как в тексте определено понятие услуга какие три элемента сферы услуг упоминают авторы
Как в тексте определено понятие услуга какие три элемента сферы услуг упоминают авторы
Какие две функции цен упомянуты автором? Назовите ещё одну любую функцию цен (не по тексту).
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Эффективная передача точной информации будет осуществляться впустую, если у тех, кому она адресована, нет стимула действовать (и действовать правильным образом), исходя из этой информации. Если производитель древесины не будет заинтересован в том, чтобы в ответ на повышение цен на древесину выпускать больше продукции, то информация
о повышении цен окажется для него просто бесполезной. Одним из замечательных свойств системы свободно складывающихся на рынке цен является тот факт, что цены, передающие информацию о состоянии рынка, одновременно обеспечивают и стимул, и возможности реагировать на эту информацию.
Эта функция цен тесно связана с функцией распределения дохода и не может быть объяснена без учёта последней. Доход производителя, то есть то, что он получает за свою деятельность, определяется разностью между доходом от продажи его продукции и затратами на её производство. Производитель составляет баланс доходов и затрат и выпускает такое предельно возможное количество продукции, когда её небольшой прирост уже дальше повлёк бы такие издержки, что они сравнялись бы с извлекаемым из дополнительной продукции доходом. Повышение цены на товар позволяет сдвинуть эту границу в сторону увеличения производства.
Как правило, чем больше производитель выпускает продукции, тем быстрее растут производственные издержки. Чтобы увеличить производство древесины, ему придётся рубить лес на более отдалённых или менее выгодных в других отношениях участках. Он будет вынужден нанять неквалифицированных рабочих или платить более высокую зарплату квалифицированным рабочим, чтобы переманить их от других работодателей. Однако возросшая цена на его товар позволяет ему нести возросшие издержки и, таким образом, обеспечивает как стимул к расширению производства, так и средства для этого.
Цены играют роль стимула, заставляющего производителя реагировать на информацию не только в том, что касается повышения спроса на продукцию, но также и в отношении поиска наиболее экономичной производственной технологии. Предположим, что какая-то порода дерева становится всё более редкой и, следовательно, более дорогостоящей по сравнению с остальными. Изготовитель карандашей получает эту информацию в результате возрастания цен на данный вид древесины. Ввиду того что его доход, как и доход любого другого производителя, определяется разницей между выручкой и издержками, то у производителя карандашей появляется стимул экономить именно эту, более ценную породу.
Как анализировать обществоведческий текст? Подготовка к 20–24 заданиям ЕГЭ
Задание 20
Формулировка задания:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Пример 1
Способностями называют индивидуальные особенности человека, позволяющие ему успешно заниматься определенного рода ________(А). Формирование способностей происходит на основе ________(Б) — врожденных особенностей нервной системы. Выделяют разные виды способностей: интеллектуальные, художественные, ________(В), коммуникативные. Возможно деление способностей на ________(Г) и специальные. Существует возможность ________(Д) одних способностей за счет других. Высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности, называется ________(Е).
Список терминов: 1) компенсация, 2) деятельность, 3) потребности, 4) духовные, 5) общие, 6) задатки, 7) одаренность, 8) организаторские, 9) труд.
Пример 2
Список терминов: 1) международные отношения, 2) муниципальные органы, 3) армия, 4) идеологические концепции, 5) правовая норма, 6) государственный аппарат, 7) суверенитет, 8) безопасность, 9) парламент.
Пример 3
Юридическая ответственность наступает за совершение правонарушения и характеризуется определенными лишениями личного или материального характера. Она всегда связана с _________(А). Это одно из важнейших средств _________(Б), борьбы с правонарушениями. Юридическая ответственность преследует _________(В) защиты правопорядка и восстановления справедливости, а также _________(Г) в духе уважения к закону. Основанием юридической ответственности является совершение _________(Д). Юридическая ответственность осуществляется в строгом соответствии с нормами права. Возложение юридической ответственности на правонарушителя возможно лишь при условии соблюдения определенного _________(Е), установленного нормами права.
Список терминов: 1) крайняя необходимость, 2) проступок, 3) обеспечение законности, 4) поручительская ответственность, 5) воспитание граждан, 6) процессуальный порядок, 7) государственное принуждение, 8) правонарушение, 9) цель.
Задания 21–24
Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом неадаптированного научно-популярного текста.
Задания 21 и 22 двухбалльные, среднего уровня сложности. Они направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде, а также применять ее в заданном контексте.
Задания 23 и 24 трехбалльные, повышенного уровня сложности. Задание 23 нацелено на характеристику (объяснение, конкретизацию) текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания. Задание 24 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.
Рекомендации по подготовке к выполнению заданий 21–24 ЕГЭ по обществознанию:
Формируйте навык работы с неадаптированными текстами начиная с 5 класса.
Обратите внимание учеников, что текст к заданиям 21–24 нужно прочитать очень внимательно, вникнуть в его суть. Ученики часто действуют формально, когда ищут необходимые по контексту слова, и это приводит к ошибкам.
Составьте план текста, отрабатывая с учениками задания 21–24. Пусть школьники тренируются вникать в проблематику каждого абзаца, пересказывают текст по пунктам.
Приводите жизненные ситуации к каждой обществоведческой теме, чтобы ученики понимали, что стоит за терминами.
Пример 1
1. Как в тексте определено понятие «услуга»? Какие три элемента сферы услуг упоминают авторы?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
ответ на первый вопрос: особая потребительская стоимость, которую создает труд, только не в качестве вещи, а в качестве деятельности;
ответ на второй вопрос (три элемента сферы услуг): торговля, банковские услуги, страхование.
2. Какие причины привлекательности сферы услуг для инвесторов приведены в тексте? (Назовите любые две причины.) Опираясь на обществоведческие знания, укажите исторический тип общества, для которого характерен рост доли услуг в валовом внутреннем продукте.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
ответ на вопрос (две причины), например: усложнение производства и насыщение рынка товарами народного потребления, развитие и воздействие научно-технического прогресса на появление новых видов деятельности, многие услуги не требуют большого стартового капитала, постоянно растущий спрос объема платных услуг населению;
тип: постиндустриальное (информационное) общество.
3. Авторы считают, что «в настоящее время осуществление актов купли-продажи обрастает разнообразными операциями по обслуживанию покупателей». Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, укажите три подобные операции (услуги) и проиллюстрируйте каждую из них примером. Сначала назовите операцию (услугу), затем приведите соответствующий пример.
В правильном ответе должны быть названы операции (услуги) по обслуживанию покупателей и приведены соответствующие примеры, допустим:
консультации о потребительских свойствах товаров (например, в салоне мобильных телефонов консультант помог покупателям выбрать простой в обращении телефон для пожилого человека);
доставка товаров в указанное покупателями место (например, фирма — продавец бытовой техники доставила купленный холодильник домой к покупателю);
сервисное обслуживание (например, швея, работающая в магазине одежды, подогнала брюки по росту покупателя).
4. Авторы привели возможные меры по сглаживанию сезонных колебаний спроса и предложения на услуги. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, объясните действие любых трех из упомянутых в тексте мер (сначала назовите меру, а затем дайте соответствующее объяснение).
В правильном ответе должны быть названы и пояснены меры, допустим:
установление дифференцированных цен (позволяет распределить спрос на протяжении всего года);
установление скидок со стоимости услуг (позволяет привлечь покупателей в «низкий» сезон, перенести спрос клиентов, ограниченных в сумме расходов, на более спокойный период);
организация предварительных заказов (позволяет прогнозировать величину спроса и организовать производство/доставку необходимого количества товара);
введение в периоды пикового спроса дополнительных услуг (позволяет повысить прибыль производителя/продавца);
обучение персонала совмещению функций (позволяет сохранить квалифицированный персонал на период «низкого» сезона, снизить издержки).
Пример 2
1. Что позволяет автору рассматривать период возникновения первых цивилизаций как начало процесса глобализации? Что, по его мнению, представляет собой современная мировая экономика? В чем автор видит сущность глобализации в области политики?
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
ответ на первый вопрос, например: уже в то время происходил обмен материальными и духовными ценностями разных народов и государств;
ответ на второй вопрос, например: современная мировая экономика представляет собой своего рода единый хозяйственный механизм, все элементы которого разбросаны по всем странам и континентам;
ответ на третий вопрос, например: резкое снижение роли национальных государств в решении социально-экономических и политических проблем.
2. Как автор оценивает роль разделения труда в общественном прогрессе? Какие особенности глобализации, связанные с быстрой передачей информации, отмечены в тексте? (Назовите любые три особенности.) Опираясь на текст, обществоведческие знания, объясните смысл понятия «планетарное мышление».
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
ответ на первый вопрос, например: происходит дальнейшее разделение общественного труда, это свидетельствует о том, что человечество сделало еще один шаг вперед, ибо чем выше разделение труда, тем развитее общество;
ответ на второй вопрос, например: компьютеризация, миниатюризация, использование цифровой технологии, волоконная оптика, связь через спутники, интернет;
объяснение, например: это культура мышления современного человека, которая выражается в особом отношении к нашей планете как единому целому; принципиально новый взгляд на мир, его проблемы, на свое место на Земле, на пути решения проблем мира и отдельной личности в их взаимозависимости.
3. Какое противоречие глобализации в области культуры отметил автор? Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, предложите любые три возможных способа (пути) смягчения/устранения этого противоречия.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
ответ на вопрос, например: в области культуры на словах предлагается взаимовлияние культур, обмен материальными и духовными ценностями, но в действительности проповедуются западная культура, западный стиль жизни, западный кодекс поведения, точнее американские ценности, американские представления о морали, о культуре и т.п.;
три способа (пути), например: знакомство с культурой другого народа, его менталитетом, чтобы понимать отдельные этнические составляющие «западной культуры»; развитие межличностного общения на уровне реальных и виртуальных неформальных контактов с представителями других культур, способствующих пониманию друг друга, преодолению стереотипов, взаимообогащению за счет иного культурного опыта; обмен духовными ценностями, ведущий к развитию национальных культур; включение этносоциальных компонентов в образовательные системы стран.
4. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два проявления позитивного и два проявления негативного влияния экономической глобализации.
В правильном ответе должны быть указаны следующие проявления:
позитивные, допустим: в процессе экономической глобализации расширяется выбор качественных товаров и услуг, в процессе экономической глобализации расширяются возможности в размещении своих сбережений для получения высокого дохода, экономическая глобализация предоставляет возможность для трудовой миграции и обучения профессии в других странах;
негативные, допустим: производимая фирмой продукция может стать неконкурентоспособной, что приведет к разорению фирмы, продаваемые работниками трудовые услуги могут стать невостребованными под влиянием международного разделения труда, экономические кризисы имеют глобальные масштабы.
Как анализировать обществоведческий текст? Подготовка к 20–24 заданиям ЕГЭ
Задание 20
Формулировка задания:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Пример 1
Способностями называют индивидуальные особенности человека, позволяющие ему успешно заниматься определенного рода ________(А). Формирование способностей происходит на основе ________(Б) — врожденных особенностей нервной системы. Выделяют разные виды способностей: интеллектуальные, художественные, ________(В), коммуникативные. Возможно деление способностей на ________(Г) и специальные. Существует возможность ________(Д) одних способностей за счет других. Высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности, называется ________(Е).
Список терминов: 1) компенсация, 2) деятельность, 3) потребности, 4) духовные, 5) общие, 6) задатки, 7) одаренность, 8) организаторские, 9) труд.
Пример 2
Список терминов: 1) международные отношения, 2) муниципальные органы, 3) армия, 4) идеологические концепции, 5) правовая норма, 6) государственный аппарат, 7) суверенитет, 8) безопасность, 9) парламент.
Пример 3
Юридическая ответственность наступает за совершение правонарушения и характеризуется определенными лишениями личного или материального характера. Она всегда связана с _________(А). Это одно из важнейших средств _________(Б), борьбы с правонарушениями. Юридическая ответственность преследует _________(В) защиты правопорядка и восстановления справедливости, а также _________(Г) в духе уважения к закону. Основанием юридической ответственности является совершение _________(Д). Юридическая ответственность осуществляется в строгом соответствии с нормами права. Возложение юридической ответственности на правонарушителя возможно лишь при условии соблюдения определенного _________(Е), установленного нормами права.
Список терминов: 1) крайняя необходимость, 2) проступок, 3) обеспечение законности, 4) поручительская ответственность, 5) воспитание граждан, 6) процессуальный порядок, 7) государственное принуждение, 8) правонарушение, 9) цель.
Задания 21–24
Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом неадаптированного научно-популярного текста.
Задания 21 и 22 двухбалльные, среднего уровня сложности. Они направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде, а также применять ее в заданном контексте.
Задания 23 и 24 трехбалльные, повышенного уровня сложности. Задание 23 нацелено на характеристику (объяснение, конкретизацию) текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания. Задание 24 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.
Рекомендации по подготовке к выполнению заданий 21–24 ЕГЭ по обществознанию:
Формируйте навык работы с неадаптированными текстами начиная с 5 класса.
Обратите внимание учеников, что текст к заданиям 21–24 нужно прочитать очень внимательно, вникнуть в его суть. Ученики часто действуют формально, когда ищут необходимые по контексту слова, и это приводит к ошибкам.
Составьте план текста, отрабатывая с учениками задания 21–24. Пусть школьники тренируются вникать в проблематику каждого абзаца, пересказывают текст по пунктам.
Приводите жизненные ситуации к каждой обществоведческой теме, чтобы ученики понимали, что стоит за терминами.
Пример 1
1. Как в тексте определено понятие «услуга»? Какие три элемента сферы услуг упоминают авторы?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
ответ на первый вопрос: особая потребительская стоимость, которую создает труд, только не в качестве вещи, а в качестве деятельности;
ответ на второй вопрос (три элемента сферы услуг): торговля, банковские услуги, страхование.
2. Какие причины привлекательности сферы услуг для инвесторов приведены в тексте? (Назовите любые две причины.) Опираясь на обществоведческие знания, укажите исторический тип общества, для которого характерен рост доли услуг в валовом внутреннем продукте.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
ответ на вопрос (две причины), например: усложнение производства и насыщение рынка товарами народного потребления, развитие и воздействие научно-технического прогресса на появление новых видов деятельности, многие услуги не требуют большого стартового капитала, постоянно растущий спрос объема платных услуг населению;
тип: постиндустриальное (информационное) общество.
3. Авторы считают, что «в настоящее время осуществление актов купли-продажи обрастает разнообразными операциями по обслуживанию покупателей». Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, укажите три подобные операции (услуги) и проиллюстрируйте каждую из них примером. Сначала назовите операцию (услугу), затем приведите соответствующий пример.
В правильном ответе должны быть названы операции (услуги) по обслуживанию покупателей и приведены соответствующие примеры, допустим:
консультации о потребительских свойствах товаров (например, в салоне мобильных телефонов консультант помог покупателям выбрать простой в обращении телефон для пожилого человека);
доставка товаров в указанное покупателями место (например, фирма — продавец бытовой техники доставила купленный холодильник домой к покупателю);
сервисное обслуживание (например, швея, работающая в магазине одежды, подогнала брюки по росту покупателя).
4. Авторы привели возможные меры по сглаживанию сезонных колебаний спроса и предложения на услуги. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, объясните действие любых трех из упомянутых в тексте мер (сначала назовите меру, а затем дайте соответствующее объяснение).
В правильном ответе должны быть названы и пояснены меры, допустим:
установление дифференцированных цен (позволяет распределить спрос на протяжении всего года);
установление скидок со стоимости услуг (позволяет привлечь покупателей в «низкий» сезон, перенести спрос клиентов, ограниченных в сумме расходов, на более спокойный период);
организация предварительных заказов (позволяет прогнозировать величину спроса и организовать производство/доставку необходимого количества товара);
введение в периоды пикового спроса дополнительных услуг (позволяет повысить прибыль производителя/продавца);
обучение персонала совмещению функций (позволяет сохранить квалифицированный персонал на период «низкого» сезона, снизить издержки).
Пример 2
1. Что позволяет автору рассматривать период возникновения первых цивилизаций как начало процесса глобализации? Что, по его мнению, представляет собой современная мировая экономика? В чем автор видит сущность глобализации в области политики?
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
ответ на первый вопрос, например: уже в то время происходил обмен материальными и духовными ценностями разных народов и государств;
ответ на второй вопрос, например: современная мировая экономика представляет собой своего рода единый хозяйственный механизм, все элементы которого разбросаны по всем странам и континентам;
ответ на третий вопрос, например: резкое снижение роли национальных государств в решении социально-экономических и политических проблем.
2. Как автор оценивает роль разделения труда в общественном прогрессе? Какие особенности глобализации, связанные с быстрой передачей информации, отмечены в тексте? (Назовите любые три особенности.) Опираясь на текст, обществоведческие знания, объясните смысл понятия «планетарное мышление».
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
ответ на первый вопрос, например: происходит дальнейшее разделение общественного труда, это свидетельствует о том, что человечество сделало еще один шаг вперед, ибо чем выше разделение труда, тем развитее общество;
ответ на второй вопрос, например: компьютеризация, миниатюризация, использование цифровой технологии, волоконная оптика, связь через спутники, интернет;
объяснение, например: это культура мышления современного человека, которая выражается в особом отношении к нашей планете как единому целому; принципиально новый взгляд на мир, его проблемы, на свое место на Земле, на пути решения проблем мира и отдельной личности в их взаимозависимости.
3. Какое противоречие глобализации в области культуры отметил автор? Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, предложите любые три возможных способа (пути) смягчения/устранения этого противоречия.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
ответ на вопрос, например: в области культуры на словах предлагается взаимовлияние культур, обмен материальными и духовными ценностями, но в действительности проповедуются западная культура, западный стиль жизни, западный кодекс поведения, точнее американские ценности, американские представления о морали, о культуре и т.п.;
три способа (пути), например: знакомство с культурой другого народа, его менталитетом, чтобы понимать отдельные этнические составляющие «западной культуры»; развитие межличностного общения на уровне реальных и виртуальных неформальных контактов с представителями других культур, способствующих пониманию друг друга, преодолению стереотипов, взаимообогащению за счет иного культурного опыта; обмен духовными ценностями, ведущий к развитию национальных культур; включение этносоциальных компонентов в образовательные системы стран.
4. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два проявления позитивного и два проявления негативного влияния экономической глобализации.
В правильном ответе должны быть указаны следующие проявления:
позитивные, допустим: в процессе экономической глобализации расширяется выбор качественных товаров и услуг, в процессе экономической глобализации расширяются возможности в размещении своих сбережений для получения высокого дохода, экономическая глобализация предоставляет возможность для трудовой миграции и обучения профессии в других странах;
негативные, допустим: производимая фирмой продукция может стать неконкурентоспособной, что приведет к разорению фирмы, продаваемые работниками трудовые услуги могут стать невостребованными под влиянием международного разделения труда, экономические кризисы имеют глобальные масштабы.