какая pro evolution soccer самая лучшая
PES 6 лучше FIFA 20. Потные катки, крутые лица (можно заменить на собачек!) и Криштиану верхом на динозавре
Ретро-обзор великого футбола.
Мое знакомство с футболом от Konami началось в 2001 году, когда я на приставке сыграл в некий Winning Eleven (так Pro Evolution Soccer называется в Японии до сих пор). Футболисты там были круглыми, как кусок мыла, зато большие звезды вроде Фигу и Зидана были очень похожи на реальных, а возможностей для кастомизации оказалось море – не сравнить с FIFA.
На РС же первым для меня стал PES 5. И он однозначно выглядел лучше, чем FIFA 2005 или FIFA 2006. Лица футболистов были куда реалистичнее (пусть и слегка квадратные), геймплей менее скриптовый, а интро – лучшее за всю историю серии.
PES 6 – общепризнанно одна из лучших игр серии. При этом она почти не отличалась от PES 5 – ни графически, ни геймплейно, ни по части лицензий. Тем не менее культовой в России (и не только) стала именно она – давайте разберем ее главные особенности.
Вы знали, что у нас есть классный инстаграм про FIFA и PES?
Геймплей легендарен. Потные катки с итоговыми 0:0 – в порядке вещей
Главная причина, почему PES 6 считают великим – в нем тупо интересно сделан футбол. То, как летит мяч, как игроки взаимодействуют с ним и как вступают в единоборства – совершенно другие чувства и совершенно другой уровень по сравнению с фифой нулевых.
FIFA 07 – это зажать клавишу «бег» и научиться отдавать пасы вразрез. Здесь же вам приходилось запоминать комбинации для забросов, учиться финтить, да и забить из самой выгодной позиции оказывалось не так просто – даже Робиньо и Ван Нистелрой заряжали в небеса с убойных отметок.
Также бросалось в глаза, насколько лучше в японской игре ИИ. В FIFA 07 были ну очень тупые защитники. Соперники постоянно допускали разрывы между линиями обороны и полузащиты (порой километровые). Между центрдефами тоже были огромные зазоры, пасы вразрез проходили постоянно. У PES таких проблем не было. Игры были душными, часто заканчивались 0:0, и топорное превосходство в классе решало не так сильно.
ПК-версии FIFA 07 не сильно отличались от FIFA 05 и даже от FIFA 10. Только в 2011 году геймеры, у которых нет консолей, почувствовали большую плавность в движениях мяча и игроков. А у PES это было уже в шестой части.
В общем, вы поняли: если после PES 6 запустить абсолютно рельсовую FIFA 07, разница очевидна – и она не в пользу EA Sports. Более того, поиграйте в PES 6 и FIFA 20. Реально сложится ощущение, что в первой больше вариантов развития игры и меньше скриптов. Непредсказуемые столкновения, много анимаций у вратаря, удары летят не так точно и не постоянно в угол. Хотя футболисты в шестом PES могли двигаться только на 45 или 90 градусов.
Если поиграть в PES 6 подольше, то понимаешь, что матчи проходят как будто ломтиками: игрок получил – отдал другому – другой пробил. Очень не хватает плавности и округленности в движениях. Похоже скорее на быстрые шахматы.
Еще стоит признать, что в игровом плане вы не отличите футболистов друг от друга. Особенности и скиллы мало на что влияют: точность паса и обработка мяча у всех одинаковы. Попробуйте поиграть Бекхэмом и сравните с Яннакопулосом из «Болтона». Вряд ли почувствуете разницу. Мяч слишком быстро летел после удара головой, модельки футболистов проходили друг через друга, иногда вратари исполняли Акинфеева и не прыгали за мячом в угол. Но все это не критично, даже в современных футсимах немало косяков и скриптов. Поэтому энтузиасты продолжают играть в PES 6. До сих пор выходят сезонные моды с обновлением составов, формами и новыми лицами.
Графика лучше, чем у FIFA тех лет. Лица для середины нулевых вообще супер
Для того времени лица игроков выглядели просто сногсшибательно. Если в конкурирующей FIFA фэйсы словно вырезали из журналов и налепили на модельки, то здесь все казалось естественным.
Хотя случались и фэйлы. Например, Роналдиньо нарисовали злым (в FIFA та же история). У Дель Пьеро форма головы больше подходит для мультика «Эй, Арнольд». У Рамоса картошка вместо носа. Иньесту просто не дорисовали. Вот небольшая подборка лиц, которые не слишком получились.
Зато количество футболистов с прорисованным фэйсом астрономическое. Если в ЕА рисовали только топовых исполнителей, то здесь свои лица были у Рикардо Оливейры, Джузеппе Фавалли, Николы Легротталье, Тьяго Мотты, Эстебана Камбьяссо. Пусть некоторые больше походили на шаржи, но вы бы точно узнали их даже во время матча.
Графику сложно судить сегодня, спустя 14 лет, когда ты уже видел более современные выпуски PES. Зато уже тогда были предматчевые заставки: вот так выглядел «Камп Ноу».
Болельщики выглядели очень пиксельно, газон похож на дешевый ковер. Зато хорошо соблюдены пропорции игроков относительно поля.
И все это выглядело лучше, чем у конкурента. В FIFA футболисты были мыльными, свет падал абы как, даже сетка ворот была как лапша.
Вы знали, что в PES можно посадить игроков на динозавров?
Пингвины против динозавров – прямо на футбольном поле. В игровом магазине вы могли купить специальный костюм и усадить Криштиану Роналду на динозавра. После чего выйти против сборной России – верхом на страусах.
Чтобы сделать это, необходимо было набрать очки PES, побеждая в Мастер-Лиге и различных турнирах. Каждый уникальный костюм стоил 5000 очков – это много, собирать долго. Но все же не хватает таких авантюрных ходов от разработчиков современных футсимов.
А еще в том же PES Shop можно приобрести уникальные прически для игроков. У футболиста вместо обычной головы появлялось нечто вот такое
Так что у японцев был свой ответ инопланетянам в FIFA 2000.
Лицензии и режимы игры – то, почему мы предпочитали FIFA
В Pro Evolution Soccer и тогда были проблемы с названиями. Бросается в глаза катастрофически малое количество лиг: Ла Лига, Серия А, Эредивизи и Лига 1. В АПЛ – только «Арсенал» и «Манчестер Юнайтед». В остальном наслаждайтесь West Midland Village и London FC. Причем найти какую-то логику в этих именах сложно – понимайте, где какая команда, только по составу.
Есть еще три дивизиона, куда свалили остальные топовые команды: «Баварию», «Ювентус», «Ривер Плейт» и других. Для сравнения – в FIFA 07 было 27 лиг из 20 стран. Конечно, мало кому были интересны замесы в Австралии, но заходить в низшие дивизионы Англии и поднимать команду оттуда в режиме карьеры – один из главных челленджей.
ЕА тогда вообще давала обалденный режим карьеры (благодаря которому FIFA 07 до сих пор вспоминают с теплотой), а Мастер-Лига в PES – это невероятно унылое и непонятное зрелище. Вашу команду закидывало в случайно образованные дивизионы, трансферный рынок убог. Надоест за пару часов. Другие режимы и вовсе отсутствовали. Конкуренты на тот момент еще не представили FIFA Ultimate Team, но кое-какой онлайн уже внедрили (до сих пор можно поиграть на Game Ranger). У PES же мультиплеер был только офлайновый. По сути, кроме рядовых матчей против компьютера, ничего в игрушке не было.
Конечно, многие обращали внимание и на лицензии, но на мой взгляд PES сильно проигрывал FIFA в первую очередь из-за однообразности и малой вариативности офлайн-режимов.
РФПЛ в игре не сделали, но сборная на месте
Российских команд вообще нет. Можно поиграть только за киевское «Динамо». Но вообще даже из немецкой бундеслиги одна «Бавария». Поэтому если вы хотели российскую Премьер-Лигу, нужно было купить «Мой футбол» с составами и ввести все вручную.
Российских легионеров тоже нет. Будянский был слишком далеко от основы «Юве», Каряку в «Бенфике» просто проигнорировали, Саенко нет из-за отсутствия чемпионата Германии.
Со сборной все в порядке. Имена полностью лицензированы и совпадают с реальными. Единственная недоработка – Зырянова записали как защитника. Уникальных лиц нет, но постарались придать кое-какое сходство. Например, Овчинников с длинными волосами и бородой, как в жизни. Чернокожих Онопко (как в FIFA 2001) не обнаружено.
За 14 лет ничего не изменилось: PES хороша как симулятор футбола, но абсолютно халатно относится к тому, чтобы сделать игру разнообразной. Японцы так и не поняли, что за продвинутым геймплеем должны стоять еще и интересные игровые режимы, челленджи, задания для выполнения. А еще Konami все еще не наняли нормального дизайнера меню.
И все равно PES 6 культовая. Пожалуй, впервые она стала не симулятором для гиков или исключительно японцев, а вышла на массовый рынок. Если раньше была FIFA и все остальные, то теперь FIFA, PES и все остальные.
Серия PES мертва, а eFootball 2022 – позорище года. Что нужно было делать, чтобы конкурировать с FIFA?
Пять советов, которые воскресили бы Pro Evolution Soccer.
Условно бесплатный футбольный симулятор eFootball 2022, наследник серии PES от Konami, вышел совсем недавно, но уже успел стать легендой. Крайне отрицательные отзывы и невероятно низкие 11% рейтинга в Steam – почти невозможные показатели для такого дорогого и популярного тайтла. А про уродливые лица и мимику слышали все.
Соперничество FIFA и Pro Evolution Soccer на этом можно считать законченным. Разработчики обещают исправить кучу всего, но после такого уже не встают. Konami уничтожили серию, любимую многими за реалистичность, превратив свой eFootball в самый стыдный футбольный симулятор в истории. О том, что с ним не так, уже написано очень много. Но чего мы все ожидали? Что должен был делать PES, чтобы быть хорошим конкурентом для FIFA?
Сфокусироваться на одиночных режимах
Это то поле, на котором у EA Sports получалось работать хуже. Карьера и матчи против бота всегда были там унылым однообразием, а в PES было интересно играть и с компьютером. Не говоря уже о возможности построить карьеру за одного игрока. Даже модный сюжетный режим FIFA игрался хуже, чем Become A Legend в самых неудачных версиях PES. Так зачем было уничтожать этот ресурс и выпускать онлайн-игру с непонятными перспективами?
Любой продукт улетит с рынка в тот же день, когда начнёт пренебрегать своими сильными сторонами. Тем, что делает его уникальным. Можете представить «Баунти» без кокоса? Или «Фанту», которая вдруг отказалась от апельсинового вкуса? KFC без курицы? Всё это – абсолютно проигрышные идеи, потому что они предлагают оставить насиженную нишу. Да, MyClub от PES – вообще не конкурент FUT, но развивая онлайн-режим, нужно было не забывать про фундамент.
Поправить дизайн и интерфейс
Вечная проблема Pro Evolution Soccer, полностью перешедшая в eFootball. PES всегда выглядел абсолютно асексуально на фоне яркой и сочной серии FIFA, где каждое меню красиво иллюстрировано и удобно расположено. При этом FIFA никогда не была дизайнерским шедевром. Она просто выглядела адекватно и правдоподобно. Так, как и должен выглядеть футбольный симулятор.
Даже если вы ударились головой и забыли про все фифашные недостатки, вроде заскриптованных моментов, однообразия и общей аркадности, зайдя в меню вы ненадолго испытаете ощущение праздника. Смотришь и думаешь, что вот сейчас немного порадуешь себя виртуальным футболом.
PES всегда был каким-то инопланетным в этом смысле. Неудобные менюхи, вырвиглазные цвета, шрифты тоже уродливые. Даже вот эта смесь футуристических форм и минимализма всегда была какой-то корявой. Ну можно же, бога ради, нанять нормального UI-дизайнера, который всё это адаптирует под вкусы европейской и американской аудитории?
Видимо, нет. И теперь получается интересная ситуация. Даже если вы прочитаете где-нибудь, что Konami выпустила апдейт, исправляющий игру, мотивация начнёт пропадать сразу после запуска. eFootball выглядит отвратительно и продаёт себя в отвратительной оболочке. С такой комбинацией нельзя конкурировать вообще ни с кем.
Не делать игру бесплатной
Удивительно, но немногочисленные защитники eFootball 2022 считают это достоинством игры. Да, она не идеальна, но эй, в конце концов за неё не просят денег, разве нет? Нет! Она и так не бесплатная. Всё, что вы получаете – неиграбельный огрызок, а за режимы, апдейты, премиум-паки, турниры и прочие хорошие вещи всё равно придётся платить. В итоге самая полная версия eFootball будет стоить не меньше, а то и больше, чем FIFA.
Более того, это плохо даже с точки зрения логики пользователя. У тех несчастных, кто заплатил за игру полную стоимость на релизе, хотя бы осталась бы мотивация проверять, что в ней изменилось. Или даже искать плюсы в текущей версии. Деньги-то всё равно ушли. Но нет, теперь eFootball работает по схеме: «Скачал. Посмеялся. Поплакал. Удалил». Потому что её бесплатный пробник воняет помойкой.
Если бы это действительно был качественный футбольный симулятор нового поколения, то аудитория была бы рада платить за него деньги. Тем более, после казавшегося логичным решения не выпускать новый полуготовый PES, дав игрокам вместо него более дешёвое сезонное обновление. Заодно бы и денег у Konami было больше, чтобы допилить свой eFootball в процессе.
Делать футбол похожим на футбол
Здесь ситуация та же, что и с одиночными режимами. Серия Pro Evolution Soccer была на вечном втором месте, но в ней всегда были вещи, сделанные лучше, чем в FIFA. И ровно эти вещи (и ничего больше) подарили ей преданную аудиторию PES-гиков, которые смеялись над фиферами из-за аркадности и скриптов.
Эти люди всегда могли сказать: «Да, тут меньше игроков и команд, зато это больше похоже на футбол». До релиза eFootball всё так и было. Pro Evolution Soccer с самых ранних частей славен тем, что в нём хорошая физика полёта мяча, игроки реалистично двигаются, а в процессе самой игры возникают уникальные и даже редкие ситуации. Совсем не похоже на FIFA, где все голы выглядят одинаково.
Теперь всего этого просто не существует. Каноничный движок PES заменили на Unreal Engine 4, построив модельки и физику заново. Получилось то, что получилось. И речь даже не про издевательски плохую мимику игроков. В большинстве отзывов геймеры жалуются на то, что в eFootball просто неудобно играть.
Передачи отдаются не туда и не с той силой, а так красиво и реалистично летавший мяч превратили в свинцовый шар, который двигается слишком медленно, а иногда просто останавливается. Сюда же добавляем все знаменитые баги с проваливающимся сквозь землю арбитром, цепляющимися друг за друга игроками, фантомными подкатами и прочим. Аркадная и нереалистичная FIFA сейчас похожа на настоящий футбол больше, чем наследник серии PES. А это и представить-то было нереально.
В погоне за славой Ultimate Team компания Konami в очередной раз забила на то, что делало их игру великой. А PES стал таким не из-за уникальных режимов, а только за счёт реалистичного футбола. Спросите у ветеранов спортивного гейминга, в каком шоке они были, когда увидели свой первый Pro Evolution Soccer. FIFA в те годы была деревянной до ужаса, а PES для впечатлительных глаз был неотличим от телетрансляции – особенно на дальней камере. Убийство своего главного качества – преступление.
Плотно заниматься лицензиями
Мы все понимаем, что бюджет Pro Evolution Soccer всегда был намного меньше, чем у FIFA. Поэтому нет смысла и мечтать о двадцати-тридцати играбельных лигах с логотипами, формами и лицами игроков. Естественно, это устраивало не всех. Даже признававшие достоинства PES геймеры часто ленились качать левые паки и апдейты, приводившие игру в какое-то подобие порядка. А играть за «Мерсисайд Ред» не так весело, как за настоящий «Ливерпуль».
Но даже здесь было чем заниматься. В предыдущих частях Konami решила сыграть на свободных рынках, купив лицензии на Россию и разные южноамериканские лиги. Решение крутое и стратегически верное, но как всё это выглядело? Настоящие лица игроков в РПЛ были далеко не у всех даже в топовых командах.
А представьте, как были бы ради болельщики условного «Урала» увидеть правдоподобных Подберёзкина или Панюкова. Думается, при должных стараниях, PES бы собрал куда большую русскоязычную аудиторию активных игроков. Ну неужели было сложно заплатить одному человеку, который бы месяцок попарился в местном редакторе, награждая лицензированных игроков нормальными лицами? Видимо, да.
Битва лицензий – один из главных пунктов, по которым EA Sports уделывала Konami каждый год. Но японцы даже не захотели грамотно распоряжаться теми лицензиями, которые им удавалось урвать. А ведь это один из важнейших элементов в футбольных симуляторах.
Если бы по этой части у PES был порядок, то серия могла бы жить, плавно развивать (или полностью переделать) MyClub и ждать, пока у FIFA случится какой-нибудь критический провал. Так хотя бы разрыв между популярностью этих тайтлов остался на прежнем уровне. Что ж, теперь у нас есть совершенно ненужный и насквозь поломанный eFootball 2022. И хороший ответ на вопрос: «Почему умерла серия PES?» Konami не ценила то, что имела, и пошла на неоправданный риск. Можно не сомневаться, что этот провал станет легендой видеоигровой индустрии.
Лучший PES
На глаза попала инфа, где был опрос по поводу лучшей версии Pro Evolution Soccer. Проголосовало более 2500 человек.
14 место
Pro Evolution Soccer 1 — 2 голоса
13 место
Pro Evolution Soccer 2014 — 36 голосов
12 место
Pro Evolution Soccer 2012 — 51 голос
11 место
10 место
9 место
Я не играл во версии PES, но если брать те которые я охватил (с PES 2008 по 2016 включительно), то именно в 15-ой искусственный интеллект самый лучший. Играя на последнем уровне сложности за мадридский Реалом я мог в лёгкую быть «вынесен» условным Бетисом или Эспаньолом со счётои 0-4 или 0-3. Это безусловно главный плюс этой части.
8 место
Pro Evolution Soccer 4 — 126 голосов
7 место
6 место
5 место
4 место
3 место
Ни одна версия так не радовала мой глаз, великолепная картинка. Графически на мой взгляд лучшая часть. Такое ощущение будто реальный матч смотришь.
2 место
Уже прошло более 10 лет, а многие продолжают хвалить 6-ую версию, причём считая лучшей. С одной стороны это не сомненый плюс «шестёрке», а с другой констатация кризиса КОНАМИ. 11 лет достаточное время для того чтобы сделать гораздо больше, чтобы люди забыли это очень старое (по компьютерным меркам) творение.
1 место
Обзор PES 2021: честный аддон, который круче полноценной FIFA
Много приятных фишек.
Коронавирус стал проблемой даже для футбольных симуляторов. Konami планировали выкатить крупное обновление в PES 21, но не успели из-за пандемии.
Японцы честно поступили: вместо того, чтобы обновить формы и составы под соусом новой игры, они просто обновили старую. Последний раз обновление движка мы видели в PES 15 – игрушка была сильно недоработана, и Konami доводили ее до совершенства еще около 3 лет. Но сейчас все силы брошены на PES 2022, которая должна стать «прорывом».
PES 21 не выйдет на PS5 и Xbox Series S/X – разработчикам нужно больше времени, чтобы представить полноценный, а не резаный и с кучей недостатков симулятор.
Что не изменилось
Режимы игры
Не тронуты никак. Мастер-Лига, Стань Легендой, дополнение под Евро-2020 – все на месте. В целом, даже против ИИ есть во что поиграть, но до FIFA разнообразие явно не дотягивает. Очень хочется наконец увидеть в PES их версию мини-футбола (режим Volta в FIFA) и одиночное прохождение вроде Алекса Хантера.
MyClub – тот же. Отмечу, что онлайн-соединение в первые сутки на высоком уровне и вылетов не было.
Лицензии и меню
По сути их стало даже меньше – например, Konami потеряли «Милан» и «Интер». Но для японского симулятора это не так критично – почти все геймеры научились ставить патчи как на PC, так и на консоли. А вот «Пьемонте Кальчо» и «Рома ФК» в FIFA врезаются в глаза куда мощнее.
Полные лицензии в Европе получили лиги Бельгии, Дании, Турции, Нидерландов, Португалии, Шотландии, наша РПЛ, французская Лига 1 и Лига 2, Серия В. В Серии А, кроме миланских команд нет лицензии у «Брешии» (кто задается вопросом «а что вообще «Брешия» делает в Серии А – на это у нас ответа нет). В Испании лицензия исключительно у «Барсы».
Из Германии есть 3 клуба в разделе «Другие лиги» – «Бавария», «Байер», и «Шальке». «РБ Лейпциг» и «Боруссию» не завезли – ждем патчей на Бундеслигу.
Из Латинской Америки подогнали бразильскую Серию В. Можете начать Мастер-Лигу за «Крузейро» или «Шапокоэнсе». И в который раз пожалуемся на отсутствие МЛС – все же немало звезд там играет.
Меню абсолютно идентичное – сменилась только цветовая гамма. Даже пиксельность игрока «Баварии» (в PES 20 это был Гнабри, сейчас – Альфонсо Дэвис) на месте. Как можно впихнуть рыхлую фотографию прямо на главный экран, Конами?
Кошмарная РПЛ
Сколько раз Дуглас Сантос играл в опорной зоне «Зенита»? 1 раз в этом сезоне. Для PES этого достаточно, чтобы посадить Вильмера Барриоса в запас. И эта дичь – в команде, которая является официальным партнером футсима.
Рейтинги футболистов ставятся просто с потолка. Рыбчинский отлично проявляет себя в «Локо» – но его статы 61. Зато у Эдера 76. Понятно, что у Konami нет такой скаутской службы, как у Football Manager, но ведь самые простые метрики и тенденции можно подсмотреть? Почему лучший молодой игрок РПЛ Хвича Кварацхелия бегает с рейтингом 70, а у Олега Шатова – 78? И таких глупостей можно нарыть целый пуд. Разработчики здесь, как и в FIFA, просто перерисовывают рейтинги прошлых частей.
Кстати, аналог самарских «Крыльев» находится в разделе «Другие лиги». Клубу дано кодовое название Samara ZBS.
Что изменилось
Графика
Добавились новые лица и были перерисованы некоторые старые. Как обычно, уникальных фэйсов намного больше, чем в FIFA. Можете насладиться реалистичным Лео Дуарте из «Милана» и Николой Влашичем из ЦСКА. И выглядит это как всегда потрясающе. Никакого ощущения вклеенной на куклу вуду фотографии – лица подходят под размер головы и игроки выглядят гармонично.
Чего уж, даже у Федора Кудряшова есть уникальное лицо.
Разработчики поигрались со светом – теперь матчи в дневное время выглядят не так паршиво из-за теней от стадиона. А еще невероятно здорово стала выглядеть форма – оцените сами.
Геймплей
Казалось бы, здесь можно написать «ничего не изменилось, вы просто получаете PES 20 в новой обертке». Но это не так. Причем небольшие изменения заметны в каждом компоненте.
Пасы стали проще. Мяч стал ходить еще более плавно, но скорость как будто прибавили. Немного аркадное изменение, но удачных комбинаций в онлайн-режиме должно стать больше.
Атаковать тоже стало проще. Отзывчивость игроков на нажатие кнопок увеличилась. Передачи в одно касание и «спартаковские» стеночки работают лучше, да и ваше умение применять дриблинг стало важнее. Скорость нападающих стала играть большую роль: Мбаппе может оставить парочку Пике/Лангле позади, даже владея мячом.
Вратари визуально стали чаще спасать. В PES 20 в онлайн-режимах вратари часто тупили (мне, например, пришлось выкинуть тер Штегена с рейтингом 92, потому что он не отбивал ничего), сейчас же полный порядок с выходами 1-на-1 и ударами низом. Хотя стоит признать, что ИИ на самом высоком уровне все еще блестяще кладет дальние удары.
Явно добавили новых анимаций – особенно заметно это в передачах и столкновениях. А игроки стали лучше ставить корпус, защищая мяч.
Но отдельное спасибо – за то, что теперь от подкатов есть реальная польза. В PES 20 при обороне нужно было забыть про клавишу «подкат» – это в 99% был фол и штрафной/пенальти. Защищаться было адски сложно – предугадывать движения соперника, идти в отбор только при сближении. Теперь же игроки действительно отбирают мяч.
Не подкорректировали систему штрафных и пенальти – она слишком сложна для казуального игрока. Анимации вратарей такие же странные: почему при прыжках они плюхаются на спину? Геймплей ускорился, но не сказать, что от этого стало хуже – в крайнем случае всегда есть ползунок корректировки скорости игры.
Так что за доработки можно ставить PES жирный плюс.