как учился пушкин в лицее на какие оценки

Почему Пушкин в лицее был троечником

Творчество Александра Сергеевича Пушкина знакомо абсолютно всем, особенно школьникам. Его стихи учат наизусть, романы читают, только вот парадокс — сам Пушкин учиться очень не любил.

Фактрум предлагает разобраться, почему гениальный поэт ненавидел сидеть за партой.

как учился пушкин в лицее на какие оценки. Смотреть фото как учился пушкин в лицее на какие оценки. Смотреть картинку как учился пушкин в лицее на какие оценки. Картинка про как учился пушкин в лицее на какие оценки. Фото как учился пушкин в лицее на какие оценки

Пушкин был троечником, и его это не напрягало

Личность Пушкина, как и любого другого великого человека, окружена множеством мифов. Один из них гласит, что Александр Сергеевич хорошо учился в лицее, был любим преподавателями и, как настоящий талантливый человек, был талантлив во всём.

Однако при ближайшем рассмотрении обстоятельств его жизни можно обнаружить, что с успеваемостью у юного Пушкина было далеко не так радужно, как кажется. В учёбе поэт явно не блистал и был, если переводить на современную систему оценок, даже не хорошистом, а троечником, а зачастую и двоечником. Не очень приятный факт о человеке, творчество которого изучают в каждой без исключения школе, не правда ли?

Пушкин не только не любил учиться, но и работать не хотел

Неудачи в учёбе сыграли свою роль впоследствии, когда при выпуске из лицея Пушкин получил очень скромный по тем временам чин X класса. Ходят слухи, что помог устроиться нерадивому племяннику на работу его дядя, который был дружен с представителями высших эшелонов власти. Вообще, всех без исключения лицеистов готовили для государственной службы в самых престижных министерствах и ведомствах, растили из юношей карьеристов. Только вот с Пушкиным эта история не случилась. Так или иначе, Пушкин был вынужден служить коллежским секретарём в Коллегии иностранных дел, в то время как его одноклассники-отличники получали чины классом выше. Кстати, историки говорят, что работать Пушкин тоже не любил и появлялся перед глазами начальника лишь изредка. Делал он это с большой неохотой и совсем не занимался своим карьерным ростом.

Учителя называли Пушкина «ленивым» и «неприлежным»

Да уж, по всему получается, что Пушкин был просто ленивым троечником. Преподаватели так и писали в своих журналах: «неприлежен», «ленив», «медленные успехи». Особенно поэту не давалась арифметика, рисование так же не входило в число талантов.

Один из преподавателей лицея — по логике и нравственным наукам, профессор Александр Куницын — отзывался об успехах великого поэта так: «Весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне не прилежен… а потому успехи его очень невелики, особливо по части логики».

Другой преподаватель, Николай Кошанский, который вёл у лицеистов курсы латинского и русского языков, высказался о Пушкине следующим образом: «Больше имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса, нежели прилежания…» — хотя отмечал при этом блестящие успехи юного Александра Сергеевича по части владения русским языком.

Пушкин занимался в лицее только тем, что ему нравилось

Пушкин учиться не любил, зато принимал активное участие в деятельности многочисленных литературных журналов, которые выпускали ученики лицея: «Царскосельские лицейские газеты», «Неопытное перо» и других. В них он публиковал свои первые литературные опыты.

Из всего этого можно сделать вывод, что в Царскосельском лицее молодой Пушкин занимался только тем, что ему нравилось и было интересно. Порывистому и импульсивному юноше ожидаемо не нравились скучные и «основательные» науки, зато всё, что было связано с творчеством, вызывало у поэта живой интерес.

В любом случае, сегодня это не так важно, ведь мы помним его не за оценки и государственную службу, а за прекрасные стихи, сказки и романы, знакомые нам с самого детства.

Источник

Пушкин-лицеист

В Лицее преподавались науки не только среднего образования, но и высшего: для будущих юристов, дипоматов и других крупных государственных чиновников. Обучение происходило шесть лет, разделялось на первые и вторые три года.

Будущие воспитанники съехались в Лицей. Они довольны своим содержанием и веселы. У некоторых из них плохая одежда. Но всем выдали форменные сюртуки и сапоги. Указали комнаты для каждого отдельно живущего лицеиста с номерами по списку принятых в Лицей. Комната Александра Пушкина четырнадцатая. В пятнадцатую поселили Пущина, с которым Александр уже подружился. Шла деятельная подготовка к открытию Лицея профессорами, преподавателями, обслуживающим персоналом.

В середине октября 1811 г. в зале Лицея в присутствии министра просвещения А.К. Разумовского шла репетиция церемониала акта открытия Лицея. Воспитанников вводят «известным порядком в залу», ставят на установленные места по списку, вызывают и учат кланяться по направлению к тому месту, где будет сидеть Александр I и его семейство.

18 октября. Среда. Вечером в лицейской зале в присутствии А.К. Разумовского и лицеистов директор Лицея В.Ф. Малиновский читает речь, с которой он должен выступить на торжестве открытия Лицея.

как учился пушкин в лицее на какие оценки. Смотреть фото как учился пушкин в лицее на какие оценки. Смотреть картинку как учился пушкин в лицее на какие оценки. Картинка про как учился пушкин в лицее на какие оценки. Фото как учился пушкин в лицее на какие оценки

Александр Пушкин в Лицее

О педагогическом процессе сохранились описания, где каждый раз встречается имя Александра Пушкина.

«1 марта 1812 г. Составлена «Ведомость о дарованиях, прилежании и успехах воспитанников по части географии, всеобщей политической и российской истории от 23 октября 1811 по 1 марта 1812». Пушкин занимает 14-е место. «Дарований очень хороших. Прилежен, успехов очень хороших».

1 марта 1812 г. Полугодичные испытания лицеистов.

как учился пушкин в лицее на какие оценки. Смотреть фото как учился пушкин в лицее на какие оценки. Смотреть картинку как учился пушкин в лицее на какие оценки. Картинка про как учился пушкин в лицее на какие оценки. Фото как учился пушкин в лицее на какие оценки

Вид на Лицей и Придворную церковь

«15 марта 1812 г. Составлен список воспитанников Императорского Лицея из российского и латинского классов, с показанием их способностей, успехов и прилежаний с 23 октября 1811 по 15 марта 1812 г.»

«Из латинской грамматики пройдено: склонения, роды имен и спряжения правильных глаголов. Из российской: повторена этимология и весь синтаксис, причем каждое правило объяснимо было приличными и собранными с их понятием примерами».

Пушкин занимает 14-е место.

«Александр Пушкин более имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса нежели прилежания; почему малое затруднение может остановить его; но не удержит: ибо он, побуждаемый соревнованием и чувством собственной пользы, желает сравниться с первыми питомцами. Успехи его в латинском хороши: в русском не столько тверды, сколько блистательны».

19 марта 1812 г. «Табель, составленная из подданных ведомостей гг. профессоров, адъюнктов и учителей: 1) об успехах, 2) о прилежании, 3) о дарованиях лицеистов с 23 октября 1811 г. по 19 марта 1812 г.». Пушкин занимает 17-е место. «В росс. и лат. яз.: 1) успехи в латинском хороши, в русском не столько тверды, сколько блистательны, 2) слабого прилежания, 3) одарен понятливостью и вкусом. Во франц. яз.: 1) считается между первымми, 2) весьма прилежен, 3) одарен понятливостью и проницанием. В нем. яз.: 1) мало успехов, 2) не прилежен, 3) весьма понятен. В арифмет.: 1) посредственные успехи, 2) ленив, 3) неплохих дарований. В географии и истории: 1) очень хорошие успехи, 2) довольно прилежен, 3) очень хороших дарований. В рисовании: 1) медленные успехи, 2) прилежен, но нетерпелив, 3) очень способен. В чистописании: 1) посредственные успехи, 2) прилежен, 3) способен».

31 марта 1812 г. Рапорт (на французском языке) об успехах лицеистов с отзывом о Пушкине: «Кажется, он никогда не занимался немецким языком до поступления в Лицей и, кажется, отнюдь не желает делать этого и сейчас: между тем, если бы он захотел на это решиться, он сделал бы успехи самые быстрые, будучи одаренным проницательностью и памятью».

По воскресеньям разрешалось посещать как Лицей, так и отдельных лицеистов. Лицеистам также разрешалось в воскресенья отдыхать вне Лицея.
Лицеисты обратили внимание на Пушкина. В ноябре 1811 г. Александр Пушкин за прекрасное знание французской литературы получил от товарищей прозвище «француз».

как учился пушкин в лицее на какие оценки. Смотреть фото как учился пушкин в лицее на какие оценки. Смотреть картинку как учился пушкин в лицее на какие оценки. Картинка про как учился пушкин в лицее на какие оценки. Фото как учился пушкин в лицее на какие оценки

В ноябре 1811 г. Пушкин написал в альбом кн. А.М. Горчакова прозаические строки: «Вы пишете токмо для вашего удовольствия, а я, который вас искренно люблю, пишу чтоб вам сие сказать».

25 марта 1812 г. Илличевский написал своему товарищу, П.Н. Фуссу, воспитаннику петербургской гимназии, что Пушкин, «Живши между лучшими стихотворцами, приобрел много в поэзии знаний и вкуса» и о том, что он (Илличевский) пишет с Пушкиным стихи «украдкою», так как лицеистам «запрещено сочинять».

26 апреля 1812 г. Илличевский пишет П.Н. Фуссу, что лицеистам позволили сочинять.

Приведенная картина первого года обучения в Лицее повторялась и в следующие пять лет занятий лицеистов. Александр Пушкин становился старше, обучался, воспитывался, становясь зрелым человеком. Как это происходило в его жизни и творчестве, будет видно, если посмотреть, каким лицеистом был Александр Пушкин в остальные пять лет обучения в Лицее.

Каким лицеистом был Пушкин

Большое внимание в воспитании лицеистов уделялось оценкам личности. Говорилось и о Пушкине, каким он был в первый год обучения в Лицее. Продолжая приводить оценки в последующие пять лет занятий Пушкина в Лицее, можно летописно сказать, каким лицеистом, постепенно изменяясь, возрастая, был Пушкин в следующие пять лет.

18 ноября 1812 г. Рапорт об успехах лицеистов, отзыв о Пушкине: «Он стал гораздо более прилежным, чем раньше, и его успехи постоянно укрепляются».

19 ноября. В рапорте с приложением списка воспитанников и с указанием их успехов в геометрии с 1 марта по 19 ноября 1812 г. Пушкин занимает 26-е место. «Очень ленив, в классе невнимателен и нескромен, способностей не плохих, имеет остроту, но, к сожалению, только для пустословия, успевает весьма посредственно».

как учился пушкин в лицее на какие оценки. Смотреть фото как учился пушкин в лицее на какие оценки. Смотреть картинку как учился пушкин в лицее на какие оценки. Картинка про как учился пушкин в лицее на какие оценки. Фото как учился пушкин в лицее на какие оценки

Комната Пушкина в Лицее

В тот же день. Рапорт с приложением отчета о поведении и свойствах воспитанников, где о Пушкине сказано: «Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов, довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие вместе с честолюбием, делающие его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотливость с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и добродушие; познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом. Его словоохотность и остроумие восприяли новый и лучший вид с счастливою переменою образа его мыслей, но в характере его вообще мало постоянства и твердости».

В тот же день рапорт с приложением распределения воспитанников Императорского Лицея по немецкой литературе. О Пушкине: «С огорчением вижу, что этот ученик, одаренный в высшей степени проницательностью и памятью, упорствует в равнодушии к моему предмету». В распределении Пушкин помещен в последнем разделе, занимая в нем третье место из девяти.

В тот же день. Черновик табели о поведении и успехах воспитанников. Пушкин занимает 23-е место. Отзывы те же, что и в беловом тексте (от 20 (?) ноября), только в графе «Закон Божий» (как у всех лицеистов) отзыва нет, а о поведении сказано: «Легкомыслен, повеса».

20 ноября. Пушкин в рисовальном классе называет Горчакова «вольной польской дамой».

В тот же день. Составлена ведомость об успехах воспитанников по части чистописания с 1 марта по 20 ноября 1812 г., где Пушкин назван наряду с другими четырьмя лицеистами, о которых сказано: «Способны и прилежны, успели в русском и французском весьма порядочно, а в немецком посредственно».

В тот же день. Табель, составленная из поданных ведомостей гг. профессоров, адъюнкт-профессоров и учителей: 1) об успехах, 2) о прилежании, 3) о даровании воспитанников Лицея, какие оказали они с 19-го марта по 20 (?) ноября 1812 г. Пушкин занимает 23-е место.

как учился пушкин в лицее на какие оценки. Смотреть фото как учился пушкин в лицее на какие оценки. Смотреть картинку как учился пушкин в лицее на какие оценки. Картинка про как учился пушкин в лицее на какие оценки. Фото как учился пушкин в лицее на какие оценки

Пушкин на лицейском экзамене, картина Ильи Репина

На втором годе обучения в Лицее в летописи говорится о поведении Пушкина среди товарищей:

21 ноября. «Во время обеда Пушкин начал громко и насмешливо говорить, что Вольховский меня боится оттого, чтобы не потерять доброго своего имени, а мы, говорит, шалуны, его увещаниям смеемся. Тут пристал и г. Корсаков, и начали оба говорить, что я браню их родителей. Такая смелость зажгла тотчас самолюбие в других и заставила после обеда Гурьева и Дельвига пристать к их мнению».

22 ноября. «Ввечеру окружили меня воспитанники, и Гурьев начал исчислять мне слышанные и замеченные им в моих речах слова, относящиеся до их родителей. Он показал тут непоколебимую наглость. К сему вызову тотчас присоединились и прочие, Пушкин, Дельвиг, Бакунин, Корсаков, Стевен и некоторые другие, которые, кроме Гурьева, все отозвались, что они слышали от других, а не сами были свидетелями, отчего многие и отстали. »; «Упорнее всех Гурьев, Пушкин, Яковлев, Стевен, Бакунин, Горчаков по причине своей пылкости и чрезвычайной ревности к чести своей или по честолюбию».

30 ноября. Нескромный разговор Пушкина о модных французских лавках.

Ноябрь. Декабрь. Список воспитанников с указанием их поведения и свойств характера. Отзыв о Пушкине: «Мало постоянства и твердости в его нраве, словоохотен, остроумен, приметно в нем и добродушие, но вспыльчив с гневом, легкомыслен».

13 июня 1813 г. Пушкин «в классе чистописания смеялся довольно громко», чем «Калиныч был недоволен».

26 июня. Классный рисунок, изображающий продавца кваса. Возможно, это портрет лицеиста П. Юдина (номер его комнаты (№6) выставлен на бочонке). Подпись: «Рисовал Александр Пушкин».

Октябрь 1814 г. Список воспитанников по успеваемости в немецком языке. Пушкин занимает 25-е место.

1815. Рапорт об успехах воспитанников. О Пушкине: «Он понятлив и даже умен. Крайне прилежен, и его очень заметные успехи столь же плод его суждений сколь и прекрасной памяти, ему место среди первых в классе по французскому языку».

1 января. В ведомости от 1 ноября 1812 по 1 января 1814 г. о Пушкине, занимающем 17-е место, сказано: «При малом прилежании оказывает очень хорошие успехи, и сие должно приписывать одним только прекрасным его дарованиям. В поведении резв; но менее противу прежнего».

1 февраля. В ведомости от 19 ноября 1812 по 1 февраля 1814 г. о Пушкине, занимающем 20-е место, сказано: «Весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне не прилежен. Он способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень не велики, особливо по части логики».

1814, 23 сентября. Свойства и поведение гг. воспитанников с отзывом о Пушкине: «Легкомыслен, ветрен и иногда вспыльчив; впрочем, весьма обходителен, остроумен и бережлив. К стихотворству имеет особенную склонность. Подает надежду к исправлению».

1814. Список воспитанников Лицея «по части французской словесности». Пушкин занимает в 1-м отделении 3-е место.

1814. Рапорт об успехах лицеистов в алгебре и физике с 1 августа «минувшего» 1813 г. Пушкин «слаб и успехов приметных не сказал»; занимает 23-е место.

Монахиня Серафима (Розова; 1901-2001)

Источник

Воспитание Александра Пушкина в Лицее Часть 2

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ В ЛИЦЕЕ

Их было 30 человек – мальчиков из дворянских семей. Никто даже не подозревал, что среди них есть избранник богов, и что эта лицейская жизнь озарится светом его гения.

На открытии Лицея присутствовал Император со своим окружением. Возле стола, покрытом красным сукном с золотой бахромой, где лежала высочайшая грамота, в три ряда стояли мальчики.

Приглашены были все высшие сановники и педагоги из Петербурга. Во время представления виновники торжества подходили к столу и неловко кланялись императору.

Вечером был дан торжественный ужин с великолепным десертом. А позже мальчики, совсем еще дети, сбросив парадную одежду, играли во дворе в снежки. Так завершился день 19 октября 1811 года, ставший праздничным днем Лицея.

Поступив учиться двенадцатилетним ребенком, с туманными литературными стремлениями и задатками, и пробыв безвыездно шесть лет в Царском Селе, он вышел поэтом. В Лицее Пушкин написал 130 стихотворений.

Все подробности лицейского быта, весь строй жизни, само помещение Лицея в одном из флигелей Царскосельского дворца бок о бок с царской семьей, все придавало в глазах общества России того времени особую значимость. Даже само название «ЛИЦЕЙ» выделяло его из ряда других учебных заведений.

У многих лицеистов, прежде всего у Саши, домашняя жизнь была гораздо беспорядочнее, теснее, скученней. А тут было просторное, светлое дворцовое помещение, которое вмещало огромную столовую, конференц-зал, классы, физический кабинет, библиотеку, читальню и больницу.

В верхнем этаже были спальни, в каждой стояла кровать, комод, умывальник, конторка с чернильницей – знак того, что воспитанники имеют право уходить к себе заниматься.

Спальни были номерованные, и лицеисты часто звали друг друга по номерам. Пушкин был номер 14, рядом с ним был его верный друг Пущин номер 15.

Лицеистов отлично кормили. Парадная форма была просто шикарная, да и рабочая шилась индивидуально. Вокруг Лицея были парки, сады, много простора и для ребяческих забав, и для юношеских мечтаний.

НОВШЕСТВА В ВОСПИТАНИИ ЛИЦЕИСТОВ

Новшеством на то время было то, что в Лицее не применялись физические наказания за провинности, хотя в школах России это было распространенное и обычное явление.

Также была грамотно составлена система воспитания лицеистов: для прогулок, игр, физических упражнений впервые отводилось гораздо больше времени и внимания.

Для меня лично остался открытым вопрос, как было поставлено в Лицее трудовое воспитание, и было ли? Нахожу в текстах разных изданий, что гувернеры чистили одежду лицеистов, убирали в помещениях и подавали еду.

Жизнь текла размеренно, согласно расписания, вставали все по звонку в 6 часов, одевались и шли на утреннюю молитву в зал. День заканчивался в 22 часа, также вечерней молитвой.

Пушкин на всю жизнь сохранил привычку рано вставать, утро было его рабочим временем. Несмотря на то, что установленный порядок соблюдался строго, лицеисты не чувствовали себя, как в тисках.

В письмах домой они писали примерно так: «Никогда не сидим, кто хочет, учится, кто хочет, гуляет. Благодаря Богу, у нас царствует свобода, а свобода – дело золотое».

Летом лицеисты были с утра до вечера в саду, который был прекрасен, лучше всех парков Петербурга. Зимой проводили свободное время за чтением книг.

Любимым занятием было ставить театр, без страха шутили с преподавателями. Остроты, молодость, смех…

Известно, что многое зависело от руководителя Лицея. При директоре Энгельгардте по вечерам устраивались чтения в зале, в которых он лично принимал активное участие.

Лицеисты были также вхожи в его дом, где знакомились с обычаями света, ожидавшими их за порогом Лицея, находили там приятное женское общество.

Летом директор вместе с учениками совершал дальние, иногда двухдневные прогулки по окрестностям.

Зимой для развлечения ездили на нескольких тройках за город, завтракать или пить чай в праздничные дни, в саду катались с гор и на коньках.

Во всех этих увеселениях участвовал не только директор, но и всё его семейство, близкие ему дамы и девицы, иногда и приезжавшие родные учеников.

Одним словом, директор понимал, что запрещенный плод – опасная приманка, и что свобода, руководимая опытной дружбой, останавливает юношу от многих ошибок.

Хорошо, даже с размахом, была поставлена научная часть, лицеистов хотели научить решительно всему.

Психология, военные науки, политическая экономия, эстетика, энциклопедия права, математика, французская и немецкая риторика, история, география, статистика, латынь, русская словесность, рисование, фехтование, танцы, верховая езда, и по возможности, архитектура и перспектива как искусство, в общежитии необходимое.

Все видели, что Саша опережал сверстников по начитанности и умению запоминать. Учился он легко, вернее, совсем не учился, а брал памятью.

Но некоторыми науками он так и не овладел. Высшая отметка, «единица», была у Пушкина только за поэзию и словесность, а за все остальные «четыре», предпоследний балл снизу. Особенно не давалась ему математика.

За шесть лет лицеисты многому научились. Главное, на всю жизнь они получили прививку любознательности к знаниям, литературе, книгам.

Их не мучили уроками, самостоятельная умственная жизнь не преследовалась, а поощрялась.

Состав наставников был подобран исключительно удачно. Хотя непросто и нелегко было найти в неграмотной стране образованных, даровитых педагогов.

Ученье на Руси только начиналось, в тот период страна особо не славилась ни русскими учеными, ни русским литературным языком.

Все шесть лет в Лицее сольются для лицеистов в единое, радостное, цельное воспоминание, которое Пушкин так солнечно выразил в своих стихах.

Не только Пушкин, но и его товарищи рано созрели. Непрерывный этот рост совпал с развитием Империи, с расцветом всенародного русского творчества.

Почти все лицеисты писали стихи. Любовь к литературе, склонность к стихосложению считались необходимым признаком образованности. Писательство было модой и потребностью.

Манией сочинительства был заражен весь Лицей, независимо от Богом каждому данных дарований.

Писали лицеисты, писали их наставники, писали даже лицейские сторожа.
Создавались литературные кружки, выпускались журналы и газеты.

Не над серой посредственностью, а над яркой толпой талантливых юношей, полных умственных запросов, поднялся Поэт.

Трудно по воспоминаниям и рассказам современников восстановить внутренний облик юного Пушкина.

Легче найти подлинного Пушкина в его стихах и прозе. Как всякий великий художник, он раскрыл себя в своих творениях.

«Каким веселым звонким смехом залился бы на весь Лицей Пушкин, если бы ему сказали, что много ученых страниц будет напечатано о двенадцати строчках его стихотворения «Роза». Что почтенные профессора и важные академики будут ломать свои напыщенные книжной мудростью головы над каждой строкой его произведений»*.

Никто лучше Пушкина не описал таинства рождения стиха:
Задумаюсь, взмахну руками
На рифмах вдруг заговорю

Пушкин постоянно и деятельно участвовал во всех лицейских журналах, импровизировал «народные песни», точил на всех эпиграммы. Естественно, он был во главе литературного движения.

Известен тот публичный экзамен, когда юный поэт с необыкновенным оживлением прочитал свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе», и Державин, державным своим благословением, увенчал юного поэта.

Пущин вспоминает: «Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать Пушкина и осенил кудрявую его голову, мы все, под каким-то неведомым влиянием, благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца, его не было: он убежал… »*.

Это был поэтический взлет и триумф ВДОХНОВНИЯ!

История, которая сохранилась в летописях Лицея. Однажды Пушкин и его два друга Пущин и Малиновский затеяли выпивку, достали бутылку рома, добыли яиц, натолкли сахару.

Технология приготовления «гогель-могеля» мне, лично, осталась неизвестна, только происходило это у кипящего самовара, где собралась оживленная компания.

Когда дежурный заметил неладное, бросающуюся в глаза веселость лицеистов, начались расспросы. Пушкин и два друга приняли всю вину на себя.

Первый пункт наказания был выполнен буквально, второй – смягчился со временем.

А по третьему пункту директор Энгельгардт стал доказывать членам комиссии, что давнишняя шалость, за которую тогда уже было взыскано, не должна иметь влияния на всю будущность после выпуска.

Все согласились, и черная книга, где была за шесть лет учебы всего лишь одна эта запись, сдана в архив.

Нередко шумной веселой толпой лицеисты ходили по дворцовому коридору послушать полковую музыку у царских ворот.

Проходили мимо комнат, занимаемых фрейлинами императрицы, где случалось при встречах в темных переходах коридора полюбезничать с хорошенькой горничной Наташей.

Однажды во время такого движения Пушкин услышал в темноте шорох платья, вообразил, что это должна быть Наташа, и самым невинным образом бросился ее поцеловать.

В эту минуту отворилась дверь и осветила эту сцену – перед ним стояла княжна Волконская.

Пушкин был в сильнейшем смятении, не знал, как ему поступить?!

Намеревался писать письмо с извинениями. Но дело уже дошло до государя, тот пришел к директору Энгельгардту.

— Что ж это будет? – говорил царь. – Твои воспитанники не только снимают через забор мои наливные яблоки, но теперь уже не дают проходу фрейлинам жены моей!

Директор, как мог, старался смягчить вину Пушкина, сказал, что тот «бедный, в отчаянии», уже наказан и просит написать извинительное письмо.

Государь на это сказал:
— Пусть пишет, уж так и быть, беру на себя адвокатство за Пушкина, но скажи ему, чтоб это было в последний раз.

Затем, улыбаясь, шепнул тому на ухо:
— Старая дева, быть может, в восторге от ошибки молодого человека, между нами говоря.

Ничего пошлого и грязного в Александре не было, больше склонность к шаловливой детскости. И в дружбе, и даже во влюбленностях его, преобладало скорее поэтическое увлечение, что, впрочем, и отразилось в его поэзии.

* По документальным материалам Ариадны Тырковой-Вильямс «Пушкин».
* По книге И.И. Пущина «Записки о Пушкине. Письма»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *