какая бывает логистика на предприятии
Виды логистики и их характеристика
В современном мире логистика — наука об оптимальном управлении потоками — необычайно востребована и актуальна. Всевозможные виды логистики находят применение практически во всех сферах человеческой деятельности. Логистический подход и принципы позволяют значительно снизить издержки связанные с управлением самых разнообразных потоков: материальных ресурсов, денежных средств, информации, транспорта, энергии и многого другого. Кроме того, логистика позволяет сделать планирование и управление потоковыми процессами более упорядоченным, эффективным и системным. Но все это приводит и к тому, что в логистике появляется множество направлений, функциональных сфер и ответвлений. Поэтому будет полезно рассмотреть основные виды логистики и их характеристику.
Классификация логистики по масштабу
В первую очередь будет логично классифицировать логистику по масштабу решаемых ею задач. Администрирование супермаркетом в корне отличается от оптимизации деятельности крупного промышленного комплекса, а управление заводом не сопоставимо с управлением государством. Так и применяемые в том или ином случае логистические методы, приемы и инструменты будут отличаться своим назначением и «размахом».
Итак, виды логистики по масштабу:
Функциональные виды логистики
Одна из самых популярных классификаций логистики — по функциональному признаку. Как говорилось ранее, логистика находит применение в самых разнообразных областях человеческой деятельности. То есть выполняет различный набор функций, в зависимости от конкретных целей.
Соответственно можно выделить следующие виды логистики по функциональному признаку (по сфере предпринимательства):
Если рассматривать логистику более широко, не только как экономическую науку и сферу бизнеса, то можно выделить и другие функциональные виды логистики (их характеристика прилагается):
военная логистика — управление перемещением военных сил, обеспечение их боеприпасами и провиантом;
Зародилась военная логистика очень давно. Впервые о ней писал в трактате по военному искусству император Византии Лев VI Мудрый (866-912). А полноценные научные работы по логистике принадлежат перу военного теоретика XVIII-XIX вв. Антуану-Анри де Жомини.
В общем, функциональных областей логистики много, все подробно не расписываем. Если на Ваш взгляд что-то упущено или недостаточно раскрыто — напишите в комментариях и я раскрою характеристику нужного вида логистики более подробно.
Виды логистики по типу ресурсов
Как известно, объектом изучения и управления в логистике являются потоки. При этом потоки можно классифицировать на материальные, информационные, сервисные, финансовые и прочие. В соответствии с такой типологией можно выделить следующие виды логистики по типу ресурсов:
Некоторые виды логистики, очевидно, перекликаются с предыдущей классификацией.
Стоит отметить, что классификация видов логистики, как науки и практики, тесно связана с классификацией логистических систем. Но это, все-таки, не одно и то же. Поэтому понятие логистической системы и ее виды будут рассмотрены в отдельной статье.
© Копирование любых материалов статьи допустимо только при указании прямой индексируемой ссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.
Логистика — что это такое простыми словами, виды, услуги
Логистика представляет собой стратегическое направление деятельности компании, которое позволяет существенно уменьшить издержки в сфере закупок, производства и доставки, исключить риски и выделиться среди конкурентов. В результате грамотной систематизации и оптимизации ключевых бизнес-процессов, обеспечено заключение прибыльных сделок и привлечение новых клиентов. Сегодня мы разберем определение и виды логистики, ее задачи в бизнесе, а в конце статьи рассмотрим, как правильно подобрать транспортно-логистическую компанию.
Содержание
Определение логистики
Обращаясь к мировому опыту, можно смело утверждать, что применение логистики значительно повышает эффективность ведения бизнеса.
В успешных проектах с мировым именем (Ford Motors, Honda, Coca-Cola, IBM) логистика является основной составляющей с первых дней их существования.
Термин имеет греческое происхождение и обозначает – рассуждать, вычислять. Данное направление рассматривается, как инструмент для обеспечения высокой конкурентоспособности и сведения потерь компании к минимальным значениям.
