться конкретные случаи, в связи с которыми недопустимо проведение массового мероприятия либо прекращается подготовка к нему, в том числе если поданное уведомление не соответствует требованиям Закона о массовых мероприятиях.

4. Часть пятая статьи 10 Закона о массовых мероприятиях изложена в новой редакции, в соответствии с которой лицо, присутствующее на массовом мероприятии в качестве журналиста средства массовой информации, обязано иметь при себе документ, удостоверяющий личность, а также служебное удостоверение журналиста средства массовой информации, зарегистрированного на территории Республики Беларусь, либо документ, подтверждающий аккредитацию журналиста иностранного средства массовой информации в Республике Беларусь; указанное лицо должно иметь ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации.

Конституционный Суд отметил, что аналогичное правовое регулирование установлено в законодательных актах ряда других государств, в частности Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Армения.

По мнению Конституционного Суда, изменение, внесенное в статью 10 Закона о массовых мероприятиях, определяющее порядок проведения массовых мероприятий, имеет целью обеспечение возможности идентификации лиц, являющихся журналистами средств массовой информации, присутствующих на мероприятии, взаимодействия сотрудников правоохранительных органов с представителями средств массовой информации, находящимися на территории проведения такого мероприятия, для освещения хода событий, а также исключение возникновения спорных ситуаций, связанных с определением правового статуса того или иного лица, присутствующего на массовом мероприятии, правомерности совершаемых им действий, что согласуется с положениями статей 35 и 59 Конституции и международными стандартами в сфере проведения массовых мероприятий.

5. Законом о массовых мероприятиях установлена обязанность местных исполнительных и распорядительных органов определять постоянные места для проведения массовых мероприятий и места, где их проведение не допускается, с сообщением об этом в средствах массовой информации; Совет Министров Республики Беларусь уполномочен на определение порядка организации взаимодействия правоохранительных органов, организаторов массовых мероприятий и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка, по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. Приведенные изменения и дополнения согласуются с конституционными положениями статей 120 и 107 Конституции.

Таким образом, внесенные в Закон о массовых мероприятиях изменения, уточняющие законодательное регулирование организации и проведения массовых мероприятий, устанавливают конституционно-правовой порядок реализации конституционной гарантии свободы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования при условии обеспечения правопорядка и общественной безопасности при их проведении, недопущения нарушения прав других граждан.

(Решения Конституционного Суда от 28 октября 2011 г. и 6 июля 2018 г. по законам Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»).

Источник

Одиночный пикет

Как избежать задержания, а если не получится, то обжаловать его

Одиночный пикет рб что такое. Смотреть фото Одиночный пикет рб что такое. Смотреть картинку Одиночный пикет рб что такое. Картинка про Одиночный пикет рб что такое. Фото Одиночный пикет рб что такое

Одиночные пикеты не нужно согласовывать с властями, но есть правила, за нарушение которых могут задержать. Например, по закону не предполагается передвигаться с плакатом или вставать рядом с другими пикетирующими. Как и в случае с любыми другими акциями, важно знать свои права. Отвечаем на десять вопросов об одиночных пикетах и рассказываем, как обжаловать задержание, если что-то пошло не так.

Короткая версия — в карточках, а ниже — подробный текст.

Правила проведения одиночных пикетов: частые вопросы и ответы на них

1) Разрешены ли одиночные пикеты в период пандемии?

Практически в каждом городе есть местные нормы, которые запрещают или ограничивают проведение публичных мероприятий в период пандемии. В некоторых городах одиночные пикеты запрещены — например, в Санкт-Петербурге.

Однако вне зависимости от таких формальных запретов Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) может признать, что вы имели право выйти на акцию. Ограничения права на свободу собраний недопустимы, если они чрезмерны и дискриминационны. Учитывая, что пикеты в ряде городов запрещены уже больше года, в то время как разрешены массовые спортивные мероприятия, открыты кафе и развлекательные заведения, есть неплохие шансы доказать в ЕСПЧ неправомерность ограничений. Аргументы на этот счет есть в нашем шаблоне правовой позиции.

2) Можно ли нескольким людям одновременно встать с плакатами на одну тематику?

Несколько одиночных пикетов, «объединенных единым замыслом и общей организацией», суд может признать «единым мероприятием». Это означает, что уже после проведения одиночных пикетов суд может объявить, что их нужно было согласовывать, а значит, организаторы и участники нарушили закон.

Конституционный суд предложил считать одиночные пикеты единой акцией, если они «с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые (или — более того — идентичные) наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы».

Летом 2018 года Пленум Верховного суда предложил судьям ориентироваться на следующие критерии: «Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов».

3) Какое должно быть расстояние между пикетирующими?

4) Какое расстояние должно быть до станции метрополитена?

Таких ограничений нет. На одиночные пикеты распространяются территориальные ограничения, которые федеральный закон накладывает на все публичные мероприятия. В частности, их запрещено проводить на территориях, непосредственно прилегающих к резиденциям президента, зданиям судов и местам лишения свободы.

5) Можно ли пикетчику разговаривать с проходящими людьми, или нужен партнер для разъяснений?

Можно, но см. пункт 6.

6) Могут ли люди стоять рядом с пикетчиком без плакатов?

Да, могут. Но иногда одиночный пикет превращают в групповой провокаторы, которые встают рядом со своим плакатом, иногда полиция приравнивает к участникам акции людей, стоящих поодаль без плакатов, или же журналистов, снимающих акцию. Лучше озаботиться фото- и видеофиксацией происходящего, чтобы в случае чего доказать, что пикет был именно одиночный.

7) Можно ли выходить на пикет, если меня привлекали к административной ответственности из-за публичных акций?

Если коротко, то да, можно, но риски в случае задержания возрастают.

Человек считается привлеченным к административной ответственности в течение года после оплаты штрафа, ареста, обязательных работ и т. д. Через год прошлые административные наказания перестают юридически влиять на что-либо.

Если год с предыдущего административного правонарушения еще не прошел, то и в этом случае закон о публичных мероприятиях не содержит ограничений для проведения одиночных пикетов. Однако, он предусматривает правило, что организатором акции не может быть лицо «два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 — 20.3, 20.18, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию [то есть, в течение года после отбытия наказания]». При этом закон четко не определяет статус одиночного пикетчика — участник или организатор. Мы считаем, что одиночные пикетчики — это участники акции и на них не могут распространяться ограничения для организаторов. Не всегда полицейские согласны с такой правовой позицией, но нам уже удавалось отстаивать ее и выигрывать суды.

Так или иначе, стоит иметь в виду, что при повторном (в течение года после отбытия предыдущего наказания) привлечении к административной ответственности по статье 20.2 КоАП (самая популярная статья, по которой преследуют участников акций), могут вменить ее восьмую часть за повторность, а она предусматривает штраф до 300 тысяч рублей или арест до 30 суток.

8) Влияет ли пикетная очередь на статус одиночного пикета и не превращает ли она его в массовое мероприятие?

Мы считаем, что пикетная очередь не является массовым публичным мероприятием, так как отсутствует важный признак — одновременность публичного выражения. По ложительная судебная практика на этот счет встречалась. Однако риск, что пикетную очередь признают массовым мероприятием, есть. Он существенно увеличился после принятия поправок в Закон о публичных мероприятиях:

Ч. 1.1 ст. 7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (последняя редакция):

Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, в том числе участие нескольких лиц в таких актах пикетирования поочередно, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.

9) А если пикеты проводятся в разные дни?

Конституционный суд постановил: если одиночные пикеты проходят в течение нескольких дней и каждый день в них участвует не более одного человека, такие пикетирования не являются единым публичным мероприятием. То есть согласовывать их не надо.

11) На что ссылаться пикетирующим, если их пытаются задержать?

12) Какие еще есть ограничения?

Согласно закону о митингах, участники публичных мероприятий не вправе:

1) скрывать свое лицо (если только речь не о ношении медицинской маски во время пандемии);

3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

При этом из закона неясно, какой статус у человека, проводящего одиночный пикет — участник или организатор. Для организаторов есть дополнительные ограничения: ими могут быть только совершеннолетние граждане России.

Кроме того, если предполагается « сборно-разборная конструкция», например, куб, то по закону о пикете все же надо уведомить власти — за три дня до его проведения.

Правила защиты своих прав, если что-то на одиночном пикете пошло не так

Если же что-то пошло не так и вас задержали на одиночном пикете, то следующие советы помогут вам минимизировать негативные последствия задержания и отстоять свое право на свободу выражения и собраний.

Защита своих прав: оборона

Защита своих прав: наступление

Итак, если вас задержали на одиночном пикете, то параллельно с защитой своих прав и доказательством своей невиновности можно предпринять ряд действий, чтобы признать задержание незаконным, а также донести информацию о нарушениях до ответственных чиновников.

Мы считаем, что нарушение права на одиночный пикет не должно оставаться незамеченным и сходить с рук нарушителям. Ниже приведены несколько вариантов действий и вы можете выбрать удобные для вас.

1. Обращение с жалобой на задержание и нарушения в отделе полиции начальнику этого отдела полиции или в прокуратуру (или и туда, и туда одновременно).

Для таких жалоб не установлен срок, но чем раньше — тем лучше. Вы можете подать жалобу сразу в отделении, куда вас доставили. После оформления протоколов о задержании и других документов, перед тем, как покинуть полицию, вы можете попросить лист бумаги и написать такую жалобу, отдать ее в дежурную часть и попросить талончик о регистрации документа.

Подробнее о том, как подготовить и подать жалобу начальнику отдела полиции или в прокуратуру читайте в нашей специальной инструкции.

У этого варианта есть как свои плюсы, так и минусы.

Из плюсов можно отметить следующее:

Минус — к сожалению, практическая эффективность таких жалоб неоднозначна. Вам могут ответить через месяц отпиской или вообще не ответить.

2. Обратиться в суд с административным иском в отношении полицейских

При обращении с административным иском в суд следует запомнить несколько правил:

Подробнее о том, как вообще подавать административный иск в отношении полиции, какие нужны документы, как оплатить госпошлину и т. д. — читайте в нашей инструкции. Эта инструкция рассказывает об обжаловании широкого круга действий властей, для того, чтобы помочь вам обжаловать именно задержание на одиночном пикете и сопутствующие нарушения в отделении полиции, мы составили специальный шаблон подобного административного иска.

Плюсы обращения с таким иском:

ВАЖНО: если после задержания на пикете на вас вообще не составили протокол или суд вернул протокол обратно в полицию, то подача административного иска — необходимое условие для последующего обращения в ЕСПЧ.

3. Заявление о совершении преступления

Особым видом нарушений при задержании на одиночном пикете является хищение имущества (изъятие без надлежащего оформления, например, телефона или иных ценных вещей) или избиение и причинение полицейскими иного физического вреда. В этих случаях необходимо обращаться с заявлением о совершении преступления.

4. Обращение к Уполномоченному по правам человека

Во всех случаях нарушения права на одиночный пикет мы рекомендуем обращаться к Уполномоченному по правам человека. Мы считаем, что это позволит сделать более видимыми как нарушения ваших прав, так и ситуацию с нарушениями прав участников одиночных пикетов в целом.

Подробнее о том, как обратиться к Уполномоченному по правам человека читайте в нашей специальной инструкции.

5. Иск о компенсации морального вреда

В случае, если суд принял решение об отсутствии в действиях человека состава административного правонарушения или события правонарушения, тогда у человека возникает право получения компенсации морального вреда.

Чтобы реализовать это право, можно подать иск в суд общей юрисдикции. При подаче взимается пошлина в 300 рублей, реквизиты для ее оплаты можно найти на сайте суда, в который подается иск. По делам о компенсации морального вреда нет срока давности, поэтому иск можно подать в любой момент.

Подавать иск нужно в суд по месту нахождения одного из ответчиков. Перед тем как обратиться с заявлением в суд, важно направить ответчикам иск с приложением всех документов заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии квитанции об отправке надо приложить к иску, который уже подается в суд.

Если по вашему делу не было принято никаких судебных решений — например, материалы дела так и остались в отделе полиции или после фактического задержания полицейские не оформили протоколы, — до подачи иска о компенсации морального вреда необходимо признать действия полицейских незаконными. Для этого нужно обратиться в суд с административным иском. После признания действий полицейских незаконными, вы сможете обратиться с иском о компенсации морального вреда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *