Что такое шелл в проигрывателе виниловых пластинок
По уровню воспроизведения виниловые тракты можно разделить на четыре уровня.
Первый – базовый. Это проигрыватель виниловых дисков, который позволяет слушать формат LP, но не только не дает никаких преимуществ, относительно цифры, но и служит хорошим поводом оказывать цифре предпочтение. Думаю, не ошибусь, если скажу, что к первому уровню можно отнести больше половины всех виниловых трактов. Восемьдесят процентов новодельных проигрывателей, львиная доля серийных фонокорректоров, все современные картриджи в бюджете до 1000 долларов и примерно три четверти винтажных вертушек – все это основа трактов первого уровня, после прослушивания которых любители музыки пишут на форумах сообщения вроде: «Винил звучит не лучше цифры. Это просто фетиш и объект коллекционирования. Цифра звонче и динамичнее. Винил – тухляк, мыло, да еще с потрескиванием».
Второй уровень – это приличные проигрыватели с удачными фонокорректорами, как правило, авторских разработок. Чаще всего на втором уровне выступают винтажные прямоприводные проигрыватели с хорошими тонармами и правильно подобранными ММ картриджами. Звучат тракты второго уровня приятнее цифры, и наличие такого тракта уже оправдывает коллекционирование пластинок. Тракт второго уровня можно построить относительно недорого, и в статье ПРОИГРЫВАТЕЛЬ МЕЧТЫ ОТ HIENDMUSIC изложены основные принципы таких сетапов.
Третий уровень – максимум, который можно выжать из винила, не разоряясь на топовый проигрыватель и не пускаясь на аудиофильские ухищрения вроде специальной проводки в тонарм или отдельно стоящей армбазы. Винтажная прямоприводная или роликовая вертушка верхних серий, хороший МС картридж от 1200$, удачный авторский или топовый брендовый фонокорректор, хороший повышающий трансформатор – вот слагаемые, из которых состоит виниловый тракт третьего уровня. Музыкальное наслаждение гарантировано!
На странице ТЕСТОВЫХ ОЦИФРОВОК представлены все перечисленные варианты.
Файлы записаны в формате DSD. Для прослушивания этого формата вы можете скачать Foobar c предустановленным DSD плагином. Слушать файлы нужно только на стереосистеме, ни в коем случае не через наушники!
Можно ли подняться выше третьего уровня, и есть ли в этом смысл? Да, если музыка для вас – главное увлечение, граничащее с помешательством. Поверьте, получать огромное удовольствие от прослушивания пластинок можно и с трактом второго уровня, а уж третий способен уносить в музыкальную нирвану. Все, что выше этого – глубокая аудиофилия, помноженная на маниакальное стремление к абсолюту. Если вы считаете, что это для вас, перечислю семь последовательных шагов, каждый из которых будет поднимать ваш виниловый тракт выше и выше.
Все шаги проиллюстрированы оцифровками «до и после», сделанными в формате dsd. Для прослушивания файлов в этом формате вы можете скачать foobar с предустановленным плагином и не забывайте, что оцифровка – всего лишь тень винилового звучания.
ВТОРОЙ ШАГ – апгрейд проводки тонарма. Съемный шелл удобен, чтобы быстро переставлять картриджи, но если вы хотите бескомпромиссный звук, придется от этого удобства избавиться. Цельная проводка без единого разъема, которая берет начало от контактов картриджа и заканчивается «тюльпанами» фонокабеля, улучшит разрешение проигрывателя на порядок. Разумеется, кабели должны быть как можно более качественными.
По ссылке можно скачать два трека, записанных с одного и того же проигрывателя. В первом случае в тонарме SME установлена серебряная моножильная проводка и подключен фонокабель Acrolink, но в цепи присутствуют два разъема – 4-pin в месте крепления шелла и RCA в месте подключения фонокабеля. Во втором случае в тонарме установлена сплошная проводка от hiendmusic. И кстати, о шеллах. Если уж делать шелл несъемным, то ставить нужно обязательно деревянный – с таким шеллом звучание получается намного более естественным. Хорошие деревянные шеллы делает компания Yamamoto.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ – замена штатного пассика на кевларовую нить. Эта опция возможна для проигрывателей с отдельно стоящим мотором и регулировкой скорости вращения двигателя. Звучание вертушки с нитью точнее и динамичнее, чем с обычным пассиком. Приборные изменения показывают уменьшение коэффициента детонации в два раза. Впрочем, с родными пассиками звук может показаться вальяжнее и жирнее, поэтому установка нити – дело вкуса. В любом случае, хорошо, когда такая возможность имеется.
ПЯТЫЙ ШАГ – бескомпромиссный фонокорректор и повышающий трансформатор. Hiendmusic тестировал множество корректоров и результаты теста изложены в статье ВЕЛИКАЯ БИТВА КОРРЕКТОРОВ.
ШЕСТОЙ ШАГ — установка тонарма на отдельно стоящую стойку-башню. Эта мера полностью отвязывает тонарм от всех источников вибрации и улучшает резонансные характеристики связки тонарм/картридж. База тонарма вытачивается из латуни и устанавливается на деревянную опору с резиновыми ножками. Между базой и опорой ставятся войлочные прокладки — такие же, как между гранитной и мраморной плитами. Результат — более фундаментальный, чистый, наполненный звук. По ссылке можно скачать два трека, записанных на одном виниловом тракте. В первом случае тонарм SME 3009 установлен на бронзовой базе проигрывателя, во втором — на описанной выше стойке-башне.
СЕДЬМОЙ ШАГ – установка 12 дюймового тонарма. Канавки нарезаются на диск тангенциальным резцом и поворотный тонарм имеет угловую ошибку – более длинный тонарм имеет радиус поворота ближе к прямой линии, поэтому угловая ошибка меньше. Длинный тонарм традиционно имеет большую эффективную массу, поэтому подходит не для всех картриджей. По ссылке записаны два трека – в первом случае картридж Air Tight PC3 установлен на тонарм SME 3009, во втором – на SME 3012. Бас и сепарация между средними и высокими частотами лучше с тонармом 3012, но звучание картриджа с 3009 более воздушное и певучее. Проблема в том, что для данного картриджа тонарм SME 3012 тяжеловат. Намного лучше использовать с ним более легкий 12 дюймовый тонарм Morch DP8. По ссылке выложены тестовые треки, записанные с этим тонармом.
Виниловый проигрыватель для начинающих: картриджи и шелы
Вы купили проигрыватель винила или близки к такому решение и наверное обратили внимание, что довольно много предложений выглядит так, как на картинке ниже:
В данных примерах отчетливо видно, что проигрывателю не хватает шела. Т.е. продают аппарат без шела и соответственно без картриджа. Но начнем по порядку.
Шел — это держатель картриджа, некая конструкция к которой прикручивается картридж.
Выглядит он примерно вот так:
Вот шел лежит с уже прикрученным к нему картриджем.
Шел в конечном итоге устанавливается на тонарм — такая длинная прямая или S-образная палка с помощью специального удобного крепления находящегося на тонарме.
Смотрите примеры тонармов на картинке с уже установленными шелами и без:
Это S-образные тонармы, а это прямые:
Сейчас любят нести всякую пургу про то, что лучшая вертушка с прямым тонармом, да еще и с пасиком на приводе, но просто знайте, всегда ценились вертушки именно с прямым приводом (Direct Drive, DD) и с S-образным тонармом, который обеспечивает лучшее перемещение иглы по всей поверхности диска от начала до конца. Если это не так, и вертушка с прямым тонармом, то она должна быть не простой, а с серводвигателями и миникомпьютером, который будет точно выверять движение иглы — яркий пример — достойная недорогая машинка Victor QL-Y44F
Здесь прямой тонарм компенсирован микрокомпьютером и сервоприводами в тонарме.
Еще один пример сервопривода на вертушке Denon DP-37F:
Более дорогие модели имеют еще более навороченную систему:
Видите насколько массивным стал блок расположения сервоприводов на тонарме (внутри они выглядят такими намотанными кружочками из проволоки)
Другой вариант достижения того же — S-образный тонарм:
Как видите примитивный противовес из грузика и S-образный тонарм в купе с массивным непоколебимым основанием и тяжелым диском способны обеспечить достойное воспроизведение.
Самая доступная классика уже много лет — это безусловно Techncis SL-1200
Несмотря на пластмассовый вид, он действительно пластмассовый,. как говорят из композитного материала, но пластмасса эта больше похожа на камень в реальности — аппарат очень тяжелый — килограмм 12.