Чтобы добиться процветания, предприниматели стремятся предугадать и обеспечить полное удовлетворение потребностей потребителя. Сегодня «золотым правилом» бизнеса считается сочетание трех «н»:
Добиться идеального результата помогает применение логистической стратегии. Ключевой функцией логистики является обеспечение конкурентной привлекательности компании на рынке.
Происходит это за счет управления материальными, информационными и финансовыми потоками с соблюдением шести принципов:
Обобщая, можно сказать, что если товар, удовлетворяющий потребность потребителя, был доставлен в нужное место своевременно, можно считать, что задача логистики выполнена.
Принцип работы
Для обеспечения максимального эффективности бизнеса, деятельность логистических технологий направлена на обеспечение следующих процессов:
Доказано, что при грамотной организации логистического процесса, время доставки оптимального количества продукции к потребителю сокращается на 10-40%, что способствует увеличению прибыли на 5-15%.
Связующим звеном в логистической цепочке является менеджер-логист, который решает следующие задачи:
По мнению специалистов, если при помощи логистики удастся сократить затраты на 1%, прибыль предприятия увеличится на 10%.
Разновидности бизнес-логистики
Для организации обеспечения хранения и доставки товара конечному потребителю, компания может организовать свое подразделение логистики или привлечь сторонние транспортные компании. В зависимости от направления бизнеса могут применяться различные логистические системы.
Производственная логистика
Предприятие, осуществляющее производство любого товара, взаимосвязано с поставщиками сырья и потребителями. Чтобы максимально упорядочить и сократить время производственного процесса, в управлении компании используется производственная логистика, которая выполняет следующие функции:
Внедряя производственную логистику, компания обеспечивает оптимальное планирование работы и сроков исполнения производственного цикла внутри подразделений предприятия.
Закупочная логистика
Организацию закупки сырьевого материала можно определить, как начальный этап производственного процесса.
Для осуществления своевременных поставок в оптимальном количестве и с минимальными затратами, необходима закупочная логистика.
Работа логистического отдела закупок заключается в выполнении следующих действий:
Распределительная логистика
Процесс выхода готовой продукции на потребительский рынок и его реализацию охватывает распределительная логистика. С помощью данной системы осуществляется оптимальное распределение запасов товара в соответствии с интересами потребителя. Данное логистическое направление еще называют сбытовой или маркетинговой логистикой.
Функции распределительной логистики:
Чтобы подобрать оптимальную схему распределения конечной продукции, нужно прийти к кратчайшим срокам поставки, высшему уровню сервиса, получению максимальной прибыли и минимальным затратам.
Транспортная логистика
Скорость и качество доставки готовой продукции во многом влияет на имидж и конкурентоспособность компании.
Для обеспечения перемещения определенного количества товаров выгодным транспортом по оптимальному маршруту, необходимо внедрение приемов транспортной логистики. При правильной организации каждого этапа, компания несет минимальные расходы.
Задачи транспортного направления:
Таможенная логистика
Транспортировка продукции с перемещением груза через границу предполагает комплекс мероприятий по организации внешнеэкономических связей. Таможенная логистическая система занимается сокращением затрат и времени на организацию зарубежной перевозки.
Действия в таможенной логистике:
Логистика запасов
Складирование и хранение продукции предусматривает большие финансовые затраты. Зачем создаются запасы:
Основной задачей логистики товаров является обеспечение достаточного размера запаса с максимальным сокращением затрат компании.
Функции логистики запасов:
Складская логистика
Совершенствование системы приемки и отгрузки товаров, обработки и хранения продукции, достигается внедрением складской логистической системы.
К основным принципам логистики на складе относятся:
Информационная логистика
Важным условием успешной работы производства является наличие системы информации, способной связать деятельность всех составляющих в одно целое – производство, снабжение, склад, распределение, транспорт. Добиться этого помогает управление информационным потоком внутри логистической цепочки, которое осуществляется информационной логистикой.
Задачи данного направления:
Информация может базироваться на электронных или бумажных носителях и иметь различное направление – в одну или противоположную сторону с материальными ресурсами:
Комплексная логистика
Все формы логистических систем, которые задействуются от закупки сырья до выхода готовой продукции на потребительский рынок, собранные в одну систему, называются комплексной логистикой. По наблюдениям специалистов, при системном управлении материальными, информационными и финансовыми потоками, обеспечивает контроль и согласованная работа всех задействованных производственных отделов, сокращаются затраты и риски на каждой стадии процесса.
Закупка, каждый цикл производства, складирование и хранение готовой продукции, распределение и таможенные нюансы организуются единой структурой. Кроме того, проводится аналитическая работа над ошибками, ведется документация, выполняются оповещения клиентов о предложениях фирмы.
Кто такой логист
Профессионал, который занимается организацией и координацией доставок, разрабатывая оптимальные транспортные схемы по минимальным расценкам, называется логист. Высококлассный специалист имеет в запасе несколько транспортных коридоров, чтобы независимо от форс-мажорных обстоятельств, груз дошел до потребителя в нужное время и в нужное место.
Чтобы стать хорошим логистом, человек должен уметь принимать самостоятельные решения, творчески мыслить, обладать аналитическим умом, а также такими качествами, как коммуникабельность и мобильность. Поднять профессиональный уровень помогут хорошее знание юриспруденции, математики, экономики, готовность к обучению и внедрению новых технологий для повышения качества работы.
Логист – востребованная профессия в транспортных фирмах, специализирующихся на грузоперевозках, а также в крупных промышленных предприятиях в разных сферах деятельности.
Какие функции выполняет логист:
В зависимости от направления логистики, в профессии есть масса узких специализаций – закупщики, специалисты ВЭД, транспортные логисты, менеджеры склада и другие.
Компании логистических услуг
Организации, оказывающие услуги по транспортировке, обработке и хранению грузов, становятся выгодными партнерами для фирм, которые:
На российском рынке есть множество транспортно-логистических компаний, но к наиболее успешным и популярным можно отнести 5 организаций.
Деловые линии
Одна из крупнейших транспортных компаний России успешно работает с 2001 года.
На сегодняшний день создан модернизированный ресурс, обеспечивающий транспортировку продукции сборным грузом или индивидуальным транспортом под заказ. Группа компаний «Деловые линии» оказывает следующий перечень услуг:
Компания доставляет грузы в любой пункт Российской Федерации или в страны СНГ: Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Армению. Авиатранспортировки практикуются в города, снабженные аэропортами по России и в других странах.
Профессиональные перевозки сборных грузов на выгодных условиях предлагает транспортная компания «ПЭК». Начиная с 2001 года, организация перевозит грузы по России и в Казахстан, а с 2014 года стала доступной транспортировка продукции из Китая.
Что получают клиенты компании:
ДА-ТРАНС
Транспортная компания, имеющая собственный автопарк, осуществляет перевозки по России, странам СНГ и Европе. За 10 лет работы ДА-ТРАНС зарекомендовала себя с надежной стороны, работая с такими направлениями, как:
Организация оказывает транспортные услуги не только крупным фирмам, но и физическим лицам, осуществляя офисные и квартирные переезды. Для юридических лиц предлагает безопасные перевозки, оформление документации, а также программы лояльности для постоянных клиентов.
Delko
Крупнейший автомобильный грузоперевозчик России основан в 2000 году и по сей день, успешно доставляет грузы по дорогам России и СНГ. Delko осуществляет перевозки груза до 20 т с применением тентованных и рефрижераторных полуприцепов. Автопарк компании насчитывает 1600 единиц современной надежной техники.
Для заказа машины достаточно связаться с менеджером, обсудить габариты, вес, температурные условия доставки, сроки транспортировки, погрузки и выгрузки товара. После чего подписывается договор, и транспорт доставляется на погрузку.
Компания по праву входит в ТОП 2 крупнейших коммерческих грузоперевозчиков в России и зарекомендовала себя, как надежный партнер, работая с динамично развивающимися компаниями разного масштаба.
Trans Techno Group – транспортная компания, предлагающая все виды логистических услуг. Работает на рынке грузоперевозок по России и СНГ более 8 лет.
Выбирая TTG в качестве партнера, компании получают ряд преимуществ:
Клиентами транспортной компании являются такие именитые фирмы, как Ecco, Ostrov, Bosch, Сбербанк, РЖД, Мираторг, Оптиком, Трансстройснаб.
Как выбрать логистическую компанию
Надежная транспортно-логистическая компания – это гарантия сохранности и своевременной доставки груза. На российском рынке функционируют десятки мелких и крупных транспортных компаний. Чтобы сделать правильный выбор, нужно оценить грузоперевозчика по следующим критериям.
Автомобильный парк
Для сокращения расходов на перевозки, важно выбирать транспортную компанию, которая имеет собственный автопарк. Если у организации нет машин, скорее всего это посредник, а значит, вы заплатите дополнительную сумму на посреднические услуги. Еще один важный нюанс – транспорт должен быть различной вместимости, ведь кому-то нужно перевезти мебель из квартиры в квартиру, а кому-то партию такой мебели для продажи в другом регионе.
Гарантии
Надежный перевозчик гарантирует качественную доставку груза в прописанные сроки. Чтобы обеспечить целостность и сохранность товара, в договоре по оказанию транспортных услуг должны быть учтены точные сроки доставки, время транспорта в пути, наличие пени за просроченный срок доставки и форс-мажорные обстоятельства. Если такая документация не предусмотрена, сотрудничать с такой логистической компанией опасно.
Репутация
Перед началом сотрудничества целесообразно выслушать отзывы о транспортной компании. Ознакомиться с ними можно в интернете или, расспросив знакомых и друзей. Безупречная репутация перевозчика, прежде всего, важна юридическим лицам, которые готовы доверить транспортировку крупных партий груза. Конечно, в меньшей степени это заботит частных лиц, решивших перевезти диван.
Страхование
Дополнительной гарантией успешной перевозки является заключение договора о страховании перевозимой продукции. Застраховав ответственность перевозчика, у вас появятся не только уверенность в сохранности груза, но и возможность возмещения ущерба при наступлении страхового случая.
Тарифы
Транспортные компании предлагают различную стоимость доставки. Выбирая перевозчика, проведите сравнительный анализ с учетом выбор сопутствующих услуг. В погоне за экономией, следует помнить, что для бизнеса с серьезным финансовым оборотом следует дополнительно учитывать репутацию и гарантии безопасности, которые предоставляет логистическая компания.
Выбор услуг
Солидная компания ориентирована на индивидуальный подход к каждому клиенту, предлагает нестандартные решения транспортировки груза. Кроме того, в штате такой организации наверняка имеется опытный юрист, а также сопровождение таможенным брокером, если ваша продукция отправится за границу.
Помощь
Персональный менеджер для клиента – лучшее решение консультативной помощи на разных этапах логистической цепочки. Возможность консультирования поможет сориентироваться клиенту и сделать правильный выбор в спектре услуг транспортной организации.
Водители
Для управления транспортными средствами должны допускаться только квалифицированные водители. Особенно это касается перевозок крупногабаритных грузов, когда важно применять максимальный опыт управления транспортным средством.
Вывод
Несмотря на то, что логистика – довольно молодое направление в России, она стабильно развивается во всех логистических направлениях. Для бизнеса, это мощный стратегический инструмент, позволяющий обеспечить четкую и слаженную работу каждого этапа производства, оптимизировать поставки сырья и правильно распределить готовую продукцию, превзойти конкурентов и занять ведущие позиции мире бизнеса.
Классификация основных видов логистики
Классификация и виды логистики
Все виды логистики тесно взаимосвязаны. Основным признаком ее классификации является функциональная направленность.
Логистика как термин в широкой трактовке означает науку о рациональном распределении материальных, информационных и финансовых потоков. Столь универсальное понятие требует системной классификации. Разделение по масштабам, функциональной направленности, типам ресурсов и другим отличительным признакам – рассматриваются в предлагаемом материале.
Виды логистики по функциональным областям
Общие методы логистики применимы практически ко всем областям хозяйственной деятельности. Каждое из функциональных направлений характеризуются своими особенностями, задающими специфику управления ресурсными потоками. Для удобства восприятия, классификация по роду деловой активности сведена в краткую таблицу.
Функциональные области логистики | Краткая характеристика |
Закупки | Выбор оптимального источника поставок и определение целесообразности налаживания собственного производства исходного продукта. |
Производство | Внутреннее распределение ресурсных потоков предприятия. |
Сбыт | Управление сбытом готовой продукции (для торговых организаций – товара) и ее запасами. |
Создание запасов | Выработка оптимальной системы резервирования исходных продуктов и товаров с целью обеспечения бесперебойного снабжения и сбыта. |
Транспортные перевозки | Выбор наиболее выгодных каналов для формирования логистических цепей, по которым доставка будет производиться своевременно и с наименьшими затратами. |
Таможенное оформление | Организация импортных, экспортных и транзитных международных ресурсных потоков. Маршрутизация информационно обмена, связанного с таможенным управлением. |
Финансы | Управление денежными активами. |
Торговля | Формирование системы оптимизации товарооборота, потребительского сервиса и складского хозяйства. |
Энергетика | Рациональное распределение потоков энергии (электрической, тепловой). |
Крупным предприятиям свойственно применение комплексного подхода, интегрирующего все виды их деятельности или большую их часть.
Приведенную таблицу можно дополнить другими категориями функционально специализированной логистики. К возможным отраслям хозяйствования, требующим особого подхода к регулированию потоков, относится, например, туризм и гостиничный бизнес. Есть смысл рассмотреть по отдельности некоторые виды.
Закупочная
Экономическая наука утверждает, что каждое предприятия, реализуя коммерческую политику, приобретает предметы труда. Возможно, в современных условиях универсальность этого положения можно оспорить: некоторые виды деятельности, преимущественно связанные с производством нематериальных активов, обходятся без оборотных, а иногда и без основных фондов. Но действующие фирмы вынуждены закупать комплектующие изделия, расходные материалы и сырье.
Торговые сети поддерживают разнообразие ассортимента, получая товары от разных поставщиков.
Цель закупочной логистики сводится к эффективному решению триединой задачи:
Организационно, служба закупочной логистики входит в состав отдела снабжения и подчиняется заместителю руководителя по материальным ресурсам.
Производственная
В классическом понимании, суть производственного процесса состоит в преобразовании первичного продукта для получения добавленной стоимости. Чем сложнее технология, тем более разветвляется схема материальных потоков.
Изготовление продукта сопровождается перемещением различных материалов, сборочных единиц, сырья и других составляющих будущего товара (Генри Форд называл его фабрикатом). Цель производственной логистики состоит в оптимизации внутренних материальных потоков. Для ее достижения специализированное подразделение решает следующие задачи:
На практике это означает, что каждое из подразделений (цехов, отделений, линий) должно своевременно снабжаться предметами и средствами труда с минимальными материальными и временными затратами.
Распределительная (сбытовая)
Товар, по определению, изготавливается для продажи. Цель распределительной логистики – обеспечение максимальной доступности конечного продукта для потребителя. Эта задача решается путем создания наиболее рациональных каналов сбыта.
В функции подразделения распределительной логистики входят:
Кроме этих направлений деятельности, на распределительно-логистическую службу обычно возлагается проведение маркетинговых исследований. Учет потребностей рынка делает сбыт беспроблемным. В противном случае, возникает, к сожалению, распространенная ситуация, когда предприятие вынуждено нанимать менеджеров по продажам, ищущих покупателей на мало востребованный продукт.
Сбытовая сеть, в зависимости от обстоятельств и специфики товара, может приобретать самые причудливые формы, но общее правило в том, что чем короче логистическая цепь, ведущая от производителя к покупателю, тем лучше.
В ряде случаев продажи осуществляются через посредников. Связь с дилерской организацией представляет собой распределительный канал между двумя микрологистическими системами: предприятием-изготовителем и фирмой, разделяющей крупные оптовые поставки на мелкие партии.
Способ сотрудничества выбирается на основе результатов маркетингового анализа. После окончательного формирования канала сбыта, он превращается в логистическую цепь.
Транспортная
Наиболее распространенный вид логистики – транспортный. Специалисты в этой области наиболее востребованы на рынке труда по причине универсальной применимости их знаний и умений. Главных причин две:
Во-первых, доставлять товары и получать исходные продукты нужно всем предприятиям.
Во-вторых, средств решения оптимизации перевозок не так уж и много – по числу видов транспорта.
Цель транспортной логистики состоит в оптимизации способов и маршрутов доставки грузов по критериям цены и скорости. При этом решаются следующие задачи:
Возможно предоставление дополнительных видов услуг, если они указаны в договоре между поставщиком и получателем.
Конечный результат процесса транспортной логистики выражается своевременной доставкой груза в точку передачи при соблюдении сроков и по приемлемой цене.
Складская
Складом называется помещение, предназначенное для приема, хранения, обработки, распределения и выдачи грузов. Уже по набору функций этого объекта понятно, что без системного подхода управлять им практически невозможно. Для достижения этой цели существует складская логистика. Ей свойственны прочные связи с другими подразделениями предприятия.
Набор задач складской логистики включает:
Управляемые материальные потоки складского хозяйства классифицируются на три вида:
Новейшие тенденции развития складской логистики проявляются в двух способах решения задач.
Во-первых, процессы хранения и поиска новых позиций максимально автоматизированы. Ярким примером сложной организации складского хозяйства может служить фармацевтическая логистика. Эта разновидность характеризуется огромным ассортиментом и большим количеством каналов сбыта (аптек в каждом городе очень много). Без применения компьютерного учета оперативное обслуживание стало бы проблематичным.
Во-вторых, сама складская логистика стала отдельным видом деловой активности. Все большее количество фирм прибегают к услугам аутсорсинга. Это означает использование складских комплексов другой компании, оказывающей логистические услуги.
Логистика запасов
Запасами называются минимальные количества ресурсов, позволяющих поддерживать равномерность производства при воздействии неблагоприятных внешних факторов.
Раздел экономической науки, рассматривающий формирование резервов, не является полностью самостоятельным. Он входит в состав закупочной логистики, отвечающей за бесперебойность функционирования предприятия. При этом сложность решаемых менеджментом задач позволяет их обособить.
Запасы предприятия разделяются на следующие категории:
Критерий классификации | Вид ресурса |
Позиция в логистической цепи | Материальные (физические) |
Неотгруженная готовая продукция | |
Упаковка и тара | |
Утилизируемые отходы | |
Базовые логистические функция | Совокупные |
Производственные | |
Товарные (сбытовые) | |
Снабженческие | |
Комплексные логистические функции | Складские |
Товары в пути | |
Груз в переработке | |
Функциональная нагрузка | Текущие |
Гарантийные | |
Сезонные | |
Неликвиды | |
Презентационные | |
Место нахождения (физическое распределение) | Поставщики |
Посредники | |
Потребители |
Без запасов предприятие работать не может. Они служат своеобразным амортизатором при колебаниях спроса, сбоях поставок, проявлениях сезонности и действии прочих переменных параметров рынка. Целью логистических мероприятия в данном случае является их минимизация.
Информационная логистика
Информационные технологии и системы в логистике регулируют не только материальные потоки. Эти инструменты служат для своевременной передачи и анализа данных, на основе чего вырабатываются управляющие воздействия.
Существует две концепции применения информационной логистики. Одна из них рассматривает базы оперативных данных как основу регулирования, другая – учитывает их в качестве вспомогательного средства.
Под информационной логистикой понимается область знаний, изучающая сбор, хранение и распределение сведений о функционировании предприятия. В ходе реализации этих функций применяются общенаучные методы и приемы.
Цель процесса состоит в оптимизации движения информационных потоков, необходимых для эффективного управления производством на всех уровнях подчиненности.
Принципы, по которым формируется база данных:
Для реализации информационной логистики предприятию необходимы вычислительные мощности, программное обеспечение и обученный персонал.
Логистическая информация формируется по принципам доступности, точности, своевременности, оперативности реагирования, гибкости и наглядности.
Сервисная логистика
Современная технология продаж обязательно включает обслуживание, независимо от природы товара или услуги. Работает принцип «7Н»:
Обеспечить выполнение этих требований призвана сервисная логистика. Эта область знаний развивается в трех направлениях оказания услуг:
Цель сервисной логистики состоит в том, чтобы придать товару дополнительные нематериальные качества, востребованные рынком. Неосязаемость услуг проявляется невозможностью оценки качества до момента их оказания.
Формирование потоков в сфере услуг производится по принципам, действующим при управлении движением материальных ценностей.
Задачи сервисной логистики:
Условно, все услуги, предоставляемые в ходе реализации сервисной логистики, делятся на три категории:
Обслуживание интегрировано в общую логистику предприятия настолько тесно, что в некоторых случаях ее трудно выделить в отдельное направление. Оно является неотъемлемой частью потребительской ценности конечного коммерческого продукта.
Финансовая логистика
Деньги тоже товар. Их упорядоченное движение образует потоки, а они нуждаются в оптимизации. Вопросами наиболее рациональной организации перемещения денег занимается финансовая логистика. Она может функционировать самостоятельно, например, в банковской сфере, или жестко привязанной к движению материальных активов – в торговле и производстве.
Финансовые потоки характеризуются тремя параметрами: величиной (суммой), временем и направленностью (входящие и исходящие). К этим характеристикам предъявляются следующие требования:
Функционирование системы финансовой логистики подчиняется следующим принципам:
Цель управления финансовыми потоками аналогична задачам всей логистической науки – нужный ресурс (в данном случае, денежный) должен оказаться вовремя в требуемом месте с наименьшими издержками.
Таможенная логистика
На своем пути к конечному потребителю товар может пересекать государственные границы. В обратном направлении на предприятие-изготовитель или в торговую фирму нередко поступает иностранный исходный продукт (товар, комплектующие изделия, сырье, заготовки и т. д.). Цель таможенной логистики состоит в оптимизации расходов на преодоление межгосударственных барьеров материальными потоками предприятий, участвующих во внешнеэкономической деятельности.
Осуществление этой задачи требует высокой профессиональной подготовки и масштабных затрат на привлечение брокеров или самостоятельное оформление.
Общие принципы таможенной логистики:
Предприятие может осуществлять таможенно-логистическую деятельность самостоятельно или прибегать к аутсорсингу.
Виды по зонам управления
Структура логистики зависит от зоны, в которой проводится оптимизация материальных, финансовых, информационных и прочих потоков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Операционное пространство может находиться внутри организации или выходить за его пределы.
Внешняя
Внешняя логистика организации направлена на оптимизацию связей предприятия с контрагентами. Мероприятия, соответствующие этому понятию, могут быть связаны с управлением потоками, выходящими за границы внутренней хозяйственной деятельности, при сохранении возможности их контроля со стороны менеджмента организации.
Примеры внутренних логистических операций: накопление, хранение, доставка, прием, транспортировка, планирование поставок и другие действия, связывающие хозяйственную активность разных субъектов.
Внутренняя
Внутренней – называется логистика, охватывающая процессы, ограниченные рамками конкретной организации, включающий несколько подразделений. В ходе оптимизирующих мероприятий совершенствуется хозяйственная деятельность с целью наиболее рациональной доставки ресурсов. Примером может служить уже рассмотренная производственная логистика.
Краткий вывод
Основным признаком классификации логистики является функциональная направленность. Деление по видам бывает условным – в деятельности реального предприятия они тесно взаимосвязаны.
Кроме описанных признаков, логистика градируется по масштабу охвата на «макро» и «микро». Это отдельная тема, которая будет рассмотрена в следующих статьях.