как узнать к какой части речи относится слово
Как определить, какой частью речи является слово
Задайте к слову вопрос так, будто уточняете или переспрашиваете: кто? что? какой? сколько? Найдите в приведенных ниже определениях самостоятельных частей речи ваш вопросительный вариант:
1. Кто? Что? – имя существительное. Эта часть речи обозначает предмет. Например: радость, слово, человек.
2. Какой? Чей? Каков? – имя прилагательное. Указывает на признак предмета. Например: веселый, лисий, зимний.
3. Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что будет делать? Что делал? Что сделал? – глагол. Называет действие, происходящее с предметом или производимое им. Например: рисовать, построил, пишет.
5. Как? Куда? Когда? Где? Зачем? Почему? – наречие. Это изменяемая часть речи, которая описывает признак действия или признак признака. Например: аккуратно, внимательно, мастерски, еле-еле, разумно.
6. Кто? Какой? Который? – местоимение. Эта часть речи заменяет имена существительные, имена прилагательные, имена числительные. Местоимение указывает на предмет, признак или количество, но не называет их. Например: я, ты, он, этот, кто, себя, наш, столько.
Если вы не можете задать к слову ни один из перечисленных вопросов, значит, перед вами одна из служебных частей речи:
1. Предлог служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. Например: в, на, из, из-за, у, после, кроме.
2. Союз соединяет однородные члены предложения и части сложного предложения. Например: и, а, но, или, чтобы, потому что, когда, что, так как.
3. Частица вносит в предложение дополнительное значение (отрицание, вопрос, сомнение и т.д.). Например: неужели, даже, же, лишь, ни, ли.
4. Междометие. Эти неизменяемые по форме слова служат для передачи эмоций, выражения сильных чувств. Например: эх, ух, ах, ох.
Как узнать, какой частью речи является слово?
Для того, чтобы разобраться, к какой из частей речи относится слово, нужно определить, что оно обозначает.
Если предмет, то перед нами существительное, например, дом, человек, память.
Если число, то это числительное, например, семь, двести двадцать.
Нужно помнить, что есть служебные части речи. Они ничего не обозначают, на вопросы не отвечают. В этом случае нужно определить роль это слова, для чего оно служит.
При определении принадлежности к одной из десяти частей речи (русский язык) не помешает изучить соответствующие разделы по теме «Морфология».
Для того, чтобы определить, к какой же части речи относится определенное слово вы должны, в первую очередь узнать, на какой вопрос отвечает данное слово. Но, есть одно НО. Дело в том, что некоторые части речи отвечают на один и тот же вопрос. Тогда прибегнем еще к морфологическим признакам слова, а так же к его общему значению. Вот такой алгоритм определения части речи.
А эта таблица, которая поможет определится.
Части речи определяются по вопросам.
В именительном падеже на вопросы кто? отвечают одушевленные существительные. На вопросы что? неодушевленные существительные.
Глаголы обозначают действие. У них вопросы что сделать? что делать?
Есть наречие, прилагательные, причастия и другие. К каждой части речи ставьте свой вопрос.
В зависимости от речевой ситуации (контекста и лексического и грамматического значения) слово «напротив» может быть:
В школе изучали правописание приставок, которые оканчиваются на З и С, так нам приводили 4 исключения: слова «здесь«, «здание«, «здоровье«, «зги«. Запомните написание. хотя в этих словах вообще нет приставки.
Пример: Каждый (=любой, всякий) охотник желает знать, где сидит фазан.
МЕСТОИМЕНИЕ либо НАРЕЧИЕ
Вопрос достаточно сложно, так как слово сколько может относиться как к наречию, как и к местоимению.
Пример: Сколько лет ты танцуешь? («сколько» здесь в значении количества, то есть вопросительное местоимение, который включается в состав числительных );
Заданное слово ветрено образовано от полного прилагательного ветреный.
Как известно, от полных прилагательных могут быть образованы омонимичные формы (омоформы): краткие прилагательные среднего рода и совпадающие с ними наречия.
Определить, к какой части речи относится заданное слово ветрено, можно только при наличии конкретного предложения.
1) Поведение девушки было крайне неразумно и ветрено.
2) Она рассуждала как-то легкомысленно, ветрено.
В первом предложении слово ветрено отвечает на вопрос КАКОВО? Это краткое прилагательное.
Во втором то же самое слово отвечает на вопрос КАК? и является обстоятельством. Это наречие.
Но вот еще один пример. На озере и прохладно, и ветрено (КАК? КАКОВО?).
Здесь ветрено относится к словам категории состояния.
Итак, слово ветрено может принадлежать к прилагательным, наречиям и словам категории состояния.
В русском языке очень много омофонов существительных:
Омофоничны могут быть сочетания слов и слова, даже словосочетания и предложения:
Во втором ещё сложнее. Имя собственное существительное «Наполеон» оказалось омофонично комбинации из предлога + существительного + личного местоимения 3-го лица.
В последнем примере краткое страдательное причастие прошедшего времени является омофоном предлога + существительного в родительном падеже единственного числа.
Омофонами могут быть и разные формы одной части речи, например, неопределённая форма и форма 3-го лица у возвратных глаголов:
Части речи в русском языке
Части речи в русском языке — это классы, по которым распределяются слова в соответствии с их общим значением и грамматическими свойствами.
Общее значение слов одной части речи
У каждого слова имеется лексическое значение, которое является его индивидуальным опознавательным свойством среди других слов русского языка, например:
Кроме лексического значения, каждое слово обладает набором определенных грамматическим свойств, отвлеченных от конкретной семантики лексемы. Например, слова «бежать», «броситься», «нестись», «лететь» обозначают перемещение в пространстве, слова «сказать», «говорить», «высказаться» — процесс речи; слова «сердиться», «радоваться», «сочувствовать» — состояние. Всех их объединяет общее значение действия или состояния.
Слова «наивный», «смелый», «застенчивый» обозначают психологические свойства человека; «ночной», «вечерний», предутренний» — временные отношения, «верхний», «нижний» — пространственные отношения. Наряду с этим все указанные лексемы имеют нечто общее, объединяющее их: они обозначают признак предмета.
Слова «быстро» (ответить как? быстро), «громко» (спеть как? громко), «весело» (прыгать как? весело) обозначают образ действия.
В соответствии с этой способностью лексем обозначать что-то общее, а также сообразно с их грамматическими признаками и синтаксической ролью все слова русского языка делятся на классы — части речи.
Что такое части речи?
Каждая часть речи характеризуется общностью значения и характерным набором грамматических признаков. Тип общего значения позволяет выделить самостоятельные, или знаменательные, части речи и служебные, а также указать особую часть речи междометие.
Таблица с примерами
Посмотреть таблицу «Части речи в русском языке» с примерами для 2, 3, 4, 5, 6, 7 классов можно здесь ( ссылка откроется в новой вкладке ).
Самостоятельные части речи
Имя существительное
Например:
Имена существительные имеют грамматическую категорию одушевленности/неодушевленности и ряд морфологических признаков.
Существительные изменяются по падежам и числам, что называется склонением, и имеют категорию рода:
В зависимости от категории рода существительные относятся к определенному типу склонения. Склонение является постоянным грамматическим признаком существительного.
В предложении слова этой части речи чаще всего выступают в роли подлежащего и дополнения. Существительные могут выполнять синтаксическую роль определения, обстоятельства и быть в составе именного сказуемого.
Имя прилагательное
По лексико-грамматическому значению имена прилагательные делятся на разряды:
Качественные прилагательные имеют краткую форму и степени сравнения:
Прилагательные изменяются по падежам, родам и числам:
В предложении прилагательные выступают в роли определения, согласуясь с определяемым словом в роде, числе и падеже, а также могут употребляться в роли сказуемого.
Числительное
В соответствии со значением различают:
Местоимение
Глагол
Грамматические признаки глагола выражаются с помощью категорий вида, залога, наклонения, времени и лица, например:
Категории вида, наклонения, времени и лица составляют специфику глагола как самостоятельной части речи. Каждая глагольная форма обладает этими грамматическими признаками или их частью. Например, начальная форма глагола, инфинитив, не имеет грамматических признаков залога, наклонения, времени, лица, рода и числа:
Глагол имеет также непостоянные категории числа и рода, но они неспецифичны для глагола, так как свойственны многим частям речи.
Оригинал изображения: drofa-ventana.ru
Глагол выполняет роль сказуемого в предложении.
Причастие
Различают виды причастий:
1. действительные, если причастия обозначают признак предмета, который сам выполняет действие:
2. страдательные, обозначающие признак предмета, на который направлено действие извне:
Признаки прилагательного у причастий:
В предложении причастие и причастный оборот являются определениями.
Деепричастие
Деепричастие — особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым и отвечает на вопросы что делая? что сделав? (отвечая, сбежав).
Деепричастие имеет грамматические признаки глагола (вид, переходность, возвратность) и наречия (неизменяемая форма).
Наречие
Наречие — это часть речи, которая обозначает признак действия (слушать внимательно), другого признака (крайне невнимательный) или признак предмета (пальто на вырост) и отвечает на вопросы как? где? куда? откуда? почему? сколько? зачем?
Различают знаменательные (быстро, полностью, вперевалку) и местоименные наречия (зачем, откуда, здесь, там, почему-то).
Основным грамматическим признаком наречия является его неизменяемость. Качественно-определительное наречие может образовать степени сравнения:
В предложении слова этой части речи выступают в роли обстоятельств, определений, части именного сказуемого.
Категория состояния
Мне надо решить это вопрос сегодня.
Слова категории состояния называют также безлично-предикативными словами.
Служебные части речи
Служебные слова не являются наименованиями предметов, их качеств и свойств, действий или состояний, поэтому их называют незнаменательными. Они служат для выражения отношений между явлениями и объектами действительности, названными знаменательными словами, и употребляются только вместе с ними.
К служебным частям речи относятся:
Все служебные слова не изменяются, не являются членами предложения. К ним нельзя задать синтаксический вопрос. Они используются в словосочетании и предложении как формально-грамматические средства.
Предлог
Например:
По происхождению предлоги различают первообразные, непроизводные, и производные:
Над лесом и полем заливается голосистый жаворонок.
Союз в отличие от предлога и частицы используется только в синтаксисе русского языка как связующее звено между членами предложения и самими предложениями.
Но вот приходит время, и на усадьбе зацветают огромные древние липы (С. Гейченко)
Бытует поверье, что аисты приносят счастье (В. Алешко).
Частица
По значению и роли в предложении различают модальные частицы, придающие различные оттенки:
Укажем формообразующие частицы:
Междометие
— Ой-ой-ой! — ужаснулся Павлик.- Семьсот метров! Неужели море замерзает на такую глубину? (Адамов Г. Б.)
Эта часть речи находится особняком в системе частей речи русского языка, не являясь ни знаменательной, ни служебной.
Междометия существуют непроизводные и производные:
Видеоурок
Как узнать, к какой части речи относится слово
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Как узнать, к какой части речи
относится слово
Презентация к уроку по учебному комплексу
«Русский язык. 5 класс» под общей редакцией Г. Г. Граник
Сухая Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №34
г. Смоленска
Описание слайда:
Словарная работа: морфология
Слово morphe пришло из греческого языка и переводится на русский язык как форма.
Как видите, морфология — слово говорящее. Морфология — раздел науки о языке, в котором изучаются формы слов.
Слово в предложении «надевает» определенную форму — форму того или иного падежа, рода, лица, числа и т. д.
Описание слайда:
Большие группы слов с одинаковыми грамматическими формами называются частями речи.
Чтение § 9. Беседа по прочитанному.
— Почему разные ученые выделяют разное количество частей речи?
— Где в тексте содержится ответ на вопрос: «Как узнать, к какой части речи относится слово»?
— Что об этом говорится?
Описание слайда:
В XX веке многие учёные решили: чтобы узнать, к какой части речи относится слово, нужно:
1)знать грамматические формы слова: как оно изменяется,
какие окончания «надевает» слово;
2)знать вопросы, на которые отвечает слово.
По этим же признакам и мы с вами будем определять, к какой части речи относится слово.
Описание слайда:
Любую часть речи узнаю при встрече
Все эти формы и изучает морфология.
Каждое из слов в этом предложении стоит в определенной форме. Определите, какие это формы.
(Любую — прилагательное в форме ед. ч.ж. р., вин. п. и т. д.)
Описание слайда:
Задание 35.
Расскажите, какие части речи есть в русском языке.
Не забудьте о примерах. Помните: их должно быть много!
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ 37.
Заполните таблицу.
Смеяться, смешливый, смех, (выглядеть) смешно.
Веселье, (рассказывать) весело, весёлых, веселимся.
Радуешься, радостную, (соглашаться) радостно, радость.
Задумается, (смотреть) задумчиво, вдумчивый, дума
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ 37.
Проверьте заполненную таблицу. Объясните, по какому принципу вы распределили слова в ту или иную колонку.
Описание слайда:
Местоимения — это слова, которые «встают» на место различных частей речи. Они употребляются вместо именных частей речи: существительных, прилагательных и числительных.
Пошел однажды кто-то на прогулку и нашел что-то. Поднял его и направился домой. Навстречу ему некто, остановил его и спрашивает:
— Что несешь?
— Что-то.
— А чье оно?
— Мое.
— Давай меняться. У меня тоже есть кое-что. Несколько штук!
Поменялись и пошли каждый своей дорогой: кто-то понес домой что-то, а некто – кое-что. Вот и вся история.
Описание слайда:
1. Выполнение задания 27.
2. Игра «Отгадай слово».
— Я задумал слово, ваша задача – задавая лингвистические вопросы, отгадать, какая это часть речи.
Описание слайда:
Игра «Отгадай слово».
— Я задумал слово, которое
изменяется по падежам и числам, имеет род, отвечает на вопрос что? Что это за часть речи?
Описание слайда:
Задание на дом: § 9, 10; З. 26, 27(4).
— Я задумал слово, которое…
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Здоровый образ жизни учащихся сельской школы
Сценарий выпускного вечера в 4 классе
Презентация «ПОРТФОЛИО НА АТТЕСТАЦИЮ»
Музейная педагогика — средство формирования духовных ценностей учащихся
Презентация » Возможности использования платформы quizalize.com в дистанционном обучении и в классе.
Сценарий новогоднего представления «Все будет хорошо»
Презентация на тему: «Борщ»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5264794 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.