Но он тоже очень простой, не полный автомат, для меня, как пользователя это совсем не плюс, а неудобство, так как винил вообще не очень комфортный вид прослушивания — вам нужно постоянно отвлекаться от этого приятного занятия бегая и переворачивая пластинки каждые 15-20 минут и протирая их от пыли. Скорее не прослушивание, а занятие уборкой.
Есть много пуристов,которым достаточно прямой палки и убогого грузика на ней + втирание по ушам про тонарм из кевлара, но стоит попробовать настоящую нормальную японскую вертушку, и все эти бредни пиара разобьются о реальность.
Но возвратимся к шелам. Как видите шелов существует много и по виду вроде бы они похожие, но как бы не так.
Хотя в шеле есть длинные пазы, позволяющие разместить и закрепить картридж в разном положении по горизонтали (ближе к тонарму или дальше), но есть такие вертушки, которые пытались выпрыгнуть из штанов в момент своего создания и оснащены нестандартными не только шелами, но и креплениями этих шелов. Один из таких примеров — шелы к вертушке Denon DP-37F или Denon DP-45F.
Вы видите какой шел короткий? Если вам предлагают такую вертушку без шела, то найти на нее ее особый шел будем довольно проблематично. Сторонний шел не подходит по креплениям, а кроме того сам картридж будет дальше чем нужно и не будет попадать нормально в дорожки.
На моем фото — дальний шел с картриджем Audio Technica AT-91 не подойдет к вертушке Denon DP-54F, а на ближний родной шел вполне можно перекрутить картридж с несовместимого шела.
Т.е. из этого следует, что шелы бывают разные и при выборе вертушки без шела, нужно знать какой у нее родной шел. К счастью многие вертушки по шелам более менее стандартизированы (но далеко не все).
Итак шел у вертушки есть, но многие на зарубежных площадках предлагают вертушки без картриджа.
Что такое картридж?
Картридж, или головка звукоснимателя — это устройство преобразующее механическую энергию (трение иглы о виниловый диск) в электрическую (звук).
Картриджи внутри бывают с подвижным магнитом (ММ, самые популярные и дешевые) и с подвижной катушкой (МС).
Приведу выдержку с сайта audiomania.ru:
«Звукосниматель (картридж) MM-типа вырабатывает сигнал значительно большей амплитуды, чем MC-головка. Но ввиду того, что игла в нем механически связана с более тяжелым магнитом, ММ обладает худшими динамическими и частотными характеристиками.
По принципу действия звукосниматели делятся на головки с подвижным магнитом (MM) и подвижной катушкой (MC). Соответственно, в первом случае игла связана с магнитом, который перемещается внутри катушки индуктивности, а во втором — с катушкой, которая движется в поле постоянного магнита.»
Картриджи MC стоят дороже, требуют сложный фонокорректор. Особенность их работы аналогично я приведу с определения сайта audiomania.ru:
«MC-головки существенно сложнее в изготовлении. Кроме того, MM-звукосниматели обычно оснащаются сменной иглой, что значительно удешевляет их обслуживание, в то время как иглу в звукоснимающих головках типа MC из-за его конструкции самостоятельно заменить нельзя.»
В любом случае, если вы решили выбрать картридж МС высокого класса (а дешевые МС врятли превзойдут хорошие картриджи типа ММ), то должны озаботится тем фактом, что ваш усилитель должен обладать фонокорректором поддерживающим MC-тип картриджей (стандартно массово поддерживается ММ тип, хотя многие популярные усилители, например Pioneer A-717, поддерживают этот тип картриджей). Другой вариант купить внешний фонокорректор с заведомо лучшим качеством.
Скорее всего ваш выбор будет в области картриджей ММ-типа. таких картриджей довольно много — их выпускает или выпускали множество фирм. Т.е. если вы купили винтажную вертушку с рук, то это не значит, что вам нужно искать именно старый картридж, тем более там может оказаться задубевший амортизатор кантилевера.
Что такое кантилевер — по простому — это металическая палочка к которой приварен кончик иглы. Кончик иглы может быть металлическим или алмазным. Алмазный разумеется более долговечный. так же кончик иглы может быть в виде конуса (самый плохой), в виде овала и шарообразный (лучшие варианты).
Кантилевер под микроскопом
Я так понимаю вам будет немного непонятно, поэтому приведу наглядные картинки:
Довольно популярны дешевые современные картриджи Audio-techinca AT-91
При цене около 2000 руб они успешно заменяют и звучат не хуже советских всем известных картриджей ГЗМ.
Более дорогие картриджи дают лучший звук, так как чем лучше работает магнит в таком картридже, тем разнообразней по нюансам звучание вы получаете:
Картридж Audio Technics AT150
Картридж Audio Technics AT450
Картриджи Grado
Картриджи Ortofon
Вот так выглядят при желании разработчика картриджи МС:
Ну смысл вроде понятен.
Как уже отмечалось у картриджей ММ можно менять иглы. Это важно, так как игла очень быстро стирается, и буквально через полгода вы отметите ухудшение звучания, станет меньше высоких частот, звук будет более грязным и крикливым — причина этого — сточившаяся игла. Вам нужно будет заменить иглу. Самое простое, как это сделать — купить вставку именно для вашего картриджа. Эта вставка с иглой надевается просто на картридж. Выглядит это вот так:
Сама вставка так же может быть прикрыта как съемным защитным колпачком, так и сдвигаемым вверх.
Думаю ясно, что каждому картриджу нужна его уникальная вставка с иглой. Некоторые вставки подходят к разным картриджам.
Итак, у вас есть шел, у вас есть картридж со вставкой, нужно его закрепить на шел.
Это делается вот так:
Прежде чем закрепить картридж на шеле, нужно сперва правильно подключить 4 проводка. Они подключаются, по крайней мере в тех моделях, что у меня были, следующим образом:
Т.е если смотреть на картридж сверху и держать его так, что игла от вас как можно дальше, то
справа сверху — синий
слева сверху — зеленый
Справа снизу — белый
Слева снизу — красный провод.
Постарайтесь как можно качественнее закрепить — контакт в этой области важен. Или например вы купили проигрыватель с картриджем, а звук барахлит — очень возможно, что именно плохой контакт в этой области — отсоедините, протрите контакты спиртом или контакткленом и соедините назад. если картридж исправен, то проблемы пропадут.
Когда вы подключили проводки, вам нужно закрепить картридж на шеле. Обычно от тонарма до кончика иглы должно быть расстояние 5 см.
Выставьте 5 см отмерив линейкой и закрутите болтики. Если у вас нет таких болтиков с гаечками, то вы немного попали. Так как это не простые болтики, а изготовленные из немагнитных материалов, чтобы они не мешали работе электромагнита внутри картриджа. Вам нужно поискать немагнитные болтики и гаечки. Их продают на зарубежных аукционах, но так же посмотрите в хозтоварах, есть такие планочки креплений для электропроводки, на них могут быть немагнитные болтики с гаечками. Проверить это легко — поднеся магнит, магнитится не должно.
Когда вы крепите картридж еще важно, чтобы игла была абсолютно перпендикулярна плоскости (это называется установка азимута), смотрите картинку:
На данный момент ваш проигрыватель уже должен быть с настроенным картриджем/шелом. Для садомазо и перфекционистов есть еще много настроек, которые стоило провести на этой фазе, но если это вам нужно, вы найдете информацию сами, моей информации вполне достаточно для стандартных любителей музыки не играющих со своим разумом.
На следующем шаге мы будем настраивать тонарм, противовесы и антискейтинг.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
7 Комментарии
Спасибо,вам за вашу прекрасную статью,мне как новичку в виниле она оказалась очень полезной,жду продолжения виниловой темы.
Супер. Нигде в интернете не видел столь подробной информации о виниле. Обычно всё разрозненно, без фото, но при этом с кучей терминов, поэтому зачастую очень сложно понять новичку, а тут всё понятно.
Ok!! Вот так и нужно для новичков )
Владимир с дружественного сайта http://аналогсаунд.рф внес свои дополнения и уточнения, на новой неделе выложу его статью. Он сделал дополнение для более матерых любителей винила, которые положили глаз на элитные модели, исходя из его обширного опыта.
чем лучше головки мс чем мм не знает никто. чем хуже знают все.
по мне так вставки с конусом гораздо приемлемы чем эллипс проще в установке и уверенно ведут себя. проверенно. имею штук 40 винтажных головок без вставок покупка реплик всегда лотерея поэтому надо очень внимательно подходить к этому вопросу. как то хотел купить сменную вставку на шур-15 тип 4 нашел jico пишут что не уступает оригиналу судя по цене таки не должна уступать более 300$
подумал зачем огород городить. прочитал в сети что вставки шур от 3 типа подходят к 4 только не будет щеточки…а она вообще то нужна. думаю нет.
нашел немца таккера рейтинг продаж бешенный рейтинг 100% цена с доставкой 20$
купил получил осмотрел сделанно очень аккуратно немец пишет made in japan
попробовал включил звучит очень хорошо даже без притирки часов через 10 заиграла почти как оригинал.вот и мораль зачем вестись на поводу рекламы.
Добрый день! Помогите выбрать проигрыватель винила.
Pioneer PL-A500S
Sony PS-X6
Trio KP-R 405MK2
Technics SL-55
Technics SL-1900
Technics SL-1500
Pioneer PL-1100
Sansui xr-q5
Оставить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
ANALOG SOUND |
Винил начинающим, часть 1. |
Виниловый проигрыватель для начинающих
Вы купили проигрыватель винила или близки к такому решение и наверное обратили внимание,
что довольно много предложений выглядит так, как на картинке ниже:
В данном примере отчетливо видно, что проигрывателю не хватает шела. Т.е. продают аппарат без шела
и соответственно без картриджа. Но начнем по порядку.
Шел — это держатель картриджа, некая конструкция к которой прикручивается картридж.
Выглядит он примерно вот так:
Вот шел лежит с уже прикрученным к нему картриджем.
Шел в конечном итоге устанавливается на тонарм — такая длинная прямая или S-образная палка с
помощью специального удобного крепления находящегося на тонарме.
В данном разделе (Винил для начинающих) мы не станем вдаваться в подробности уровня шел,
используемых на нем проводовю Это уже для продвинутыж виниловодов и имеет такое же
Бывает проигрыватель с S-образным тонарм (соответственно со съёмным шел типа-sme)
С шел прикрученным
На данной модели нет шел, он является единым целым с тонарм и съемным является тонарм,
для удобства замены картриджа.
Так же есть аппараты с прямым тонарм и съемным шел, в таких моделях свой шел под
Ведется много споров, какой тонарм лучше? Прямой!? S-Образный!?
Да не важно это! В любом варианте мы имеем точку А-начало тонарм и Б-его окончание.
Он не изменяет свою форму при движении по пластинке! S-образный тонарм для увеличения эффективной
длинны, не увеличивая глубину аппарата, чтоб вместить прямой тонарм
Мы говорим о первом опыте использования винила, поэтому пропустим подробности.
Далее много споров какой?
поднимется и вернется на место, двигатель остановится)
и вот его представитель Victor QL-Y55F
полуавтомат? ( мы руками ставим тонарм на начало пластинки-нажимаем пуск-нажимает микролифт
опускание тонарм-отслушав пластинку, аппарат поднимет тонарм и остановит двигатель, далее руками
мы ставим тонарм на место)
Самая многочисленная категория, самая востребованная.
Полностью ручной ( все делаем руками, ни какой электроники)
Это уже легендарный Techncis SL-1200, есть несколько модификаций, их отличают мелочи!
по сути это все один аппарат! Сильно распиарен из за своей надежности, в быту это перебор,
-это возможно из за особенности его прямого привода.
Для домашнего использования любой из перечисленных надежен, красив, точен!
Здесь каждый выбирает для себя в силу удобства использования! Не что не повлияет на
работоспособность, звук!! Некоторые аппараты интересны и дорогие, скорее уже имея коллекционную ценность.
Настроить их и получить высого уровня звук сложнее и к этому необходимо пройти путь
либо это механические часы, но уже с автоподзаводом, либо кварц!
Это скорее идет от внутренних ощущений и желания!
Вот еще одна точка предкновения споров! Что взять? Что лучше?!
—прямой привод (Direct Drive, DD)??
— Пасиковый, как MICRO BL-серии или старый Thorens
Все это так же является внутренним ощущением! Не важно это! Кому что греет душу!
Удобство использования ( например пасик порвался! Это поиск, покупка!) Ролик-это более
частое обслуживание и тд!
При использовании аппаратов приличного класса можно и как первый купить в любом исполнении.
прямой привод (Direct Drive, DD) для начинающего проще удобней!
И так шел у вертушки есть, но многие предлагают вертушки без картриджа.
Что такое картридж?
Картридж, или головка звукоснимателя — это устройство преобразующее механическую энергию
(трение иглы о виниловый диск) в электрическую (звук).
Картриджи внутри бывают с подвижным магнитом (ММ, самые популярные и дешевые) и
с подвижной катушкой (МС).
Приведу выдержку с сайта audiomania.ru:
«Звукосниматель (картридж) MM-типа вырабатывает сигнал значительно большей амплитуды
, чем MC-головка. Но ввиду того, что игла в нем механически связана с более тяжелым магнитом,
ММ обладает худшими динамическими и частотными характеристиками.
По принципу действия звукосниматели делятся на головки с подвижным магнитом (MM)
и подвижной катушкой (MC).
Соответственно, в первом случае игла связана с магнитом, который перемещается внутри катушки
индуктивности, а во втором — с катушкой, которая движется в поле постоянного магнита.»
Картриджи MC стоят дороже, требуют сложный фонокорректор. Особенность их работы аналогично
я приведу с определения сайта audiomania.ru:
«MC-головки существенно сложнее в изготовлении. Кроме того, MM-звукосниматели обычно оснащаются
сменной иглой, что значительно удешевляет их обслуживание, в то время как иглу в звукоснимающих головках
типа MC из-за его конструкции самостоятельно заменить нельзя.»
В любом случае, если вы решили выбрать картридж МС высокого класса
(а дешевые МС врятли превзойдут хорошие картриджи типа ММ),
то должны озаботится тем фактом, что ваш усилитель должен обладать фонокорректором поддерживающим
MC-тип картриджей (стандартно массово поддерживается ММ тип
, хотя многие популярные усилители, например Pioneer A-717, поддерживают этот тип картриджей).
Другой вариант купить внешний фонокорректор с заведомо лучшим качеством.
Скорее всего ваш выбор будет в области картриджей ММ-типа.
таких картриджей довольно много — их выпускает или выпускали множество фирм.
Т.е. если вы купили винтажную вертушку с рук, то это не значит, что вам нужно искать именно старый картридж,
тем более там может оказаться задубевший амортизатор кантилевера.
Что такое кантилевер — по простому — это металическая палочка к которой приварен кончик иглы.
Кончик иглы может быть металлическим или алмазным.
Алмазный разумеется более долговечный. так же кончик иглы может быть в виде конуса
(самый плохой), в виде овала и шарообразный (лучшие варианты).
Кантилевер под микроскопом
Я так понимаю вам будет немного непонятно, поэтому приведу наглядные картинки:
Довольно популярны дешевые современные картриджи Audio-techinca AT-91
При цене около 2000 руб они успешно заменяют и звучат не хуже советских всем известных картриджей ГЗМ.
Более дорогие картриджи дают лучший звук, так как чем лучше работает магнит в таком картридже,
тем разнообразней по нюансам звучание вы получаете:
Один из самых интересных ММ в бюджете (не остаться без штанов) имеет отличное звучание это:
Картридж Audio Technics AT150mlx
Далее масса вариантов:
Вот так выглядят при желании разработчика картриджи МС:
В общем это отдельная темя для поиска размышления и выбора!
смысл вроде понятен.
Как уже отмечалось у картриджей ММ можно менять иглы.
Это важно, так как игла стирается со временем, и через некоторое время,
в зависимости от частоты использования ( в среднем год-два) вы отметите ухудшение звучания,
станет меньше высоких частот, звук будет более грязным и крикливым — причина этого
— сточившаяся игла. Вам нужно будет заменить иглу. Самое простое, как это сделать
— купить вставку именно для вашего картриджа. Эта вставка с иглой надевается просто на картридж.
Выглядит это вот так:
Сама вставка так же может быть прикрыта как съемным защитным колпачком, так и сдвигаемым вверх.
Думаю ясно, что каждому картриджу нужна его уникальная вставка с иглой.
Некоторые вставки подходят к разным картриджам.
Итак, у вас есть шел, у вас есть картридж со вставкой, нужно его закрепить на шел.
Это делается вот так:
Прежде чем закрепить картридж на шеле, нужно сперва правильно подключить 4 проводка.
Они подключаются, по крайней мере в тех моделях, что у меня были, следующим образом:
Т.е если смотреть на картридж сверху и держать его так, что игла от вас как можно дальше, то
справа сверху — синий (земля левого канала)
слева сверху — зеленый (земля правого канало)
Справа снизу — белый L-канал (левй)
Слева снизу — красный провод. R-канал (правый)
В любом случае это просто и на картридже есть либо метки цветов по проводам,
Постарайтесь как можно качественнее закрепить — контакт в этой области важен.
Или например вы купили проигрыватель с картриджем, а звук барахлит — очень возможно,
что именно плохой контакт в этой области — отсоедините, протрите контакты спиртом или
контакткленом и соедините назад. если картридж исправен, то проблемы пропадут.
Когда вы подключили проводки, вам нужно закрепить картридж на шеле.
Обычно от тонарма до кончика иглы должно быть расстояние 5 см.
Выставьте 5 см отмерив линейкой и закрутите болтики. Если у вас нет таких болтиков с гаечками,
то вы немного попали. Так как это не простые болтики, а изготовленные из немагнитных материалов,
чтобы они не мешали работе электромагнита внутри картриджа.
Вам нужно поискать немагнитные болтики и гаечки. Их продают на зарубежных аукционах
, но так же посмотрите в хозтоварах, есть такие планочки креплений для электропроводки,
на них могут быть немагнитные болтики с гаечками. Проверить это легко — поднеся магнит,
магнитится не должно.
Когда вы крепите картридж еще важно, чтобы игла была абсолютно перпендикулярна плоскости
(это называется установка азимута), смотрите картинку:
а данный момент ваш проигрыватель уже должен быть с настроенным картриджем/шелом.
Для садомазо и перфекционистов есть еще много настроек, которые стоило провести на этой фазе,
но если это вам нужно, вы найдете информацию сами, моей информации вполне достаточно-Мы
рассматриваем НАЧАЛО, Первое преобретение ХОРОШЕГО ПРОИГРЫВАТЕЛЯ!
для стандартных любителей музыки не играющих со своим разумом.
На следующем шаге мы будем настраивать тонарм по высоте, противовесы и антискейтинг.
Следующим шагом станет выставление высоты тонарма.
При опущенной игле трубка тонарма должна принимать горизонтальное положение,
проходить точно параллельно виниловой пластинке. Настройку можно произвести на глаз,
а можно воспользоваться линейкой или транспортиром, поставив их для лучшей ориентировки на
неподвижный диск проигрывателя.
Для этого изначально ослабили зажимные шестигранники см фото
Подняв или наоборот опустив тонарм, обратно затягиваем!
в одну из сторон мы либо поднимаем или опускаем тонарм.
вот на фото под тонарм большой круг, который имеет резьбу и может соотвествено поднимать или
В общем варианты реализации разные, но суть понятна.
Регулировка прижимной силы – это самое простое: при помощи противовеса производится
балансировка тонарма с прикрепленным звукоснимателем (защитный колпачок с иглы предварительно снять).
Груз поворачивается до тех пор, пока трубка тонарма не придет в равновесное состояние.
Вот на фото видно, что тонарм находится в равновесии и не клонится ни в одну из сторон
относительно своего крепления. ( как механические весы)
Затем в соответствии со значениями, которые указывает производитель звукоснимателя,
выставляется прижимная сила. Для этого предусмотрена шкала точной настройки.
Которая на грузе противовеса. Рекомендованную силу прижима смотрим в инструкции к картриджу!
Последний критический параметр настройки, который можно оптимизировать
при помощи тестовой записи, это anti-skate (система антискатывания).
Мы не станем так глубоко и рекомендация одна. anti-skate (система антискатывания)=прижимной силе!
Так называемая сила скатывания является вектором силы, направляющей тонарм к центру пластинки,
когда головка располагается под углом к трубке тонарма, сила скатывания постепенно меняется вдоль
поверхности записи, вот пружинка закрепленная к нашему регулятору так же постепенно все более
растягивается по мере перемещения тонарм к центру пластинки и все более компенсирует
На проигрывателях она может быть в виде регулятора со шкалой
Вот на Denon DP-55L справа от тонарм крутик со шкалой:
на Victor QL-A75 это черный круг со шкалой в районе основания тонарм:
Есть еще вариант борьбы со скатывающей силой.
Это грузик на леске закрепленный к тонарм, по мере движения тонарм, грузик поднимется, тем самым создавая
все большее сопротивление.
Такая реализация применяется на многих Mikro Seici, на Yamaha GT-750, вот пример фото.
На данный момент ваш проигрыватель уже должен быть с настроенным,
картриджем/шелом. Для садомазо и перфекционистов есть еще много настроек,
которые стоило провести на этой фазе, но если это вам нужно, вы найдете информацию сами,
моей информации вполне достаточно для стандартных любителей музыки не играющих со своим разумом.
- что делать если туфли немного большеваты
- Что такое плеть в ржд