как определить к какой категории нвос относится предприятие
Как определить к какой категории нвос относится предприятие
Статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
2. При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:
уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
классификация промышленных объектов и производств;
особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
3. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Как определить к какой категории нвос относится предприятие
Государственный кадастр отходов
Государственный реестр объектов размещения отходов
Федеральный классификационный каталог отходов
Заполнить заявку на размещение уведомления о проведении общественных обсуждений
Личный кабинет природопользователя
Перечень государственных услуг
Коды и реквизиты платежей
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Реестр материалов общественных обсуждений
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
№ | Название поля паспорта | Значение поля паспорта |
---|---|---|
1 | Идентификационный номер | 7703381225-reestr-onv |
2 | Наименование набора данных | Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду |
3 | Описание набора данных | Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду |
4 | Владелец набора данных | Федеральная служба по надзору в сфере природопользования |
5 | Ответственное лицо | Новиков Михаил Валерьевич |
6 | Номер телефона ответственного лица | +7 (495) 025-25-74, доб. 77-27 |
7 | Адрес электронной почты ответственного лица | plan@rpn.gov.ru |
8 | Гиперссылка (URL) на набор | data-20210709T0649.zip |
9 | Формат данных | zip |
10 | Описание структуры набора данных | |
11 | Дата первой публикации | 09.07.2021 |
12 | Дата последнего внесения изменений | 09.07.2021 |
13 | Дата актуальности набора данных | 31.12.2021 |
14 | Содержание последнего изменения | Данные на 11.06.2021 |
15 | Ключевые слова (Keywords) | онв, реестр |
16 | Гиперссылки (URL) на версии набора данных | |
17 | Гиперссылки (URL) на версии структуры набора данных | |
18 | Версия методических рекомендаций | 3.0 |
Вложения набора данных
Владелец набора данных:
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Количество просмотров набора:
Количество скачиваний файлов набора:
Оцените набор открытых данных:
Ваш территориальный орган
2004-2021 © Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Официальный сайт.
Копирование информации, размещенной на официальном сайте Росприроднадзора (равно как и цитирование в средствах массовой информации тех или иных сведений либо сообщений, содержащихся в информационных разделах сайта) допускается при условии указания ссылки на источник такой информации (в сетевых СМИ – гиперссылки на Интернет-страницу с уникальным сетевым адресом).
Как определить к какой категории нвос относится предприятие
Государственный кадастр отходов
Государственный реестр объектов размещения отходов
Федеральный классификационный каталог отходов
Заполнить заявку на размещение уведомления о проведении общественных обсуждений
Личный кабинет природопользователя
Перечень государственных услуг
Коды и реквизиты платежей
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Реестр материалов общественных обсуждений
Информация по отнесению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории
Апрель 19, 2021
В соответствии с пунктом 10 Критериев осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки) является критерием для отнесения объекта НВОС к объектам IV категории.
Вместе с тем согласно пункту 3 части первой статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, относятся к участкам недр местного значения.
Согласно положению статьи 4 Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится распоряжение участками недр местного значения (формирование соответствующих перечней, предоставление участков недр местного значения в пользование, согласование проектной документации, установление порядка пользования участками недр местного значения).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 Критериев осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод, за исключением деятельности, указанной в пункте 10 Критериев, является критерием для отнесения объекта НВОС к объектам III категории.
Фактические показатели по добыче подземных вод устанавливаются в проектной документации, разработанной в соответствии с Требованиями к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод, утвержденными приказом Минприроды России от 27.10.2010
№ 463 (Зарегистрировано в Минюсте России 23.11.2010 № 19018).
При принятии решения об отнесении объекта к определенной категории объекта НВОС следует руководствоваться уровнем добычи подземных вод, определенным условиями пользования недрами.
Критерии НВОС с 2021 года: не торопимся и ждем изменений правил ведения реестра НВОС
Для объектов, которые негативно воздействуют на окружающую среду (НВОС) разработаны новые критерии для присвоения категории. Новые критерии для объектов НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) действуют с 1 января 2021 года — смотрите Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. Больше всего «пострадали» II и IV категория, но в I и III также есть дополнения или исключения. Разбираемся, что делать природопользователям, если категория по новым критериям изменилась, но объекты НВОС уже стоят на учете.
Что изменилось в категорировании НВОС?
Новые критерии больше учитывают вид хозяйственной деятельности, чем объемы, по сравнению с отмененным Постановлением от 28.09.2015 № 1029. Так, например, объекты по производству пищевых продуктов относятся к I категории, независимо от производительности.
выпуск продукции из сахарной свеклы — для него сохранены суточные или квартальные объемы
объекты с локальными очистными сооружениями, которые соответствуют требованиям природоохранного законодательства о сбросах сточных вод — отнесены ко II категории
упаковка пищевых продуктов — деятельность исключена из критериев.
Учет производительности сохранен по большинству категорий, в т. ч., по деятельности в области обращения с отходами, но изменились количественные критерии. Также законодатель уточнил формулировки в перечислениях, заменив союз «и» на «и (или)». Т. е. для отнесения к определенной категории достаточно выполнения хотя бы одного из указанных критериев, а не их совокупности.
Рассмотрим изменения подробнее.
I категория
1. Дополнена объектами:
по добыче или подготовке руд титана
размещения отходов I и (или) II классов опасности, III класса (500 т и более в год)
по обогащению угля.
2. Исключены объекты:
производства фармацевтических субстанций (перевод во II категорию)
упаковки пищевых продуктов
выполнения работ по убою животных, если есть локальные очистные сооружения.
3. Уточнены количественные критерии по объектам:
производства огнеупорной керамики, фарфоровых изделий
обращения с отходами I — III классов опасности
производства продукции из сахарной свеклы
II категория
1. Дополнена объектами:
обеспечения электроэнергией, газом и паром с установленной генерирующей мощностью менее 250 МВт и более 3,5 МВт — на твердом или жидком топливе, менее 500 МВт и более 7 МВт — на газообразном топливе
по добыче полезных ископаемых, если объект не отнесен к I категории и общераспространенным полезным ископаемым
обеспечения тепловой энергией со сжиганием топлива, с проектной тепловой мощностью менее 20 Гкал/час и более 3 Гкал/час; более 3,5 Гкал/час — на твердом и жидком топливе; более 7 Гкал/час — на газообразном топливе
по производству фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит
по транспортированию с использованием межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, их сливу (наливу) на сливоналивных железнодорожных путях
по производству резиновых изделий из резиновых смесей
утилизации отходов IV и V классов опасности с применением термических способов (с проектной мощностью менее 3 т/час)
утилизации и обезвреживания отходов I — III классов на установках небольшой мощности, в т. ч., мобильных установках
утилизации отходов IV и V классов (кроме применения термических способов)
по производству бетонного раствора и асфальтобетонной смеси
выполнения работ по убою животных, если есть локальные очистные сооружения
по производству фармацевтических субстанций
инфраструктуры портов, морских портов, железнодорожного транспорта, которые не соответствуют критериям для IV категории.
2. Уточнены количественные критерии по объектам:
производства огнеупорной керамики, фарфоровых изделий
обращения с отходами
производства продукции из сахарной свеклы
складирования и хранения нефти, нефтепродуктов, агрохимикатов
производства изделий из бетона.
Обратите внимание, что теперь почти вся деятельность по обращению с отходами отнесена к I или II категории. Исключение: обработка отходов IV и V классов.
III категория
размещения отходов, после полного выполнения работ по ликвидации и (или) рекультивации, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, до снятия с учета
обработки отходов IV и V классов
работ на участках недр, использования водных объектов, если объекты не отнесены к другим категориям
по добыче подземных вод, если объект не соответствует критериям для IV категории
строительства капитальных объектов продолжительностью более полугода.
IV категория
Законодатель ввел новый критерий для отнесения объектов к IV категории при одновременном выполнении с другими условиями: «отсутствие выбросов загрязняющих веществ». Таким образом, он сократил количество безучетных видов хозяйственной деятельности, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Другие дополнения по объектам:
производство, в т. ч., для собственных нужд, электроэнергии (с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и горячей воды (с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час), при условии отсутствия сбросов промышленных сточных вод и загрязняющих веществ
добыча подземных вод, при отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов в окружающую среду, либо для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки)
строительство капитальных объектов длительностью менее шести месяцев.
Законодатель исключил из 4 раздела формулировку «газообразное топливо». Теперь все котельные, которые соответствуют критериям, относятся к IV категории.
Пообъектное сравнение изменений в критериях НВОС вы можете скачать по ссылке в конце статьи.
Что делать природопользователям, если объект НВОС уже поставлен на учет?
Пока ничего не делать и жить с тем, что есть. Логика такого утверждения следующая.
1. Если категория объекта НВОС по новым критериям не изменилась, то и переживать не нужно. Хозяйствующий субъект свои обязательства по предоставлению достоверных данных в Реестр НВОС выполнил.
2. Категория объекта изменилась. Рассмотрим самый страшный случай, когда она выросла до I и попала под действие федерального государственного экологического надзора, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903. Ранее объект был внесен в Реестр НВОС на региональном уровне.
Согласно п. 7.1 ст. 65 Закона № 7-ФЗ, федеральный экологический надзор распространяется на всю деятельность юридического лица или ИП, если хотя бы один объект соответствует критериям ПП № 903.
2.1. Правила создания и ведения Реестра НВОС в ред. Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 не предусматривают актуализацию сведений при изменении критериев категорирования. Все случаи, когда можно поменять данные по уже учтенному объекту, приведены в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ:
замена организации или ИП, которые ведут хозяйственную деятельность на объекте НВОС
реорганизация ЮЛ в форме присоединения
изменение адреса ЮЛ или Ф.И.О., места жительства, реквизитов документов ИП
смена адреса объекта НВОС
изменения в характеристиках технологических процессов, источников загрязнения, очистных сооружений, устройств по использованию, обезвреживанию и размещению отходов.
Данные в Реестре НВОС не меняют, если у предпринимателя не возникло хотя бы одно из перечисленных условий.
2.2. Росприроднадзор, как держатель Реестра НВОС, подтверждает данную позицию. Он указывает, что перечень оснований для внесения изменений в данные учета по ст. 69.2 Закона закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Статья 7.1 этого же Закона в него не входит.
Вы можете ознакомиться с позицией Росприроднадзора на официальном сайте ведомства, в рубрике «Часто задаваемые вопросы», или скачать текст разъяснения по ссылке в конце статьи.
Проект новых правил учета НВОС
Минприроды России подготовил проект новых Правил создания и ведения Реестра НВОС, в котором предусмотрена возможность изменения категории объекта при вступлении в силу новых критериев. Документ размещен на официальном портале публикации проектов нормативных актов 21 мая 2021 года, анонсирован на сайте ведомства.
Пункты 32-33 проекта устанавливают, что при изменении критериев категорирования НВОС территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают актуализацию сведений в реестрах, выдают предпринимателю новое свидетельство о постановке на учет. Срок — 6 месяцев со дня вступления в силу НПА. Активное участие владельца объекта в этой процедуре не предусмотрено.
Так что мы советуем предпринимателям, которым «повезло» попасть по новым критериям в сферу федерального экологического надзора, не переживать и ждать изменений в нормативном регулировании. Есть риск, что у отдельных инспекторов Росприроднадзора в регионах возникнет соблазн привлечь природопользователей к ответственности за неподачу заявления об актуализации данных в Реестре. Переубедить их помогут документы, ссылки на которые мы привели в конце статьи.
Как определить к какой категории нвос относится предприятие
Государственный кадастр отходов
Государственный реестр объектов размещения отходов
Федеральный классификационный каталог отходов
Заполнить заявку на размещение уведомления о проведении общественных обсуждений
Личный кабинет природопользователя
Перечень государственных услуг
Коды и реквизиты платежей
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Реестр материалов общественных обсуждений
Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий
Январь 12, 2021
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» утратило силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1496.
Новые Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (вступило в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.).
В связи с утверждением новых Критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к определенной категории, в том числе по объектам, ранее не относящимся ни к одному из действующих Критериев (для объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к объектам III категории, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории), Управление сообщает следующее.
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2. Федеральный закон от 10.01.2002 «7-ФЗ «Об охране окружающей среды», далее – Закон №7-ФЗ).
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 1 статьи 69.2. Закона №7-ФЗ).
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (пункт 2 статьи 69.2. Закона №7-ФЗ).
Также сообщаем, Федеральным законом от 31.07.2020 № 298-ФЗ «О внесении изменений в статью 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» внесено изменение в Закон № 7-ФЗ, согласно которому при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется только федеральный государственный экологический надзор, как и представление необходимой экологической отчетности и заявок о постановке объектов на государственный учет в Росприроднадзор.