как узнать к какому нотариусу относишься по адресу
Как узнать к какому нотариусу относишься по адресу
Сервис проверки доверенностей
Реестр уведомлений о залоге движимого имущества
Реестр наследственных дел
Договоры инвестиционного товарищества
Розыск наследников
Произошла ошибка повторите попытку позже.
Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.
Московская городская нотариальная палата является некоммерческой организацией, созданной в 1993 году в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, и представляет собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов города Москвы.
Московская городская нотариальная палата является членом Федеральной нотариальной палаты.
Палата возглавляется президентом, а текущее руководство осуществляется управляющим делами.
Высшим органом палаты является собрание ее членов. В период между собраниями руководство палатой осуществляет правление палаты.
101000, г. Москва, Бобров пер. д.6 стр. 3.
2021 © Московская городская нотариальная палата
Сделано в Just Work
Как найти нотариуса
1. Какие услуги оказывает нотариус?
Обратившись к нотариусу, вы можете:
В установленных законом случаях функции нотариуса могут выполнять другие лица. Так, если в населенном пункте нет нотариуса, нотариальные действия совершаются главой или уполномоченным должностным лицом органов местного самоуправления (перечень нотариальных действий, которые они могут совершить, ограничен), а на территории иностранного государства для получения нотариальных услуг можно обратиться в консульство РФ.
2. Как выбрать, к какому нотариусу обратиться?
Вы можете обратиться за совершением нотариального действия к любому нотариусу страны. За исключением случаев, на которые принцип экстерриториальности не распространяется. Это:
В Москве вы можете записаться к нотариусу онлайн на сайте mos.ru или просто найти удобного для вас нотариуса на карте.
3. Как вызвать нотариуса на дом, в больницу или в офис?
В соответствии с действующим законодательством нотариус вправе совершать нотариальные действия вне места своей работы. Поэтому в случае необходимости вы можете обратиться к нотариусу с просьбой о выезде на дом, в офис, больницу и так далее. Но в этом случае стоимость нотариальных услуг увеличивается — нотариальный тариф повышается в 1,5 раза, возмещаются транспортные расходы.
4. Сколько стоят услуги нотариуса?
Стоимость услуг нотариуса складывается из двух частей:
5. Кто может получать услуги нотариуса бесплатно?
Стоимость услуг нотариуса складывается из двух частей — нотариального тарифа и оплаты услуг правового и технического характера. Для каждой из них есть свои льготы.
6. Как найти наследственное дело?
Чтобы принять наследство и совершить другие нотариальные действия, связанные с оформлением прав на наследство, вам необходимо обратиться к тому нотариусу, который открыл наследственное дело.
Наследство открывается по месту жительства наследодателя на день смерти. Если он проживал в Москве и умер после 31 июля 2005 года, наследственное дело может открыть любой столичный нотариус. Если до 31 июля 2005 года — только тот нотариус Москвы, за которым был закреплен адрес умершего (принцип открытия наследственных дел по улицам).
Если последнее место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории России, неизвестно или находится за ее пределами, местом открытия наследства в России признается место нахождения такого наследственного имущества. Если имущество находится в разных местах, местом открытия наследства является местонахождение недвижимого имущества или наиболее ценной части недвижимого имущества, а при отсутствии недвижимого имущества — место нахождения движимого имущества или его наиболее ценной части. Ценность имущества определяется исходя из его рыночной стоимости.
Чтобы узнать, какой нотариус открыл наследство, воспользуйтесь сервисом Федеральной нотариальной палаты. Для этого введите в форму ФИО наследодателя, дату его рождения и дату смерти.
7. Как и зачем пользоваться депозитом нотариуса?
Депозит нотариуса может быть полезен в любых сделках купли-продажи, которые требуют выполнения какого-то условия (например, регистрации права на недвижимость), когда стороны не хотят связываться с передачей наличных денег (например, с помощью банковской ячейки) или самостоятельно организовывать безналичный расчет.
В рамках купли-продажи недвижимости нотариальный депозит можно использовать следующим образом. Покупатель недвижимости в удобное для себя время переводит безналичным способом или вносит наличными деньги на депозитный счет нотариуса, удостоверяющего сделку. Как только условия сделки будут выполнены, то есть право собственности на недвижимость будет зарегистрировано в Росреестре, нотариус, удостоверяющий сделку, сам переведет деньги продавцу недвижимости. При этом, если сделка удостоверялась у нотариуса, тариф за оказание услуги составляет всего 1500 рублей.
Кроме того, депозит нотариуса можно использовать для того, чтобы выполнить свои обязательства перед кредитором, который уклоняется от этого или в текущий момент не готов принимать платежи. Например, такая потребность может возникнуть, если есть кредит в банке, у которого отозвана лицензия. Счет кредитора не работает, но пени начисляются вам за задержку платежей. В таком случае можно внести деньги на депозит нотариуса, после чего денежное обязательство сразу же считается исполненным. Для этого нужно обратиться к нотариусу и написать заявление, в котором указать свои данные, данные кредитора и обстоятельство, по которым вы не можете исполнить денежные обязательства. Нотариус сам произведет расчет, когда появится надлежащий кредитор.
Обратиться к нотариусу за совершением этого нотариального действия можно лично или удаленно через портал Федеральной нотариальной палаты. Заявителю потребуется подтвержденный аккаунт на госуслугах и усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).
8. Как срочно передать документы в любую точку страны?
Если вам необходимо срочно передать практически любой документ (за исключением документов, удостоверяющих личность) в любую точку страны, проще всего воспользоваться услугой нотариуса.
В случае, если нужно передать бумажный документ, можно обратиться к нотариусу, который переведет бумажный документ в электронный вид, изготовив электронный образ бумажного документа, подписав его своей усиленной электронной цифровой подписью, и удостоверит его равнозначность бумажному документу.
После этого всего лишь нужно переслать получившийся файл адресату в другой город.
Если документ можно будет предоставить в электронном виде, то больше ничего не требуется. Если же нужен документ бумажный, то обратитесь к нотариусу в месте получения, и он проведет обратную операцию. Из электронного документа он изготовит бумажный вариант и удостоверит его равнозначность электронному документу.
Обратиться к нотариусу за совершением этого нотариального действия можно лично или удаленно через портал Федеральной нотариальной палаты. Заявителю потребуется подтвержденный аккаунт на госуслугах и усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).
9. Как засвидетельствовать верность копии документов и подлинность подписи на документе?
Иногда, помимо оригинала документа или вместо него, требуется предъявить его нотариально заверенную копию (например, нотариально заверенную копию паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о браке).
Нотариус может засвидетельствовать верность копии с оригинала или копии с нотариально заверенной копии. Нотариус также свидетельствует верность выписок из документов, но только в том случае, когда в документе, из которого делается выписка, содержатся решения нескольких отдельных, не связанных между собой вопросов. Выписка должна воспроизводить полный текст части документа по определенному вопросу.
Чтобы нотариус заверил верность копии, нужно соблюсти несколько условий. Если объем копии документа больше одного листа, то все листы оригинала должны быть прошиты или соединены другим, исключающим сомнения в целостности, способом, а также пронумерованы. Копия должна полностью соответствовать оригиналу по информации и признакам.
Если требуется официально подтвердить, что документ подписан определенным лицом, нотариус может засвидетельствовать подлинность подписи на документе. То есть нотариус подтверждает, что подпись на документе сделана в его присутствии определенным лицом, но при этом не удостоверяет фактов, изложенных в документе.
10. Как засвидетельствовать верность перевода документа?
Нотариальное заверение перевода документов необходимо, чтобы придать переводу юридическую силу. Заверенные переводы могут использоваться на территории иностранного государства (например, при заключении брака, поступлении в университет или приеме на работу за рубежом).
Для того чтобы нотариально заверить перевод, необходимо обратиться к нотариусу и представить оригинал документа на русском языке и его перевод на иностранный язык.
Если нотариус владеет языком, на который переведен документ, то он свидетельствует верность перевода с одного языка на другой.
Если нотариус не владеет иностранным языком, то перевод должен быть выполнен квалифицированным переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус. В данном случае нотариус подтверждает исключительно подлинность подписи переводчика, а не правильность перевода и содержание документа.
Обратиться к нотариусу за совершением этого нотариального действия можно лично или удаленно через портал Федеральной нотариальной палаты. Заявителю потребуется подтвержденный аккаунт на госуслугах и усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).
11. Как удостоверить факты у нотариуса и зачем это делать?
Нотариус может удостоверить следующие факты:
Зачем нужно удостоверять факты у нотариуса? Чаще всего такая необходимость возникает, если оспаривается нахождение в живых лица, получающего средства на содержание. Кроме того, бывает необходимо удостоверить факт нахождения человека в живых, чтобы человек, который ранее официально был либо признан погибшим, либо пропавшим без вести, вновь обрел статус живого.
А вот удостоверить время предоставления документа может быть полезно, когда речь идет об интеллектуальной собственности (например, об описаниях изобретения или каких-то литературных, музыкальных произведениях, фотографиях, программном коде — произведениях в любой форме). Наличие нотариально заверенного времени предоставления таких документов позволяет использовать этот аргумент в юридических разбирательствах об авторстве или приоритете изобретения.
12. Как обеспечить доказательства у нотариуса и зачем это делать?
Обеспечение доказательств — это их фиксация нотариусом в случае, если у заявителя есть основания полагать, что в будущем доказательства будут утрачены по независящим от него обстоятельствам и их представление впоследствии станет невозможным или затруднительным.
Для обеспечения доказательств нотариус использует различные средства: выезжает на место, где нужно провести осмотр, изучает письменные и/или вещественные доказательства, проводит допрос свидетелей, а также может назначить экспертизу для подтверждения каких-либо фактов. Например, в случае залива подземного гаража вам нужно будет зафиксировать, что машина там утонула. Или зафиксировать плохое качество ремонта в квартире.
Однако сейчас все чаще речь идет о материалах в интернете — содержимом интернет-страниц, переписок в мессенджерах, электронной почте, социальных сетях.
Необходимость обеспечить доказательства в интернете может возникнуть в случаях нарушения авторского права, клеветы и оскорблений, угроз, вымогательства или шантажа. Кроме того, иногда требуется доказать факт каких-то договоренностей в переписке, что актуально для корпоративных споров, и так далее.
Сам порядок обеспечения доказательства заключается в осмотре нотариусом соответствующего сайта по указанным в заявлении этапам. При осмотре интернет-страниц нотариус должен убедиться в том, что на сайте действительно размещена информация, которую хочет зафиксировать заявитель.
После необходимой проверки и распечатки материалов, доказывающих факт правонарушения, нотариус заверяет интернет-страницы и составляет протокол осмотра сайта. К протоколу осмотра сайта прилагаются все необходимые материалы, которые служат доказательствами факта нарушения прав заявителя, в частности распечатанные и заверенные интернет-страницы, аудио-, видео- и графические объекты.
В результате обеспеченное нотариусом доказательство может использоваться заинтересованным лицом при подаче иска, в уже начатом судебном процессе, а также при обращении в административные органы с целью защиты нарушенных прав, даже если впоследствии нарушитель в целях уклонения от ответственности удалит материалы из интернета или мессенджера.
Обратиться к нотариусу за совершением этого нотариального действия можно лично или удаленно через портал Федеральной нотариальной палаты. Заявителю потребуется подтвержденный аккаунт на госуслугах и усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).
Как узнать к какому нотариусу относишься по адресу
Реестр наследственных дел
Поиск наследственного дела
Ваш запрос
Ф.И.О. наследодателя:
Дата рождения:
Дата смерти:
Всего найдено 0 открытых наследственных дел:
Смотреть все актуальные новости
Произошла ошибка повторите попытку позже.
Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.
Федеральная нотариальная палата (ФНП) – это некоммерческая организация, основанная на принципах самоуправления, саморегулирования и самофинансирования. Она объединяет всех нотариусов России посредством обязательного коллективного членства в ней нотариальных палат субъектов РФ. Нотариальные палаты субъектов РФ в свою очередь основаны на обязательном членстве в них всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории того или иного региона.
ФНП осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», другими правовыми актами органов государственной власти, международными договорами, Уставом ФНП, а также Профессиональным кодексом нотариусов Российской Федерации. При этом Палата обладает всеми правами юридического лица с полной финансово-хозяйственной самостоятельностью и аппаратом, позволяющим эффективно реализовывать возложенные на нее законодательством и Уставом функции по организации нотариальной деятельности, контрольные полномочия и представлять интересы нотариального сообщества в органах государственной власти.
На данный момент Федеральная нотариальная палата объединяет 84 нотариальные палаты субъектов Российской Федерации.
Оформление наследства
Российским законодательством предусмотрено два основания для вступления в наследственные права: по закону или завещанию, а также два способа принятия наследства — фактический и путем подачи заявления нотариусу. В обоих случаях наследники должны проявить активность: обратиться к нотариусу для оформления наследства по адресу регистрации умершего лица или совершить определенные действия с имуществом наследодателя.
Правила наследования имущества
Если имеется завещание, в нем указываются конкретные лица, которым после смерти завещатель передает свое имущество, имущественные права, денежные вклады. В отсутствие этого документа, наследство получают ближние и дальние родственники умершего в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом. Имущество, не упомянутое в завещании, распределяется между наследниками по закону. В наследственную массу входят не только активы наследодателя (имущество, недвижимость, деньги, бизнес), но и пассивы (долговые обязательства).
Наследники не могут принять наследство частично. Они могут полностью принять его или отказаться от принятия. Например, нельзя унаследовать квартиру и одновременно отказаться от земельного участка, купленного в кредит, который не выплачен. В то же время можно принять собственность по завещанию и отказаться от имущества, полагающегося по закону (и наоборот). Другими словами, наследство по разным основаниям принимается раздельно.
Кто наследует имущество по закону
Это наследники первой очереди. Наследование в силу закона происходит в случае, когда наследодатель не оставил завещания. Если вы относитесь к одному из лиц, перечисленных в гл. 63 ГК РФ, подайте нотариусу заявление о принятии наследства по закону. Во многих случаях наследодатель оставляет завещательное распоряжение в отношении конкретного имущества, а не всего имущества в целом. Не завещанная часть собственности распределяется между законными наследниками.
Пример. Гражданин завещал долю в ООО племяннику-предпринимателю в расчете на то, что он продолжит дело. Принадлежащая ему на праве собственности квартира переходит жене и сыну. Супруга выделила свою часть совместно нажитого имущества (1/2 долю). Доля умершего мужа была разделена между нею и сыном (по ¼ части).
Особенности наследования по завещанию
Смысл составления завещания в том, что оно в обязательном порядке должно быть исполнено назначенным при жизни распорядителем (душеприказчиком) или наследниками умершего. Гражданин может распорядиться имуществом как угодно, оставив его родным или посторонним людям и даже организации. Однако свобода его воли ограничена одним обстоятельством. Независимо от содержания документа, определенная доля имущества будет выделена обязательным наследникам (если они обратятся к нотариусу с заявлением). На обязательную долю наследства можно претендовать, если вы:
несовершеннолетний ребенок умершего или ребенок-инвалид;
супруг, родитель наследодателя, достигший пенсионного возраста или имеющий инвалидность;
нетрудоспособный иждивенец, находящийся на полном содержании умершего не менее года до его кончины.
Размер обязательной доли составляет не менее ½ доли того имущества, которое досталось бы обязательному наследнику в случае, если бы наследование происходило по закону, а не по завещанию.
К какому нотариусу идти для оформления наследства
После смерти родственника часто возникает вопрос, у какого нотариуса нужно оформлять вступление в наследство и когда к нему обращаться. Согласно Методическим рекомендациям Федеральной нотариальной палаты № 1490/03-16-3 от 01.04.2019, наследники вправе обратиться к любому нотариусу на территории нотариального округа, где проживал умерший гражданин.
Понятие нотариальный округ совпадает с административным делением Российской Федерации. Крупные города, включающие районы, представляют собой единый округ. Например, если наследодатель был постоянно зарегистрирован в Москве, оформить вступление в наследство можно у любого нотариуса, работающего на территории столицы.
Каждый из наследников может действовать независимо от других. При обращении заинтересованного лица в нотариальную контору, будет проверен факт открытия наследственного дела по единой электронной базе нотариата ЕИС. Если выяснится, что один из законных правопреемников уже обратился по смерти того же лица, заявителя направят по нужному адресу. Наследственное дело ведется только в одном экземпляре и тем нотариусом, который открыл его раньше других.
Заинтересованное лицо может самостоятельно найти нотариуса для вступления в наследство по адресу его нахождения, в случае если наследственное дело уже открыто. Для этого нужно ввести на сайте нотариата ФИО умершего гражданина и получить реквизиты нотариуса, ведущего дело (https://notariat.ru/ru-ru/help/probate-cases/).
Сроки вступления в наследство
Сколько по времени нотариус оформляет наследство?
Ответ: При предъявлении наследником полного пакета документов, по истечении 6 месяцев со дня смерти наследодателя.
Законом установлен четко определенный срок для оформления наследства — 6 месяцев со дня смерти наследодателя. За это время все заинтересованные лица должны обратиться в нотариальную контору и подать заявление о принятии имущества умершего лица. В течение полугода нотариус по адресу прописки умершего лица, выбранный для оформления наследства, ведет наследственное дело, а по окончании установленного периода выдает всем обратившимся свидетельство о праве на наследство.
При пропуске времени обращения, «опоздавший» наследник может решить вопрос двумя способами.
С письменного согласия всех лиц, вовремя вступивших в свои права, нотариус вправе аннулировать ранее выданные свидетельства и оформить новые с учетом объявившегося правопреемника.
При отсутствии такого согласия наследнику придется доказывать свои права в судебном порядке. Суд может восстановить пропущенный срок, если для этого имеются веские основания. Комментирует нотариус:
Нотариальная доверенность делает сделку безопасной для обеих сторон и служит гарантией выполнения достигнутой договоренности. Она содержит все необходимые реквизиты, исключает возможность оспаривания или обвинения представителя в незаконных действиях.
При наличии положительного решения в пользу истца, в решении суда будут обозначены доли, полагающиеся каждому наследнику. В этом случае нотариальные свидетельства теряют силу. Документом, подтверждающим наследственные права, будет выступать судебное решение.
Что означает: наследование по факту?
Фактическое принятие наследства подразумевает осуществление наследником действий, направленных на сохранение, использование, распоряжение имуществом умершего. В их число входит, например:
управление имуществом, например, предприятием умершего;
вселение в жилое помещение, принадлежащее наследодателю;
защита от посягательств (установление замков, сигнализации в квартире);
оплата содержания жилья, услуг ЖКХ, имущественных налогов;
выплата долгов наследодателя или принятие средств от его должников;
обработка земельного участка, улучшение построек.
Список является открытым, однако все перечисленные действия должны быть подтверждены документально и явно свидетельствовать о заинтересованности лица в получении наследственного имущества. Фактическое его принятие является законным, при этом наследник сохраняет право обращения к нотариусу для оформления наследства по адресу последнего места жительства наследодателя до истечения 6-месячного срока и получить официальное свидетельство по истечении этого срока.
Если лицо, фактически принявшее имущество умершего, не обращается к нотариусу, у него отсутствует документы, подтверждающий его права перед третьими лицами. Из этого иногда вытекают неприятные последствия.
Пример. Супруга умершего в отсутствие завещания пользуется общей квартирой, земельным участком, дачным домом, не оформляя свои наследственные права. Она полагает себя единственной наследницей первой очереди: детей у пары не было, родители умерли. Между тем, у наследодателя имеется родной сын, о существовании которого супруга не знала. Он обратился к нотариусу и оформил свидетельство о праве на наследство, как единственный родственник, и предъявил свои претензии на имущество. Супруга наследодателя будет вынуждена:
в судебном порядке доказывать факт принятия наследственного имущества;
просить суд об аннулировании нотариального свидетельства и разделе наследства.
Кроме того, наследник, который лишь фактически принял имущество умершего лица, не может распоряжаться им в полной мере. Например, продать дом, автомобиль, подарить или завещать их своим детям. Право собственности на недвижимость должно быть зарегистрировано в ЕГРН, на машину — в ГИБДД, на доли в бизнесе (ООО) — в налоговых органах.
При совершении любой сделки наследник должен представить выписку из государственных реестров о праве собственности на перечисленное имущество. Переоформить его на себя можно только на основании свидетельства от нотариуса или решения суда.
Принять наследство по факту желательно при любых обстоятельствах. Пока вы выясните, к какому нотариусу обратиться для оформления наследства, соберете все необходимые документы, проходит время. И если 6-месячный срок обращения к нотариусу окажется пропущен, в суде будет несложно доказать фактическое принятие наследства. Обосновать причину пропуска срока значительно сложнее. Судьи стоят на позиции, что хорошие родственники поддерживают связи и не могут не знать о смерти наследодателя. Такая причина, как неосведомленность о сроках обращения, уважительной не считается. Незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности.
Оформление наследования у нотариуса
Независимо от того, на каком основании (по закону или по завещанию) человек получает имущество, ему нужно официально оформить свои права на него. О том, как выбрать нотариуса для вступления в наследство, было написано выше — можно обратиться к любому специалисту, ведущему практику на территории города. Процедура состоит из нескольких шагов
Подача заявления о принятии наследства
В каждой нотариальной конторе имеется стандартная форма этого документа. Обратите внимание, что в ней нужно указать, желаете ли вы получить свидетельство о праве на наследство. Кроме того, рекомендуется написать, что вы принимаете его по всем основаниям (то есть, по завещанию и по закону).
Почему это важно? Дело в том, что завещание может быть утеряно или скрыто недобросовестным наследниками с целью получить наследственное имущество по закону. Иногда его находят спустя месяцы и годы после смерти человека. С другой стороны, нередко находится и ранее неизвестное имущество наследодателя, которое не было указано в завещательном распоряжении. Оно наследуется по закону.
Все завещания, написанные после 2015 года, сохраняются в электронной базе ЕИС нотариата. При обращении потенциального наследника, нотариус производит по ней поиск, выявляет наличие и содержание документа. Если он был написан раньше, его можно не обнаружить. Кстати, с просьбой оказать услугу по поиску завещания можно обратиться к любому нотариусу на территории России при наличии свидетельства о смерти.
Если вы проживаете в другом городе, можно направить заявление о принятии наследства по почте, с курьером, через доверенное лицо. В этом случае ваша подпись на нем должна быть нотариально заверена. Квитанцию об отправке письма с уведомлением нужно сохранить. Представитель может написать заявление от вашего имени при наличии нотариальной доверенности.
Необходимые документы
свидетельство о смерти гражданина, выданное органами ЗАГС;
адресная справка о месте постоянной регистрации умершего на дату смерти;
документы, подтверждающие родственные (супружеские) отношения с ним, или завещание;
документы о принадлежности имущества наследодателю (договоры приватизации, купли, свидетельство о праве на наследство и пр.).
В зависимости от состава наследуемой собственности нотариусу могут потребоваться дополнительные документы. Например, учредительный договор, Устав ООО, выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, если в состав наследственной массы входит доля в бизнесе. При наследовании земельного участка нотариусу понадобятся правоустанавливающие документы на землю: договор о передаче участка в пожизненное наследуемое владение, в аренду.
Порядок действий нотариуса
Принимает заявление о принятии наследства.
Открывает наследственное дело, вносит информацию в ЕИС нотариата.
Уведомляет всех известных ему наследников об открытии наследства.
Проверяет факты, указанные в документах по государственным базам.
Принимает меры по охране имущества умершего по просьбе заявителей.
Рассчитывает государственную пошлину за нотариальные услуги.
Оформляет и выдает свидетельства о правах на наследство.
Свидетельство о праве на имущество
Это нотариальный документ, в котором обозначены права на конкретное наследуемое имущество. Он может быть оформлен один на всех, или каждому выдается отдельно — по желанию обратившихся лиц. Нотариальное свидетельство является доказательством перехода к наследникам права на наследственное имущество.
Оно требуется при оформлении прав на недвижимость (земля, дома, квартиры) как основание для внесения изменений в ЕГРН, для регистрации автомобиля в ГИБДД, ценных бумаг (акций), перехода доли ООО. Получение свидетельства является правом, а не обязанностью наследника. В большинстве случаев он сам заинтересован в его оформлении, чтобы зарегистрировать свою собственность в государственных реестрах. Если наследственное имущество было принято на основании заявления, документ можно получить у нотариуса в любое время.
Стоимость оформления наследства
Независимо от того, у какого нотариуса оформляется наследство, правопреемники умершего обязаны оплатить нотариальные услуги. Полная сумма складывается из двух частей:
государственная пошлина (у частных нотариусов она называется — нотариальный тариф);
услуги правового и технического характера (УПТХ).
Госпошлина взимается за выдачу свидетельства о праве, ее размер установлен ст. 333.24 НК РФ. Он зависит от степени родства наследников с умершим лицом и от стоимости наследуемого имущества:
От уплаты госпошлины освобождаются несовершеннолетние наследники, а также лица при наследовании квартиры (дома) если они проживали совместно с наследодателем на день его смерти и продолжают проживать в этом жилом помещении.
Размер УПТХ устанавливается ежегодно нотариальной палатой региона, области и одинаковый для всей территории. Он зависит от вида оформляемого имущества и составляет в Москве.
Регистрация права на недвижимость
После получения нотариального свидетельства на недвижимый объект, наследник должен обратиться в территориальный орган Росреестра, чтобы зарегистрировать свое право на него в ЕГРН (государственном реестре недвижимости). С 2019 года эту услугу бесплатно обязан оказать любой нотариус, оформляющий наследство, направив заявление о переходе права собственности на квартиру или земельный участок.
При получении документов из нотариальной конторы органы Росреестра проводят регистрацию в течение одного дня. При этом наследник самостоятельно оплачивает госпошлину за регистрационные действия.
Выписка из ЕГРН приходит на электронный адрес нотариуса, и он передает ее клиентам. По их желанию возможна распечатка документа с нотариальным удостоверением идентичности выписки на бумажном носителе и электронного варианта. Можно самостоятельно обратиться в Росреестр или через МФЦ, но в этом случае процедура займет 5–7 дней.
Соглашение о разделе наследства
По закону имущество умершего лица делится на равные части между всеми наследниками призванной очереди. Поэтому при наследовании нотариус выдает им свидетельства на долю в праве собственности на каждый наследуемый объект. Например, если правопреемников трое, каждый получает 1/3 часть квартиры, автомобиля, дачного участка.
Общая долевая собственность не всегда устраивает наследников, поскольку это осложняет пользование имуществом и его продажу. В таком случае они могут распределить наследство по собственному желанию, отходя от равенства долей путем составления нотариального соглашения. Это можно сделать после получения свидетельств о праве. Например, один из правопреемников получает в единоличную собственность квартиру, и выплачивают другим компенсацию стоимости их долей с учетом другого полученного ими имущества.
Если квартира не подлежит разделу в натуре, преимущественное право на ее получение в счет наследственной доли имеют наследники, обладавшие совместно с наследодателем правом общей собственности на эту квартиру, а при их отсутствии — лица, проживавшие в ней на день смерти наследодателя и не имеющие иного жилого помещения (ст. 1168 ГК РФ, п. 52 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 № 9). Госрегистрация прав на квартиру осуществляется на основании соглашения и ранее выданного свидетельства о праве на наследство.
Восстановление пропущенного срока обращения
Согласно ст. 1155 суд может восстановить срок принятия наследства в случае, если наследник не знал о смерти наследодателя либо пропустил его по другим уважительным причинам. При этом он должен обратиться в суд в срок не позднее 6 месяцев с момента, когда он узнал его открытии (смерти родственника).
На практике суды неоднозначно решают вопрос о восстановлении пропущенного срока. Конкретного перечня «уважительных» причин пропуска в законе нет, поэтому все зависит от позиции конкретного судьи. Так, например, часто не признаются уважительными такие основания, как:
кратковременное расстройство здоровья;
незнание законных норм о сроках принятия;
отсутствие сведений о составе наследства.
Как правило, во внимание принимаются лишь тяжелая болезнь, отсутствие наследника в стране (работа за рубежом), неграмотность, беспомощное состояние (травма). Особенно негативная в отношении наследников из других городов практика складывается в Москве, где недвижимость обычно переходит к муниципалитету.
Именно поэтому при получении сведений о смерти родственника нужно постараться успеть своевременно направить заявление на вступление в наследство, а если вы не знаете к какому нотариусу обращаться, примите меры по фактическому принятию наследства — этот факт легче доказать в суде.
В нашей нотариальной конторе можно всегда получить консультацию нотариуса по любому наследственному делу. Мы находимся в центре Москвы (Страстной бульвар, 7), работаем ежедневно: в будние дни до 21.00, в выходные дни до 20.00 вечера. Обращайтесь к нам по телефону или оставьте заявку на сайте, чтобы записаться на удобное время приема.
Вам может быть интересно:
Будние дни:
с 10:00 до 21:00
Выходные дни:
с 10:00 до 20:00
Или просто приходите без записи.
Вы можете попасть к нам в любое время без записи.
Также Вы можете позвонить к нам или задать вопрос через мессенджер