как узнать какая доша преобладает
Как узнать какая доша преобладает
Доши в аюрведе
В аюрведе все люди делятся на 5 основных типов, которые зависят от доминирующего элемента в конституции. Элементы Эфира и Земли считаются пассивными, потому что первый из них инертен, а второй представляет собой твердую основу для всего существующего. К динамичным и активным элементам относят Огонь, Воздух и Воду. На данных 3 элементах базируется теория трех дош.
Вата доша воплощает в себе Эфир и Воздух, Капха представлена Землей и Водой, А Питта – Водой и Огнем.
Концепция трех дош в аюрведе является фундаментальной. В европейской медицине существует теория о том, что человеческую природу можно определить по доминированию крови, желчи или слизи. Однако данная теория является лишь частью многочисленных аюрведических знаний.
Пропорции дош определяются при зачатии и зависят от питания, генетических особенностей, стиля жизни и психологического состояния родителей. Сбалансированная конституция, когда все доши находятся в гармонии, наблюдается редко. Если человеку повезло, то он будет наделен прекрасным здоровьем. Большинство людей рождаются с одной либо двумя доминирующими дошами. Им необходимо корректировать питание и стиль жизни, чтобы добиться хорошего здоровья.
Каждый человек наделен пракрити одной из 7 сочетаний Питты, Ваты и Капхи (П, В, К, ПК, ВК, ВП, Самадоша).
Викрити и пракрити
Сочетание дош, которое закладывается еще до рождения и является уникальной, называют пракрити. Она остается неизменной на протяжении всей жизни. Исключение могут составлять ситуации, когда наблюдаются генные изменения. Однако существует так называемая конституция настоящего – викрити. Она характеризует состояние организма на данный момент. Если здоровье идеальное, то викрити и пракрити совпадают. Однако в большинстве случаев между ними наблюдается значительная разница из-за особенностей питания, эмоционального фона, образа жизни, возраста, воздействия внешних факторов и др. Эту разницу может определить аюрведический врач после тщательного осмотра человека. Узнав разницу между викрити и пракрити, врач может составить детальную программу оздоровления.
Если знать свой тип конституции, то можно определить, какие именно шаги необходимо сделать на пути к здоровью. В этом может помочь аюрведический врач. Однако если у вас нет такой возможности, то можно пройти тест на определение конституции.
Уникальный онлайн-тест на доши в аюрведе
Доши в Аюрведе: тест и описание результатов
Чтобы сохранить результат на сайте, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Аюрведа считает, что каждый человек уникален. Понаблюдайте за людьми! Некоторые легко и быстро двигаются, в то время как другие неповоротливы и апатичны. Кто-то способен легко съесть несколько блюд, а кто-то едва осилит одну порцию. Одни пребывают в состоянии умиротворения, другие словно несут на своих плечах тяжесть всего мира.
Что же делает каждого человека уникальным? Ответ кроется в индивидуальной комбинации энергий, присущей каждому человеку. Аюрведа говорит нам о том, что мир состоит из пяти элементов: пространство/эфир (акаша), воздух (вайю), огонь (агни), вода (джала) и земля (притхиви).
Пять элементов попарно объединяются и образуют три доши: вата (пространство и воздух), питта (огонь и вода) и капха (вода и земля). Эти биологические энергии присутствуют в каждой клетке тела и в разуме человека. Доши управляют всеми умственными и физическими процессами, предоставляя человеку «индивидуальный план» для обретения здоровья и достижения самореализации. У большинства людей преобладают две доши, реже — одна. Ещё реже встречаются те, у кого все три доши находятся в балансе.
Изучая уникальную конституцию, следует учитывать свою пракрити и викрити.
Пракрити («изначальное творение») формируется ещё в утробе матери и фиксирует его физические и психологические особенности, которые остаются неизменными на протяжении всей жизни.
Викрити («после сотворения») — текущее состояние дош, зависящее от образа жизни, времени года, окружающей среды.
Как определить свою дошу по Аюрведе?
Узнать уникальную конституцию поможет специальный вата-питта-капха тест. Нужно ответить на ряд вопросов, касающихся привычек, наклонностей и образа жизни. Знание доша-конституции поможет осознать свою истинную природу, внести необходимые изменения в распорядок дня, питание и, возможно, пересмотреть отношение к окружающему миру.
Вата-доша
Формируется элементами пространства и воздуха. Это энергия движения, которая управляет всей биологической активностью тела. Качества вата-дош: сухость, грубость, лёгкость, холод, подвижность. Поэтому человек вата-конституции проявляет физические и умственные характеристики, которые отражают эти качества.
Вата-доша управляет всем, что связано с движением, из-за чего её считают главной из всех дош. Вата отвечает за кровообращение, усвоение пищи, выделение, нервные импульсы и движение в мышцах и тканях. На психологическом уровне вата управляет общением, креативным мышлением, быстротой мысли и гибкостью. Места расположения вата-доши: нервные ткани, толстая кишка, кости, суставы, бёдра, кожа.
Некоторые из признаков дисбаланса ваты включают телесные расстройства: склонность к сухости кожи, сухой кашель, запоры, боль в пояснице, нарушения менструального цикла, проблемы с пищеварением.
Люди с телосложением вата обычно физически не очень хорошо развиты. С трудом набирают вес и легко его теряют. У них тонкие кости и мышцы, выступают вены и сухожилия. Иногда хрустят суставы. Кожа бывает сухой, грубой, иногда потрескавшейся и требует увлажнения. Волосы и ресницы тонкие. Как правило, людей вата типа отличают запавшие глаза, холодные конечности, ломкие ногти. Они не переносят холода и склонны к простудам. Часто наблюдаются проблемы с засыпанием, характерен поверхностный сон.
Обладают гибким умом и быстро усваивают информацию. Но при этом отличаются кратковременной памятью и забывают то, что изучили. Им часто не хватает терпения, уверенности и смелости. Из-за любви к новизне и азарту часто оставляют дела незавершенными. Люди вата типа легко выходят из равновесия, нервничают или впадают в уныние.
Вата-доша наделяет людей способностью к общению, остроумием, любовью к путешествиям. Они могут хорошо разбираться в точных науках, но для бизнеса им не всегда хватает терпения. Когда энергия вата находится в равновесии, она наполняет человека радостью и энтузиазмом. Если вата-доша выходит из баланса, люди этого типа начинают действовать импульсивно и реагировать на стресс страхом, тревогой и беспокойством.
Что выводит вата-дошу из равновесия:
Питта-доша
Образуется из элементов огня и воды. Питта-доша по своей природе горячая, маслянистая, острая, жидкая, кислая, лёгкая, подвижная. У человека с питта-пракрити проявляются физические и умственные характеристики, отражающие эти качества.
Питта отвечает, прежде всего, за пищеварение и обмен веществ. Энергия огня проявляется на физическом плане через действие гормонов, ферментов, органических кислот и желчи. В организме питта располагается в желудке, печени, тонком кишечнике, селезёнке, поджелудочной железе, в глазах. Питта-доша обеспечивает тело теплом и энергией.
Это происходит за счёт расщепления сложных молекул пищи, а также благодаря преобразующим процессам в уме и теле. На психологическом и эмоциональном уровне питта-доша управляет радостью, смелостью, силой воли, гневом, ревностью и умственным восприятием, а также обеспечивает силу интеллекта.
Люди питта-типа обычно среднего роста и обладают крепким телосложением. Легко набирают вес и легко сбрасывают лишние килограммы. Мускулатура хорошо развита, мягкая горячая кожа, волосы могут иметь тенденцию к преждевременному поседению и выпадению. Обладают сильным метаболизмом и хорошим пищеварением, из-за чего не испытывают проблем с аппетитом. У них есть тяга к сладким и горьким вкусам, склонность к чрезмерному употреблению пищи. Легко засыпают, крепко спят и просыпаются свежими и отдохнувшими.
Преобладание питта доши обусловливает острый ум и способность к концентрации. Такие люди быстро ориентируются в происходящем и адекватно реагируют на различные ситуации. Считаются хорошими ораторами и обладают ярко выраженными управленческими и лидерскими качествами. Как правило, легко конкурируют и любят решать сложные задачи. Склонны демонстрировать свои достижения, материальное благополучие и социальное положение. Из представителей питта-доши получаются хорошие учителя и наставники. В поле их интересов входит шоу-бизнес, политика и правозащитная деятельность. Любят готовить и покровительствуют искусству.
Когда питта-доша пребывает в балансе, человек наделён весёлым нравом, острым умом, мужеством и энергией. В случае, когда питта выходит из равновесия, положительные качества заменяют раздражительность, гнев и эгоизм, делая человека агрессивным и деспотичным по отношению к другим. Дисбаланс питта-доши обычно проявляется в организме в виде воспалительного процесса, кожных заболеваний (крапивница, псориаз, экзема), изжоги.
Что выводит питта-дошу из равновесия:
Капха-доша
Состоит из элементов воды и земли. Качества капхи: влажный, холодный, тяжёлый, тусклый, мягкий, липкий и статичный. Человек капха типа проявляет физические и умственные характеристики, которые отражают эти качества в сбалансированном виде и в состоянии дисбаланса. Капха-доша даёт энергию для формирования и связывания, что придаёт телу физическую форму, структурирует и обеспечивает функционирование всех частей.
Капха расположена, в основном, в области груди, в лёгких, в горле, в голове, в жировой и соединительной ткани, лимфе, связках и сухожилиях. Капха отвечает за смазку суставов, накопление энергии и за придание тканям объёма.
Люди с преобладанием капха доши обычно любят природу, спокойны, расслаблены и медлительны. Они сострадательны, непредвзяты, их нелегко расстроить или вывести из равновесия. У капхи характер собственника, поэтому они способны надолго привязываться к людям и вещам. С психологической точки зрения капха отвечает за любовь, терпение, прощение.
Жадность, привязанность и умственная инертность также лежат в зоне ответственности капха-доши. Благодаря земной структуре, капха заземляет вата- и питта-дошу, что помогает компенсировать дисбаланс этих дош.
У представителей капха-доши обычно хорошо развитое тело и тенденция к лишнему весу. Их отличает широкая грудная клетка, объёмные мышцы и толстая кожа, которая скрывает вены и сухожилия. Цвет лица может быть разный, но кожа, в основном, блестящая и склонная к жирности. Хороший аппетит, но из-за медленного пищеварения, как правило, капха потребляют меньше еды. Физически выносливы и в целом чувствуют себя счастливыми, здоровыми и излучают дружелюбие.
Капха часто проявляют лень и неохотно двигаются. Они сильны в своих убеждениях, работу выполняют безупречно. У них спокойная походка, отсутствует сильный голод и жажда. Людей капха типа не пугает рутина, они могут продолжать делать одно и то же день ото дня, словно пребывая в медитации. Представителя капха-типа можно узнать по глубокому и приятному голосу.
Из них получаются прекрасные исследователи и мыслители, а развитая интуиция и чуткость помогает стать хорошими врачами, психиатрами, менеджерами по персоналу. Они принимают правильные бизнес-решения, берут на себя ответственность и доводят задачу до конца.
Слишком много капхи создаёт холодную заболоченную среду, которая становится причиной ряда телесных заболеваний, таких как ожирение, заложенность носа и всего, что связано со слизистыми оболочками. А любящий и спокойный характер человека капха может трансформироваться в состояние летаргии, болезненную привязанность и депрессию.
Что выводит капха-дошу из баланса:
Типы людей по аюрведе
Базовая концепция аюрведы говорит нам о существовании пяти основных элементов: эфира, земли, огня, воздуха и воды. Это основа материи, появившаяся благодаря божественному умыслу. Все эти элементы в разных сочетаниях присутствуют в теле человека, составляя каркас его жизненной энергии.
У каждого индивида можно выявить определённые доминирующие элементы и, исходя из того, какие комбинации элементов преобладают, выделить три типа конституции человека. Эти типы обозначаются санскритским словом «доша» (в переводе ‒ ’то, что выводит из равновесия’). Так какие же типы людей по аюрведе существуют?
Вата ‒ первая доша, которая характеризуется преобладанием эфира и воздуха. Это движение, порыв ветра внутри тела. Разгонная сила всех движущих процессов и начинаний. С точки зрения физиологии, вата отвечает за дыхательную систему, движение крови, нервные импульсы, ходьбу.
Питта ‒ преобладает огонь и вода. Питта разжигает внутренний огонь в теле человека. Именно она распределяет энергию, сокрытую в Манипура-чакре, по всему телу. Придаёт человеку бодрости и энергичности. Отвечает за пищеварительную систему, обмен веществ, температуру тела, а также повышает внимание и способность к обучению.
Капха ‒ это слияние земли и воды. Она как слизь связывает и обволакивает ткани и органы человеческого организма, занимает все полости тела. Можно сказать, что капха отвечает за устойчивость, как физическую, так и психоэмоциональную. Под её контролем работают костный скелет и мышечно-связочный аппарат.
Преобладание той или иной доши сказывается на характере, внешнем виде, ментальной структуре и эмоциональном состоянии.
Человек далеко не всегда принадлежит к какому-то одному типу. Зачастую он в той или иной степени носит в себе комбинацию дош. А иногда все три доши уравновешены. Это благость, и, согласно аюрведической философии, такой человек берёт лучшее от всех пяти первоэлементов.
Опытный врач-аюрвед, чаще всего, просто взглянув на человека, с лёгкостью определит его конституционный тип, для этого не нужны сложные диагностические приборы и анализы.
Доша накладывает отпечаток не только на внутреннюю структуру организма, но и на внешний вид. Давайте попробуем разобраться, какие видимые триггеры существуют и какой отпечаток доши оставляют при формировании нашей личности.
Человек с преобладанием ваты (воздушной доши) строен и лёгок. Его телосложение худощавое, так как вата высушивает жировые отложения. Отличительной чертой могут являться непропорционально длинные конечности, утончённые пальцы. Ваты часто мёрзнут, и их конечности остаются холодными, ведь воздух внутри них не способен разжечь согревающего огня, как это происходит с питтами.
Кажется, что люди типа вата — это сама легкость, порывистость, изменчивость, ведь этой дошей правит эфир. В этих людях часто возникает тяга к возвышенному искусству и творчеству во всех его проявлениях, но непостоянство и частая смена направлений не даёт довести дело до конца.
Преобладающая питта характеризуется красивым плотным телосложением. Питты выглядят спортивно. Их внешность может быть отмечена веснушками, румянцем и родинками. Их походка уравновешена и решительна, им не свойственна сутулость. Такой человек пышет здоровьем, его внутренний котёл разогрет до предела.
Питты с лёгкостью выходят из душевного равновесия, они могут разразиться гневом и буквально «выжечь» всё вокруг. Людям этой доши приходится много работать над собой, чтобы научиться контролировать проявления своей огненной натуры. Но нельзя не отметить их энергичность, социальную активность, общительность и ответственность.
Питты проницательны и требовательны, в том числе и к мелочам. Они прекрасно подходят для руководящих должностей и стремительно прокладывают свой карьерный путь.
Типичный капха ‒ это человек с широкими плечами, не менее широкими бёдрами; это пышность форм, медленность и плавность движений, грациозность. Они обладатели мягкой, ровной и всегда свежей кожи, и сердцебиение у них медленное и спокойное.
Капха ‒ это основательность и накопление во всём. Людям этого типа легко набрать вес и тяжело избавиться от излишков, но их «тяжёлое» добродушие обволакивает и делает капх невероятно притягательными.
Вокруг них ощущается родственность, защищённость, и для других дошей они становятся образцами терпеливости. В сложных обстоятельствах они сохраняют холодный ум и, кажется, являются вселенским оплотом надежности.
Каждая доша имеет свойство непостоянности проявления и тесно связана с биологическими часами, а также с сезонными циклами и даже с климатическими особенностями места проживания. Иными словами, эти и многие другие факторы оказывают ощутимое влияние на баланс дошей в организме человека.
Как и любой другой механизм, доши могут прийти в состояние дисбаланса, его нужно уметь настраивать. Сравнить это можно с настройкой сложного инструмента, например, органа. Без правильного управления наши тело и дух приходят в негодность, заболевают и становятся нетерпимы к окружающим людям и процессам, происходящим вокруг.
Немаловажную роль в гармонизации дош играет правильное питание. Вкупе с положительным настроем правильное питание ‒ одна из основ аюрведического учения. Для каждой доши разработана своя система питания, придерживаясь которой, можно поспособствовать излечению от недугов и уравновешиванию психического состояния.
Вата ‒ сухая и холодная, и, чтобы не усиливать эти составляющие, рекомендуется употреблять тёплую и легкоусвояемую пищу предпочтительно кислого, солёного и сладкого вкуса. Важно, чтобы употребление пищи приносило покой и удовлетворение. Ваты чувствительны, зачастую их проблемы носят ментальный характер и не всегда связаны с неправильным питанием.
В случае такой «ветреной» конституции огромное значение имеет соблюдение режима и здравого образа жизни, включение в свой распорядок медитаций и йогических комплексов.
В противовес вате, питту нужно немного «тушить», у таких людей превосходное пищеварение, которое испепеляет любую пищу. Однако чтобы удерживать дошу в балансе, питтам следует употреблять холодные или слегка тёплые блюда. Не рекомендуется принимать пищу перед сном. Оптимальный тип питания для питты — вегетарианство.
Капхам нужно до минимума сократить в рационе количество сахара и жирных блюд и постараться добавить в свои лакомства немного «перчинки». Большое количество специй и острых приправ способствует согреванию, особенно в холодное время года. Для капхи требуется внимание и концентрация во время приёмов пищи, чтобы по возможности ограничивать свой аппетит.
Аюрведа как наука о теле вмещает в себя огромный массив средств и методов преображения. Веками накапливая информацию и передавая её из поколения в поколение, индийские мудрецы приоткрывают для нас эту сокровищницу.
Каждый человек уникален, и в нём заложена колоссальная сила, которая основана на первоэлементах и переливается в виде дош. И аюрведа не только как источник медицинских знаний, но и как философский трактат может способствовать физическому и духовному исцелению.
Доши в Аюрведе. Общая информация
А юрведа является самой древней из всех медицинских систем, когда-либо существовавших и существующих на Земле. Её область не ограничивается только знаниями о здоровье и лечении заболеваний, но также включает в себя данные об устройстве и строении мира и даже поднимает вопросы духовности и нравственности, согласуясь с принципами Вед. Основные аюрведические тексты утверждают, что изначально они были поведаны самим Брахмой — Богом-Творцом; принципы Аюрведы часто встречаются в текстах Атхарваведы, а также её крупицы можно найти и в Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Махабхарате, называемой «пятой Ведой».
Аюрведа дала зачатки для появления многих других направлений медицины в Индии — широко известной Тибетской, а также Сиддха- и Юнани-медицин, базирующихся на её принципах, которые разительно отличаются от принципов других методов врачевания — традиционной (западной) медицины и медицины нетрадиционной. В отличие от современной медицины, Аюрведа не ограничивается лишь лечением симптомов и последствий заболеваний и не использует на практике ненатуральные, неприродные и вредные для человеческого организма вещества, дающие множество побочных эффектов. От нетрадиционных же методов лечения Аюрведа отличается наличием научного базиса и проверенного тысячелетней практикой опыта исцеления.
Все знания Аюрведы основываются на уникальном фундаменте, который издревле является их неизменным стволом, с течением веков обросшим многочисленными ветвями новых открытий, методов и рецептов. Этой непоколебимой основой является концепция о «Тридоша». Тридоша — это три основных составляющих, которые образуют материальное тело человека. Три Доши, именуемые Вата, Питта и Капха, — это субстанции, появляющиеся из различного сочетания Первоэлементов. Всего есть 5 Первоэлементов: Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля, и из них формируется всё существующее в нашем мире. Первоэлементы образуются из Первокачеств и их комбинаций: Звука, Шершавости, Формы либо Цвета, Вкуса и Запаха. Эфир образуется чисто из Звука (считается, что именно звук порождает Вселенную), Воздух — из Вкуса и Шершавости и так далее (суммируясь в перечисленном порядке), заканчивая Землёй, состоящей из всех Первокачеств.
Первоэлементы в мире сложно найти в чистом виде, так как они в основном проявляются в сочетаниях различных комбинаций, принимая совершенно разные качества и характер влияния. Поэтому для удобства их рассмотрения и описания и была введена концепция Дош — основных видов сочетаний первоэлементов. И хотя в каждой из Дош присутствует каждый из 5 Первоэлементов, Доши характеризируются по количественному преобладанию каких-то двух из них: Вата-Доша являет собой сочетание Эфира и Воздуха (то есть в ней присутствуют все 5 первоэлементов, но с наибольшими долями Эфира и Воздуха), Питта-Доша – сочетание Огня и Воды, и Капха-Доша – сочетание Воды и Земли.
Взаимодействуя между собой и постоянно меняясь, Доши образуют наше тело и обеспечивают все его физиологические процессы. Понятие «Доша» происходит от санскритского слова «Душ» — ‘вредить, причинять вред’ — и означает “то, что выходит из себя”. Как же наше человеческое тело может строиться из того, что «вредит и выходит из себя»? Ответ Аюрведы очень лаконичен и к тому же поучителен: в состоянии равновесия Доши образуются и исчезают в полном балансе, а в состоянии «Копа» (гнев) их баланс теряется, и они действуют негармонично, инициируя патологические процессы и разрушая тем самым тело.
В данном постулате можно обнаружить тонкий философский подтекст: когда человек совершает Ви-Карму (нежелательные действия, противоречащие Дхарме и Божественным Законам), Доши «злятся» и уничтожают его тело за неподобающие, неверные поступки, указывая на то, что он совершает ошибки или двигается по неверному пути; когда же человек совершает Карму (действия согласно Дхарме, соответствующие священным писаниям и соблюдающие здоровые принципы), Доши поддерживают его состояние и здоровье.
Итак, Доши в непрерывном процессе рождаются, образуют наше тело, обеспечивают обмен веществ и также покидают тело, затем заново появляясь и исчезая. Каждая из трёх Дош отвечает за определённые процессы в организме и соучаствует в деяниях двух других Дош (то есть Доши в организме действуют сообща и никогда не противоречат друг другу). Вата (Вайю — ‘ветер’) представляет собой телесный воздух, Питта (Тап, Тапас — ‘жар, огонь’) является трансформирующей субстанцией, а Капха (‘слизь’) образует форму тела и его содержание. Все три Доши присутствуют в каждой части, органе и клетке нашего тела, однако, каждая из них имеет области, в которых она доминирует.
Вата-доша локализуется в нижней части тела, от пупка до пят, Питта-Доша преобладает в пупочной области, от пупка до зоны верхушки сердца, и Капха-доша – в верхней части тела, от сердца до макушки.
Вата-доша, в которой преобладает элемент Воздуха, осуществляет все двигательные процессы— телодвижения, циркуляцию жидкостей (крови и лимфы), коммуникацию органов, пульс, дыхание. Также важной функцией Ваты является раздувание Агни — пищеварительного огня. Кроме того, именно под действием Ваты при зачатии сперматозоид соединяется с яйцеклеткой, зарождая новую жизнь.
Питта-доша, в которой преобладает элемент Огня, обеспечивает метаболизм — обменные процессы в теле, переваривание пищи, трансформацию телесных тканей и поддержание температуры тела.
Капха-доша, в которой преобладает элемент Воды, формирует наше тело и его массу, поддерживает уровень жидкостей, смазывает суставы, обеспечивает стабильность, связь органов. Капха также играет важную роль в процессе пищеварения, контролируя активность пищеварительного огня, не давая ему разгораться сильнее необходимого.
Совместные действия Дош можно наглядно увидеть на примере, сравнивающем процесс пищеварения с приготовлением пищи на огне: огонь (Питта), греющий котёл, разжигается и поддерживается при помощи воздуха (Вата), а водой (Капха) регулируется его равномерное горение, предотвращая пожар.
Доши в телах разных людей проявляются с разной силой, и их уникальное сочетание в каждом из нас обуславливает нашу индивидуальную конституцию. Во врождённой индивидуальной конституции Доши могут находиться в теле как в равном процентном соотношении (Вата = Питта = Капха), так и преобладать над другими, что будет нормой для этого конкретного человека. Когда каждая из Дош находится в своём балансе (то есть своевременно и в достаточном количестве формируется, действует и покидает тело), то человек здоров, хорошо себя чувствует и активно исполняет свои обязанности. При неправильных действиях или образе жизни человека Доши могут увеличиваться или уменьшаться, нарушая индивидуальный баланс организма.
Чтобы понять, является ли определённая Доша — Вата, Питта и Капха — доминирующей в вашей конституции, либо она изменила своё количество, выйдя за пределы своих норм, что является патологией и говорит о дисбалансах в организме, нужно знать характеристики и свойства Тридоша.
Характеристики Дош: Вата, Питта и Капха
Вата находится в постоянном движении, её называют «Анилла» — ‘то, что никогда не стоит на месте’.
Сухость. Основным качеством Ваты является сухость. Сухость может проявляться как сухая кожа, волосы, сухость (чёрствость) характера. Сухие субстанции абсорбируют влагу, следовательно, люди Ваты нуждаются в жидкости, масле, смазке, ровно как и их психика нуждается в эмоциональной поддержке, наполнению чувствами извне, при этом сами они не склонны делиться своими эмоциями.
Лёгкость. У людей с преобладанием Ваты наблюдается малый вес, некоторая слабость и немощность, высокий тон голоса. Лёгкость Ваты привносит в характер лёгкость на подъём, беззаботность, легкомысленность, способность резко изменять направления и решения.
Хладность. Холод — одно из превалирующих свойств Ваты; оно может выражаться в мерзлявости, холодных конечностях, скованности. В эмоциональном плане Вата проявляется в равнодушии и беспристрастном отношении. Красоте предпочитается функциональность.
Чистота, прозрачность и тонкость. Вата придаёт лицу мелкие черты, коже — тонкость, прозрачность, а также утончённость как на уровне тела, так и ума. Вата-доше характерна аккуратность, детальность, быстрота реакций и чуткость к изменениям.
Грубость. Грубость Ваты ощущается в шершавой коже, неровностях, трещинах, сухих и грубых на ощупь волосах, угловатом телосложении. В отношениях грубость может подразумеваться не только в своём основном значении, но и в негибкости, отсутствии обходительности и деликатности.
Подвижность. Вата всё время находится в движении, суетлива, хаотична, нестабильна и неустойчива: бегающий взгляд, быстрая речь, дрожь в теле, беспокойство. Людей с высокой Ватой легко испугать, сбить с толку, смутить и расстроить. Для Ваты характерна паника, тревога, запинки в речи и заикание.
Питта — единственная субстанция в теле, способная осуществлять процессы трансформации, благодаря её огненной природе.
Горячесть. Из всех трёх Дош только Питте присуще горячее свойство, тепло и жар. Под воздействием Питты тело становится тёплым и мягким на ощупь, а кровь — горячей. Питта привносит в характер темпераментность, пылкость, страстность, но также желчность и раздражительность. Жар провоцирует расширение, и Питта, не терпящая границ, стремится выйти за рамки, даёт широкое мышление, полёт мыслей. Жар, напор наделяет целеустремлённостью, способностью трудиться не покладая рук.
Влажность. Признаками Питты является влажная, жирная кожа и волосы. В характере проявляется средняя эмоциональность, нежность, преданность и забота, несмотря на жаркие вспышки гнева и агрессии в случае накалённой обстановки.
Острота. Острота Питты выражается в едкости, желчности, интенсивности и активности: сильное пищеварение, активный метаболизм, острая речь. Питта может привносить в характер склонность к критике и обострению ситуаций, к ревности и перфекционизму.
Лёгкость. Как и Вата-доше, Питте присуща лёгкость на подъём. Лёгкость Питты даёт среднее телосложение, ловкость, а также стремление к свободе.
Дурной запах. Питте присущи неприятные запахи — едкий запах мочи, пота. Изначально Питта-доша пахнет сырым мясом или кровью, а при дисбалансах приобретает гнилой оттенок. На характере может отражаться в недовольствии, привычке бурчать, ссориться.
Текучесть. Питта придаёт гибкость как телу, так и характеру: хорошо растяжимые мышцы и подвижные суставы, неплотная кожа, большое количество телесных соков; деликатность, обходительность.
