каверин два капитана для какого возраста
Каверин два капитана для какого возраста
Поделитесь, пожалуйста, наводками:).
наш список, что прочитано и понравилось:
«Старик Хотабыч» Лагин
«Белый клык» Лондон
«Робинзон Крузо» Дэфо
«Динка» Осеева
«Бронзовая птица», «Кортик» Рыбаков
«Сын полка » Полевой
Сама в детстве читала много, но уже позабыла все кроме вышеперечисленного:) на этот возраст.
А что вам в детстве нравилось или вашим детям сейчас?
Да, Тимура несколько раз:).
Кассиль в детстве не очень понравился, «Кондуит».Носов замечательный писатель, читали с удовольствием его книги для младшего возраста, как то Витю упустили. Об Алексине ничего не слышала, познакомимся, спасибо:flower:.
По подборке похоже у Вас мальчик:)?
Да, Тимура несколько раз:).
Кассиль в детстве не очень понравился, «Кондуит».Носов замечательный писатель, читали с удовольствием его книги для младшего возраста, как то Витю упустили. Об Алексине ничего не слышала, познакомимся, спасибо:flower:.
По подборке похоже у Вас мальчик:)?
Да, об идеологию я тоже спотыкаюсь периодически:), малодушно не объясняла в целом, «что это было»:).
Спасибо за точные «наводки», многое не читала, а с советскими писателями сложно, нужно точно знать, что было написано «для себя», а что «для идеологической галочки».
Продолжение «Динки» конечно читали:), невозможно с ней расстаться вот так, с последней точкой в первой книге:).
Вкус пытаемя формировать общими усилиями:), всякого разного они и сами нахватаются. Многие книги из библиотек бабушек с обеих сторон:).
Каверин два капитана для какого возраста
Хотелось бы ваше мнение узнать.
Сама я ему читаю то, что сама люблю, Два капитана в этот список не входят.
Кстати, самое большое мое разочарование при перечтении во взрослом возрасте вызвали Незнайка в солнечном городе и Путешествие Незнайки на луну. при всей моей любви к Носову.
Только ИМХО в 10 лет ребенок уже может читать ее сам
всем спасибо за ответы :flower:
Дети идеологию не замечают обычно..
+100
У меня любят и «Тимура с командой». Дети замечают, что есть плохие и хорошие персонажи, а идеологию замечаем мы.
«идеология» в той или иной степени есть в любых книгах.
Ой! Книга замечательная. Мне, правда, кажется немного рановато в 10 лет ее читать. Хотя, не факт, что в 13 лет «современному» ребенку она будет интересна. Можно «пропустить» момент. А то, что идеология. Во-первых, можно преподнести книгу как некий исторический факт. Было же такое время. Во-вторых, отношения между людьми (дружба, любовь, обманы, предательство, доброта, искренность, взаимовыручка и.т.д. ит.п.) во все времена одинаковы.
Конечно стоит!Дети сейчас и «Кортик»и «Тимур и его команда»читают с удовольствием.Я своему прочла «Кондуит и Швамбранию»,когда ему было 7 лет.Читая,поняла,что рано взялись за эту вещь,но ребёнок требовал продолжения!:001:
Не поймешь этих детей. Мой раза три аудиокнигу прослушал «Кондуит и швамбрания» и сказал, что супер интересно, а Кортик, Бронзовая птица, не говоря уж о Тимуре вообще не пошли.
Зато уже перечитываем Мастера и Маргариту :love:и кино дважды смотрели
Не поймешь этих детей. Мой раза три аудиокнигу прослушал «Кондуит и швамбрания» и сказал, что супер интересно, а Кортик, Бронзовая птица, не говоря уж о Тимуре вообще не пошли.
Ага.А мой сын не смог(не понравилось),в 7лет, читать «Карика и Вали»,а Том Сойер и Гекльберри Финн пошли «на ура».
