Что такое цифровая инфраструктура
Что такое цифровая инфраструктура
Вопрос инфраструктуры является лейтмотивом ПМЭФ, поскольку все сходятся на том, что одним из необходимых условий достижения поставленных Президентом задач является развитие инфраструктуры в широком смысле, в т.ч. инфраструктуры цифровой экономики — Осеевский Михаил, Президент, ПАО «Ростелеком».
Этап цифровизации характеризуется тем, что все важнее становится программное обеспечение, сервисы, и менее важным становится железо. У России есть колоссальный опыт создания математических моделей, воплощения их в жизнь, поэтому сейчас есть возможность использовать отечественные технологии для создания цифровой инфраструктуры в стране — Массух Илья, Президент, Фонд информационной демократии.
Все государства Европы начинают активно проталкивать цифровую повестку дня, что делается и в России. Хочу отдать должное российскому руководству, это правильное движение — Борхерт Маркус, Старший вице-президент по региону Европа, Nokia.
Государства, правительства должны создать правильную среду для того, чтобы привлечь инвестиции для того, чтобы участники рынка получали достаточную прибыль, чтобы финансировать такие крупные инвестиционные проекты — Борхерт Маркус, Старший вице-президент по региону Европа, Nokia.
Китай несколько лет назад начал создавать проект «интернет плюс». Например, в Шеньчжэне были созданы станции 4G, и вся провинция стала сопоставима с европейскими странами — Цай Боб, вице-президент по маркетингу и стратегии Huawei Technologies Co., Ltd..
Блокировка является крайним случаем взаимодействия между государством и компанией-нарушителем законодательства, и технически — это процесс, а не одномоментное действие. В настоящее время для Роскомнадзора, как технического исполнителя этого решения, очевидны тот протокол, который использует Телеграм, и те дальнейшие действия, которые будут применены для обхода блокировки. У нас есть свой сценарий действий, блокировка, и он будет завершен — Жаров Александр, Руководитель, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (Роскомнадзор).
Когда мы говорим об инфраструктурных решениях национального масштаба и именно для граждан, я считаю принципиальным вопрос безопасности данных, и вообще данные должны попадать в систему только с согласия, которое клиент понимает, кому дал — Скоробогатова Ольга, Заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.
Регуляторные требования — это необходимость, т.к. это безопасность. Я должна отметить те регуляторные возможности бизнеса и российских производителей, которые позволили нам по закону Яровой снизить существенно наши ожидания и прогнозы по расходам больше, чем в 10 раз — Серебряникова Анна, Директор по правовым вопросам и связям с законодательной и исполнительной властью, член правления, ПАО «МегаФон».
Самый актуальный и обсуждаемый вопрос у нас сейчас — фаервол технически где-либо, кроме Китая, возможен? — Копелевич Илья, Главный редактор Business FM.
Модель, которая сложилась за последние 15-20 лет, когда инфраструктура развивалась за счет средств телеком-операторов, она, как мне представляется, в значительной степени себя изжила — Осеевский Михаил, Президент, ПАО «Ростелеком».
Проблематика в большей степени связана с деньгами, которые в отрасль необходимо вкладывать, чтобы была глобальная цифра. Не где-то отдельно, местами, чтобы все вопросы решались комплексно — Муров Андрей, Председатель правления, ПАО «ФСК ЕЭС».
Возможный подход — создание преференций исключительно российским резидентам, которые будут вносить свой вклад в налоговые платежи, в создание рабочих мест и в развитие инфраструктуры — Осеевский Михаил, Президент, ПАО «Ростелеком».
Я не сторонник того, что нужно кого-то заставить и с помощью технологий ухудшить им жизнь. Я считаю, что нужно открыть дискуссию, определить позицию бизнеса и российского государства о том, каким образом деятельность глобальных компаний должна вестись на территории России — Осеевский Михаил, Президент, ПАО «Ростелеком».
Есть три варианта организации инфраструктурных проектов, и все они должны применяться. Либо инфраструктурные проекты на уровне государства финансирует само государство — есть такие примеры, это госуслуги и т.д., либо создается партнерство государства и коммерческой организации. Хороший пример — запуск платформы удаленной биометрической идентификации. Либо сами коммерсанты договариваются и создают инфраструктурные решения на рынке — Скоробогатова Ольга, Заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.
Потребитель электроэнергии изменился за последние 10-15 лет, в настоящее время уже совсем другой подход — они требуют качественную, надежную и быструю услугу. Мы стараемся идти в этом тренде, в некоторых регионах страны даже с опережением. В частности, по сектору IT и связи мы подключили за последние пять лет более 190 компаний — Муров Андрей, Председатель правления, ПАО «ФСК ЕЭС».
Сейчас потребитель определяет успех той или иной компании, потому что потребитель хочет быстро, качественно и с наибольшим набором опций для своего удобства — Скоробогатова Ольга, Заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.
Цифровая инфраструктура
Что такое цифровая инфраструктура?
Когда мы говорим, к примеру, об инфраструктуре города, то имеем в виду дороги, мосты, парки, здания и т.д. Когда говорим об инфраструктуре здания, то подразумеваем системы охраны и безопасности, кондиционирования и вентиляции, энергоснабжения и связи, как внутриобъектной, так и связи с внешним миром. В случае же цифровой инфраструктуры речь идет о компьютерах, сетях, мобильных телефонах, телефонии и т.д. Иными словами, мы говорим о том, что формирует наше цифровое пространство.
Цифровая инфраструктура – это комплекс технологий и построенных на их основе продуктов, обеспечивающих вычислительные, телекоммуникационные и сетевые мощности и работающих на цифровой (а не аналоговой) основе.
Зачем нужна цифровая инфраструктура
Наличие цифровой инфраструктуры позволяет компании в кратчайшие сроки (в течение считанных часов) развернуть локальную корпоративную сеть с доступом к Интернет.
При этом компания получает следующие преимущества:
• Сжатые сроки создания корпоративной сети и доступа к Интернет (2-3 часа)
• Отсутствие необходимости в покупке оборудования для создания корпоративной сети и доступа к Интернет.
• Отсутствие необходимости в защите сети маршрутизаторами и брандмауэрами
• Любое количество рабочих точек в произвольных помещениях
• Нет головной боли за инженерное обеспечение и надежность работы ИТ-оборудования, обеспечивающего работоспособность сети
• Отсутствие необходимости в содержании технических специалистов.
Особое значение цифровая инфраструктура получает на объектах с множеством сервисов, предоставляемых различными компаниями. Согласование работы этих компаний и согласование реализуемых ими сервисов является очень сложной задачей, часто неэффективно выполняемой, занимающей много лишнего времени и потребляющей много лишней энергии. Кроме того, нередко возникают ситуации противодействия одних сервисов другим. Можно привести простую аналогию противодействия, когда в офисных центрах в каких-либо помещениях работают системы и отопления и кондиционирования одновременно.
В качестве примера объекта с множеством сервисом рассмотрим аэропорт. В любом аэропорту работает много служб, организаций и предприятий и каждый из них отделен друг от друга. Как правило, недостаток коммуникационной системы аэропортов в том, что у каждого подразделения своя ИТ-инфраструктура. Получается так, что уполномоченные службы (таможня, милиция, пограничная служба) имеют, например, собственную систему видеонаблюдения и зачастую ведут наблюдения за одной и той же площадью.
Внедрение цифровой инфраструктуры устраняет подобные сложности и высокую стоимость от совместного функционирования нескольких подобных систем. Одна единственная сеть для видео, голоса и данных сокращает затраты на закупку оборудования, установку, содержание и обучение, обеспечивая стандартизацию оборудования и процедур управления, совместно с повышенной надежностью, что присуще только современным цифровым технологиям.
Преимущества цифровой инфраструктуры состоят в следующем:
• Единая цифровая сеть для передачи информации,
• Масштабируемая и гибкая инфраструктура,
• Простота интеграции с существующими современными и будущими технологиями,
• Высокие показатели доступности и надежности,
• Стандартизованные процедуры управления сетью,
• Быстрый, эффективный и гибкий доступ к текущей и архивной информации по каждому сервису,
• Возможность новых бизнес-процессов, услуг и дополнительных доходов,
• Снижение эксплуатационных расходов.
Региональная цифровая инфраструктура
Для региона наличие цифровой инфраструктуры означает современность и технологичность, возможность наладки внутригосударственных и международных взаимовыгодных связей, активизацию в развитии.
В качестве примера рассмотрим один из регионов России — Республику Татарстан.
Согласно докладу Лукониной Л.В. на VII Международной научно-практической конференции «ИКТ ГИО», прошедшей в 2009 году, в 2008 году в Татарстане завершился 10-летний процесс «телекоммуникационной оцифровки региона». На сегодня Республика Татарстан — единственный «цифровой» субъект нашей страны, где обеспечена 100% цифровизация всех сельских, городских АТС, сотовой связи, телекоммуникационных систем передачи данных. Это позволяет предоставлять потребителям самый широкий спектр информационных и коммуникационных услуг как по передаче речи, так и по передаче данных и доступа в Интернет с высоким качеством.
Результатом явилось решение нескольких важнейших задач государственного уровня:
• обеспечение телефонной связью жителей республики.
• устранение «цифрового неравенства» между городом и селом в части обеспечения связью и доступа в Интернет.
• 100% реализация Программы оказания универсальных услуг связи. При этом обеспечена доступность универсальных услуг телефонной связи в каждом населенном пункте Республики Татарстан и тем самым решена проблема телефонизации нетелефонизированных сельских населенных пунктов.
• отрасль полностью демонополизирована и работа ведется на принципах «государст-венно-частного» партнерства.
Цифровая инфраструктура в России и в мире в целом
Во всем мире цифровая инфраструктура преобразует способы ведения бизнеса, находит и распределяет новые возможности, оптимизирует и автоматизирует всевозможные процессы.
Во многих странах мира распространено такое понятие, как «подключенная республика» (Connected Republic), и оно близко к реализации. «Подключенная республика» напоминает кажущееся нереальным идеальное общество, граждане которого свободно работают и общаются друг с другом, преодолевая сопротивление бюрократии. Следует отметить, что функции «подключенной республики» выходят за рамки традиционного электронного государственного управления (e-government) и повышения эффективности доставки государственных услуг. «Подключенная республика» может стать новым этапом демократического обновления и заложить основы государства, в котором решения принимают не чиновники, а сами граждане.
Аналогично прогрессивными являются концепции «подключенного дома» (Connected Home) и «подключенной жиэни» (Connected Life).
Всё более гласной становится концепция «цифрового города», полностью построенная на цифровой инфраструктуре. На конференции Cisco Expo-2008 была представлена книга «Цифровые города. Широкополосный доступ и интеллектуальные сооружения: основы проектирования и построения». Учитывая, что в основе современной экономики лежит обмен информацией, то только информационное общество может сегодня считаться действительно развитым. В книге рассматривается концепция «цифрового города» — информационного общества с необычайно развитой инфраструктурой, для котороо характерна максимальная оперативность во взаимодействиях между людьми, властью и бизнесом, минимизирован бюрократизм, внедрено гибкое решение вопросов госучереждениями.
В России цифровая инфраструктура запаздывает по фазе развития от западных стран, но сам факт развития неоспорим. Активно набирает обороты система «электронного правительства», цифрового визирования, цифровой телефонизации, цифрового телевидения и др.
Вышеприведенный пример про Республику Татарстан – лучшее тому доказательство.
Будущая цифровая инфраструктура России будет базироваться на удовлетворении насущных и перспективных потребностей общества в высокотехнологических областях жизнедеятельности как человека, так и бизнес-процессов.
Крупнейшие провайдеронезависимые операторы дата-центров в России
По материалам Компьютер Пресс
1. Stack Group
АО «Группа компаний Стек» — крупнейший хостинг-провайдер, собственник сети дата-центров Stack Data Network. Сеть объединяет три дата-центра:
2. ISG (Integrated Service Group)
Дата-центр SafeData общей площадью около 500 м2 был открыт в 2007 году. В дата-центре компании ISG обрабатываются данные государственного проекта ГАС «Управление». Под них задействовано около 10% площадей дата-центра.
3. WideXS
WideXS — оператор связи, провайдер широкого спектра телекоммуникационных решений, обеспечивающий высокий уровень сервиса на основе корпоративных стандартов обслуживания клиентов.
Центр обработки и хранения данных WideXs (Data Center) занимает площадь около 2000 м2, общее количество стоек — около 300, запущен в эксплуатацию в 2003 году. Data Center WideXs является также узлом связи (Telehouse), на котором присутствуют российские и международные операторы связи.
4. Telehouse Caravan
Основная деятельность компании направлена на предоставление услуг доступа в Интернет, хостинга, фиксированной телефонной связи и построения сетей передачи данных. Реализация проектов осуществляется на базе оптоволоконной опорной сети, основанной на интеллектуальной технологии MPLS over Gigabit Ethernet. «Караван» владеет собственным дата-центром общей площадью около 1000 м2 с возможностью размещения 114 стоек. Дата-центр запущен в эксплуатацию в июле 2008 года.
5. IBS DataFort
IBS DataFort работает на рынке ИТ-аутсорсинга России с 2001 года и осуществляет поддержку ИТ в более чем 120 российских и зарубежных компаниях. В настоящее время услуги дата-центра предоставляются на двух арендованных технологических площадках на территории Москвы (первая площадка введена в эксплуатацию в 2001-м, вторая — в 2003 году). Общая площадь фальшпола обеих площадок — 370 м2, общее количество стоек — 110.
6. KiaeHouse
Дата-центр KiaeHouse был создан в 2003 году институтом информационных систем Российского научного центра «Курчатовский институт» и Российским НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС) при участии Центра взаимодействия компьютерных сетей «MCK-IX». Он расположен в отдельном охраняемом помещении на закрытой территории ФГУ РНЦ «Курчатовский институт». Общая площадь дата-центра — 650 м2, общее количество стоек — 300.
7. DataDome
Компания DataDome, интегратор инженерных систем, начала свою деятельность в 2000 году. Она специализируется на выполнении проектов любого масштаба по возведению под ключ дата-центров, узлов связи, резервных информационных центров, центров непрерывности бизнеса. Проект начинался как объединение проджект-менеджеров нескольких компаний, в том числе сотрудников российского офиса Cable & Wireless и фирмы «Аэротерм». Первый результат совместной деятельности — узел связи компании Cable & Wireless в Москве — был запущен в эксплуатацию в августе 2000 года. Далее последовал ряд успешных проектов по созданию дата-центров, серверных комнат и резервных офисов.
8. Филанко
Компания «Филанко», хостинг-провайдер, была основана 2 сентября 1999 года. 5 ноября 2001-го она начала оказывать услуги по регистрации и делегированию доменов. Строительство собственного технического центра под маркой DataHouse было закончено в сентябре 2006 года. Общее количество стоек — около 40.
9. DataLine
Компания DataLine, входящая в холдинг INLINE Technologies Group (ITG), начала предоставление услуг по размещению оборудования заказчиков на базе собственной распределенной сети центров обработки данных в Москве и Московской области в декабре 2008 года.
ЦОД, расположенный в Москве, имеет подведенное энергоснабжение первой категории общей мощностью 5 МВ·А и рассчитан на размещение 350 стоек. Планируется к запуску ЦОД № 2 в Московской области, в районе 50-го километра по Минскому шоссе, который станет самым большим в сети DataLine — площадь 2700 м2, общая подведенная мощность более 7 МВ·А, количество стоек — 800. ЦОД № 3 располагается в Москве на Коровинском шоссе. На площади около 900 м2 проектируется более 350 стоек с общей подведенной мощностью 4 МВ·А. Плановая дата запуска третьего ЦОДа — конец 2009 года.
10. СВС-Связь
Компания «СВС-Связь» начала предоставление услуг по размещению оборудования заказчиков на базе собственной распределенной сети центров обработки данных в Москве в декабре 2008 года. В состав сети дата-центров компании «СВС-Связь» в настоящий момент входят два дата-центра — Иртышский и Славянский.
11. КРОК
Фирма КРОК работает на ИТ-рынке c 1992 года и сегодня является ведущим российским партнером IBM, HP, Sun, EMC, Dell, Cisco Systems, Nortel, Avaya, Microsoft, Oracle и других лидеров мирового ИТ-рынка в России и странах СНГ. КРОК оказывает услуги по строительству дата-центров и сопровождению оборудования дата-центров на базе собственного дата-центра.
Что такое ИТ-инфраструктура?
Инфраструктура информационных технологий (или ИТ-инфраструктура) означает объединение компонентов, необходимых для работы корпоративных ИТ-сервисов и ИТ-сред, а также управления ими.
Почему ИТ-инфраструктура играет важную роль
Технологии лежат в основе практически всех аспектов современного предприятия — от организации работы сотрудников до операционной деятельности, производства товаров и оказания услуг. Правильно настроенное сетевое взаимодействие позволяет оптимизировать технологии с целью улучшения обмена информацией, повышения эффективности и продуктивности.
Гибкая, надежная и безопасная ИТ-инфраструктура помогает предприятию добиться поставленных целей и получить конкурентное преимущество на рынке. Однако ошибки в ходе внедрения ИТ-инфраструктуры могут привести к проблемам взаимодействия, производительности и безопасности, включая системные сбои и утечку данных. Реализованная должным образом инфраструктура может рассматриваться как фактор, определяющий прибыльность бизнеса.
ИТ-инфраструктура помогает компаниям решить следующие задачи:
Как работают компоненты ИТ-инфраструктуры?
ИТ-инфраструктура включает в себя взаимосвязанные элементы и состоит из двух базовых групп компонентов — аппаратного и программного обеспечения. Программное обеспечение, например операционная система, необходимо для работы аппаратного обеспечения. Операционная система управляет системными ресурсами и устройствами. Кроме того, ОС обеспечивает взаимодействие между приложениями и физическими ресурсами с помощью сетевых компонентов.
Аппаратное обеспечение
К аппаратным компонентам относятся:
• центры обработки данных
• объекты физической инфраструктуры
Программное обеспечение
К программным компонентам относятся:
• системы управления контентом (CMS)
• системы управления взаимосвязями с клиентами (CRM)
• системы планирования ресурсов предприятия (ERP)
Объекты физической инфраструктуры
Объекты физической инфраструктуры или материально-техническая база обеспечивают физическое пространство для размещения сетевого оборудования, серверов и центров обработки данных. К ним также относятся кабельные сети в офисных зданиях, необходимые для связывания компонентов ИТ-инфраструктуры в единую систему.
Сеть
Сети состоят из коммутаторов, маршрутизаторов, концентраторов и серверов. Коммутаторы предназначены для подключения сетевых устройств, например маршрутизаторов, серверов и других коммутаторов, в локальных сетях. Маршрутизаторы обеспечивают передачу пакетов и данных между устройствами, расположенными в разных локальных сетях. Концентраторы объединяют несколько сетевых устройств в один компонент.
Сервер
Сервер — основной компонент аппаратного обеспечения, необходимый для ИТ-инфраструктуры предприятия. Серверы представляют собой компьютеры, обеспечивающие совместное использование ресурсов для разных пользователей.
Серверный зал/центр обработки данных
Для размещения нескольких серверов в организациях предусмотрены специальные помещения — серверные залы или центры обработки данных. Как правило, центры обработки данных являются ядром сети.
Виды инфраструктуры
Существует два основных вида ИТ-инфраструктуры: традиционная и облачная.
Традиционная инфраструктура
Традиционная ИТ-инфраструктура состоит из обычных аппаратных и программных компонентов: объектов физической инфраструктуры, центров обработки данных, серверов, сетевых устройств, настольных компьютеров и корпоративных приложений. Как правило, для настройки такой инфраструктуры требуется больше ресурсов, физического пространства и затрат по сравнению с другими видами инфраструктуры. Традиционная инфраструктура обычно устанавливается локально для внутрикорпоративного или частного использования.
Облачная инфраструктура
ИТ-инфраструктура на основе облачных вычислений подобна традиционной инфраструктуре. Однако конечные пользователи могут получить доступ к инфраструктуре через Интернет и использовать вычислительные ресурсы без установки локальных компонентов за счет виртуализации. Технология виртуализации связывает физические серверы, за обслуживание которых отвечает поставщик услуг, независимо от их географического расположения. Затем она разделяет и абстрагирует ресурсы, например ресурсы системы хранения данных, чтобы предоставить к ним доступ для пользователей практически в любой точке мира, где есть соединение с Интернетом. Такую общедоступную облачную инфраструктуру еще называют общедоступным облаком.
Оптимальная ИТ-инфраструктура
Конфигурация ИТ-инфраструктуры зависит от потребностей и целей бизнеса, однако некоторые задачи являются универсальными для любого предприятия. Оптимальная инфраструктура может обеспечить высокопроизводительную систему хранения данных, сеть с малым временем отклика, безопасность, оптимизированную глобальную сеть, средства виртуализации и нулевое время простоя.
Ресурсы
Продолжение диалога на тему ИТ-инфраструктуры
Узнайте, как использовать преимущества тенденций в сфере ИТ путем улучшения взаимодействия между ИТ и другими подразделениями организации. Эти тенденции можно использовать для обеспечения функций и возможностей с целью создания конкурентных преимуществ для бизнеса как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.