Жидкость. Питта в теле представлена в жидком виде — кровь, желчь, пищеварительные соки.
Капха-Доша (‘то, что объединяет’), отличающаяся тяжестью и стабильностью. Капха связывает все части тела воедино, обеспечивая его фундамент и форму.
Маслянистость. Жирная, лоснящаяся кожа, блестящие густые волосы, большое количество жира в теле, блеск глаз — характерные признаки Капха-доши. Она проявляется спокойствием, мягкостью, лаской, согласием. Маслянистость Капхи также подразумевает доброжелательность, дружелюбие, преданность и привязанность.
Холодность. Природа Капхи также холодная, не имеющая огня, что отражается в плохой переносимости холода физического, склонности к застыванию и затвердеванию, а также в спокойствии, апатичности, отсутствии страстей.
Тяжесть. Физически тяжесть Капхи выражается в тяжёлом весе, крупных формах тела и черт лица, неловких размеренных движениях. В характер привносит весомость, убедительность, опытность, основательность и почтенность, чем дорожат и что ценят окружающие.
Тупость. Тупость является противоположным качеством остроты: Капха инертная, медлительная, отстающая, тормозящая движения; в характере — ленивая, унылая, праздная. Она наделяет склонностью не обострять ситуации, сглаживать трения и углы, что проявляется также на физическом плане как крупные черты лица, низкий голос.
Гладкость. Гладкая и глянцевая кожа, округлые формы и плавность являются признаками Капха-доши. Гладкость в характере выражается в деликатности, добродушии, вежливости и лести.
Землистость. Качества земли наделяют Капху плотными, клейкими и липкими свойствами (липкость поверхности кожи, плотность тканей и костей; склонность к привыканию, привязанностям, навязчивости).
Устойчивость. Капха награждает стабильностью в здоровье, психике и отношениях, а также прочностью, надёжностью и невозмутимостью в них. Долговечность, уравновешенность и неизменность, верность и правдивость — характерные черты Капха-доши.
«Подобное усиливает подобное, противоположное — ослабляет»
Знание о качествах Дош полезно для оценки своей индивидуальной природы, помогает понять склонности и возможности как собственные, так и окружающих людей, и прийти к балансу внутреннему и также научиться балансировать с окружающими, учитывая их особенности. Если какая-либо Доша в организме патологически увеличилась или уменьшилась, для её успокоения и приведения их в гармоничное состояние Аюрведа применяет принцип противоположности: восполняет недостающее или убирает избыточное посредством качеств, противоположных качествам Доши, вышедшей из-под контроля.
Излишне сухое, лёгкое, холодное и подвижное качество Вата-Доши балансируется влажностью и маслянистостью, тяжестью, теплом и спокойствием (употреблением в пищу согревающих, тяжёлых и питательных продуктов сладкого, кислого и солёного вкуса, с большим количеством жиров и жидкости, увлажняющих и согревающих специй, масляными массажамии, расслабляющими физическими практиками).
Избыток горячести, остроты, влажности и активности Питта-Доши понижается холодом, притуплённостью, твёрдостью и пассивностью (плотная, охлаждающая, с небольшим количеством мягких специй, не очень маслянистая пища сладкого, горького и вяжущего вкуса, пребывание в прохладном помещении и климате, умеренные физические нагрузки, медитации).
Маслянистость, тяжесть, холодность и устойчивость Капха-Доши уравновешивается сухостью, лёгкостью, теплом и подвижностью (лёгкая сухая тёплая пища острого, горького и вяжущего вкуса, теплый сухой климат, активная деятельность, интенсивные физические практики).
В понимании принципов Дош важно учитывать состояние сознания (Гуна), в котором находится человек, так как оно является определяющим фактором того, какие именно качества Дош будут проявляться. Активность какой-либо Доши также сильно зависит от определённых периодов времени.
Доши и время
Независимо от изначальной индивидуальной конституции человека и врождённого соотношения Дош в теле, каждая из Дош может доминировать и оказывать сильное влияние на организм в разные периоды времени.
Вата-доша преобладает в завершающем периоде жизни — в пожилом возрасте и старости, высушивая организм, телесные соки, разрушая кости и другие ткани и принося старческие заболевания. Также Вата активизируется поздней весной и в начале лета, когда преобладает сухая и ветреная погода, а в рамках суток — в конце дня и в конце ночи (именно поэтому подъём до рассвета обеспечивает бодрость на весь последующий день).
Питта-доша соответствует среднему периоду жизни, зрелости — времени активной деятельности и накопления опыта. Сезон Питты — лето и ранняя осень с влажной и тёплой погодой, время суток — середина дня, когда солнце и пищеварительный огонь наиболее активны, а также середина ночи.
Капха-доша доминирует в раннем возрасте — детстве и юности, обеспечивая организму рост и формирование тканей; зимой и особенно в начале весны, принося холод и сырость; в начале дня — утром — и в начале ночи (что помогает быстро заснуть, если ложиться спать через несколько часов после заката).
Знание о пиках активности Дош в определённые временные отрезки и периоды помогает корректировать своё поведение, распорядок дня и питание для поддержания баланса с окружающим миром, так как время и внешнее воздействие существует неотрывно от нас.
Доши и гуны
Как уже говорилось выше, наши материальные тела и физиологические процессы являются результатом совместного творения всех пяти первоэлементов, объединяющихся в Доши. Также важнейшей опорой, обеспечивающей человеческую жизнь, наравне с Дошами является Ум. И если телесная составляющая нашей природы (Деха-Пракрити) обуславливается различными комбинациями Дош, то умственная (Манаса-Пракрити) — комбинациями трёх Гун (качеств материальной природы или состояний сознания, именуемых как Саттва, Раджас и Тамас).
Саттва — благостное состояние сознания, чистое, просветлённое, ясное, адекватное.
Раджас — страсть, активность, возбуждённость, охваченность желанием и эмоциями.
Тамас — состояние невежества, сопровождаемое иллюзиями и ленью, застоями и деградацией.
Именно благодаря воздействию трёх Гун происходит проявление тех или иных характеристик Дош различного характера. Например, у человека, находящегося в Саттва-гуне, Вата-доша будет проявляться такими своими качествами, как ясность, тонкое восприятие, творчество, быстрота, лёгкость на подъём, непривязанность и ненавязчивость. В Раджо-гуне же раскроются такие стороны Ваты, как волнение, хаотичность, незавершённость (в мыслях, речи и делах), переменчивость и неустойчивость. Пребывание в Тамо-гуне привнесёт Вата-доше чёрствость, холодность, грубость, неуверенность, тревожность, панику, вялое пищеварение. Аналогично Саттва, Раджас и Тамас будут влиять на Питта- и Капха-доши, способствуя проявлению их качеств, ведущих соответственно к благости, страсти или невежеству как на уровне Ума, так и отражаясь на физиологии.
При этом гуны Раджаса и Тамаса считаются дошами ума (так как «Доша» — ‘то, что вредит’ — может вызывать дисбалансы, и Раджас и Тамас именно к ним и приводят), а Саттва-гуна означает равновесие ума («Суддха Саттва» – ‘чистый ум’) и поэтому не является Дошей, подразумевая состояние баланса и ясности, без изъянов и загрязнений. Следовательно, при наличии дисбалансов Ваты, Питты и Капхи либо при их нежелательных проявлениях целесообразно также стремиться повысить уровень сознания, очистив его от вредоносного влияния Раджаса и Тамаса, устремляясь к Саттвичному состоянию, где будут проявляться лишь лучшие свойства Тридоша, способствуя здоровью физическому и духовному.
Достижение чистой Саттвы можно осуществить посредством Саттваваджайи — обуздания ума. Первыми шагами на пути к благостному и добродетельному сознанию будут:
— на физическом уровне: правильное питание, исключающие продукты, полученные путём насилия. Например, пища из плоти животных содержит в себе все чувства страха, боли, ужаса и отчаяния, которую они испытывали в момент их убиения, и наполняет наше тело и ум энергией смерти.
— на деятельном уровне: правильный распорядок дня, искренние мотивации, посвящение своей деятельности во благо всех живых существ и непривязанность к результату.
И подобно тому, как в буддизме для очищения от омрачений вводятся противоядия от основных «ядов ума» — желаний, гнева и невежества, в Аюрведе применяются «три лекарства» от загрязнений Раджасом и Тамасом: различение — умение отличать плохое от хорошего, полезное от вредного; терпение — спокойное, равностное и терпимое отношение к окружению, стойкость и сила воли; и познание собственной сущности — чёткое понимание ответов на вопросы: «Кто я, зачем я создан, зачем живу и зачем умираю?», стремление заглянуть внутрь себя, прекращение отождествления себя лишь со своим телом и осознание своего единства с Творцом.
Обретению состояния благостности, чистоты, ясности и адекватности Саттвы способствует соблюдение принципов, предписанных на пути йоги, — фундаментальных основ Ямы и Ниямы вкупе с работой над своим физическим и тонким телом посредством асан хатха-йоги, практики пратьяхары (концентрации) и медитации, позволяющих поднять энергию на более высокий уровень и подчинить свой ум. Следование же своей природе, понимание качеств Дош и поддержание их в балансе, несовершение неверных поступков и действий, противоречащих божественным законам, помогает обрести здоровое человеческое тело — нашу временную оболочку, создающуюся пятью первоэлементами и разрушающуюся ими же, управляемую и поддерживаемую Дошами и ими же караемую, служащую нам нашим инструментом для исполнения своего предназначения в этой жизни.