Как читать «Двух капитанов»
Историк культуры Мария Майофис рассказывает о том, как устроены самые популярные советские книги, которые все читают в детстве
Приключенческий роман и документальное расследование
На первый взгляд, роман выглядит просто соцреалистическим опусом, хотя и с тщательно проработанным сюжетом и использованием некоторых не слишком привычных для соцреалистической литературы модернистских приемов, например таких, как смена повествователя (две из десяти частей романа написаны от лица Кати). Это не так.
К моменту начала работы над «Двумя капитанами» Каверин был уже довольно опытным литератором, и в романе ему удалось соединить несколько жанров: приключенческий роман-путешествие, роман воспитания, советский исторический роман о недавнем прошлом (так называемый роман с ключом) и, наконец, военную мелодраму. Каждый из этих жанров имеет свою логику и свои механизмы удержания читательского внимания. Каверин — внимательный читатель работ формалистов Формалисты — ученые, представлявшие так называемую формальную школу в литературоведении, возникшую вокруг Общества изучения поэтического языка (ОПОЯЗа) в 1916 году и просуществовавшую до конца 1920-х. Формальная школа объединяла теоретиков и историков литературы, стиховедов, лингвистов. Самыми известными ее представителями были Юрий Тынянов, Борис Эйхенбаум и Виктор Шкловский. — много размышлял о том, возможно ли жанровое новаторство в истории литературы. Роман «Два капитана» можно считать результатом этих размышлений.
Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год © Киностудия «Мосфильм»
«Дети капитана Гранта» — роман о поисках экипажа морского судна, история спасательной экспедиции. В «Двух капитанах» Саня и дочь Татаринова, Катя, ищут свидетельства гибели Татаринова, чтобы восстановить добрую память об этом человеке, не оцененном современниками, а потом и вовсе забытом. Взявшись за реконструкцию истории экспедиции Татаринова, Григорьев принимает на себя обязательство публично разоблачить Николая Антоновича, кузена капитана, а впоследствии — Катиного отчима. Сане удается доказать его пагубную роль в снаряжении экспедиции. Так Григорьев становится как бы живым заместителем погибшего Татаринова (не без аллюзий к истории принца Гамлета). Из расследования Александра Григорьева следует еще один неожиданный вывод: письма и дневники нужно писать и хранить, поскольку это способ не только собрать и сберечь информацию, но еще и рассказать потомкам о том, что от тебя пока не готовы выслушать современники. Характерно, что сам Григорьев на последних этапах поисков начинает вести дневник — или, точнее, создавать и хранить серию неотправленных писем к Кате Татариновой.
Здесь и заключено глубокое «подрывное» значение «Двух капитанов». Роман утверждал важность старых личных документов в эпоху, когда личные архивы либо изымались при обысках, либо их уничтожали сами владельцы, опасаясь, что их дневники и письма попадут в руки НКВД.
Американская славистка Катерина Кларк назвала свою книгу о соцреалистическом романе «История как ритуал». Во времена, когда история представала на страницах бесчисленных романов ритуалом и мифом, Каверин изобразил в своей книге романтического героя, восстанавливающего историю как вечно ускользающую тайну, которую нужно расшифровать, наделить личным смыслом. Вероятно, эта двойная перспектива стала еще одной причиной, по которой роман Каверина сохранял свою популярность на протяжении всего ХХ века.
Роман воспитания
Вторая жанровая модель, использованная в «Двух капитанах», — роман воспитания, жанр, возникший во второй половине XVIII века и бурно развивавшийся в XIX и XX столетии. В фокусе романа воспитания всегда история взросления героя, формирование его характера и мировоззрения. «Два капитана» примыкают к той разновидности жанра, которая рассказывает о биографии героя-сироты: образцами явно стали «История Тома Джонса, найденыша» Генри Филдинга и, конечно, романы Чарльза Диккенса, прежде всего «Приключения Оливера Твиста» и «Жизнь Дэвида Копперфилда».
По-видимому, последний роман имел решающее значение для «Двух капитанов»: впервые увидев однокашника Сани — Михаила Ромашова, Катя Татаринова, как будто предчувствуя его зловещую роль в своей и Саниной судьбе, говорит о том, что он страшен и похож на Урию Хипа — главного злодея из «Жизни Дэвида Копперфилда». К роману Диккенса ведут и другие сюжетные параллели: деспотичный отчим; самостоятельное долгое путешествие в другой город, навстречу лучшей жизни; изобличение «бумажных» махинаций злодея.
Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год © Киностудия «Мосфильм»
Авиационная биография Григорьева демонстрирует еще большую решимость и концентрацию воли. Сперва обучение в летном училище — в начале 1930-х, при нехватке оборудования, инструкторов, летных часов и просто денег на жизнь и еду. Потом долгое и терпеливое ожидание назначения на Север. Затем работа в гражданской авиации за полярным кругом. Наконец, в заключительных частях романа молодой капитан борется и с внешними врагами (фашистами), и с предателем Ромашовым, и с болезнью и смертью, и с тоской разлуки. В конце концов он выходит из всех испытаний победителем: возвращается к профессии, находит место последней стоянки капитана Татаринова, а потом и затерявшуюся в эвакуационных пертурбациях Катю. Ромашов разоблачен и арестован, а лучшие друзья — доктор Иван Иванович, учитель Кораблев, друг Петька — снова рядом.
Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год © Киностудия «Мосфильм»
За всей этой эпопеей становления человеческой воли прочитывается серьезное влияние философии Фридриха Ницше, усвоенной Кавериным из оригинала и из косвенных источников — сочинений авторов, ранее испытавших воздействие Ницше, например Джека Лондона и Максима Горького. В этом же волевом ницшеанском ключе переосмысляется и главный девиз романа, позаимствованный из стихотворения английского поэта Альфреда Теннисона «Улисс». Если у Теннисона строки «бороться и искать, найти и не сдаваться» В оригинале — «to strive, to seek, to find, and not to yield». описывают вечного странника, романтического путешественника, то у Каверина они превращаются в кредо несгибаемого и постоянно воспитывающего себя воина.
Советский революционный исторический роман
Действие «Двух капитанов» начинается накануне революции 1917 года, а заканчивается в те же дни и месяцы, когда пишутся последние главы романа (1944 год). Таким образом, перед нами не только история жизни Сани Григорьева, но и история страны, проходящей те же стадии становления, что и герой. Каверин пытается показать, как после забитости и «немоты», хаоса начала 1920-х и героических трудовых порывов начала 1930-х к концу войны она начинает уверенно двигаться к светлому будущему, строить которое предстоит Григорьеву, Кате, их близким друзьям и другим безымянным героям с таким же запасом воли и терпения.
Но самый интересный исторический пласт в «Двух капитанах», пожалуй, связан не с описанием революционного Энска (под этим названием Каверин изобразил свой родной Псков) или Москвы периода Гражданской войны. Интереснее здесь более поздние фрагменты, описывающие Москву и Ленинград конца 1920-х и 1930-х годов. И в этих фрагментах проявляются черты еще одного прозаического жанра — так называемого романа с ключом.
Роман с ключом
Этот старинный жанр, возникший еще во Франции XVI века для осмеяния придворных кланов и группировок, вдруг оказался востребованным в советской литературе 1920–30-х годов. Главный принцип roman à clef состоит в том, что реальные лица и события кодируются в нем и выводятся под другими (но часто узнаваемыми) именами, что позволяет сделать прозу одновременно и хроникальной, и памфлетной, но при этом привлечь внимание читателя к тому, какие трансформации переживает «реальная жизнь» в писательском воображении. Как правило, разгадать прототипы романа с ключом могут совсем немногие — те, кто очно или заочно знаком с этими реальными лицами.
«Козлиная песнь» Константина Вагинова (1928), «Сумасшедший корабль» Ольги Форш (1930), «Театральный роман» Михаила Булгакова (1936), наконец, ранний роман самого Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» (1928) — все эти произведения представляли современные события и реальных лиц действующими в вымышленных литературных мирах. Неслучайно большинство этих романов посвящены людям искусства и их коллегиальному и дружескому общению. В «Двух капитанах» основные принципы романа с ключом не выдерживаются последовательно — однако, изображая жизнь литераторов, художников или актеров, Каверин смело пользуется приемами из арсенала знакомого ему жанра.
О романе с ключом применительно к «Двум капитанам» можно говорить весьма условно: это не полномасштабное использование жанровой модели, но перенесение лишь некоторых приемов; большинство героев «Двух капитанов» не являются зашифрованными историческими лицами. Тем не менее ответить на вопрос о том, зачем в «Двух капитанах» понадобились такие герои и фрагменты, очень важно. Жанр романа с ключом предполагает разделение читательской аудитории на тех, кто способен, и тех, кто не способен подобрать нужный ключ, то есть на посвященных и воспринимающих повествование как таковое, без восстановления реальной подоплеки. В «артистических» эпизодах «Двух капитанов» мы можем наблюдать нечто подобное.
Производственный роман
В «Двух капитанах» есть герой, фамилия которого зашифрована только инициалом, но разгадать ее с легкостью мог любой советский читатель, и никакого ключа для этого не требовалось. Летчик Ч., за успехами которого с замиранием сердца наблюдает Григорьев, а потом с некоторой робостью обращается к нему за помощью, — это, конечно, Валерий Чкалов. Без труда расшифровывались и другие «авиационные» инициалы: Л. — Сигизмунд Леваневский, А. — Александр Анисимов, С. — Маврикий Слепнёв. Начатый в 1938 году, роман должен был подвести предварительный итог бурной советской арктической эпопее 1930-х, где в равной степени проявляли себя полярники (наземные и морские) и летчики.
Кратко восстановим хронологию:
1932 год — ледокол «Александр Сибиряков», первое плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию.
1933–1934 годы — знаменитая челюскинская эпопея, попытка плавания из Мурманска во Владивосток за одну навигацию, с гибелью корабля, высадкой на льдине, а затем спасением всего экипажа и пассажиров с помощью лучших пилотов страны: спустя еще много лет имена этих пилотов мог перечислить наизусть любой советский школьник.
1937 год — первая дрейфующая полярная станция Ивана Папанина и первый беспосадочный перелет Валерия Чкалова на североамериканский континент.
Полярники и летчики были в 1930-е главными героями современности, и то, что Саня Григорьев не просто выбрал авиационную профессию, но захотел связать свою судьбу с Арктикой, сразу же сообщало его образу романтический ореол и большую привлекательность.
«Два капитана» близки этой модели производственного романа, наиболее памятной советским читателям по знаменитой книге Дудинцева «Не хлебом единым» (1956). Антагонист и завистник Григорьева Ромашов рассылает по всем инстанциям письма и распространяет ложные слухи — результатом его деятельности становится внезапная отмена поисковой операции в 1935 году и изгнание Григорьева с любимого им Севера.
Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год © Киностудия «Мосфильм»
Пожалуй, самая интересная сегодня линия в романе — это превращение гражданского летчика Григорьева в летчика военного, а мирных исследовательских интересов к Арктике — в интересы военные и стратегические. Впервые такое развитие событий предсказывает посетивший Саню в ленинградской гостинице в 1935 году безымянный моряк. Потом, после долгой «ссылки» в поволжскую мелиоративную авиацию, Григорьев решает собственными силами изменить свою судьбу и уходит добровольцем на испанскую войну. Оттуда он возвращается уже военным летчиком, и дальше вся его биография, как и история освоения Севера, показана как военная, тесно связанная с безопасностью и стратегическими интересами страны. Неслучайно и Ромашов оказывается не просто вредителем и предателем, но и военным преступником: события Отечественной войны становятся последним и предельным испытанием и для героев, и для антигероев.
Военная мелодрама
Последний жанр, который воплотился в «Двух капитанах», — это жанр военной мелодрамы, которая в годы войны могла реализовываться как на театральной сцене, так и в кино. Пожалуй, самый близкий аналог романа — пьеса Константина Симонова «Жди меня» и снятый на ее основе одноименный кинофильм (1943 год). Действие последних частей романа разворачивается как будто бы вослед сюжетной канве этой мелодрамы.
Что еще почитать о «Двух капитанах»:
Литовская М. А. Две книги «Двух капитанов» В. Каверина. Русская литература XX века (1930-е — середина 1950-х годов). Т. 1. М., 2014.
Статья подготовлена автором в рамках работы над научно-исследовательским проектом ШАГИ РАНХиГС «Изоляционизм и советское общество: ментальные структуры, политические мифологии, культурные практики».
Тайны и трагедии «Двух капитанов»: Реальные прототипы героев знаменитого романа Каверина
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Центральные события романа – поиски пропавшей экспедиции капитана Татаринова – вызывают в памяти несколько исторических аналогий. В 1912 г. исследовать Арктику отправились 3 экспедиции: лейтенанта Георгия Седова на судне «Святой Фока», геолога Владимира Русанова на боте «Геркулес» и лейтенанта Георгия Брусилова на шхуне «Святая Анна». Об экспедиции Русанова известно очень мало – она пропала без вести. Ее поиски напоминают поиски экипажа «Святой Марии» в романе Каверина.
Шхуна «Святая Мария» в романе фактически повторяет сроки путешествия и маршрут шхуны «Святая Анна» Брусилова. А вот черты характера, взгляды и внешний облик капитана Татаринова напоминают Георгия Седова. Он был сыном бедного многодетного рыбака, а к 35 годам достиг многого, став старшим лейтенантом флота. В описании экспедиции капитана Татаринова использованы факты из экспедиции Георгия Седова: поставка негодных собак и припасов, невозможность найти радиста, обнаружение пропилов в обшивке судна, цитируется доклад Седова гидрографическому управлению. Врач экспедиции писал: « Солонина оказывается гнилой, её нельзя совершенно есть. Когда её варишь, то в каютах стоит такой трупный запах, что мы должны все убегать. Треска оказалась тоже гнилой ». В 1914 г. во время похода к полюсу Георгий Седов скончался. Остальные члены экспедиции, кроме механика, умершего от цинги, вернулись на родину.
Судьба штурмана «Святой Марии» Ивана Климова перекликается с подлинными событиями жизни штурмана «Святой Анны» Валериана Альбанова, участвовавшем в экспедиции Брусилова. Он стал одним из двух выживших членов команды, которым удалось вернуться в Россию. Каверин был знаком с записями Альбанова. Штурман опубликовал книгу «На юг, к Земле Франца-Иосифа!», благодаря которой и стало известно о трагической судьбе этой экспедиции. В октябре 1912 г. шхуну зажало льдами и начало сносить далеко от намеченного курса. Она дрейфовала в течение двух лет. В апреле 1914 г. штурман вместе с группой из 11 человек покинул шхуну, чтобы совершить переход по дрейфующим льдам к Земле Франца-Иосифа. В живых остались только двое. Их подобрала шхуна «Святой Фока» – та самая, на которой в экспедицию отправился лейтенант Седов, – и доставила их на сушу.
Существовала версия, что штурман Альбанов решил покинуть шхуну из-за конфликта с капитаном Брусиловым, который мог разгореться из-за женщины. В экспедиции в качестве судового врача приняла участие Ерминия Жданко, и некоторые исследователи выдвигают предположения о том, что любовь к ней стала яблоком раздора между капитаном и штурманом. Участь оставшегося на судне экипажа во главе с Брусиловым осталась загадкой – «Святая Анна» исчезла, ее поиски ни к чему не привели. Из-за этого в 1917 г. Альбанов пережил нервный срыв и оставил военную службу, а в 1919 г. он скончался. Только в 2010 г. были обнаружены следы экипажа «Святой Анны», но само судно так и не было найдено.
Многие записи из дневников Альбанова перекликаются с текстом романа Каверина. Например, в дневниках были такие строки: « Казалось, так просто бороться: не слушаются, запинаются ноги, – а я вот возьму и нарочно буду за ними следить и ставить в те точки, куда я хочу. Не хочется шевелиться, хочется покойно посидеть, – нет, врешь, не обманешь, нарочно встану и пойду. Разве это трудно? ». А центральной идеей романа стал девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
В романе «Два капитана» шхуна «Святая Мария» тоже дрейфует во льдах, и спастись удается только нескольким матросам во главе со штурманом Климовым. Они сохранили письма, которые в свое время не достигли адресатов. Эти письма и услышал в детстве Саня Григорьев, загоревшись идеей разгадать тайну гибели экспедиции «Святой Марии».
У главного героя Сани Григорьева было несколько прототипов. Идея создания романа родилась у Каверина после встречи с молодым ученым-генетиком Михаилом Лобашевым в санатории под Ленинградом в 1930-х гг. Он рассказал писателю о том, что в детские годы страдал странной немотой, о том, как был сиротой и беспризорником, учился в школе-коммуне в Ташкенте, а потом поступил в университет и стал ученым. « Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство – с удивительной определенностью цели. Он умел добиваться успеха в любом деле », – говорил о нем Каверин. Многие черты Лобашева и детали его биографии стали основой для создания образа главного героя Сани Григорьева. Еще одним прототипом послужил военный летчик-истребитель Самуил Клебанов, погибший в 1942 г. Он посвятил писателя в тайны летного мастерства.
Роман Вениамина Каверина «Два капитана» стал его самым известным произведением, хотя самого автора это удивляло. На склоне лет он признался: « Мне уже за восемьдесят. Но меня по-прежнему волнует все, что связано с этой арктической трагедией. Кстати, я до сих пор не могу понять причин странного и удивительного успеха «Двух капитанов», я никогда не относил их к числу лучших своих книг. Но, как ни странно, мое имя как писателя знают прежде всего по этой книге, иногда меня это даже раздражает. ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Изучение романа В.Каверина «Два капитана» в современной школе (к вопросу об интерактивном обучении на уроках литературы)
Разделы: Литература
Задача учителя – открыть для учащихся мир произведений В. Каверина и создать на уроке условия творческой работы при изучении романа «Два капитана». Я предлагаю использовать интерактивные методы обучения для решения поставленной задачи.
Тема урока: «Судьба человека в романе В.Каверина «Два капитана».
Задачи урока:
1. Познакомиться с историей создания романа и прототипами его героев.
2. Охарактеризовать главных героев романа «Два капитана».
3. Осмыслить сюжет и идею произведения В. Каверина.
4. Сопоставить вымышленное путешествие капитана Татаринова и реальное освоение Севера, выявить их сходство и различия.
5. Создать условия для развития коммуникативной компетенции школьников, исследовательских и творческих способностей учащихся.
6. Создать условия для формирования лучших качеств: верности своему слову, честности, упорства, силы воли, мужества и т.п.
Оборудование: ноутбук или ПК, принтер, листы А3, краски, фломастеры, ножницы, клей, смарфоны, листы с QR-кодом.
Структура урока:
Ход урока
Мечты слабых — бегство от действительности, мечты сильных — формируют действительность.
Юзеф Бестер
«Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.»
Толстой Л.Н.
Учащиеся делятся на группы перед уроком, выбирая листочки определенного цвета.
Работа с эпиграфами урока. Как вы понимаете слова Юзефа Бестера и Л.Н.Толстого? Кого можно назвать целеустремленным человеком, а кого пустым мечтателем?
Сегодня мы с вами будем говорить о двух капитанах. Каких знаменитых капитанов вы знаете?
Посмотрите на эти портреты (рядом с каждым портретом QR-код).
Как вы думаете, кто это?
Мне кажется, что всех этих людей объединяют очень известные слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Ведь в жизни этих людей было место и время для подвига. Воспользовавшись QR-кодами, в группе подготовьте краткое сообщение об этих людях.
Работа учащихся по подготовке сообщения и отчет о проделанной работе.
Как связаны судьбы этих людей и девиз нашего урока?
Из какого произведения я взяла этот девиз? Из романа В. Каверина «Два капитана».
Давайте сформулируем тему и цели урока. Для этого заполним таблицу «Знаю – Не знаю – Хочу узнать». В ходе работы на уроке будем заполнять постепенно третью колонку.
Сегодня мы с вами побываем в роли отважных капитанов, составим путевые заметки и дневники, а также узнаем много нового о В. Каверине и его романе «Два капитана», кроме того, мы побываем в экспедиции на Севере нашей страны и вместе с капитанами пройдем этот нелегкий путь новых открытий.
Как же все начиналось? Давайте послушаем самого главного героя романа – Саню Григорьева.
Инсценировка. Ученик, играющий Саню Григорьева, читает начало романа и письмо.
Назовите ключевые события романа.
Если бы вам предложили разделить роман на отдельные книги, кто бы стал главным героем в каждой из них? Книга о Сане Григорьеве и его судьбе и книга о капитане Татаринове и его подвиге.
Как вы думаете, почему роман называется «Два капитана»? Судьба Григорьева тесно связана с судьбой капитана Татаринова, героическая самоотверженная личность исследователя Севера стала для простого мальчика образцом для подражания, летчик-капитан возвращает доброе имя моряку-капитану.
Сейчас мы с вами будем работать в группах. Каждая группа получает свое задание, а результат своей работы представляет на листе А3, на котором должна отражаться самая важная, на ваш взгляд, и интересная информация по вашему заданию. В конце урока мы соединим ваши листы и посмотрим, что у нас получится.
1 группа готовит характеристику Александра Григорьева по плану:
3. Друзья и единомышленники: друг Петька, сестра, доктор Иван Иванович, Валька, Кораблев, Катя, летчик, тетя Даша.
4. Враги: Ромашов, Н.А.Татаринов.
2 группа характеризует капитана Татаринова:
2. Друзья и единомышленники: жена, дочь, команда корабля.
3. Враги: брат Н.А.Татаринов.
После выступления 1 и 2 групп задаются такие вопросы:
3 и 4 группы разбиваются по подгруппам и работают над определением жанра произведения. Задание: дополните карточки и подберите примеры и доказательства из текста. У детей есть доступ к тексту романа онлайн, поэтому нужные отрывки они могут распечатать на принтере. Свои заполненные карточки учащиеся размещают в виде кластера на листе А3. После выступления групп учитель предлагает послушать, как сам автор говорит о своем произведении:
“…С первых страниц я взял за правило не выдумывать ничего или почти ничего. Я услышал историю о мальчике, у которого было трудное детство и которого воспитало общество – люди, ставшие для него родными и поддержавшие мечту, с ранних лет загоревшуюся в его пылком и справедливом сердце. Почти все обстоятельства жизни этого мальчика, юноши и взрослого человека сохранены в “Двух капитанах”.
Для моего “старшего капитана” я воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели – все, что отличает человека большой души. Это был Седов. У другого – фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф моей “Святой Марии” совершенно точно повторяет дрейф Брусиловской “Святой Анны”. Дневник штурмана Климова, приведенный в моем романе, полностью основан на дневнике штурмана “Св.Анны” Альбанова – одного из двух участников, оставшихся в живых”.