какая богиня перерезает нить жизни
Мойры – древнегреческие богини с нитями в руках
Знакомясь с древнегреческими мифами, мне неоднократно приходилось встречать упоминание о мойрах. Несмотря на то, что об этих богинях сложено значительно меньше преданий, чем о верховных божествах, их не стоит обходить своим вниманием. Почему? Да просто мойры влияли на судьбу каждого – от самого обыкновенного смертного до героя или бога.
Древние греки верили, что именно мойры определяют три самых главных этапа жизни всякого существа. В своих трудах знаменитый Гомер даже писал, что сам Зевс подчинялся этим независимым богиням. В чём же скрывалась сила мойр? И почему их нередко называют ведьмами Древней Греции?
Мойры и судьба
Александр Ротхауг «Три судьбы», около 1910 года
Частная коллекция
Три сестрицы – мойры
Однако шло время, и представления о судьбе несколько изменились. Когда в Древней Греции начинают приобретать популярность мифы об олимпийских богах, вместе с ними приходят и мойры. Как можно заметить, теперь их становится три. Согласно преданиям, мойры были тремя родными сёстрами.
Они управляли судьбой людей, однако в ведении каждой из богинь были разные этапы жизни. Например, мойра Клото давала жизнь, определяя время рождения. Более того, эта богиня могла даже воскресить умершего, что и произошло с погибшим Пелопом. Дар предсказания был ещё одной способностью этой мойры. Благодаря ей Афина узнала о том, что вечно будет хранить обет безбрачия, несмотря на многочисленных претендентов на руку и сердце.
Мойры были тремя богинями-сёстрами, плетущими Судьбу
© Giovana Marion / gmarion.artstation.com
Вторая сестра-мойра, Лахесис, следила непосредственно за судьбой человека или божества. Лишь от её прихоти зависело счастье пришедшего в этот мир. Успех и слава, позор и несчастье – всем этим Лахесис могла одарить своего подопечного. Неслучайно её имя переводится как «бросающая жребий». Это правда так – богиня словно по жребию решала, каким будет рождённый человек – несчастным или настоящим счастливчиком.
И ведьмы, и богини
Несмотря на такие разные обязанности, сёстры были едины в своём деле. Древние греки представляли трёх богинь с нитями в руках. Каждая нить – это чья-то судьба. Одна из сестёр выбирает её, вторая прядёт, а третья следит за тем, чтобы она оборвалась в нужный срок.
У мойр было немало общего с древними ведьмами. Они могли видеть судьбу, управляли ею и своими руками могли оборвать жизнь человека. Тем не менее, античные поэты не рассказывают о мойрах как о тёмных богинях. Напротив, чаще всего мы видим царственные образы женщин, облачённых в белые одежды и прядущих нити судеб.
Питер Тейс «Время и три Судьбы», около 1665 года
Местонахождение: Музей искусства и истории, Женева, Швейцария
В мифе о борьбе Зевса с Тифоном они приходят на помощь верховному богу, хитростью обманывая его противника. Мойры имели право вмешиваться в ход событий, а Зевс считался их отцом. Неслучайно Громовержец порой именуется Мойрагетом, то есть судьбоуправителем. Именно благодаря мойрам в мире поддерживалась гармония, соблюдался высший порядок.
В храме Зевса в Афинах над головой бога располагалось изображение мойр, которые помогали отцу вершить справедливость и следить за судьбами людей. Это древнее изображение также подчёркивает главенство Зевса над мойрами, ведь лишь он мог подчинять себе жизни и судьбы.
Марко Биджо «Три мойры», около 1525 года
Местонахождение: Национальная галерея старинного искусства Палаццо Барберини, Рим, Италия
Хранительницы гармонии
По сути, в деятельности мойр заключается вся жизнь. Мне встретилось интересное сравнение каждой из богинь с периодом времени: прошлым, настоящим и будущим. Если первая из мойр, Клото, находила нить и давала ей жизнь, то вторая, Лахесис, определяла случаи, что должны произойти. В воле Лахесис было также сплетение нитей между собой, что связывало разных людей в одно целое.
Когда отведенное время подходило к завершению, Атропос, словно опытная пряха, отрезала нить, прекращая жизнь человека. Несмотря на кажущуюся жестокость, в этих трёх составляющих заключается гармония жизни, что появляется, идёт и затем останавливается.
У каждой мойры было своё предназначение
© Sara Neves / saraajn.artstation.com
В честь мойр был построен храм в Коринфе. Туда мечтали прийти многие почитатели этих богинь, люди надеялись получить покровительство одним из самых могущественных божеств. Кроме этого, к мойрам часто обращались с просьбами о благосклонности в судьбоносные дни, как, например, свадьба или рождение ребёнка.
Узнавая особенности этих богинь, даже не удивляюсь, что они во все времена интересовали людей. Как ни странно, но более всего изображений мойр можно встретить не в античный период, а гораздо позднее. В честь них были названы несколько астероидов. Имена мойр упоминаются и у Рафаэля Сабатини, и у Стивена Кинга, что доказывает актуальность отсылок к верованиям древних греков. Впрочем, тайны судьбы не перестанут интересовать человека даже через много веков.
Когда возобладали анимистические представления (вера в одушевленность природы), магическая сила, которая была заключена в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, наделяющим той или иной участью человека. Это божество изрекало ему свою волю, а также определяло его дальнейшую жизнь. Мойры понимались теперь уже как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»). Они представляли собой тёмную невидимую силу, которая не имела отчётливого антропоморфного облика: именно поэтому изображение мойр в античном искусстве встречается довольно редко.
По Платону, мойры владели силами высшего небесного правопорядка и изображались им женщинами в белых одеяниях, головы которых венчали венки. Они вершили под музыку небесных сфер настоящее, прошлое и будущее. Платон называет их дочерями богини Ананке («необходимости»), которая вращала мировое веретено.
Богиня Лахесис отвечала за прошлое. Она назначала жребий ещё до рождения человека, а затем следила за его исполнением. Лахесис как бы разматывала и пропускала сквозь жизненные невзгоды, превратности судьбы и всю жизнь смертного человека ту нить, которую для каждой судьбы пряла, в свою очередь, Клото.
При этом невозможно было нарушить жребий, поскольку его исполнению помогали все боги Олимпа. Клото была мойрой настоящего. Она пряла нить судьбы, на которую нанизывались события настоящего времени в жизни человека.
Как бы то ни было, и в первом, и во втором случае три сестры мойры сопричастны с Зевсом, который именуется Морием. Согласно надписи на жертвеннике в Олимпии, Зевс именуется «вершителем судеб». По словам Павсания, это означает, что верховный бог «знает человеческие дела и всё то, что предопределяли мойры, и всё, в чём они отказали».
Не случайно в храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Отца богов и людей находилось изображение мойр, что являло перед всеми тот факт, что «предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу».
В эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня случая и удачи Тихе, которой было характерно неустойчивость и изменчивость жизни.
МОЙРЫ: ВЕЧНЫЕ ПРЯДИЛЬЩИЦЫ СУДЕБ.
Вопросами о судьбе люди задавались задолго до наступления нашей эры. И одним из способов «перевесить» ответственность за собственную участь стала передача обязанности контроля над жизненным процессом мойрам. Что они собой представляют? Кто такие мойры?
Мойры – это и есть те самые древнегреческие богини, которые контролируют воплощение рока. Согласно разным легендам, их было от одной до четырех, но наиболее распространенный миф гласит о трех сестрах, прядущих нити судьбы. В случае с Мелеагром, чтобы оставить героя в живых, достаточно было хранить полено в целостности. Но когда мойры заняли постоянное место в божественном пантеоне, ситуация преобразилась. Отныне никакие действия людей не могли изменить ход предопределенных событий и воспрепятствовать осуществлению судьбы.
Мойры: имена сестер.
Каждая из трех богинь была ответственна за собственный участок работы:
«Распределение труда» у мойр очень четкое. Лахесис отмеряет длину нити и наматывает ее на веретено, Клото прядет, Атропос перерезает. Три мойры никогда не оспаривают друг у друга прав и всегда точно выполняют свои обязанности. Они неумолимы и неподкупны. Чаще всего сестер считали старухами, реже – молодыми девушками. Иногда их описывали как женщин разного возраста, где Лахесис – самая юная, а Атропос – пожилая.
Мойры: атрибуты богинь судьбы.
Предметы, которыми владели три сестры, непосредственно связаны с родом их занятий. Мойры в древнегреческой мифологии традиционно наделялись следующим имуществом:
Иногда среди атрибутов мойр упоминают весы. Но они больше подходят Немезиде – дочери Нюкты и богине возмездия, карающей за нарушение моральных норм. Именно с помощью весов она определяет, виноват ли человек. Мойрам подобная вещица ни к чему: они и так знают правду о любом событии, а их равнодушное отношение к окружающим не оставляет места для колебания чаш весов.
Где жили мойры:
Существует множество версий касательно места постоянного обитания богинь судьбы. Но преимущественно мойр селили:
По легенде, мойры иногда покидают свое жилище. Например, Лахеса присутствовала рядом с Лето при появлении на свет Артемиды и Аполлона. Сестры обязательно приходят к колыбели новорожденного, чтобы определить судьбу ребенка. Подслушивать слова богинь и подглядывать за ними нельзя: они предпочитают пребывать в тайне. Некоторые пытались задобрить мойр. Для этого вечером оставляли у постельки малыша деньги, вино и три куска хлеба. Подношение, исчезнувшее к утру, – знак долгой и счастливой жизни младенца.
Мойры и парки – есть ли разница?
Культура Древней Греции стала питательным источником для развития традиций и верований древних римлян. По сути, «одолжено» было практически все, но под новыми именами и иногда в чуть видоизмененной форме. Древнегреческие мойры тоже нашли себе пристанище среди древнеримских богов. Изменились ли их функции? Нет. Римские мойры просто стали называться парками. Они также считались богинями судьбы, контролирующими все происходящее в мире.
Имена парки получили следующие:
Выглядят мойры и парки одинаково. Их описывают либо юными девами, либо уродливыми старухами. Иногда каждая парка находится в собственном возрасте: Децима – младшая, Нона – средняя, Морта – старшая сестра.
Мойры и грайи: разные грани представлений о жизни и смерти.
В древнегреческой мифологии присутствует еще одна троица сестер – грайи. Иногда их ошибочно называют мойрами; подобное заблуждение объясняется следующими факторами:
Но если прядильщицы непосредственно заняты «производством», то вторая троица вещих сестер никак не контролирует судьбу. Мойры своим могуществом охватывают три основных промежутка – прошлое, настоящее и будущее, тогда как грайи «застряли» в последнем этапе цикла земного существования. Они есть олицетворение старости и увядания.
Грайи имеют собственные имена, чаще всего в литературе приводятся:
Грайи были рождены в союзе Форкия (бога чудес и бурного моря) и Кето (богини морских пучин и обитающих там чудовищ). Среди родственниц сестер – горгоны.
Грайи легко узнаваемы по таким признакам:
Мойры – богини, вселявшие трепет в сердца людей. Поклониться сестрам приходили в Коринф, где в их честь был сооружен храм. Несмотря на принадлежность троицы к древнегреческой мифологии, их образ до сих пор используют в искусстве: архетип вечных прядильщиц остается востребованным и в современном мире.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Мойры – это и есть те самые древнегреческие богини, которые контролируют воплощение рока. Согласно разным легендам, их было от одной до четырех, но наиболее распространенный миф гласит о трех сестрах, прядущих нити судьбы. В случае с Мелеагром, чтобы оставить героя в живых, достаточно было хранить полено в целостности. Но когда мойры заняли постоянное место в божественном пантеоне, ситуация преобразилась. Отныне никакие действия людей не могли изменить ход предопределенных событий и воспрепятствовать осуществлению судьбы.
Мойры: имена сестер
Каждая из трех богинь была ответственна за собственный участок работы:
Лахесис (Лахеса) – сама Судьба, которая дает жребий и следит за его исполнением; отвечает за прошлое;
Клото – Пряха, непосредственно работающая над прядением нити судьбы; считается богиней настоящего;
Атропос (Атропа, Айса) – Неотвратимая, перерезает нить, в должный срок обрывая жизнь смертного; соотносится с будущим.
«Распределение труда» у мойр очень четкое. Лахесис отмеряет длину нити и наматывает ее на веретено, Клото прядет, Атропос перерезает. Три мойры никогда не оспаривают друг у друга прав и всегда точно выполняют свои обязанности. Они неумолимы и неподкупны. Чаще всего сестер считали старухами, реже – молодыми девушками. Иногда их описывали как женщин разного возраста, где Лахесис – самая юная, а Атропос – пожилая.
Мойры: атрибуты богинь судьбы
Предметы, которыми владели три сестры, непосредственно связаны с родом их занятий. Мойры в древнегреческой мифологии традиционно наделялись следующим имуществом:
Свиток. В него фиксировались судьбы всех живущих в мире, даже бессмертных богов. Ничто не могло изменить записанное – Лахесис строго следила за этим.
Прялка. Приспособление было необходимо для прядения нити. Его обладательница – Клото.
Иногда среди атрибутов мойр упоминают весы. Но они больше подходят Немезиде – дочери Нюкты и богине возмездия, карающей за нарушение моральных норм. Именно с помощью весов она определяет, виноват ли человек. Мойрам подобная вещица ни к чему: они и так знают правду о любом событии, а их равнодушное отношение к окружающим не оставляет места для колебания чаш весов.
Существует множество версий касательно места постоянного обитания богинь судьбы. Но преимущественно мойр селили:
На светлом Олимпе. Такое жилище соответствует высокому статусу трех сестер, которые, согласно одному из мифов, были дочерьми Зевса, верховного бога, и Фемиды, богини справедливости. Их отца также называли Морием; он ведал, что и кому предопределили мойры. Иногда бог лично взвешивал жребий на весах, желая узнать ответ судьбы.
В глубокой пещере. Нередко троицу называют дочерьми Нюкты – ночи, которая также породила эриний, богинь мести. Мойры и эринии – союзницы и сестры. По другой версии, богини-пряхи были детьми Ананке, олицетворяющей рок и отвечающей за неизбежность. В обоих случаях местом, где живут мойры, называли удаленную пещеру в непроходимой чащобе. Самовольно попасть туда не мог никто.
По легенде, мойры иногда покидают свое жилище. Например, Лахеса присутствовала рядом с Лето при появлении на свет Артемиды и Аполлона. Сестры обязательно приходят к колыбели новорожденного, чтобы определить судьбу ребенка. Подслушивать слова богинь и подглядывать за ними нельзя: они предпочитают пребывать в тайне. Некоторые пытались задобрить мойр. Для этого вечером оставляли у постельки малыша деньги, вино и три куска хлеба. Подношение, исчезнувшее к утру, – знак долгой и счастливой жизни младенца.
Мойры и парки – есть ли разница?
Культура Древней Греции стала питательным источником для развития традиций и верований древних римлян. По сути, «одолжено» было практически все, но под новыми именами и иногда в чуть видоизмененной форме. Древнегреческие мойры тоже нашли себе пристанище среди древнеримских богов. Изменились ли их функции? Нет. Римские мойры просто стали называться парками. Они также считались богинями судьбы, контролирующими все происходящее в мире. Имена парки получили следующие:
Децима – соответствует Лахесис, определяет судьбу;
Нона – выполняет работу Клото, выпрядает нить;
Морта – забрала себе функции Атропос, обрывает жизнь.
Выглядят мойры и парки одинаково. Их описывают либо юными девами, либо уродливыми старухами. Иногда каждая парка находится в собственном возрасте: Децима – младшая, Нона – средняя, Морта – старшая сестра.
Мойры и грайи: разные грани представлений о жизни и смерти
В древнегреческой мифологии присутствует еще одна троица сестер – грайи. Иногда их ошибочно называют мойрами; подобное заблуждение объясняется следующими факторами:
Одинаковое количество и идентичные родственные связи. Три сестры – самая частая ассоциация для богинь судьбы. Тем не менее грайи тоже соответствуют этой характеристике.
Внешний вид. Нередко мойр изображают пожилыми. Грайи же всегда считались уродливыми древними старухами.
Владение информацией о судьбе. И мойры, и грайи посвящены в тайны неизбежного и знают о грядущем.
Но если прядильщицы непосредственно заняты «производством», то вторая троица вещих сестер никак не контролирует судьбу. Мойры своим могуществом охватывают три основных промежутка – прошлое, настоящее и будущее, тогда как грайи «застряли» в последнем этапе цикла земного существования. Они есть олицетворение старости и увядания. Грайи имеют собственные имена, чаще всего в литературе приводятся:
Дино (Дейно) – Оса, отвечает за дрожь;
Порфредо (Пемфредо, Пефредо) – Буря, в ее зоне ответственности тревога;
Энио – Злоба, соотносится с ужасом, иногда считается спутницей воинственного Ареса.
Грайи были рождены в союзе Форкия (бога чудес и бурного моря) и Кето (богини морских пучин и обитающих там чудовищ). Среди родственниц сестер – горгоны. Грайи легко узнаваемы по таким признакам:
Имеют один глаз на всех и пользуются им по очереди.
Обладают лишь одним зубом, которым им также приходится делиться друг с другом.
Рождаются сразу седыми.
Мойры – богини, вселявшие трепет в сердца людей. Поклониться сестрам приходили в Коринф, где в их честь был сооружен храм. Несмотря на принадлежность троицы к древнегреческой мифологии, их образ до сих пор используют в искусстве: архетип вечных прядильщиц остается востребованным и в современном мире.