как определить какая самооценка у ребенка

Тесты на самооценку для детей

как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть фото как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть картинку как определить какая самооценка у ребенка. Картинка про как определить какая самооценка у ребенка. Фото как определить какая самооценка у ребенка

Самооценка – представление человека о важности своей личности среди других людей. От этого критерия зависит не только формирование характера человека, но и его успешность в будущем. Ребенок с заниженной самооценкой всегда будет оставаться в тени своих сверстников, стесняться отвечать перед аудиторией, высказывать свою точку зрения и прочее.

Предлагаю провести несложную диагностику, чтобы узнать самооценку вашего ребёнка.

Тест ДЕРЕВО С ЧЕЛОВЕЧКАМИ

Автор теста — психолог Джон Ломпен.
Этот тест часто проводят школьные психологи, диагностируя учеников. Думаю, что родителям тоже полезно провести этот тест со своими детьми.
Благодаря ему можно понять уровень самооценки ребенка, выявить причины проблем в общении и понять, насколько адекватно малыш воспринимает себя в обществе.

Как проводить тест:

как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть фото как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть картинку как определить какая самооценка у ребенка. Картинка про как определить какая самооценка у ребенка. Фото как определить какая самооценка у ребенка

Или можно использовать цветной вариант.

как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть фото как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть картинку как определить какая самооценка у ребенка. Картинка про как определить какая самооценка у ребенка. Фото как определить какая самооценка у ребенка

Ключ к тесту:

№ 1, 3, 6, 7 — установка на преодоление препятствий
№ 2, 11, 12, 18, 19 — настрой на общительность, дружескую поддержку
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудностей)
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 9 — мотивация на развлечения
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть»
№ 16 — дети не всегда понимают как позицию человечка, который несет на себе человечка № 17 — они склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим
№ 17 — неспособность самостоятельно справиться с возникающими проблемами
№ 20 — завышенная самооценка и установка на лидерство

Тест КАКОЙ Я?

Тест предназначен для определения самооценки ребенка 6-9 лет.

Для проведения тестирования необходимо спросить ребенка как он воспринимает и оценивает себя по десяти различным положительным качествам личности.

№ п/пОцениваемые качества

личности

Оценки по вербальной шкале
данетиногдане знаю
1Хороший
2Добрый
3Умный
4Аккуратный
5Послушный
6Внимательный
7Вежливый
8Умелый (способный)
9Трудолюбивый
10Честный

Обработка результатов:

Ответы “да” оцениваются в 1 балл, ответы “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Ключ к тесту:

10 баллов — очень высокий

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний

0-1 балл — очень низкий

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника и младшего школьника обычно достаточно высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

Источник

Особенности самооценки детей дошкольного возраста

как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть фото как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть картинку как определить какая самооценка у ребенка. Картинка про как определить какая самооценка у ребенка. Фото как определить какая самооценка у ребенка Главатских Марина Станиславовна
Особенности самооценки детей дошкольного возраста

Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

В определении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают: детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в круг представлений о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешенны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.

Дошкольники с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать, и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый.

Чем более значима для него деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

Развитие самооценки детей дошкольного возраста зависит от многих факторов. Факторы индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии.

В других – формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь завышенная самооценка будет выполнять скорее защитную функцию. Сознание ребенка как бы «выключается»: он не слышит травмирующих его критических замечании в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна детям, стоящим на пороге кризиса 6 – 7 лет. Они уже склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности – в игре, на спортивных занятиях – они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной.

Считается, что завышенная самооценка дошкольникапри наличии попыток анализа себя и своей деятельности несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представлении о себе в процессе деятельности.

Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей.

Проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии.

Развитие адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

Обобщая рассмотренные представления о сущности самооценки в зарубежной и отечественной психологии, можно выделить основные направления в определении понимания самооценки. Изучение само-оценки возможно в структуре личности, в структуре самосознания, в структуре деятельности.

Самооценка является одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Старший дошкольный возраст можно считать важным в развитии личности ребенка. У старшего дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка, и возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Становление самооценки происходит на протяжении всей жизни человека. В игре как в ведущей деятельности дошкольника проявляется самооценка, ее особенности.

В старшем дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта.

Как показала диагностика самооценки дошкольников дети дошкольного возраста имели различный уровень самооценки: 35% – завышенный уровень, 30% – высокий, 25% – средний, 20% – заниженный уровень. Считается нормой, если дети этого возраста оценивают себя высоко. Заниженный уровень самооценки говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые – папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.

Для развития адекватной самооценки у детей дошкольного воз-раста нами была составлена программа на основе традиционных и современных принципах, которая носит индивидуально-дифференцированный характер, предполагает не только работу с детьми с заниженной самооценкой, но и со всеми детьми, их родителями, воспитателями и педагогом-психологом.

Проведенная работа дала возможность формулировки ряда конкретных рекомендаций воспитателям, родителям, педагогам, имеющим реальное взаимодействие и общение с детьми.

При анализе результатов прежде всего обращают внимание, на ка-кую ступеньку ребенок себя поставил сам. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые лучшие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе.

Исходя из полученных результатов мы можем сделать вывод о том, что практически у большинства детей в данной выборке (75%) достаточно высокая самооценка и у 25% самооценка адекватная.

«Особенности обучения детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Уважаемые родители! Вы знаете, что в любом дошкольном учреждении осуществляется педагогический процесс. Частью данного процесса является.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста Для большинства мужчин и женщин ребенок – это огромное счастье и смысл жизни. А еще это большая ответственность, о которой нельзя забывать.

Памятка для родителей «Гендерные особенности детей дошкольного возраста» Величие небольших различий (памятка для родителей) • Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. • Не уличайте детей.

Круглый стол «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста» Предварительная работа: 1. Индивидуальные беседы-приглашения родителей. 2. Чтение родителями отрывков из книги Джона Грея «Дети с небес.

Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции По данным мировой статистики, в последние годы число речевых расстройств в детском возрасте растет, в связи с чем актуальность профилактики.

Особенности развития детей дошкольного возраста 1. Особенности развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст охватывает период развития с 3 до 7 лет. В период дошкольного детства.

Особенности связной речи детей дошкольного возраста Особенности связной речи детей дошкольного возраста Подготовила воспитатель: Мусорина Татьяна Петровна воспитатель МБДОУ ЦРР д\с «Сказка».

План по самообразованию «Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию Воспитатель: Шерстнева Ольга Владимировна Образование: высшее Квалификация: высшая квалификационная категория.

Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать Вам одну легенду: Жил мудрец на свете, который знал.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста по сенсорному развитию 3 года. 1. Ребенок может осуществить выбор карточки определенного цвета или определенной формы по образцу. 2. Ребенок знает название 3-4.

Источник

Как определить какая самооценка у ребенка

Ожидайте

Перезвоните мне

как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть фото как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть картинку как определить какая самооценка у ребенка. Картинка про как определить какая самооценка у ребенка. Фото как определить какая самооценка у ребенка

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть фото как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть картинку как определить какая самооценка у ребенка. Картинка про как определить какая самооценка у ребенка. Фото как определить какая самооценка у ребенка

Аннотация: Чтобы маленький человек с детства мог предельно точно оценивать собственные силы и возможности, родителям необходимо помогать формировать у него объективную самооценку.

Статья:

Даже взрослые не всегда в состоянии адекватно оценить свои действия, ответить на вопрос: «Правильно ли я поступаю? Смогу ли?» Для ребенка эта задача кажется еще сложнее. Чтобы маленький человек с детства мог предельно точно оценивать собственные силы и возможности, родителям необходимо помогать формировать у него объективную самооценку.

Что такое самооценка?

Это понятие включает в себя:

Она является основой всего того, на чем строится уверенность в себе.

Психологи считают, что уровень самооценки зависит от соотношения двух величин — требований (притязаний) к самому себе и своих возможностей.

