как понять в какую сторону делать намаз
Направление Киблы
Совершающий намаз человек, по возможности, должен повернуться в сторону киблы. Если Кааба видна, нужно уверенно повернуться в ее сторону; если находится далеко от Каабы, например, как мы, то повернуться нужно предположительно. И в обоих случаях нужно повернуться не в сторону Каабы, а к самой Каабе – точно в первом случае и предположительно во втором.
Человек, не способный повернуться к кибле из-за болезни, в отсутствие того, кто его повернул бы к ней, или человек, которого привязали к чему‐то, совершает намаз в таком же состоянии, но после возобновляет, совершая его лицом к кибле.
Совершать намаз в направлении киблы обязательно во всех намазах, за исключением:
1. «намаз в состоянии сильного страха». В таком состоянии не обязательно поворачиваться к кибле ни в фарз намазах, ни в желательных;
2. желательные намазы, совершаемые в сафаре.
Путнику дозволяется совершать желательные намазы верхом или пешком, повернувшись в ту сторону, куда он держит путь. И ему не разрешается повернуться в другую сторону, кроме как к кибле, потому что та сторона – это и есть для него кибла.
В хадисе, переданном от шейхов аль-Бухари и Муслима, говорится: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз верхом на верблюде в пути, повернувшись туда, куда повернется его животное«, т.е. в сторону его конечной цели.
В другом их предании говорится: «Однако Он (мир ему и благословение Аллаха) не совершал верхом фарз намаз«.
И в хадисе, переданном аль-Бухари, приводится: «Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) хотел совершить фарз, он спускался с животного и поворачивался к кибле«.
Путь должен быть дозволенным, а не просто дальним, и его конечная цель должна быть определена – вот условия, по которым в пути допускается не поворачиваться к Кибле.
Совершающему желательный намаз в пути в паланкине, если возможно повернуться к кибле во время всего намаза и выполнять поясные и земные поклоны, сделать это надо. Но а если невозможно, но получается без труда, например, животное стоит на месте, и получается на нем повернуться к кибле или же его повернуть, или животное на ходу и послушно, а у человека в руках поводья, то в этом случае он обязан повернуться к кибле только при вступлении в намаз, а поясной поклон он выполняет, кланяясь, а для земного поклона – кланяясь еще ниже.
Человек, путешествующий пешком, во время желательного намаза поясные и земные поклоны обязан выполнять, повернувшись к кибле; так же он должен повернуться к кибле при вступлении в намаз, следовательно, имеет право не делать этого при чтении «Ташахуда», «Аль-Фатихи» и «Салама». Эти арканы он выполняет при ходьбе.
Фарз намаз на верховом животном можно совершить, если оно не шевелится и если наездник выполняет и поясные, и земные поклоны на нём, повернувшись к кибле.
Но а если животное движется, фарз на нем совершать нельзя, так как ходьба животного считается ходьбой человека, потому что на нём можно сделать таваф (обход вокруг Каабы).
Совершать намаз на корабле, машине и т. д., то есть там, где можно спокойно выполнить все арканы намаза, можно, если механизмом управляет другой человек и он не свернёт с пути по направлении к кибле.
Тому, кто без труда может определить направление киблы, и нет для этого никакой преграды, например, человек находится в мечети «Аль-Харам» и из-за темноты или тумана ее не видно, нельзя доверяться другим относительно нахождения Каабы; также нельзя делать иджтихад, потому что ему легко узнать точное месторасположение Каабы.
Если нет возможности точно узнать, где кибла – человек находится вдали от мечети или не видно Каабы, то ему разрешается довериться тому, кто это знает точно, будь он раб или свободный, мужчина или женщина, за исключением нечестивца (фасик) и мумайиза (ребенок семи лет до совершеннолетия). Если же такого человека нет и есть возможность совершить иджтихад, так как человек может определить нахождение киблы по компасу, солнцу, луне или звездам, то ему не разрешается следовать за другим человеком, подобным ему, он обязан сделать иджтихад, и, самостоятельно определив нахождение киблы, совершить намаз. А если же времени намаза осталось мало, он совершает его в любую сторону, но потом возмещает. Этому человеку следовать за другим не допускается. Если даже он в иджтихаде замешкался из‐за мрака, тумана или туч, он совершает намаз, проявляя уважение ко времени намаза, повернувшись как придется, но потом возмещает.
Если человек не в силах делать иджтихад – не помнит признаки, по которым он определял направление, он обязан возобновить иджтихад для наступившего следующего намаза.
Человеку, не способному делать иджтихад и определить нахождение киблы по признакам из-за слепоты или неспособности узнать их, разрешается довериться человеку, который может это сделать, будь это раб или женщина, но не нечестивец и не мумайиз. И такой человек не обязан возмещать намазы, совершенные таким образом, но он обязан спрашивать у того человека направления киблы для каждого из намазов.
Если у человека есть возможность научиться определять направление киблы, он обязан это сделать, и следовать за другими ему не дозволительно. Если даже на это придется расходовать средства, предназначенные на хадж.
Если человек совершит намаз, выбрав направление к кибле по ижтихаду ошибочно, данный намаз следует возобновить, если его время не закончилось, и возместить, если времени не осталось. Но а если он это узнал, будучи в намазе, тогда надо начать заново.
Если при повторном ижтихаде определится другое направление киблы, следует совершать намаз уже в этом направлении; первый намаз возмещать не надо, так как ижтихад другим ижтихадом не нарушается. Разницы нет, когда ижтихад поменялся: будучи в намазе или после. Тем не менее, если совершить четырёхракаатный намаз, все ракааты на четыре стороны ижтихадом четыре раза, то и этот намаз засчитывается из-за упомянутой выше причины. Следовательно, если у человека, совершающего намаз, менялся ижтихад относительно направления киблы, то он повернётся в эту сторону и завершит намаз. Если же он поменяется после завершения намаза, то это не повлияет на совершённый намаз.
Но нужно учитывать, что ижтихад не делают из-за несущественных признаков, рассматриваются лишь веские причины, а не просто слова «я думаю», «мне кажется» и тому подобное.
Мухаммад Халиков
Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди
Кибла
Кибла играет огромную роль в жизни всех мусульман, поскольку кибла – это символ духовного единомыслия мусульман.
Когда мусульманин совершает намаз, когда принимает участие в праздничных богослужениях и традиционных религиозных ритуалах, когда мусульманская община планирует строительство мечети или культового сооружения, именно направление киблы помогает ориентироваться в расположении Каабы.
История происхождения киблы
Мусульмане в начале пророчества Посланника Аллаха Пророка Мухаммада ﷺ киблой, то есть ориентиром направления молитвы, считали город Иерусалим. В первые годы своей пророческой деятельности Пророк Мухаммад ﷺ обращался ко Всевышнему Аллаху с мольбой о том, чтобы Всевышний показал мусульманам, где находится кибла, на которую верующие могут ориентироваться.
В Священной Книге Коран и хадисах Пророка Мухаммада ﷺ упоминается, что в полдень Пророку снизошло откровение от Всевышнего Аллаха, и было сказано, что киблу следует изменить. Пророк Мухаммад ﷺ совершал намаз в Медине и изменил направление вместе с остальными верующими, не прерывая намаза. В последствии это место назовут «две киблы», а мечеть «мечеть двух кибл» (с транскрипции арабского языка «киблатейн«).
В то время религиозный мир был потрясен изменением духовной ориентации поклонения, так как Иерусалим считался духовным центром верующих христиан и единобожников, и мусульман стали считать реформаторами, называя их «община людей киблы и согласия».
Кибла, как фактор развития науки
Когда религия ислама только зарождалась, часто возникали вопросы о том, в какую сторону должен обращаться мусульманин, когда совершает намаз.
В период развития исламской религии возникновение этих вопросов стимулировало в обществе интерес к изучению математики, географии, а также астрономии. Появление вопросов о кибле мотивировало развитие перечисленных наук, а также многих других научных направлений.
Значение для совершения намаза
Священная Книга Аллаха Коран гласит: «Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен» (2:144).
Способы и методики определения киблы
Сегодня мусульманам гораздо легче, чем их древним предшественникам, определить, где находится кибла, поскольку для этого существуют компасы, масса современных технологий и способов – таких трудностей, какие испытывали мусульмане, проживающие далеко от Мекки, с нахождением правильного ориентира, современные мусульмане по всему миру не испытывают. Первые методики для определения киблы появились именно в период зарождения мусульманской религии, когда не существовало еще даже компасов.
Kaĸ нaйти Kиблy oнлaйн?
В двадцать первом веке появилось множество онлайн ресурсов, приложений, онлайн компасов, которые могут помочь найти киблу онлайн. Этот процесс не доставит много хлопот – мусульманину требуется только ввести название населенного пункта, в котором он находится, в строку, и на экране появится карта, на которой стрелкой будет указана сторона направления киблы. Такие карты сделаны масштабированно, и их можно максимально увеличить, чтобы детализировать и выяснить направление киблы точно. Мусульманин может также ввести в строку поиска свой точный адрес, и тогда направление киблы программа будет показывать с точностью до градуса.
Найти киблу можно также с помощью специального компаса, и такие компасы могут быть выполнены как в форме отдельного гаджета: по принципу умных часов такой компас можно отдельно носить на руке, также подобные компасы могут выполнены в виде приложений для телефонов.
Среди ресурсов по определению киблы в интернете можно выделить несколько, которые наиболее востребованы и популярны у мусульман. Работают они по похожему принципу, но несколько таких ресурсов помимо указания в какую сторону направлена кибла для совершения намаза, также предлагают такую информацию, как кибла и ее градус, широту и долготу, расстояние от того населенного пункта, где находится пользователь, до Мекки. Определяется направление киблы с помощью карт Яндекс или Гугл. На таких ресурсах можно указать на карте свое местоположение, и сервис покажет линией и стрелкой направление, в котором находится Мекка.
Как определить киблу без компаса
Сайты на которых используется точное направление к Каабе по карте могут показать киблу с точностью до дома, для этого необходимо увеличить масштаб карты вашего месторасположения и по условной черте можно увидеть в какую сторону необходимо совершать намаз относительно дома или другого крупного объекта.
Также популярностью пользуется у мусульман ресурс https://findhow.org/4064-onlajn-poisk-kibla.html, который работает по похожему принципу: необходимо в строке Enter your address ввести собственный адрес, нажать кнопку «Locate», и после этого ресурс определить, где вы находитесь, и укажет, каково будет правильное направление киблы, дистанцию до нее.
Также весьма востребованным ресурсом по определению местонахождения киблы является портал Qib.la, который также самостоятельно с вашего разрешения определяет ваше местонахождение, а затем указывает направление к Мекке.
Существует масса приложений для мобильных телефонов, с помощью которых также можно переделить направление киблы. К таким приложениям относятся популярные приложения для Android «Ezan Vakti», популярный, но дискредитировавший себя «Muslim Pro», «Qibla Compass» и «Найти направление Qibla», а также «iSalam: кибла компас» для iOS.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Определение киблы – направления на Каабу
Всевышний Аллах сказал:
Смысл: «Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заветной мечети Мекки (Масджид аль-Харам). Где бы вы ни оказались, обращайте ваши лица в её сторону» (сура «аль-Бакара», 2:150).
Намаз необходимо совершить, повернувшись в сторону священной Каабы, которая находится в Заповедной мечети в городе Мекке. Все мусульмане во время исполнения намазов и некоторых других обрядов поклонения обращают свои лица именно в сторону Каабы. Направление на Каабу из любой точки Земного шара в Исламе имеет название Кибла. Ясно, что все эти направления сходятся над Каабой, подобно тому, как меридианы сходятся над полюсом.
В первые годы распространения Ислама Киблой являлся масджид аль-Акса (Кудс), находящийся в городе Иерусалиме. Изменение Киблы с Кудса на Мекку произошло спустя семнадцать месяцев после хиджры, в месяце Шабан 2 года хиджры, в соответствии со следующим кораническим откровением:
Смысл: «Мы видим поворачивание твоего лица по небу, и Мы обратим тебя к Кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же свое лицо в сторону Запретной мечети. И где бы вы ни были, обращайте свои лица в ее сторону» (сура 2 «аль-Бакара», аят 144).
Каждая мечеть ориентирована и распланирована так, что все молящиеся обращены в сторону Каабы. На первых порах строительства мечетей к обеспечению Киблы приглашались звездочёты; позже и в настоящее время с этой задачей стали справляться архитекторы и др., правильно определяющие направление к Каабе.
В пределах небольшой площади, достаточно удалённой от Каабы (на территории России это может быть любой населённый пункт), расхождение направлений киблы мало, что позволяет распространять Киблу от мечети на ближайшие молитвенные комнаты и на прочие места для намаза методом параллельного переноса. В сложных случаях, а также в полевых условиях могут быть применены способы ориентирования по Солнцу или по компасу.
В настоящее время разработаны также много компьютерных программ, позволяющие определить киблу.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Определение Киблы
Киблу определяют разными методами.
Первый метод: 1. При возможности видеть Каабу своими глазами или трогать её (по отношению к слепому человеку) Киблу определяют визуально. 2. Возможность видеть или трогать нишу (михраб ), которую утвердили, опираясь на рассказ многих людей, переданный из поколения в поколение, подобно месту, где совершал намаз Пророк (мир ему и благословение) в Мединской мечети, т.е., в Равзе. 3. Нахождение неопровержимого доказательства. К примеру, он видит место совершения намаза в Запретной мечети Мекки аль-Харам. 4. Рассказ правдивого человека или же то, что передали из поколения в поколение, или же увидели, что праведники совершили намаз, повернувшись в эту сторону. Эта сторона и будет Киблой. 5. Видение Полярной звезды для того, кто может определить сторону Киблы по ней в месте, где он сам живёт.
Второй метод: Опора на рассказ доверенных лиц, которые имеют и опираются на соответствующее знание. Например, человек говорит: «Я вижу Каабу или нишу, или же Полярную звезду», если тот умеет определить Киблу по ней или же он увидел много поколений, которые совершали намаз, поворачиваясь в одну определённую сторону. К этому методу относится и определение Киблы по компасу. Эти оба метода более достоверны, чем определение её по другим признакам (иджтихад).
Второй метод достаточен, если не смогли определить её первым методом.
Третий метод: Усердие определить Киблу (иджтихад) самого совершающего намаз доступными ему средствами, если он не нашёл человека, рассказывающего о Кибле, или других средств, как михраб, компас. Также он сам имеет право определить её, если трудно найти знающего человека. Человек делает иджтихад, если он зрячий и знает, как её определить. И ему нужно определить Киблу для каждого фарз-намаза, если предыдущие доводы не остались в силе.
Четвёртый метод: Если он не в силах делать иджтихад, то нужно следовать за доверенным, знающим методы определения Киблы человеком.
Важные замечания, связанные с определением Киблы
1. Нельзя следовать за словом другого человека, кроме того случая, когда доказательства, которые у него есть, слабые, то есть, недостаточны для определения Киблы.
Исходя из вышесказанного, тот, кто сам может определить Киблу, не имеет право следовать за другим человеком.
Зрячий, находящийся внутри мечети аль-Харам или же в мечети, михраб которого установлен правильно, или находящийся на крыше дома или же внутри него, через окна которого можно увидеть Каабу или михраб, то ему нельзя следовать словам другого человека в определении Киблы, даже если другой человек будет рассказывать, имея знания об этом, пока его слова не дойдут до степени таватура, или же этот человек не является праведником, в этом случае можно следовать за его словом.
Выше было сказано от имама аз-Захаби, что можно следовать слову доверенного человека относительно определения Киблы или же следовать михрабу, который установлен правильно.
От аш-Шавбири передано: «Нужно следовать слову праведного человека, который утверждает, что видит михраб, когда сам путается в сторонах и не имеет возможности видеть Каабу или же михраб, как мы упомянули выше. Или же есть возможность самому увидеть Каабу, но с трудностями. В этих случаях ему можно следовать за словом доверенного человека, который рассказывает о Кибле, опираясь на свои знания: «Я вижу Каабу или же михраб». В таких случаях совершающий намаз не обязан стараться видеть Каабу своими глазами или входить в мечеть, если есть трудность, даже небольшая.
Слепой и тот, кто находится в темноте, если у них будет возможность трогать Каабу или михраб, который установлен правильно, без трудностей, им обязательно это надо сделать, и недостаточно следовать за словом другого человека, если в его словах нет точности, как рассказ доверенного человека или же это дошло до него методом таватура. А если ему трудно трогать Каабу или михраб из-за переполненности мечети, то ему можно следовать за человеком, который ему рассказывает, в какой стороне находится Кааба, как это сказал ибн Касим.
Касания до людей, которые совершают намаз, достаточно, когда ему трудно самому определить Кибла, как это сказано в книге «Фатави ар-Рамали».
Слепой или находящийся в полной темноте мусульманин должен принять во внимание только информацию, полученную ощупыванием или следовать указаниям доверенного человека.
Также явным доказательством будет, если он увидел совершающего намаз человека спиной к нему, то это и будет Кибла, или же о Кибле рассказали большое количество людей. Если ему самому трудно определить её, то можно следовать словам доверенного человека или же достаточно трогать людей, совершающих намаз.
2. Рассказ хозяина дома имеет больше веса перед иджтихадом, если знает, что он установил местонахождение Киблы по Полярной звезде или по правильно установленному михрабу. А если узнал, что он опирается на свой иджтихад или же сомневается в его определении, то он не имеет право опираться на его слово, а необходимо самому делать иджтихад, если в силах. А если он не умеет делать иджтихад, то имеет право следовать за ним.
Аш-Шаркави говорит: «Обязательно придерживаться слова хозяина дома по отношению к Кибле».
3. Доводов определения Киблы много, таковыми являются солнце, луна, звезды, горы, ветры.
Самым сильным из них является Полярная звезда. В разных частях света она расположена по- разному по отношению к Кибле.
Когда человек может определить Киблу по этим признакам, ему нельзя следовать за кем-то, если не уверен, что тот точно знает,где Кибла.
Если он совершил намаз без ижтихада, то он должен возмещать намаз, если даже оказался прав. А если времени до намаза осталось очень мало, то есть, нет времени для иджтихада, тогда он следует, за кем хочет и не возмещает намаз.
Нет разницы в этом вопросе между человеком, который находится дома или в пути.
Учёный Калюби, опираясь на книгу «Джалал», говорит: «Если человек нашёл михраб, который установлен правильно дома или в пути, куда он направляется, или же нашёл хоть одного человека, точно знающего Киблу, то в этом случае ему необязательно изучать, где находится Кибла, во всех других ситуациях обязательно надо определить Киблу.
Автор книги «Бушра аль-карим» говорит: «Во многих мусульманских странах определено, на какой стороне находится Кибла, и не обязательно изучать доводы, кроме как в тех местах, где не известна Кибла или сомнительно её определение из-за пренебрежительного отношения к религии обитателей этой местности».
4. Если время близко и нет времени для иджтихада, или это невозможно из-за туч или темноты, доводы противоречат друг другу или же не нашёл того, за кем можно следовать, то он совершает намаз, проявляя уважение к времени его начала, повернувшись в какую хочет сторону и потом возместит его обязательно.
5. Можно совершить намаз, не поворачиваясь в сторону Киблы в желательном намазе, находящемуся в дозволенной поездке, если даже путь будет коротким, следуя за большинством учёных.
Если человек идет пешком, то ему в четырёх случаях обязательно нужно поворачиваться в сторону Киблы:
а). Во время намерения.
б). Во время поясного поклона.
в). Во время земного поклона.
г). Во время сидения между двумя земными поклонами.
В этих случаях ему нельзя ходить, надо обязательно остановиться для совершения этих действий.
Достаточно путнику совершать сунна-намаз знаками в случае, если имеются явные трудности (сильная грязь, дождь или снег).
В четырёх случаях ему можно обратиться в ту сторону, куда он идёт:
в). Чтение «ат-Ташаххуда».
г). При произнесении Салама.
Условием для каждого намаза является обращение в сторону Каабы, будь намаз обязательным или же желательным, как и было сказано выше, кроме случаев большой опасности. Тогда совершает намаз, как может, будь он пеший или едущий верхом, повернувшись к Кибле или в другую любую сторону. Плывущий на корабле (кроме капитана) обязан обращаться в сторону Киблы, если для этого нет помех во время всего намаза, а если трудно, тогда не обязательно, за исключением произнесения намерения. Капитан корабля имеет право совершать намаз, не поворачиваясь в сторону Киблы, даже при формировании намерения.
Человеку, едущему на любом другом транспорте, следует поворачиваться к Кибле, если это не трудно и к ней же обращать все поклоны. А если трудно, это не обязательно делать, кроме намерения, а если и это трудно, то ему и это не обязательно.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Драгоценные зерна Ислама
Thursday, November 28, 2013
Вопросы про киблу (направление намаза)
Как найти это направление?
В условиях Европейской части России – это на юг, грубо говоря. Для находящихся за Уралом, в Сибири, на Дальнем Востоке- грубо говоря – на юго-восток. (Для желающих большей точности есть компас, сайт Qibla Locator, который показывает это направление вплоть до каждого конкретного дома(работает для любой точки планеты). Точность желательна, но не обязательна(в разумных пределах. Определенное приближение допустимо.))
Для других стран – достаньте карту мира, и посмотрите, в какую сторону от вас Мекка. На карте наверху – север, внизу – юг, слева (если она лежит перед вами)- запад, а справа – восток. Т.е, если Мекка лежит «ниже» пункта вашего нахождения на карте- значит вам надо становиться лицом на юг, левее – на запад, ниже и левее – на юго-запад и т.д.
Если вы находитесь у кого-то, вам не обязательно спрашивать, где Мекка. Достаточно спросить, где юг. Большинство хозяев такие параметры своей квартиры знает. Если попытки узнать, где юг потерпели фиаско, спросите, где всходит солнце. Или где заходит.
Далее, узнать где юг, будет легко по данному ниже алгоритму.
Если помещение вам знакомо, вспомните, где солнце находится в зените. В России – это в 2 часа дня. (Почему не в полдень? Скажем спасибо тому, кто передвинул стрелки часов на 2 часа.) Если не знаете, где в 2 часа, посмотрите, где в 12, в 13, в 15 часов, в конце концов. Ювелирной точности от вас и не требуется. Это и будет направление на юг.
Комментарий от ББ.
Необязательность точности следует из очень простой мысли. Во времена Пророка САС не было никаких компасов, и направление (как и время наступления) намаза определяли исключительно по солнцу.
Я точно не уверен, где здесь какая сторона света.
Поворачивайтесь туда, куда вам кажется правильным. Даже если впоследствии выяснится, что вы читали намаз в ровно противоположную нужной сторону, перечитывать его не надо. Он считается выполненным правильно.
Я читал намаз. Проходит человек, и говорит, что я читаю его не в ту сторону и указывает правильное направление. Как мне поступить?
Во время намаза, не прерывая чтения, поворачиваетесь в указанную сторону. Намаз считается выполненным правильно, перечитывать его не надо.
Я читаю намаз и вдруг сообразил, что читаю не в ту сторону.
Как только сообразили, не прерывая намаза, сразу же поворачиваетесь в нужную сторону. Намаз считается годным, перечитывать его не надо.
Я вообще никак не могу сообразить, в какую сторону его читать. Даже никаких догадок нет.
Ну так читайте в любую. Это лучше, чем пропустить. Но тут уже мнения ученых разделяются – одни говорят, что его впоследствии надо перечитать, другие – что он является годным.