как пес шарик относится к людям по каким признакам он их делит

Как пес Шарик относится к людям? По каким признакам он их делит?

фантастичность этого образа

Шарик – разумное существо, он способен рассуждать,
делать выводы, он даже умеет читать.
Ему присущи чисто человеческие черты.

(Сострадание. Увидев на улице замёрзшую женщину,
он рассуждает: «Жаль мне её, жаль ).

Он способен глубоко чувствовать:
«На душе у него было до того горько и больно,
одиноко и страшно, что мелкие собачьи слёзы …
вылезли из глаз».

Он испытывает чувство благодарности за то, что
профессор спас ему жизнь (глава 4).

И, наконец, он обладает каким-то секретом покорять
сердца людей: «Через два дня он уже лежал рядом
с корзиной углей и смотрел, как работает Дарья Петровна».

Как пес Шарик относится к людям? По каким признакам
он их делит?

«Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой
нормального питания обварил левый бок …
а ещё пролетарий!»

«А что они там вытворяют в нормальном питании,
уму собачьему непостижимо! Ведь они же, мерзавцы,
из вонючей солонины щи варят, а те бедняги
ничего не знают! Бегут, жрут, лакают!»

Делит он всех на «товарищей» и «господ»

Собака распознает в Филиппе Филипповиче господина
«А вот пот глазам – тут уж ни вблизи, ни издали не спутаешь!
О, глаза – значительная вещь! Вроде барометра»
Пес полз на брюхе, чтобы показать свою преданность
и получить колбасы. Голодный был.

Автор пишет:». пес вытащил самый главный собачий
билет».
Он стал чувствовать себя домашним псом, так как
к нему относились с уважением, не били, кормили,
прощали шалости.

Источник

Система уроков анализа повести «Собачье сердце»

как пес шарик относится к людям по каким признакам он их делит. Смотреть фото как пес шарик относится к людям по каким признакам он их делит. Смотреть картинку как пес шарик относится к людям по каким признакам он их делит. Картинка про как пес шарик относится к людям по каким признакам он их делит. Фото как пес шарик относится к людям по каким признакам он их делит

Система уроков анализа повести «Собачье сердце»

Тема урока: Шарик или Полиграф Полиграфович?

-вспомнить биографию автора;

— познакомить учеников с главным героем повести, раскрыть его образ;

— привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки;

-вести разговор о страшной сущности шариковщины и опасности её;

-развивать умения и навыки работы с текстом.

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания: нет, так как изучаем новую тему.

III. Объяснение нового материала:

Для начала вспомним, что мы знаем об авторе.

Михаил Булгаков родился 3.05.1891 г. в Киеве в семье профессора Духовной академии. В семье было семеро детей, из которых он был старшим.

В 1909 г. окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета.

Женился в 1913 г. на Татьяне Лапа.

916-1917 гг. получил диплом лекаря, работал врачом в селе Никольском, после в Вязьме.

1920 г. постановка во Владикавказском театре его пьесы «Братья Турбины».

1922-1926 гг. работает сотрудником газеты «Гудок». Написаны повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце», пьесы «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Бег», «Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич», «Александр Пушкин» и др. Ни одна из пьес не была разрешена к постановке.

1925 г. женился второй раз на Любви Белозерской.

1926 г. премьера пьесы «Дни Турбиных» во МХАТе.

1929 г. по решению правительства сняты с репертуара все пьесы Булгакова.

1932 г. МХАТ возобновил постановку «Дней Турбиных». В этом же году женился в третий раз на Елене Шиловской.

1939 г. закончил написание романа «Мастер и Маргарита».

В 1940 г. Михаил Булгаков умер.

Какие основные проблемы ставит автор в своих произведениях?

(Извечная борьба добра и зла, нравственности и аморальности, свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.)

Как называются такие произведения, в которых затронуты общечеловеческие проблемы? (Такие произведения называются философскими). Запишите это определение в тетради.

Сегодня на уроке мы поговорим о главном герое. В первых четырёх главах повести главный герой – это бездомный пёс Шарик. Казалось бы, что может быть примечательного в этом псе. Оказывается, в первых главах окружающий мир мы видим глазами Шарика. Точно так же, как и самому Булгакову, ему противна опасная, жуткая жизнь. Её пагубность, жестокость осознаёт и чувствует на себе даже жалкая дворняга.

Обратимся для начала к 1 главе.

Булгаков использует в описание Шарика приём сатиры: сочетание реального и фантастичного.

В чём фантастичность этого образа?

( Шарик – разумное существо, он способен рассуждать, делать выводы, он даже умеет читать.)

Ему присущи чисто человеческие черты. Какие?

(Сострадание. Увидев на улице замёрзшую женщину, он рассуждает: «Жаль мне её, жаль» (глава I).

Он способен глубоко чувствовать: «На душе у него было до того горько и больно, одиноко и страшно, что мелкие собачьи слёзы … вылезли из глаз».

Он испытывает чувство благодарности за то, что профессор спас ему жизнь (глава 4).

И, наконец, он обладает каким-то секретом покорять сердца людей: «Через два дня он уже лежал рядом с корзиной углей и смотрел, как работает Дарья Петровна».)

Как пес Шарик относится к людям? По каким признакам он их делит? ( Дети могут отвечать цитатами из повести, например:

«Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой нормального питания обварил левый бок … а ещё пролетарий!»

«А что они там вытворяют в нормальном питании, уму собачьему непостижимо! Ведь они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те бедняги ничего не знают! Бегут, жрут, лакают!»

Делит он всех на «товарищей» и «господ».)

Опишите жизнь бездомной собаки Шарика. (Дети зачитывают выдержки из текста)

Как собака распознает в Филиппе Филипповиче господина? («А вот пот глазам – тут уж ни вблизи, ни издали не спутаешь! О, глаза – значительная вещь! Вроде барометра».)

Булгаков пишет: «Пес полз, как змея, на брюхе, обливаясь слезами». Отчего он плакал? (Пес полз на брюхе, чтобы показать свою преданность и получить колбасы. Голодный был.)

Молодцы, ребята. Давайте теперь откроем 4 главу и проанализируем её.

Автор пишет: «. пес вытащил самый главный собачий билет». Как вы это поняли? ( своеобразная «путевка в жизнь» для Шарика)

Как изменилось отношение Шарика к самому себе и почему? (он стал чувствовать себя «домашним» псом, так как к нему относились с уважением, не били, кормили, прощали шалости.)

Как относится к и как к нему относятся другие домашние? ( дети ищут примеры из текста, например: «Где ж вы такого взяли, Филипп Филиппович? До чего ж паршивый.» )

Каким секретом обладал Шарик для покорения людских сердец? (Он умный, для своего уровня достаточно грамотный, со смекалистой хитринкой и, главное, сострадательный к чужому горю пес.)

Хорошо, ребята. Теперь давайте прослушаем романс, который напевал наш профессор. (Включается запись)

Почему профессор, принимая пациентов, пел «От Севильи до Гренады. », а исследуя человеческие мозги — арию жрецов из оперы Дж. Верди «Аида»: «К берегам священным Нила Боги нам укажут путь»? (Эти слова арии жрецов из оперы Верди «Аида» показывают, что профессор на правильном пути: он исследует естественное и не стремится его трансформировать. Он изучает природу, а не искажает ее.)

Почему у доктора Борменталя глаза «обычно смелые и прямые» перед операцией Шарика «бегали во все стороны от песьих глаз», а у профессора «лицо. стало как у вдохновенного разбойника»? (глаза как отражение внутреннего мира каждого из героев)

Филипп Филиппович после операции сказал про Шарика: «ласковый был, но хитрый». В чем заключалась его хитрость? (Шарик – разумное существо, он способен рассуждать, делать выводы, он даже умеет читать, может приспосабливаться к условиям.)

Составьте таблицу по тексту, отвечая на вопрос: «Как физиологические изменения в Шарике сочетаются с развитием его человеческих черт?» — по следующей схеме:

1) Выпадение шерсти приняло характер общего облысения. Взвешивание — 30 кг

Пролаял слово «А-б-ыр!». «А-быр-валг!» профессор расшифровал как «Главрыба». Обругал профессора по матери

Слово «пивная» и т. д.

Какое слово произнес Шарик первым? А-б-ы-р – т. е. РЫБА наоборот. Рыба есть символ Христа в мифологии (слово “ихтис” расшифровывалось как аббревиатура формулы “Иисус Христос, Божий сын, Спаситель”. Атрибутом Папы Римского является кольцо рыболова, на котором изображен Св. Петр в виде рыболова. Кстати, в алхимии рыба считалась символом мистического перерождения).

VI. Домашнее задание.

Перечитать 2, 3, 6 главы.

Проанализировать получившуюся таблицу.

Ответить на вопросы: В каком направлении идет умственное и нравственное развитие бывшего пса?

Зачем приходил «в полном составе домком» во главе со Швондером?

Доктор Борменталь пишет: «Впервые, я должен сознаться, видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным». Отчего растерялся Филипп Филиппович?

Борменталь утверждает, что «перед нами — оживший развернувшийся мозг, а не мозг, вновь созданный». Доктор считал, что это мозг собаки Шарика. Согласны ли вы с ним?

Почему у Филиппа Филипповича был «зловещий» тон, когда доктор рассказал ему о своей «надежде развить Шарика в очень высокую психическую личность»?

Тема урока: Профессор Преображенский. Спор о собачьем сердце.

Оборудование: повесть «Собачье сердце» (2, 3, 6 главы)

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания: так как вопросов много, тетради собираются на проверку в конце урока.

III. Объяснение нового материала:

Сегодня мы поговорим о не менее важном персонаже повести – профессоре Преображенском. Каким внешне вы его представляете? (ребята описывают свои впечатления, фантазии)

Профессор был человеком богатым, любил хорошо одеваться. Булгаков пишет, что «на животе у него радостно и неярко засверкала золотая цепь». О каких качествах хозяина свидетельствует эта неяркость? ( О том, что он может себе позволить много, но не акцентирует на это внимание, довольствуется немногим.)

Кого больше всего боялся Шарик? За кого он принял профессора? (Швейцара, Преображенского он принял за «господина»

«Террор совершенно парализует нервную систему». Согласны ли вы с профессором? (Да. Профессор не скрывает неприязни к новым порядкам, перевернувшим страну вверх дном и приведшим ее на грань катастрофы. Он не может принять новых правил («все поделить», «кто был никем, тот станет всем»), лишающих истинных тружеников нормальных условий труда и быта. Но европейское светило все-таки идет на компромисс с новой властью; он возвращает ей молодость, а она обеспечивает ему сносные условия существования и относительную независимость. Встать в открытую оппозицию к новой власти — лишиться и квартиры, и возможности работать, а может быть, и жизни.)

Почему Шарику так не нравилось чучело совы? ( “А сова эта — дрянь. Наглая. Мы ее разъясним!” )

Профессор Преображенский принимает пациентов. Как он относится к ним? (Ребята отвечают, зачитывая отрывки из текста)

Шарик «положил голову на лапы и задремал от стыда». Чего стыдился пес? (Пес постыдился увиденного на приеме у профессора)

Чем в начале разговора Филиппу Филипповичу удалось смутить домком?

Как Шарик реагирует на «подозрительно вежливый оттенок голоса» профессора, когда тот разговаривает с домкомом, и почему? (Он восхищен этим, твердостью и спокойствием.)

Одобряете ли вы поступок Филиппа Филипповича, когда он воспользовался «телефонным правом»? Как, по-вашему, он должен был поступить в этой ситуации?

Как вы думаете, почему профессор Преображенский не захотел купить журналы в пользу детей Франции у Вяземской и почему он «кратко» об этом ей сказал? (Они бы не пошли на пользу детям, а ушли непонятно куда.)

Что означает, по вашему мнению, «намаз» Шарика перед хозяином, когда ушел домком? (Показывает преданность, восхищение хозяином.)

Как вы понимаете слова профессора: «Разруха сидит не в клозетах, а в головах»?

Как вы думаете, зачем автор так подробно и любовно описывает обед профессора? (Чтобы показать, как живет представитель этого слоя общества, что он может себе позволить.)

Почему пациенты, читавшие газету «Правда» перед обедом, теряли в весе? ( Возможно, от прочитанного у них терялся аппетит.)

устанавливает причинную связь между хоровым пением домкома и замерзанием труб в «сортире»? В чем видит выход из сложившейся ситуации профессор Преображенский?

Обратимся теперь к 6 главе. Давайте обсудим происходящее в ней.

Почему обитатели квартиры профессора стали общаться письменно? ( Чтобы Шариков, или кто-либо не могли прослушать их разговоры)

Почему так нестерпимо было Филиппу Филипповичу смотреть на аляповатый галстук Шарикова? (Для ответа на этот вопрос вспомните свой ответ на 2-й вопрос по главе 2.)

Кто прав, как вы думаете, в споре профессора с Шариковым о том, имел ли право профессор делать Шарику операцию или не имел?

Почему Шариков, выйдя из квартиры профессора, пошел именно в домком? Что роднит его с представителями домкома? (Он пошел туда, потому что домком близок к «собачьей стае». Желание «навести порядок» не там где надо, а там, где хочется именно этим представителям)

«Документ — самая важная вещь на свете», — говорит Швондер. Почему профессор подчиняется Швондеру и удостоверяет личность Шарикова, несмотря на всю абсурдность ситуации? Почему он здесь не воспользовался покровительством высоких советских начальников, как в случае с квартирой? (См. главу 2.)

Проследите за диалогом Швондера и профессора Преображенского, когда речь идет о покупке комнаты для Шарикова. Кто, по вашему мнению, в этом разговоре выиграет?

Почему Федору жалко Филиппа Филипповича?

VI. Домашнее задание. Перечитать 7-9 главы, эпилог. Озаглавьте главы повести

Тема урока: Ошибка профессора Преображенского.

Оборудование: повесть «Собачье сердце» ( 7-9 главы, эпилог)

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания:

Урок начинается с анализа названий, которые дали ребята на предыдущем уроке главам повести. Пример:

1. Ласковый и умный бездомный пес Шарик.

2. «Похабная квартирка, — но до чего же хорошо!»

3. «Разруха сидит. в головах».

5. Превращение Шарика в Шарикова.

6. Наглый Шариков и растерянный профессор.

7. Швондер и Шариков.

8. Собака или Клим Чугункин?

9. Преступление или естественный порядок вещей?

Эпилог. «К берегам священным Нила. »

III. Объяснение нового материала:

Давайте обсудим 6 главу.

Как вы считаете, почему Шариков не хочет идти в театр? («В театр я не пойду. Дуракаваляние. Разговаривают, разговаривают. Контрреволюция одна.»)

Проанализируйте разговор Шарикова и Филиппа Филипповича о чтении переписки Энгельса с Каутским. Почему Шариков не согласен «с обоими»? После слов Шарикова: «Взять все, да и поделить. » — Преображенский восклицает: «Так я и думал!» Что же предвидел профессор? ( Что в Шарикове проявится суть Клима, что ему «промоют мозг»)

Доктор Борменталь пророчески подумал: «Ох, ничего доброго у нас, кажется, не выйдет в квартире». О чем, как вы полагаете, думал доктор? ( О том, что изна

Представьте себе доктора и Шарикова в цирке. На что обращает внимание доктор, а на что — Шариков?

Профессор после отъезда Шарикова и Борменталя в цирк думал и «воскликнул наконец: «Ей-богу, я, кажется, решусь!» На что собрался решиться профессор?

Перейдем к 3 главе.

Проанализируйте события этой главы. В каком направлении развивается поведение Шарикова? Почему в квартире стало абсолютно невозможно жить и работать?

В чем разница реакций на Шарикова доктора и профессора? Кого больше боится Шариков и кого он слушается?

Проанализируйте разговор профессора с доктором Борменталем об убийстве Шарикова. Как вы поняли слова Преображенского: «Я — московский студент, а не Шариков!»Далее мы переходим к главе 9. Тут Шариков поступает на работу. Как он меняется при этом?

Почему Шариков «робко» ответил доктору, когда тот напомнил ему, что Шариков вернулся в квартиру Филиппа Филипповича? (В этой квартире именно Преображенский является «властью», а домком Шарикову отдельное жилище не выделит.)

Сколько раз встречаются в повести Шариков и барышня Васнецова? Подтвердите свое предположение словами из текста главы. Какие чувства вы испытываете к этой барышне? (дважды, в начале и конце повести)

Как вы поняли слова автора: «Преступление созрело и упало, как камень, как это обычно и бывает»?

Какими действиями «Шариков сам пригласил свою смерть»?

Почему тишина в квартире в вечер обратного превращения Шарикова в собаку названа автором «ужаснейшей»? (тишина, которая предвещает «превращение», таинство.)

Согласны ли вы со словами профессора о ненужности «искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может родить его когда угодно»?

Кто же все-таки Шариков: Клим Чугункин или «человек с собачьим сердцем»? С кем вы согласны — с профессором или с доктором?

Сравните Шарика до превращения, в Шарикова и после обратного превращения в собаку. Есть ли разница в этих двух существах?

Какие действия профессора позволяют нам поверить, что жизнь в его квартире вошла в прежнее русло? (Упорный человек, настойчивый, все чего-то добивался в них, резал рассматривал, щурился и пел:

— «К берегам священным Нила. «)

улгакова сюжет “очеловечивания” собаки — аллегорическое осмысление современности, торжества хамства, приобретшего форму государственной политики.

Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию. Но предостерегающе звучит мысль автора об ответствен ности ученого за право на эксперимент. Любой опыт должен быть продуман до конца, иначе последствия его могут привести к катастрофе.

VI. Домашнее задание. Отсутствует, так как заключительное занятие по повести.

Система уроков анализа цикла рассказов «Записки юного врача»

Тема урока: Булгаков –врач. «Стальное горло»

— продолжение обучения анализу художественного произведения в единстве;

-Совершенствовать умения лингвистического анализа художественного текста;

-Раскрыть глубину образа земского врача путем анализа внутренних монологов героя и его поступков;

-Осмыслить нравственный выбор героя и характер предпринятых им действий;

Оборудование: текст «Записки юного врача».

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания: нет, так как новая тема.

III. Объяснение нового материала:

Эпиграф на доске: Интересно, кто там сидит сейчас на моем месте? Молодой врач вроде меня. ( «Записки юного врача».)

Молодой Булгаков с детства был расположен к медицине. Так пишет его сестра, : «Расскажу о занятиях Михаила естественными науками и медициной. Он увлекался опытами, экспериментировал, ловил жуков Были случаи, когда уж, пойманный младшим братом Колей для Михаила, уходил, и одного такого ужа мать обнаружила вечером (хорошо, что она зажгла ламу перед этим) у себя, свернувшимся клубочком, под подушкой. Михаил ловил и бабочек, конечно, при горячем участии братьев.

Он увлекался энтомологией, собрал очень хорошую коллекцию бабочек. Причем там были и сатир, и махаоны, и многие другие редкие экземпляры. Потом, уезжая из Киева, я спросила у мамы: «А где же Мишины коробки с энтомологической коллекцией?» Она говорит: «Он отдал ее Киевскому университету, уезжая из Киева». Это уже было в 1919 году. »

— Что известно вам о писателе?

— Какие произведения вы знаете?

Автор рассказа «Стальное горло» – талантливый писатель, драматург, вначале собиравшийся стать врачом и окончивший с отличием медицинский факультет Киевского университета, получив звание «лекаря с отличием». Во время Первой мировой войны Булгаков работал во фронтовых госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте, затем служил доктором в сельской больнице села Никольское Смоленской губернии, впоследствии был переведен в Вяземскую городскую больницу. Эти годы и послужили материалом для восьми рассказов Булгакова, вошедших в книгу «Записки юного врача». Таким образом, рассказ «Стальное горло» автобиографичен (что это значит?).

Давайте понаблюдаем за композицией рассказа.

— Назовите основные элементы композиции.

— Какое место в ней занимает операция? (Экспозиция – знакомство с молодым врачом, завязка – привезли умирающую девочку, кульминация – подготовка и ход операции, развязка – ребенок спасен, эпилог – возвращение на квартиру доктора, то есть это кольцевая композиция, и главное место в ней занимает операция.)

— Каково настроение героя в начале рассказа? (Его терзают сомнения, страз, неуверенность.)

— Почему? Подтвердите свои наблюдения словами из текста. Как в тексте передается настроение рассказчика, его неуверенность в своих силах, страх, предчувствие опасности?

(- Настроение передается по-разному:

Описания: «…ноябрьская тьма с вертящимся снегом, дом завалило, в трубах завыло…; Я крахтел, курил, пил черный холодный чай…; Я же был всего лишь двадцатичетырехлетним врачом, два месяца назад выпущенным заведовать Никольской больницей,…взглянул с тоской на синий цвет…; в тоскливом предчувствии опасности…, Холодный пот неоднократно стекал у меня вдоль позвоночного столба при мысли о грыже…; мой негодный университетский груз… Мне хотелось попросить прощения, покаяться в своем легкомыслии, в том, что я поступил на медицинский факультет»

— Почему ночь 29 ноября в мельчайших подробностях запомнилась герою? ( На наших глазах разворачивается трагедия, может погибнуть ребенок.)

Итак, внутренний мир героя нарушен.

Почему же молодой неопытный врач решается на операцию, которую никогда раньше не делал?

— Кто участники этой трагедии? (Девочка Лидка, ее мать, бабка и молодой доктор.)

Источник

Характеристика и образ Шарикова в повести Собачье сердце Булгакова сочинение

В повести М.А.Булгакова “Собачье сердце” центром сюжета стала история эксперимента, во время которого собаку превращают в человека. Довольно известный профессор Преображенский в своей работе много уделял времени вопросу омоложения организма. В результате он хотел получить совершенно нового человека. Совместно с коллегой доктором Борменталем профессор проводит пересадку гипофиза скончавшегося мужчины на место мозга собаки.

Обыкновенный бездомный пес Шарик вдруг превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. К сожалению этот эксперимент оказался не таким удачным, как его себе представляли Преображенский и Борменталь.

Среда в которой обитал человек сыграла свою немалую роль в становлении личности. Шарикову перешли от собаки самые плохие качества такие, как ловля блох, бег за кошками. От человека ему передались черты пьяницы и дебошира. Это было меньшей проблемой. Революционная среда повлияла на Шарикова не лучшим образом. Преображенский пытался сделать Шарикова интеллигентным человеком, но находились люди, которые препятствовали попыткам профессора. Так Швондер становится союзником и только ухудшает ситуацию.

Со временем Шариков начинает считать, что нужно стремиться к уравниванию всего. Он приносит бумагу о том, что ему положена часть жилья профессора. Полиграф Полиграфович не стесняется грубить и доносить на человека, которому должен быть благодарен. Герой эгоистичен и хитер, когда его пытаются выгнать из квартиры, он уже имеет на руках бумаги, подтверждающие его права на жилплощадь. Ему понятна выгода проживания у профессора. В один день он приходит домой с девушкой, на которой обещает жениться. Выясняется, что Шариков соврал о себе. Узнав правду, она сбегает.

Шариков оказывается не таким глупым и простым, как кажется на первый взгляд. Везде он находит выгоду. Полиграф Полиграфович становится не просто рабочим, а завотделом по отлову бездомных кошек. Его операция и шрам также играют на руку Шарикову. Когда его пытаются призвать в армию, он находит причину отказа, связанную с операцией. Где-то он выдает свой шрам за последствия боевого ранения.

Главный герой с каждым днем становится всё более наглым. Поступки Шарикова вынуждают профессора и доктора вернуть Шарику образ собаки.

2 вариант

Сделав одним из главных героев произведения человека, созданного из собаки М.А. Булгаков продемонстрировал свое отношение к новой власти и социальным изменениям, принесенным ее установлением.

Само происхождение Шарикова, ставшего членом человеческого общества и введенного в квартиру профессора, показывает неодобрение автором романа возвышения людей из низов. Булгаков не против такого в принципе, но при условии получения образования и восприятия культуры. Недаром профессор Преображенский пытается наставлять бывшего пса. Показывая хамство и невежество Шарикова, его нежелание стать культурным человеком. Булгаков в скрытой форме проводит мысль о бесполезности новой социальной мобильности.

При этом в романе ярко демонстрируется принятие Шарикова советской властью. Швондер также воспитывает Шарикова и его идеи и даваемая для изучения марксистская литература, лучше воспринимаются героем, чем старый строй жизни в квартире Преображенского. Шариков быстро воспринимает новую культуру, что подчеркивается выбором «революционного» имени Полиграф Полиграфыч.

Новая власть открывает перед ним возможность сделать карьеру. При этом, возглавляемый Шариковым подотдел ничего не создает, даже не дублирует функции другого полезного ведомства. Учреждение борется не с действительно приносящими вред мышами или крысами, а истребляет безобидных домашних животных, служа лишь удовлетворению неизжитых инстинктов своего начальника.

В конце концов, продемонстрировав с помощью нескольких диких выходок Шарикова не только его неспособность адаптироваться в «приличном» обществе, но и его опасность для окружающих, автор, руками превращает, неудавшегося по его мнению человека, обратно в пса. Шарик становится хорошей собакой и живет у профессора, который не испытывает более к нему неприязни. Булгаков, тем самым, показывает свое отношение к низшим слоям общества, к большинству народа. Массы должны выполнять свои функции и не выходить за рамки, определенные для них более образованными и культурными представителями «верхов». Если же кто-либо желает подняться выше, то он должен доказать свой возросший уровень и быть принятым новой средой. Советская же власть, своими экспериментами нарушила естественное течение жизни.

Вариант 3

Образ Шарикова в «Собачьем сердце» заслуживает пристального внимания, потому как он является одним из главных героев известного произведения.

Пес Шарик – дворняга, у которой не было хозяина, он практически ничего не ел, лишь изредка питался тем, что находил на свалках. Через некоторое время повар, который выносил помои, обольет пса горячей водой.

Шарик очень боялся людей, вероятно, в связи с таким несправедливым поступком повара. Люди обижали его, выгоняли отовсюду, он ждал лишь скорейшей своей кончины.

Однажды, на счастье пса, в его жизни появился профессор Преображенский. Пес, не ожидавший внимания в свой адрес, с невероятным чувством благодарности плелся до самого дома за профессором.

Он был безумно счастлив от осознания, что он может быть кому-то нужен, что его судьба небезразлична человеку. В то же время он не знал, чего следует ожидать от профессора, как он поступит с ним в дальнейшем. У него было какое-то предчувствие, что все это не просто так, и он будет что-то должен дать взамен.

Как мы знаем, из произведения, Шариков появился вследствие научного эксперимента профессора Преображенского. Профессор пересадил животному человеческие органы, которые принадлежали умершему преступнику Климу Чугункину.

О внешности автор пишет, что это был человек несимпатичной наружности, имел маленький рост, у него был гулкий глухой голос, свободная походка.

Шариков был довольно нахальным и бесцеремонным существом, он не знал элементарных правил этикета, за что профессор Преображенский его многократно попрекал.

При всем этом любые свои умозаключения он произносил с абсолютным чувством уверенности и превосходства. С окружающими он также ведет себя слишком нагло.

Персонаж очень любит выпить, вполне вероятно, что это передалось от человека, от которого были пересажены органы.

Несмотря на свою некоторую безграмотность, невоспитанность, он хочет, чтобы у него были все документы, справки, которые имеют все люди.

Через некоторое время Шариков решает начать ловить животных, это у него неплохо получается.

Конечно, от такого недочеловека профессор Преображенский быстро устает, вследствие этого он решает превратить его обратно в животное.

Про шарикова

Собачье сердце – одно из самых захватывающих произведений М.А.Булгакова. Это ироничное, полуфантастическое повествование, в котором автор рассказывает о судьбе бродячего пса Шарика.

Собака стала объектом научного эксперимента профессора Преображенского, типичного интеллигента дореволюционной России. Псу провели операцию на мозг, пересадили гипофиз человека, да ещё какого человека. Донором оказался молодой человек двадцати пяти лет Клим Григорьевич Чугункин. Завсегдатай питейных заведений, дважды судимый, не обремененный ни моральными, ни нравственными качествами человек. Основной род деятельности – кражи и игра на балалайке по трактирам.

Действие происходит в России первых послереволюционных лет. Шариков – продукт новой действительности. Малограмотность, отсутствие элементарной культуры, цинизм, замешанные на идее классовой ненависти – вот благодатная почва для создания чудовищ.

Сочинение Характеристика Шарикова

Известный классик русской литературы Михаил Афанасьевич Булгаков является автором повести «Собачье сердце». Произведение было написано в январе-марте 1925 года, однако в свет вышло лишь в 1987 году. Все дело в том, что при обыске в доме Булгакова в 1926 году произведение было изъято. Главным героем повести является Шариков – начальник подотдела очистки Москвы от домашних животных.

Шариков появился на свет с помощью операции профессора Преображенского, который пересадил псу Шарику гипофиз убитого алкоголика и вора Клима Чугункина. Желая создать из собаки человека, профессор, сам того не осознавая, оживил вора и рецидивиста Клима Чугункина. Таким образом, из милого, ласкового и доброго пса Шарика вырос негативный во всех отношениях Шариков. Главному герою оказались присущи все негативные черты умершего человека – социальная распущенность, злость и капризность.

Булгаков очень ярко описал своего главного героя на страницах произведения. Даже внешний вид его говорит о его непростом характере – порванный пиджак, вымазанные краской брюки, небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. От Шарикова всегда неприятно пахло, хотя он уже давно существовал в роли человека. Неопрятность в одежде дополняли грязные волосы и постоянная щетина. Всем этим Булгаков подчеркивал, что для Шарикова внешний вид неважен, а ухаживание за собой для него является даже постыдным. Он уверен, что обычный человек из рабочего класса не обязан обращать внимания на свой внешний вид.

Себя он причисляет также к рабочему классу. Шариков как типичный представитель рабочего класса того времени не приемлет образования. Это читается в каждом выражении главного героя. В какой-то степени он выражает презрение к учебе. Именно его необразованность играет негативную роль в его жизни. Шариков попадает под влияние Швондера – председателя домкома. Именно речи Швондера впечатляют Шарикова. Главный герой начинает излагать чужие мысли, преподнося это как собственное мнение. Именно из-за необразованности Шариков позволяет себе грубые речи в споре с профессором. Сам мало разбираясь, он свободно и безапелляционно рассуждает на острые социально-политические темы, хотя большая часть его высказываний идет от Швондера.

Имеет место и политика в лице Шарикова. Главного героя можно сравнить с типичным представителем рабочего класса, который в одночасье получил ряд свобод и прав, но не знает, как ими должным образом воспользоваться. Вместо этого в Шарикова проявляется эгоизм, и желание добиться своей цели любым путем. И тому есть ряд подтверждений в повести. Самым ярким является, пожалуй, тот факт, что для социального роста по карьерной лестнице он убивает бездомных животных, хотя совсем недавно был таким же.

В главном герое Булгаков раскрыл такую негативную черту человека, как эгоизм. Шариков, получив ряд прав в роли человека, опять же по советам Швондера, начинает требовать свою долю от профессора Преображенского, причем нагло и эгоистично. Для достижения своих целей он начинает даже угрожать профессору. Шариков считает, что профессор ему должен часть жилплощади. Ему эгоизм в ряде ситуации не знает предела, в том числе тогда, когда он требует, чтобы его кормили. Эгоизм тесно связан с необразованностью, ведь Шариков видит ситуацию лишь с той стороны, в какой ему она была представлена Швондером.

Вообще квартирная проблема неплохо раскрыта Булгаковым в лице Шарикова. В этой ситуации главный герой выступает лишь связующим звеном между более зажиточным классом в лице профессора Преображенского и членами домкома во главе со Швондером. Через Шарикова члены домкома давят на профессора, поднимая острый вопрос нехватки жилья. Шариков из-за своей необразованности становится пешкой в руках членов домкома. Квартирный вопрос действительно в то время стоял очень остро, и Булгаков сумел поднять и раскрыть эту тему на страницах своего произведения.

Острые социальные и политические проблемы раскрыл Булгаков на страницах своей повести в лице Шарикова. Произведение хоть и повествует о таких острых проблемах, но написано в сатирическом и фантастическом стиле, благодаря чему повесть легко читается и популярно до сих пор.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Шарикова в повести Собачье сердце

Популярные сегодня темы

Самовоспитание является одним из ключевых факторов в развитии каждого человека. С самого детства ребенку необходимо давать знать, что без воспитания себя самого, без стараний,

Федор Михайлович Достоевский в своей повести описал одиноко человека, который часами любил просто бродить по улицам города и рассматривать окружающий мир.

Пьеса повествует о яркой истории, зафиксированной между двумя враждующими семьями и двумя будущими любовниками с противоположных сторон этой

«Все профессии важны», – учили нас с детства. Доктора спасают людские жизни, учёные делают открытия, а инженеры возводят дома. И где-то далеко за всех этих успешных профессионалов своего дела радуется их учитель

В рассказе под названием «Мальва», который написал знаменитый и популярный писатель Горький, главным героем становится молодой и очень красивый мужчина по имени Василий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *