как считается коренной москвич в каком поколении
Как считается коренной москвич в каком поколении
Сейчас, по мнению историков, не более 10% населения столицы можно называть «коренными москвичами». Антропологи же заявляют, что коренных москвичей и вовсе не осталось.
Коренной – некоренной
Результаты социологических опросов среди жителей Москвы выявляют совершенно разное представление о термине «коренной москвич». Для кого-то коренной москвич отличается от некоренного по внешности и уровню интеллекта, а кто-то его особенности находит в воспитании и культуре.
Но большинство все же пытается выявить коренного москвича по количеству поколений, проживавших в Москве. Но если, по мнению одних, чтобы стать «коренным» достаточно самого факта рождения в столице, то на взгляд других в роду должно быть не меньше шести поколений москвичей.
Однако есть респонденты, для которых подобные высчитывания чистой воды шовинизм.
«Москвича достаточно просто узнать по характерной речи. В нем чувствуются определенная вальяжность, самодовольство и уверенность в себе», – говорит журналист Артемий Троицкий. А по мнению сатирика Виктора Коклюшкина коренной москвич «по всем вопросам имеет свое суждение, любит поучать, но в то же время это контактный и жизнерадостный человек».
Сотрудники Института этнологии и антропологии РАН отмечают, что Москва была городом мигрантов с древних времен. Если принять во внимание, что столица постоянно пополнялась за счет приезжих, то понятие «коренной москвич» во многом теряет свой смысл. В Мосгорстате и ГУВД говорят, что у них нет данных о количестве коренных москвичей. Более того, власти заявляют, что статуса «коренной» официально не существует.
Родословная москвичей
Многочисленные археологические находки показывают, что первый человек на территории современной Москвы появился в эпоху неолита. Но более активно эту землю стали заселять с конца I тысячелетия н. э.: сначала финно-угорские народы – мордва, марийцы, удмурты и финны, а затем славянские племена вятичей и кривичей.
Собственно, Москва, по мнению этнолога Александра Пестрякова, это финно-угорское слово, что в переводе означает «медвежья речка».
Со второй половины XII века через Андрея Боголюбского в Москву перебираются жители Среднего Приднепровья, а уже через столетие Москва и ее окрестности становятся центром притяжения населения различных регионов Руси.
В этом свою роль сыграло выгодное географическое положение города, находящегося на перекрестке водных и сухопутных путей, и политика московских князей, направленная на подчинение окрестных земель.
Периодически Москву захлестывали волны миграций, которые интенсивно увеличивали и перемешивали состав городского населения. Во время нашествия Батыя на Владимиро-Суздальское княжество жители разоренных земель активно стали переезжать в Москву. А после подчинения Новгорода Иваном Грозным в столицу потянулись тысячи новгородцев.
Были в истории Москвы и периоды демографического упадка. Так, губительной для населения Москвы стала опричнина 1560-70-х гг., резко сократилось количество жителей столицы в период неудачной для России Ливонской войны (1558-1583) и во время Смуты (1598-1613).
Помимо мигрантов из России в Москву постоянно приезжали европейцы – литовцы, поляки, немцы, шотландцы, голландцы. Большие волны их переселения пришлись на времена Ивана IV, Петра I и Екатерины II.
Знаменитый манифест Екатерины II от 25 октября 1762 года о «дозволении иностранцам въезжать и селиться в империи» серьезно повлиял на демографию не только России, но и Москвы. Некоторые немцы, которым для поселений выделяли Поволжские степи, так и не доезжали до места назначения, оседая в столице.
С 1861 года после отмены крепостного права в Москву стали приезжать крестьяне. В городе они становятся ремесленниками и торговцами, пополняя среду мещан. Москву конца XIX столетия смело можно назвать интернациональным городом: по данным царской полиции 20% населения столицы были «не русскими».
Безумный век
XX век коренным образом преобразовал демографическое лицо столицы. Это было время, когда активный рост населения чередовался с не менее активным его сокращением.
Заметно уменьшилось количество жителей Москвы во время Гражданской войны – многие погибли, умерли от голода или уехали в деревню, чтобы как-то прокормиться. Это время – первая большая волна эмиграции за рубеж, когда столицу покинуло значительное количество населения, не принявшего Советскую власть.
Жизни около 375 тыс. москвичей унесла Великая Отечественная война. Вскоре после страшной войны началась самая длительная волна эмиграции, которая продлилась, по мнению социологов, вплоть до распада СССР.
Особенно активно москвичи выезжали за рубеж в перестроечный период. Жители Белокаменной составили более 20% общероссийской численности населения, покинувшего страну.
Тем не менее, весь послевоенный период Москвы отмечен демографическим подъемом. К примеру, если в 1956 году количество жителей столицы составляло 4 839 000 человек, то к 1991 году эта цифра увеличилась почти вдвое – 9 017 415 жителей. Такие показатели объясняются не только естественным приростом населения, но и постоянной миграцией.
Целый ряд отраслей экономики, в частности, строительство, легкая промышленность, транспорт не могли обеспечиваться рабочей силой за счет москвичей или жителей пригородов. Для проблемных отраслей устанавливались квоты (лимиты), по которым из различных регионов страны в столицу привлекалась дополнительная рабочая сила. Например, на некоторых строительных объектах москвичами были только прорабы. За рабочими мигрантами с тех времен закрепилось пренебрежительное название – «лимита».
«Кодекс москвича»
В 1990-е и 2000-е годы Москву захлестнула очередная волна миграции – самая мощная в истории города. В столицу России в поисках лучшей жизни потянулись выходцы из бывших Союзных республик, но особенно активно из Средней Азии и Закавказья. Так, между двумя переписями населения столицы 1989 и 2002 годов количество азербайджанцев выросло в 5 раз, чеченцев – в 7 раз, таджиков – в 12! Также отмечен резкий прирост вьетнамцев и китайцев. В некоторых районах Москвы доля «нерусского» населения превышает отметку в 30%.
Все это порождает не только рост уровня преступности, но и соответствующее отношение к мигрантам у тех, кто считает себя коренными москвичами. Озабоченные этой проблемой власти столицы пытаются найти пути ее решения, но пока безуспешно. Последнее время к сотрудничеству они активно привлекают представителей национальных диаспор. В их совместных планах создание документа – «кодекса москвича», который бы разъяснял приезжим правила и нормы поведения в мегаполисе.
Глава Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаил Соломенцев объясняет, что «Москва – город, жизненный уклад которого базируется на русских культуре и традициях, сложившихся веками, и все, кто приезжает сюда жить, должны с этим считаться».
Впрочем, представители диаспор хоть и соглашаются с этим, все же замечают, что от некоторых традиций нельзя отказаться. Представитель белорусской общины Екатерина Юркевич считает, что такой свод норм не должен ущемлять права национальных меньшинств. «Если разрешена одежда субкультур, то одежду культур национальных тем более нельзя запрещать», – замечает она.
В дискуссиях властей и представителей диаспор снова всплывает ключевой вопрос: «А кто такой москвич?». Сегодня московское правительство делает акцент на толерантности и уважительном отношении к национальным и религиозным традициям, настаивая на том, что Москва всегда была и будет многонациональным городом. Понятие «коренной москвич» теперь не несет в себе принципиального значения. Полноправным москвичом может считаться любой, кто приехал в столицу России на постоянное место жительства.
Коренные москвичи, кто они?
Как утверждают историки, население современной Москвы в основном составляют не коренные жители, а приезжие люди, которые по той или иной причине остались здесь жить. Коренных жителей можно сосчитать по пальцам, их по выводам экспертов всего 10%. Интересно мнение и антропологов, которые вообще говорят, что коренных жителей в столице не осталось совсем. Этот вопрос, конечно, очень интересный, если принимать во внимание и то, что особой ясности нет и в самом термине «коренной москвич». Стоит подробнее рассмотреть, что означает это понятие и кого можно называть коренным москвичом.
Коренной или некоренной?
Как показывают проведённые социологические опросы, даже сами жители Москвы расходятся в понятии этого термина и каждый представляет его по-своему. Некоторые говорят, что коренные москвичи отличаются от некоренных не только внешностью, но и складом ума, другие видят различия в культуре воспитания.
Всё же основная масса людей оценивают коренного москвича по числу поколений, которые проживали в столице. Стоит сказать, что и здесь существуют разногласия, так для некоторых москвич является коренным, если он просто родился в Москве, другие же утверждают, что такого звания достойны только те жители, у которых насчитывается не менее 6 поколений, проживших в столице. Естественно, такие выводы многим не нравятся, и это считается шовинизмом.
А вот, например, популярный журналист Артемий Троицкий утверждает, что москвича легко распознать по особенностям речи, отличительной чертой является вальяжность и самоуверенность, это очень самодовольные люди.
Известный юморист Виктор Коклюшкин описывает москвичей, как людей, которые всегда имеют своё личное мнение. Они склонны поучать других, но также это люди жизнерадостные и довольно общительные.
По утверждениям сотрудников Института этнологии и антропологии РАН, Москва с древнейших времён привлекала к себе множество мигрантов. Принимая это к факту, можно сказать, что определение «коренной москвич» особого смысла не имеет, так как население столицы пополнялось за счёт притока мигрантов на протяжении всего времени существования города. Более того, столичные власти заявляют, что такого статуса, как коренной москвич не существует совсем, по крайней мере, в официальных документах. В ГУВД и Мосгорстате также нет никаких данных о коренных москвичах.
Родословная
Из археологических исследований стало известно, что данную местность человек заселил ещё в эпоху неолита. Активное же заселение территории современной Москвы началось с первого тысячелетия н. э. Поначалу это были финно-угорские племена, а после вятичи и кривичи, которые являлись славянами.
Как утверждает этнолог Александр Пестряков, название столицы имеет финно-угорские корни и переводится как «медвежья речка».
Во второй половине 12 века столицу активно начали заселять люди, пришедшие со Среднего Приднепровья, а уже по прошествии 100 лет в Москву стараются попасть многие жители различных регионов Руси. Такая популярность города объясняется довольно выгодным географическим положением. Москва фактически находится на пересечении множества сухопутных и водных путей. К тому же московские князья придерживались политики подчинения окрестных земель.
Мигранты в столицу всегда прибывали своеобразными волнами. Например, когда Батый разорил Владимиро-Суздальское княжество, жители этих земель стали перебираться в Москву. А когда Иван Грозный подчинил себе Новгород, новгородцы также активно начали заселять столицу. Всё это увеличивало население Москвы и, конечно же, перемешивало его.
Всё-таки были у города и времена демографического спада. К ним можно отнести периоды опричнины с 1560 по 1570 годов. Также большое сокращение жителей Москвы произошло во время Ливонской войны, которая закончилась крайне неудачно для России. Спад наблюдался и во времена Смуты.
Кроме жителей Руси, в Москву стремились и европейцы. Большие волны мигрантов, состоящие из поляков, голландцев, немцев, а также литовцев и шотландцев, можно было наблюдать во времена правления Ивана 4, Петра 1 и Екатерины 2.
Достаточно вспомнить знаменитый манифест Екатерины 2, который был провозглашён 25 октября 1762 года и гласил, что иностранцы могут свободно въезжать и селиться в империи. После этого значительный прирост населения случился не только в столице, но и на территории всей Руси. Например, немцам выделяли для проживания земли Поволжья, но многие из них до места назначения просто не доезжали и оставались в Москве.
Привлекались в столицу и трудовые мигранты, которых набирали с различных регионов страны по квотам, которые устанавливались для проблемных отраслей. Много мигрантов работало на стройках, а прорабами в основном были москвичи. Кстати, пренебрежительное название «лимита», которым называли трудовых мигрантов, появилось ещё в те далёкие времена.
20 век
20 век характеризует демографию столицы как неустойчивую. Именно в этот период активный прирост населения легко мог смениться активным спадом. Очень сильно сократилось население в Гражданскую войну. Много людей легло на полях сражений, умирали и от голода. Большая часть жителей перебралась в деревню, чтобы не умереть голодной смертью.
С началом Гражданской войны очень много жителей эмигрировали за границу. Уезжали люди, которые были не согласны с Советской властью.
Ещё одна страшная война Великая Отечественная унесла жизни порядка 375 тысяч жителей Москвы. После завершения войны наступил самый длительный период эмиграции. Как утверждают социологи, эта волна продлилась до краха Советского союза.
Много москвичей уехало за границу во времена перестройки. Если посмотреть на процент эмиграции со всей страны, то московский показатель составит 20% от общего потока. Какой бы ни была большой волна эмиграции, всё же весь послевоенный период в столице наблюдается демографический подъём. Например, если просмотреть статистику с 1956 года по 1991, то можно заметить, как с 4 839 000 население выросло до 9 017 415 человек, увеличившись почти в два раза.
«Кодекс москвича»
Период 90-х и 2000-х годов ознаменовался для столицы небывалой волной миграции. В Москву ехали за светлым будущим не только жители бывшего союза, но также мигранты из Закавказья и Средней Азии. Если посмотреть на перепись населения в Москве за период с 1989 по 2002 год, то можно отметить, что значительно прибавилось число азербайджанцев, чеченцев и таджиков. Очень много появилось в Москве китайцев и вьетнамцев. В данный момент в некоторых районах столицы число мигрантов превышает 30%. Естественно, что это приводит к росту преступности, это, в свою очередь, вызывает негативное отношение к приезжим со стороны так называемых коренных москвичей. Возникающие разногласия московским властям решать очень сложно, поэтому в данный момент часто к этому делу привлекают различные национальные диаспоры. Например, стало известно о планах совместного создания так называемого «Кодекса москвича», где мигрантам будет объясняться, какие нормы поведения и правила должен соблюдать мигрант в столице.
Как высказался глава Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы, столица — это прежде всего город, который построен на русской культуре и традициях, которые формировались здесь веками и любой, кто приезжает сюда жить, должен с этим считаться.
С этим мнением диаспоры, конечно, соглашаются, но с оговоркой, что от некоторых своих традиций отказаться всё же не могут.
Так как на сегодняшний момент правительство Москвы делает упор на толерантность и равенство, то само понятие «коренной москвич» уже не имеет принципиального значения. Сегодня Москвичом может считаться любой человек, который перебрался в столицу на ПМЖ.
А вы знаете, как вычислить коренного москвича?
Кто такие коренные москвичи, их осталось менее 2%
Кто такие коренные москвичи и сколько их осталось в столице
После революции население города вновь обновилось, по понятным причинам уехали аристократы, а новое строительство вызвало огромный приток рабочих. С появлением новых вузов в город стали приезжать десятки тысяч студентов. Война также наложила отпечаток на состав населения, а в 60-70-е годы прошлого века начался поток «лимитчиков» (рабочих из провинций, которые получали временную прописку по лимиту на въезд).
Мы обращались в Мосгорстат, ГУВД, столичное управление ЗАГСа, но там число «коренных москвичей» назвать не смогли. Да и самого статуса «коренной» официально не существует. Как пояснил профессор Московского Государственного Университета Владимир Иванович Моряков: «Коренным жителем города всегда считали человека, чьи родители, дедушки и бабушки, а также, конечно, он сам в этом городе родились. По мнению Владимира Морякова, в Москве коренных жителей примерно 5-10%. Но так как столица по сути город приезжих, здесь коренным можно считать человека, родившегося в Москве. Тогда это число вырастет до 30-40%.
Половина жителей Москвы родились не в столице
За минувшее столетие население Москвы выросло более чем десятикратно – с 1,04 млн в 1897 году до 10,5 млн в 2008 г. За последние 20 лет в Москву переселились около 3 млн человек. Москвичей же за это время умерло на 1 млн больше, чем родилось. На Москву и Подмосковье приходится почти половина (46%) всей внутрироссийской миграции (другие «центры притяжения» – Санкт-Петербург, Краснодарский край и Тюменская область).
Коренных москвичей в столице осталось менее 2%
Население Москвы к 2020 году достигнет 16 млн человек. Сейчас в столице проживают не менее 13 млн человек, причем две трети мигрантов – без регистрации.
Но это не предел. По прогнозу, население столицы и дальше будет прирастать примерно на 1 млн человек за десятилетие. И к 2020 году в Москве будут постоянно проживать около 12 млн человек, временно – еще, как минимум, 4 млн.
Такой прогноз содержится в докладе, представленном российским центром миграционных исследований. Коренные же москвичи, прадеды которых тоже жили в столице, уже сейчас составляют менее 2% горожан.
Столица оттягивает на себя все активное население европейской части страны. Почти половина жителей Москвы (47%) родились не в столице, и доля таких горожан растет. Коренных москвичей, чьи прадеды жили в столице, осталось 150–180 тыс. человек. Помимо естественной убыли, коренное население города сокращается за счет эмиграции – за рубеж после распада СССР выехали не менее 100 тыс. москвичей
Национальный состав жителей Москвы меняется
Доля уроженцев России за последние 20 лет снизилась с 90 до 84%. Впрочем, англичан в Лондоне – 80%, французов в Париже – 72%. Помимо русских, уменьшились доли украинцев (с 2,8 до 2,4%) и белорусов (с 0,8 до 0,6%), а евреев стало меньше почти втрое (было 2%, а стало 0,7%).
Выходцев из Армении и Грузии, напротив, стало больше в три раза, а из Азербайджана – в пять, но уроженцы закавказских республик в сумме составляют лишь 3% населения Москвы. Численность выходцев с Северного Кавказа увеличилась десятикратно, но их доля в населении города – около 1%.
Кроме того, в Москве постоянно проживают примерно 300 тыс. выходцев из стран дальнего зарубежья: китайцы, афганцы, вьетнамцы, сербы и турки. Иностранных гастарбайтеров в столице – от 1 млн (зимой) до 2 млн (летом).
«Дублера Москвы в ближайшие 20 лет не предвидится. Даже Петербург Москве не конкурент.
Что думают о москвичах мигранты?
В Москве работают примерно 200 тыс. таджикских гастарбайтеров – каждый десятый житель этой страны в возрасте 20–45 лет. Три четверти (72%) работающих в столице таджикских гастарбайтеров имеют высшее или незаконченное высшее образование, выяснил центр миграционных исследований.
Однако большинство уроженцев Таджикистана (54%) выполняют малоквалифицированный труд. Без официального оформления работают около половины (40%), с вымогательством взяток со стороны милиции сталкивались три четверти (72%).
По мнению выходцев из Таджикистана, характерные черты москвичей – это агрессивность (ее упомянули 88% респондентов), лень (84%) и пьянство (80%). В честности москвичей убеждены 44% таджикских гастарбайтеров. По мнению же 38%, «москвичи каждый раз норовят обмануть».
«Повадки» москвичей глазами гостей столицы
Как проанализировать «повадки» москвичей и дать рекомендации, как нужно себя вести, чтобы «сойти за местного»?
Москвичи всегда спешат. Так что, если хотите сойти за москвича, нечего разгуливать по городу, разинув рот. Взгляд «коренных» никогда не блуждает по лицам прохожих и соседей по вагону метро.
Отдельная история, как москвичи одеваются. Замечено, что они редко носят кричащие поддельные «прады» и «дольче-и-габаны». Москвичи вслед за остальной Европой стремятся к добротности, практичности и удобству. «Недаром говорят, что москвичи всегда одеваются, «как на дачу», а гости столицы всегда выглядят так, будто собрались на прием к английской королеве». Москвичи, в отличие от европейцев и не москвичей, не очень-то верят всяким распродажам и сезонам скидок. Они понимают, что разница в цене если и будет, то минимальная.
Те, кто давно живет в столице, не особо жалуют места туристического паломничества: Арбат, Поклонная гора, Красная площадь. Для прогулок москвич выберет обычный парк. А вот встречу назначают москвичи в метро.
Москвича можно распознать не только по одежде, но и по языку. У настоящего москвича есть довольно четкие отличительные признаки: акающая речь, твердая «г».
Столичные жители и на улыбки не щедры, и откровенничать не любят. Они могут часами говорить с собеседником и не рассказать ему ничего конкретного. Можно поговорить об уличных пробках, планах на выходные, утренней давке в метро.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов