Что такое портфолио для резюме
Что такое портфолио в резюме (8 советов как составить)
Чтобы лучше понять, что такое портфолио в резюме и зачем оно нужно, представьте павлина: чем ярче хвост, тем круче птица.
С портфолио та же история: оно добавляет десяток очков на счет личного бренда и переводит в разряд альфа-кандидатов.
Это наглядная иллюстрация заслуг, на которую можно посмотреть, а иногда даже потрогать.
Что такое портфолио, в чем отличие от резюме
Разница между портфолио и резюме — как между красочным рекламным фото на товаре и его описанием.
Считается, что портфолио — прерогатива чисто творческих профессий, например, дизайнеров, художников, фотографов.
Но этим словом можно назвать любой список выполненных в карьерной практике работ.
Портфолио | Резюме |
---|---|
Подборка материалов, образцов работ, реализованных проектов. О вас судят по делам. | Обзор опыта, навыков, человеческих качеств и достижений. О вас судят по словам. |
Почему-то у «белых воротничков» не принято составлять список выполненных проектов — они ограничиваются опытом в резюме.
Сейчас работодатели ценят практический опыт, а не образование.
Помните: дела расскажут о вас лучше любых слов.
Но отделять одно от другого также бессмысленно — это половинки одного целого.
Для каких профессий нужно портфолио
Желание получить должность не должно противоречить здравому смыслу.
А вот иметь под рукой примеры выполненных проектов всегда полезно.
Вас попросят дать ссылку на архив ваших работ, если вы принадлежите к профессиональному сообществу:
Но даже если вы работаете в такой приземленной сфере, как продажи или образование, деловое досье поможет при трудоустройстве.
Не зацикливайтесь на крупных проектах, пишите все, что относится к вашей профессии:
В Европе портфолио педагога давно перестало считаться экзотикой. В нем фиксируются профессиональные достижения и награды.
Толще папка с личным делом – выше потенциальный доход.
В России также требуют портфолио в резюме педагогов (особенно если это касается повышения квалификационной категории) – это знают немногие.
Как составить продающее портфолио
Раскрыть перед HR заветную папку вы сможете,
есликогда доберетесь до собеседования. Web досье попадет в руки работодателя гораздо раньше — вместе с анкетой, в электронном письме.
Как хранить портфолио
Лучший вариант – в «облаке» Гугл документов.
Так вы всегда сможете поделиться ссылкой и дополнить файл новыми проектами.
Позаботьтесь о том, чтобы фото и документы удобно было просматривать:
Добавьте дату, описание, ссылки.
Или просто используйте соцсети: Одноклассники, ВКонтакте, Instagram.
Если вы вдруг боец старой школы, ваш путь – бумажное портфолио.
Но тогда дорога в Майкрософт вам, к сожалению, закрыта.
Как прикрепить его к резюме
Способ презентации своих талантов и достижений зависит от того, как вы планируете связаться с работодателем.
Заполняете электронную анкету на сайте агентства?
Перейдите в раздел «Портфолио». Загрузите файлы со своими работами либо поставьте ссылку на ресурс, где хранится ваша визитка.
Отправляете анкету на e-mail?
Вставьте ссылку на портфолио в текст резюме. Предварительно разместите его на личной страничке в социальной сети или на персональном сайте.
В теле электронного письма не забудьте описать вложения, а в резюме добавить ссылку.
Иначе есть шанс, что рекрутер его не заметит.
Еще раз
Иногда для победы — приглашения на собеседование — не хватает совсем немного.
И портфолио – еще один инструмент в борьбе за место под солнцем.
Хотите попасть в цель – стреляйте из всех орудий.
Но помните: инициатива, как правило, наказуема.
К любому инструменту, связанному с резюме, важно всегда подходить с умом.
Потому что каждая дополнительная строка или приложение способно как увеличить, так и уменьшить ваши шансы получить работу.
А если вы уверены в себе и своих силах:
Хотите получить место — рекламируйте себя всеми доступными способами.
Карьерный консультант, хэдхантер, бизнес-тренер.
Сертифицированный бизнес коуч: профилактика выгорания, работа с конфликтными ситуациями на работе.
Нужно ли вам портфолио?
Портфолио не является списком достижений. Достижения — это краткое и конкретное описание результатов вашей работы: добился роста продаж на 24%, увеличил производительность труда отдела на 7%, сократил расходы в 1,2 раза. Портфолио же — гораздо более объемный и подробный перечень работ, содержит не только результаты, но и описание сути, детали.
Портфолио необходимо, если:
Портфолио не нужно, если работа стандартна, описана инструкциями и не имеет принципиальных отличий по задачам в разных компаниях: например, это работа бухгалтера, администратора, менеджера по продажам, менеджера по персоналу, логиста, секретаря.
Опишите проект
Если ваше портфолио состоит из проектов, описать их можно по следующему плану:
Выбирайте лучшее
Для разных вакансий портфолио может быть разным. Ориентируйтесь на компанию-работодателя, выбирайте проекты, которые подходят под ее стиль, требования и задачи. Если ищут промышленного дизайнера, составьте портфолио именно из таких работ, ищут журналиста для рубрики о моде — дайте ссылки на тексты заданной тематики и, что важно, нужного стиля. Ищут аудитора — добавьте проекты в выбранной индустрии.
В портфолио стоит помещать именно те работы, которые вы считаете лучшими. Вряд ли работодатель оценит слабые работы, которые вы делали на заре карьеры. По мере роста профессионализма заменяйте старые работы более сложными. Хороший совет — показывать в портфолио только то, над чем вам хотелось бы работать в будущем. Это сузит поиск и уменьшит количество приглашений, но поможет не свернуть с пути.
Подумайте над оформлением
Портфолио можно оформить самому или использовать специальные сервисы. Например, художники и фотографы создают сайты со своими работами — в такой форме объемные файлы значительно проще просмотреть, не страдает качество графики. О программисте может рассказать, кроме прочего, его профиль на GitHub. Копирайтеры часто ведут блоги — например, на Medium.
Храните правильно
Из-за большого объема портфолио принято оформлять отдельным документом и направлять в приложении к письму, давать на него ссылку в резюме либо в печатном виде приносить на собеседование.
На hh.ru у вас есть возможность прикрепить портфолио или его часть к резюме в виде графических файлов. Если портфолио слишком громоздкое, добавьте ссылку на него в разделе «Обо мне».
Печатную версию в виде фотокниги, если это графика, или переплетенного документа, если это информация по проектам, можно продемонстрировать на собеседовании. Это охарактеризует вас как предусмотрительного и аккуратного сотрудника.
Позаботьтесь об актуальности
Наполняйте портфолио постепенно, по мере выполнения проектов. Создать его в один момент — крайне сложная задача.
Не рискуйте
Если увидели в Сети «креативное портфолио» и загорелись идеей сделать что-то похожее, взвесьте все за и против. Создать качественный и информативный документ сложно, и портфолио в виде любительской инфографики, мультфильма, игры, интернет-мемов будущий работодатель может не оценить. Это тот случай, когда лучше прибегнуть к хорошо знакомым или классическим форматам.
Портфолио, как и резюме, — документ, продающий ваш опыт: уделите его составлению время, проверьте орфографию, сделайте удобным и сбалансированным форматирование. Вы должны быть довольны результатом — и тогда затраченное на портфолио время окупится быстротой поиска работы!
Как составить портфолио
«К резюме просим прилагать портфолио» — подобную фразу все чаще можно встретить в объявлениях о вакансиях. Как подготовить портфолио? И нужно ли это делать именно вам? Чтобы красиво преподнести собственные достижения, читайте советы Superjob.
Штрихи к портрету соискателя
В переводе с итальянского портфолио — это всего лишь «портфель с документами», но, как известно, эйчары понимают это слово как «список выполненных работ», позволяющий получить представление о соискателе как специалисте. И это вовсе не обязательно папка с фотографиями, эскизами или вырезками из газет, это может быть и презентация и личный сайт кандидата. Фотографии, публикации, а также видео- и аудиофрагменты — все это добавит необходимые штрихи к вашему портрету. Иногда достаточно просто прикрепить к резюме несколько ссылок на интернет-ресурсы с вашими работами.
А вам оно надо?
Кому необходимо портфолио? Для успешного трудоустройства его используют прежде всего люди творческих профессий — дизайнеры всех специализаций, журналисты, архитекторы, фотомодели и т. д. Впрочем, сегодня этот инструмент становится все более популярным: нередко портфолио составляют преподаватели, PR-менеджеры, программисты — то есть те, чьи рабочие достижения могут быть хотя бы отчасти представлены визуально.
Нужно ли оформлять портфолио именно вам? Вероятно да, если:
— у вас творческая работа;
— в процессе своего труда вы каждый раз создаете что-то принципиально новое (рисунки, дизайн-проекты, статьи, коды, образы для фотосъемки);
— ваша работа носит проектный характер;
— предоставить портфолио просит работодатель.
А вот тем, чья работа связана с четким следованием инструкциям, портфолио обычно не требуется. Бухгалтеры, секретари, специалисты по кадрам, системные администраторы, официанты, продавцы успешно устраиваются на работу своей мечты и без портфолио, с одним лишь резюме.
Список достижений
На Superjob предусмотрена возможность прикреплять портфолио к резюме. Используйте ее — работодателю будет удобно видеть сразу и резюме, и ваши работы.
Составлять портфолио принято из работ разных жанров, разных стилей и направлений — тем самым вы можете продемонстрировать разнообразие задач, с которыми вам приходилось сталкиваться. То есть если вы фотограф, включите в подборку фотографий снимки всех жанров, в которых вы снимаете, а если журналист, представьте разные виды текстов и т.д.
Впрочем, и из этого правила есть исключения. Если вы, к примеру, претендуете на должность политического обозревателя в крупном издании, не стоит включать в портфолио ваши заметки о моде и статьи о правилах выращивания помидоров на дачном участке, даже если они написаны совершенно гениально.
Портфолио сродни разделу «Достижения» в резюме — здесь принято наглядно представлять то, о чем вы сообщали в своем CV. Поэтому для включения в портфолио надо выбрать свои лучшие работы. Не стоит намеренно снижать уровень работ из опасений, что работодатель впоследствии всегда будет ждать от вас шедевров. Работодатель отлично понимает, что портфолио — это выставка ваших достижений, а не репортаж с ежедневных творческих поисков.
В какой последовательности представить свои работы? Можно по хронологии — в этом случае рекрутер будет видеть все этапы вашего развития как специалиста. А можно — по жанрам, стилям или направлениям: в этом случае имеет смысл разместить самые лучшие работы в начале и в конце «папки» — с учетом психологии восприятия. Как лучше — решать вам.
Чего точно не должно быть в портфолио, так это ваших семейных фото. Удивительно, но по словам рекрутеров, эта рекомендация вовсе не напрасна. Между тем снимок с подписью «Я с котом Барсиком на даче» едва ли поспособствует карьере.
Стоит ли печатать?
Стоит ли печатать портфолио или достаточно предоставить его в электронном виде? Единого ответа на этот вопрос не существует. Если у вас есть сомнения в удобстве электронной формы портфолио для конкретного работодателя, то лучше перестраховаться и предоставить печатный вариант — удачные проекты зачастую только выигрывают от качественной печати.
Superjob желает вам яркого портфолио и блестящего трудоустройства!
Портфолио в резюме
Все чаще в объявлениях о вакансиях можно встретить фразу: «Просим прилагать к резюме портфолио». Что такое портфолио в резюме? Как его подготовить? И нужно ли портфолио именно вам? Основные рекомендации.
Штрихи к портрету соискателя
«Портфолио» звучит красиво, а в переводе с иностранного означает всего лишь «портфель с документами». Но в деловом мире это слово означает: «список выполненных работ», дающий представление о соискателе как профессионале, специалисте в той или иной области.
Задача портфолио и его содержимого: фотографий, публикаций, видео- и аудиофрагментов – добавить штрихи к вашему портрету, показать работодателю, на что вы способны. Иногда к резюме достаточно прикрепить пару-тройку ссылок на сайт, где имеются ваши работы. Вот что такое портфолио в резюме!
Портфолио в резюме. Вам оно надо?
А всем ли специалистам необходимо портфолио для успешного трудоустройства? Нет, не всем! А только в тех случаях, если:
А вот тем, у кого работа связана с четкими инструкциями, законами, циркулярами, портфолио не требуется. Секретари, бухгалтеры, официанты, специалисты-кадровики, системные администраторы успешно могут устроиться на желаемую вакансию без портфолио, только с одним резюме.
В какой последовательности представлять работы в портфолио?
Работы лучше размещать по хронологии – так рекрутеру будут видны все ступени вашего развития как профессионала. Допускается размещение работ по стилю, жанрам или направлениям. Выбрав этот вариант размещения, в начале и в конце портфолио поместите самые удачные примеры с учетом психологии восприятия. Одним словом, можно и так, и так.
Что положить в портфель?
Отечественный рынок труда пока еще не имеет строгих правил по оформлению и содержанию портфолио. А потому размер «делового портфеля», его содержание, внешний вид – на ваше усмотрение. Например, дизайнеры и художники отдают предпочтение альбомам с макетами работ или CD, web-дизайнеры и программисты «кладут в портфель» ссылки на сайты и скриншоты, представители «пера и слова» «в свой портфель» кладут подшивки со статьями из различных изданий.
ВАЖНО!
В деловом портфолио ни в коем случае не должно быть семейных фотографий. Рекомендация может показаться смешной, если бы рекрутеры не наблюдали в «портфелях» соискателей снимки с подписями: «Я и мой Барсик на даче». Согласитесь, такой снимок вряд ли будет способствовать деловой карьере.
Даешь аккуратность!
Бесспорно, главное в портфолио – его содержимое. А форма – не более чем эффективное дополнение. Но тем не менее, внешний вид вашего «делового портфеля» может многое рассказать работодателю. К примеру, о вашей организованности, усидчивости, аккуратности. Не забывайте об этом.
Нет плагиату!
Самое худшее, что можно обнаружить – это стремление произвести на работодателя хорошее впечатление, используя чужие работы.
Например, дизайнер поменял в популярной упаковке только слоган о продукции, но ведь вся основная креативная часть выполнена другим специалистом. Очень неправильно подобное «творение» выдавать за свое собственное, в любом случае правду узнают, ведь мир профессионалов тесен.
И в заключение…
Не снижайте намеренно уровень своих работ, опасаясь, что впоследствии работодатель всегда будет ожидать от вас только «шедевральных работ». Работодатели люди не глупые, они отлично понимают, что в деловой портфель люди кладут свои достижения. А не репортажи с каждодневных творческих поисков.
Как сделать и оформить портфолио – Полное руководство + Примеры портфолио к резюме
Портфолио играет решающее значение при устройстве на работу и получении долгожданной должности. В статье мы подробно рассмотрим этапы грамотного составления портфеля проектов, а также виды, типы, форматы, оформление, публикацию и бесплатные примеры готовых работ для разных профессий.
Чтобы выиграть на рынке труда, важно научиться правильно себя подавать, оборачивать свои навыки и качества в привлекательную упаковку, научиться рекламировать себя, собственный профессионализм и способности.
Часто, просматривая объявления о работе, можно встретить фразу «присылайте резюме только при наличии портфолио». Для некоторых людей создание портфолио представляет сложность, и они отступают, так и не отправив запрос на рассмотрение кандидатуры.
# Что такое портфолио
Портфо́лио (переводиться, как «портфель») – это оформленный каталог выполненных проектов специалиста или компании, по которому потенциальные клиенты и работодатели могут оценить профессиональные способности подрядчика.
В зависимости от содержания, портфолио можно разделить на несколько видов:
Знание и понимание классификации видов портфолио – дает возможность сделать правильные акценты при создании.
# Ценность портфолио для профессий
В портфолио нуждаются люди, связанные с творческими профессиями: фотографы и художники, модели и дизайнеры, соискатели в области рекламы и журналистики. Но каждый год увеличивается количество должностей, представителей которых просят наглядно продемонстрировать свои навыки и умения.
Без портфолио сложно обойтись, если:
# Отличия резюме и портфолио
Ели вы обучались на курсах повышения квалификации – документ об их успешном окончании будет уместно прикрепить к портфолио, а информацию об окончании курсов и достигнутых результатах следует вносить в резюме.
# Форматы портфолио
Первую вы можете взять с собой на собеседовании, а вторую – отправить по электронной почте, непосредственно с резюме.
Настоящий профессионал готов к непредвиденным обстоятельствам и всегда может продемонстрировать свою квалификацию.
# Печатная версия
Материал, который можно подержать в руках ценится больше, а с первокласным дизайном привлечет должное внимание и запомниться. К тому же будет под рукой в случае отсутствия интернета или времени на обмен контактами.
Бумажный каталог – традиционный и презентабельный формат подачи портфеля проектов.
# Цифровая версия
Файлы могут быть сохранены на компьютере, USB-накопителе, облачном диске + размещены на биржах фриланса или личном блоге – это дает возможность в любое время открыть его и отправить потенциальному работодателю.
Электронный каталог – отличается выбором инструментов и вариантов оформления портфолио.
# Как сделать портфолио
Будущее портфолио изначально нужно основательно проработать, правильно оформить и продвинуть, чтобы добиться изобилия входящих предложений – это даст возможность отбирать самые интересные заявки, и соответственно, достойно зарабатывать.
Основная цель соискателя – привлечь внимание потенциального клиента и подтолкнуть его к началу диалога.
Используйте для вдохновения агрегаторы работ других дизайнеров (dribbble.com), шаблоны конструкторов сайтов (wix.com). Не нужно копировать чужой дизайн, просто почерпните для себя подходящие элементы.
# Подготовка к созданию
На внутреннем рынке труда не существует единого шаблона для оформления и наполнения портфолио. Чем наполнить «деловой портфель», каким будет его внешний вид и размер содержания – решать придется самому, вдохновляясь чужим творчеством.
Вооружитесь удобным инструментом для визуального построения структуры портфеля – можно сделать на бумаге или в бесплатных программах ассоциативной карты «mind map».
# Выбор тематики
Первое, что нужно сделать – определить главные направления, в которых вы имеете достаточное количество работ для демонстрации (минимум 3) и рассортировать информацию удобно для восприятия: по названиям проектов, стилям, в алфавитном порядке, по хронологии или категориям. Можно сделать отдельную категорию личных разработок или прототипов.
Но если Вы являетесь профессионалом узкой специализации, не следует раздувать профиль: хотите стать спортивным обозревателем – не следует выкладывать тексты с описанием электроприборов или керамической плитки, как бы хорошо он не написан.
# Подбор проектов
Далее, разделы нужно наполнить, но не переусердствуйте – наниматель просмотрит лишь несколько работ. Для каждой категории выберете от 3 до 20 образцово выполненных заказов, чтобы он мог оценить ваши профессиональные навыки и не потерял фокусировку внимания.
# Как правильно оформить портфолио
Визуальная составляющая должна демонстрировать ваше первоклассное знание своего дела, особенно, если вы работаете с графикой. Проще говоря – содержать доказательства качественного выполнения задачи.
Оформление – значимая часть работы и такой же проект, как и другие.
Создание дизайна начинается с плана построения информации и проработки деталей! Поэтому, сначала следует разработать прототип (скетч), чтобы его создать – ответьте на вопросы и сделайте наброски на бумаге:
Самый простой способ получить первообраз будущего проекта – взять карандаш, несколько листов А4 и сделать базовые наброски ключевых элементов (пример на картинке ниже).
Не пытайтесь влепить все на первый план – грамотная структура должна постепенно подводить заказчика к целевому действию.
# Титульный лист (обложка)
Превью, обложка, титульный лист, главный экран – первое, что видит наниматель когда сталкивается с вашей деятельностью. От качества полученной информации складываться первое впечатление и понимание, чем вы занимаетесь.
Неважно, какого формата будет ваше портфолио: презентация, PDF-документ, личный сайт или анкета на бирже – первый контакт с заказчиком должен нести самые важные данные о вас, быть ярким и запоминающимся.
# Информация о себе
Заведите блог, расскажите людям о себе: об образовании, опыте и трудностях, с которыми вы сталкивались на пути к приобретению профессионализма. Поделитесь своей историей: откуда черпаете вдохновение, что больше всего любите в работе, к чему стремитесь…
Личная история поможет потенциальным клиентам получить представление о взаимодействии с вами, ближе познакомиться и расположить незнакомого человека к общению.
# Подробности кейсов
Картинки ничего не говорят – каждую работу должно сопровождать, хотя бы минимальное, описание. В нем можно указать: начальные эскизы, как называется проект, кто заказчик, какова цель проекта, стоимость, результат, отметить сколько времени потрачено на представленную работу.
Заостряйте внимание на уникальных или сложных решениях – они наглядно показывают ваше отношение к делу.
# Призыв к действию
Эффективность портфолио порядком зависит от правильной мотивации вашей аудитории. Большая ошибка не призывать потенциальных работодателей к действиям: оставить запрос, написать сообщение, уточнить детали, подписаться на рассылку и подобном.
Есть много способов стимулировать посетителей, но чтобы получить желаемый эффект – требуется разобраться с основными потребностями ваших клиентов и предложить что-то за подписку, например.
# Контакты для связи
Люди часто не решаются сделать первый шаг, поэтому будьте предельно открыты для клиентов и указывайте, как можно больше возможных контактов.