какая была религия в риме до христианства
Религия в Древнем Риме
Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру – богиню плодородия, Либору – богиню вина и веселья, Прозерпину – богиню преисподней.
Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.
С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников. В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.
Каждое празднество состояло из нескольких отделений:
Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские боя устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н.э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.
Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более росло. В конце Республики магистраты и государственные деятели считали проведение публичных представлений важной частью их государственной деятельности. В условиях аристократической республики, где вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев, правящая группировка считала устройство публичных представлений одним из средств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от активной государственной деятельности. Неудивительно, что рост публичных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.
Какая вера у римлян была до принятия ими христианства
Итальянский Рим в наше время — это европейский город-музей, столица католического мира. Однако в древние времена его жители почитали вовсе не Христа.
Так в Древнем Риме орел считался воплощением Бога Юпитера и по его полету определяли его волю во время гаданий. Кроме того, существовал целый пантеон римских божеств, которым римляне обращались в тех или иных случаях.
Артефакты языческой эпохи можно встретить в Риме до сих пор и многие из них являются местом паломничества туристов.
Древний Рим исповедовал вначале язычество, позже приняв христианство
Какая религия у римлян была господствующей в тот или иной период существования Древнего Рима изучено хорошо. Большую часть своей истории они исповедовали язычество, при этом оно развивалось и прошло несколько стадий. Начало религиозной системе Древнего Рима положили этруски.
Дело в том, что древние римляне первоначально поклонялись именно этрусским богам, позже к ним присоединились греческие боги. Позже римляне сумели преодолеть мифологическую стадию развития своей религии и разработать собственные языческие культы.
В период заката Древнеримской империи язычество сменило христианство. Когда же в IV веке империя распалась на Западную и Восточную, христианство приняло очертания католичества.
Животные, которых ведут, чтобы принести в жертву. Длительный период римляне исповедовали язычество, приняв позже христианство. Фото: e-reading.club
Древнейшие преставления римлян связанны с культом земледелия. При этом они обожествляли силы природы. Кроме того, также практиковались культ предков, семейные культы.
После того, как было создано и развилось древнеримское государство, оно взяло на себя функцию организации и проведения религиозных ритуалов. Таким образом, создавалась официальная религия римского государства.
Вошедших в пантеон Древнего Рима новых богов римляне стали признавать в качестве его защитников, при этом их святилища на Капитолии стали главными центрами государственного культа.
Для римской религии характерно многобожие, как и для религии Древней Греции. При этом она не имела единых канонов и единой организации, так как состояла из культов различных божеств.
Отец римского семейства мог совершать все религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами. В деревне его мог заменить наделенный особыми полномочиями управляющий поместьем.
Государственные обряды совершали представители государственной власти. Вначале это был царь, выступавший через так называемых жреческих царе. Позже эти обязанности стали исполнять консулы и преторы, а в критические моменты — диктаторы.
Император Древнего Рима совместил в себе функцию Великого понтифика, но самостоятельно её не исполнял.
Древнеримские жрецы. В Древнем Риме институт жречества ввел Нума Помпилий
Первоначально в Древнем Риме отсутствовал институт жречества. Ввел его позже царь Нума Помпилий. Доступ в жреческую коллегию при этом был открыт. Для этого достаточно было заниматься общественной деятельностью.
Цезарь и Нерон в ранней стадии своей карьеры были фламинами или жрецами отдельных божеств. Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировавшая римскую дипломатию. Коллегия весталок также была очень важна в Древнем Риме.
Семейные культы и культ предков были характерны для Древнего Рима
В Древнем Риме каждая семья имела свои святыни, своих богов-покровителей, свой культ. Его центром был домашний очаг. Перед ним глава семейства или pater familias выполнял все обряды, например, объявлял новорождённого своим ребёнком.
В качестве хранителей дома римляне почитали пенаты (добрые духи), которые заботились о благополучии и благосостоянии семьи.
Ларарий, или алтарь семейных ларов. Лары охраняли римскую семью за пределами дома
Римляне считали, что за пределами дома их семью охраняют лары. Посвященные им алтари размещались на границах земельных участков. Также каждый древний римлянин обладал собственным «гением». Это охранявшее его второе «Я».
Гений отца семейства почитался всеми домашними. Это был genius familiae или genius domus. Мать семейства имела гения под названием Юнона. Также особое значение имел бог дверей Янус. Он сторожил и охранял вход в римский дом.
Древнеримской семье государством и обществом вменяло в обязанность забота об умерших, при этом римляне имели весьма смутные представления о загробной жизни.
Они считали, что после смерти дух человека продолжал жить в той могиле, куда положили прах умершего его родные. Именно поэтому они приносили на неё пищу. Обычно это были фиалки, пирожок, опущенный в вино, пригоршня бобов.
Считается, что этот обычай римляне заимствовали у этрусков. Те предки, о которых родственники заботились, становились добрыми божествами — метами. Если же они не делали этого духи умерших становились злыми и мстящими силами — лемурами.
Гений предков воплощался в отце римского семейства. Таким образом происходило религиозное оправдание его власти (potestas).
Для религии Древнего Рима характерен тотемизм и анимизм
Отвечая на вопрос: какая вера была у римлян до христианства, нужно помнить о том, что для религии древних римлян были характерны черты тотемизма и анимизма.
О том, что италийские культы имеют корни в них, говорит легенда о волчице, вскормившей основателей Рима — Ромула и Рема.
Также с волком (по-латински волк — lupus) связанны празднества луперкалий и особое святилище Луперкал, посвящённое Фавну, жреческая коллегия луперков и пр. Иные римские боги также имели посвященным им животных. Обычно гуси посвящались Юноне, а дятел, волк и быки стали принадлежать Марсу.
Италийские племена прошли в свое время отождествление того или иного животного с прародителем рода, поэтому у римлян его не было.
Капитолийская волчца, кормящая молоком Ромула и Рема, основателей Рима. Бронзовая статуя. Ученые считают, что её образ говорит о тотемизме древних римлян. Фото: putidorogi-nn.ru
Анимизм — это еще один элемент древней римской религии. Его черты особенно были распространены среди верований, относящихся к семейной жизни и родовой религии, а также представлений о загробной жизни. Римский анимизм был абстрактен и безличен.
Гений дома, пенаты и лары, маны и лемуры — это безличные силы, духи, от которых зависит благополучие семьи и на которых можно воздействовать молитвами и жертвоприношениями.
Римляне занимались земледелием и поэтому поклонялись силам природы. При этом они при этом они не придавали ей антропоморфные качества как древнегреческая религия. Римские анимисты признавали наличие особых мистических сил, присущим явлениям природы.
Это есть божества (numina), которые могущие принести как пользу, так и вред человеку. Таким образом, все римские божества были отвлечены и обезличены, так как являлись воплощением природных сил и явлений.
Бронзовая статуэтка Кибелы, II в. н. э. После победы на фригийскими племенами, римляне включили Кибелу в свой пантеон. Фото: upload.wikimedia.org
Также они поступали с божествами других народов, с которыми контактировали. Постепенно из множества богов выделились те, которые стали иметь значение для всей общины.
При этом римляне всегда активно взаимодействовали с другими народами, заимствуя у них религиозные представления и богов. Этим и объясняется такое разнообразие римского пантеона.
Многие римские боги отождествлялись с древнегреческими богами
Римский пантеон включал в себя аналоги греческих богов и богинь, при этом у них были свои уникальные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»), низшие — «famuli divi» и «virgines divi».
Божественное право («fas») не смешивалось с человеческим («ius»). Низшие божества («numina») существовали у римлян по-видимому уже в раннюю эпоху
Схема: родословная Римских и Греческих богов. Римляне разработали сложную родословную своих богов. Фото: ermakvagus.com
Римская мифология из массы нуминов выделяла триаду римского пантеона — Юпитер, Марс и Квирин. Она отражала трёхчленность гражданских функций: религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Кроме того, для неё также была характерна «парность» римских и греческих богов:
Римляне перерабатывали под себя древнегреческую мифологию. Особую популярность приобрел миф о подвигах Геракла, которого римляне назвали Геркулесом.
Кроме того, в римский пантеон включили и тех древнегреческих богов, которым не нашлось «пары»: Эскулапа, Аполлона и пр.
Чуть позже в Рим стали проникать восточные культы, главным образом египетские — культ Исиды, Осириса, Кибелы.
Капитолийскую троицу почитали этруски, и вместе с ними к римлянам перешло почитание и других божеств. Одной из первых стала почитаться латинская богиня Цаана — покровительница женщин, богиня луны, а также ежегодно рождающейся растительности.
Храм Дианы на Авентине был построен, по преданию, при Сервии Туллии. Знаменитая богиня Венера, покровительница садов и огородов и в то же время божество обилия и процветания природы, стала почитаться в Древнем Риме значительно позднее.
Стоит отметить также и такой обычай римлян как почитание тех богов, которым молились их враги. Таким образом, они пыталась ослабить своих противников, лишив их божественного покровительства.
Древняя религия Рима не имела Священного писания
Для древних римлян ритуал и культ были первичными. У древних греков же наоборот, божественное повествование играло главную роль. При этом в Древнем Риме священническая литература была одной из самых ранних письменных форм латинской прозы.
Эти тексты делились на книги (Libri) и комментарии (Commentarii). Они содержали религиозные процедуры, молитвы, постановления и мнения по пунктам религиозного закона.
Их издавали коллегии понтификов и авгуров, поэтому часто они принимали форму occultum genus litterarum (тайны за семью печатями), т.е. литературы, доступной только жрецам.
Марк Теренций Варрон, римский учёный-энциклопедист и писатель I века до н. э. В утраченных ныне трудах Марка Теренция Варрона содержалась часть положений древнеримской религии. Фото: upload.wikimedia.org
Согласно преданию, книги пророчеств, относящихся к мировой истории и судьбе Рима, в конце VI века до нашей эры у куманских Сивилл купил древнеримский царь Тарквиний Гордый.
Часть положения архаичной римской религии было записано утерянных богословских трудах учёного I века до н. э. Марка Теренция Варрона, и теперь известны по трудам других классических и христианских авторов.
Древние римляне даже в религиозных обрядах любили прагматику
Все древнейшие стадии религиозного развития нашли свое отражение в римских религиозных обрядах. Ряд религиозных запрещений восходит к древнейшим табу. Так, например, На празднества Доброй богини (Бона dea) не допускались мужчины, а на богослужение Сильвану (божество леса) — женщины.
Кроме того, фламин Юпитера не мог смотреть на вооружённое войско, носить кольцо и пояс, а нарушение обета безбрачия девами-весталками, каралось смертью.
Весталка. Фрагмент гравюры Фредерика Лейтона, 1880 год. Весталкам в Древнем Риме было запрещено нарушать обет безбрачия. Фото: upload.wikimedia.org
В римском культе серьезную роль играли различные заклинания и магические действия. Так, например, древние римляне приносили в жертву растительные плоды и животных.
Кроме того, они также выполняли особые ритуальные действия. Посредствам молитвы производилось магическое воздействие на божество.
Молитвы у них были длинны и многословны, так как жители Древнего Рима желали предусмотреть все случаи и не дать возможности богам потребовать сверх обещанного.
3 и более описания к божеству могли содержать древнеримские молитвы.
Такое многословие в молитвах объяснялось тем, что римляне верили в то, что бог мог их неправильно понять. В этом причина подробных пояснений тех или иных просьб, обращенных к божеству.
Если же проситель не получал желаемого, он всегда это мог объяснить не гневом богов, а тем, что он неправильно составил просьбу к ним.
Гадание по внутренностям жертвы (гаруспиция). Античный барельеф. Гадания и магические ритуалы имели большое значение в Древнем Риме, в отличие от молитвы
Римские молитвы отличались от молитв других народов тем, что они были лишены восхищения и экстаза. Для римлян это было суеверие (superstitio). Что же касается семейных богов и богов всей общины, то к ним относились ревностно и благочестиво.
Необходимо отметить, что религия Древнего Рима не имела каких-либо определенных этических норм. Для неё главным было строгое выполнение обрядов и соблюдение всяких запретов.
Впоследствии (в I в. до н. э. и позднее) римские писатели выводили слово religio из глагола religare, что значит связывать, привязывать.
Религия современного Рима — католицизм
Власти Римской империи преследовали первых христиан. Изменил отношение к ним и сделал христианство государственной религией император Константин Великий. Благодаря новой религии жители империи получили новую этику, эстетику, искусство и культуру.
Произошло это благодаря тому, что христианство по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев, римлян и иных народов древнего мира.
Собор Святого Петра, вид от замка Святого Ангела, показывающий купол, возвышающийся за фасадом Мадерны. В наше время находящийся на территории Рима Ватикан — это столица католического мира, а большинство римлян исповедуют католицизм. Фото: upload.wikimedia.org
Современный Рим — это мировая столица католичества. Это обстоятельство позволяет правильно ответить на вопрос: какая вера у римлян в наше время главенствует. Здесь в государстве Ватикан находиться резиденция Папы Римского.
Соответственно и большинство жителей Рима исповедуют католичество, хотя в городе живут представители и других религий. При этом следы древних верования на территории Рима не разрушаются, а сохраняются как памятники истории и культуры.
Какая была религия в риме до христианства
Ð Created using Figma
Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma
Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma
Group Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma
Rectangle Created using Figma
Rectangle Created using Figma
На полный экран Created using Figma
google Created using Figma
И Created using Figma Ð˜Ð´ÐµÑ Created using Figma Vector Created using Figma
Стрелка Created using Figma Group Created using Figma
Login Created using Figma logo_black Created using Figma
Logout Created using Figma
Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma
Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma
Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma
Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma
Доп эпизоды Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma
rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma ШÑринг Created using Figma
Громкость Created using Figma
СкороÑть Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð³Ñ€Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Created using Figma
telegram Created using Figma
twitter Created using Figma
Created using Figma
И Created using Figma
vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma
Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma
Глава первая. Христиане и императоры первого века
1.Религиозные верования римлян
Религия древнего Рима была очень проста. Латинские божества были не что иное, как силы природы, олицетворенные воображением земледельческого и воинственного народа. Мало-помалу этот первобытный пантеон расширился. Завоевания принесли новых богов. Римляне признавали истинными религии всех национальностей. Римский народ с готовностью принимал божества побежденных им народов и старался, таким образом, обратить этих враждебных богов в своих покровителей. Таким образом, к богам Лациума присоединились, один за другим, боги различных стран Италии, и распространение первоначальной территории Рима было в то же самое время расширением его религии. Впоследствии религия их стала обогащаться вследствие других причин. Не имея представления об одной всеобщей религии, древние обращались, во время общественных бедствий, к тем чужим божествам, которых считали способными отвратить небесный бич, когда свои туземные боги были не в состоянии сохранить народ от бедствия. Таким-то образом, вследствие влияния сивилльских оракулов были введены в Рим и греческие главнейшие божества. По мере того, как римское владычество распространялось на восток, – народу-победителю открывались другие религиозные формы. Возбуждающий и чувственный мистицизм Востока пробудил в душах новые потребности. У египетских и азиатских богов, в свою очередь, появились в Риме жрецы и нашли себе поклонников в лице тех, коих религиозные стремления не удовлетворялись более пережитой простотой итальянских религий и слишком человекоподобною мифологией эллинизма.
Эти различные культы не тотчас были приняты на равных правах. Одни оставались некоторое время за пределами Рима; другие получили право гражданства в самом городе. Некоторые, отвергнутые вначале и даже изгнанные много раз, были, наконец, приняты вследствие неудержимого напора народного чувства. Признанию многих культов благоприятствовало случайное сходство чуждых божеств с богами Рима: между теми и другими скоро утратилось различие. Таким образом, мало-помалу образовалась религия, составленная из последовательных наслоений, уподоблений и уступок, – та религия, которую мы видим в начале Римской империи, после реформ Августа. Большинство богов государства представляет (в это время) разнородную смесь, где были соединены латинские, итальянские, греческие и азиатские элементы, причем Греция почти всегда привносила совершенство своих пластических форм. Небольшое число чужеземных божеств, которые не подчинились этому слиянию, не получили места в официальной религии. Но, оставаясь предметом частного почитания, они продолжают пользоваться широкою терпимостью. Эта веротерпимость, по отношению ко всяким формам богопочитания или суеверий, прекращается только в двух случаях: когда государство считает необходимым вмешаться во имя общественного интереса или нравственности, – или когда одна какая-либо религия предъявит притязания на исключительное господство над умами и волею граждан.
Было бы ошибочно приписывать влиянию какой-либо метафизической теории ту нетерпимость, какую в последнем случае обнаруживает Римское государство. В его религии не было никакого догматического учения. Это было, как мы уже сказали, собрание частей разнородного происхождения, довольно причудливая мозаика, которой придавали видимую связность и гармонический оттенок – только время, привычка и поэтический или народный инстинкт. Но в течение всей своей истории римский дух сохранил одно расположение, которое не только не ослабело, но укрепилось в течение веков – почти непрерывающимся рядом побед и завоеваний. Судьба и счастье Рима казались ему связанными с его религией. Самые утонченные и изнеженные современники Августа или Тиверия не менее были проникнуты этою мыслью, чем грубые обитатели первобытного города Палатина. Быть может, они мало интересовались сущностью этой религии, ее безусловною истинностью, или ее историческим происхождением. Многие из них охотно повторили бы равнодушные или безнадежные слова Пилата: «Что есть истина?» Но государственный интерес и всемогущее суеверие, от которого не могли освободиться самые скептические умы, делали для них священными их народных богов. Даже и те божества, которые были не так давно приняты от чуждых племен, примешивались к вековым верованиям государства при помощи вымыслов, которым охотно верили. Молиться чужим богам было дозволено; но исповедовать, что они одни только имели право на почитание, только они одни существовали и одни были безусловно истинны, – это считалось подрывом и оскорблением римского могущества. Было убеждение, что это могущество будет потрясено тогда, когда падет традиционная религия государства. Это понятие настолько присуще римскому язычеству, что оно (понятие) замечается без изменения у последних приверженцев язычества, современников св. Амвросия или блаженного Августина.
Однако ни в одну эпоху Рим не подвергал иудейскую религию гонениям. Эта терпимость легко объясняется тем обстоятельством, что последователи иудейства (во времена римского владычества) представляли собою останки племени, останки обесславленные и изуродованные, хотя они и сохраняли еще живучесть. Римляне всегда имели уважение к национальным религиям. Август и его семейство богато одарили храм иерусалимский. И когда, после 70-го года, иудейская национальность погибла, оставивши только религию и племя, Рим поддерживал с одинаковою терпимостью этот культ, который, по самой природе своей, был враждебен религии Рима.
Между тем Рим готовил свою нетерпимость для непокорных – более мягких, но, по его мнению, более опасных. Христианство так же, как и иудейская религия, учило людей поклоняться истинному Богу. Но, в отличие от иудейства, требования которого были слишком велики, и национальный характер слишком заметен (почему оно и не могло привлекать многочисленных и постоянных учеников), – христианство требовало в жертву от своих последователей только заблуждения их и пороки. Его крайне простые обряды, его нравственное учение, свободное от всякой исключительности, обращалось ко всем, без различия национальности или племени. Можно было сделаться христианином, не переставая быть римлянином. Это, казалось, должно было бы привлечь к христианству снисходительность правителей; однако же, совершенно напротив, это именно обстоятельство и было причиною их суровости. Проповедуя и делая возможной всеобщую религию, христианство, казалось им, прямо угрожало религии государства в том ее виде, какой признавался в империи. Успех христианства был бы разрушением официального язычества. А так как, при этом, верили, что прочность язычества неотделима от крепости самого Рима, то и старались всеми силами остановить проповедь новой религии. Самые лучшие императоры, самые заботливые относительно римских интересов и наиболее пропитанные римскими предрассудками, вследствие этого окажутся самыми ярыми ее преследователями.
2.Нерон и христиане
3.Домицианово гонение
С первого взгляда легко было бы принять эти казни знатных христиан за один из эпизодов борьбы Домициана с аристократией. Последняя, в течение всего его царствования, стояла в сильной оппозиции, ответом на которую были многочисленные процессы, возбуждаемые перед трепетавшим от страха сенатом доносчиками, состоявшими на содержании императора. Интеллигентная аристократия, относившаяся строго к его порокам, не щадилась так же, как и родовая: Домициан казнил многих стоиков, и осудил даже, одним общим приговором, в ссылку – философов. Понятно, почему он показал себя таким жестоким по отношению к мужчинам и женщинам высокого рода, которые приняли христианство. Его беспокойные взоры везде видели заговор, а среди знатных христиан, быть может, больше, нежели в другом месте. Светоний, в нескольких словах, дает нам это понять, настоятельно упоминая о том, что подозрения были пустые. Знатность этих верующих могла удивлять и беспокоить тирана; она обнаруживала, неожиданным образом, важность победы, одерживаемой христианством; его взоры поражались не только числом, но и высокостью общественного положения последователей новой религии, которые теперь набирались из самых знатных домов, из сенаторских и консульских семейств, так же как и из бедной и темной среды. Это открытие, вероятно, имело свое влияние в деле жестокости Домициана по отношению к верным. Однако знатность осужденных, о которых повествуют Дион и Светоний, не должна была вводить в заблуждение прочих христиан: гонение Домициана распространялось не на одних только знатных христиан, оно коснулось верующих всех состояний и всех провинций.
Плиний, Nat. hist. XIII, 4; Тацит, Hist. V, 2, 5, 13.