Объективная самооценка предполагает соответствие желаний, целей, требований к окружающим и к себе и возможностей человека (физических, нравственных, материальных и других). Так, планируя определенные действия, субъект должен понимать, может ли он себе это позволить.

Составляющими такой поведенческой реакции являются два неразрывно связанных между собой компонента:

В будущем самооценка позволяет:

В жизни ребенка самооценка играет огромную роль. Она учит самоанализу, мотивирует, помогает строить нормальные отношения с другими людьми.

Предпосылки и этапы формирования самооценки

как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть фото как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть картинку как определить какая самооценка у ребенка. Картинка про как определить какая самооценка у ребенка. Фото как определить какая самооценка у ребенка

Еще у не рожденного малыша начинает формироваться самооценка. Факт эмоциональной связи мамы и ребенка давно доказан. Переживания женщины непосредственно влияют на плод. Если беременность желанная, мама с радостью вынашивает кроху, его клеточная память способна зафиксировать данный факт. Это соответствующим образом влияет на зарождение важных личностных качеств, которые остаются с человеком на всю его жизнь.

После появления малыша на свет развитие его самооценки происходит в четыре этапа:

С момента рождения до полутора лет

Это период тактильных ощущений, когда младенец познает мир посредством прикосновений, заботы родителей и близких людей. Желанный малыш уже внутриутробно получает подсознательную информацию о том, что он нужен, значим. Появившись на свет, он нуждается в соответствующей заботе родных. У младенцев процесс анализа отсутствует, но бессознательно вырисовывается картинка:

То есть с первого дня жизни важно обеспечить крохе достаточно тепла, заботы, внимания.

От полутора до 3-4 лет

В этот период дети активно познают мир. Делают они это различными способами. Рядом с созидательными действиями могут наблюдаться и разрушительные (открутил колеса у машинки и т. д.) В зависимости от реакции близких формируются определенные стороны самооценки. Недопустима критика, откровенный негатив. Ситуацию лучше контролировать, действуя тонко и деликатно. Необходимо дать крохе почувствовать себя самостоятельным, способным нести ответственность за сделанное. А если что-то не получилось, поддержать и предложить повторить попытку.

С 4 до 6 лет

Средний и старший дошкольный возраст характеризуется появлением осознания самого себя и своего места среди сверстников. Ребенку важно, сколько у него друзей, почему кто-то не хочет с ним общаться и т. д. Анализируя ситуацию, малыш склонен искать причину в себе. Поэтому, если папа устал и не хочет играть в мяч, следует объяснить это сыну или дочери. Иначе ребенок решит, что причина нежелания общения кроется в его плохом поведении. Будет думать и вспоминать, что же он сделал не так. То есть появится неоправданное чувство вины, которое негативно сказывается на формировании самооценки.

С 6 до 14 лет

Сложный, интересный, длительный этап. Здесь идет формирование таких качеств, как:

У ребенка может быть необычное хобби, но неприятие его интересов другими может повлиять на его развитие негативно. Человечек просто разуверится в себе из-за сложностей и непонимания в коллективе.

Ни в одном из этапов развития самооценки ребенка нельзя допускать ошибок. Каждый упущенный момент отразится на жизненной позиции уже взрослого человека.

Характеристика уровней самооценки

С точки зрения психологии выделяется три уровня самооценки. При определении этого качества нельзя оперировать исключительно понятиями «хорошо — плохо». Здесь необходим более углубленный подход с учетом некоторых особенностей.

Заниженная самооценка

Если ребенок поддается чужому влиянию, проявляет:

— это показатели заниженной самооценки. Для таких детей просто необходимо одобрение, поддержка окружающих.

Сложившийся комплекс неполноценности не позволяет ему ставить перед собой высокие цели. Да и средства их достижения не всегда бывают достойными. Такие дети часто зациклены на своих неудачах и боятся изменить привычный ход событий.

Из них вырастают замкнутые и завистливые, чрезмерно требовательные и самокритичные, жестокие и мстительные люди. Решив, что неудачник — это их амплуа, они просто не замечают свои возможности и успехи. Внешний портрет личности с заниженной самооценкой:

Такие проявления в детском возрасте должны вызывать у родителей тревогу и желание немедленно попытаться исправить положение.

Завышенная самооценка

Часто ребенок с завышенной самооценкой жалуется на то, что с ним никто не хочет дружить. Это происходит от того, что он постоянно пытается убедить окружающих в своем превосходстве, требует признания его уникальности. Считает, что его недооценивают.

Ни советы родителей, ни мнение окружающих для таких детей не важны. Они берутся за непосильные задачи, при этом рискуют потерпеть неудачу. Неуспех ребенок списывает на случайность, чужую вину. Критику воспринимает как придирчивость.

У малышей с завышенной самооценкой постепенно развиваются грубость, агрессия, жесткость, неуживчивость. Внешне также определяются характерные черты:

Такие люди стремятся во всем быть первыми. Это стремление достойно похвалы, но стоит объяснять, что не все средства в достижении целей хороши.

Адекватная самооценка

Успех в обществе, в профессиональной деятельности, в межличностных отношениях во многом зависит от умения человека соизмерять силы и возможности. То есть, очень важно, чтобы у ребенка с раннего детства развивалась адекватная самооценка.

Такой уровень позволяет маленькому человеку нормально воспринимать здоровую критику, правильно оценивать поставленные цели и свои силы (шанс выполнить задачу). Реальная оценка самого себя порождает ощущение стабильности, внутренней гармонии. Это является залогом позитивного отношения к окружающим. Человек с подобной поведенческой реакцией сможет сполна проявить достоинства, компенсируя ими имеющиеся недостатки.

Благодаря представленным выше описаниям можно определить уровень самооценки ребенка. А вдумчивый подход к развитию и воспитанию поможет его откорректировать.

Что влияет на формирование самооценки ребенка?

как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть фото как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть картинку как определить какая самооценка у ребенка. Картинка про как определить какая самооценка у ребенка. Фото как определить какая самооценка у ребенка

Чтобы помочь подрастающему человеку сформировать адекватную самооценку, необходимо разумно использовать и похвалу, и критику.

Уровень самооценки может колебаться у человека в течение всей жизни. Уверенность, которую вселили в него родители, формирует стержень. Он поможет справиться с критикой или откровенной лестью, подстерегающей человека на его жизненном пути. Ребенок должен расти с уверенностью в том, что он:

Также стоит помнить, пример родителей, то, как они справляются с трудностями и различными житейскими ситуациями, чрезвычайно важен для их отпрыска.

Особый период для формирования самооценки

как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть фото как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть картинку как определить какая самооценка у ребенка. Картинка про как определить какая самооценка у ребенка. Фото как определить какая самооценка у ребенка

Резкое снижение самооценки возможно при поступлении ребенка в школу. Родителям очень хочется, чтобы их сын или дочь были лучшими, а их самих хвалили за воспитание. И, если учитель жалуется на ученика, папы и мамы разочаровываются и злятся. Причем злятся на самих себя, на свои неоправданные ожидания. А негатив вымещают на ребенке.

Первоклашка ощущает, что взрослые объединились и стали в «одну линию». Они вместе начинают поучать, высказывать негатив в сторону ребенка. Как же не снизиться самооценке?

Родителям необходимо понимать, что они поддержка, та «стена» на которую можно опереться. Даже если плохие отметки, что-то не так с поведением, родным необходимо занять сторону младшего члена семьи. Попытаться разобраться, помочь. Сказать учителю: «Может, вы в чем-то и правы, но мы вчера старательно делали уроки. Еще подучим и все исправим». А для сына или дочери найти слова, которые помогут восстановить баланс. То есть похвалить за старания по дому и т. д.

В любой ситуации ребенок должен помнить, что родители его любят! Говорите об этом, показывайте действиями. Малыш должен знать, что как бы мама (папа) не сердились, они рядом и всегда поддержат.

В некоторых ситуациях, чтобы определить уровень самооценки, необходимы визиты к психологу. Это поможет взрослым понять, правильно ли они ведут себя в конкретных ситуациях и вообще по отношению к своему ребенку.

Методы диагностики самооценки у детей

как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть фото как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть картинку как определить какая самооценка у ребенка. Картинка про как определить какая самооценка у ребенка. Фото как определить какая самооценка у ребенка

Уровень самооценки в дошкольном возрасте постоянно колеблется. Цель родителей — способствовать формированию умения правильно оценивать себя, свои действия относительно конкретной ситуации. Взрослые должны четко знать, над чем стоит поработать, поэтому важно уметь анализировать особенности самооценки.

Существуют различные методики, по результатам которых определяется сторона, требующая коррекции. Они разработаны на основе вопросов, которые задаются непосредственно тестируемому. К ним относятся:

На одной из них остановимся подробнее.

Методика «Лесенка»

Начало беседы: вопросы о составе семьи, о ближайших родственниках, друзьях, окружении.

Действия: взрослый рисует 10-ступенчатую лестницу и говорит, что на ступеньках располагаются люди:

Ребенку предлагается нарисовать себя на одной из ступеней, а затем рассказать, почему он для себя выбрал именно эту ступеньку.

После дается следующее задание: как он думает, на какую ступень его бы поставила мама (папа и другие близкие)? Также выяснить, почему он так считает.

Если, по мнению тестируемого, мама по какой-то причине не поставила ребенка на самую высокую ступень, выяснить, кто бы мог его туда поставить? Также нужно спросить, кто для него приготовил только нижнюю ступеньку?

Анализ результатов тестирования:

Нормальный результат:

Неблагоприятное развитие ситуации:

Тестируя младших школьников, необходимо выяснить, куда поставил бы его учитель, по мнению ребенка. И сделать анализ детских пояснений по этому поводу.

Самооценка девочек младшей школы обычно выше, чем мальчиков. Это связано с тем, что девчонки чаще всего более старательны и достигают хороших результатов в учебе. Именно школьные успехи — наиболее значимый критерий в этом возрасте.

Развитие самооценки у дошкольников и младших школьников

как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть фото как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть картинку как определить какая самооценка у ребенка. Картинка про как определить какая самооценка у ребенка. Фото как определить какая самооценка у ребенка

Самооценка формируется на основе восприятия личности другими людьми. Поэтому, для того, чтобы ребенок учился адекватно сопоставлять свои возможности, действия и требования к себе самому, важно с первых дней правильно относится к его появлению, взрослению, становлению. Основная роль при этом отводится родителям и близкому окружению.

Любовь родных малыш должен ощущать постоянно. Особенно важно на ночь действиями подтверждать свое отношение, так как темное время суток для ребенка — это нечто неведомое, порождающее страх. Поддержка родителей (сказка на ночь, ритуал укладывания в постель) дают ощущение любви и защищенности.

Чем старше становится ребенок, тем сильнее он осознает свою значимость среди других людей. Основанием для суждений о себе становится его оценка взрослыми. Малышей до трех лет чаще всего постоянно хвалят. У большинства трехлеток формируется слегка завышенная самооценка. Но не следует пока торопиться что-то менять. Критика для баланса сейчас неуместна и даже опасна. Если занизить самооценку теперь, тяжелее будет справиться с этим позже. Дошкольник нуждается в адекватной оценке его действий и поступков. То есть, необходимо справедливо дозировать похвалу и порицание.

Для старшего дошкольника и младшего школьника приобретает невероятную важность то место, которое он занимает в социуме. Общение со сверстниками очень влияет на самооценку, поэтому задача родителей — не забывать о существовании этой стороны воздействия. Тактичные советы родителей, их любовь и понимание — важнейший потенциал для формирования адекватной самооценки.

В этом возрасте важно объяснить, что в жизни могут случаться поражения. Помочь научиться извлекать из них положительный опыт — это также задача близких людей. Для этого предложить подрастающему человеку ответить на вопрос: «Почему это случилось? Какой урок можно извлечь из данной ситуации?».

Что делать, если у ребенка завышенная самооценка?

Чтобы не создавать условия для формирования завышенной самооценки у дошкольника, необходимо:

Проявляйте искреннюю заинтересованность в его жизни.

Существуют определенные фразы, которые помогут сформировать нормальную самооценку. Они одинаково актуальны для детей с завышенным или заниженным уровнем. К ним относятся:

Игры для детей с завышенной самооценкой

Поскольку ребенок с завышенной самооценкой часто считает себя уникальным, необходимо создавать ситуации, в которых прослеживается значение каждого. Например:

1. «Волшебные очки»

Цель: научить замечать не только в себе, но и в других что-то хорошее.

Возраст: 4 года и старше.

Действия: можно использовать маскарадные очки. Кто их надевает, тот видит в людях только хорошее. Приведите пример, надев их. Подходя к участникам игры, отмечаем в каждом что-то особое. Например: «Саша умеет красиво рисовать рыбку. Света хорошо рассказывает стихи». Очки примеряют по очереди, предлагая рассказать о достоинствах того, на кого посмотрели. Можно повторять хорошие качества, но лучше помочь подобрать новые слова, подчеркивая что-либо особое в товарище.

2. «Наш ритм»

Цель игры: помочь детям понять, что правильные совместные действия создают общий, слаженный ритм.

Возраст: 4-6 лет.

Действия: Взрослый хлопками задает общий ритм, дети присоединяются, четко повторяя силу, темп хлопков. Взрослый замедляет ритм. Соответственно, дети выполняют то же, постепенно успокаиваясь. Повторить, предложив задать ритм кому-нибудь из детей (выбирая детей с разным уровнем самооценки).

3. «Самый большой шар»

Цель: дать понять, что, находясь в равных условиях, победить может каждый.

Возраст: 6 лет.

Действия: У всех одинаковые воздушные шары. Предложите надуть их. Победитель тот, у кого получился самый большой. Игру можно продолжить. Например, подбросить, кто выше.

Важно правильно комментировать итог игр и упражнений в соответствии с поставленной целью.

Что делать, если у ребенка заниженная самооценка?

как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть фото как определить какая самооценка у ребенка. Смотреть картинку как определить какая самооценка у ребенка. Картинка про как определить какая самооценка у ребенка. Фото как определить какая самооценка у ребенка

Для коррекции заниженной самооценки взрослые должны помочь ребенку:

Хорошо использовать прием сравнения, который показывает каким «неумехой» малыш был раньше и как много он умеет на сегодняшний день. Важно, чтобы ребенок понимал, что стоит думать о себе, разумеется, не в ущерб другим.

Коррекция происходит также во время игр:

1. «Подарок»

Цель: повысить самооценку детей.

Возраст: 5 лет и более.

Действия: дети стоят парами, взявшись за руки. Каждый пусть подумает, что он хотел бы подарить напарнику. После малыши садятся за стол, и рисуют то, что предназначается в качестве подарка. Затем по очереди все рассказывают, почему они решили выбрать именно это. В конце игры, ребята обмениваются «подарками».

2. «Что я услышал»

Цель: учим слышать окружающие звуки, обсуждаем результат, тем самым повышая самооценку.

Возраст: с 5 лет.

Действия: вместе с малышом послушайте звуки, которые раздаются в определенном месте (за окном, в парке и пр.) Затем спросите, что он слышит (едут машины, голоса других людей, шум ручья и пр.)& Можно задавать наводящие и уточняющие вопросы. Доброжелательно подводить к тому, чтобы малыш мог сосредотачиваться, рассказывать об услышанном.

Необходимо умело подводить итог, хвалить за внимание к мелочам и т. д.

Маленький человек с адекватной самооценкой, уверен в своих силах, проявляет разумную настойчивость при достижении цели, спокойно воспринимают критику.

Важно помнить, что самооценка поддается коррекции. Это сложно, но возможно. Для этого необходимо:

Сначала родители пошагово объясняют ошибочность некоторых суждений и действий, помогая ребенку разобраться в себе самом и своих действиях. Позже малыш учится сам анализировать и рассчитывать свои силы. Внутренний баланс между своими возможностями и требованиями к самому себе поможет сформировать адекватную самооценку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *